Почему офшор на острове Русском ждет большое будущее
Президентом России 3 августа 2018 года был подписан пакет законов, предусматривающих создание специальных административных районов (САР) с особыми условиями ведения хозяйственной деятельности для иностранных компаний и возможностью создания международных фондов. По оценкам экспертов, эксперимент, длившийся три года, можно считать успешным. Как развивается дальневосточный офшор, почему 2021 год стал прорывным для САРов, и какие проблемы мешают деофшоризации российских компаний – в материале EastRussia.
Притяжение капиталов
Сейчас в России действуют два САРа. Это острова Русский (Владивосток) и Октябрьский (Калининград). В обоих САРах на данный момент зарегистрировано 47 компаний (на о. Русский - четыре), Резиденты САР привлекли свыше 50 млрд. рублей инвестиций в российскую экономику, а налоговые отчисления превысили 800 млн рублей.
Сегодня «офшор» на острове Русский насчитывает четырех участников, ранее находившихся под кипрской юрисдикцией. Его первым резидентом в сентябре 2018 года стала международная компания «Финвижн Холдингс» Артура Аветисяна, основной акционер банка «Восточный».
В марте 2019 года в приморский САР зашел второй резидент – «Доналинк» угольного магната Андрея Мельниченко, главного бенефициара «Сибирской угольной энергетической компании» (СУЭК).
Прорывным можно считать 2021 год, когда на о. Русском прописались сразу два резидента. В январе туда переехала «дочка» СУЭК «СУЭК ЛТД». В мае «Роснефть» перевела под российскую юрисдикцию кипрскую компанию Colmati Trading Limited («Колмати»).
«Входной билет» в САР стоит от 50 млн рублей. Такова минимальная сумма, которую новый участник должен вложить в российскую экономику, чтобы зарегистрировать международную компанию в порядке редомициляции (смена юрисдикции при сохранении своего организационно-правового статуса и корпоративной структуры). Это могут быть инвестиции в свои дочерние структуры или любой другой бизнес. В обмен он получает налоговые преференции. Среди них – ставка 0% по доходам, полученным компанией в виде дивидендов, при условии, что на день принятия решения об их выплате она уже год владеет не менее чем 15-процентным вкладом в уставном капитале выплачивающей дивиденды организации либо депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов. Налогом в 5% облагаются доходы, полученные иностранными лицами по акциям международных холдинговых компаний, которые на дату выплаты дивидендов являются публичными.
«На сегодняшний день три резидента САР – «Финвижн Холдингс», «Доналинк» и «СУЭК ЛТД» - выполнили свои обязательства по инвестициям в размере 166 млн рублей. Могу отметить, что есть несколько компаний, которые планируют зайти в САР на острове Русский до конца года», - рассказал EastRussia директор департамента рассмотрения и анализа проектов Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Павел Шейка.
По словам собеседника, интерес к специальным административным районам вырос с принятием февральских поправок. В частности, в феврале Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, который снимает географические ограничения на редомициляцию компаний из низконалоговых юрисдикций в специальные административные районы РФ.
«Например, чтобы зайти в САР, раньше требовалось обязательное присутствие активов или аффилированных компаний в России. Сейчас эти ограничения сняты. То есть резидент может вести деятельность в нескольких государствах, но не обязательно в Российской Федерации. Соответственно, любая иностранная компания, которая имеет филиалы, представительства, бизнес как минимум в двух любых странах мира, может стать участником САРа», - поясняет Павел Шейка.
Директор Ассоциации налоговых консультантов, cоветник государственной гражданской службы 1 класса Владимир Саськов акцентирует, что, рассматривая меры именно налогового стимулирования бизнес-проектов в системе САРов Калининградской области и Приморского края, важно отметить их системный и комплексный характер.
«Налоговые преференции отнюдь не заканчиваются «нулевой ставкой по дивидендам. Они включают в себя и ряд преференций по налогу на имущество, страховым взносам и в ряде случаев даже по НДС. В этой связи необходимо отметить тот факт, что предлагаемые государством меры налогового стимулирования в значительной мере будут способствовать процессу деофшоризации. Ведь большая часть традиционных международных «налоговых гаваней» практически прекратила свое существование вследствие глобальной консолидированной позиции фискальных органов ведущих экономик мира», - говорит эксперт.
Плюс, по его словам, последовательная и системная работа российского Минфина по деофшоризации ведется, в том числе, в рамках пересмотра международных налоговых соглашений. Формируются предпосылки для переориентирования финансовых потоков из традиционных офшоров.
«Создание внутренних, российских островков налоговой привлекательности, безусловно, выступит зоной притяжения капитала. Как следствие, мы все ожидаем инвестиционного притока и, соответственно, экономического развития не только обозначенных зон, но и экономики России в целом. Задача государства на данном этапе в большей степени заключается в выработке необременительных, но эффективных механизмов контроля резидентов данных зон, в целях недопущения злоупотребления правом на широкие налоговые преференции», - комментирует Владимир Саськов.
«Основной аспект который может заинтересовать потенциальных резидентов – это, конечно же, снижение ставки налога на прибыль, а также освобождение от налога на прибыль курсовых разниц и исключение из налоговой базы доходов и расходов компаний в рамках соглашений о разделе продукции иностранных добывающих проектов. Вопросы регистрации компании не столь существенны для международных холдинговых компаний имеющих большое количество юрлиц в структуре холдинга. Наиболее интересно получить резиденство будет российским экспортерам, которые захотят снизить налоговую ставку после пересмотров налоговых соглашений РФ с Кипром и Мальтой. Ожидать приток не связанных с экономикой России резидентов не имеет смысла, учитывая санкционные риски и токсичность российского капитала», - считает Ярослав Кабаков, директор по стратегии ИК «ФИНАМ»
Закат кипрских офшоров
Процесс деофшоризации запущен на фоне пересмотра глобальной налоговой политики в части так называемых транзитных юрисдикций, подчеркивают эксперты.
Директор ООО "Центр независимых налоговых экспертиз" Галина Ткаченко отмечает, что ситуация стала меняться еще в 2018 году, когда правительство РФ подготовило постановление «О заключении соглашений об обмене информацией по налоговым делам». К документу прилагался перечень из 75 государств, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией.
В 2020 году Минфин России начал «крестовый поход» – ранее президент Владимир Путин поручил увеличить ставки налога на доходы с дивидендов и процентов, которые утекают в офшоры. Начались затяжные переговоры со странами транзитерами. Пересмотреть ставки согласились Мальта, Кипр и Люксембург. Сложнее оказалось с Нидерландами.
Договориться с голландскими коллегами не удалось. Владимир Путин 26 мая 2021 года подписал закон о денонсации соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН) с Нидерландами (денонсация - отказ государства от заключенного им международного договора, прим. редакции).
Что касается Кипра, то настоящим ударом для российских компаний стал протокол к соглашению об избежании двойного налогообложения с «главной офшорной зоной». Он вступил в силу в январе 2021 года. Согласно документу, ставка налога на поступающие в офшоры дивиденды выросла до стандартной российской 15%. По словам экспертов, это ознаменовало закат эпохи кипрских офшоров.
Вопрос «что делать дальше?» встал перед сотнями российских компаний, в том числе на Дальнем Востоке. Эксперты советовали, например, использовать российский субхолдинг, чтобы распределить в его пользу дивиденды с нулевой ставкой для дальнейшего реинвестирования.
Как альтернативу партнер международной аудиторской компании КПМГ в России и СНГ Александр Токарев выделяет возможность переезда в «российский офшор». Он акцентирует, что при соблюдении определенных условий в САР доходы по дивидендам, получаемым от дочерних компаний, будут облагаться нулевой ставкой. Более того, российское правительство стремится улучшить условия в отечественных «офшорах». В планах - снижение ставок по налогу на прибыль и доходы в отношении распределяемых дивидендов.
Новые интересанты
Как отмечают в Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, пока САР вызывает интерес, прежде всего, у компаний, чья деятельность связана с дальневосточным регионом.
«Либо они имеют активы на Дальнем Востоке либо ведут бизнес через компании Дальнего Востока и Сибири. География и часовые пояса играют значительную роль, влияют на скорость бизнес-процессов и стоимость ведения бизнеса. Вместе с тем появляются интересанты из центральной России», - говорит Павел Шейка.
Но законодательство о российских «офшорах» непрерывно совершенствуется. И эксперты не сомневаются, что в скором времени резидентов САР станет значительно больше, расширится география компаний, а также их отраслевое разнообразие.
22 апреля 2021 года на федеральном портале нормативно-правовых актов была размещена обновленная версия законопроекта по дополнительным налоговым льготам для международных холдинговых компаний (МХК).
Новая редакция позволяет до 2035 года применять льготы по налогу на прибыль. Ставка снижается до 5% на все пассивные доходы.
В КПМГ сообщают, что это может быть актуально для холдинговых компаний в отношении дивидендов. Сейчас они, если не выполняют условия для нулевой ставки, применяют ставку 13%. Также послабления распространяются на доходы от продажи акций либо долей компании.
Более того, игроки финансового сектора смогут воспользоваться сниженной ставкой в отношении процентов по займам (сейчас она составляет 20%). А IT-компании – в отношении доходов от объектов интеллектуальной собственности (сейчас это 20%).
С 15 до 10% снижается ставка при выплате дивидендов. С 20 до 10% - при выплате процентов и роялти (если иные ставки не предусмотрены соглашением об избежании двойного налогообложения).
В то же время, чтобы воспользоваться указанными льготами, компаниям придется раскошелиться. МХК должны будут принять на себя инвестиционные обязательства уже не на 50 млн, а не менее 350 млн рублей. Более того, их обязуют организовать офис в САР площадью не менее 100 кв. метров и нанять штат работников не менее 15 человек, постоянно или временно проживающих на территории субъекта, где расположен «офшор».
Также Минэкономразвития планирует разрешить переезд в российские специальные административные районы международным личным фондам. Главное условие – стоимость активов учредителя от 5 млрд рублей. В качестве активов рассматривается недвижимое имущество за рубежом, паи в иностранных компаниях, вклады в зарубежных банках и т.д.
Интересно, что в законопроектах прописано и развитие инфраструктуры «офшоров».
Например, резиденты смогут вкладываться в объекты социально-культурной и жилищно-коммунальной инфраструктуры, причем срок таких капитальных вложений увеличен с двух до трех лет.
Компании меняют «прописку»
В КПМГ выделяют основные факторы, которые делают актуальной смену юрисдикции.
Это, безусловно, наличие в структуре группы компаний, которые получают пассивный доход от источников в РФ и являются налоговыми резидентами юрисдикций, заключивших с Россией соглашение об избежании двойного налогообложения.
Также переезд стоит рассмотреть, если российская компания распределяет дивиденды в пользу иностранных компаний – налоговых резидентов РФ напрямую или с применением «сквозного» подхода. Учитывая, что право на применение 0% налоговой ставки в отношении таких дивидендов отменяется с 1 января 2024 года.
Конечно, предварительно стоит внимательно проверить соответствие всем критериям для получения статуса МХК, так как здесь есть свои особенности и проблемы.
«Стоимость ведения бизнеса, общие условия в рамках САРов сейчас как минимум не хуже, чем в рамках офшоров», - подчеркивает Павел Шейка.
Чтобы процесс редомициляции был удобен для большого бизнеса, требуется корректировка пакета законов о САР, считает Александр Абрамов, эксперт Дальневосточного федерального университета, профессор:
Эксперимент по созданию специальных административных районов, длившийся три года, можно считать успешным. «Процесс пошел».
Крупнейшие отечественные компании заинтересовались механизмом САР («Газпром», «Газпром нефть», «Сбербанк», ВТБ, «Сибур», «Роснефть», «Северсталь», «Алроса») и рассматривают возможность редомициляции.
Среди факторов, влияющих на принятие решения об этом: угроза введения санкций, налоговые льготы, облегченный валютный контроль.
Однако, с точки зрения крупнейшего бизнеса, чтобы процесс редомициляции был удобен для него, требуется корректировка пакета законов о САР. Такую корректировку планирует осуществить правительство России, в нее предполагается включить:
- Расширение типов компаний, которые могут зарегистрироваться в САР.
- Исключение из налоговой базы по налогу на прибыль организаций доходов и расходов международных холдинговых компаний от участия в реализации проектов геологоразведки и добыче полезных ископаемых (что особенно актуально для Дальнего Востока (ДФО), где структура экономики такова, что добывающая промышленность вместе со связанными отраслями производит более 50% ВРП). Предполагается, что в САРах могут зарегистрироваться совместные предприятия таких компаний без создания обособленных подразделений.
- Для перерегистрации головной компании требуется согласие акционеров, что делает редомициляцию невозможной. Возможность вхождения в САРы «дочек» публичных компаний решает эту проблему, но только отчасти, так как этой поправкой могут воспользоваться только те иностранные компании, у которых акции размещены на биржах, расположенных в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Поэтому в САРах не могут быть зарегистрированы, например, «дочки» кипрских компаний (Россия также не является членом ОЭСР). Следовательно, разумным является предложение правительства России о расширении подхода для включения возможности обращения акций акционеров международных компаний не только на биржах стран ОЭСР, но и на Гонконгской, Шанхайской и Сингапурской биржах.
- Планируется также смягчение требования по неизменности состава акционеров иностранных организаций; снижение до 10% ставки по налогу на прибыль от дивидендов для непубличных компаний и освобождение от налогообложения в России доходов иностранных филиалов международных компаний, что может стать дополнительным стимулом для редомициляции компаний на территории САР.
- Участники, зарегистрированные в САР до 31 января 2024 года, смогут учесть стоимость инвестиций в дочерние компании по рыночной стоимости. Таким образом, в САР облагается только «прирост стоимости» с момента редомициляции – это, в частности, может быть интересно девелоперским компаниям, а также бизнес-центрам.
Юлия ПивненкоРегионы Дальнего Востока готовят почву под реновацию. Принятый в декабре 2020 года федеральный закон №494 открывает новые пути комплексного развития территорий. Жителей бараков и частных домов, которые попадут в зону застройки, можно будет выселить через суд. Перед регионами стоит задача – привести региональное законодательство в соответствии с федеральным так, чтобы не пострадали люди, а городская среда изменилась к лучшему. EastRussia выяснила, что уже сделано в регионах для реновации, какие проекты находятся на низком старте, и как эксперты оценивают перспективы развития территорий в свете изменений законодательства.
Закон позволяет
Федеральный закон №494, принятый в декабре 2020 года, фактически узаконил реновацию в регионах. Документ вводит новое понятие «комплексного развития территорий» (КРТ). Механизм КРТ существенно отличается от ранее действовавшего механизма КУРТов (комплексного устойчивого развития территорий). В первую очередь тем, что он позволяет изымать для государственных и муниципальных нужд земельные участки с расположенными на них объектами недвижимости по их оценочной стоимости. Правообладатели больше не смогут препятствовать строительству, запрашивая по миллиону и больше за сотку. Если они откажутся покидать свои дома, их выселят через суд.
Такой опыт в ДФО уже есть у Владивостока. Перед саммитом АТЭС в связи со строительством Золотого моста и других объектов был издан специальный приказ «Об изъятии путем выкупа объектов недвижимого имущества для федеральных нужд». «Выселенцам» давался трехмесячный срок, чтобы заключить соглашение о выкупе жилья.
Участки под КРТ будут реализовывать через аукционы. Выигравший торги частный инвестор подготовит и реализует проект комплексного развития территории. Отдельно предусматривается помощь государства в строительстве инфраструктуры и подведении инженерных коммуникаций.
Сейчас субъекты приводят региональное законодательство в соответствие с федеральным. Процесс это долгий. Требуется разработать мастер-планы городов и населенных пунктов, пересмотреть градостроительную документацию муниципалитетов, территориальное планирование. И подготовить нормативно-правовую базу, которая защитила бы права собственников жилья при расселении.
Здесь пригодится опыт Москвы, где программа реновации была утверждена в 2017 году. С начала ее реализации сдано 100 домов площадью 1,2 миллиона квадратных метров. В 2021 году планируется довести это количество до 200 новостроек.
Регионы только выиграли
Представляющая Ассоциацию СРО «Союз строителей Якутии» Ольга Копырина считает, что благодаря №494-ФЗ законодательство в части развития территорий только выиграло.
«В новом законе разграничены отдельные понятия, уточнен порядок проведения соответствующих мероприятий КРТ. Эти изменения положительно повлияют на ускорение развития территорий во всех населенных пунктах Якутии. По поручению председателя правительства Российской Федерации мероприятия КРТ необходимо будет реализовывать с учетом Стандарта комплексного развития территорий, разработанного Минстроем России и ДОМ.рф вместе с КБ «Стрелка». Поэтому в нашем регионе изменение федерального законодательства в части КРТ оценивается положительно», – комментирует Ольга Копырина.
По словам собеседницы EastRussia, в настоящее время в Якутии готовят почву под новый закон - начата работа по устранению недочетов в документах территориального планирования в районах республики, актуализируются ГИСОГД и в целом продолжается цифровизация процессов территориального планирования.
Характерно, что, как и другие крупные города, Якутск сталкивается с серьезными препятствиями при комплексной застройке. Сюда же накладывается региональная специфика.
«Одной из основных проблем является учет и установление зон с особыми условиями использования, в том числе подтапливаемых территорий. В частности, в городе Якутске большое количество земельных участков переведены в зону затопления. Также в связи с реконструкцией взлетно-посадочной полосы аэропорта «Якутск» большая часть территории города в соответствии с новой схемой санитарно-защитной зоны аэропорта может подпасть под шумовую подзону. В этой подзоне будет запрещено строительство жилых домов и социальных объектов. В настоящее время руководством города и республики разрабатываются эффективные пути решения по данному вопросу», – рассказала Ольга Копырина.
Минстрой Якутии сообщает, что в республике начата работа по переводу действующих договоров о застроенных территориях на механизм КРТ. Сейчас в Якутске имеются 13 таких соглашений. Из них в 2019-2020 годах заключено 9, в том числе на масштабную квартальную застройку микрорайона «Звездный» на территории расформированной воинской части.
«В Якутске уже с начала 80-х годов стоял вопрос дальнейшей квартальной застройки города на новых территориях. Тогда было принято решение о градостроительном освоении гидронамывом пойменных земель под территорию нового микрорайона (№202), по истечении 20-ти лет подобная концепция развития города была признана эффективной и безопасной, и уже в 2010-ых возведен новый микрорайон на намывных грунтах как продолжение 202-го микрорайона. В новом 203-м микрорайоне дома и социальные объекты вводятся, начиная с 2016 года, в ближайшее время будут введены оставшиеся жилые корпуса. В микрорайоне уже введены и осуществляют деятельность новые объекты социальной инфраструктуры: школы, детские сады, библиотека, детская школа искусств, есть своя пожарная часть. В будущем планируется дальнейший намыв грунтов в южную сторону существующих микрорайонов для возведения новых кварталов. При этом серьезное значение будут иметь результаты исследования грунтов и инженерных изысканий. Таким образом, Якутск в большей степени будет развиваться в южную сторону, так как именно к югу от города планируется строительство моста через реку Лена. Микрорайон «Звездный» расположен так же в южной части города», - рассказывает Ольга Копырина.
Волновое переселение
Почву под реновацию готовят в Магадане, Камчатском крае, ЕАО и других регионах Дальнего Востока.
По оценкам Минвостокразвития, дальше всех в этом отношении продвинулась Сахалинская область. Сегодня в Южно-Сахалинске выбраны три пилотных микрорайона №4, №7 и №8, для которых международная команда с участием российских компаний разработала концепцию и проект реновации, включая определение механизмов волнового переселения жилья.
В этой работе принимала участие компания «Оферта Диалог». Ее директор Кирилл Солгалов рассказывает, что концептуальные решения застройки, предложенные его командой, соответствуют значениям устойчивого развития территорий, определенным такими международными организациями, как ООН.
«Реновация как таковая подразумевает уплотнение существующего города или повышение компактности. На самом деле, большая проблема российских городов заключается в том, что они не обладают достаточными показателями по этому параметру. Должна быть достигнута определенная плотность населения, иначе город будет неэффективным и не сможет содержать имеющуюся инфраструктуру. Есть стандарт ООН, который определяет минимальное значение плотности - это 150 человек на гектар в среднем по городу, 30% территории должна занимать дорожная сеть. К этим критериям сегодня движется национальная стратегия развития жилищного строительства в Российской Федерации, нацеленная на повышение компактности застройки, комфорт и качество городской среды, без четкого разделения на спальные районы и деловой центр», – комментирует Кирилл Солгалов.
По его словам, в Южно-Сахалинске большое количество площадок способны принять комплексное развитие уже застроенных территорий в рамках №494-ФЗ. Под новую застройку придется расселить большое количество ветхих и аварийных домов.
«По микрорайонам № 4, 7, 8 уже есть экономические показатели. Потребуется достаточно много времени, чтобы их застроить. Предстоит большой фронт работ, и главный вопрос здесь – организация волнового переселения жителей. То есть чтобы жители переселялись внутри территории, в рамках определенных волн расселения реновации. Это интересная задача, над которой мы работали вместе с коллегами из других проектных команд и получили весьма интересные результаты», – говорит Кирилл Солгалов.
Также интересные результаты были получены по экономике реновации. Вдруг оказалось, что необходимо повысить плотность застройки как минимум в 2,5 раза, чтобы проект просто «вышел в нуль», не говоря уже о коммерческой эффективности. «Условно мы берем текущее количество жилья, например, 1000 кв. метров, сносим его и строим взамен не менее 2,5 тысяч кв. метров. Достаточно интересные, на мой взгляд, коэффициенты. Они были бы характерны и для других территорий Дальнего Востока», - комментирует собеседник агентства.
Цена «квадрата»
Мощным импульсом к развитию территорий новый закон о КРТ обещает стать для Владивостока. После Москвы, Северной столицы и Сочи этот город лидирует по стоимости жилья. Средняя цена «квадрата» на первичном рынке дальневосточной столицы превышает 130 тысяч рублей, на вторичном рынке – 140 тысяч. Причем «однушки» в домах 83-ей серии могут стоить до 170-180 тысяч рублей за кв. метр. Губернатор Олег Кожемяко подчеркивает, что это – «московский уровень», и необходимо предпринять все усилия, чтобы жилье стало более доступным в регионе.
Дефицит земельных участков под комплексное освоение во Владивостоке обусловлен такими проблемами, как особенности рельефа, точечная застройка, большое количество земель в собственности Минобороны, особенности территориального планирования. При этом до сих пор десятки гектаров в самых выгодных локациях города занимают трущобы из остатков частного сектора и бараков. Расселять такие объекты крайне сложно, поскольку собственники запрашивают колоссальные деньги за свою недвижимость.
Застройщики приводят пример, когда правообладатель обозначил цену в 800 тысяч долларов за несколько соток в центре города. С новым законом о КРТ торг становится неуместным.
В марте депутаты Законодательного собрания Приморского края в трех чтениях одобрили законопроект, который относит к компетенции краевых органов исполнительной власти и местного самоуправления принятие решений о комплексном развитии территорий. Как сообщают в парламенте, о принудительном выселении пока речи не идет. Сейчас проходят общественные обсуждения изменения генерального плана Владивостокского городского округа, где обозначены зоны КРТ. Нормотворческая работа продолжится после утверждения корректировок.
«Я ожидаю, что все частные дома и бараки, особенно в центральной части города, расселят и преобразуют эти территории в нормальную застройку. Конкретные механизмы еще предстоит продумать, но облик города должен измениться к лучшему. Необходимость перемен давно назрела», - говорит председатель совета Ассоциации застройщиков Владивостокской городской агломерации Владимир Исаков.
Пионеры готовы к рискам
Ожидается, что «реновация» во Владивостоке начнется с аукциона на право подготовить и реализовать проект комплексного освоения территории в районе Дальпресса. Это около трех гектаров земли практически в центре города, большая часть которых застроена ветхими домиками. Среди вероятных победителей определились два конкурента – федеральная девелоперская компания Wainbridge и местный девелопер Борис Поздняков, одна из крупнейших фигур приморского строительного рынка. До того, как территория Дальпресса попала в зону КУРТ (комплексного устойчивого развития территорий), 20% земли уже было выкуплено компанией Позднякова, на участке велись проектировочные работы.
Девелопер оценивает вложения в проект КРТ на уровне 6-7 млрд рублей. По его словам, это не так много, учитывая, что объемы финансирования строительства, которое ведут его компании во Владивостоке, составляют порядка 75 млрд рублей.
У частных инвесторов не возникнет сложностей с финансами, отмечает собеседник. Проблема – в другом. Правоприменительная практика нового закона еще не сформирована, и пионеров «реновации» ждут немалые риски.
«Любой, кто будет работать по новому закону, окажется в большой зоне риска. Вопросов на сегодняшний день много: на каких условиях будут расселять жилье, попадающее в зону застройки, какая это будет процедура, сколько времени она займет. Любые изменения законодательства, особенно, связанные с такими острыми социальными вопросами, как расселение людей, политизированы. Соответственно, быстрых результатов ждать не стоит. Я думаю, что пройдет не менее пяти лет, прежде чем сложится правоприменительная практика, поэтому девелоперы рискуют временем и деньгами. Но мы готовы к рискам. Подобные проекты укладываются в нашу стратегию», - прокомментировал Борис Поздняков.
Примечательно, что в марте о необходимости доработки закона заявило Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ).
Президент объединения Антон Глушков среди спорных моментов назвал необходимость наличия опыта у строительных организаций по реализации проектов жилищного строительства не менее 10% от заявленной мощности в проекте КРТ.
«Этот критерий должен устанавливаться на уровне муниципалитета либо субъекта Российской Федерации, потому что не совсем понятно, за какой период такой объем должен быть выполнен», - цитирует Глушакова пресс-служба НОСТРОЙ.
Вторым спорным моментом президент объединения назвал отсутствие обязательств со стороны местных властей вносить изменения в генеральные планы и правила землепользования и застройки в целях реализации КРТ.
«Закон устанавливает возможность внесения изменений в течение 90 дней с момента объявления такого конкурса. Но возможность - это не обязательство», – подчеркивает Антон Глушков.
Предоставление органам местного самоуправления в одностороннем порядке возможности расторгать договоры в случае неисполнения своих обязательств второй стороной также вызывает много споров, так как не всегда это может быть объективный процесс.
Маленький человек
Однако самый важный вопрос, по мнению собеседников агентства, касается правообладателей земельных участков и жилой недвижимости. Их интересы должны быть защищены.
Во Владивостоке жители КРТ на Дальпрессе напуганы и не знают, чего ожидать. В зону «реновации» попадают 52 семьи.
«Мы не знаем, на каких условиях нас выселят,- рассказала одна из жительниц Наталья, - В краевом законе этого пока не прописано. Но мы не хотим переезжать и очень боимся, что получим смешные деньги за свою землю. Я здесь живу 40 лет, здесь жили мои родители. Я сердцем прикипела к своему дому».
Собеседники агентства во Владивостоке сходятся на том, что правообладатели должны не только получить достойную компенсацию, но и возможность поселиться в том же районе. Такое условие предусматривала московская реновация, по такому пути идет Сахалин.
Надо отметить, что под столичную реновацию был разработан закон города Москвы N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве».
Документ гарантирует, что собственники и наниматели жилья, попавшего в программу, могут рассчитывать на квартиры равнозначной площади, с тем же количеством комнат и улучшенной отделкой.
За некоторым исключением новое жилье должно быть предоставлено в том же районе. При этом собственник жилого помещения имеет право выбирать – получить ли ему квадратные метры или денежную компенсацию. Размер такого возмещения и порядок его предоставления определяются в соответствии с федеральным законодательством, в том числе законодательством об оценочной деятельности.
Тем не менее, без судов не обошлось. Например, жители пятиэтажек в Коньково были недовольны тем, что их переселяют в дома, построенные не по программе реновации, качество квартир их не устраивало. Москвичи обратились в суд, но дело проиграли. И такие судебные процессы – не редкость.
Реновация населенных пунктов необходима как фактор достижения национальных целей, подчеркивает Ольга Копырина. Вектор задает Указ Президента РФ от 21.07.2020 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» по обеспечению комфортной и безопасной среды для жизни.
В Указе прописаны улучшение жилищных условий не менее 5 миллионов семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 миллионов квадратных метров в год. Качество городской среды должно улучшиться в полтора раза.
«Особенно это важно на территории Дальнего Востока, как национального приоритета на весь 21 век, так как именно на Дальнем Востоке приняты беспрецедентные меры по ускоренному развитию округа», - отмечает Ольга Копырина.
Россия намерена разорвать действующее соглашение с Кипром об избежании двойного налогообложения, а Минэкономразвития России планирует разрешить зарубежному бизнесу из неблагонадежных региональных групп переезжать в специальные административные районы (САР), созданные в Приморском крае и Калининградской области. Казалось бы, у территорий появляются хорошие перспективы, но бизнес туда заходит неохотно. Особенно это касается острова Русский, где зарегистрированы всего два резидента. Почему так происходит и есть ли выход из ситуации, выясняло EastRussia.
В конце сентября, выступая на круглом столе «САР: два года успеха и перспективы дальнейшего развития», заместитель министра экономического развития Илья Торосов заявил, что правительство одобрило поправки в федеральный закон, регулирующий деятельность специальных административных районов – Русский и Октябрьский, которые в 2018 заработали в Приморском крае и Калининградской области. По словам Торосова, среди поправок, например, есть те, что позволят заходить в САР иностранным компаниям из более широкого круга зарубежных офшоров.
Предлагают также расширить список региональных групп, юрлиц, которым можно будет претендовать на статус международных компаний в САР. Фактически, отметил замминистра, законопроект снимает все географические ограничения для «миграции» компаний в САР, и в него добавлены страны всех существующих региональных групп по борьбе с отмыванием денег. Ряд поправок также касается создания в САР международных фондов.
Поправки могут вступить в силу уже в 2021 году, и тогда специальным административным районам можно ждать увеличения числа резидентов. К сегодняшнему дню в САР, которые за возможность льготного налогообложения окрестили «русскими офшорами», зарегистрировались 35 участников: 34 международные компании и один международный фонд, принадлежащие разным собственникам и работающие в различных отраслях. Так, недавно резидентом Октябрьского стала компания РУСАЛ — один из крупнейших в мире производителей алюминия. Это вторая публичная компания со статусом международной, переехавшая в САР. По мнению Ильи Торосова, это доказывает действенность его как инструмента для возврата российских капиталов из-за рубежа, и высокую эффективность тех, кто кропотливо над этим инструментом работает.
Как и РУСАЛ, большая часть резидентов зарегистрирована в Калининградской области, а в САР на острове Русский их пока только два. Первый – Международная компания «Финвижн Холдингс» – один из ключевых акционеров банка «Восточный». Заместитель директора департамента резидентской политики АО «Корпорация развития Дальнего Востока» (КРДВ)— управляющей компании САР Павел Шейка рассказал, что она уже исполнила обязательства по осуществлению инвестиций. Кроме того, «Финвижн Холдингс» подписала на ВЭФ-2019 соглашение с АО «КРДВ» о намерении осуществить проект по созданию на Русском IT-парка, который даст бизнесу качественную и современную инфраструктуру.
Второй переехавшей на Русский компанией стала международная компания «Доналинк», входящая в акционерный холдинг Андрея Мельниченко, специализирующегося в основном на угольном и энергетическом бизнесах. Она также выполнила свои обязательства по инвестиционным вложениям.
«На сегодняшний день КРДВ ведет переговоры еще с несколькими интересантами. С каждым мы общаемся индивидуально, совместно изучаем документы, анализируя возможность и целесообразность участия в САР. Примеры компаний, получивших регистрацию в САР на Русском, могут стать убедительным доводом для тех, кто пока не принял окончательного решения. Чем скорее бизнес увидит, что механизм реально работает и обеспечивает возможность смены "прописки" компании без каких-либо рисков для предпринимательской деятельности, тем увереннее можно будет заявлять о том, что процесс деофшоризации получил новый эффективный инструмент, — рассказал Павел Шейка. — Инвесторам, рассматривающим возможность "переезда" в приморский САР, стоит помнить, что территория острова относится к режиму свободного порта Владивосток, так что компания или ее "дочки" смогут получить дополнительные льготы по налогу на прибыль, имущество, землю и оплату страховых взносов на новые рабочие места при условии реализации инвестиционных проектов в реальном секторе экономики края».
В КРДВ полагают, что резидентов у владивостокского офшора в разы меньше, чем у калининградского потому, что остров Русский находится намного дальше от Кипра — основного источника «редомицилирующихся» компаний, и от Москвы, где сосредоточена значительная часть капитала.
«Остров Русский интересен, в основном, компаниям, чьи активы полностью или частично сосредоточены в Сибири или на Дальнем Востоке, и компаниям, ориентирующимся на работу на рынках стран АТР. Это позволяет им увеличить эффективность управления бизнесом и снижать транзакционные издержки», — считает Павел Шейка.
В КРДВ рассчитывают, что в ближайшее время количество резидентов в САР на острове Русский удвоится.
Доктор экономических наук, профессор Владивостокского университета экономики и сервиса Александр Латкин видит еще одну причину небольшого числа резидентов.
«На Дальнем Востоке произошло перенасыщение преференциальными режимами: территории опережающего социально-экономического развития, особые экономические зоны, свободный порт Владивосток, дальневосточный гектар, специальный административный район… На мой взгляд, нужно было не распыляться и разбрасывать силы, а сосредоточиться на нескольких новациях, затем выбрать лучшие практики и внедрять их. В нынешних условиях бизнес не всегда понимает, что лучше ему подойдет», — объясняет эксперт.
Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Школы экономических науки Дальневосточного федерального университета Максим Кривелевич обращает внимание на некое противоречие: с одной стороны государство ужесточает налоговую дисциплину, пристально следит за доходами физических и юридических лиц, с другой — делает послабления для крупных компаний.
«Посмотрите, как ведут себя немцы. Они платят деньги за то, чтобы им "сливали" базы данных зарегистрированных в офшорах компаний. России нужно выбрать один путь: либо как Швейцария объявить себя страной с низкой налоговой юрисдикцией, либо как Германия, собирать налоги со всех, декларируя: "У нас высокие налоги, потому что мы – социальное государство, и социальные программы оплачиваются вашими налогами"», — объясняет Максим Кривелевич.
Одним из альтернативных вариантов создания в ДФО очередного преференциального режима, считает собеседник EastRussia, могло стать добавление полномочий уже действующему – свободному порту Владивосток, благодаря которому заработали больше одной тыс. новых проектов. Не все они успешны, но тем не менее, за небольшой срок построены новые жилые микрорайоны, запущены транспортно-логистические комплексы, производства сельскохозяйственной продукции, горно-металлургические комбинаты.
«При этом у нас очень сложное валютное регулирование и тяжелый валютный контроль. Завести в проект иностранные деньги можно, вывести назад — нельзя. Допустим, вы брали у иностранного партнера 1,5 млн долларов, получили прибыль, и хотите вывести назад 1,5 млн. Не получится. Это мешает привлекать иностранных инвесторов, которые понимают, что их ждут подобные сложности. В итоге начинают действовать различные "черные" схемы с контрабандой денег и прочими нарушениями закона. Серьезное цивилизованное государство не может позволить себе подобные вещи. Резидентам СПВ нужно всего лишь предоставить свободу от валютного регулирования и валютного контроля — то, что и предполагает офшорность, а также действенные льготы в плане административного регулирования, и, как вариант — возможность совершать валютные платежи между резидентами. По факту САР — это кусок функционала СПВ, который ему необходимо добавить», — уверен эксперт.
Часть холдинга Андрея Мельниченко, компания Donalink, стала резидентом специального административного района (САР) на острове Русском, сообщило на прошлой неделе АО «Корпорация развития Дальнего Восток» - управляющая компания преференциальных режимов в макрорегионе. «Компания владеет иностранными и российскими (в частности, дальневосточными) активами», отметили в КРДВ, добавив, что основной целью смены юрисдикции был перевод активов в Россию. «Компания планирует продолжать текущую инвестиционную деятельность и развивать хозяйственное присутствие на Дальнем Востоке, при этом сохраняя его и на международных рынках», - сообщили в КРДВ.
Как уже писало EastRussia, очередей из инвесторов, желающих стать резидентами САР, на Дальнем Востоке нет. Режим действует во Владивостоке и Калининграде с августа 2018 года, но в ДФО пока удалось привлечь лишь Finvision Holdings Ltd. Артема Аветисяна – компанию, владеющую 32,01% ПАО КБ «Восточный». Согласно списку аффилированных лиц банка на 31 декабря 2018 года, компания уже сменила адрес с кипрского на российский – теперь она находится на острове Русском, в доме № 20 в поселке Воевода. У Артема Аветисяна сейчас корпоративный конфликт с бенефициаром владельца 51,62% КБ «Восточный», основателем фонда прямых инвестиций Baring Vostok Майклом Калви. Господина Калви 15 февраля задержали по подозрению в хищении 2,5 млрд руб. у КБ «Восточный» под видом сделки с акциями.
Андрей Мельниченко не раз попадал в поле зрение СМИ как один из основных владельцев угледобывающего холдинга СУЭК и производящей удобрение компании «ЕвроХим», владеющий активами в России через офшоры. В 2017 году Forbes со ссылкой на источники в правительстве России и окружении бизнесмена даже сообщил, что Андрей Мельниченко является нерезидентом России, то есть гражданином, не платящим в стране вообще никакие налоги. «Он буквально живет на своей лодке», - процитировало издание знакомого Мельниченко. Теперь предприниматель, судя по всему, решил исправиться.
Согласно кипрскому реестру юрлиц, Donalink Ltd. зарегистрировано на острове с ноября 2002 года и до сих пор является действующей местной организацией. По данным Bloomberg, компания является «дочкой» кипрской Linea Ltd. Последняя, по данным списка аффилированных лиц ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» на 31 декабря 2018 года, косвенно (через кипрскую AIM Capital SE) контролирует 40,38% компании.
«ДЭК», входящая в группу «РусГидро», снабжает энергией более 55 тыс. юридических лиц и более 1,8 млн человек на российском Дальнем Востоке. «Дочерними» для компании являются АО «Дальневосточная генерирующая компания» (объединяет электростанции и теплосети в Амурской области, Еврейской автономной области, Приморском и Хабаровском краях и на юге Якутии) и АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (обеспечивает передачу электроэнергии в этих же регионах).
AIM Capital SE также контролирует 90% швейцарской EuroChem Group AG, которой принадлежит АО «Минерально-химическая компания ЕвроХим», говорится в материалах «ЕвроХима». Российская компания консолидирует ключевые российские предприятия химической промышленности, выпускающие удобрения в нескольких регионах, крупнейшего производителя удобрений в странах Балтии литовское AB Lifosa, компании логистики.
Через Donalink Ltd. Андрей Мельниченко ранее контролировал 84,64% капитала АО «Сибирская угольная энергетическая компания», - одного из крупнейших в России производителей и экспортеров угля. Но после изменения законодательства о контролируемых иностранных компаниях, утверждали представители бизнесмена, российское юрлицо СУЭК стало холдинговой компанией, консолидирующей все активы, а акционеры полностью перевели и управление, и все налоговые операции в Москву. На сайте компании Андрей Мельниченко обозначен просто как «конечный бенефициар АО СУЭК». Структуру владения СУЭК на российских открытых площадках для эмитентов в последний раз раскрывало в 2015 году – тогда холдингом на 100% владело кипрское SUEK Plc. (компания затем была переименована в SUEK Ltd.).
Интересно, что регистрировать в САР Андрей Мельниченко предпочел именно Donalink Ltd., а не, скажем, AIM Capital SE, прямо владеющую 40,5% ДЭКа и 90% «ЕвроХима». Вероятно, сейчас Donalink, если и имеет контроль за какими-то активами, как утверждает КРДВ, то скорее косвенный. Тем не менее, «как это предусмотрено законодательством, в связи с редомициляцией резидент САР принял на себя обязательства в течение полугода осуществить инвестиции в форме капитальных вложений в размере не менее 50 млн рублей», отмечают в КРДВ.
Он стоит на известном всему СССР проспекте Владивостока, воспетом Аллой Пугачевой еще в 1970-ых. Лицо развернуто к бухте Золотой рог, откуда уходят и куда возвращаются все, кто живет здесь морем. Куртка нараспашку, брюки клеш по моде тех лет, характерная морская осанка. Его судно только что пришвартовалось в родном порту, а он сам сошел на причал, вышел в город и ловит такси. В его фигуре что-то очень хорошо знакомое…
Горожане его приняли, что называется, «как своего». Ему дали имя Эдик. С ним здороваются и трут на удачу его большой палец, поднятый вверх в жесте «голосования» такси. С наступлением холодов морячка приодевают в шапочку и шарф, а к Новому году наряжают в мишуру. Эдик – «свой в доску», понятный и близкий многим из недавнего прошлого Владивостока.
Владивосток 70-ых – это особая страна в стране, закрытая и доступная немногим. В то время едва ли не каждая вторая организация в городе была тесно связана с морем. Дальневосточное морское пароходство (ДВМП), исследовательский флот (ДВНИГМИ), вспомогательный флот ТОФ и, разумеется, рыбаки и китобои. Моряки и научники ходили в порты всего Тихого океана и не только, у рыбаков были экспедиции в зонах Канады, США, Перу и Новой Зеландии. А главным и вожделенным портом захода, так уж сложилось, был Сингапур. Те годы и тогда, и сейчас вспоминаются коренными жителями как расцвет Владивостока: строились новые жилые районы, важные крупные городские объекты, модернизировался исторический центр, а сами владивостокцы чувствовали себя счастливыми и благополучными.
Моряков, на несколько месяцев отправлявшихся в другие страны, окружала особая аура людей, которым доступно недоступное. Из своих поездок они обязательно возвращались с ворохом подарков для всех близких: автоматическими зонтиками, женскими шейными платками, двухкассетными магнитофонами, виниловыми пластинками и другими заморскими диковинами. Быть замужем за моряком, иметь такого человека в родственниках или дружить с ним было в большом почёте.
Во всяком случае, из 2000-ых та пора именно так и ощущалась. 9 сентября 2004 года тогдашний главный редактор радио «Европа плюс Владивосток» Руслан Вакулик записал в популярном на тот момент Живом Журнале идею о памятнике культовой профессии, которая бы связывала сразу несколько поколений владивостокчан.
«У меня просто появилась мысль о некоем собирательном образе владивостокца. Это виделось, как памятник социальной группе жителей, которая была в числе градообразующих для Владивостока тогда. Такая достопримечательность без пафоса, которая была бы близка каждому», - рассказывает идеолог и вдохновитель проекта.
Идея была озвучена, но окончательно оформилась и была реализована позже только спустя несколько лет, в 2009-2011 годах. Главный художник города Павел Шугуров, работавший в то время над культурным пространством Владивостока, подключился к проекту, активно представлял его на всех инстанциях. Городская администрация и мэр Игорь Пушкарев поддержали идею. Автором проекта стал скульптор и в прошлом сам моряк загранплавания Георгий Широглазов.
«Главный посыл этого арт-объекта – в памяти о недавнем времени. Рядом с памятником фотографируются моряки того поколения, они считают его памятником своей юности. К нему приносят цветы семьи иногда, как память о моряках, которых уже нет – отца, брата. Он стал самобытным объектом для туристов. Люди его любят, каждый по своей причине. Он человечный, отражает историю города. Моряк держит под мышкой винил – альбом Led Zeppelin – «The Song Remains The Same» – «Песня остаётся той же». Это к тому, что, хоть поколение моряков загранплавания, которые определяли во-многом облик Владивостока в 1970-80-х, уходит, морской характер города всё тот же, морская романтическая природа города и его жителей остается неизменной», – говорит Руслан Вакулик.
«Когда я смотрю на этот памятник, вижу себя. Точно также выглядел и я в конце 70-х-начале 80-х - расклешенные джинсы, футболка, куртка. Мы любили модно одеваться, посидеть в ресторане (особенно сразу после прихода в порт), женщин и хорошую музыку. И моряков было много – город-то морской!
Из своего первого рейса привез себе джинсы, купленные на Малай-базаре в Сингапуре, футболку «ливайс» и альбомы тех же любимых Led Zeppelin, Uriah Heep, Supertramp и Judas Priest. В то время, особенно летом, город был более ярок, по сравнению с тем же Хабаровском – именно за счет того, что моряки привозили всякие модные шмотки, сами одевались, родных-знакомых обували-одевали. Ну и торговали, конечно, не без этого», - вспоминает очевидец тех лет, бывший моряк загранплавания Игорь Бессараб.
фото: Игорь Бессараб
«Мне не нужно было ничего придумывать – я делал себя. Работа над скульптурой шла легко и свободно. Общий образ в голове возник сразу, а детали – пластинки под мышкой, портфель у ног – обсуждали совместно. Первоначально на руке висел зонтик, уже потом рука трансформировалась в жест голосования. Не совсем доволен окончательным вариантом, это уже больше коллективный труд. Например, таких длинных волос у моряков не было, и жест «большой палец вверх» появился ближе к концу 80-х, когда появились видеокассеты с зарубежными фильмами», – рассказал скульптор Георгий Шароглазов.
Новая городская скульптура в итоге стала представлять собой обобщенный образ моряков заграничных рейсов, а потому получила название «Воспоминание о моряке загранплавания». Она была установлена 15 января 2013 года на пересечении Океанского проспекта и улицы Фокина. Ее отлили в бронзе в литейной мастерской Екатеринбурга. С доставкой трехсоткилограммового арт-объекта возникла сложность – грузы такого веса из бывшего Свердловска не отправлялись. Пришлось через Москву. Ценный вес шел около недели… После этой истории можно с уверенностью сказать, что Эдик – точно прибыл из дальних путешествий.
Редкий моряк пройдёт мимо «себя в юности»
Сегодня этот объект культуры можно встретить в любом гиде-справочнике по Владивостоку. Если будете во Владивостоке, просто подойдите к Эдику, поздоровайтесь, поднимите палец вверх в знак солидарности с ним и станьте причастным к славному прошлому Владивостока!
Российский автомобильный рынок – и дальневосточный в частности - находится в процессе структурной перестройки. Китайский автопром занимает ниши, опустевшие с уходом популярных брендов. Владивостокская таможня отмечает двукратный рост ввозимых автомобилей. А схема параллельного автоимпорта, наконец, начинает работать на Дальнем Востоке.
С начала года российский автомобильный рынок переживает тектонические сдвиги. Среди брендов, остановивших работу в России: Mazda, Toyota, Geely, Suzuki, Lexus, Mercedes Benz, MAN, Ford, Honda, Volvo, Nissan, Skoda, Renault, Volkswagen, Hyundai, Volkswagen, KIA, Audi, Jaguar, Bentley, Rolls-Royce, Daimler Truck, BMW, Ducati, Land Rover.
Соответственно, тройка брендов – лидеров кардинально изменилось. По данным «Автостата» на октябрь текущего года, ведущей маркой остаётся отечественная LADA, доля которой в октябре выросла до 39,5% (7 113 проданных новых легковых автомобилей). Второе место среди иномарок завоевал китайский бренд Haval (4 316 шт.). В ТОП-5 также попали: Chery (3 838 шт.), Kia (2 738 шт.) и Hyundai (2 720 шт.).
По прогнозам, совсем скоро китайский автопром может выйти в лидеры.
Автомобили б/у из Японии и Южной Кореи помогут закрыть потребности, в первую очередь, на Дальнем Востоке.
И определённые надежды возлагаются на схему параллельного импорта, которая уже начинает работать.
Как показал мониторинг агентства, дилерские центры адаптируются к изменившимся реалиям.
Генеральный директор ООО «Альтаир-Авто» (официальный дилер Mercedes-Benz) Владимир Шестак отмечает, что многие участники рынка переориентировались на другие бренды и активно осваивают новые ниши. В том числе делают акцент на продажи автомобилей с пробегом.
«Кто-то уже запустил новые направления, кто-то планирует запускать в ближайшее время. Плюс в активах дилерских центров – внушительный парк б/у автомобилей. И всё равно никуда не делись компетенции. Многие клиенты предпочитают даже б/у автомобили покупать у дилера, а не на свободном рынке, потому что могут быть уверены в том, что транспортное средство гарантированно прошло все проверки, и гораздо больше доверяют результатам оценки дилера, чем какого-либо независимого эксперта. Плюс дилеры, имея отлаженные схемы взаимодействия с банками, лизинговыми компаниями, все-таки могут предложить наиболее интересные условия приобретения», - комментирует Владимир Шестак.
По словам собеседника, его компания сегодня работает в разных направлениях. В том числе наладила импорт автомобилей премиального класса из других стран, которые завозит, соблюдая таможенные процедуры.
Открывает новые направления бизнеса «Сумотори-Авто», официальный дилер Киа, Мазда, Субару во Владивостоке. Впервые за свою историю компания запустила продажи праворульных б/у автомобилей с японских аукционов.
изображение: скриншот сайта ГК «Сумотори»
«С б/у автомобилями мы работали и раньше. Но «правый руль» - это новая ниша для нашей компании. В целом, у «Сумотори-Авто» достаточно много направлений, включая кузовной цех и сервисное обслуживание, импорт автомобилей, в том числе под заказ. Кроме того, наши активы – почти 100 автомобилей, закупленных напрямую у производителя, с гарантией», - рассказал руководитель отдела продаж группы компаний «Сумотори-Авто» Валерий Дегтярев.
Дилерские центры рассчитывают составить серьёзную конкуренцию армии импортёров, поставляющих «правый» руль на российский рынок. В своей экспансии они опираются на преимущества больших компаний, которые, как правило, несут все риски в случае форс-мажоров.
«Распространённая история, когда автомобиль рыночной стоимостью миллион предлагают клиенту за 700 тысяч рублей. Но чудес не бывает, и потом выясняется, что надо заплатить гораздо большую сумму. Крупные авторитетные компании дорожат своей репутацией и готовы давать гарантии», - говорит Валерий Дегтярёв.
Сегодня рынок автоимпорта из Японии и Кореи переживает большой ажиотаж. За 10 месяцев текущего года Владивостокской таможней оформлено свыше 142 тысяч транспортных средств для личного пользования.
«По сравнению с октябрём прошлого года количество оформленных автомобилей в октябре этого года увеличилось более чем в два раза и составило 22 207 автомобилей для личного пользования», - сообщает таможенный орган.
Это внушительная цифра, если сравнить её, например, с динамикой рынка новых легковых автомобилей в России, где объёмы продаж в октябре составили 43,3 тысячи транспортных средств. Такие данные приводит аналитическое агентство «Автостат».
Эксперт одного из сертификационных центров Денис Максименко отмечает, что ценовая политика дилерских центров благоприятствует импортёрам.
«Дилеры брендов, покинувших рынок, подняли цены с началом спецоперации и не намерены сдавать назад, поэтому мы наблюдаем интересную ситуацию. Mazda CX-5 в салоне может стоить больше 4 млн рублей, тогда как до начала спецоперации стоила в районе двух с лишним миллионов. Разница колоссальная. При этом вы можете привезти такую же машину из Японии, и в рестайлинге она обойдётся до 3 млн рублей. Если говорить о брендах, которые остаются на российском рынке, в частности, Hyundai и Kia, они ведут приблизительно ту же самую политику. Учитывая курсы валют, сейчас намного дешевле привезти автомобиль, чем купить у официального дилера», - комментирует Денис Максименко.
В то же время с начала февраля рынок автоимпорта существует в экстремальных условиях. Сначала взлетевший курс доллара парализовал продажи. Потом Япония запретила экспорт в Россию люксовых автомобилей стоимостью более 6 млн иен, и это ударило по сегменту дорогих праворульных машин. Но курс японской иены вскоре резко упал по отношению к рублю, опустившись до исторических минимумов. А фокус внимания импортёров быстро сместился на Южную Корею.
«Потребитель распробовал корейские бренды, и на дорогах появились большое количество дорогих автомобилей от корейских производителей. Соответственно, в Центральной России осознали, что Южная Корея не вводила никаких санкций, и в отличие от Японии там нет ограничений для экспорта в Россию. Можно привезти как дешёвый, так и дорогой автомобиль любого сегмента», - говорит Денис Максименко.
Правда, для дешёвых авто на данный момент сложилась не самая благоприятная рыночная ситуация. Сегодня импортёры своей главной проблемой называют активное удорожание перевозок и услуг хранения автомобилей. Цены выросли в разы, и пока рынок спасает только дешёвая иена.
«Если в этот же период прошлого года фрахт стоил 300-450 долларов, то сейчас он стоит 1,5 тысячи долларов. Раньше складские услуги обходились порядка 4,5 тысяч рублей за 10 первых дней хранения. Сейчас - в районе 20-30 тысяч рублей. Назвать эту ситуацию иначе как беспределом я не могу. Особенно страдает сегмент дешёвых автомобилей. Остаётся надеяться, что антимонопольная служба примет меры, соответствующее обращение в ФАС готовят предприниматели», - сообщил один из импортёров.
Китайские бренды Haval и Chery стремительно ворвались в тройку лидеров российского автомобильного рынка. Но что интересно, «китайцы» оказались намного более востребованы в Москве, чем на Дальнем Востоке. Так, на второй строчке по количеству проданных машин в российской столице - кроссовер Chery Tiggo 7 Pro. В дальневосточном регионе лидируют Toyota Corolla и Toyota Prius.
«Теоретически такая крупная компания, как наша, могла бы открыть во Владивостоке продажи китайского бренда. Но нужно понять, какой именно бренд интересен потребителю, потому что далеко не все они пользуются популярностью. И в любом случае, коммерческая структура должна понимать прибыль и точку окупаемости. Вкладывать огромные деньги и окупать их 15 лет – это неинтересно. Проще инвестировать в другие проекты, которые уже сейчас приносят стабильный заработок», - говорит Валерий Дегтярёв.
Денис Максименко считает, что «китайцы» могут потеснить «японцев» и «корейцев» на Дальнем Востоке, но для этого они должны будут придерживаться определённой ценовой политики.
«На волне успеха китайские бренды, пусть и не так значительно, но всё же подняли отпускные цены. Раньше было выгодно покупать китайские автомобили, потому что цены были очень конкурентными, и те же Chery, если не брать «вэдовые», стоили в районе 2 млн рублей. Это та цена, которая привлекала покупателя, потому что он мог приобрести новый автомобиль, грубо говоря, по цене японского с пробегом. Обратите внимание, как только HAVAL зашёл на рынок, моментально раскупили все машины именно из-за хороших прайсов», - комментирует эксперт.
Цены на китайские автомобили всё равно будут скорректированы в сторону их большей доступности, считает Денис Максименко. Люди хотят покупать новые машины, а китайские бренды изначально демонстрировали адекватную, гибкую ценовую политику. И у них есть все шансы занять свою большую нишу на Дальнем Востоке. Конкурировать китайский автопром будет главным образом с параллельным импортом, полагает эксперт.
Автоконцерн Mazda передал свою долю «Соллерсу» за один евро
фото: «Соллерс»
Отметим, что японский автоконцерн Mazda официально вышел из проекта по выпуску автомобилей и двигателей японской марки на мощностях совместного предприятия "Соллерс" в Приморском крае. Свою долю он передал «Соллерсу» по символической стоимости в 1 евро на условиях опциона, то есть возможности выкупить её в дальнейшем).
Правительство региона сообщает, что в 2023 году завод запустит новую производственную линию. По некоторой информации, это будет сборочное производство китайского бренда.
Сегодня дилеры активно развивают импорт новых автомобилей через третьи страны – Казахстан, Узбекистан и другие. Но к параллельному импорту это не относится.
«И раньше можно было привезти автомобиль в дилерский центр откуда-нибудь из Германии. На физическое лицо, разумеется. Просто стоял вопрос экономической выгоды, и никому это не было интересно, потому что всю административно-организационную часть представительство брало на себя - сертификацию, получение СБКТС, ЭПТС и другие вопросы. Сейчас ситуация изменилась. То, что раньше делало представительство, делают дилеры. Привозят через третьи страны новые автомобили, приобретённые на физлиц. Это выгоднее, чем параллельный импорт, так как физлица платят гораздо меньшую пошлину», - поясняет один из участников рынка.
Параллельный импорт осуществляет только юридическое лицо при соблюдении определённых условий.
Принятое 15 июля постановление правительства №1269 упростило ввоз иномарок юрлицами. Теперь им не требуется получать ОТТС или просить разрешение на его использование у держателей такого документа. Можно завозить транспортные средства в обход представительств зарубежных автоконцернов. Но не любые – только не из перечня, утверждённого Минпромторгом. Новые или не старше трёх лет. Заключение о соответствии требованиям выдаёт ФГУП «НАМИ».
Денис Максименко рассказывает, что схема параллельного импорта на Дальнем Востоке, наконец, заработала.
«Ничего сложного в параллельном импорте нет. Если автомобиль входит в перечень транспортных средств, разрешённых к параллельному импорту, компания имеет право обратиться в институт НАМИ и при наличии перечня документов, подтверждающих в том числе определённую категорию систем безопасности, получить заключение о том, что данный автомобиль можно беспрепятственно ввезти в Россию. Могу сказать, что эта схема уже работает. Предприниматели начинают разбираться в ней, тестируют её. У меня есть клиенты, которые привезли автомобиль Audi «на проверку» именно в рамках параллельного импорта, на юридическое лицо, для дальнейшей реализации через одну из площадок», - говорит Денис Максименко.
Директор компании Carwin Дмитрий Забора отмечает, что теоретически реализовать эту схему можно с помощью посредников.
«Параллельный импорт - это возможность оформления на нашу компанию машин до трёх лет, то есть новых или почти новых плюс соблюдение ряда других условий. В принципе, ничего особо сложного здесь нет, можно заключить договор с органом сертификации, чтобы он взял на себя вопросы оформления. Но нам это неинтересно, потому что таможенная пошлина значительно меньше, если ввозить автомобили на физлицо. По параллельному импорту целесообразно завозить машины, только если ты официальный дилер и продаешь их от лица компании по лизингу либо каким-то другим схемам. Тогда это компенсирует высокую пошлину», - поясняет Дмитрий Забора.
Владимир Шестак уверен, что даже если параллельный импорт будет эффективно налажен, это не закроет потребности рынка.
«В мире сохраняется дефицит автомобилей, вызванный дефицитом полупроводников, о чём мы немного забыли на фоне внутренних событий. Эта тенденция только усиливается. Сейчас даже в странах, откуда подразумевается параллельный импорт, сохраняется нехватка автомобилей. Какую-то часть спроса можно удовлетворить таким образом, но всю потребность она не закроет», - полагает Владимир Шестак.
Собеседники считают, что на Дальнем Востоке своя специфика. И если говорить о массовом спросе, б/у автомобили из Кореи и Японии здесь вне конкуренции.
Отметим, по данным «Автостата», с января по сентябрь текущего года в России было куплено почти 475 тыс. новых легковых автомобилей, что на 59% меньше, чем за 9 месяцев 2021 года. Объём рынка легковых автомобилей с пробегом составил 459,4 тыс. единиц, на 20,2% меньше, чем за тот же период прошлого года.
IV форум «Экспортный потенциал Приморья» состоялся во Владивостоке 1 ноября. Действующие и потенциальные экспортёры, представители власти и контрольно-надзорных органов обсудили развитие «нового экспорта» и проблемы перестройки товаропроводящих цепочек.
Начальник Дальневосточного таможенного управления ФТС России Юрий Ладыгин в своём приветственном слове поделился статистикой за 2022 год. Так, в 2022 году товарооборот ДФО с Китаем увеличился на 26% по сравнению с прошлым годом. С Южной Кореей – почти на 14%. С Вьетнамом – в 1,6 раза. С Арабскими Эмиратами – в 3,7 раза. С Японией сократился в 1,8 раза.
В стоимости экспорта почти 48% занимают водно-биологические ресурсы, порядка 10% - древесина и изделия из неё, более 11% - соевые бобы. Доля драгоценных металлов составляет 7%, столько же приходится на нефтепродукты.
При этом экспорт водных биологических ресурсов в стоимостном эквиваленте увеличился на 19%.
Экспорт древесины и изделий из нее в физических объёмах сократился на 21%, а в денежном выражении вырос на 7%.
Поставки сои по физическому объёму выросли почти на 30 процентов и в 2,3 раза по стоимости.
За 9 месяцев 2022 года центрами электронного декларирования выпущено 372 тысячи деклараций. Из них 12% - это экспортные декларации.
Модератор пленарной сессии, президент Союза «Торгово-промышленная палата Приморского края» Борис Ступницкий подчеркнул, что в условиях санкций важнейшие задачи – расширение географии экспорта и диверсификация номенклатуры грузов.
«Сегодня нам необходимо расширять экспортные рынки, увеличить число внешнеторговых партнеров в том числе за счёт стран, с которыми у нас выстроены конструктивные внешнеполитические отношения. Это страны АСЕАН, Монголия, Вьетнам, Индия, ЮАР и другие», - обозначил модератор пленарной сессии.
Он напомнил, что из стран АСЕАН Вьетнам сегодня является крупнейшим торговым партнёром России, в том числе по таким направлениям экспорта, как свинина, лесобумажная продукция, изделия из металла и детское питание. В 2022 году транспортная группа FESCO запустила регулярную морскую линию FESCO VIETNAM DIRECT LINE (FVDL) по маршруту Владивосток — Хайфон (Вьетнам) — Хошимин (Вьетнам) — Нинбо (Китай) — Владивосток. Сегодня она загружена на 100%.
Интенсивно развиваются отношения с Монголией, которая проявляет серьёзный интерес к созданию совместных производств на российской территории и рассматривает порты Приморского края для транзитного сообщения со странами Северо-Восточной Азии.
«В текущем году мы продолжаем сталкиваться с ковидными и, само собой, логистическими и финансовыми ограничениями. Федеральное и региональное правительства совершенствуют механизм поддержки экспортёров и разрабатывает меры по преодолению барьеров», - подчеркнул Ступницкий.
Одной из таких мер является модернизация сухопутных пунктов пропуска – см. материал EastRussia «Форточки в Азию» и трансформации морской логистики, о которых рассказала коммерческий директор ПАО «ВМТП» Елена Казарина.
«Мы на практике видим, как изменяется логистика, и вектор смещается с Запада на Восток, как реализуется взаимовыручка и взаимосотрудничество между государственными органами и экспортёрами», - отметила докладчица.
«ВМТП» - крупнейший универсальный порт на Дальнем Востоке, третий год подряд занимает первую позицию по контейнерообороту в стране. Обрабатывает все номенклатуры грузов и обеспечивает круглогодичную навигацию. В его активах - 14 причалов, почти три километра причальной стенки, 174 средств механизации и 45 единиц кранов. При этом продолжается модернизация морской гавани.
«В прошлом году наш грузооборот составил 750 тысяч TEU. В этом году идём на те же цифры, но важно отметить, что порт мог бы выйти на более 800 тысяч TEU, если бы не ситуация в феврале. Она отразилась на всех, поэтому в мае был определённый спад. Но уже начиная с июля импорт восстанавливается. Экспорт достиг объёмов по итогам прошлого года и даже превышает прошлогодние показатели», - сообщила представитель порта.
В целом за 9 месяцев текущего года рост экспорта по дальневосточным портам составил 21%.
На фоне провала грузооборота в Северо-Западном бассейне и снижения показателей в Азово-Черноморском бассейне Дальневосточный бассейн ощущает прирост как в генеральных грузах, так и в контейнерном обороте.
Фактически «ВМТП» отмечает спад только транзитных грузопотоков, которые следуют через сухопутные переходы. В распоряжении дальневосточных портов в основном остался транзит на Узбекистан и Казахстан.
«Мы принимаем много грузов, которые раньше шли через северо-запад, в том числе опасных. Поэтому очень зависим от железной дороги, от экспедитора и его расторопности по документообороту. Учитывая, что вектор смещается на Восток, дальневосточные порты испытывают повышенную нагрузку, и железная дорога – немного узкое звено. Но скажу, что мы взаимодействуем по этому вопросу со всеми ведомствами вплоть до министерства транспорта и начальника Центра фирменного транспортного обслуживания Алексея Шило. Ищем способы «разгрузить» ситуацию», - рассказала Елена Казарина.
Несырьевой экспорт – Россию не исключить из глобальной торговли
Продолжила пленарную сессию руководитель представительства АО «РЭЦ» во Владивостоке Елена Демиденко с докладом о новой географии экспортных потоков.
Она напомнила, что объем несырьевого неэнергетического экспорта из РФ за январь-август 2022 года в денежном выражении вырос на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил $125 млрд. Такие данные премьер Михаил Мишустин озвучил на недавнем форуме «Сделано в России».
«Я соглашусь с премьером, что намерение исключить Россию из глобальной торговли выглядит абсурдным. Представить мировую промышленность без российских товаров и ресурсов невозможно», - заявила Елена Демиденко, отметив, что в этом году главный экспортный форум страны посетило 78 иностранных делегаций, что в 5 раз больше по отношению к прошлому году. Такая динамика, по её словам, свидетельствует о позитивном восприятии российских товаров на внешних рынках.
«Всеми любимые российские шоколад, спиртное, даже кровельные материалы самые лучшие – они узнаваемы по своим качественным характеристикам, поэтому бренд «Сделано в России» - своеобразный знак качества в мире», - сообщила руководитель представительства «РЭЦ».
Как следует из представленного доклада, структурная перестройка товарных потоков открывает новые возможности участникам внешнеэкономической деятельности. Снижается товарооборот с Японией, но растёт с Вьетнамом и Индонезией.
И если ещё 3-4 года назад несырьевым экспортом занимались в основном крупные компании, в эпоху постковида и особенно с введением санкций расстановка сил кардинально меняется. Появились новые ниши торговли, куда стали заходить малые и средние компании, более гибкие, чем крупные холдинги.
«Допустим, есть запрос из Индии на соевое масло. Крупные производители не готовы выходить на новые рынки, им хорошо с постоянными партнёрами из Китая. А вот средние компании и даже объединения КФХ могут обеспечить экспорт на условиях, которые необходимы иностранному покупателю. К примеру, прислать тестовую партию без предоплаты, но при этом застраховать 95% своей поставки и включить страховку в стоимость этих товаров. Цена масла будет конкурентоспособной», - привела пример Елена Демиденко.
«РЭЦ» советует экспортёрам обратить внимание на потенциальных перспективных партнёров. Это рынки бывшего СССР – Республика Беларусь, Казахстан, Узбекистан и Азербайджан, где у российских товаров уже есть уверенные позиции.
Второе направление – крупные страны Азии и Ближнего Востока – Китай, Индия, Вьетнам, Турция, Египет, Иран и много других.
Заслуживают внимания также страны Латинской Америки, Африки и Юго-Восточной Азии, где российские экспортеры пока представлены слабо, но присутствует значительный потенциал роста. Среди них Таиланд, Бразилия, Арабские Эмираты, Индонезия, Филиппины, ЮАР.
А перед любым стартом стоит изучить рынок, который кажется наиболее интересным. И для этого стоит воспользоваться консультационной поддержкой РЭЦ и региональных подразделений центра «Мой бизнес». В том числе можно через цифровую платформу «Мой экспорт» заказать бесплатную услугу анализа экспортного рынка по стандартным критериям.
Помогут в продвижении российской продукции дегустационно-выставочные павильоны, открытые в Китае, Арабских Эмиратах, Вьетнаме и Египте. В этом году откроются ещё две таких площадки в Турции и Саудовской Аравии. РЭЦ и центр «Мой бизнес» готовы оказывать всестороннюю поддержку экспортёрам.
Полный консенсус с Китаем
С докладом на тему российско-китайских отношений выступил директор по развитию бизнеса Большого Китая и Азиатско-Тихоокеанского региона департамента инвестиционной деятельности ПАО «Сбербанк» Сюй Тенфэн.
По его оценке, итоги XX Всекитайского правящей Коммунистической партии Китая были положительными для России.
«По предположениям многих аналитиков в Китае, есть полный консенсус о том, что Китай продолжит политику сотрудничества с Российской Федерацией, в том числе в отношении открытия рынков для российских товаров», - сообщил Сюй Тенфэн.
«Сбербанк» помогает российским экспортёрам усиливать свои позиции и расширять бизнес на китайском рынке. А также готов предоставить финансирование в различных пропорциях компаниям при нехватке собственного капитала.
«Несмотря на санкции китайские банки и компании продолжают сотрудничество со «Сбербанком» в различных форматах, по мере возможностей не нарушая санкционные ограничения. Мы видим полную поддержку в том числе со стороны китайского регулятора, и нас активно приглашают на усиление российско-китайских финансовых расчётов», - подытожил Сюй Тенфэн.
Тема финансовых расчётов продолжилась на круглом столе, посвящённом финансовым рискам и валютным операциям при экспорте.
Сегодня российские банки активно работают с регионами Китая Хэйлунцзян, Цзилинь и Чжэцзян. Экспортёрам рекомендуют взаимодействовать прежде всего с региональными банками КНР, которые проявляют больше интереса к российскому бизнесу, чем крупные кредитные организации. Предприниматели активно перестраивают свои расчётные цепочки через Харбин и Шанхай – крупнейший финансовый центр Китая, где расположены многие региональные банки.
«Сбербанк» также налаживает активное сотрудничество с банками Вьетнама и Индонезии.
«Сейчас финансовая логистика перестраивается, и мы будем свидетелями многих новаций», - полагает Сюй Тенфэн.
Отметим, что в рамках форума участники обсудили большое количество вопросов экспорта, включая международное образование на Дальнем Востоке, потенциал российских диаспор для продвижения российских товаров и экспортные возможности модной индустрии. К 2024 году Приморью предстоит вдвое увеличить объем несырьевого экспорта – с 2 миллиардов до 3,9 миллиарда долларов США.