Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Олег Кожемяко дал себе два-три года

Глава Приморья подвел итоги года на посту, а эксперты оценили его заявления

Губернатор Приморского края Олег Кожемяко в конце декабря провел пресс-конференцию, приуроченную к году пребывания на посту. Лейтмотив выступления сводился к обеспечению стабильности и управляемости муниципальными образованиями. Что имел в виду Олег Кожемяко и как планы оценили эксперты — в материале EastRussia.

Олег Кожемяко дал себе два-три года
Фото: primorsky.ru

В связке с муниципалитетом

Собственную губернаторскую вертикаль, как залог стабильности, выстраивали в Приморье и предшественники Олега Кожемяко. Дружба и рознь глав региона с муниципалами иногда была по интересам, иногда — «по любви». К примеру, вторым по величине городом края — Уссурийском — с 2000 года управлял Сергей Рудица. Пока Приморье возглавлял Сергей Дарькин, имевший бизнес-интересы в Уссурийске, Рудица чувствовал себя прочно, но в 2014 году при Владимире Миклушевском, подвергся уголовному преследованию и покинул пост. Для Владивостока до последнего времени, когда главой стал Олег Гуменюк (человек из команды Кожемяко), характерным была оппозиция главы к краевой администрации. Собственно муниципалы обеспечены от посягательств извне юридической защитой, финансово поддерживаемы местными предпринимателями и реально независимы. Любые попытки руководства Приморья жестко контролировать муниципалитет со временем сводились к регулированию финансовых подачек (объема субсидирования территорий) и соглашениям с наиболее договороспособными представителями местных элит.        

Журналистов интересовало, произойдет ли в Приморье возврат к выборности глав муниципальных образований, что, кстати, было одним из предвыборных обещаний Олега Кожемяко. Глава Приморского края в ответ прибег к изящной аллегории: «Когда самолет начинает набирать высоту, и в это время еще делает вираж, то заваливается». В общем, приморцы, «раскаленные» предыдущей политической ситуацией и не устоявшейся системой координат власти, могут болезненно реагировать на фоне отсутствия полного доверия к власти.

Губернатор объяснил, что многие проблемы, как обеспечение жильем сирот, привлечение молодых специалистов в бюджетные учреждения, распоряжение землей, являются полномочиями муниципалитетов, но сейчас, фактически, решает их край. Ближайшие два-три года Олег Кожемяко намерен потратить на наведение порядка, создание некой четкой системы управления, в том числе на слияние городских и сельских поселений в районах Приморье в муниципальные округа. В 2020 году три из 22 муниципальных районов уже будут преобразованы в округа.   

«Будем двигаться шаг за шагом. Когда муниципальные власти заработают, как следует, мы достигнем доверия людей, единого понимания целей и задач, вернемся к вопросу прямых выборов. Владивосток тоже подойдет к выборам главы», — заверил Олег Кожемяко.

Главная проблема Приморья, как анонсировал губернатор — нехватки жилья. Решаться она должна путем развития Владивостока на север и комплексной застройки Артема и Надеждинского района. Как посетовал Кожемяко, основной сложностью в вопросах развития является нехватка свободных земельных участков. Администрация пытается договариваться с имеющимися собственниками.

Руководство думы Владивостока также провело пресс-конференцию, где в большинстве высказалось «за» главу Олега Гуменюка как вполне эффективного и легитимного главу города. Критика со стороны горожан и СМИ, в связи со спорными успехами мэра на разных направлениях, приняли без эмоций. Депутаты напомнили, что в процедуре конкурсного отбора кандидатов непосредственное участие принимали парламентарии, отсев был суровый, потому к квалификации победителя быть вопросов не должно. В этой связи возврат города к выборности главы населением не настолько уж интересен. Председатель думы Андрей Брик подчеркнул, что закон, по которому глава выбирается депутатами, принят Заксобранием Приморского края.

«Но, по моему, мы не раз видели, как избираемый людьми мэр занимается своими политическим вопросами, что идет в ущерб городу», — отметил Андрей Брик.

Лишь председатель комитета по экономической политике и муниципальной собственности городской думы, координатор Приморского отделения ЛДПР Василий Васильев в максимально корректной форме отметил, что он лично и либерал-демократы вообще, как оппозиция, выступают за выборность мэра города.


В пяти направлениях

Другая интрига, которую «посеял» в ходе пресс-конференции глава Приморья Олег Кожемяко, заключалась в его инициативе по поводу придания большей самостоятельности районам Владивостока. Город с 1930-х делится на пять районов (Ленинский, Фрунзенский, Первореченский, Первомайский, Советский), которые некогда имели солидный штат администрации и собственные бюджеты. На рубеже 2000-х районы выбирали собственные думы и пытались образовать, по сути, собственные муниципалитеты. В ходе борьбы с «сепаратистами» мэрия свела роль районных администраций — сейчас АТУ (административно-территориальные управления) — к минимуму. А это губернатора не устраивает.

«Почти ликвидировали районные администрации во Владивостоке. Сегодня район, где проживают от 150 до 200 тыс. человек, обслуживает 12 человек, которые ничего решать не могут. Я главе Олегу Гуменюку говорю: "Потихонечку надо районы накачивать финансами и возможностями, потому что на местах виднее, где какой сквер сделать, дорожку, лестницу". Когда мы делегировали городу столичные полномочия, то выделили 300 млн на социальные проекты. Пожалуйста, направляйте на благоустройство районов. Те будут готовить планы, принимать людей», — заявил Кожемяко.




Решения «по блату»

Впрочем, губернатор Олег Кожемяко отдает себе отчет, что ситуация далека от идеальной, и, как водится у политиков, говорит о перспективах.

«Те законы, которые мы принимаем — не факт в том же виде дойдут до людей. Чтобы все это, как единая система работало, потребуется время — два-три года», — отметил глава Приморья.

Политолог Виктор Бурлаков объясняет, что вопрос контроля на муниципальном уровне — многослойный. По сути, сейчас он имеется, а насколько контроль должен быть объемным — вопрос спорный.

«Судя по всему, речь идет о создании губернатором собственной властной вертикали, и, собственно, ликвидации местного самоуправления», — считает политолог.

По мнению Виктора Бурлакова, важно понимать мотивы принятия решений. Если глава Приморья устанавливает контроль над всей управленческой вертикалью, закачивая последним дворником, то берет на себя стопроцентную ответственность за все процессы, происходящие в крае, по существу, за каждый двор, свалку.

«В этой ситуации, если Владивосток становится в пробку из-за снега, который не чистит администрация города (рано или поздно такая ситуация произойдет), простыми шутками на тему, что он ходит пешком, губернатор не отделается. Сказать, что виноват мэр, депутаты — не получится», — отмечает Бурлаков.

Руководитель Центра социальный инноваций «Черный куб» Юрий Коломейцев считает, что Олег Кожемяко, прежде всего, укрепляет вертикаль собственной власти в Приморье, притом, что легальных механизмов влияния на муниципалитеты у краевой власти практически нет — местное самоуправление государственной власти не подчиняется

«Как сидели люди на муниципальном уровне и ничего не делали, так ничего и не делают. Зачем искать каких-то новых людей, что-то изобретать? Стабильность в наших условиях равносильна "болоту", стагнации. Непонятно, что имеется в виду под "порядком", о котором постоянно говорит губернатор. Для Кожемяко это одно, для меня, наверное, нечто другое. Я вижу, что администрация Владивостока проигрывает споры в арбитражных судах, не реже, чем выигрывает, вижу, что городская администрация запрещает предпринимателям развешивать баннеры и делать бизнес. Организуются рейды по магазинам, чиновники смотрят, насколько вывески большие. За нарушения огромные штрафы, допустим, 120 тыс. рублей. Лично у меня трое детей, но положенного земельного участка во Владивостоке мы не получили», — рассказал Юрий Коломейцев.

По его мнению, Кожемяко может добиваться контроля над использованием денег и оптимизации расходов. Тогда возникает вопрос, что оптимальнее: содержать адекватную администрацию муниципального образования, которая может на месте решить все вопросы и обладает соответствующими полномочиями, или по каждой мелочи советоваться с краем и отчитываться по каждому рублю?

«Утонуть в море бюрократии и ничего не сделать, либо предоставить муниципалам свободу в действиях? Думаю, сильно ошибается губернатор, если думает, что на местах наворуют миллионы, стоит только дать муниципальным служащим немного самостоятельности. На противодействие криминалу есть счетные палаты, правоохранительные органы, депутаты. Когда главе муниципалитета вообще наплевать, что творится на территории, то абсолютно все равно, подчиняется ли он напрямую губернатору или самостоятелен — все равно украдет», — считает эксперт.

По его словам, нынешняя администрация края, как и предыдущая, решает политические вопросы, договариваясь с местными кланами. По мнению эксперта, договариваться не нужно, поскольку «по блату» проблемы такого уровня не решаются.

«К реальному развитию территорий это не имеет никакого развития. Есть закон, который должны выполнять муниципалы, иначе, пожалуйста, в тюрьму. Возможно, это и имеет в виду Олег Кожемяко, когда говорит о выстраивании "системы управления". Но как будет происходить становление системы: на основе консенсуса или авторитарно? Нужен некий программный документ, где обозначены ценности и цели — "я, глава края, буду делать так и так, двигаемся в данном направлении". Пока никто не хочет выстраивать четкую систему управления на основе закона, и правила игры — раз и навсегда. Ведь, скорее всего, будет много недовольных», — отмечает Юрий Коломейцев.

3 июня: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайжест региональных событий и свежая статистика