Российские океанографы промерили Севморпуть и нанесли на карту новый остров
Главная радость гидрографов – им досталась честь первыми ступить на новую российскую землю – остров в Северном ледовитом океане под названием Яя. Первыми остров в прошлом году обнаружили вертолетчики. Для нашей страны это не только клочок земли чуть меньше метра от уровня моря. По международному праву это существенное расширение границ и экономической зоны в Арктике.
– Нам очень сильно повезло с погодой, – рассказывает участник экспедиции «Адмирала Владимирского», начальник отделения гидрографической службы Северного флота Алексей Корнис. – Ведь осенью в тех местах постоянные шторма. Но, как по заказу, в этот день море подарило нам сказочную погоду, был абсолютный штиль. Мы с корабля пересели на моторную лодку и отправились на поиски. Радиолокатор судна обнаружил остров, но увидеть его было очень трудно. Ведь высота островка — всего метр над уровнем моря. С лодки спустились в море и долго брели по пояс в воде. Когда увидели Яя, испытали чувство открытия, закричали «Земля!».
– Когда летчики увидели это место в первый раз, каждый из них закричал, что именно он является первооткрывателем: «Я!», «Я!» В результате островок назвали Яя. Среди нас ходит именно такая легенда, – улыбается, листая карты, третий помощник капитана ОИС «Адмирал Владимирский» Александр Болдарев.
– Маленький не маленький, а дал России еще 450 квадратных миль территории, – подчеркивает, руководитель экспедиции, заместитель начальника управления навигации и океанографии Министерства обороны РФ Олег Осипов. – А что это для России? Это права на недра, на природные ресурсы, внутреннее судоходство, и другие последствия. Нам очень приятно было сделать такой подарок стране.
Действительно, 12 морских миль внутренних территориальных вод, очерченные вокруг Яя, и дали такое неплохое приращение к территории страны. На карте острова еще нет, в морские лоции он попадет в лучшем случае только в следующем году. По форме Яя напоминает атолл. Внутри него — лагуна, заливаемая водой, вокруг два мыса. На острове нет растительности, только песок.
– Мы провели топографическую съемку, неглубокое бурение, чтобы удостовериться, что под нами действительно остров, а не остатки ледника, которые могут исчезнуть. Посмотрели, убедились, что это долговременный географический объект, – продолжает рассказ Алексей Корнис. – На острове есть живность. Это такие ракообразные, похожие на тараканов. Мы их так и назвали. А потом с удивлением в музее Певека обнаружили, что они действительно называются морские тараканы. Беленькие такие...
Нашли члены экспедиции на острове и кости. Кому они принадлежат, пока сказать трудно. Ученые собираются отвезти их в Музей мирового океана.
Прокладывая Северный морской путь
Высадка на новый остров и его описание стали лишь небольшим эпизодом экспедиции. На самом деле задачи ее намного шире. Можно сказать, что это пионеры Северного морского пути, следом за которыми начнется новое развитие российского Севера.
Экспедиция стартовала 18 августа из Средней гавани Кронштадта. Впервые в мире научное судно проложило маршрут кругосветного плавания через Северный морской путь. Это, кстати, первая российская научная кругосветная экспедиция за минувшие 30 лет.
В Восточно-Сибирском море и Море Лаптевых были обследованы «белые пятна», проверена информация подводников Северного флота о существенном расхождении местоположения изобат, показанных на карте, с фактическими глубинами в Чукотском море. Кроме этого, произведено уточнение положения на картах изобат 200 и 2500 метров, имеющих важное значение в морских международно-правовых вопросах. В ходе съёмки рельефа дна в районе северо-восточного побережья островов Северная Земля не подтвердилась ни одна сомнительная или отличительная глубина.
«Впервые разработан маршрут, который преследует не только цели изучения Мирового океана, но и масштабную разведку Северного морского пути. Ведь изучение и развитие нашей Арктики сейчас является приоритетной задачей, – рассказал капитан океанографического исследовательского судна «Адмирал Владимирский» Александр Пышкин. – Следом за нами будут осваиваться территории. Мы, в частности, изучаем возможность заселения пустующих земель, изучаем, где могут жить люди, как туда провести электроэнергию, проложить коммуникации. Все это найдет отражение в нашем итоговом отчете и в лоциях Арктического побережья».
И первый вывод в этом отчете, пожалуй, самый важный: «Подтверждена возможность безледокольного плавания по трассе Северного морского пути судна неледового класса. За время перехода льды, сколь-нибудь влияющие на передвижение, «Адмиралу Владимирскому» так и не встретились».
Во время плавания гидрографы выявили существенные изменения местности, связанные с разрушением ледников северных островов. В 2015 году эти открытия планируется «положить на карты». Чтобы получить эти данные, работали десятки ученых в четырнадцати лабораториях судна, были выполнены исследования на 153 разовых дрейфовых океанографических станциях.
Военно-морской флаг и флаг Русского географического общества члены экспедиции подняли на острове Панкратьев, мысах Желания и Челюскин, островах Андрея, Столбовой, Врангеля, на мысе Дежнева. Здесь же были проведены памятные мероприятия, посвящённые знаменитым предшественникам-исследователям Севера, а на острове Врангеля, кроме того, в традициях полярных экспедиций прошлого века и в честь 90-й годовщины установления государственного суверенитета было заложено продовольственное депо.
С Камчатки «Адмирал Владимирский» отправился во Владивосток, далее его путь лежит в Никарагуа, через Панамский канал судно попадет в Атлантический океан, остановится в Гаване, а к декабрю оно должно дойти до берегов Европы. Затем через Ла-Манш выйдет в Северное море и закончит свое путешествие там, где оно начиналось — в Балтийском море, в гавани Кронштадта. Вся кругосветка должная занять 125 дней.
Для чего проводилась разведка
В последние годы каждая из стран "Арктической пятерки" (Россия, США, Норвегия, Канада и Дания) старается нарастить свое присутствие в северных широтах. И это не удивительно. Там сосредоточены богатейшие запасы нефти и газа, а само расположение «ледовой шапки земли» дает возможность воздушных сообщений между Евразией и Америкой, минуя какие-либо страны. Что, несомненно, важно с военной точки зрения. Так на фоне усиления военной активности государств, входящих в блок НАТО, Россия для развития дальней авиации возобновляет полярные аэродромы, строит новые пограничные заставы, размещает системы ПВО, радиолокационные станции контроля воздушного пространства.
Что же касается ресурсов, то это настолько лакомый кусок, что многие страны мира, не входящие в «Арктическую пятерку», борются за обладание ими. Россия этой осенью обратилась в ООН с просьбой признания факта, что хребет Ломоносова и поднятие Менделеева — это продолжение российского континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Если это будет подтверждено, наша страна получит в своё распоряжение еще более миллиона квадратных километров территории, на которой по данным нефте- и газоразведки сосредоточено более 5 миллиардов тонн углеводородов, что составляет 25% общемирового запаса.
В Арктике уже развивается промышленное производство. На Южно-Тамбейском месторождении Ямала достраивается завод по добыче газа. На полную мощность он заработает через четыре года. Из нового порта Сабетта сжиженный газ будут поставлять в том числе и в Азиатско-Тихоокеанский регион. Идти через Суэцкий и Панамский каналы невыгодно: путь удлиняется больше, чем в два раза.
С такими задачами вопрос увеличения грузопотока и надежности Северного морского пути становится актуальным. Чтобы он заработал, предстоит сделать немало. Ведь это не просто проводка караванов грузовых судов под присмотром ледоколов. Это и создание обширной сети баз, где можно было бы бункеровать суда, пополнять запасы воды, а в случае поломки быстро и качественно отремонтироваться… И решение вопросов с российским законодательством, которое сейчас считает, что путь между льдами вдоль побережья России — это цепочка входов и выходов в/на российскую территорию, за каждый из которых нужно заплатить; и очистка загаженных в свое время территорий; и восстановление тех городов и поселков, в которые в свое время были вложены огромные деньги и о которых забыли на десятилетия.
Это огромная работа. И вместе с тем — абсолютно необходимая для развития страны. К тому же потенциально Северный морской путь должен окупиться и принести стране большую выгоду. Уже сейчас бизнесмены азиатских стран с надеждой смотрят на него. Их привлекает более короткий маршрут (можно сэкономить на топливе и фрахте), относительная безопасность (нет пиратов), отсутствие больших плат, поборов и очередей (как в Суэцком и Панамском каналах).
Справка:
Северный морской путь или Северный морской коридор — кратчайший морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком; законодательством России он определен как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике».
Северный морской путь проходит по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения — около 5600 км. Сейчас он обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия; вывоз леса, природных ископаемых).
Западный сектор Арктики — от Мурманска до Дудинки — обслуживается ледоколами Мурманского морского пароходства. Восточный сектор Арктики — от Дудинки до Чукотки — обслуживают ледоколы Дальневосточного морского пароходства.
Опубликовано в газете "Рыбак Камчатки". EastRussia.ru - информационный партнер газеты "Рыбак Камчатки".
Текст: Ольга СЕМЕНОВА. Фото: Вот он какой, наш российский Яя!