Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Head of FVU Avialesoohrana Vitaly Akberdin on forest fires in the Far East - EastRussia | Interview

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Fiery miles

The truth and myths about forest fires: Element with the eyes of an expert

It is difficult to talk about forest fires without emotions. For people, this is a horror of uncontrollable elements, a terrible misfortune, bitterness and indignation that fire destroys forests is one of Russia's greatest riches. However, the consequences of forest fires can be described in dry figures. In 2017, 9,2 thousand fires were registered in Russia on the lands of the Forest Fund, their area was 1,4 million hectares, and economic damage reached 15 billion rubles. The figures are huge, but this is significantly less than it was in 2016: then the area of ​​forest fires was 44% more than a year later, and the damage from them amounted to 24 billion rubles. Spring - the beginning of another fire season. How will it be in the Far East and Siberia - in the regions that suffer most from forest fires? What problems do people face that, in the service of their duty, save the forests from fire? We are talking about this with Vitaly Akberdin, the head of the FBU "Avialesoohrana".

Fiery miles
Photo: aviales.ru
- Vitaly Viktorovich, what is the current forest fire situation in the Far Eastern regions? Is it possible to say that the fire-dangerous season has already begun?

- The first forest fire in Russia in 2018 appeared on 7 January in Primorsky Krai, in the Lazovsky State Reserve. Since the beginning of the year as of 13 April, 526 forest fires have been recorded, of which in the Far Eastern Federal District - 349. The area covered by fire amounted to 204,4 thousands of hectares, including 198,1 thousand hectares in the Far East. In the Amur Region, since the beginning of the year, 138 forest fires have occurred (the area covered by fire is 152,2 thousand hectares), in the Primorsky Territory 148 (30 thousand hectares), in the Jewish Autonomous Region 46 (15,1 thousand hectares), in Khabarovsk edge - 17 fires (area covered by fire, - 837 ha).

In the Siberian Federal District from the beginning of the year as of 13 April there were 150 forest fires. Including in the Trans-Baikal Territory - 144 (the area covered by fire, - 6 thousand hectares), in Buryatia - 2 fire on the area of ​​141 ha, in the Krasnoyarsk Territory - 2 fire (8 ha), in the Irkutsk region - 1 fire (3 ha), in the Tomsk region - 1 fire (0,03 ha).

- In which regions is the most stressful situation with forest fires?

- The rapid descent of snow this spring, dry and warm weather, strong winds, and most importantly, massive dry grass fires in the adjacent areas - all this has sharply worsened the forest fire situation in the Far East and Siberia, especially in the Amur Region, Primorsky and Transbaikal edges. In the Amur region 7 April, the regime of emergencies was introduced in the forests of a regional character, it still operates. A special firefighting regime operates throughout Primorsky Krai, in 27 municipal districts of the Transbaikal Territory and in 20 municipal districts of the Amur Region. As of the beginning of the day 13 April on the territory of the Siberian and Far Eastern Federal Districts, fire fighting services worked on extinguishing 22 forest fires, the area passed by fire amounted to 39 458 ha. Including this 16 fires in the area 39 308 ha in the Amur region; 4 fire on the area of ​​142 ha in the Trans-Baikal Territory; one fire in Buryatia and the Khabarovsk Territory (5 ha and 3 ha, respectively).

Since the beginning of the year in the Far Eastern Federal District, firefighting services have eliminated 332 fire in the area of ​​158,8 thousand hectares. In the SFD - 145 forest fires on the total area of ​​6,1 thousand hectares.

- What forces are involved in the elimination of forest fires?

- In extinguishing fires in two federal districts this year, more than 1,5 thousand people and 300 more than units of equipment were involved. In the Amur Region, in addition to forest fire workers, 96 paratroopers paratroopers of FBU Avialesoohrana were involved in fighting fires, and 604 is still on alert. The general grouping of the PAPS on the territory of Russia, including the federal reserve of the PAPC FBU "Avialesoohrana" and the PAPS of the specialized agencies for forest protection of the subjects of the Russian Federation, is 3,6 thousand people. The forces of the PDAP are mainly working to extinguish forest fires in the aviation zone, in hard-to-reach areas.

When extinguishing forest fires, specialized aviation is used. Since 2017, FBU "Avialesoohrana" in the regions of Siberia and the Far East, most prone to fires, is carrying out works on artificial precipitation with the use of the An-26 "Cyclone" airplane. This aircraft has special equipment of cassette type "Veer". It, with the help of cartridges containing iodine silver, treats cumulonimbus clouds so that it rains on a certain area.

In addition, since 2017 year, "Avialesoohrana" has resumed work on laying the supporting mineralized strips in an explosive way. This is done to stop the spread of fire in hard-to-reach areas. The technology showed high efficiency.

- It is widely believed that the main, most common cause of fires is the "human factor". Is this really so?

- Yes. Every year the main cause of spring forest fires is the same. This is the transition to the forest of fire from the fires of dry grass and the carelessness of people when dealing with fire in the forest. Unfortunately, "man-made" forest fires prevail even in the summer months - their number even exceeds the number of fires that occurred due to thunderstorms.

In April 2018 in Russia, the federal information firefighting campaign "Stop the fire!" Agency of strategic initiatives, Rosleskhoz, FBU "Avialesoohrana", Greenpeace Russia, other organizations supported this campaign. It implies the display of social videos on the airs of federal and regional television channels, subway trains, Russian Railways, the installation of information banners, preventive work with the public, informing people about the work of the direct line of the forest guard on the phone 8-800-100-94-00.

- There is a lot of regular and regular talk about the fact that dry grass next to forests is unacceptable, as well as about careful handling of fire in the forest. And like everyone would know about it. "Arsonists" do not become less with the years?

- As early as November of the year 2015, the government of the Russian Federation made changes to the rules of the fire fighting regime in the Russian Federation. Legislating prohibited the unauthorized burning of dry grass, the breeding of fires on agricultural land. But in practice this decree is not implemented. Only this year and only in the Amur region, during the air monitoring, it was possible to identify nine culprits of dry grass fires. They will be prosecuted. And according to the data published on the website of the government of the Amur Region, intentional arsons of dry grass were made by residents of Blagoveschensky, Zavitinsky, Arkharinsky, Belogorsky, Bureysky and Oktyabrsky districts. Mostly they burned the grass in their dachas, in forests, on agricultural lands, near railroad tracks.



People who burn dry grass, do not think about the consequences of their actions. Moreover, many believe that doing this is "useful". Of course, it is more convenient and cheaper for a person to simply burn dry vegetation in his dacha, instead of using machinery. But it must be understood that with a strong wind, the fire immediately leaves into the forest. Unfortunately, sometimes the media mislead and biased to talk about how, and why, populated areas, dachas are covered by fire. However, most often fires begin exactly as described.

- What other common, but incorrect judgments about forest fires did you notice?

- It is common, for example, to say that the strongest natural fires were in Russia in 2010, when due to the anomalous heat and the absence of rain, peat and then forest fires began in the Moscow region. Then the smoke and smoke were in Moscow and other cities. But in fact, this is not the only and not the worst situation. A complex forest fire situation develops in the regions of Siberia and the Far East every year.

There is also such a misconception: forest fires, some believe, are best extinguished from the air, by special aircraft and helicopters. And if the aircraft are not involved, people start to resent - they say, not everything is done to fight the fire. But in fact, aviation is used to reduce the intensity of forest fire, this is only one of many measures. And the main force in the fight against fire is the manual labor of forest firefighters, who process each edge of the edge. This can be compared with jewelry work. There is also such a myth: in the frost forest fires do not happen. This is not true. As already mentioned, in Primorye, the first forest fire this year arose 7 January.

- What problems would you call the main ones in the work of forest fire services?

- This is the lack of departmental aviation. After the administrative reform of the 2006 year from the federal to the regional level, 106 aircraft were transferred. Now the fleet of departmental forest aviation is extremely small, since it is expensive to serve the regions of Siberia and the Far East.

At the beginning of 2018, forest aviation in the Krasnoyarsk and Altai Territories, Vladimir, Amur, Tyumen and Tomsk regions, the Altai and Karelia republics comprised only 34 departmental vessels, which were mainly based at leased airports. I want to say that the revival of departmental aviation should become a priority task, since it is from the air that you can quickly record fires and react quickly in these situations. And this requires adequate funding.

The same and with other special equipment. The ground monitoring zone in the country is 72 million hectares. It is possible to imagine how many special vehicles - firefighters, forest patrolmen, earth-diggers - are needed to quickly combat fire in such a territory. However, the checks carried out by the specialists of the FBU Avialesoohrana and other agencies showed that most of the fire fighting equipment and equipment are worn out. That is, the necessary amount of technology (and hence people) to extinguish fires is simply impossible to attract (According to the Accounts Chamber of the Russian Federation, the percentage of forest fire equipment with wear up to 100% is 35% of the total park in the Irkutsk and Sverdlovsk Regions, 40,9% in the Altai Republic, 46% in the Transbaikalian Territory, and 55% in the Krasnoyarsk Territory. Updating the technopark regions are considered only under the condition of co-financing from the federal budget. – EastRussia).

There are also problems with the timely localization and elimination of forest fires in the Far Eastern Federal District. The reason is a weak organization of extinguishing, multiplying air patrolling and ensuring the build-up of forces and assets in the Amur Region and the Primorsky Territory.

For reference. Forecasts of an increased risk of fires in forests in April-May 2018 in the regions of Siberia and the Far East

In April. In the SFD - the southern and central parts of the Omsk region, the western part of the Novosibirsk region, the southern part of the Altai Territory, the Republic of Altai and the Republic of Tuva, the southeastern part of the Irkutsk region, the southern and eastern parts of the Republic of Buryatia, the western, central and eastern parts of the Trans-Baikal Territory. In the Far Eastern Federal District - the entire territory of the Primorsky Territory and the Jewish Autonomous Region, the southern part of the Khabarovsk Territory.

In May. In the SFD: the southern part of the Omsk Region, the western, southern, eastern and central parts of the Novosibirsk Region, the northern part of the Altai Territory, the northern part of the Kemerovo Region, the southern part of the Tomsk Region, the Republic of Tyva and the Altai Republic, the northern part of the Irkutsk Region, the southeastern part of Krasnoyarsk the eastern part of the Republic of Buryatia, the central part of the Trans-Baikal Territory. In the Far Eastern Federal District: the entire territory of the Jewish Autonomous Region, the southern part of Primorsky Krai.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Огненные версты

Правда и мифы о лесных пожарах: стихия глазами эксперта

О лесных пожарах без эмоций говорить трудно. Для людей это ужас перед неуправляемой стихией, страшная беда, горечь и возмущение от того, что огонь губит леса – одно из главных богатств России. Однако последствия лесных пожаров можно описать и сухими цифрами. В 2017 году в России было зафиксировано 9,2 тыс. пожаров на землях Лесного фонда, площадь их составила 1,4 млн гектаров, а экономический ущерб достиг 15 млрд рублей. Цифры огромные, однако это существенно меньше, чем было в 2016 году: тогда площадь лесных пожаров была на 44% больше, чем год спустя, а ущерб от них составил 24 млрд рублей. Весна – начало очередного пожароопасного сезона. Каким он будет на Дальнем Востоке и в Сибири – в регионах, которые больше других страдают от лесных пожаров? С какими проблемами сталкиваются люди, которые по долгу службы спасают леса от огня? Об этом мы беседуем с Виталием Акбердиным, начальником ФБУ «Авиалесоохрана».

Огненные версты
Фото: aviales.ru
– Виталий Викторович, какова сейчас лесопожарная обстановка в дальневосточных регионах? Можно ли говорить о том, что пожароопасный сезон уже начался?

– Первый лесной пожар в России в 2018 году возник 7 января в Приморском крае, в Лазовском государственном заповеднике. Всего с начала года по состоянию на 13 апреля было зафиксировано 526 лесных пожаров, из них на территории Дальневосточного федерального округа – 349. Площадь, пройденная огнем, составила по стране 204,4 тысячи гектаров, в том числе на Дальнем Востоке 198,1 тыс. гектаров. В Амурской области с начала года произошло 138 лесных пожаров (площадь, пройденная огнем, – 152,2 тыс. га), в Приморском крае – 148 (30 тыс. га), в Еврейской автономной области – 46 (15,1 тыс. га), в Хабаровском крае – 17 пожаров (площадь, пройденная огнем, – 837 га).

В Сибирском федеральном округе с начала года по состоянию на 13 апреля возникло 150 лесных пожаров. В том числе в Забайкальском крае – 144 (площадь, пройденная огнем, - 6 тыс. га), в Бурятии – 2 пожара на площади 141 га, в Красноярском крае – 2 пожара (8 га), в Иркутской области – 1 пожар (3 га), в Томской области – 1 пожар (0,03 га).
 
– В каких регионах ситуация с лесными пожарами наиболее напряженная?

– Быстрый сход снега этой весной, сухая и теплая погода, сильные ветра, а главное, массовые палы сухой травы на прилегающих к лесу территориях, – все это резко ухудшило лесопожарную обстановку в регионах Дальнего Востока и Сибири, особенно в Амурской области, Приморском и Забайкальском краях. В Амурской области 7 апреля был введен режим ЧС в лесах регионального характера, он действует до сих пор. Особый противопожарный режим действует на всей территории Приморского края, в 27 муниципальных районах Забайкальского края и в 20 муниципальных районах Амурской области. По состоянию на начало суток 13 апреля на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов лесопожарные службы работали на тушении 22 лесных пожаров, площадь пройденная огнем, составила 39 458 га. В том числе это 16 пожаров на площади 39 308 га в Амурской области; 4 пожара на площади 142 га в Забайкальском крае; по одному пожару в Бурятии и Хабаровском крае (5 га и 3 га соответственно).

Всего с начала года в ДФО лесопожарные службы ликвидировали 332 пожара на площади 158,8 тыс. га. В СФО – 145 лесных пожаров на общей площади 6,1 тыс. га.
 
 Какие силы задействованы в ликвидации лесных пожаров?

– В тушении пожаров в двух федеральных округах в этом году было задействовано более 1,5 тысяч человек и 300 с лишним единиц техники. В Амурской области, помимо работников лесопожарных служб, к тушению пожаров привлечены 96 парашютистов-десантников ФБУ «Авиалесоохрана», еще 604 находятся в боевой готовности. Общая группировка ПДПС на территории России, включающая федеральный резерв ПДПС ФБУ «Авиалесоохрана» и ПДПС специализированных учреждений по охране лесов субъектов Российской Федерации, составляет 3,6 тысячи человек. Силы ПДПС в основном работают на тушении лесных пожаров в авиационной зоне, на труднодоступных территориях.

При тушении лесных пожаров применяется специализированная авиация. С 2017 года ФБУ «Авиалесоохрана» в регионах Сибири и Дальнего Востока, наиболее подверженных пожарам, проводит работы по искусственному вызыванию осадков с использованием самолета Ан-26 «Циклон». У этого самолета есть специальное оборудование кассетного типа «Веер». Оно с помощью патронов, содержащих йодистое серебро, обрабатывает кучево-дождевые облака так, чтобы пошел дождь на определенном участке.

Кроме того, с 2017 года «Авиалесоохрана» возобновила работы по прокладке опорных минерализованных полос взрывным способом. Это делается, чтобы остановить распространение огня на труднодоступных территориях. Технология показала высокую эффективность.

– Распространено мнение, что главная, наиболее распространенная причина пожаров – «человеческий фактор». Это действительно так?

– Да. Каждый год основная причина весенних лесных пожаров – одна и та же. Это переход в лес огня с палов сухой травы и небрежность людей при обращении с огнем в лесу. К сожалению, «рукотворные» лесные пожары преобладают даже в летние месяцы – их количество даже тогда превышает число возгораний, произошедших из-за гроз.

В апреле 2018 года в России стартовала федеральная информационная противопожарная кампания «Останови огонь!». Агентство стратегических инициатив, Рослесхоз, ФБУ «Авиалесоохрана», Гринпис России, другие организации поддержали эту кампанию. Она подразумевает показ социальных видеороликов в эфирах федеральных и региональных телеканалов, в поездах метро, РЖД, установку информационных баннеров, профилактическую работу с населением, информирование людей о работе прямой линии лесной охраны по телефону 8-800-100-94-00 .
 
– О том, что сухую траву рядом с лесами жечь недопустимо, как и об осторожном обращении с огнем в лесу, говорится много и регулярно. И вроде бы все об этом знают. «Поджигателей» с годами меньше не становится?

– Еще в ноябре 2015 года постановлением правительства РФ были внесены изменения в Правила противопожарного режима в Российской Федерации. Законодательно были запрещены несанкционированные выжигания сухой травы, разведение костров на землях сельхозназначения. Но на практике это постановление не выполняется. Только в этом году и только в Амурской области при проведении авиамониторинга удалось выявить девятерых виновников палов сухой травы. Они будут привлечены к ответственности. А по данным, опубликованным на сайте правительства Амурской области, преднамеренные поджоги сухой травы совершали жители Благовещенского, Завитинского, Архаринского, Белогорского, Бурейского и Октябрьского районов. В основном жгли траву у себя на дачах, в лесах, на сельскохозяйственных землях, возле железнодорожных путей.

Люди, который жгут сухую траву, не задумываются о последствиях своих действий. Более того, многие считают, что делать это «полезно». Конечно, человеку удобнее и дешевле просто сжечь сухую растительность у себя на даче, вместо того, чтобы использовать технику. Но надо понимать, что при сильном ветре огонь молниеносно уходит в лес. К сожалению, иногда СМИ неверно и необъективно рассказывают о том, как и почему огнем оказываются охваченными населенные пункты, дачи. Однако чаще всего пожары начинаются именно так, как было описано.
 
– Какие еще расхожие, но неверные суждения о лесных пожарах вы замечали?

– Распространено, например, мнение, что самые сильные природные пожары были в России в 2010 году, когда из-за аномальной жары и отсутствия дождей начались торфяные, а потом и лесные пожары в Подмосковье. Тогда гарь и дым стояли в Москве и других городах. Но на самом деле это не единственная и не самая страшная ситуация. Сложная лесопожарная обстановка складывается в регионах Сибири и Дальнего Востока каждый год.

Есть и такое заблуждение: лесные пожары, считают некоторые, лучше всего тушить с воздуха, специальными самолетами и вертолетами. И если воздушные суда не привлекаются, люди начинают возмущаться – мол, не все делается для борьбы с огнем. Но на самом деле авиация применяется для снижения интенсивности лесного пожара, это лишь одна из многих мер. А главная сила в борьбе с огнем – это ручной труд лесных пожарных, которые обрабатывают каждый край кромки. Это можно сравнить с ювелирной работой. Есть и такой миф: в морозы лесных пожаров не бывает. Это не так. Как уже было сказано, в Приморье первый в этом году лесной пожар возник 7 января.
 
– Какие проблемы вы бы назвали основными в работе лесопожарных служб?

– Это отсутствие ведомственной авиации. После административной реформы 2006 года с федерального на региональный уровень было передано 106 воздушных судов. Сейчас парк ведомственной лесной авиации крайне мал, поскольку регионам Сибири и Дальнего Востока его обслуживать дорого.

На начало 2018 года лесная авиация Красноярского и Алтайского краев, Владимирской, Амурской, Тюменской и Томской областей, республик Алтай и Карелия насчитывала всего 34 ведомственных судна, которые базировались в основном в арендованных аэропортах. Хочу сказать, что возрождение ведомственной авиации должно стать приоритетной задачей, поскольку именно с воздуха можно оперативно фиксировать возгорания и быстро реагировать в этих ситуациях. А для этого нужно соответствующее финансирование.

То же и с другой спецтехникой. Зона наземного мониторинга составляет в стране 72 млн гектаров. Можно представить, сколько нужно специальных машин – пожарных, лесопатрульных, землеройных – чтобы оперативно бороться с огнем на такой территории. Однако проверки, проведенные специалистами ФБУ «Авиалесоохрана» и других ведомств, показали, что большая часть лесопожарного оборудования и инвентаря изношены. То есть необходимое количество техники (а значит, и людей) для тушения пожаров просто невозможно привлекать (По данным Счетной палаты РФ, доля лесопожарной техники с износом до 100% составляет в Иркутской и Свердловской областях 35% всего парка, в Республике Алтай — 40,9%, в Забайкальском крае – 46%, Красноярском крае – 55%. Обновление технопарка регионы рассматривают только при условии софинансирования из федерального бюджета. – EastRussia).

Есть и проблемы со своевременной локализацией и ликвидацией лесных пожаров в ДФО. Причина – слабая организация работ по тушению, по кратности авиапатрулированию и обеспечению наращивания сил и средств в Амурской области и Приморском крае.  

Для справки. Прогнозы повышенного риска возникновения пожаров в лесах в апреле-мае 2018 года в регионах Сибири и Дальнего Востока
 
В апреле. В СФО – южная и центральная части Омской области, западная часть Новосибирской области, южная  часть Алтайского края, Республики Алтай и Республики Тыва, юго-восточная часть Иркутской области, южная и восточная части Республики Бурятия, западная, центральная и восточная части Забайкальского края. В ДФО – вся территория Приморского края и Еврейской автономной области, южная часть Хабаровского края.

В мае. В СФО: южная часть Омской области, западная, южная, восточная и центральная части Новосибирской области, северная часть Алтайского края, северная часть Кемеровской области, южная часть Томской области, Республика Тыва и Республика Алтай, северная часть Иркутской области, юго-восточная часть Красноярского края, восточная часть Республики Бурятия, центральная часть Забайкальского края. В ДФО: вся территория Еврейской автономной области, южная часть Приморского края.

Дни Дальнего Востока в Москве – 2018
3–9 декабря, Тверская площадь. 13–15 декабря, Экспоцентр. Официальный сайт мероприятия ddv.moscow