Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Oleg Kozhemyako gave himself two to three years

The head of Primorye summed up the results of the year at the post, and experts evaluated his statements

The governor of Primorsky Krai Oleg Kozhemyako held a press conference in late December to mark the year of his tenure. The leitmotif of the speech was to ensure stability and manageability of municipalities. What Oleg Kozhemyako had in mind and how experts evaluated the plans is in EastRussia material.

Oleg Kozhemyako gave himself two to three years
Photo: primorsky.ru

In conjunction with the municipality

Own governor vertical, as a guarantee of stability, was built in Primorye by the predecessors of Oleg Kozhemyako. The friendship and strife of the region’s heads with the municipalities was sometimes of interest, sometimes “of love”. For example, the second largest city in the region - Ussuriysk - since 2000 was ruled by Sergey Ruditsa. While Primorye was headed by Sergey Darkin, who had business interests in Ussuriysk, Ruditsa felt solid, but in 2014 under Vladimir Miklushevsky, he was prosecuted and resigned. For Vladivostok until recently, when Oleg Gumenyuk (a person from the Kozhemyako team) became the head, the opposition of the head to the regional administration was characteristic. The municipalities themselves are provided with legal protection from outside encroachments, are financially supported by local entrepreneurs and are truly independent. Any attempts by the Primorye leadership to tightly control the municipality over time came down to regulating financial handouts (the amount of subsidized territories) and agreements with the most negotiable representatives of local elites.

Journalists were interested in whether there would be a return to the election of heads of municipalities in Primorye, which, incidentally, was one of Oleg Kozhemyako’s election promises. The head of the Primorsky Territory, in response, resorted to an elegant allegory: "When the plane begins to gain altitude, and at this time still makes a turn, it falls into pieces." In general, Primoryeans, “heated” by the previous political situation and the unstable coordinate system of the authorities, can react painfully against the background of a lack of full confidence in the authorities.

The governor explained that many problems, such as providing housing for orphans, attracting young specialists to budgetary institutions, disposing of land, are the powers of municipalities, but now, in fact, their region is solving them. The next two or three years, Oleg Kozhemyako intends to spend on putting things in order, creating a certain clear-cut management system, including the merger of urban and rural settlements in Primorye districts into municipal districts. In 2020, three of the 22 municipal districts will already be transformed into districts.

“We will move step by step. When the municipal authorities work properly, we will achieve people's trust, a common understanding of goals and objectives, and return to the issue of direct elections. Vladivostok will also approach the election of the head, ”Oleg Kozhemyako assured.

The main problem of Primorye, as announced by the governor, is the lack of housing. It should be addressed through the development of Vladivostok to the north and the integrated development of Artem and the Nadezhda district. As Kozhemyako complained, the main difficulty in development issues is the lack of free land. The administration is trying to negotiate with the existing owners.

The leadership of the Vladivostok Duma also held a press conference, where the majority spoke in favor of the head of Oleg Gumeniuk as a completely effective and legitimate head of the city. Criticism from citizens and the media, in connection with the controversial success of the mayor in different directions, was accepted without emotion. The deputies reminded that parliamentarians took a direct part in the competitive selection process, the screenings were severe, therefore there should be no questions about the qualification of the winner. In this regard, the return of the city to the election of the head of the population is not so interesting. Chairman of the Duma Andrei Brik stressed that the law by which the head is elected by deputies was adopted by the Legislative Assembly of Primorsky Territory.

“But, in my opinion, we have seen more than once how a mayor elected by people deals with their political issues, which is to the detriment of the city,” said Andrei Brik.

Only the chairman of the Committee on Economic Policy and Municipal Property of the City Duma, coordinator of the Primorsky branch of the Liberal Democratic Party, Vasily Vasilyev, in the most correct way noted that he personally and the liberal democrats in general, as the opposition, stand for the election of the mayor of the city.


In five directions

Another intrigue that the head of Primorye Oleg Kozhemyako “planted” during a press conference was his initiative to give greater autonomy to the regions of Vladivostok. Since the 1930s, the city has been divided into five districts (Leninsky, Frunzensky, Pervorechensky, Pervomaisky, Soviet), which once had a solid administration staff and their own budgets. At the turn of the 2000s, districts chose their own thoughts and tried to form, in fact, their own municipalities. In the course of the struggle against the "separatists", the mayor's office reduced the role of district administrations - now ATU (administrative-territorial administrations) to a minimum. And this does not suit the governor.

“The district administrations in Vladivostok were almost eliminated. Today, the district, where 150 to 200 thousand people live, serves 12 people who can’t decide anything. I say to the head Oleg Gumenyuk: "Quietly, we need to pump up the districts with finances and opportunities, because in places it is more visible where to make which square, a path, a ladder." When we delegated the city authorities to the city, we allocated 300 million for social projects. Please direct to the improvement of areas. Those will prepare plans, accept people, ”said Kozhemyako.


Decisions "on a doom"

However, the governor Oleg Kozhemyako is aware that the situation is far from ideal, and, as is the case with politicians, speaks about the prospects.

“Those laws that we pass are not a fact in the same form that will reach people. For all this, as a single system to work, it will take time - two to three years, ”said the head of Primorye.

Political analyst Viktor Burlakov explains that the issue of control at the municipal level is a multi-layered one. In fact, now it is available, and how much control should be voluminous is a moot point.

“Apparently, we are talking about the creation by the governor of his own power vertical, and, in fact, the elimination of local self-government,” the political scientist believes.

According to Viktor Burlakov, it is important to understand the motives for making decisions. If the head of Primorye establishes control over the entire management vertical, uploading with the last janitor, then he assumes one hundred percent responsibility for all the processes taking place in the region, essentially for every yard, landfill.

“In this situation, if Vladivostok gets stuck in traffic due to snow that the city administration does not clean (sooner or later this situation will happen), with simple jokes about the fact that he walks, the governor will not get off. To say that the mayor is to blame, the deputies will not work, ”Burlakov notes.

The head of the Center for Social Innovation "Black Cube" Yuri Kolomeytsev believes that Oleg Kozhemyako, first of all, strengthens the vertical of his own power in Primorye, despite the fact that there are practically no legal mechanisms for influencing municipalities - the local government is not subordinate to state power

“As people sat at the municipal level and did nothing, they don’t do anything. Why look for some new people, invent something? Stability in our conditions is equivalent to a “swamp”, stagnation. It is not clear what is meant by "order", which the governor is constantly talking about. For Kozhemyako this is one thing, for me, probably something else. I see that the Vladivostok administration loses disputes in arbitration courts, no less than it wins; I see that the city administration forbids entrepreneurs to hang banners and do business. Shopping raids are organized, officials look at how big the signs are. For violations, huge fines, for example, 120 thousand rubles. Personally, I have three children, but we did not receive the land in Vladivostok, ”said Yuri Kolomeytsev.

In his opinion, Kozhemyako can achieve control over the use of money and optimize costs. Then the question arises, what is the best way: to maintain an adequate administration of the municipality, which can solve all the issues on the spot and has the appropriate authority, or for each little thing, consult the region and report on each ruble?

“To drown in a sea of ​​bureaucracy and do nothing, or to give municipalities freedom of action? I think the governor is very mistaken if he thinks that millions are being stolen on the ground, if only municipal employees are given a little independence. There are counting chambers, law enforcement agencies, and deputies to counter crime. When the head of the municipality doesn’t give a damn what’s happening on the territory, it doesn’t matter whether he reports directly to the governor or is independent - he’ll steal anyway, ”the expert said.

According to him, the current administration of the region, like the previous one, solves political issues, negotiating with local clans. According to the expert, there is no need to come to an agreement, since problems of this level are not being resolved.

“To the real development of territories, this has no development. There is a law that municipalities must comply with, otherwise, please go to jail. Perhaps this is what Oleg Kozhemyako has in mind when he talks about building a "control system." But how will the formation of the system occur: based on consensus or authoritarian? We need some kind of program document, where values ​​and goals are indicated - "I, the head of the region, will do this and that, we are moving in this direction." So far, no one wants to build a clear management system based on the law, and the rules of the game - once and for all. After all, most likely there will be many dissatisfied, ”says Yuri Kolomeytsev.

September 19: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Олег Кожемяко дал себе два-три года

Глава Приморья подвел итоги года на посту, а эксперты оценили его заявления

Губернатор Приморского края Олег Кожемяко в конце декабря провел пресс-конференцию, приуроченную к году пребывания на посту. Лейтмотив выступления сводился к обеспечению стабильности и управляемости муниципальными образованиями. Что имел в виду Олег Кожемяко и как планы оценили эксперты — в материале EastRussia.

Олег Кожемяко дал себе два-три года
Фото: primorsky.ru

В связке с муниципалитетом

Собственную губернаторскую вертикаль, как залог стабильности, выстраивали в Приморье и предшественники Олега Кожемяко. Дружба и рознь глав региона с муниципалами иногда была по интересам, иногда — «по любви». К примеру, вторым по величине городом края — Уссурийском — с 2000 года управлял Сергей Рудица. Пока Приморье возглавлял Сергей Дарькин, имевший бизнес-интересы в Уссурийске, Рудица чувствовал себя прочно, но в 2014 году при Владимире Миклушевском, подвергся уголовному преследованию и покинул пост. Для Владивостока до последнего времени, когда главой стал Олег Гуменюк (человек из команды Кожемяко), характерным была оппозиция главы к краевой администрации. Собственно муниципалы обеспечены от посягательств извне юридической защитой, финансово поддерживаемы местными предпринимателями и реально независимы. Любые попытки руководства Приморья жестко контролировать муниципалитет со временем сводились к регулированию финансовых подачек (объема субсидирования территорий) и соглашениям с наиболее договороспособными представителями местных элит.        

Журналистов интересовало, произойдет ли в Приморье возврат к выборности глав муниципальных образований, что, кстати, было одним из предвыборных обещаний Олега Кожемяко. Глава Приморского края в ответ прибег к изящной аллегории: «Когда самолет начинает набирать высоту, и в это время еще делает вираж, то заваливается». В общем, приморцы, «раскаленные» предыдущей политической ситуацией и не устоявшейся системой координат власти, могут болезненно реагировать на фоне отсутствия полного доверия к власти.

Губернатор объяснил, что многие проблемы, как обеспечение жильем сирот, привлечение молодых специалистов в бюджетные учреждения, распоряжение землей, являются полномочиями муниципалитетов, но сейчас, фактически, решает их край. Ближайшие два-три года Олег Кожемяко намерен потратить на наведение порядка, создание некой четкой системы управления, в том числе на слияние городских и сельских поселений в районах Приморье в муниципальные округа. В 2020 году три из 22 муниципальных районов уже будут преобразованы в округа.   

«Будем двигаться шаг за шагом. Когда муниципальные власти заработают, как следует, мы достигнем доверия людей, единого понимания целей и задач, вернемся к вопросу прямых выборов. Владивосток тоже подойдет к выборам главы», — заверил Олег Кожемяко.

Главная проблема Приморья, как анонсировал губернатор — нехватки жилья. Решаться она должна путем развития Владивостока на север и комплексной застройки Артема и Надеждинского района. Как посетовал Кожемяко, основной сложностью в вопросах развития является нехватка свободных земельных участков. Администрация пытается договариваться с имеющимися собственниками.

Руководство думы Владивостока также провело пресс-конференцию, где в большинстве высказалось «за» главу Олега Гуменюка как вполне эффективного и легитимного главу города. Критика со стороны горожан и СМИ, в связи со спорными успехами мэра на разных направлениях, приняли без эмоций. Депутаты напомнили, что в процедуре конкурсного отбора кандидатов непосредственное участие принимали парламентарии, отсев был суровый, потому к квалификации победителя быть вопросов не должно. В этой связи возврат города к выборности главы населением не настолько уж интересен. Председатель думы Андрей Брик подчеркнул, что закон, по которому глава выбирается депутатами, принят Заксобранием Приморского края.

«Но, по моему, мы не раз видели, как избираемый людьми мэр занимается своими политическим вопросами, что идет в ущерб городу», — отметил Андрей Брик.

Лишь председатель комитета по экономической политике и муниципальной собственности городской думы, координатор Приморского отделения ЛДПР Василий Васильев в максимально корректной форме отметил, что он лично и либерал-демократы вообще, как оппозиция, выступают за выборность мэра города.


В пяти направлениях

Другая интрига, которую «посеял» в ходе пресс-конференции глава Приморья Олег Кожемяко, заключалась в его инициативе по поводу придания большей самостоятельности районам Владивостока. Город с 1930-х делится на пять районов (Ленинский, Фрунзенский, Первореченский, Первомайский, Советский), которые некогда имели солидный штат администрации и собственные бюджеты. На рубеже 2000-х районы выбирали собственные думы и пытались образовать, по сути, собственные муниципалитеты. В ходе борьбы с «сепаратистами» мэрия свела роль районных администраций — сейчас АТУ (административно-территориальные управления) — к минимуму. А это губернатора не устраивает.

«Почти ликвидировали районные администрации во Владивостоке. Сегодня район, где проживают от 150 до 200 тыс. человек, обслуживает 12 человек, которые ничего решать не могут. Я главе Олегу Гуменюку говорю: "Потихонечку надо районы накачивать финансами и возможностями, потому что на местах виднее, где какой сквер сделать, дорожку, лестницу". Когда мы делегировали городу столичные полномочия, то выделили 300 млн на социальные проекты. Пожалуйста, направляйте на благоустройство районов. Те будут готовить планы, принимать людей», — заявил Кожемяко.




Решения «по блату»

Впрочем, губернатор Олег Кожемяко отдает себе отчет, что ситуация далека от идеальной, и, как водится у политиков, говорит о перспективах.

«Те законы, которые мы принимаем — не факт в том же виде дойдут до людей. Чтобы все это, как единая система работало, потребуется время — два-три года», — отметил глава Приморья.

Политолог Виктор Бурлаков объясняет, что вопрос контроля на муниципальном уровне — многослойный. По сути, сейчас он имеется, а насколько контроль должен быть объемным — вопрос спорный.

«Судя по всему, речь идет о создании губернатором собственной властной вертикали, и, собственно, ликвидации местного самоуправления», — считает политолог.

По мнению Виктора Бурлакова, важно понимать мотивы принятия решений. Если глава Приморья устанавливает контроль над всей управленческой вертикалью, закачивая последним дворником, то берет на себя стопроцентную ответственность за все процессы, происходящие в крае, по существу, за каждый двор, свалку.

«В этой ситуации, если Владивосток становится в пробку из-за снега, который не чистит администрация города (рано или поздно такая ситуация произойдет), простыми шутками на тему, что он ходит пешком, губернатор не отделается. Сказать, что виноват мэр, депутаты — не получится», — отмечает Бурлаков.

Руководитель Центра социальный инноваций «Черный куб» Юрий Коломейцев считает, что Олег Кожемяко, прежде всего, укрепляет вертикаль собственной власти в Приморье, притом, что легальных механизмов влияния на муниципалитеты у краевой власти практически нет — местное самоуправление государственной власти не подчиняется

«Как сидели люди на муниципальном уровне и ничего не делали, так ничего и не делают. Зачем искать каких-то новых людей, что-то изобретать? Стабильность в наших условиях равносильна "болоту", стагнации. Непонятно, что имеется в виду под "порядком", о котором постоянно говорит губернатор. Для Кожемяко это одно, для меня, наверное, нечто другое. Я вижу, что администрация Владивостока проигрывает споры в арбитражных судах, не реже, чем выигрывает, вижу, что городская администрация запрещает предпринимателям развешивать баннеры и делать бизнес. Организуются рейды по магазинам, чиновники смотрят, насколько вывески большие. За нарушения огромные штрафы, допустим, 120 тыс. рублей. Лично у меня трое детей, но положенного земельного участка во Владивостоке мы не получили», — рассказал Юрий Коломейцев.

По его мнению, Кожемяко может добиваться контроля над использованием денег и оптимизации расходов. Тогда возникает вопрос, что оптимальнее: содержать адекватную администрацию муниципального образования, которая может на месте решить все вопросы и обладает соответствующими полномочиями, или по каждой мелочи советоваться с краем и отчитываться по каждому рублю?

«Утонуть в море бюрократии и ничего не сделать, либо предоставить муниципалам свободу в действиях? Думаю, сильно ошибается губернатор, если думает, что на местах наворуют миллионы, стоит только дать муниципальным служащим немного самостоятельности. На противодействие криминалу есть счетные палаты, правоохранительные органы, депутаты. Когда главе муниципалитета вообще наплевать, что творится на территории, то абсолютно все равно, подчиняется ли он напрямую губернатору или самостоятелен — все равно украдет», — считает эксперт.

По его словам, нынешняя администрация края, как и предыдущая, решает политические вопросы, договариваясь с местными кланами. По мнению эксперта, договариваться не нужно, поскольку «по блату» проблемы такого уровня не решаются.

«К реальному развитию территорий это не имеет никакого развития. Есть закон, который должны выполнять муниципалы, иначе, пожалуйста, в тюрьму. Возможно, это и имеет в виду Олег Кожемяко, когда говорит о выстраивании "системы управления". Но как будет происходить становление системы: на основе консенсуса или авторитарно? Нужен некий программный документ, где обозначены ценности и цели — "я, глава края, буду делать так и так, двигаемся в данном направлении". Пока никто не хочет выстраивать четкую систему управления на основе закона, и правила игры — раз и навсегда. Ведь, скорее всего, будет много недовольных», — отмечает Юрий Коломейцев.

3 июня: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайжест региональных событий и свежая статистика