Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Оптимизация оптимизма

EastRussia подводит итоги визита Дмитрия Медведева в Хабаровский край

Оптимизация оптимизма

Дальневосточным губернаторам в минувшую субботу была предоставлена редкая в нынешние времена возможность проговорить все проблемы вверенных им регионов с целой командой федеральных чиновников во главе с председателем правительства России Дмитрием Медведевым. Хабаровск стал первым городом в его пятидневном вояже по странам Азиатско-Тихоокеанского регионе. В списке столиц, где побывает премьер в ближайшую неделю – Ханой, Хошимин и Бангкок.

Время непростых решений

«Те трудности, с которыми сегодня сталкивается экономика, не должны помешать нашим планам по развитию Дальнего Востока», – сказал Дмитрий Медведев, открывая совещание в Хабаровске. «Для этих целей мы стараемся все более активно ориентироваться не только на наши внутренние возможности, но и на деловые связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона», – отметил премьер, подчеркивая значимость своей предстоящей поездки в дальневосточное зарубежье.

По его мнению, социально-экономическое положение регионов требует непростых решений. «Если вовремя не принимать решения, то, конечно, последствия экономических проблем могут быть более тяжелыми, более значительными», – отметил Медведев.

Глава правительства задал осторожно оптимистичный тон предстоящему разговору. «В нынешней ситуации выполнение этих задач требует дополнительной концентрации усилий и целого ряда непростых решений», – сказал он о предстоящем создании территорий опережающего развития, а о текущих показателях ДФО заметил, что «если говорить о цифрах, то они выглядят неплохо, но мы не должны обольщаться».

«Никто, кроме руководителей регионов, больше не знает ситуацию по тем территориям, где вы работаете, по системообразующим предприятиям, которые расположены на территориях ваших регионов, по ситуации на рынке труда», – сказал Медведев. «Понятно, что ситуация у всех разная. Некоторые проблемы типичны для Дальнего Востока, другие имеют локальную специфику», – отметил премьер.

С ростом на фоне спада

С докладом об устойчивом развитии экономики и социальной стабильности в регионах Дальневосточного федерального округа выступил министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка. Он отметил, что в целом экономика округа сохраняет стабильность. По его мнению, показательно в этом плане положение на рынке труда: официальная численность безработных по состоянию на 25 марта текущего года составляет 56 тыс. 726 человек, что на 6% ниже аналогичного показателя по прошлому году. При этом в банке вакансий органов службы занятости населения ДФО содержится более 127 тыс. вакансий, а перспективная потребность в трудовых ресурсах на 2015 год составляет почти 50 тыс. человек.

Во всех субъектах ДФО созданы региональные антикризисные комиссии и штабы во главе с губернаторами, приняты антикризисные планы, отслеживается ситуация в моногородах, ведется мониторинг по финансовой устойчивости 290 основных системообразующих предприятий. «В среднем регионы добились оптимизации на уровне 4,2%, что составляет 28,9 млрд рублей», – сказал Галушка, оценивая работу региональных администраций по секвестру расходов всех бюджетополучателей.

«Объективности ради следует отметить, что на Дальнем Востоке по целому ряду отраслей и предприятий текущая экономическая ситуация благоприятна для развития», – подчеркнул министр. По его словам, изменение курса рубля сформировало выгодную экономическую конъюнктуру для угольной отрасли, золотодобычи, алмазной промышленности, рыбного хозяйства, экспорта электроэнергии и других отраслей. Некоторые регионы зафиксировали рост въездного туризма из стран АТР – Японии, Китая, Южной Кореи.

Впрочем, Галушка озвучил и некоторые сложные вопросы, в решении которых, по его мнению, должно участвовать федеральное правительство. Это, в частности, рефинансирование бюджетной задолженности регионов, финансовое оздоровление основного производителя и поставщика электроэнергии и тепла на Дальнем Востоке – холдинга «РАО “ЭС Востока”», государственная поддержка и стимулирование развития отрасли жилищного строительства.

Плохие долги хороших компаний

На совещании было нехарактерно много — целых три! – губернаторов с приставкой «врио». Впрочем, временный характер исполнения губернаторских обязанностей не помешал им высказаться на общие и вечные темы. В числе прочего главы регионов подхватили тему задолженностей и возможностей рефинансирования, реструктиризации и даже санации. Если Галушка предложил реструктуризировать задолженность «РАО ЭС Востока», превышающую 80 млрд рублей, с помощью госбанков, чтобы в регионе не росли тарифы, то камчатский губернатор Владимир Илюхин высказал идею перевести в рубли крупный долларовый кредит убыточного ОАО «Геотерм». И почти все главы регионов вслед за главой Минвосторазвития говорили о необходимости расширения практики рефинансирования - замены коммерческих кредитов банков регионам более дешевыми бюджетными займами.

Долг «РАО «ЭС Востока» составляет 83 млрд рублей, его обслуживание в 2015 году обойдется в «18% в среднем» (то есть в 14,94 млрд рублей), подсчитал министр. А это, по его словам, «несет в себе прямые риски роста тарифов на электроэнергию». Согласно опубликованной в марте отчетности РАО «ЭС Востока» за 2014 год по МСФО, компания получила 2,181 млрд рублей чистого убытка. На конец прошлого года она имела долгосрочную задолженность на 64,4 млрд рублей (из них 23,36 млрд рубдей — перед материнской «РусГидро», 14,56 млрд рублей — перед Сбербанком, 7,53 млрд рублей — перед «Банком Москвы») и краткосрочную на 13,57 млрд рублей (в том числе 4,92 млрд рублей — ВТБ, 4 млрд рублей — «Росбанку», 2,83 млрд рублей — Сбербанку).

Дебиторская задолженность компании составляла 23,1 млрд рублей.

Чуть позже об энергетических долгах завел речь камчатский губернатор Владимир Илюхин. Он напомнил, что по соглашению о кредитовании местного ОАО «Геотерм» (99,645% компании принадлежит «РусГидро») расчет с Минфином производится в долларах, «притом что долг, вернее, кредит Европейскому банку реконструкции и развития уже выплачен». «Бюджетный кредит внутри страны необходимо перевести в национальную валюту по тому курсу, который был на момент принятия этого решения»,— заявил губернатор (в его презентации предлагалось сделать это по курсу 33,4 рубля за доллар). «Действительно, необходимо перейти на фиксацию долга в рублях в связи с тем, что это достаточно существенная нагрузка на всю экономику региона»,— поддержал предложение председатель правления «РусГидро» Евгений Дод.

100 млн долларов на строительство Мутновской ГеоЭС-1 ОАО «Геотерм» взяло у ЕБРР еще в 1998 году. Администрация Камчатки выступила поручителем, а обязательства по погашению займа перед ЕБРР выполнял Минфин. В сентябре 2005 года задолженность была реструктуризирована: долг с предоставлением рассрочки до 2035 года был переведен на бюджет региона, «Геотерм» по допсоглашению обязался выплачивать эти средства в камчатский бюджет в полном объеме. Но осенью прошлого года курс доллара опять резко вырос. По данным баланса за 2014 год по РСБУ, ОАО «Геотерм» при выручке 864,5 млн рублей показало по итогам года 2,069 млрд рублей чистого убытка, долгосрочные обязательства компании на конец прошлого года превысили 5,8 млрд рублей.

Еще об одном плохом долге рассказал губернатор Колымы: глава Магаданской области Владимир Печеный напомнил о «золотом» кредите, выделенном области в середине 1990-х области драгоценными металлами и камнями, отдавать который нужно в долларах. В 2013 году, когда регион оставался должен 30,1 млн долларов, в рублях это составляло 655,7 млн. К 2015-му долг в валюте уменьшился втрое — до 10 млн долларов, но из-за выросшего вдвое курса это все еще 619,8 млн рублей, и их предстоит отдать до конца года.

Газ и возможный отказ

Хабаровскому краю тоже пришлось столкнуться с проблемами, вызванными колебаниями и скачками валютных курсов — здесь вырос в цене газ с проекта «Сахалин-1», которого краю в год требуется почти 2,5 млрд куб. м. Губернатор региона Вячеслав Шпорт обратился к председателю правительства с просьбой поддержать позицию региона на переговорах с компанией Exxon Neftegas Ltd (оператор проекта «Сахалин-1»).

«Выпадающие доходы возникли у региона из-за привязки цены на газ к курсу доллара и йены. Там цена вопроса, наверное, где-то 3 млрд будет. Есть у нас предложения, как решить этот вопрос», – сказал Вячеслав Шпорт и назвал два способа решения ценовой проблемы: отказ от газа с «Сахалина-1» или урегулирование ценового вопроса с поставщиками газа на условиях края. «Пусть они дальше идут нам на уступку, чтобы мы дальше с ними работали. Есть реальные предложения у нас, которые мы внесли уже. Прошу поддержать, чтобы их рассмотрели быстрее, потому что это связано с тарифами для населения», - обратился Шпорт к Медведеву.

Между тем, возможности перейти на поставки природного газа от Газпрома у края пока нет, ранее они анонсировались на 2013 год, но этого не произошло, а первая очередь газотранспортной системы «Сила Сибири», строительство которой «Газпром» начал в сентябре 2014 года, будет готова лишь к концу 2017 года. К этому времени Хабаровский край сможет получать газ в пределах 4 млрд куб. м. в год.

В марте 2015 года краевые власти сообщили, что ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» и ОАО «Хабаровсккрайгаз» удалось договориться с Exxon о применении 30%-ого понижающего коэффициента к разнице между старой и новой ценами. Exxon Neftegas Ltd в октябре 2014 года рассчитал тариф, исходя из курса доллара в 37,1 рублей. В результате изменения курса рубля к доллару стоимость 1 тыс. куб. м газа выросла с 5,5 тыс. рублей до 8 тыс. рублей. По старым ценам ДГК и «Хабаровсккрайгаз» должны были заплатить за поставки порядка 7,5 млрд рублей.

Контракт на поставку газа Exxon Neftegas Ltd в Хабаровский край заключен на 2005-2025 годы. С 2005 года, по данным оператора, поставлено более 14 млрд кубометров газа. Также газ используется в энергосистемах Сахалинской области, Камчатского и Приморского краев. Проект «Сахалин-1» реализуется на основе соглашения о разделе продукции. Помимо Exxon, долями в нем владеют японская Sodeco (30%), а также «Роснефть» и индийская ONGC (по 20%). Exxon Neftegas ранее сообщала, что «твердо намерена выполнять свои обязательства, предусмотренные договорами продажи газа».

Перековать «Мечел» и санировать ТихВТБ

Глава Якутии Егор Борисов выступил против сокращения средств на проекты по федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». «Федеральные целевые программы сокращены на 10%, программа по Дальнему Востоку и Байкальскому региону - на 41%», – сказал Борисов агентству «Интерфакс-Дальний Восток».

Якутский губернатор отметил, что под сокращение попали новые объекты, которые были заложены в программе. «Снимать эти объекты считаю некорректным. Дальневосточная программа должна оставаться такой, какой она была принята», – подчеркнул глава региона. По его словам, из 18 млрд рублей, которые попали под сокращение, 10 млрд рублей приходится на проекты в Якутии и касаются строительства новых аэропортов в регионе.

Между тем, часть опасений Егора Борисова развеяла депутат Государственной думы Ирина Яровая, которая сообщили, что фракция «Единая Россия» в Госдуме предлагает при доработке поправок в федеральный бюджет восстановить объемы финансирования ФЦП развития Дальнего Востока до более 3,1 млрд рублей, а также выделить дополнительно 2,2 млрд рублей на поддержку предприятий лесопереработки региона. «Мы предлагаем ко второму чтению проекта поправок в бюджет вернуть в объем финансирования сумму 3 млрд 175 млн рублей», – сообщила парламентарий журналистам.

Егор Борисов надеется, что федеральное руководство окажет поддержку в вопросе реструктуризации долга компании «Мечел». «Для нас “Мечел” – это градообразующее предприятие, они владеют компанией “Якутуголь” на юге республики и Эльгинским месторождением. Я недавно встречался с руководителем “Мечела” Игорем Зюзиным, мы договорились, что будем содействовать решению проблем, прежде всего, с реструктуризацией долгов», - сказал Борисов. «”Мечел” сегодня имеет возможности восстановить свое производство, и конечно, нужно принимать конкретные меры для того, чтобы это производство уже налаживалось», – добавил он.

Вице-премьер, полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев по итогам совещания заявил журналистам, что поддерживать «Мечел», оказавшийся в трудном финансовом положении, за счет средств господдержки преждевременно, компания должна разобраться со своими долгами. «Когда предприятие находится с банками в состоянии, близком к судебным искам, включать его в перечень поддерживаемых за счет госбюджета абсолютно невозможно. Сначала они должны оздоровить ситуацию на предприятии»,– сказал Юрий Трутнев, напомнив, что «кредиторы предприятия настроены на его оздоровление».

А врио губернатора Сахалинской области Олег Кожемяко, напротив, просил упростить процедуры оформления кредитов для малого и среднего бизнеса, которые невозможно получить при подготовке к очередной лососевой путине. Кожемяко в своем выступлении предложил санировать Тихоокеанский Внешторгбанк, но сохранить при этом его филиальную сеть и вклады населения.

А мост и ныне там

Еще один врио, на этот раз губернатора Еврейской автономной области, Александр Левинталь рассказал премьеру о том, почему до сих пор не может начаться строительство первого и пока единственного моста через Амур в Китай. «Китайская сторона активно ведет строительства трансграничного железнодорожного мостового перехода через реку Амур в районе села Нижнеленинское, сейчас главное – запустить стройку с российской стороны. Проблема с запуском строительства возникла из-за смены фондов, которые осуществляют ее финансирование», – сказал Левинталь. «Сначала это был Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона, затем его сменил Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). Теперь им необходимо до конца согласовать схему финансирования и начать строительство», – уточнил он.

По словам Левинталя, на совещании он еще раз обратил внимания на необходимость скорейшего начала финансирования и строительства моста на территории Еврейской автономной области с контролем со стороны правительства РФ. «Области это позволит с одной стороны получить точку роста, а с другой — дать толчок целому ряду других, завязанных на мост проектов. Такого рода стройка – это мощнейший антикризисный проект: будут задействованы сотни людей, начнутся поступления в бюджет. Как только пойдет реализация основного проекта, тут же развернутся и другие — логистичекие, промпарка, сельскохозяйственные», – отметил временный глава региона. По его словам, премьер поддержал его предложение. Сам врио губернатора ЕАО в ближайший визит в Москву намерен провести переговоры с главой РФПИ Кириллом Дмитриевым.

Работы по строительству железнодорожного мостового перехода длиной 2,2 км через Амур в районе села Нижнеленинское в Еврейской автономной области с российской стороны и города Тунцзян с китайской стороны начались только на китайском берегу. Ранее объявлялось, что строительство на российской территории будет начато в октябре 2014 года.

Его инвестором в 2014 году стал Российско-китайский инвестиционный фонд, созданный Российским фондом прямых инвестиций и китайской инвестиционной корпорацией CIC. По предварительным оценкам, на строительство потребуется более 10 млрд рублей. Реализация проекта создаст более 3 тыс. новых рабочих мест.

Окончательная договоренность о строительстве мостового перехода между Россией и Китаем была достигнута в июне 2013 года на Санкт-Петербургском экономическом форуме между первым вице-премьером РФ Игорем Шуваловым и первым вице-премьером Госсовета КНР Чжан Гаоли, а первое соглашение о его сооружении было подписано в октябре 2008 года. На первом этапе реализации проекта пропускная способность мостового перехода составит 5,2 млн тонн в год, а на втором этапе - около 21 млн тонн грузов. Протяженность мостового перехода – 2,2 км, из них российская часть – 0,3 км. Мост в первую очередь необходим для экспортных поставок железорудного концентрата со строящегося Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината Расчетная производственная мощность ГОКа – 8,3 млн тонн концентрата в год. По первоначальным планам строительство моста предполагалось завершить в декабре 2016 года. На китайской территории объект присоединится к железнодорожной линии Сянъянчуань – Хаюйдао, а на российской – к Транссибу.