Пекинская опера – синтетический вид искусства. Официально пекинская опера появилась двести лет назад, но составляющим ее элементам как минимум тысяча лет. Персонажи, появляющиеся на сцене, легко узнаваемы. Их виды и количество жестко регламентированы. Так же как и их методы воздействия на публику. Таких методов четыре: пение, декламация, пантомима и боевое искусство. Соответственно, каждый персонаж силен в какой-то их этих четырех «специализаций». И внутри этих методов тоже все четко регламентировано. Жесты, стили декламации, пение и работа с оружием. Регламентировано даже «выражение глаз». Все это постоянно напоминает тебе, что ты в Китае, где за пять тысяч лет все смогли разложить по полочкам и написать инструкции на каждую жизненную ситуацию. Особенно сильно это проявилось в Пекине – столице Серединной Империи, где и сформировалась пекинская опера.
Говоря о пекинской опере, нельзя не упомянуть и конфуцианство, которое жестко регламентирует поведение человека и в обществе, и в семье. Конфуцианство не является религией в полном смысле этого слова, но я бы сказал, что конфуцианство – больше, чем религия. Это и политика, и система управления страной, и механизм, регулирующий социальные и экономические процессы. Это база и основа образа жизни китайца, да и всего государства в целом. Другими словами, конфуцианство – это основа менталитета китайца. И все это также способствовало появлению жестких регламентов пекинской оперы. Короче говоря, пекинская опера – это национальное китайское искусство.
Один мой знакомый пошутил, сказав, что постановки пекинской оперы напоминают ему старый анекдот о приятелях, которые за время длительного общения так часто рассказывали друг другу старые анекдоты, что в конце концов просто дали каждому анекдоту свой номер. Ну скажем, сказал: «Номер двадцать три». Все вспомнили анекдот и посмеялись. Действительно, похоже. Особенно если вспомнить конец этого анекдота. Новичок, попавший в эту компанию, назвал цифру наобум. В результате его выгнали, пояснив: «Чтоб не рассказывал нецензурные анекдоты при дамах».
Отдельно надо сказать о сюжетах пекинской оперы. Они в основном базируются на истории Китая. Значительные и незначительные события трансформируются в сюжеты. Причем к реальным событиям они могут иметь уже косвенное отношение. Забавны названия представлений: «Фаворитка Ян выпила чуть больше», «Прощание Сян Юй со своей фавориткой Юй Цзи». Вообще, личная жизнь императоров - частый сюжет представления, впрочем, как и военные сюжеты: «Взятие горы Вэйхушань», «Атака на полк Белый тигр», «Красный женский батальон», «Бои на равнине».
Интересно, что во время «Культурной революции» гонения на пекинскую оперу были ограничены. Хотя и этому виду искусства досталось от хунвебинов. Многие пьесы были запрещены к исполнению, разрешены же были только десять революционных опер, восхваляющих коммунистическую реальность.
На закуску хочу коротко пересказать сюжет спектакля пекинской оперы «Сказание о Му Квейинг, воительнице с нежным сердцем», привезенного тайваньским театром «Куо Куанг» в Москву в 2003 году. Вот он:
В отдаленном городе-крепости живет отчаянная воительница Му Квей-Инг, которая руководит войском, состоящим из хорошо подготовленных бандитов. В это время династия Сун ведет войну против северных варваров. Сын сунского Главнокомандующего по собственной дури и с некоторой помощью интригующих против него генералов вместо того чтобы разобраться с варварами, идет на штурм крепости, которой руководит Му Квей-Инг. Естественно, проигрывает сражение и попадает в плен. Возмущенный дурным поступком сына, отец штурмует город Му Квей-Инг, чтобы казнить великовозрастного балбеса за непослушание. Но не тут-то было. Балбес уже женат на воительнице, связываться с которой себе дороже. В чем тут же и убедился Главнокомандующий, встретившись с Му Квей-Инг на поле боя. Побежденному Главнокомандующему остается только смириться со свежеиспеченной невесткой, правда, получив ее войско в качестве бонуса. Ну а дальше, традиционное:
Гром победы, раздавайся,
Веселися, храбрый Китаец!
Северные варвары разбиты и бегут к себе в логово, Главнокомандующий в фаворе, всеобщее ликование.