- Сергей Владимирович, что делает правительство сейчас, в кризис, чтобы сохранить инвестиционную привлекательность региона? Предусмотрены ли новые налоговые льготы для отдельных категорий бизнеса, и если да, то каким и в каком объеме? Планируется ли вводить еще какие-то преференции?
- Да, конечно. В настоящее время на территории Иркутской области сформирован эффективный комплекс мер по стимулированию инвестиционной деятельности как для крупных предпринимателей, так и для субъектов малого и среднего бизнеса.
В частности, действуют льготы по налогам на прибыль и имущество организаций. С 2014 года для региональных инвестиционных проектов предусмотрено понижение до нуля ставки налога на прибыль организаций (объем льготы по налогам определяется исходя из результатов финансовой деятельности предприятий). Инвесторам, реализующим инвестиционные проекты, в том числе в сфере импортозамещения, мы содействуем в получении кредитных ресурсов: предоставляем государственные гарантии и субсидируем процентную ставку по кредитам коммерческих банков.
Приоритетными для нас являются инвестиционные проекты, обеспечивающие стратегическое развитие экономики региона, осуществление глубокой переработки сырья и модернизацию действующих производств. Субъектам малого и среднего предпринимательства и их проектам мы оказываем самую разную поддержку, в том числе финансовую. Также для них с 2010 года действует льгота по упрощенной системе налогообложения.
Помимо этого в апреле нынешнего года принята новая редакция закона о патентной системе налогообложения, направленная на стимулирование развития самозанятости населения. Ну и конечно же нельзя не упомянуть, что в регионе создана Корпорация развития Иркутской области, важнейшие функции которой – управление индустриальными парками, содействие в финансировании инвестиционных проектов, обеспечение защиты прав инвесторов.
- Бытует мнение, что инвесторам в Иркутской области очень трудно работать из-за административных барьеров и злоупотребления со стороны чиновников. Из-за этого, как считают многие, часть предприятий предпочитает регистрировать свой бизнес в других регионах, например, в Красноярском крае.
Сейчас инвестиционная политика области во многом связана с планомерной реализацией требований Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. В августе 2014 года в Иркутской области была завершена работа по внедрению всех 15 требований этого Стандарта, и полное его выполнение подтвердило Агентство стратегических инициатив.
Как я уже говорил, одним из эффективных инструментов стимулирования инвестиционной деятельности в Иркутской области являются налоговые преференции в рамках областных законов. Механизм предоставления пониженных ставок по налогам на прибыль и имущество организаций предусматривает поддержку предприятий, которые осуществляют ввод новых производственных мощностей. Кроме того, в конце 2013 года были внесены дополнительные изменения в закон Иркутской области, которые позволили наряду с уже действующими преференциями по налогу на прибыль осуществлять поддержку организаций - участников инвестиционных проектов за счет обнуления налоговой ставки.
Корпорация развития Иркутской области ведет работу с инвесторами в режиме «одного окна». Разработан Инвестиционный портал Иркутской области – специализированный многоязычный информационный ресурс, содержащий необходимую информацию о мерах государственной поддержки, а также о каналах обратной связи для инвесторов в целях оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности вопросов.
- Есть ли в регионе проекты, которые, по идее, должны быть запущены в ближайшие год-два, но им мешают какие-то нерешенные проблемы, которые можно скоро решить?
- У нас сейчас реализуется довольно много крупномасштабных, значимых инвестиционных проектов – к примеру, в сфере разработки, обустройства и эффективного использования Верхнечонского нефтегазоконденсатного месторождения, Ярактинского, Марковского и Даниловского нефтегазоконденсатных месторождений, Дулисьминского нефтегазоконденсатного месторождения, проекты по добыче золота в Бодайбинском районе. В стадии модернизации находится сегодня нефтехимическое предприятие, которое будет производить бензины в соответствии с требованиями технического регламента. Строится газоперерабатывающий и газохимический комплекс на базе Усть-Кутско – Киренского центра газодобычи, а также целый ряд деревообрабатывающих комплексов. Ведется модернизация алюминиевого производства и строительство Тайшетской Анодной фабрики. Активно реализуется инвестиционная программа развития Иркутского авиационного завода.
- Насколько я знаю, некоторые инвестпроекты стопорятся из-за отсутствия необходимой транспортной и энергетической инфраструктуры…
- А сами инвесторы как часто приходят к вам и просят льгот, земельных участков? Есть ли среди них иностранные, азиатские? Вообще, сколько в регионе компаний из КНР, Кореи, Японии, готовых инвестировать и уже инвестирующих в регион?
- Как правило, заходя на территорию, инвестор уже знает, какие механизмы поддержки инвестиционной деятельности у нас существуют. Вся информация о мерах государственной поддержки аккумулирована на инвестиционном портале – специализированном информационном ресурсе, который предоставляет возможность оперативно рассматривать обращения инвесторов посредством формы обратной связи.
В настоящий момент ведутся переговоры по созданию ряда совместных предприятий с китайскими инвестициями на территории Иркутской области – фабрики по производству мебели в Свирске, логистического центра и центра обработки данных совместно с компаниями EN+ Group и Huawei в городе Шелехове.
- Основной объем инвестиций приходится на машиностроение, металлургию, лесопромышленный комплекс и фармацевтическую промышленность. Какой вклад вносят предприятия из сферы ТЭКа и транспорта?
- Безусловно, вклад предприятий топливно-энергетического комплекса и транспорта велик. Назову цифры: доля предприятий ТЭК в валовом региональном продукте области составляет 13%, транспорта – 8%. Если брать объем собираемых налогов, то доля предприятий ТЭК – 21,5%, транспорта – 8,4%.
- Учитывается ли проект по созданию газохимического комплекса Иркутской нефтяной компании и развитие 11 углеводородных участков «Роснефти» (включая Верхнечонское месторождение) при прогнозе инвестиций?
- В начале апреля иркутский аэропорт передан в собственность региона. Найден ли инвестор для этого аэропорта?
- Сейчас правительство Иркутской области ведет переговоры с рядом потенциальных инвесторов о расширении и модернизации иркутского авиатранспортного узла. Однако о конкретных объемах работ и суммах говорить пока немного преждевременно.
- И все же попрошу вас сделать еще один прогноз – на этот раз относительно уровня валового регионального продукта в 2015-2020 годах. Какая отрасль региональной экономики, на ваш взгляд, обеспечит самый существенный вклад в рост этого показателя?
- ВРП на 2015 год оценивается в сумму около 880 млрд рублей, а к 2020 году планируется превысить уровень 1 трлн. рублей. Значительный вклад в рост ВРП однозначно внесут такие крупные федеральные проекты, как реконструкция БАМа и Транссиба, а также расширение мощности ВСТО до 80 млн тонн нефти.
Помимо этого в регионе определен ряд приоритетных инвестиционных проектов, направленных на организацию производств с высокой добавленной стоимостью – например, производство газохимической продукции, первичного алюминия, обожженных анодов.
Ну и конечно же, актуальным вектором экономического развития Иркутской области становится создание новых и развитие существующих проектов кластерного развития в сфере машиностроения и фармацевтики. Формирование кластеров позволит Иркутской области производить конкурентные продукты, расширит рынки сбыта и контакты с зарубежными партнерами.
- А туризм? Как эта отрасль развивается в регионе и какой вклад вносит в ВРП?
Основные перспективы развития отрасли связаны с развитием особой экономической зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ) «Ворота Байкала». В настоящее время продолжается формирование инфраструктуры ОЭЗ, идет активное привлечение резидентов. На данный момент территория ОЭЗ представлена участками Иркутского и Слюдянского районов Иркутской области («Большое Голоустное» и «Гора Соболиная» соответственно). Общая площадь данных участков составляет 2347 га.
Первый этап создания ОЭЗ реализуется на участке «Гора Соболиная» Слюдянского района Иркутской области. На сегодняшний день в ОЭЗ зарегистрировано четыре резидента с планируемым объемом инвестиций не менее чем 1 887 млн руб. В планах на 2015 год – работа по включению в границы ОЭЗ дополнительных участков в поселках Листвянка и Байкал, набережной БЦБК, Харлахта, Мангутай, Теплых озер на Снежной.
Поясню. Туристический потенциал той же Листвянки используется сегодня всего на 30%, а включив его в ОЭЗ, мы сможем начать преобразование архитектурного облика и инфраструктуры поселка. В поселке нужно улучшать инфраструктуру водного транспорта в регионе. Кроме того, там участки, которые мы включаем в ОЭЗ, находятся в непосредственной близости от КБЖД, уникального архитектурного и инженерного памятника, доступного туристам на протяжении всего года.
Развитие участков на территории БЦБК позволит существенно повысить потенциал курорта «Гора Соболиная», уже входящего в ОЭЗ, а также будет способствовать становлению Байкальска как города фестивалей и значимого конгресс-центра. Тот факт, что мы займемся Теплыми озерами на Снежной, позволит максимально использовать потенциал уникальных природных объектов региона: красивейших склонов Хамар-Дабана, рек, пригодных для проведения сплавов, и горячих источников, привлекающих туристов на протяжении всего года. Ну а включение в границы ОЭЗ участков «Харлахта» и «Мангутай» обусловлено планами правительства по созданию Федерального тренировочного центра олимпийского резерва по зимним видам спорта в Слюдянском районе.
- Звучит перспективно! И все же напоследок давайте вернемся к кризису. Если, как сейчас модно говорить, «что-то пойдет не так», ждать ли иркутянам, что какие-то меры социальной поддержки будут заморожены или отменены?
Текст: Екатерина Конькова