Поделиться
Офшоры, вэлком хоум!
Поделиться

Почему офшор на острове Русском ждет большое будущее

Президентом России 3 августа 2018 года был подписан пакет законов, предусматривающих создание специальных административных районов (САР) с особыми условиями ведения хозяйственной деятельности для иностранных компаний и возможностью создания международных фондов. По оценкам экспертов, эксперимент, длившийся три года, можно считать успешным. Как развивается дальневосточный офшор, почему 2021 год стал прорывным для САРов, и какие проблемы мешают деофшоризации российских компаний – в материале EastRussia.

Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики

Притяжение капиталов

Сейчас в России действуют два САРа. Это острова Русский (Владивосток) и Октябрьский (Калининград). В обоих САРах на данный момент зарегистрировано 47 компаний (на о. Русский - четыре), Резиденты САР привлекли свыше 50 млрд. рублей инвестиций в российскую экономику, а налоговые отчисления превысили 800 млн рублей.

Сегодня «офшор» на острове Русский насчитывает четырех участников, ранее находившихся под кипрской юрисдикцией. Его первым резидентом в сентябре 2018 года стала международная компания «Финвижн Холдингс» Артура Аветисяна, основной акционер банка «Восточный».

В марте 2019 года в приморский САР зашел второй резидент – «Доналинк» угольного магната Андрея Мельниченко, главного бенефициара «Сибирской угольной энергетической компании» (СУЭК).

Прорывным можно считать 2021 год, когда на о. Русском прописались сразу два резидента. В январе туда переехала «дочка» СУЭК «СУЭК ЛТД». В мае «Роснефть» перевела под российскую юрисдикцию кипрскую компанию Colmati Trading Limited («Колмати»).

«Входной билет» в САР стоит от 50 млн рублей. Такова минимальная сумма, которую новый участник должен вложить в российскую экономику, чтобы зарегистрировать международную компанию в порядке редомициляции (смена юрисдикции при сохранении своего организационно-правового статуса и корпоративной структуры). Это могут быть инвестиции в свои дочерние структуры или любой другой бизнес. В обмен он получает налоговые преференции. Среди них – ставка 0% по доходам, полученным компанией в виде дивидендов, при условии, что на день принятия решения об их выплате она уже год владеет не менее чем 15-процентным вкладом в уставном капитале выплачивающей дивиденды организации либо депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов. Налогом в 5% облагаются доходы, полученные иностранными лицами по акциям международных холдинговых компаний, которые на дату выплаты дивидендов являются публичными.

«На сегодняшний день три резидента САР – «Финвижн Холдингс», «Доналинк» и «СУЭК ЛТД» - выполнили свои обязательства по инвестициям в размере 166 млн рублей. Могу отметить, что есть несколько компаний, которые планируют зайти в САР на острове Русский до конца года», - рассказал EastRussia директор департамента рассмотрения и анализа проектов Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Павел Шейка.

По словам собеседника, интерес к специальным административным районам вырос с принятием февральских поправок. В частности, в феврале Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, который снимает географические ограничения на редомициляцию компаний из низконалоговых юрисдикций в специальные административные районы РФ.

«Например, чтобы зайти в САР, раньше требовалось обязательное присутствие активов или аффилированных компаний в России. Сейчас эти ограничения сняты. То есть резидент может вести деятельность в нескольких государствах, но не обязательно в Российской Федерации. Соответственно, любая иностранная компания, которая имеет филиалы, представительства, бизнес как минимум в двух любых странах мира, может стать участником САРа», - поясняет Павел Шейка.

Директор Ассоциации налоговых консультантов, cоветник государственной гражданской службы 1 класса Владимир Саськов акцентирует, что, рассматривая меры именно налогового стимулирования бизнес-проектов в системе САРов Калининградской области и Приморского края, важно отметить их системный и комплексный характер.

«Налоговые преференции отнюдь не заканчиваются «нулевой ставкой по дивидендам. Они включают в себя и ряд преференций по налогу на имущество, страховым взносам и в ряде случаев даже по НДС. В этой связи необходимо отметить тот факт, что предлагаемые государством меры налогового стимулирования в значительной мере будут способствовать процессу деофшоризации. Ведь большая часть традиционных международных «налоговых гаваней» практически прекратила свое существование вследствие глобальной консолидированной позиции фискальных органов ведущих экономик мира», - говорит эксперт.

Плюс, по его словам, последовательная и системная работа российского Минфина по деофшоризации ведется, в том числе, в рамках пересмотра международных налоговых соглашений. Формируются предпосылки для переориентирования финансовых потоков из традиционных офшоров.

«Создание внутренних, российских островков налоговой привлекательности, безусловно, выступит зоной притяжения капитала. Как следствие, мы все ожидаем инвестиционного притока и, соответственно, экономического развития не только обозначенных зон, но и экономики России в целом. Задача государства на данном этапе в большей степени заключается в выработке необременительных, но эффективных механизмов контроля резидентов данных зон, в целях недопущения злоупотребления правом на широкие налоговые преференции», - комментирует Владимир Саськов.

«Основной аспект который может заинтересовать потенциальных резидентов – это, конечно же, снижение ставки налога на прибыль, а также освобождение от налога на прибыль курсовых разниц и исключение из налоговой базы доходов и расходов компаний в рамках соглашений о разделе продукции иностранных добывающих проектов. Вопросы регистрации компании не столь существенны для международных холдинговых компаний имеющих большое количество юрлиц в структуре холдинга. Наиболее интересно получить резиденство будет российским экспортерам, которые захотят снизить налоговую ставку после пересмотров налоговых соглашений РФ с Кипром и Мальтой. Ожидать приток не связанных с экономикой России резидентов не имеет смысла, учитывая санкционные риски и токсичность российского капитала», - считает Ярослав Кабаков, директор по стратегии ИК «ФИНАМ»

 

Закат кипрских офшоров

Процесс деофшоризации запущен на фоне пересмотра глобальной налоговой политики в части так называемых транзитных юрисдикций, подчеркивают эксперты.

Директор ООО "Центр независимых налоговых экспертиз" Галина Ткаченко отмечает, что ситуация стала меняться еще в 2018 году, когда правительство РФ подготовило постановление «О заключении соглашений об обмене информацией по налоговым делам». К документу прилагался перечень из 75 государств, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией.

В 2020 году Минфин России начал «крестовый поход» – ранее президент Владимир Путин поручил увеличить ставки налога на доходы с дивидендов и процентов, которые утекают в офшоры. Начались затяжные переговоры со странами транзитерами. Пересмотреть ставки согласились Мальта, Кипр и Люксембург. Сложнее оказалось с Нидерландами.

Договориться с голландскими коллегами не удалось. Владимир Путин 26 мая 2021 года подписал закон о денонсации соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН) с Нидерландами (денонсация - отказ государства от заключенного им международного договора, прим. редакции).

Что касается Кипра, то настоящим ударом для российских компаний стал протокол к соглашению об избежании двойного налогообложения с «главной офшорной зоной». Он вступил в силу в январе 2021 года. Согласно документу, ставка налога на поступающие в офшоры дивиденды выросла до стандартной российской 15%. По словам экспертов, это ознаменовало закат эпохи кипрских офшоров.

Вопрос «что делать дальше?» встал перед сотнями российских компаний, в том числе на Дальнем Востоке. Эксперты советовали, например, использовать российский субхолдинг, чтобы распределить в его пользу дивиденды с нулевой ставкой для дальнейшего реинвестирования.

Как альтернативу партнер международной аудиторской компании КПМГ в России и СНГ Александр Токарев выделяет возможность переезда в «российский офшор». Он акцентирует, что при соблюдении определенных условий в САР доходы по дивидендам, получаемым от дочерних компаний, будут облагаться нулевой ставкой. Более того, российское правительство стремится улучшить условия в отечественных «офшорах». В планах - снижение ставок по налогу на прибыль и доходы в отношении распределяемых дивидендов.

Новые интересанты

Как отмечают в Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, пока САР вызывает интерес, прежде всего, у компаний, чья деятельность связана с дальневосточным регионом.

«Либо они имеют активы на Дальнем Востоке либо ведут бизнес через компании Дальнего Востока и Сибири. География и часовые пояса играют значительную роль, влияют на скорость бизнес-процессов и стоимость ведения бизнеса. Вместе с тем появляются интересанты из центральной России», - говорит Павел Шейка.

Но законодательство о российских «офшорах» непрерывно совершенствуется. И эксперты не сомневаются, что в скором времени резидентов САР станет значительно больше, расширится география компаний, а также их отраслевое разнообразие.

22 апреля 2021 года на федеральном портале нормативно-правовых актов была размещена обновленная версия законопроекта по дополнительным налоговым льготам для международных холдинговых компаний (МХК).

Новая редакция позволяет до 2035 года применять льготы по налогу на прибыль. Ставка снижается до 5% на все пассивные доходы.

В КПМГ сообщают, что это может быть актуально для холдинговых компаний в отношении дивидендов. Сейчас они, если не выполняют условия для нулевой ставки, применяют ставку 13%. Также послабления распространяются на доходы от продажи акций либо долей компании.

Более того, игроки финансового сектора смогут воспользоваться сниженной ставкой в отношении процентов по займам (сейчас она составляет 20%). А IT-компании – в отношении доходов от объектов интеллектуальной собственности (сейчас это 20%).

С 15 до 10% снижается ставка при выплате дивидендов. С 20 до 10% - при выплате процентов и роялти (если иные ставки не предусмотрены соглашением об избежании двойного налогообложения).

В то же время, чтобы воспользоваться указанными льготами, компаниям придется раскошелиться. МХК должны будут принять на себя инвестиционные обязательства уже не на 50 млн, а не менее 350 млн рублей. Более того, их обязуют организовать офис в САР площадью не менее 100 кв. метров и нанять штат работников не менее 15 человек, постоянно или временно проживающих на территории субъекта, где расположен «офшор».

Также Минэкономразвития планирует разрешить переезд в российские специальные административные районы международным личным фондам. Главное условие – стоимость активов учредителя от 5 млрд рублей. В качестве активов рассматривается недвижимое имущество за рубежом, паи в иностранных компаниях, вклады в зарубежных банках и т.д.

Интересно, что в законопроектах прописано и развитие инфраструктуры «офшоров».

Например, резиденты смогут вкладываться в объекты социально-культурной и жилищно-коммунальной инфраструктуры, причем срок таких капитальных вложений увеличен с двух до трех лет. 

Компании меняют «прописку»

В КПМГ выделяют основные факторы, которые делают актуальной смену юрисдикции.

Это, безусловно, наличие в структуре группы компаний, которые получают пассивный доход от источников в РФ и являются налоговыми резидентами юрисдикций, заключивших с Россией соглашение об избежании двойного налогообложения.

Также переезд стоит рассмотреть, если российская компания распределяет дивиденды в пользу иностранных компаний – налоговых резидентов РФ напрямую или с применением «сквозного» подхода. Учитывая, что право на применение 0% налоговой ставки в отношении таких дивидендов отменяется с 1 января 2024 года.

Конечно, предварительно стоит внимательно проверить соответствие всем критериям для получения статуса МХК, так как здесь есть свои особенности и проблемы.

«Стоимость ведения бизнеса, общие условия в рамках САРов сейчас как минимум не хуже, чем в рамках офшоров», - подчеркивает Павел Шейка. 


Чтобы процесс редомициляции был удобен для большого бизнеса, требуется корректировка пакета законов о САР, считает Александр Абрамов, эксперт Дальневосточного федерального университета, профессор:

Эксперимент по созданию специальных административных районов, длившийся три года, можно считать успешным. «Процесс пошел».

Крупнейшие отечественные компании заинтересовались механизмом САР («Газпром», «Газпром нефть», «Сбербанк», ВТБ,  «Сибур», «Роснефть», «Северсталь», «Алроса») и рассматривают возможность редомициляции. 

Среди факторов, влияющих на принятие решения об этом: угроза введения санкций, налоговые льготы, облегченный валютный контроль.

Однако, с точки зрения крупнейшего бизнеса, чтобы процесс редомициляции был удобен для него, требуется корректировка пакета законов о САР. Такую корректировку планирует осуществить правительство России,  в нее предполагается включить:

- Расширение типов компаний, которые могут зарегистрироваться в САР.

- Исключение из налоговой базы по налогу на прибыль организаций доходов и расходов международных холдинговых компаний от участия в реализации проектов геологоразведки и добыче полезных ископаемых (что особенно актуально для Дальнего Востока (ДФО), где структура экономики такова, что добывающая промышленность вместе со связанными отраслями производит более 50% ВРП). Предполагается, что в САРах могут зарегистрироваться совместные предприятия таких компаний без создания обособленных подразделений.

- Для перерегистрации головной компании требуется согласие акционеров, что делает редомициляцию невозможной. Возможность вхождения в САРы «дочек» публичных компаний решает эту проблему, но только отчасти, так как этой поправкой могут воспользоваться только те иностранные компании, у которых акции размещены на биржах, расположенных в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Поэтому в САРах не могут быть зарегистрированы, например, «дочки» кипрских компаний (Россия также не является членом ОЭСР). Следовательно, разумным является предложение правительства России о расширении подхода для включения возможности обращения акций акционеров международных компаний не только на биржах стран ОЭСР, но и на Гонконгской, Шанхайской и Сингапурской биржах.

- Планируется также смягчение требования по неизменности состава акционеров иностранных организаций; снижение до 10% ставки по налогу на прибыль от дивидендов для непубличных компаний и освобождение от налогообложения в России доходов иностранных филиалов международных компаний, что может стать дополнительным стимулом для редомициляции компаний на территории САР.

- Участники, зарегистрированные в САР до 31 января 2024 года, смогут учесть стоимость инвестиций в дочерние компании по рыночной стоимости. Таким образом, в САР облагается только «прирост стоимости» с момента редомициляции – это, в частности, может быть интересно девелоперским компаниям, а также бизнес-центрам.

Юлия Пивненко Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов