Поделиться
Одному поплохеет, другой надорвется?
Поделиться

Эксперт о том, нужно ли разъединять Хабаровск и Владивосток - или, наоборот, соединять

-

Владивосток и Хабаровск – два самых развитых города Дальнего Востока, конкурирующие между собой за лояльность федерального центра и бюджетные вливания. Вялотекущая конкуренция обострилась после того, как в Хабаровском крае был избран губернатор, не угодный Кремлю, а новый приморский врио главы региона подкинул идею о переносе столицы. Вчера ее одобрил президент РФ Владимир Путин. Так что же теперь ждать этим городам?

Исторически и географически сложилось, что Хабаровск является центром координации и согласования деятельности субъектов федерации Дальневосточного федерального округа. И здесь, а не в Москве, должен быть центр принятия решений и должно располагаться Министерство по развитию Дальнего Востока. А Владивосток, став в 1991 году «открытым» городом, оказался привлекательным для иностранных представительств. Здесь находится более двадцати консульских учреждений, состоялся форум АТЭС, проходит Восточный экономический форум. То есть, за эти годы Владивосток стал площадкой международных коммуникаций, связав Россию, страны Европы со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Таким образом, Хабаровск является столицей Дальнего Востока, а Владивосток – столица Тихоокеанской России. Обе задачи непростые и масштабные, и каждая из них требует концентрации усилий для достижения значимых результатов.

С переносом столицы ДФО проигрывают оба города. Хабаровск, потеряв свое назначение, станет меняться в худшую сторону. А Владивосток, перегруженный двумя масштабными задачами, может просто надорваться.

Функция управления, координации и согласования деятельности всех субъектов ДФО, территория которого семь миллионов квадратных километров, четыре часовых пояса – площадь материка Австралия – задача крайне сложная, и требует больших затрат на ее осуществление.

Перетащить во Владивосток административные функции столицы Дальнего Востока при активной поддержке федерального центра, да еще накануне повторных выборов, дело не хитрое. 

А вот поставить задачу привлечь сюда штаб-квартиры транснациональных корпораций, международные банки, страховые компании, крупный бизнес, решать задачи, связанные с развитием портов, судоходства, машиностроения, наконец, предложить Сингапуру поделиться частью функций АТЭС, - тут авторитета администрации президента недостаточно. 

Вспомните, кто и как начинал отстраивать Владивосток на рубеже 20-го столетия: Кунст и Альберс, Бринеры и многие другие, чьи следы остались до нашего времени. Обратите внимание на аргументы, которые приводятся в обоснование принятого решения: речь идет исключительно о международных функциях, не имеющих отношения к территории Дальнего Востока. Владивосток должен делать все, что относится к налаживанию коммуникаций между Россией, российским бизнесом и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. И это другая и очень важная задача.

Разумеется, городу нужны финансовые вливания на придание ему черт Мирового города, но статус столицы Дальнего Востока не предусмотрен ни в каком бюджете. Владивосток и сегодня зарабатывает более 50 млрд рублей, тогда как на жизнь ему оставляют не более 15 млрд руб., а если вспомнить, что через Владивостокскую таможню мимо нас проходит 130 млрд руб. – вот он, импульс развития! Так может, вопрос необходимо ставить о придании ему статуса города федерального подчинения, Восточной столицы России, Тихоокеанской России?

Конкуренция между Владивостоком и Хабаровском определенным образом поддерживает в форме каждый из них, задает импульс развития, но данное решение может оказаться не на пользу ни одному, ни другому. 

Китайцы предложили построить скоростную железную дорогу от Харбина до Владивостока, а у нас в планах есть намерение построить скоростную дорогу от Владивостока до Хабаровска, чтобы в течение дня можно было обернуться туда и обратно. Так же, как на западе сложилась связка между Москвой и Питером, так и на востоке нужно создавать Мировой город на основе наших двух городов. Эта амбициозная задача требует иной пространственной организации юга Дальнего Востока: обеспечить прорыв можно только при максимальной концентрации ресурсов и объединении усилий наших двух городов.

 

 

Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов