Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Huge wild plant potential

On the prospects of supporting the cultivation of wild plants in the Far East

Huge wild plant potential
Photo: Elena Vertyankina

Evgeny Akhpashev

Director of the Department of Food and Processing Industry, Ministry of Agriculture of Russia
The Far East is increasingly compared with the sleeping giant recently. The economic potential of the region is huge. It has not only unique natural conditions, but also geographical location, which allows to develop economic cooperation with the countries of the Asia-Pacific region. An important area today is the export of fish and seafood from the Far Eastern Federal District to the rest of Russia. Favorable geographical location of the region, with access to the sea and the presence of land borders with the largest regional consumer of food - China - makes it possible to supply agricultural products abroad.

The development of the region is one of the priority projects of the country's leadership. The Ministry of Agriculture of Russia is already actively working to develop an agrological hub in the Far East, which will act as a wholesale distribution center, accumulating not only local agricultural products, but also coming in transit from all over Russia. Pyotr Stolypin said that leaving the Far East without attention would be a manifestation of enormous state extravagance. We must fully realize the potential of the Far East, integrate these territories as much as possible into the economic space, and create favorable conditions for the life and work of people. The potential of the Far East is enormous. And in many respects the region has serious differences from the rest of Russia. The collection of wild plants (plants, berries, nuts, mushrooms) takes an important place in the economic life of the region.

Since 2015, within the framework of the state program, the Ministry of Agriculture of Russia has been providing state support to agricultural consumer cooperatives in the form of grants for the development of the material and technical base. The volume of federal budget funds allocated for grant support to cooperatives increased from 0,4 billion rubles in 2015 to 1,6 billion rubles in 2017. In 2015-2016, 252 cooperatives in 42 constituent entities of the Russian Federation received support.

Grant support to agricultural consumer cooperatives for the development of the material and technical base is provided in the following areas: milk, meat, potatoes, vegetables, mushrooms, fruits and berries, including wild ones. The grant funds can be used to create and develop production facilities for procurement, storage, additional work, processing, sorting, cooling, preparation for the sale of the specified products.

In 2015-2016, 8 agricultural consumer cooperatives in the amount of 21,1 million rubles from the federal budget received grant support in the field of collection and processing of wild plants. State support in the field of harvesting wild-growing raw materials and production of food products based on them is mainly carried out through sectoral programs at the regional level.

For example, since 2015 in the Chukotka Autonomous Okrug, the state program "Development of the agro-industrial complex of the Chukotka Autonomous Okrug for 2014-2020" has been implemented, approved by the Government of the Chukotka Autonomous Okrug dated October 21, 2013 No. 411, which is aimed at developing activities for harvesting, primary processing and the production of food products based on wild-growing raw materials. In particular, legal entities and individual entrepreneurs who purchase wild-growing food resources from the population for their subsequent processing and (or) sale to food processing enterprises, public catering, healthcare and education institutions that have food units in their structure are provided with subsidies in the amount of 250 rubles for one kilogram of wild-growing food raw materials purchased from the population, but not more than the purchase price.

In addition, legal entities and individual entrepreneurs are compensated for documented costs (no more than 70%) associated with the acquisition and delivery of technological equipment for storage and processing of wild food resources, including: refrigeration modules (refrigeration refrigeration units, refrigerated cabinets, refrigerated chests ); equipment and complete technological lines for the primary processing of vegetables, fruits, berries and mushrooms. Annually, to support the activities of the program, funds from the district budget are allocated in the amount of up to 1,5 million rubles.

In the Republic of Yakutia, a set of regional grant support measures is being developed - updating the material and technical base (up to 6% of the cost); on the provision of loans at 5% for the procurement of raw materials; related to assisting in the sale of finished products. The specified sphere of economic activity is also developing through intersectoral regional programs. So, in the framework of solving the problem of supporting small and medium-sized businesses in the Altai Territory, the state program "Support and development of small and medium-sized businesses in the Altai Territory for 2014 - 2020" is being implemented.

In turn, the state program for the development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and foodstuffs for 2013-2020, approved by the Russian government resolution 14.07.2012 No. 717, implemented at the federal level, does not provide for special state support measures. At the same time, within the framework of the concessional lending mechanism, relevant support is being extended, including to processors of agricultural raw materials, including those that specialize in the processing of wild plants for the canned fruit and vegetable industry.
 
The development of processing of wild plants, for example, for the fruit and vegetable canning industry, is directly dependent on the level of development of the raw material base - harvesting of wild plants. In this regard, the development of procurement is a priority task. The quality of the raw material base is determined, firstly, by the possibility of organizing the supply of raw materials in industrial volumes, and secondly, by the relatively low cost of raw materials for suppliers. At the same time, activities in this area are associated with a number of objective (natural) obstacles, including the significant remoteness and inaccessibility of procurement areas from the centers of consumption and processing, which negatively affect the quality of the raw material base. Accordingly, the key problem of the industry is the insufficient development of infrastructure: roads, storage, communications, as well as insufficient provision of economic entities with the means of collecting and transporting raw materials. Based on this, one can observe a low economic motivation of potential economic entities and, as a result, the lack of industrial processing of wild food resources.
 
The regions of the Far Eastern Federal District have a high potential for development in the field of harvesting and processing of wild plants. The economic attractiveness of this industry in the regions of the Far East is due to the high demand for such products, which is fueled by its special quality characteristics - environmental friendliness, since pesticides and agrochemicals are not used when growing wild plants; raw material potential, high competitiveness, which depends on natural and climatic conditions, the capacity of the sales market. These products are in demand both in the domestic market and in the markets of the member states of the Eurasian Economic Union and third countries, including China and other countries of the Asia-Pacific region. 

Harvesting of wild plants as a sphere of economic activity has a distinct specificity and territorial reference. In addition, the nature of the problems to be solved in the field of harvesting wild plants differs markedly from region to region. In this regard, the elaboration and development of measures of financial and non-financial support should be carried out at the level of the constituent entities of the Russian Federation. The Ministry of Agriculture of the Russian Federation believes that it is advisable to give priority attention to the development of mechanisms of state support that stimulate procurement, which should develop as an independent direction of economic activity. In conditions of limited financial resources, an important direction for the development of harvesting wild plants is cooperation, including the development of long-term partnerships between suppliers and processors. Assistance in the formation of an economic structure in which the purveyor remains the main beneficiary. Creation and development of enterprises of the processing industry with a high degree of unification, that is, equipped with equipment that allows you to provide several lines of food production.
March 4: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Огромный дикоросный потенциал

О перспективах поддержки выращивания дикоросов на Дальнем Востоке

Огромный дикоросный потенциал
Фото: Елена Вертянкина

Евгений Ахпашев

Директор департамента пищевой и перерабатывающей промышленности министерства сельского хозяйства России
Дальний Восток все чаще в последнее время сравнивают со спящим гигантом. Экономический потенциал региона огромен. Он обладает не только уникальными природными условиями, но и географическим расположением, позволяющим развивать экономическое сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Важным направлением сегодня является экспорт рыбы и морепродуктов из ДФО в остальные регионы России. Выгодное географическое расположение региона, с выходом к морю и наличием сухопутных границ с крупнейшим региональным потребителем продовольствия – Китаем – дает возможность поставлять сельхозпродукцию за рубеж.

Развитие региона является одним из приоритетных проектов руководства страны. Минсельхоз России уже сейчас ведет активную работу по развитию на Дальнем Востоке агрологистического хаба, который выступит в роли оптово-распределительного центра, аккумулирующего не только местную сельскохозяйственную продукцию, но и поступающую транзитом из со всей территории России. Пётр Столыпин говорил о том, что оставлять Дальний Восток без внимания было бы проявлением громадной государственной расточительности. Мы обязаны в полной мере реализовать потенциал Дальнего Востока, максимально интегрировать эти территории в экономическое пространство, создать благоприятные условия для жизни и работы людей. Потенциал Дальнего Востока огромен. И по многим позициям регион имеет серьезные отличия от остальной России. Серьезное место в хозяйственной жизни региона занимает сбор дикоросов (растений, ягод, орехов, грибов).

С 2015 года в рамках госпрограммы Минсельхоз России оказывает государственную поддержку сельскохозяйственным потребительским кооперативам в форме грантов на развитие материально-технической базы. Объем средств федерального бюджета, направляемого на грантовую поддержку кооперативов, увеличился с 0,4 млрд рублей в 2015 году до 1,6 млрд рублей в 2017 году. За 2015-2016 годы поддержку получили 252 кооператива в 42 субъектах РФ.

Грантовая поддержка сельскохозяйственным потребительским кооперативам на развитие материально-технической базы оказывается по следующим направлениям: молоко, мясо, картофель, овощи, грибы, плоды и ягоды, в том числе дикорастущие. Средства гранта могут быть направлены на создание и развитие производственных мощностей для заготовки, хранения, подработки, переработки, сортировки, охлаждения, подготовки к реализации указанной продукции.

В 2015-2016 году грантовую поддержку в сфере сбора и переработки дикоросов получили 8 сельскохозяйственных потребительских кооператива в сумме 21,1 млн рублей из средств федерального бюджета. Государственная поддержка в сфере заготовки дикорастущего сырья и производства на его основе пищевых продуктов преимущественно осуществляется посредством отраслевых программ регионального уровня.

Например, с 2015 года в Чукотском автономном округе реализуется государственная программа «Развитие агропромышленного комплекса Чукотского автономного округа на 2014-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 21 октября 2013 года № 411, которая направлена на развитие деятельности по заготовке, первичной переработке и производству пищевой продукции на основе дикорастущего сырья. В частности, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим закупку у населения дикорастущих пищевых ресурсов для их последующей переработки и (или) реализации предприятиям пищевой перерабатывающей промышленности, общественного питания, учреждениям здравоохранения и образования, имеющим в своей структуре пищеблоки, предоставляются субсидии в размере 250 рублей за один килограмм закупленного у населения дикорастущего пищевого сырья, но не более цены закупки.

Кроме того, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям компенсируются документально подтвержденные затраты (не более 70%), связанные с приобретением и доставкой технологического оборудования для хранения и переработки дикорастущих пищевых ресурсов, в том числе: холодильных модулей (холодильных рефрижераторных установок, холодильных шкафов, холодильных ларей); оборудования и технологических комплектных линий по первичной переработке овощей, фруктов, ягод и грибов. Ежегодно на поддержку мероприятий программы выделяются средства окружного бюджета в размере до 1,5 млн. рублей.

В Республике Якутия разрабатывается комплекс региональных мероприятий грантовой поддержки – обновления материально-технической базы (до 6% стоимости); по предоставлению займов под 5% на заготовку сырья; связанных с оказанием помощи при реализации готовой продукции. Указанная сфера хозяйственной деятельности развивается и посредством межотраслевых региональных программ. Так, в рамках решения задачи по поддержке малого и среднего бизнеса в Алтайском крае реализуется государственная программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае на 2014 - 2020 годы».

В свою очередь государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением правительства России от 14.07.2012 № 717, реализуемая на федеральном уровне, не предусматривает специальных мероприятий государственной поддержки. Вместе с тем, в рамках реализации механизма льготного кредитования соответствующая поддержка распространяется, в том числе на переработчиков сельскохозяйственного сырья, включая тех из них, которые специализируются на переработке дикоросов для плодоовощной консервной отрасли.
 
Развитие переработки дикоросов, например, для плодоовощной консервной отрасли находится в прямой зависимости от уровня развития сырьевой базы – заготовки дикоросов. В этой связи развитие заготовки – первоочередная задача. Качество сырьевой базы обуславливается, во-первых, возможностью организации поставки сырья в промышленных объемах, во-вторых, относительно низким уровнем себестоимости сырья для поставщиков. При этом деятельность в указанной сфере сопряжена с целым рядом объективных (естественных) препятствий, включая значительную удаленность и труднодоступность территорий заготовки от центров потребления и переработки, которые отрицательно сказываются на качестве сырьевой базы. Соответственно, ключевой проблемой отрасли является недостаточное развитие инфраструктуры: дорог, хранения, связи, а также недостаточное обеспечение хозяйствующих субъектов средствами сбора и транспортировки сырья. Исходя из этого можно наблюдать низкую экономическую мотивацию потенциальных хозяйствующих субъектов и, как следствие, отсутствие промышленной переработки дикорастущих пищевых ресурсов.
 
Регионы Дальневосточного федерального округа имеют высокий потенциал развития в сфере заготовки и переработки дикоросов. Экономическая привлекательность указанной отрасли в регионах Дальнего Востока обусловлена высоким спросом на такую продукцию, который подпитывается ее особыми качественными характеристиками – экологичности, так как при выращивании дикоросов не используются пестициды и агрохимикаты; сырьевым потенциалом, высокой конкурентоспособностью, которая зависит от природно-климатических условий, емкостью рынка сбыта. Данная продукция востребована как на внутреннем рынке, так на рынках государств-членов Евразийского экономического союза и третьих стран, включая Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. 

Заготовка дикоросов как сфера хозяйственной деятельности имеет отчетливую специфику и территориальную привязку. Кроме того, характер проблем, требующих решения в сфере заготовки дикоросов, заметно отличается от региона к региону. В этой связи выработку и развитие мер финансовой и нефинансовой поддержки целесообразно осуществлять на уровне субъектов Российской Федерации. Минсельхоз России полагает, что первоочередное внимание целесообразно уделить выработке механизмов государственной поддержки, стимулирующих заготовку, которая должна развиваться как самостоятельное направление хозяйственной деятельности. В условиях ограниченности финансовых ресурсов важным направлением развития заготовки дикоросов является кооперация, включая развитие долгосрочного партнерства между поставщиками и переработчиками. Содействие формированию хозяйственного уклада, при котором основным выгодоприобретателем остается заготовитель. Создание и развитие предприятий перерабатывающей промышленности с высокой степенью унификации, то есть оснащенных оборудованием, позволяющим обеспечивать несколько линий пищевого производства.
Дни Дальнего Востока в Москве – 2018
3–9 декабря, Тверская площадь. 13–15 декабря, Экспоцентр. Официальный сайт мероприятия ddv.moscow