Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Опережая развитие

Опережая развитие

Первостепенная задача правительства Иркутской области – сделать так, чтобы имеющимся инвесторам в регионе работалось комфортно, а потенциальным хотелось вложить деньги в проекты на территории области. Для этого, по словам врио губернатора региона Сергея Ерощенко, делается очень многое.

- Сергей Владимирович, что делает правительство сейчас, в кризис, чтобы сохранить инвестиционную привлекательность региона? Предусмотрены ли новые налоговые льготы для отдельных категорий бизнеса, и если да, то каким и в каком объеме? Планируется ли вводить еще какие-то преференции?

- Да, конечно. В настоящее время на территории Иркутской области сформирован эффективный комплекс мер по стимулированию инвестиционной деятельности как для крупных предпринимателей, так и для субъектов малого и среднего бизнеса.

В частности, действуют льготы по налогам на прибыль и имущество организаций. С 2014 года для региональных инвестиционных проектов предусмотрено понижение до нуля ставки налога на прибыль организаций (объем льготы по налогам определяется исходя из результатов финансовой деятельности предприятий). Инвесторам, реализующим инвестиционные проекты, в том числе в сфере импортозамещения, мы содействуем в получении кредитных ресурсов: предоставляем государственные гарантии и субсидируем процентную ставку по кредитам коммерческих банков.

Приоритетными для нас являются инвестиционные проекты, обеспечивающие стратегическое развитие экономики региона, осуществление глубокой переработки сырья и модернизацию действующих производств. Субъектам малого и среднего предпринимательства и их проектам мы оказываем самую разную поддержку, в том числе финансовую. Также для них с 2010 года действует льгота по упрощенной системе налогообложения.

Помимо этого в апреле нынешнего года принята новая редакция закона о патентной системе налогообложения, направленная на стимулирование развития самозанятости населения. Ну и конечно же нельзя не упомянуть, что в регионе создана Корпорация развития Иркутской области, важнейшие функции которой – управление индустриальными парками, содействие в финансировании инвестиционных проектов, обеспечение защиты прав инвесторов.

- Бытует мнение, что инвесторам в Иркутской области очень трудно работать из-за административных барьеров и злоупотребления со стороны чиновников. Из-за этого, как считают многие, часть предприятий предпочитает регистрировать свой бизнес в других регионах, например, в Красноярском крае.

- На наш взгляд, это ошибочное мнение. Сегодня приоритетное направление деятельности правительства Иркутской области – это создание благоприятной среды для инвестора, ведь Иркутская область имеет все возможности для опережающего развития. Уникальное геополитическое положение, богатейшие запасы природных ресурсов, локализация крупных производств и научно-исследовательских центров создают условия для реализации самых смелых и масштабных проектов.

Сейчас инвестиционная политика области во многом связана с планомерной реализацией требований Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. В августе 2014 года в Иркутской области была завершена работа по внедрению всех 15 требований этого Стандарта, и полное его выполнение подтвердило Агентство стратегических инициатив.

Как я уже говорил, одним из эффективных инструментов стимулирования инвестиционной деятельности в Иркутской области являются налоговые преференции в рамках областных законов. Механизм предоставления пониженных ставок по налогам на прибыль и имущество организаций предусматривает поддержку предприятий, которые осуществляют ввод новых производственных мощностей. Кроме того, в конце 2013 года были внесены дополнительные изменения в закон Иркутской области, которые позволили наряду с уже действующими преференциями по налогу на прибыль осуществлять поддержку организаций - участников инвестиционных проектов за счет обнуления налоговой ставки.

Корпорация развития Иркутской области ведет работу с инвесторами в режиме «одного окна». Разработан Инвестиционный портал Иркутской области – специализированный многоязычный информационный ресурс, содержащий необходимую информацию о мерах государственной поддержки, а также о каналах обратной связи для инвесторов в целях оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности вопросов.

Наконец, в декабре 2013 года был принят региональный закон «Об участии Иркутской области в государственно-частном партнерстве». В настоящее время правительством Иркутской области прорабатывается вопрос реализации ряда инфраструктурных проектов на условиях государственно-частного партнерства, в том числе в сфере строительства объектов социального назначения и объектов транспортной инфраструктуры. Так, например, одним из масштабных проектов является создание современного международного авиаузла, предполагающего реконструкцию действующего и строительство нового аэропорта в городе Иркутске.

- Есть ли в регионе проекты, которые, по идее, должны быть запущены в ближайшие год-два, но им мешают какие-то нерешенные проблемы, которые можно скоро решить?

- У нас сейчас реализуется довольно много крупномасштабных, значимых инвестиционных проектов – к примеру, в сфере разработки, обустройства и эффективного использования Верхнечонского нефтегазоконденсатного месторождения, Ярактинского, Марковского и Даниловского нефтегазоконденсатных месторождений, Дулисьминского нефтегазоконденсатного месторождения, проекты по добыче золота в Бодайбинском районе. В стадии модернизации находится сегодня нефтехимическое предприятие, которое будет производить бензины в соответствии с требованиями технического регламента. Строится газоперерабатывающий и газохимический комплекс на базе Усть-Кутско – Киренского центра газодобычи, а также целый ряд деревообрабатывающих комплексов. Ведется модернизация алюминиевого производства и строительство Тайшетской Анодной фабрики. Активно реализуется инвестиционная программа развития Иркутского авиационного завода.

- Насколько я знаю, некоторые инвестпроекты стопорятся из-за отсутствия необходимой транспортной и энергетической инфраструктуры…

- Да, такие проекты тоже есть. Энергетическую и транспортную инфраструктуру нужно строить для освоения золоторудных месторождений Бодайбинского района (ОАО «Полюс Золото») и Зашихинского редкометального месторождения (ЗАО «Техноинвестальянс»), а также для строительства Анодной фабрики в Тайшетском районе, проектов ООО «ИНК», в том числе по строительству газохимического комплекса. Для решения этих вопросов правительство региона подало заявку в проект федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года». Помимо этого, прорабатывается вопрос по включению проектов в перечень инвестиционных проектов Байкальского региона, который формирует Министерство экономического развития РФ.

- А сами инвесторы как часто приходят к вам и просят льгот, земельных участков? Есть ли среди них иностранные, азиатские? Вообще, сколько в регионе компаний из КНР, Кореи, Японии, готовых инвестировать и уже инвестирующих в регион?

- Как правило, заходя на территорию, инвестор уже знает, какие механизмы поддержки инвестиционной деятельности у нас существуют. Вся информация о мерах государственной поддержки аккумулирована на инвестиционном портале – специализированном информационном ресурсе, который предоставляет возможность оперативно рассматривать обращения инвесторов посредством формы обратной связи.

Что касается иностранцев, то правительство Иркутской области на постоянной основе осуществляет презентации Иркутской области в странах АТР, ведет переговоры на разных уровнях государственной власти иностранных государств, стимулирует развитие деловых контактов. Инвесторы из стран АТР активно интересуются проектами и ресурсами, которыми располагает Иркутская область, и, действительно, большую заинтересованность проявляют представители бизнеса и Народного правительства регионов из Китайской Народной Республики (Северо-Восточная часть Китая), Республики Корея, Японии. Сейчас на территории региона зарегистрировано уже более 100 совместных предприятий со странами АТР в области нефтехимии, лесопереработки, сельского хозяйства.

В настоящий момент ведутся переговоры по созданию ряда совместных предприятий с китайскими инвестициями на территории Иркутской области – фабрики по производству мебели в Свирске, логистического центра и центра обработки данных совместно с компаниями EN+ Group и Huawei в городе Шелехове.

- Основной объем инвестиций приходится на машиностроение, металлургию, лесопромышленный комплекс и фармацевтическую промышленность. Какой вклад вносят предприятия из сферы ТЭКа и транспорта?

- Безусловно, вклад предприятий топливно-энергетического комплекса и транспорта велик. Назову цифры: доля предприятий ТЭК в валовом региональном продукте области составляет 13%, транспорта – 8%. Если брать объем собираемых налогов, то доля предприятий ТЭК – 21,5%, транспорта – 8,4%.

- Учитывается ли проект по созданию газохимического комплекса Иркутской нефтяной компании и развитие 11 углеводородных участков «Роснефти» (включая Верхнечонское месторождение) при прогнозе инвестиций?

- Проекты по разработке Верхнечонского, Ярактинского, Марковского и Даниловского нефтегазоконденсатных месторождений, создание газохимического комплекса на базе Усть-Кутско – Киренского центра газодобычи являются опорными инвестиционными проектами, обеспечивающие стратегическое развитие экономики региона, на основании которых базируется разработка как инвестиционного прогноза, так и прогноза социально-экономического развития Иркутской области в целом.

- В начале апреля иркутский аэропорт передан в собственность региона. Найден ли инвестор для этого аэропорта?

- Сейчас правительство Иркутской области ведет переговоры с рядом потенциальных инвесторов о расширении и модернизации иркутского авиатранспортного узла. Однако о конкретных объемах работ и суммах говорить пока немного преждевременно.

- И все же попрошу вас сделать еще один прогноз – на этот раз относительно уровня валового регионального продукта в 2015-2020 годах. Какая отрасль региональной экономики, на ваш взгляд, обеспечит самый существенный вклад в рост этого показателя?

- ВРП на 2015 год оценивается в сумму около 880 млрд рублей, а к 2020 году планируется превысить уровень 1 трлн. рублей. Значительный вклад в рост ВРП однозначно внесут такие крупные федеральные проекты, как реконструкция БАМа и Транссиба, а также расширение мощности ВСТО до 80 млн тонн нефти.

Помимо этого в регионе определен ряд приоритетных инвестиционных проектов, направленных на организацию производств с высокой добавленной стоимостью – например, производство газохимической продукции, первичного алюминия, обожженных анодов.

Ну и конечно же, актуальным вектором экономического развития Иркутской области становится создание новых и развитие существующих проектов кластерного развития в сфере машиностроения и фармацевтики. Формирование кластеров позволит Иркутской области производить конкурентные продукты, расширит рынки сбыта и контакты с зарубежными партнерами.

- А туризм? Как эта отрасль развивается в регионе и какой вклад вносит в ВРП?

- Вклад туристической отрасли в ВРП региона пока незначителен. Нужно учитывать, что на территории региона работают гиганты российской промышленности. Вместе с тем туризм является растущей отраслью. Ее вклад в бюджет ежегодно увеличивается, в 2014 году он составил 386 млн рублей. В прошедшем году область посетило более 1,4 млн туристов. По количеству иностранных туристов Иркутская область является лидером в Сибирском федеральном округе.

Основные перспективы развития отрасли связаны с развитием особой экономической зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ) «Ворота Байкала». В настоящее время продолжается формирование инфраструктуры ОЭЗ, идет активное привлечение резидентов. На данный момент территория ОЭЗ представлена участками Иркутского и Слюдянского районов Иркутской области («Большое Голоустное» и «Гора Соболиная» соответственно). Общая площадь данных участков составляет 2347 га.

Первый этап создания ОЭЗ реализуется на участке «Гора Соболиная» Слюдянского района Иркутской области. На сегодняшний день в ОЭЗ зарегистрировано четыре резидента с планируемым объемом инвестиций не менее чем 1 887 млн руб. В планах на 2015 год – работа по включению в границы ОЭЗ дополнительных участков в поселках Листвянка и Байкал, набережной БЦБК, Харлахта, Мангутай, Теплых озер на Снежной.

Поясню. Туристический потенциал той же Листвянки используется сегодня всего на 30%, а включив его в ОЭЗ, мы сможем начать преобразование архитектурного облика и инфраструктуры поселка. В поселке нужно улучшать инфраструктуру водного транспорта в регионе. Кроме того, там участки, которые мы включаем в ОЭЗ, находятся в непосредственной близости от КБЖД, уникального архитектурного и инженерного памятника, доступного туристам на протяжении всего года.

Развитие участков на территории БЦБК позволит существенно повысить потенциал курорта «Гора Соболиная», уже входящего в ОЭЗ, а также будет способствовать становлению Байкальска как города фестивалей и значимого конгресс-центра. Тот факт, что мы займемся Теплыми озерами на Снежной, позволит максимально использовать потенциал уникальных природных объектов региона: красивейших склонов Хамар-Дабана, рек, пригодных для проведения сплавов, и горячих источников, привлекающих туристов на протяжении всего года. Ну а включение в границы ОЭЗ участков «Харлахта» и «Мангутай» обусловлено планами правительства по созданию Федерального тренировочного центра олимпийского резерва по зимним видам спорта в Слюдянском районе.

- Звучит перспективно! И все же напоследок давайте вернемся к кризису. Если, как сейчас модно говорить, «что-то пойдет не так», ждать ли иркутянам, что какие-то меры социальной поддержки будут заморожены или отменены?

- Могу однозначно заявить, что для нас при любом сценарии развития событий уровень социальной обеспеченности населения имеет наивысший приоритет. Мы взяли на себя ответственность по сохранению всех принятых социальных обязательств. Более того, предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки в кризисный период. В частности, в своем послании Законодательному собранию я поставил задачу по сохранению текущего уровня тарифов на жилищно-коммунальные услуги на ближайшие два года, а также по замораживанию уровня платежей населения за капитальный ремонт. Кроме того, будут заморожены цены на билеты на садоводческие маршруты. Мы также планируем сохранить высокие темпы ввода детских садов, школ, лечебных учреждений, спортивных комплексов и других объектов социальной инфраструктуры.