Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Оксана Герасимова: "Бизнес уже готов на долгосрочные вложения"

С какими приоритетами подходит Камчатка к четвертому ВЭФ

Оксана Герасимова:
Фото: orv.gov.ru
- На четвертом Восточном экономическом форуме главная экспозиция региона будет называться "Камчатский край - 2030". Почему решили заглянуть так далеко?
 
- Чтобы добиться успеха, мы решили сосредоточиться на проектах - "локомотивах", которые и будем представлять на ВЭФ. Многие из них имеют долгосрочный характер. Например, одной из наиболее перспективных сфер, по нашей оценке, учитывая внимание правительства РФ к развитию Северного морского пути, является логистика. Здесь у Камчатки есть не один проект. Во-первых, достигнуты договоренности с ПАО "Новатэк" о строительстве в бухте Бечевинская крупнейшего на Дальнем Востоке терминала по перегрузке сжиженного природного газа. 10 августа премьер-министр России Дмитрий Медведев провел на Камчатке совещание по этому проекту. Определены суммы частных и бюджетных инвестиций, - почти 70 и 38 млрд руб. соответственно, договорились о внесении поправок в действующее законодательство, которые позволят проекту воспользоваться льготами режима территорий опережающего развития (ТОР). Инвестор подтверждает, что вскоре будет готов начать работы по проекту. 
 
- Это самые крупные инвестиции в Камчатку, связанные с развитием Севморпути? 
 
- Крупные, но не единственные, вот что важно. Продолжается реализация проекта группы Norebo по созданию в порту Петропавловска-Камчатского порта-хаба в бухте Сероглазка. Терминал уже обслуживает рыбопромысловые суда, обеспечивая перевалку рыбной продукции в контейнеры с отправкой в близлежащие порты Азии - ранее такой возможности на Камчатке не было. В перспективе терминал будет заниматься комплексным обслуживанием судов. На форуме этот проект будет рассматриваться в части перспектив развития Севморпути. Сегодня объем инвестиций по проекту уже увеличен в 3,5 раза.
 
- Это все глобальные проекты, с большими объемами требуемых вложений и длительными сроками реализации. А в целом сфера логистики становится привлекательнее для инвесторов?
 
- В этом году наши камчатские предприниматели приняли решение по отсыпке новых земельных участков для создания причальных сооружений. Раньше такого не было - в основном это были федеральные проекты. Но рыбопромышленники подошли к пониманию того, что нужны новые портовые мощности, и теперь, беря в аренду земельные участки, готовы сами их расширять. Кроме терминала "Сероглазка", это еще несколько предприятий, занимающихся рыбодобычей. Это значительные средства, что говорит о том, что бизнес готов вкладываться "в долгую". Все понимают, что Севморпуть неизбежно будет развиваться. Есть потребность в поставке грузов через Камчатку, растет количество судозаходов. Наконец, идет перераспределение лимитов на вылов через механизм так называемых "квот под киль", и наши предприниматели начинают строить новые производственные мощности.
 
- Рыбодобыча и рыбопереработка остаются приоритетами?
 
- Это традиционное направление развития экономики Камчатки - модернизация рыбопромышленного комплекса. Сейчас у нас заявлены 16 новых крупных комплексов, общая сумма инвестиций в обновление рыбопереработки - порядка 17 млрд руб. При этом речь не только о вложениях в береговые объекты под инвестиционные квоты. Очень важно, что за последние два года местный бизнес стал вкладываться в строительство новых судов. "Рыболовецкий колхоз им. Ленина" заказал первые три траулера-сейнера в Калининграде и подал пример того, что нужно обновлять флот. Сейчас другие рыбопромышленники начали переговоры и определяются, где и на каких условиях будет выгоднее построить новые суда. Знаковую для Дальнего Востока историю с заказом судов колхозом имени Ленина мы будем представлять на ВЭФ в рамках обсуждения высокотехнологичных проектов. 
 
- Вы говорили о том, что очевиден рост интереса судоходных компаний к Камчатке. Поднимается ли как-то проблема возрождения судоремонта?
 
- Отрасль находится в крайне непростом состоянии, и без федеральной поддержки нам не обойтись. Те суда, которые будут проходить через Камчатку, естественно, будут нуждаться в текущем обслуживании и срочном ремонте. Площадка, где раньше работало ОАО "Петропавловская судоверфь", подходит под развитие этого сервиса. Мы готовы предпринимателю, который будет готов развивать судоремонт и создавать своего рода "центр судоремонта", ориентирующийся на российские и зарубежные суда, предоставить самый широкий набор преференций и открыть, как говорится, "зеленый коридор".
 
- Кандидаты есть?
 
- Площадку купили. Пока формируется бизнес-план развития объекта, направление развития судоремонта должно обязательно в него войти. 
 
- Что с проектом модернизации "воздушных ворот" Петропавловска-Камчатского, УК "Аэропорты регионов" начала активную работу по новому терминалу? 
 
- Идет подготовка проектно-сметной документации на необходимую инженерную и транспортную инфраструктуру, которая будет строиться с привлечением средств не только инвестора, но и бюджетов двух уровней. К 2021 году проект должен быть реализован. Параллельно с этим развивает авиалинии местного значения компания "Витязь-Аэро". В Николаевке строится новый аэропорт, компания-инвестор получила статус резидента ТОР. Это направление также очень важно для края, поскольку только так может более полно раскрываться туристический потенциал региона - через функционирование маршрутов вглубь полуострова. Компания наращивает свой вертолетный парк, ежегодно пополняя его новыми машинами. Рост турпотока на Камчатку налицо, и потребности гостей региона в доступных и комфортных перевозках за пределы Петропавловска-Камчатского должны закрываться. 
 
- Раз уж мы перешли к туризму, какие приоритеты стоит перед Камчаткой в этой отрасли?
 
- Важно, что региональные предприниматели начали вкладывать средства в развитие туристического направления. К концу 2020 года, как мы рассчитываем, будет введен в эксплуатацию гостинично-развлекательный комплекс ООО "Новый дом" - компании-резидента режима свободного порта. После этого мы надеемся получить номерной фонд, достаточный для размещения в столице края не только туристов, но и гостей мероприятий конгрессно-выставочного типа, которые можно будет проводить там же. И мы не будем ломать голову над тем, куда разместить участников крупных деловых мероприятий в разгар туристического сезона, как это приходится делать сейчас. 
 
- "Новому дому", безусловно, досталась шикарная площадка в самом "сердце города". Куда еще можно "приземлить" инвесторов в туризм на Камчатке? 
 
- На ВЭФ мы представим две площадки, куда хотели бы привлечь инвесторов. Первая - это туристско-рекреационный кластер «Паратунка». Там началось строительство инфраструктуры. Участки в районе Паратунки, ближайшего к Петропавловску-Камчатскому источника термальной воды, мы уже готовы предоставлять. Построить там гостиницы высокого уровня можно в течение двух-трех лет. Вторая площадка - "Зеленовские озерки", где аналогичная инфраструктура и термальная вода еще более уникального состава. Там около 200 га территории разбиты на участки, готовые принимать инвесторов, причем не только в туризм. Один из потенциальных инвесторов - компания "Теклеор" с интересным сервисным проектом - обеззараживающим облучением продуктов питания, которое позволяет увеличивать срок хранения продовольствия в два-четыре раза. Им интересно реализовать этот проект именно на Камчатке, поскольку наши рыбу, мясо и овощи интересно сбывать уже и в соседних субъектах Дальнего Востока - в Магаданской области, на Чукотке, а также на рынках, например, Китая. Компания готова подать заявку в ТОР. 
 
- Горнолыжное направление сейчас становится все более модным на Дальнем Востоке. Камчатка движется по этому пути?
 
- Еще в 2011 году мы разработали мастер-план развития горнолыжных курортов на полуострове. В этом году предприниматель, являющийся резидентом ТОР, который строит детский лагерь "Волна" в Паратунской зоне, заявил, что готов поучаствовать в горнолыжном проекте при условии наличия соинвестора. Он сейчас просчитывает бизнес-план по горам Морозная и Седло. Есть еще несколько "точечных" проектов в сфере развития туризма, например, ТРК "Петропавловская гавань" - проект, направленный на развитие яхтенного порта в Петропавловске-Камчатском, который продвигает "Корпорация развития Камчатского края". Все места под яхты в городе разобраны, и чтобы парусный спорт развивался дальше, нужны новые сооружения. Мы считаем этот проект очень перспективным. На КРКК выходят инвесторы, готовые реализовывать проекты на площадке. 
 
- Что происходит в других отраслях, смежных с развитием туризма?
 
- Могу привести как пример разрешение проблемы обеспечения региона продовольствием. Долгое время с этим были определенные проблемы. Сейчас в агропромышленной сфере реализуется восемь крупных проектов на сумму более 10 млрд руб. Благодаря поддержке, которое правительство Камчатского края последние годы оказывает отраслям животноводства и птицеводства, потребности региона в свинине и мясе птицы закроются полностью - и свежее, и охлажденное мясо всегда на прилавках. Есть два проекта по КРС, пока набирающие силу. Проблемой для Камчатки всегда было обеспечение собственными овощами закрытого грунта. На этом ВЭФ мы подписываем соглашение с инвестором, представляющим группу "Ренова" - тепличным комплексом "Камчатский". Компания готова начать строительство круглогодичного тепличного комплекса на площадке "Зеленовские озерки", регион возьмет на себя обязательства по обеспечению газом и льготными тарифами на электроэнергию. С учетом этого проекта будет закрыта потребность Камчатки по овощам на 100%.
 
- Станут монополистами, не опасно?
 
- Мы понимаем, что у компании большие планы на Камчатку. Это строительство здания аэровокзала Петропавловска-Камчатского, и естественно, что инициаторы проекта хотят обеспечивать туристов качественными продуктами питания. Еще один проект группы - это реконструкция базы отдыха с термальными источниками "Голубая лагуна". Это путь, который мы можем только приветствовать - все проекты "Реновы" "закольцовываются": аэропорт, туристический объект, пищевое производство.
 
- Горнорудная промышленность после прихода в прошлом году Tata Power на Крутогоровское месторождение угля обретает "второе дыхание", или это пока единственный новый значительный проект? 
 
- Инфраструктура, необходимая для реализации проекта на Крутогоровском месторождении, достаточно дорогостроящая. В то же время, в этом же районе появилось еще несколько перспективных ресурсных проектов. Когда предприниматели поняли, что Tata Power заходит на объект, они предложили создавать инфраструктуру "для всех". В этом случае у нас получат импульс Бараньевское золоторудное месторождение и строительство фабрики на медно-никелевом месторождении Шануч. На последнем совещании у вице-премьера Юрия Трутнева был поднят этот вопрос, принципиальных возражений на федеральном уровне нет. В сумме в сфере разработке минерально-сырьевых запасов Камчатки есть уже пять крупных проектов с заявленными инвестициями в размере более 80 млрд руб. Проект компании "СиГМА" будет презентован на ВЭФ.
 
- Вы перечислили проекты больших компаний. Камчатский малый и средний бизнес как-то увеличивает свой вклад в экономику региона?
 
- По положениям "нового майского указа" президента №204 к полномочиям агентства отнесены два национальных проекта - "малый бизнес" и "экспорт и кооперация". В сфере развития малого бизнеса необходимо и дальше создавать инфраструктуру поддержки. В регионе уже действуют центр поддержки предпринимательства, гарантийный фонд, фонд микрозаймов для бизнеса. В этом году мы также создали центр кластерного развития, который занимается тремя отраслями - рыбой, туризмом, сельским хозяйством. Созданы центр экспорта, который работает с туристическими компаниями и проектами по экспорту питьевой воды, и центр инновационного социального предпринимательства - эта сфера в последние годы сильно ускорила свое развитие на Камчатке. Все ранее имевшиеся меры поддержки бизнеса сохранены в полной мере, среди них есть уникальные для России - субсидии на туризм, на социальное предпринимательство или осуществление экологической деятельности. Добавились и новые, например, гранты для получателей "дальневосточного гектара". Мы понимаем, что нужно работать с самозанятыми, и ставим перед собой задачу создания еще 12 тыс. рабочих мест в том числе и за счет "выхода из тени" самозанятых. 
 
- С развитием экспорта задача сложнее, ведь Камчатка экспортирует преимущественно один вид продукции - биоресурсы?
 
- Ситуация постепенно меняется. В июле этого года Петропавловск-Камчатский морской торговый порт начал экспорт питьевой воды совместно с китайской компанией COFCO Coca-Cola, этот проект также будет представлен на ВЭФ. Сейчас мы изучаем еще несколько новых направлений: дикоросы, цеолиты и экспорт услуг. Последнее для Камчатки не характерно, но мы понимаем, что при развитии Севморпути нужно будет осваивать целый спектр услуг, к примеру, утилизировать бытовые отходы с проходящих судов. Пока мы только прощупываем почву, прорабатываем этот проект, поскольку сохранить нашу природу - это важнейшая задача. Кроме того, развивая судоремонт, регион тоже в какой-то мере ориентируется на экспорт этой услуги в будущем.
 
- Каким остается базовый запрос бизнесмена-инвестора к региональным властям? 
 
- Наверное, прежде всего земельный участок, в идеале - обеспеченный инфраструктурой, "чистый" с правовой точки зрения, без обременений и проблем. И, конечно, стабильные "правила игры".
 
- Режимы ТОР и свободного порта по-прежнему самые выгодные для инвесторов?
 
- Безусловно, да. В тоже время, в рамках  масштабного инвестиционного проекта, например, проще получить землю - в течение двух месяцев, однако там и критерии получения льготы серьезнее - от 20 млн руб. инвестиций. Зайти в ТОР, напомню, можно с проектом от 500 тыс. руб. в свободный порт - от 5 млн руб. Как бы то ни было, преференциальные режимы привлекательны для бизнеса, в том числе малого. В ТОР "Камчатка" уже зашли резиденты с заявленными инвестициями 28 млрд руб., в свободный порт - резиденты с инвестициями более 7,2 млрд руб.
 
- Помочь получить дешевое заемное финансирование не просят?
 
- На федеральном уровне "Корпорацией МСП" сейчас реализуется несколько льготных программ по предоставлению средств под инвестпроекты именно для Дальнего Востока - совместные с банками и "Фондом развития Дальнего Востока". Стабильно работающие местные компании, например, рыбные, вполне способны получать средства под 5% годовых. Те, у кого нет залоговой базы, могут претендовать на займы под 10,5%, и есть залоговая поддержка от "Корпорации МСП" и нашего гарантийного фонда. Сейчас с финансированием не так, как еще три года назад, ставок по 20-25% уже нет. 
 
- Инфраструктура в виде промышленных парков бизнесу полуострова нужна?
 
- Мы активно сотрудничаем с Минпромторгом, в том числе и по вопросам создания промпарков. Одна заявка находится на рассмотрении ведомства - это промпарк "Дальний", где на площадке 170 га готовы разместиться малые производства. Энергетическая инфраструктура парка будет построена за счет федерального бюджета, внутриплощадочные сети - за счет бюджета региона. В этом году мы планируем также подать заявку по промпарку "Нагорный" на 19-м километре, там готовы разместиться предприятия пищевой промышленности. Управляющая компания частная, ЗАО "Агротек", инвестор готов навести порядок на площадке, которая сейчас используется нерационально. Кроме того, мы поднимаем вопрос о том, что на федеральном уровне нет мер по поддержке судоремонта, тогда как судостроение поддерживается. От нас направлены предложения о разработке отдельного комплекса мер, стимулирующих судоремонт.
 
- Последний тренд - строительство социальной инфраструктуры. Какие объекты заявила для финансирования Камчатка и почему?
 
- Решение о предоставлении субъектам ДФО так называемой "единой субсидии" на соцобъекты в центрах социально-экономического роста было принято в конце прошлого года. Наши критерии отбора были просты - разработана проектно-сметная документация и начато финансирование из бюджета региона. Мы заявили, во-первых, важнейший для региона проект строительства краевой больницы. Общая стоимость проекта - 13 млрд руб., из федерального бюджета будет выделено порядка 4 млрд руб. Выходить на реализацию проекта мы будем через концессионное соглашение. Готова финансовая модель, проект соглашения дорабатывается. По планам, до 10 октября будет объявлен конкурс на отбор концессионера, чтобы до 31 марта следующего года соглашение было заключено. Для нас это единственный вариант построить больницу как единый комплекс, а не частями. В заявленные объекты также вошли стадион "Спартак" в центре Петропавловска-Камчатского и оснащение материально-технической базы профтехучилищ.
 
- Универсальным, хотя иногда и спорным индикатором состояния инвестиционного климата является позиция региона в нацрейтинге инвестклимата. Камчатка поднялась на 36 позиций - с 58-го места на 32-е. За счет чего, и что дальше?
 
- Плюсами для нас стали показатели по разделам, например, "Строительство", "Региональное инвестиционное законодательство". "Узкие места", которые только предстоит "расшить" - "Телекоммуникации", то есть стоимость услуг интернета и мобильной связи, "Кадастровые работы" - здесь у нас, наверное, наихудший показатель по стране, и мы работаем с федеральными структурами, чтобы улучшить ситуацию. В целом система поддержки инвестиций у нас выстроена на высоком уровне: есть все механизмы сопровождения проектов и институты развития. 
 
- Какие планы по нацрейтингу на следующий год?
 
- Владимир Иванович (Илюхин, губернатор Камчатского края. - EastRussia) поставил задачу - плюс семь позиций. Из проблем, которые будет непросто решить - строительство бизнес-инкубатора, наличие рабочих мест в котором - критерий отнесения региона к группе В - должно быть как минимум 200. Сегодня рассматриваем разные варианты.