Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Special leading zones of territories

How not to get confused in the principles of state policy for the development of the regional economy

Special leading zones of territories
Special project TORA and Free Port

Since the beginning of February, at the federal level, the discussion of the prospects for the creation of territories for advanced development in the east of the country (more precisely, in the Far East and Eastern Siberia) was again intensified. What will be the territories of advanced development (TOP) and what results will they be able to provide?

Clear answers to these questions yet. From the List of instructions of the President of the Russian Federation on the implementation of the Address to the Federal Assembly (this list was signed 27 December last year) it follows that in the territories of advanced development investors should receive support in three directions:

- tax breaks should be established - 5-summer vacation on corporate income tax, mineral extraction tax, excluding oil and gas, land tax, corporate property tax, as well as reduced rates of mandatory payments of insurance premiums for newly created enterprises;

- a number of issues related to the reduction of administrative barriers should be resolved - the procedure for obtaining construction permits, the procedure for connecting to the electricity networks and the procedure for passing customs procedures are simplified;

- the necessary infrastructure must be created.

It is also known that the territories of advanced development will be regulated by a separate federal law, which was prepared by the Ministry of Economic Development of Russia and which is currently being coordinated in federal ministries.

What in these proposals is positive, but what is alarming?

In our opinion, it is positive that we are talking about the combination of all the main directions of state support for investors (and not only separately on tax breaks or separately on the development of infrastructure). If you look at the survey of entrepreneurs on the investment climate of Russian regions and the country as a whole, then, in fact, administrative barriers and lack of infrastructure are often mentioned as such problems. And tax incentives are a completely understandable way to further increase the investment attractiveness of the eastern regions, reducing investor payments. The positive experience already existing in Russia of attracting investors and federal authorities (in the industrial-production SEZ), and regional authorities (for example, often mentioned recently in the Kaluga region) shows the same. The success of attracting investors is based on the same "three pillars": financial support for investors, infrastructure equipped with land, reducing administrative barriers.

There are still many more questions on advanced development areas.

The first is why it is necessary to return to the issue of granting tax benefits to investors in the eastern regions of the country literally in a few months after the already adopted decision on tax benefits, which should have been earned only since 1 January of this year and it is too early to estimate. This is not only the extension of the law to the Krasnoyarsk Territory and Khakassia, but also the expansion of tax benefits, and the experience of neighboring countries in setting the tax burden on investors has long been known. Only one thing proves a logical explanation - regional and municipal authorities have not shown much activity in supplementing federal benefits with privileges on regional property and local land taxes, and now the federal authorities want to guarantee these benefits in federal legislation.

The second is how quickly a concrete decision will be made on the territories of advanced development and how quickly it will really work.

Most likely, not earlier than 2015 of the year. For example, the instruction of the President of the Russian Federation states that the criteria for assigning individual territories of constituent entities of the Russian Federation in the east of the country to priority development areas and the list of such territories should be determined by July 2014. Amendments to the legislation related to the implementation of these measures to support investors - by November. The current level of interest of the federal authorities to the development of the Far East and Eastern Siberia does not give reason to doubt that the idea of ​​advanced development territories will not be realized. Nevertheless, it is worth remembering that the idea is generally not new. If we open the so-called Strategy-2020 four years ago (more precisely, the Concept of the long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020 year, approved by the federal government in November 2008 of the year), then we will see the text of the advanced development zones in the regions. Such zones were also sought when developing strategies for the socioeconomic development of federal districts, including The Far East and the Baikal region until 2025 (approved by government decree in December 2009). In this strategy, you can look at the very specific areas of territorial development identified by the subjects of the Federation. True, the status of these zones remained incomprehensible.

The third question is whether it is necessary at all to prepare a separate law on the territories of advanced development in the east of the country, if there is already a law on special economic zones. In addition, in Russia there is the law 2011 year number 392-FZ "On zones of territorial development in the Russian Federation ...", which for more than two years, it seems, did not work. Moreover, the zone of territorial development is nothing less than "a part of the territory of the subject of the Russian Federation where state support measures are provided to residents of the territorial development zone to accelerate the socioeconomic development of the constituent entity of the Russian Federation by creating favorable conditions for attracting investments in its economy." This law naturally spreads to the eastern regions of the country.

And in Russia there are technology parks in the field of high technologies, the federal program for the creation of which (more precisely, its first version) appeared in March 2006. It is still valid and has not lost its relevance of the federal law 1999 of the Russian Science City. Without going into details, these are all territories where special measures of federal support are provided for their development. The principal difference between special economic zones is that the federal legislation explicitly stipulates tax privileges for investors, budget investments in infrastructure development, management features, and some measures to reduce administrative barriers. And all this is somehow implemented in practice. All other solutions, especially in areas of territorial development, turned out to be either not so well developed, or do not imply a comprehensive solution to the problems of investors.



It is possible that the special economic zones are not as effective as one would like (officials of the Ministry of Finance of Russia expressed their opinion on the insufficient effectiveness of the SEZ). But this is the best tool of investment policy for today, connected with the support of investors in specially designated territories. So is it worth reinventing another copy of the SEZ, perhaps again not the best? Maybe it's better to improve what still works somehow, having understood the shortcomings and problems? It should be recalled that the legislation on SEZ does not exclude the possibility of introducing different taxation conditions for SEZs in different regions (there is already a precedent for larger tax benefits in the tourist cluster called in the North Caucasus compared to other tourist-recreational SEZs).

So, it seems to us, it would be wiser to first understand why it was not possible to create special economic zones in the eastern regions of the country (or try to create them there), but only then to talk about the need for a new federal law. Indeed, to date, on the basis of the federal law on SEZ in the Far Eastern and East Siberian regions, not one industrial-production or technology-innovative zone has been established. The reason for this is that initially it was decided to create SEZs where there are the best conditions for their development. It is clear that the eastern regions lost in the competition for the right to create SEZs to the western regions of the country (the only exception is the technical and innovative SEZ in Tomsk, but it's still Western Siberia, not the East). We lost because of well-known problems: there are no large sales markets, there are problems with the infrastructure, etc. But since the state is tasked with raising the Far East and Eastern Siberia, there are no formal obstacles to the creation of the SEZ in these regions.

Prospects for development, of course, exist in all the regions of the Federation, although, of course, in different eastern regions there are different objective factors of investment attractiveness. The greatest potential for creating industrial-industrial and technical-innovative SEZs in the Far East is in the Primorsky and Khabarovsk territories, which have the most successful economic and geographical position (relatively southern and coastal), increased by the standards of the eastern regions, and relatively large cities. It is not by chance that at the beginning of the 1990s, when a free economic zone was created in Nakhodka, it was planned to implement a number of investment projects, including joint projects with foreign investors. Another thing is that the Russian side very quickly stopped the development of the free economic zone, and the main part of the plans was not implemented.

Already, the authorities of different regions are voicing proposals on the territories of priority development. For example, in the Khabarovsk Territory, proposals for 24 sites were prepared, in the Primorye Territory - for 12, in the Sakhalin region - for 5, etc.

However, it is unlikely that all requests for federal budget investments in infrastructure will be satisfied at once, and without these investments, the creation of TOR is meaningless. Therefore, it is obvious that the federal authorities will face a very difficult task of selecting priority development areas for support. And it is very important that this selection passes on the basis of a thorough and competent assessment of the prospects for the development of each TOR, without any pressure from political factors. In this regard, it is appropriate to recall the Investment Fund of the Russian Federation, which was actually created for federal financing of infrastructure in the framework of large investment projects of individual companies. In the end, the selection of projects for financing from the Investment Fund ceased, since it became clear that it was not possible to carry out a qualitative selection of projects. Now, analogs of the Investfund projects are offered as potential TOR, for example, in the Trans-Baikal and Krasnoyarsk Territories (in Krasnokamensk for projects of ARMZ Uranium Holding and in Taimyr for projects of Norilsk Nickel).

In conclusion, we will raise another difficult issue related to the creation of territories for advanced development and, in general, economic growth in the eastern regions of the country - this is the question of attracting labor resources to the region. The federal authorities speak about this problem, including the idea of ​​attracting released workers from single-industry towns. However, we must remember that economic growth in the Russian regions has, alas, the reverse side of the coin-the rapid growth of house prices, and, in general, the discrepancy between the wages of the majority of citizens and the prevailing level of housing prices. It is clear that this problem is well known to the federal authorities, but only while the boom of housing construction is not visible.

Thus, there are still more questions on the territories of advanced development in the Far East than answers. I would like to hope that in the end, the federal authorities will take the best possible and really workable solution.

August 6: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Особые опережающие зоны территорий

Как не запутаться в принципах госполитики по развитию региональной экономики

Особые опережающие зоны территорий

С начала февраля на федеральном уровне вновь активизировалось обсуждение перспектив создания территорий опережающего развития на востоке страны (точнее, на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири). Что будут представлять собой территории опережающего развития (ТОР) и какие результаты они смогут дать?

Ясных ответов на эти вопросы пока нет. Из Перечня поручений Президента РФ по реализации Послания Федеральному Собранию (этот перечень был подписан еще 27 декабря прошедшего года) следует, что на территориях опережающего развития инвесторы должны получить поддержку по трем направлениям:

– должны быть установлены налоговые льготы – 5-летние каникулы по налогу на прибыль организаций, налогу на добычу полезных ископаемых за исключением нефти и газа, земельному налогу, налогу на имущество организаций, а также пониженные ставки обязательных платежей по страховым взносам для вновь создаваемых предприятий;

– должен быть решен ряд вопросов, связанных со снижением административных барьеров – упрощены порядок получения разрешений на строительство, порядок подключения к электросетям и порядок прохождения таможенных процедур;

– должна быть создана необходимая инфраструктура.

Известно также, что территории опережающего развития будут регулироваться отдельным федеральным законом, который подготовил Минвостокразвития России и который в настоящее время находится на стадии согласования в федеральных министерствах.

Что в этих предложениях позитивного, а что настораживает?

Позитивно, на наш взгляд, то, что речь идет о сочетании сразу всех основных направлений государственной поддержки инвесторов (а не только отдельно о налоговых льготах или отдельно о развитии инфраструктуры). Если посмотреть на опросы предпринимателей по проблемам инвестиционного климата российских регионов и страны в целом, то в качестве таких проблем, действительно, чаще всего озвучиваются административные барьеры и нехватка инфраструктуры. А налоговые льготы – это вполне понятный способ дополнительно повысить инвестиционную привлекательность восточных регионов, снизив платежи инвесторов. Уже существующий в России позитивный опыт привлечения инвесторов и федеральными властями (в промышленно-производственные ОЭЗ), и региональными властями (например, часто упоминаемой в последнее время Калужской области) свидетельствует о том же. Успехи привлечения инвесторов базируются на тех же «трех китах»: финансовая поддержка инвесторов, оснащенные инфраструктурой земельные участки, снижение административных барьеров.

Вопросов же по территориям опережающего развития пока гораздо больше.

Первый – почему к вопросу о предоставлении налоговых льгот инвесторам в восточных регионах страны приходится возвращаться буквально через считанные месяцы после уже принятого решения о налоговых льготах, которое должно было заработать только с 1 января этого года и оценивать которое еще рано. Речь ведь в рамках новых федеральных инициатив идет не только о распространении закона на Красноярский край и Хакасию, но и о расширении налоговых льгот, а опыт соседних стран по установлению налоговой нагрузки на инвесторов давно известен. Логичное объяснение напрашивается пока только одно – региональные и муниципальные власти не проявили большой активности в дополнении федеральных льгот льготами по региональному имущественному и местному земельному налогам, и теперь федеральные власти хотят гарантировать эти льготы в федеральном законодательстве.

Второй – как быстро будет принято конкретное решение по территориям опережающего развития и как быстро оно реально заработает.

Скорее всего, не раньше 2015 года. Например, в поручении Президента РФ говорится о том, что критерии отнесения отдельных территорий субъектов РФ на востоке страны к территориям опережающего развития и перечень таких территорий должны быть определены к июлю 2014 года. Внесение в законодательство изменений, связанных с реализацией названных мер поддержки инвесторов, – к ноябрю. Нынешний уровень интереса федеральных властей к развитию Дальнего Востока и Восточной Сибири не дает поводов сомневаться в том, что идея территорий опережающего развития не будет воплощена в жизнь. Тем не менее стоит вспомнить, что идея вообще-то не нова. Если открыть так называемую Стратегию-2020 четырехлетней давности (точнее – Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную федеральным правительством в ноябре 2008 года), то в ней мы увидим текст про зоны опережающего развития в регионах. Такие зоны искали и при разработке стратегий социально-экономического развития федеральных округов, в т.ч. Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года (утверждена правительственным распоряжением в декабре 2009 года). В этой стратегии можно посмотреть на выделенные по субъектам Федерации вполне конкретные зоны территориального развития. Правда, статус этих зон так и остался непонятным.

Третий вопрос – а надо ли вообще готовить отдельный закон о территориях опережающего развития на востоке страны, если уже есть закон об особых экономических зонах. К тому же в России существует закон 2011 года № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации...», который за два с лишним года, похоже, так и не заработал. Причем зона территориального развития – это ни много ни мало «часть территории субъекта Российской Федерации, на которой в целях ускорения социально-экономического развития субъекта Российской Федерации путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику резидентам зоны территориального развития предоставляются меры государственной поддержки». На восточные регионы страны этот закон, естественно, распространяется.

А еще в России есть технопарки в сфере высоких технологий, федеральная программа создания которых (точнее, первая ее версия) появилась в марте 2006 года. До сих пор действует и не утратил своей актуальности федеральный закон 1999 года о российских наукоградах. Не вдаваясь в детали, всё это территории, где предусматриваются особые меры федеральной поддержки их развития. Принципиальное же отличие особых экономических зон в том, что в федеральном законодательстве о них достаточно четко оговариваются и налоговые льготы инвесторам, и бюджетные вложения в развитие инфраструктуры, и особенности управления, и некоторые меры по снижению административных барьеров. И все это так или иначе реализовано на практике. Все другие решения, особенно по зонам территориального развития, оказались либо не столь хорошо проработанными, либо не подразумевающими комплексного решения проблем инвесторов.

Вполне возможно, что особые экономические зоны не столь эффективны, как хотелось бы (чиновники Минфина России высказывали мнение о недостаточной эффективности ОЭЗ). Но это лучший на сегодняшний день инструмент инвестиционной политики, связанный с поддержкой инвесторов на специально выделенных территориях. Так стоит ли изобретать еще одну копию ОЭЗ, возможно, опять не самую лучшую? Может быть, лучше усовершенствовать то, что все-таки как-то работает, разобравшись с недостатками и проблемами? При этом стоит напомнить, что законодательство по ОЭЗ отнюдь не исключает возможность введения разных условий налогообложения для ОЭЗ в разных регионах (уже есть прецедент более масштабных налоговых льгот в называемом туристическом кластере на Северном Кавказе по сравнению с другими туристско-рекреационными ОЭЗ).

Итак, как нам представляется, было бы разумнее сначала разобраться с тем, почему не получилось создать в восточных регионах страны особые экономические зоны (или попытаться их там создать), а только потом говорить о необходимости нового федерального закона. Ведь на сегодняшний день на основе федерального закона об ОЭЗ в дальневосточных и восточносибирских регионах не создано ни одной промышленно-производственной или технико-внедренческой зоны. Причина этого в том, что изначально было принято решение создавать ОЭЗ там, где есть наилучшие условия для их развития. Понятно, что восточные регионы проиграли в конкурентной борьбе за право создания ОЭЗ западным регионам страны (единственное исключение – технико-внедренческая ОЭЗ в Томске, но это все равно Западная Сибирь, а не Восточная). Проиграли из-за хорошо известных всем проблем: нет емких рынков сбыта, есть проблемы с инфраструктурой и т.д. Но коль скоро государством ставится задача подъема Дальнего Востока и Восточной Сибири, формальных препятствий для создания ОЭЗ именно в этих регионах нет.

Перспективы развития, безусловно, есть во всех субъектах Федерации, хотя, конечно, в разных восточных регионах разные объективные факторы инвестиционной привлекательности. Наибольший потенциал для создания промышленно-производственных и технико-внедренческих ОЭЗ на Дальнем Востоке – в Приморском и Хабаровском краях, имеющих самое удачное экономико-географическое положение (относительно южное и приморское), повышенную по меркам восточных регионов плотность населения, относительно крупные города. Не случайно, что в начале 1990-х годов, когда в Находке была создана свободная экономическая зона, планировалась реализация целого ряда инвестиционных проектов, в том числе совместных с иностранными инвесторами. Другое дело, что развитие свободной экономической зоны российская сторона очень быстро прекратила, и основная часть планов реализована не была.

Уже сейчас властями разных регионов озвучиваются предложения по территориям опережающего развития. Так, например, в Хабаровском крае подготовлены предложения по 24 площадкам, в Приморском крае­ – по 12, в Сахалинской области – по 5 и т.д. 

Однако вряд ли получится удовлетворить сразу все запросы на федеральные бюджетные вложения в инфраструктуру, а без этих вложений создание ТОР бессмысленно. Поэтому очевидно, что перед федеральными властями встанет очень непростая задача отбора территорий опережающего развития для поддержки. И очень важно, чтобы этот отбор прошел на основе тщательной и грамотной оценки перспектив развития каждой ТОР, без какого-либо давления политических факторов. В этой связи уместно вспомнить еще и про Инвестиционный фонд РФ, который фактически был создан для федерального финансирования инфраструктуры в рамках крупных инвестиционных проектов отдельных компаний. В конечном итоге отбор проектов для финансирования из Инвестфонда прекратился, поскольку стало ясно, что проводить качественный отбор проектов не получается. Сейчас же аналоги проектов Инвестфонда предлагаются в качестве потенциальных ТОР, например, в Забайкальском и Красноярском краях (в Краснокаменске под проекты Уранового холдинга «АРМЗ» и на Таймыре под проекты «Норильского никеля»).

В завершение поднимем еще один непростой вопрос, связанный с созданием территорий опережающего развития и в целом с экономическим ростом в восточных регионах страны – это вопрос привлечения в регион трудовых ресурсов. Федеральные власти об этой проблеме говорят, была в том числе озвучена идея привлечения высвобождающихся работников из моногородов. Однако надо помнить, что у экономического роста в российских регионах есть, увы, обратная сторона медали – быстрый рост цен на жилье, да и в целом несоответствие зарплаты большей части граждан и сложившегося уровня цен на жилье. Понятно, что и эта проблема федеральным властям хорошо известна, то только пока бум жилищного строительства не просматривается.

Таким образом, вопросов по территориям опережающего развития на Дальнем Востоке пока больше, чем ответов. Хочется надеяться, что в конечном итоге федеральные власти примут наилучшее из возможных и реально работоспособное решение.