Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
What are the investment priorities for Kamchatka for the fourth WEF - EastRussia | Interview

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Oksana Gerasimova: "Business is already ready for long-term investments"

What are the priorities for Kamchatka to the fourth WEF

Oksana Gerasimova:
Photo: orv.gov.ru
- At the fourth Eastern Economic Forum, the main exposition of the region will be called "Kamchatka Krai - 2030". Why did you decide to look that far?

- To succeed, we decided to focus on projects - "locomotives", which we will represent at the WEF. Many of them have a long-term character. For example, one of the most promising areas, according to our assessment, given the attention of the Government of the Russian Federation to the development of the Northern Sea Route, is logistics. Here in Kamchatka there is more than one project. Firstly, agreements were reached with Novatek PJSC on the construction of the largest in the Far East terminal for transshipment of liquefied natural gas in the Bay of Bichevinskaya. 10 August, Russian Prime Minister Dmitry Medvedev held a meeting in Kamchatka on this project. The amounts of private and budgetary investments have been determined, almost 70 and 38 billion rubles. accordingly, agreed on amending the existing legislation, which will allow the project to take advantage of the preferential treatment regime of the territories of advanced development (TOP). The investor confirms that he will soon be ready to start work on the project.

- Is this the largest investment in Kamchatka associated with the development of the Northern Sea Route?

- Large, but not the only ones, that's what's important. The project of the Norebo group for the creation of a port-hub in the port of Seroglazka is underway in the port of Petropavlovsk-Kamchatsky. The terminal already serves fishing vessels, providing transshipment of fish products to containers with shipment to nearby ports of Asia - previously there was no such opportunity in Kamchatka. In the future, the terminal will be engaged in complex vessel maintenance. At the forum, this project will be considered in terms of the prospects for the development of the Northern Sea Route. Today, the volume of investments under the project has been increased by 3,5 times.

- These are all global projects, with large volumes of required investments and long terms of implementation. And in general, the scope of logistics becomes more attractive for investors?

- This year, our Kamchatka entrepreneurs decided to fill new land to create berthing facilities. Previously, this was not - mostly it was federal projects. But the fishermen came to an understanding that new port capacities are needed, and now, when leasing land, they are ready to expand them. In addition to the "Seroglazka" terminal, there are several other enterprises engaged in fish production. This is a significant amount, which indicates that the business is ready to invest "in the long." Everyone understands that the Northern Sea Route will inevitably develop. There is a need for deliveries of cargo through Kamchatka, the number of calls is increasing. Finally, there is a redistribution of the catch limits through the mechanism of the so-called "keel quotas", and our entrepreneurs are starting to build new production capacities.

- Fish production and fish processing remain priorities?

- This is the traditional direction of development of the Kamchatka economy - modernization of the fishing industry complex. Now we have announced 16 new large-scale complexes, the total amount of investments in the renovation of fish processing - about 17 billion rubles. In this case, it's not just about investing in shore facilities for investment quotas. It is very important that over the past two years, local businesses have begun investing in the construction of new vessels. "Fishing collective farm named after Lenin" ordered the first three trawler-seiners in Kaliningrad and gave an example of the need to update the fleet. Now other fishermen have started negotiations and are determined where and on what terms it will be more profitable to build new vessels. A landmark story for the Far East with the order of vessels by the collective farm named after Lenin will be presented at the WEF in the framework of the discussion of high-tech projects.

- You said that the growing interest of shipping companies to Kamchatka is obvious. Is there somehow reviving the ship repair problem?

"The industry is in an extremely difficult state, and we can not do without federal support. Those vessels that will pass through Kamchatka, naturally, will need current maintenance and urgent repairs. The site where Petropavlovsk Shipyard used to operate is suitable for the development of this service. We are ready for an entrepreneur who will be ready to develop ship repair and create a kind of "ship repair center" oriented to Russian and foreign vessels, to provide the widest set of preferences and open, as they say, a "green corridor".

- Do you have any candidates?

- We bought a platform. While the business plan for the development of the facility is being formed, the direction of development of ship repair should necessarily enter it.

- What with the project of modernization of the "air gates" of Petropavlovsk-Kamchatsky, CC "Airports of the regions" began active work on the new terminal?

- Preparing design estimates for the necessary engineering and transport infrastructure, which will be built with the involvement of not only the investor, but also budgets of two levels. By the year 2021, the project should be implemented. In parallel with this, the company "Vityaz-Aero" is developing local airlines. In Mykolaivka a new airport is under construction, the investor company received the status of a resident of the TOP. This direction is also very important for the region, because only in this way the tourist potential of the region can be more fully revealed - through the functioning of routes deep into the peninsula. The company is building up its helicopter fleet, replenishing it with new cars every year. The growth of tourist flow to Kamchatka is evident, and the needs of the region's guests in accessible and comfortable transportation outside Petropavlovsk-Kamchatsky should be closed.

- Since we switched to tourism, what are the priorities for Kamchatka in this industry?

- It is important that regional entrepreneurs began to invest in the development of tourism. By the end of 2020, as we expect, will be put into operation hotel and entertainment complex LLC "New House" - a resident company of the free port regime. After this, we hope to receive a numbered fund sufficient to accommodate in the capital of the region not only tourists, but also guests of congress and exhibition events that can be held there. And we will not puzzle over where to place participants of major business events in the midst of the tourist season, as it has to do now.

- "New Home", of course, went to a chic venue in the heart of the city. Where else can you "land" investors in tourism in Kamchatka?

- At the WEF we will present two sites where investors would like to be attracted. The first one is a tourist-recreational cluster "Paratunka". There the construction of infrastructure began. Plots in the area of ​​Paratunka, nearest to the Petropavlovsk-Kamchatsky spring of thermal water, we are ready to provide. You can build high-level hotels there for two to three years. The second site - "Zelenovskie lakes", where the similar infrastructure and thermal water of even more unique composition. There about 200 hectares of territory are divided into plots, ready to receive investors, and not only in tourism. One of the potential investors is the company Tekleor with an interesting service project - disinfecting food irradiation, which allows you to increase the shelf life of food in two to four times. They are interested in implementing this project in Kamchatka, because it is interesting to sell fish, meat and vegetables to neighboring regions of the Far East - in the Magadan Region, Chukotka, as well as in markets such as China. The company is ready to submit an application to the TOP.

- The skiing direction is now becoming more fashionable in the Far East. Is Kamchatka moving along this path?

- Back in 2011, we developed a master plan for the development of ski resorts on the peninsula. This year, an entrepreneur who is a resident of the TOP, which is building a children's camp "Volna" in the Paratunka zone, said that he is ready to participate in the ski project provided that there is a co-investor. He now calculates a business plan for the mountains Frosty and Saddle. There are several more "point" projects in the sphere of tourism development, for example, TRC "Petropavlovskaya harbor" - a project aimed at the development of the yacht port in Petropavlovsk-Kamchatsky, promoted by the "Development Corporation of Kamchatka Krai". All the places under the yachts in the city are dismantled, and for sailing to develop further, new structures are needed. We consider this project very promising. At the ICRC come investors who are ready to implement projects on the site.

- What happens in other industries, adjacent to the development of tourism?

- I can give an example of solving the problem of providing the region with food. For a long time there were certain problems with this. Now in the agro-industrial sector, eight large projects worth more than 10 billion rubles are being realized. Thanks to the support that the government of the Kamchatka region has been providing to livestock and poultry industries in recent years, the region's needs for pork and poultry meat will be completely closed - both fresh and cooled meat is always on the shelves. There are two projects for cattle, while gaining strength. The problem for Kamchatka has always been to provide our own vegetables with closed soil. At this WEF we sign an agreement with the investor representing the Renova Group - the greenhouse complex Kamchatsky. The company is ready to begin construction of a year-round greenhouse complex on the Zelenovskie Ozerki site, the region will assume obligations on providing gas and preferential electricity tariffs. Taking into account this project, Kamchatka's demand for vegetables will be closed by 100%.



- Become monopolists, not dangerous?

- We understand that the company has big plans for Kamchatka. This is the construction of the terminal building of Petropavlovsk-Kamchatsky, and naturally, the initiators of the project want to provide tourists with quality food products. Another project of the group is the reconstruction of the recreation center with the thermal springs "Blue Lagoon". This is the way that we can only welcome - all the projects "Renova" "loop": the airport, tourist site, food production.

- The mining industry after the arrival of Tata Power last year on the Krutogorovsky coal deposit acquires a "second wind", or is this the only new significant project?

- The infrastructure needed to implement the project at the Krutogorovsky field is quite expensive. At the same time, several promising resource projects appeared in the same area. When the entrepreneurs realized that Tata Power was visiting the site, they suggested creating an infrastructure "for everyone." In this case, we will receive an impulse from the Baranievskoye gold deposit and the construction of a factory at the copper-nickel deposit Shanuch. At the last meeting, Vice-Premier Yury Trutnev raised this issue, there are no fundamental objections at the federal level. In total, in the development of mineral resources in Kamchatka, there are already five large projects with announced investments of more than 80 billion rubles. The project of the company "SIGMA" will be presented at the WEF.

- You listed the projects of large companies. Kamchatka small and medium-sized business somehow increases its contribution to the economy of the region?

- According to the provisions of the "new May decree" of President No.204, two national projects - "small business" and "export and cooperation" are attributed to the agency's powers. In the field of small business development, it is necessary to continue to create a support infrastructure. In the region there is already an enterprise support center, a guarantee fund, a micro-loan fund for business. This year we also created a cluster development center, which deals with three sectors - fish, tourism, agriculture. An export center has been created that works with tourism companies and projects on export of drinking water, and the center for innovative social entrepreneurship - this sphere has greatly accelerated its development in Kamchatka in recent years. All previous business support measures have been fully preserved, among them there are unique for Russia - subsidies for tourism, social entrepreneurship or environmental activities. New ones were also added, for example, grants for recipients of the "Far Eastern hectare". We understand that we need to work with the self-employed, and we set ourselves the task of creating another 12 thousand jobs, including through the "exit from the shadows" of the self-employed.

- With the development of exports, the task is more difficult, because Kamchatka exports mainly one type of product - bioresources?

- The situation is gradually changing. In July of this year, the Petropavlovsk-Kamchatsky sea trading port began exporting drinking water together with the Chinese company COFCO Coca-Cola, this project will also be presented at the WEF. Now we are studying several new areas: wild plants, zeolites and export of services. The last for Kamchatka is not typical, but we understand that with the development of the Northern Sea Route it will be necessary to develop a whole range of services, for example, to dispose of household waste from passing ships. While we are just probing the soil, we are working on this project, since preserving our nature is the most important task. In addition, developing ship repair, the region is also, to some extent, oriented towards the export of this service in the future.

- What is the basic request of the businessman-investor to the regional authorities?

- Probably, first of all the land plot, ideally - provided with infrastructure, "clean" from a legal point of view, without encumbrances and problems. And, of course, stable "rules of the game."

- Are the modes of TOP and free port still the most profitable for investors?

- Of course, yes. At the same time, within the framework of a large-scale investment project, for example, it is easier to obtain land - within two months, but there the criteria for obtaining benefits are more serious - from 20 million rubles. investment. Go to the TOP, I recall, you can with the project from 500 thousand rubles. in the free port - from 5 million rubles. Whatever it was, preferential regimes are attractive for business, including small businesses. Residents with announced investments of 28 billion rubles have already entered into the TOP "Kamchatka", residents with investments of more than 7,2 billion rubles have already entered into the free port.

- Do not ask for help getting cheap loan financing?

- At the federal level, the SME Corporation is currently implementing several concessional programs to provide funds for investment projects specifically for the Far East - joint with banks and the Far East Development Fund. Stably working local companies, for example, fish, are fully capable of receiving funds at 5% per annum. Those who do not have a lien are eligible for loans under 10,5%, and there is collateral support from the "SME Corporation" and our guarantee fund. Now with funding is not as it was three years ago, rates for 20-25% are no longer there.

- Infrastructure in the form of industrial parks business of the peninsula is needed?

- We actively cooperate with the Ministry of Industry and Trade, including on the creation of industrial parks. One application is under consideration of the department - this is a industrial park "Dalniy", where on the site 170 ha are ready to accommodate small production. The energy infrastructure of the park will be built at the expense of the federal budget, intrasite networks - at the expense of the regional budget. This year we also plan to apply for the industrial park "Nagorny" at 19-km, there are ready to accommodate food industry enterprises. The private management company, CJSC Agrotek, the investor is ready to put things in order on the site, which is now used irrationally. In addition, we raise the issue that at the federal level there are no measures to support ship repair, while shipbuilding is supported. We have sent proposals on the development of a separate set of measures that stimulate ship repair.

- The last trend is the construction of social infrastructure. What objects declared for the financing of Kamchatka and why?

- The decision to grant the so-called "single subsidy" to social entities of the Far Eastern Federal District on social facilities in the centers of social and economic growth was made at the end of last year. Our selection criteria were simple - design and estimate documentation was developed and financing was started from the regional budget. We stated, firstly, the region's most important project for the construction of a regional hospital. The total cost of the project is 13 billion rubles, from the federal budget will be allocated about 4 billion rubles. We will go to the implementation of the project through a concession agreement. The financial model is ready, the draft agreement is being finalized. According to plans, before October 10, a tender for the selection of the concessionaire will be announced, so that until 31 March next year the agreement was concluded. For us, this is the only option to build a hospital as a single complex, not parts. The declared objects also included the Spartak stadium in the center of Petropavlovsk-Kamchatsky and the equipment of the material and technical base of vocational schools.

- A universal, although sometimes controversial, indicator of the investment climate is the region's position in the national classification of investment climate. Kamchatka climbed to 36 positions - from 58 place to 32. Due to what, and then what?

- Pros for us are indicators by section, for example, "Construction", "Regional Investment Legislation". "Bottlenecks", which are yet to be "expanded" - "Telecommunications", that is, the cost of Internet and mobile communication services, "Cadastral works" - here we probably have the worst indicator in the country, and we work with federal structures to improve the situation. In general, the investment support system is built at a high level: there are all mechanisms for project support and development institutions.

What are your plans for the next year?

- Vladimir Ivanovich (Ilyukhin, Governor of the Kamchatka Territory. EastRussia) set the task - plus seven positions. Of the problems that will not be easy to solve - the construction of a business incubator, the availability of jobs in which - the criterion for classifying the region as group B - should be at least 200. Today we are considering different options.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Оксана Герасимова: "Бизнес уже готов на долгосрочные вложения"

С какими приоритетами подходит Камчатка к четвертому ВЭФ

Оксана Герасимова:
Фото: orv.gov.ru
- На четвертом Восточном экономическом форуме главная экспозиция региона будет называться "Камчатский край - 2030". Почему решили заглянуть так далеко?
 
- Чтобы добиться успеха, мы решили сосредоточиться на проектах - "локомотивах", которые и будем представлять на ВЭФ. Многие из них имеют долгосрочный характер. Например, одной из наиболее перспективных сфер, по нашей оценке, учитывая внимание правительства РФ к развитию Северного морского пути, является логистика. Здесь у Камчатки есть не один проект. Во-первых, достигнуты договоренности с ПАО "Новатэк" о строительстве в бухте Бечевинская крупнейшего на Дальнем Востоке терминала по перегрузке сжиженного природного газа. 10 августа премьер-министр России Дмитрий Медведев провел на Камчатке совещание по этому проекту. Определены суммы частных и бюджетных инвестиций, - почти 70 и 38 млрд руб. соответственно, договорились о внесении поправок в действующее законодательство, которые позволят проекту воспользоваться льготами режима территорий опережающего развития (ТОР). Инвестор подтверждает, что вскоре будет готов начать работы по проекту. 
 
- Это самые крупные инвестиции в Камчатку, связанные с развитием Севморпути? 
 
- Крупные, но не единственные, вот что важно. Продолжается реализация проекта группы Norebo по созданию в порту Петропавловска-Камчатского порта-хаба в бухте Сероглазка. Терминал уже обслуживает рыбопромысловые суда, обеспечивая перевалку рыбной продукции в контейнеры с отправкой в близлежащие порты Азии - ранее такой возможности на Камчатке не было. В перспективе терминал будет заниматься комплексным обслуживанием судов. На форуме этот проект будет рассматриваться в части перспектив развития Севморпути. Сегодня объем инвестиций по проекту уже увеличен в 3,5 раза.
 
- Это все глобальные проекты, с большими объемами требуемых вложений и длительными сроками реализации. А в целом сфера логистики становится привлекательнее для инвесторов?
 
- В этом году наши камчатские предприниматели приняли решение по отсыпке новых земельных участков для создания причальных сооружений. Раньше такого не было - в основном это были федеральные проекты. Но рыбопромышленники подошли к пониманию того, что нужны новые портовые мощности, и теперь, беря в аренду земельные участки, готовы сами их расширять. Кроме терминала "Сероглазка", это еще несколько предприятий, занимающихся рыбодобычей. Это значительные средства, что говорит о том, что бизнес готов вкладываться "в долгую". Все понимают, что Севморпуть неизбежно будет развиваться. Есть потребность в поставке грузов через Камчатку, растет количество судозаходов. Наконец, идет перераспределение лимитов на вылов через механизм так называемых "квот под киль", и наши предприниматели начинают строить новые производственные мощности.
 
- Рыбодобыча и рыбопереработка остаются приоритетами?
 
- Это традиционное направление развития экономики Камчатки - модернизация рыбопромышленного комплекса. Сейчас у нас заявлены 16 новых крупных комплексов, общая сумма инвестиций в обновление рыбопереработки - порядка 17 млрд руб. При этом речь не только о вложениях в береговые объекты под инвестиционные квоты. Очень важно, что за последние два года местный бизнес стал вкладываться в строительство новых судов. "Рыболовецкий колхоз им. Ленина" заказал первые три траулера-сейнера в Калининграде и подал пример того, что нужно обновлять флот. Сейчас другие рыбопромышленники начали переговоры и определяются, где и на каких условиях будет выгоднее построить новые суда. Знаковую для Дальнего Востока историю с заказом судов колхозом имени Ленина мы будем представлять на ВЭФ в рамках обсуждения высокотехнологичных проектов. 
 
- Вы говорили о том, что очевиден рост интереса судоходных компаний к Камчатке. Поднимается ли как-то проблема возрождения судоремонта?
 
- Отрасль находится в крайне непростом состоянии, и без федеральной поддержки нам не обойтись. Те суда, которые будут проходить через Камчатку, естественно, будут нуждаться в текущем обслуживании и срочном ремонте. Площадка, где раньше работало ОАО "Петропавловская судоверфь", подходит под развитие этого сервиса. Мы готовы предпринимателю, который будет готов развивать судоремонт и создавать своего рода "центр судоремонта", ориентирующийся на российские и зарубежные суда, предоставить самый широкий набор преференций и открыть, как говорится, "зеленый коридор".
 
- Кандидаты есть?
 
- Площадку купили. Пока формируется бизнес-план развития объекта, направление развития судоремонта должно обязательно в него войти. 
 
- Что с проектом модернизации "воздушных ворот" Петропавловска-Камчатского, УК "Аэропорты регионов" начала активную работу по новому терминалу? 
 
- Идет подготовка проектно-сметной документации на необходимую инженерную и транспортную инфраструктуру, которая будет строиться с привлечением средств не только инвестора, но и бюджетов двух уровней. К 2021 году проект должен быть реализован. Параллельно с этим развивает авиалинии местного значения компания "Витязь-Аэро". В Николаевке строится новый аэропорт, компания-инвестор получила статус резидента ТОР. Это направление также очень важно для края, поскольку только так может более полно раскрываться туристический потенциал региона - через функционирование маршрутов вглубь полуострова. Компания наращивает свой вертолетный парк, ежегодно пополняя его новыми машинами. Рост турпотока на Камчатку налицо, и потребности гостей региона в доступных и комфортных перевозках за пределы Петропавловска-Камчатского должны закрываться. 
 
- Раз уж мы перешли к туризму, какие приоритеты стоит перед Камчаткой в этой отрасли?
 
- Важно, что региональные предприниматели начали вкладывать средства в развитие туристического направления. К концу 2020 года, как мы рассчитываем, будет введен в эксплуатацию гостинично-развлекательный комплекс ООО "Новый дом" - компании-резидента режима свободного порта. После этого мы надеемся получить номерной фонд, достаточный для размещения в столице края не только туристов, но и гостей мероприятий конгрессно-выставочного типа, которые можно будет проводить там же. И мы не будем ломать голову над тем, куда разместить участников крупных деловых мероприятий в разгар туристического сезона, как это приходится делать сейчас. 
 
- "Новому дому", безусловно, досталась шикарная площадка в самом "сердце города". Куда еще можно "приземлить" инвесторов в туризм на Камчатке? 
 
- На ВЭФ мы представим две площадки, куда хотели бы привлечь инвесторов. Первая - это туристско-рекреационный кластер «Паратунка». Там началось строительство инфраструктуры. Участки в районе Паратунки, ближайшего к Петропавловску-Камчатскому источника термальной воды, мы уже готовы предоставлять. Построить там гостиницы высокого уровня можно в течение двух-трех лет. Вторая площадка - "Зеленовские озерки", где аналогичная инфраструктура и термальная вода еще более уникального состава. Там около 200 га территории разбиты на участки, готовые принимать инвесторов, причем не только в туризм. Один из потенциальных инвесторов - компания "Теклеор" с интересным сервисным проектом - обеззараживающим облучением продуктов питания, которое позволяет увеличивать срок хранения продовольствия в два-четыре раза. Им интересно реализовать этот проект именно на Камчатке, поскольку наши рыбу, мясо и овощи интересно сбывать уже и в соседних субъектах Дальнего Востока - в Магаданской области, на Чукотке, а также на рынках, например, Китая. Компания готова подать заявку в ТОР. 
 
- Горнолыжное направление сейчас становится все более модным на Дальнем Востоке. Камчатка движется по этому пути?
 
- Еще в 2011 году мы разработали мастер-план развития горнолыжных курортов на полуострове. В этом году предприниматель, являющийся резидентом ТОР, который строит детский лагерь "Волна" в Паратунской зоне, заявил, что готов поучаствовать в горнолыжном проекте при условии наличия соинвестора. Он сейчас просчитывает бизнес-план по горам Морозная и Седло. Есть еще несколько "точечных" проектов в сфере развития туризма, например, ТРК "Петропавловская гавань" - проект, направленный на развитие яхтенного порта в Петропавловске-Камчатском, который продвигает "Корпорация развития Камчатского края". Все места под яхты в городе разобраны, и чтобы парусный спорт развивался дальше, нужны новые сооружения. Мы считаем этот проект очень перспективным. На КРКК выходят инвесторы, готовые реализовывать проекты на площадке. 
 
- Что происходит в других отраслях, смежных с развитием туризма?
 
- Могу привести как пример разрешение проблемы обеспечения региона продовольствием. Долгое время с этим были определенные проблемы. Сейчас в агропромышленной сфере реализуется восемь крупных проектов на сумму более 10 млрд руб. Благодаря поддержке, которое правительство Камчатского края последние годы оказывает отраслям животноводства и птицеводства, потребности региона в свинине и мясе птицы закроются полностью - и свежее, и охлажденное мясо всегда на прилавках. Есть два проекта по КРС, пока набирающие силу. Проблемой для Камчатки всегда было обеспечение собственными овощами закрытого грунта. На этом ВЭФ мы подписываем соглашение с инвестором, представляющим группу "Ренова" - тепличным комплексом "Камчатский". Компания готова начать строительство круглогодичного тепличного комплекса на площадке "Зеленовские озерки", регион возьмет на себя обязательства по обеспечению газом и льготными тарифами на электроэнергию. С учетом этого проекта будет закрыта потребность Камчатки по овощам на 100%.
 
- Станут монополистами, не опасно?
 
- Мы понимаем, что у компании большие планы на Камчатку. Это строительство здания аэровокзала Петропавловска-Камчатского, и естественно, что инициаторы проекта хотят обеспечивать туристов качественными продуктами питания. Еще один проект группы - это реконструкция базы отдыха с термальными источниками "Голубая лагуна". Это путь, который мы можем только приветствовать - все проекты "Реновы" "закольцовываются": аэропорт, туристический объект, пищевое производство.
 
- Горнорудная промышленность после прихода в прошлом году Tata Power на Крутогоровское месторождение угля обретает "второе дыхание", или это пока единственный новый значительный проект? 
 
- Инфраструктура, необходимая для реализации проекта на Крутогоровском месторождении, достаточно дорогостроящая. В то же время, в этом же районе появилось еще несколько перспективных ресурсных проектов. Когда предприниматели поняли, что Tata Power заходит на объект, они предложили создавать инфраструктуру "для всех". В этом случае у нас получат импульс Бараньевское золоторудное месторождение и строительство фабрики на медно-никелевом месторождении Шануч. На последнем совещании у вице-премьера Юрия Трутнева был поднят этот вопрос, принципиальных возражений на федеральном уровне нет. В сумме в сфере разработке минерально-сырьевых запасов Камчатки есть уже пять крупных проектов с заявленными инвестициями в размере более 80 млрд руб. Проект компании "СиГМА" будет презентован на ВЭФ.
 
- Вы перечислили проекты больших компаний. Камчатский малый и средний бизнес как-то увеличивает свой вклад в экономику региона?
 
- По положениям "нового майского указа" президента №204 к полномочиям агентства отнесены два национальных проекта - "малый бизнес" и "экспорт и кооперация". В сфере развития малого бизнеса необходимо и дальше создавать инфраструктуру поддержки. В регионе уже действуют центр поддержки предпринимательства, гарантийный фонд, фонд микрозаймов для бизнеса. В этом году мы также создали центр кластерного развития, который занимается тремя отраслями - рыбой, туризмом, сельским хозяйством. Созданы центр экспорта, который работает с туристическими компаниями и проектами по экспорту питьевой воды, и центр инновационного социального предпринимательства - эта сфера в последние годы сильно ускорила свое развитие на Камчатке. Все ранее имевшиеся меры поддержки бизнеса сохранены в полной мере, среди них есть уникальные для России - субсидии на туризм, на социальное предпринимательство или осуществление экологической деятельности. Добавились и новые, например, гранты для получателей "дальневосточного гектара". Мы понимаем, что нужно работать с самозанятыми, и ставим перед собой задачу создания еще 12 тыс. рабочих мест в том числе и за счет "выхода из тени" самозанятых. 
 
- С развитием экспорта задача сложнее, ведь Камчатка экспортирует преимущественно один вид продукции - биоресурсы?
 
- Ситуация постепенно меняется. В июле этого года Петропавловск-Камчатский морской торговый порт начал экспорт питьевой воды совместно с китайской компанией COFCO Coca-Cola, этот проект также будет представлен на ВЭФ. Сейчас мы изучаем еще несколько новых направлений: дикоросы, цеолиты и экспорт услуг. Последнее для Камчатки не характерно, но мы понимаем, что при развитии Севморпути нужно будет осваивать целый спектр услуг, к примеру, утилизировать бытовые отходы с проходящих судов. Пока мы только прощупываем почву, прорабатываем этот проект, поскольку сохранить нашу природу - это важнейшая задача. Кроме того, развивая судоремонт, регион тоже в какой-то мере ориентируется на экспорт этой услуги в будущем.
 
- Каким остается базовый запрос бизнесмена-инвестора к региональным властям? 
 
- Наверное, прежде всего земельный участок, в идеале - обеспеченный инфраструктурой, "чистый" с правовой точки зрения, без обременений и проблем. И, конечно, стабильные "правила игры".
 
- Режимы ТОР и свободного порта по-прежнему самые выгодные для инвесторов?
 
- Безусловно, да. В тоже время, в рамках  масштабного инвестиционного проекта, например, проще получить землю - в течение двух месяцев, однако там и критерии получения льготы серьезнее - от 20 млн руб. инвестиций. Зайти в ТОР, напомню, можно с проектом от 500 тыс. руб. в свободный порт - от 5 млн руб. Как бы то ни было, преференциальные режимы привлекательны для бизнеса, в том числе малого. В ТОР "Камчатка" уже зашли резиденты с заявленными инвестициями 28 млрд руб., в свободный порт - резиденты с инвестициями более 7,2 млрд руб.
 
- Помочь получить дешевое заемное финансирование не просят?
 
- На федеральном уровне "Корпорацией МСП" сейчас реализуется несколько льготных программ по предоставлению средств под инвестпроекты именно для Дальнего Востока - совместные с банками и "Фондом развития Дальнего Востока". Стабильно работающие местные компании, например, рыбные, вполне способны получать средства под 5% годовых. Те, у кого нет залоговой базы, могут претендовать на займы под 10,5%, и есть залоговая поддержка от "Корпорации МСП" и нашего гарантийного фонда. Сейчас с финансированием не так, как еще три года назад, ставок по 20-25% уже нет. 
 
- Инфраструктура в виде промышленных парков бизнесу полуострова нужна?
 
- Мы активно сотрудничаем с Минпромторгом, в том числе и по вопросам создания промпарков. Одна заявка находится на рассмотрении ведомства - это промпарк "Дальний", где на площадке 170 га готовы разместиться малые производства. Энергетическая инфраструктура парка будет построена за счет федерального бюджета, внутриплощадочные сети - за счет бюджета региона. В этом году мы планируем также подать заявку по промпарку "Нагорный" на 19-м километре, там готовы разместиться предприятия пищевой промышленности. Управляющая компания частная, ЗАО "Агротек", инвестор готов навести порядок на площадке, которая сейчас используется нерационально. Кроме того, мы поднимаем вопрос о том, что на федеральном уровне нет мер по поддержке судоремонта, тогда как судостроение поддерживается. От нас направлены предложения о разработке отдельного комплекса мер, стимулирующих судоремонт.
 
- Последний тренд - строительство социальной инфраструктуры. Какие объекты заявила для финансирования Камчатка и почему?
 
- Решение о предоставлении субъектам ДФО так называемой "единой субсидии" на соцобъекты в центрах социально-экономического роста было принято в конце прошлого года. Наши критерии отбора были просты - разработана проектно-сметная документация и начато финансирование из бюджета региона. Мы заявили, во-первых, важнейший для региона проект строительства краевой больницы. Общая стоимость проекта - 13 млрд руб., из федерального бюджета будет выделено порядка 4 млрд руб. Выходить на реализацию проекта мы будем через концессионное соглашение. Готова финансовая модель, проект соглашения дорабатывается. По планам, до 10 октября будет объявлен конкурс на отбор концессионера, чтобы до 31 марта следующего года соглашение было заключено. Для нас это единственный вариант построить больницу как единый комплекс, а не частями. В заявленные объекты также вошли стадион "Спартак" в центре Петропавловска-Камчатского и оснащение материально-технической базы профтехучилищ.
 
- Универсальным, хотя иногда и спорным индикатором состояния инвестиционного климата является позиция региона в нацрейтинге инвестклимата. Камчатка поднялась на 36 позиций - с 58-го места на 32-е. За счет чего, и что дальше?
 
- Плюсами для нас стали показатели по разделам, например, "Строительство", "Региональное инвестиционное законодательство". "Узкие места", которые только предстоит "расшить" - "Телекоммуникации", то есть стоимость услуг интернета и мобильной связи, "Кадастровые работы" - здесь у нас, наверное, наихудший показатель по стране, и мы работаем с федеральными структурами, чтобы улучшить ситуацию. В целом система поддержки инвестиций у нас выстроена на высоком уровне: есть все механизмы сопровождения проектов и институты развития. 
 
- Какие планы по нацрейтингу на следующий год?
 
- Владимир Иванович (Илюхин, губернатор Камчатского края. - EastRussia) поставил задачу - плюс семь позиций. Из проблем, которые будет непросто решить - строительство бизнес-инкубатора, наличие рабочих мест в котором - критерий отнесения региона к группе В - должно быть как минимум 200. Сегодня рассматриваем разные варианты.