Откроет ли Москва границу рыбакам?
23 декабря Государственная Дума страны приступит к рассмотрению законопроекта, который позволит рыболовецким судам пересекать российскую границу в уведомительном порядке. Документ на рассмотрение депутатов в конце сентября внесла председатель думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая.
«Законопроект направлен на защиту интересов рыбаков и исключение двойственного толкования правоприменительной практики, что позволит обеспечить экономические интересы и государства, и хозяйствующих субъектов. Наши рыбаки должны беспрепятственно пересекать границу и доставлять свой улов на берег, чтобы развивалась экономика территорий, чтобы не чинились искусственные препятствия. В регионах должны понимать, что наша погранслужба, безусловно, нацелена на защиту интересов территорий, интересов рыбаков», – подчеркнула депутат.
«Российские рыбопромысловые суда являются единственной категорией судов торгового мореплавания, осуществляющей пересечение государственной границы не в уведомительном порядке, а на основании разрешения, выдаваемого пограничными органами. При этом Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации суда, используемые для рыболовства, наряду с прочими отнесены к судам торгового мореплавания и не выделены в особую категорию. Таким образом, предусмотренный особый порядок пересечения государственной границы в отношении исключительно российских рыболовецких судов не только безосновательно ущемляет права рыбаков, но, в конечном итоге, приводит к значительным экономическим потерям и снижает показатели национальной экономической и продовольственной безопасности», – говорится в пояснительной записке к инициативе.
Этот документ – один из самых ожидаемых в отрасли. «Российским судам нужно как можно скорее разрешить пересечение границы в уведомительном порядке», – считает генеральный директор компании «Тымлатский рыбокомбинат» Александр Литвиненко. По его словам, в этом году одну из «дочек» рыбокомбината уже лишили права на пересечение госграницы сроком на один год за мелкое нарушение.
«Радист по ошибке поменял местами буквы в отчетной документации о пересечении границы. Из-за этого всю компанию вообще лишили права пересекать границу в течение года в рамках 560-го постановления Правительства РФ. 8–10 судов лишились возможности работать, – рассказывает представитель рыбокомбината. – Сейчас мы добываем гребешка в районе острова Онекотан по разрешению на пересечение границы другой компании. В противном случае мы просто потеряем квоты. Но получается, что, выходя из Северо-Курильска, мы даже не можем дойти до района промысла. Расстояние между островами больше 25 миль, и мы вынуждены в любом случае пересекать границу. За последние два месяца нам пришло уже 68 протоколов о нарушении порядка пересечения. Штраф за одно пересечение – от 300 до 800 тысяч рублей. Получается, мы заплатим более 40 миллионов».
Сейчас законопроект проходит общественное обсуждение. Свои предложения к документу общественные организации и органы власти могут направить в Думу до 15 декабря. Камчатские рыбаки тоже готовятся.
«11 декабря мы проведем заседание президиума, на котором сформулируем свои предложения, – говорит председатель Союза рыбопромышленников Камчатки Сергей Тимошенко. – Если принять в такой редакции, то не будут учтены интересы тех, кто занимается промышленным рыболовством и кто, к примеру, обслуживает флот в экономической зоне. Концепция закона ясна, он предполагает уведомительный порядок пересечения границы для рыболовецких судов. Но нужно уточнить некоторые детали». По словам Сергея Тимошенко, одним из главных предложений от камчатцев станет включение в инициативу норм, разрешающих промысловым судам транзитный проход через Первый Курильский пролив.
Напомним, что проход этим проливом (между мысом Лопатка и островом Парамушир) был закрыт для судов рыбопромыслового флота с закрытой госграницей в январе этого года. Теперь для перехода с восточного на западное побережье Камчатки и обратно флот вынужден идти Четвертым Курильским проливом. Дополнительные 200 миль – это сутки перехода и 3 миллиона рублей затрат для одного крупнотоннажного судна.
Проблема открытия Первого Курильского пролива – не менее острый, чем чрезмерный контроль и своеобразная трактовка законов со стороны пограничных органов. 1 января камчатский рыбопромысловый флот отправится в основную Охотоморскую минтаевую экспедицию, штрафы руководителям компаний вновь пойдут на миллионы. По данным Союза рыбопромышленников Камчатки, одно из крупнейших предприятий края «Океанрыбфлот» в этом году уже потеряло 240 млн рублей на Четвертом Курильском.
Свои предложения в Госдуму сейчас готовят и в Министерстве рыбного хозяйства края. С административными барьерами в отрасли в минрыбхозе пытаются бороться уже не первый год. «Мы надеемся на скорейшее принятие закона. Это экстренная мера для камчатских рыбаков, – говорит начальник отдела по рыболовству Владимир Давыдов. – В настоящее время у берегов Западной Камчатки идет активный промысел. В первые четыре месяца следующего года нашим предприятиям предстоит освоить основные объемы квот на минтая в Охотском море. Цена на рыбу, экономическая стабильность компаний, налоговые отчисления и в целом ситуация в рыбном хозяйстве будут зависеть от того, удастся ли снять излишнее административное давление на рыбаков со стороны контролирующих органов, разрешить законодательные проблемы».
Фото с сайта http://orf2012.ru/
Елена Рыбакова