Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

"I feel like an Irkutsk, and only then - a cosmopolitan"

Entrepreneur Alexander Sobolev on charity and the role of hunger in creating his own business

Alexander Sobolev 38 years, and in business he has more than 20 of them. In Irkutsk and outside of Angara, Sobolev is known as the creator of the charity fund "Obereg", which gives shelter to people who find themselves in a difficult situation. For the project "Unsuccessful" Alexander told EastRussia why he does not think about moving to another city.

"I feel like an Irkutsk, and only then - a cosmopolitan"
Photo: Maria Chernova
PYOTERO ITS AND TENS OF CHUES
First of all, Alexander apologizes for having to start the interview in a car - there are five children in the Sobolev family: one must be taken away from school, the other taken for a birthday, the third to relatives, and so on. In the end, he used to do several things at the same time - to conduct a meeting with partners during walks, plan gadget trading and play with children.

- In charity, I can say, from the first class: they put me in one school with the students, I brought up all sorts of hooligans, pulled them up in different subjects. Rose in a small village in the north, where there were only two streets - Geological and Geophysical. He was born in Irkutsk, his parents simply left to "build communism" to the north. In the ninth grade he returned, entered the lyceum No.3, then to the State University, then again to the State University, he completed two post-graduate studies. I am an expert in the integrated management of administrative resources. IGU graduated from the Faculty of Social Sciences, was preparing to be a regional specialist, an official. Even worked in the second year in the government of the region. Two weeks. I realized that this was not mine at all. I am an entrepreneur to the core: I always look at how to organize everything so that it works effectively.

Now Alexander is an observer of the public council of the regional Ministry of Social Development, and he does not skimp on criticizing the work of officials.

"In the end, they could not stand it:" Once you understand everything better, you have a state contract on you. " There is such a presidential mandate - before 10% of all social services regions should be transferred to the hands of NGOs. The state contract is received by someone who offers to make the work cheaper. I was eventually allowed to do an Angarsk shelter in the village of Maysk. At that time in the center worked 37 and a half people, and they served 53 homeless people. After I went there, the employees became 16. They receive a salary more, plus benefits, products. And we already accept 78 people. If earlier the whole state allocated 16 million rubles to receive 156 homeless people, but now I accept 200 homeless people (in Angarsk and Irkutsk "Obereg") under this contract and spend only 8 million rubles from the treasury for this. The rest of the homeless are already for my money. And all benefits - I get help from the state budget, the state - saving.

The entrepreneur says that charity for him is the main direction, and not an attachment to business.

“The Ministry of Justice’s website has information: I spend half a million rubles out of my own money for the maintenance of the fund, and they are spent super-economically. Plus, those grants that the state allocates, but their share is still small: in the year before last, their volume amounted to 4% of all fund spending, in the past - already 14%. This year, if we are doing another grant, then the state money somewhere 40% of the costs of the fund will be closed.

Help Center "Obereg" for the Sobolev family began right in the hospital, where Alexander took his wife with the first child. Her neighbor in the ward was crying, but she refused her newborn son.

- Classics: the girl comes from the village, falls in love, becomes pregnant, the guy throws it. After 10 minutes, "Obereg" opened - we took her home. By the way, she quickly found a job, arranged a son in a nursery, rented a room. I know that she later received an apartment from the state, everything is in order. Young mummies in this regard are the most effective object for help - they are quickly organized in life independently, the main thing is to support them at a critical moment.

During the work we saved the state 3 billion 700 million rubles. These are the women who for 18 years have come to our center and as a result did not give the child to the orphanage. Now if a child gets into the orphanage, the state spends on him one 47 thousand a month. Then he builds in the vocational school, buys an apartment for him - a huge load on the budget. In our center we accept mum with difficulties in life, we lead, then we put it into practice when she finds work or a new family arranges. We directly showed us the names of officials - these are the children who did not get to you, - says the entrepreneur.

According to Alexander, homeless people, unlike mothers, are not thankful. He also helps them, free meals are organized for people, they can spend the night in the center. But the statistics for the whole time of work is that - only 10% of all come will find a job and eventually start a new life.

- In Angarsk, where homeless people are no longer a doss house, but a help center, statistics should be much better, but it is too early to say. There, after being washed-fed, we determine who is in the gerontological center, who is in the hospice, many have psychic diagnoses. On the street, few people will return.

IN THE CIRCLE
Alexander says that throughout the country there are centers like him, the whole order is 25. This year they won a presidential grant, but "not to eat, but to replicate developments throughout the country." Their experience will come from the centers of Novosibirsk, Krasnoyarsk, Tuva and Buryatia. For economic efficiency they are on the first place: 5 employees work for 80 residents. The entrepreneur admits that he did not think about the efficiency of the center, but it turned out that, for example, 1,7 million people leave Moscow a month, and only 14 people live. But there are incomprehensible bookkeepers, personnel officers ...

- In Irkutsk, I especially do not have anyone to talk about on charity. Undoubtedly, the Irkutsk patrons are a lot of positive characters, but when they give up super-expensive cars with a personal driver, and charity will not be translated as a piece, and most of the profits - then Respect. If you earn 10 million and transfer 50 thousand to charity - this is an excuse. Last year, I gave 85% of my income (it will be less) to charity, without pursuing any hidden goals. Not the size, but the percentage of earned value.

EARTH, LASERTAG AND MAGIC OF EDUCATION
- In "Obereg" now not only help young mothers, in general there are 12 directions. For example, I recruit 50 young people who want to do business, I teach them. No, business is not necessarily social, but all of them are obliged to work 10 hours in volunteers in "Obereg". Training is free or for a symbolic one thousand. I'm calling well-known practitioners who can earn money. And the result of our training is not some sort of protection, but their own business. Among our graduates there are already very successful: for example, Nikita Chen Yong Tai, who invented a robot that creates houses. He already has a steady contract with San Francisco, with the Moscow developer PIK is working. I think these people are changing the world.

On the way, we stop at one of Alexander's offices, and it turns out that he never had his own office or even a table.

- As soon as the business oppresses me, I immediately turn it off. Now purely commercial projects I have sixteen, in a variety of industries. Of the largest - "LaserPeople" (sports and entertainment complex with laser tag arena). This is the largest arena in the country, however, business is not the most profitable. "Invest38" - one of the oldest of my companies, is engaged in registration and sale of land. I buy large plots, I bring light, water, make the road, cut into small plots and sell. Now we are launching two large world projects. Here with the Frenchman do "Mozgobum" - developing posters for children. My son does not speak yet, and 50 countries of the world on this poster can show. This he still does not reach the others. "Brain" will go to France and Canada. We already sell in Russia, but not very well yet. There is demand, we must think over the price: three and a half thousand for a poster - this scares the Muscovites with cheapness, but many in the capital buy a VIP-sample for 5 thousand. Another direction is the school of scientific magic "Charlend": 12 animators who teach children in science in a playful form. We blow up, smoke, puff, explain.

Alexander recalls that for his life he realized 65 business projects, and somewhere up to 35, he was proud to say "I'm such a lucky guy, not a single failure." And after it began - many projects at the growth stage went into big minus.

- The first time it was difficult to immediately close, until the last beat. Here recently, again, a million hit: bought 3D-glasses with a backpack, a virtual reality attraction. It turned out to be too expensive equipment, and often it is chopped into chips: the boy puts on his glasses, with the zombies and vampires fights, turns and starts running into the wall. As a result, for 20 days decided to close the business, reformatted employees - now they write game programs for such equipment. Quest for a spaceship, for example. Abroad, it is ready to buy.

HUNGER AND EDUCATION
Irkutskian is sure that education is very important for the entrepreneur, but, perhaps, not in his classical understanding.

- I personally received a rather weak education, and even on the first year of the university I went to lectures to other universities: at the Siberian Philharmonic Society (East Siberian University), filfak, journalist, the lecturer listened to the lecture constantly.

The need for work was from a youth. Whatever they say, and the real need for money - the main motivation for a businessman. Here is my family - parents, I, a sister with a small nephew - in 90-e lived five in a two-room apartment. Parents-teachers received kopecks, communal payments were not paid for half a year, there was no money, they were having supper-one chicken leg for everyone and potatoes from the garden. And this motivates us most of all to earn money, - stresses Alexander.

During our meeting, he never stops paying attention to his son Alyosha: he answers his questions, and simultaneously tells his story.

- Then, when money appears, you are already entering into a rage. And the course of business depends more on personal qualities, professional experience. Now, to be honest, I can sometimes be lazy, but I have enough knowledge to make a competent management decision.

What qualities are important in business? I would place the ability to plan and achieve the goal in the first place. My children have a special book, where we write down their plans for a year. If he does not know how to read yet, we draw. I'm not a zombie planner, but where I go, I need to know. Is everything being fulfilled, what did you plan? No, in this respect it is not strong, but I will work, - the businessman is sure.

HOMELAND AND TRAVEL
Travel for Alexander - the most important part of his life. This is the only thing he is willing to spend big money for.

"Now I have a shirt for a thousand on me." I do not buy any luxury goods. I sometimes pamper my wife, but she is also quite inert towards this. But what, sometimes, is not enough - for travel. I constantly drive my children, but not so much as to lie down on the beach. We always go to museums, visit local people, meet with volunteers. Yes, we also welcome ourselves - here we now have a guy from France living in the family with whom we do Mozgobum.

The Irkutskian admits that seven years ago he could have long chewed on the topic of how important it is to be a patriot.

- Now I'm not that tolerant to this attitude, I'm patriotism in general harmful quality I think. I like Einstein's phrase about how people frighten people who march and shout "Long live the fatherland!" On different sides of the border, genuinely hating each other.

I have a lot of friends abroad - in France, Italy, America, Israel, Thailand, Cambodia ... Good people, whom I respect. Do I respect any of them more than any drunkard in the Irkutsk village? No, for me, all people on Earth are the same. I am a patriot of my planet.

For himself, Alexander decided that from Irkutsk is unlikely to move: it is more comfortable here, friends, native culture.

- If you ask who I am - first of all Irkutsk, the second - cosmopolitan. Irkutsk, the taiga, Baikal very much. This is directly mine. It breaks me if I do not lie on the grass. I took a walk around Baikal on foot, went around on a boat. But I tell my children, even small ones, that you will decide where you will live.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Ощущаю себя иркутянином, и только потом – космополитом»

Предприниматель Александр Соболев о благотворительности и роли голода в создании своего дела

Александу Соболеву 38 лет, и в бизнесе он уже больше 20 из них. В Иркутске и за пределами Приангарья Соболев известен как создатель благотворительного фонда «Оберег», дающего приют людям, оказавшимся в трудной ситуации. Для проекта «Неуехавшие» Александр рассказал EastRussia, почему не думает о переезде в другой город.

«Ощущаю себя иркутянином, и только потом – космополитом»
Фото: Мария Чернова
ПЯТЕРО СВОИХ И ДЕСЯТКИ ЧУЖИХ
Первым делом Александр извиняется за то, что провести начало интервью придется в машине – в семье Соболевых пятеро детей: одного надо забрать с занятий, другого отвезти на день рождения, третьего – к родственникам, и так далее. В итоге он привык делать несколько дел одновременно – вести совещание с партнерами во время прогулок, планировать торговлю гаджетами и играть с детьми.
 
– В благотворительности я, можно сказать, с первого класса: садили за одну парту с двоечниками, я воспитывал всяких хулиганов, подтягивал по разным предметам. Рос в маленьком поселке на севере, где было всего две улицы – Геологическая и Геофизическая. Родился в Иркутске, просто родители уезжали на север «строить коммунизм». В девятом классе вернулся, поступил в лицей №3, потом в госуниверситет, потом еще раз в госуниверситет, две аспирантуры закончил. Я специалист комплексного управления административными ресурсами. В ИГУ закончил факультет социальных наук, готовился быть регионоведом, чиновником. Даже поработал на втором курсе в правительстве области. Две недели. Понял, что это совсем не мое. Я предприниматель до мозга костей: всегда смотрю, как все организовать так, чтобы эффективно работало.
 
Сейчас Александр – наблюдатель общественного совета регионального минсоцразвития, и на критику работы чиновников не скупится.
 
– Они в итоге не выдержали: «Раз во всем лучше нас разбираешься – на тебе государственный контракт». Есть такое президентское поручение – до 10% всех социальных услуг регионы должны передать в руки НКО. Получает госконтракт тот, кто предложит сделать работу дешевле. Мне в итоге дали заняться ангарским приютом в поселке Майск. На то время в центре работало 37 с половиной человек, а обслуживали они 53 бомжей. После того, как я туда зашел, работников стало 16. Зарплату они получают больше, плюс пособия, продукты. А принимаем мы уже 78 человек. Если раньше на всю область государство выделяло 16 миллионов рублей на прием 156 бездомных, то сейчас в рамках этого контракта я принимаю 200 бомжей (в Ангарске и иркутском «Обереге») и трачу на это только 8 миллионов рублей из казны. Остальные бездомные – уже за мои деньги. И всем выгода – мне помощь из госбюджета, государству – экономия.
 
Предприниматель говорит, что благотворительность для него – основное направление, а не приложение к бизнесу.
 
– На сайте минюста есть информация: полмиллиона рублей каждый месяц из своих денег трачу на содержание фонда, и расходуются они у меня суперэкономно. Плюс те гранты, которые выделяет государство, но их доля пока невелика: в позапрошлый год их объем составил 4% от всех трат фонда, в прошлом – уже 14%. В этом году, если мы еще один грант делаем, то госденьги где-то 40% расходов фонда закроют.
 
Центр помощи «Оберег» для семьи Соболевых начался прямо в роддоме, откуда Александр забирал свою жену с первым ребенком. Ее соседка по палате плакала, но отказывалась от новорожденного сына.
 
– Классика: девушка приезжает из деревни, влюбляется, беременеет, парень ее бросает. Через 10 минут «Оберег» открылся – мы ее забрали к себе домой. Она, кстати, довольно быстро нашла работу, устроила сына в ясли, сняла комнату. Знаю, что она позже квартиру получила от государства, все у нее в порядке. Молодые мамочки в этом плане самый результативный объект для помощи – довольно быстро устраиваются в жизни самостоятельно, главное поддержать их в критический момент.
 
За время работы мы сэкономили государству 3 миллиарда 700 миллионов рублей. Это те женщины, которые за 18 лет пришли в наш центр и в результате не отдали ребенка в детский дом. Сейчас если ребенок попадает в детдом, государство тратит на него одного 47 тысяч в месяц. Потом еще пристраивает в ПТУ, покупает ему квартиру – огромная нагрузка на бюджет. В нашем центре мы принимаем маму с трудностями в жизни, ведем, потом выпускаем в жизнь, когда она работу находит или новую семью устраивает. Мы прямо пофамильно уже показывали чиновникам – вот дети, которые к вам не попали, – рассказывает предприниматель.  
 
По словам Александра, бездомные, в отличие от мамочек, публика неблагодатная. Он также им помогает, для людей организовано бесплатное питание, они могут переночевать в центре. Но статистика за все время работы такова – только 10% из всех пришедших найдут работу и в итоге начнут новую жизнь.
 
– В Ангарске, где для бездомных уже не ночлежка, а центр помощи, статистика должна быть на порядок лучше, но пока рано говорить. Там после того, как отмыли-накормили, мы определяем кого в геронтологический центр, кого – в хоспис, у многих обнаруживаются психические диагнозы. На улицу уже мало кто вернется.
 
В ТИРАЖ
Александр говорит, что по всей стране таких центров, как его, всего порядка 25. В этом году они выиграли президентский грант, но "не чтобы покушать, а для тиражирования наработок на всю страну". За опытом к ним приедут из центров Новосибирска, Красноярска, Тувы и Бурятии. По экономической эффективности они на первом месте: 5 сотрудников работает на 80 проживающих. Предприниматель признается, что не думал об эффективности центра, но оказалось, что, например, у коллег из Подмосковья 1,7 миллиона уходит в месяц, а живет всего 14 человек. Зато есть непонятные бухгалтера, кадровики…
 
– В Иркутске мне особо не с кем поговорить на тему благотворительности. Безусловно, иркутские меценаты в массе своей позитивные персонажи, но вот когда они откажутся от супердорогих авто с личным водителем, и на благотворительность будут переводить не кусочек, а большую часть прибыли – тогда респект. Если зарабатываешь 10 миллионов и на благотворительность переводишь 50 тысяч – это отмазка. В прошлом году я 85% своих доходов (в этом будет меньше) отдал на благотворительность, не преследуя никакие скрытые цели. Не размер, а процент от заработанного имеет значение.
 
ЗЕМЛЯ, ЛАЗЕРТАГ И МАГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
– В «Обереге» сейчас не только помощь молодым мамочкам оказываем, в общей сложности там 12 направлений. К примеру, набираю 50 молодых людей, желающих заняться бизнесом, обучаю их. Нет, бизнес необязательно социальный, но все они обязаны у меня в «Обереге» отработать 10 часов волонтерами. Обучение бесплатное или за символическую тысячу. Зову известных предпринимателей–практиков, которые умеют зарабатывать. И результат нашего обучения не какая-то защита, а их собственный бизнес. Среди наших выпускников уже есть очень успешные: например, Никита Чен Юн Тай, который придумал робота, создающего дома. У него уже устойчивый контракт с Сан-Франциско, с московским застройщиком «ПИК» работает. Считаю, именно такие люди меняют мир.


 
По дороге мы заезжаем в один из офисов Александра, и там выясняется, что у него никогда не было собственного кабинета или даже стола.
 
– Как только меня бизнес гнетет, я его сразу сворачиваю. Сейчас чисто коммерческих проектов у меня шестнадцать, в самых разных отраслях. Из самых крупных – «LaserPeople» (спортивно-развлекательный комплекс с лазертаг-ареной). Это самая большая арена в стране, правда, бизнес не самый доходный. «Invest38» – одна из старейших моих компаний, занимается оформлением и продажей земли. Я покупаю большие участки, подвожу свет, воду, делаю дорогу, режу на мелкие участки и продаю. Сейчас запускаем два больших мировых проекта. Вот с французом делаем «Мозгобум» – развивающие плакаты для детей. У меня сын еще не разговаривает, а 50 стран мира на этом плакате может показать. Это он еще до остальных не дотягивается. «Мозгобум» пойдет во Францию и Канаду. По России уже продаем, но пока не очень хорошо. Спрос есть, надо над ценой подумать: три с половиной тысячи за плакат – это москвичей пугает дешевизной, зато многие в столице покупают вип-образец за 5 тысяч. Другое направление – школа научной магии «Чарлэнд»: 12 аниматоров, которые обучают детей науке в игровой форме. Взрываем, дымим, пыхтим, объясняем.
 
Александр вспоминает, что за свою жизнь реализовал 65 бизнес-проектов, и где-то до 35-го всем с гордостью говорил «я такой удачливый парень, ни одного провала». А после началось – многие проекты на стадии роста уходили в большой минус.
 
– Первое время было трудно сразу закрывать, до последнего бился. Вот недавно опять на миллион попал: купил 3D-очки с рюкзаком, аттракцион виртуальной реальности. Оказалось, слишком дорогое оборудование, и часто его долбят в щепки: мальчик надевает очки, с зомби и вампирами дерется, поворачивается и начинает бежать в стену. В итоге за 20 дней приняли решение закрыть бизнес, переформатировали сотрудников – сейчас они пишут игровые программы для такого оборудования. Квест по космическому кораблю, например. За рубежом его уже готовы покупать.
 
ГОЛОД И ОБРАЗОВАНИЕ
Иркутянин уверен, что образование очень важно для предпринимателя, но, возможно, не в классическом его понимании.

– Я лично получил достаточно слабое образование, и еще на первом курсе университета специально ходил на лекции в другие вузы: на САФ (Сибирско-Американский факультет ИГУ. – EastRussia.), филфак, журфак, в нархозе постоянно лекции слушал.
 
Потребность в подработке была с юности. Что бы ни говорили, а реальная нужда в деньгах – основная мотивация для бизнесмена. Вот моя семья – родители, я, сестра с маленьким племянником – в 90-е жили впятером в двухкомнатной квартире. Родители-учителя получали копейки, коммунальные платежи по полгода не вносили, денег не было, ужинали – куриную ножку одну на всех и картошку с огорода. И это больше всего мотивирует заработать, – подчеркивает Александр.
 
За время нашей встречи он не перестает уделять внимание сыну Алеше: отвечает на его вопросы, и одновременно рассказывает свою историю.
 
– Потом, когда появляются деньги, уже входишь в раж. И ход бизнеса зависит больше от личных качеств, профессионального опыта. Вот я сейчас, если честно, уже могу иногда лениться, но знаний хватает для того, чтобы принять грамотное управленческое решение.
 
Какие качества важны в бизнесе? Я бы на первое место поставил умение планировать и достигать цели. У моих детей есть специальная книжка, куда мы записываем их планы на год. Если он читать еще не умеет – рисуем. Я не зомби-планировщик, но куда иду, должен знать. Все ли исполняется, что запланировал? Нет, в этом плане не силен, но буду работать, – уверен предприниматель.
 
РОДИНА И ПУТЕШЕСТВИЯ
Путешествия для Александра – важнейшая часть его жизни. Это единственное, на что он готов тратить большие деньги.
 
– Вот на мне сейчас рубашка за тысячу. Никаких предметов роскоши принципиально не покупаю. Жену иногда балую, но она к этому тоже довольно инертно относится. А вот на что, бывает, не хватает – на поездки. Детей своих постоянно вожу, но не так, чтобы на пляже полежать. Мы в музеи постоянно ходим, к местным жителям в гости, встречаемся с волонтерами. Да, сами тоже привечаем – вот у нас сейчас в семье живет парень из Франции, с которым мы «Мозгобум» делаем.
 
Иркутянин признается, что лет семь назад мог бы долго зажевывать тему, как важно быть патриотом.
 
– Сейчас я не то, чтобы толерантно к этому отношусь, я патриотизм вообще вредным качеством считаю. Нравится фраза Эйнштейна о том, как пугают люди, которые маршируют и кричат «Да здравствует отечество!» по разные стороны границы, искренне ненавидя друг друга.
 
У меня куча друзей за рубежом – во Франции, Италии, Америке, Израиле, Таиланде, Камбодже… Хорошие люди, которых я уважаю. Уважаю ли я кого-то из них больше, чем какого-нибудь пьяницу в иркутском селе? Нет, для меня все люди на Земле одинаковы. Я патриот своей планеты.
 
Для себя Александр решил, что из Иркутска уже вряд ли переедет: тут комфортнее, здесь друзья, родная культура.
 
– Если спросить, кто я – прежде всего иркутянин, второе – космополит. Иркутск, тайгу, Байкал очень люблю. Это прямо мое. Меня ломает, если я на травке не полежу. Я весь Байкал пешком обошел, на лодке объехал. Но детям своим, хоть и маленькие еще, говорю – сами решите, где жить будете.