Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Остаться на плаву

Насколько тяжело придется судостроителям Хабаровского края без господдержки?

Минфин России отказался предусматривать в бюджете на будущий год деньги на докапитализацию Амурского и Хабаровского судостроительных заводов. Без господдержки предприятия не смогут работать, поэтому власти Хабаровского края продолжат переговоры с федеральными ведомствами о выделении 8,6 млрд рублей для заводов. Даже в случае загрузки предприятий заказами со стороны рыболовецких компаний, отсутствие докапитализации будет отягощать финансовое положение судостроителей.

Остаться на плаву
Фото: khabkrai.ru

Долги под килем

Информация о том, что при формировании закона о бюджете Минфин отклонил предложение Минпромторга докапитализировать верфи Хабаровского края, прозвучала 7 октября на межведомственном совещании в Госдуме по вопросам развития судостроительной промышленности. На Хабаровском судостроительном заводе (ХСЗ) воздержались от комментариев по данному поводу, уточнив, что вопросами докапитализации занимались вышестоящие организации. Амурский судостроительный завод (АСЗ) на запрос EastRussia не ответил.

Региональные власти с позицией Минфина не согласны и намерены добиваться адресной поддержки предприятий.

«Сергей Иванович (губернатор Фургал – прим. ред.) подписал документ на имя главы Минфина России Силуанова с просьбой еще раз рассмотреть вопрос в министерстве. Будем дальше работать в этом направлении», – рассказал министр промышленности Хабаровского края Сергей Денисенко.

Он уточнил что, нет окончательного решения по заводам со стороны Минпромторга, Минобороны и вице-премьера РФ по вопросам оборонно-промышленного комплекса Юрия Борисова. Всем им краевые власти направляли обращения о выделении помощи для докапитализации.

В октябре-ноябре губернатор и министр транспорта Хабаровского края планируют несколько поездок в Москву, в ходе которых с руководством федеральных ведомств должны состояться встречи по судьбе судостроительных заводов.

«Будем стоять на своем, чтобы докапитализация до конца года или в следующем обязательно произошла», – подчеркнул Сергей Денисенко.

По его словам, это в первую очередь позволит снизить долговую нагрузку предприятий.

«Взять Амурский судостроительный завод, у которого свыше десяти млрд рублей долга. Это большое обременение, они в год платят более 1,2 млрд рублей по процентам банкам. Та же ситуация с Хабаровским судостроительным заводом. Если снять обременения и, чем мы занимаемся, увеличить загрузку, предприятия смогут более-менее стабильно работать», – резюмировал министр.


Поймать краба

В последнее время АСЗ и ХСЗ рассматривают в качестве серьезных площадок для выполнения заказов со стороны рыболовецких компаний Дальнего Востока. В рамках программы предоставления квот на инвестиционные цели к концу 2025 года на российских верфях должны построить 43 рыбопромысловых судна, в том числе 18 – для дальневосточников. Это преимущественно крупнотоннажный флот. Суммарный объем частных инвестиций превысит 166 млрд рублей. Все 43 судна законтрактованы, проинформировала пресс-служба Росрыболовства, строительство 25 из них уже идет на заводах в европейской части России, закладка остальных произойдет до 2022 года.

При этом в ведомстве видят возможности дальнейшей реализации механизма инвестиционных квот. Так, не до конца распределенными остаются доли на донно-пищевые виды рыб в Дальневосточном бассейне. Для повышения интереса инвесторов к этим объектам в начале сентября правительство России приняло разработанные Минсельхозом и Росрыболовством поправки в нормативную базу, предполагающие увеличение размера квот добычи донно-пищевых видов рыб. За счет этого может быть построено дополнительно 12 судов.

Также прорабатываются меры господдержки строительства мало- и среднетоннажных судов по тем объектам, которые не вошли в программу инвестквот, на что вполне могут претендовать судостроители Хабаровского края. Этот инструмент предусматривает компенсацию до 30% стоимости строительства рыбопромыслового судна на российских верфях. Сейчас соответствующий проект постановления проходит межведомственное согласование. Данная программа могут дополнить проектами по строительству судов для специализированного промысла отдельных видов рыб на Дальнем Востоке, например, сардины иваси.



Много сегодня говорится и об обновлении краболовного флота. По предварительным расчетам, для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна должно быть построено 31 судно-краболов.

«Мы должны найти механизмы поддержки для того, чтобы большая часть этого заказа пришла именно сюда, на Дальний Восток, чтобы заказчикам было выгодно работать с дальневосточными верфями. Такой механизм должен определить Минпромторг России совместно с Минвостокразвития», – говорил на недавнем совещании в Хабаровске с участием руководителей дальневосточных верфей вице-премьер – полпред президента в ДФО Юрий Трутнев.

По данным правительства Хабаровского края, ХСЗ и АСЗ подтверждают возможность по строительству 14 судов для добычи краба. Заводы готовы обеспечить выполнение данного заказа в течение пяти лет.


Сойтись интересами

«Мы возлагаем большие надежды по поводу краболов и других промысловых судов», – рассказал EastRussia начальник отдела маркетинга и внешнеэкономической деятельности АО «Хабаровский судостроительный завод» Константин Яуров.

Он уточнил, что сегодня завод достаточно плотно работает с рыбаками, хотя предприятие не прекращало эти контакты – в перечне выпускаемой судостроителями продукции, в частности, значится средний морозильный траулер проекта 05025.

«К нам идут запросы, мы встречаемся с потенциальными заказчиками. Как и любой производитель, надеемся, что покупатель будет. Для этого мы все предоставляем: у завода есть мощности, опыт, адекватная среднероссийская цена», – заверил Константин Яуров.

Вместе с тем, признал он, несмотря на предпринимаемые государством меры стимулирования рыбаков для строительства судов на отечественных верфях, данный процесс продвигается нелегко.

«Порой считают, что заграничное лучше российского, при этом совершенно не знают, что делается в России», – говорит представитель завода.

В министерстве промышленности Хабаровского края также рассчитывают на размещение в регионе заказов краболовов.

«Естественно, идет торг между судостроителями и рыбаками, – рассказывает Сергей Денисенко. – Рыбаки хотят подешевле, судостроители (нельзя сказать, что они хотят большую маржу) закладывают 5-6% рентабельности, как принято».

Поэтому рассматриваются различные виды поддержки промысловиков и верфей. Среди них – предоставление льготного финансирования со стороны Фонда развития Дальнего Востока на развитие инфраструктуры, получение налоговых льгот для создания новых мощностей в рамках режимов территорий опережающего развития и свободного порта. 

Кроме того, на рассмотрение в правительство России направлен проект по поддержке отечественного машиностроения, включая судостроительную отрасль. Он предполагает законодательную возможность включения расходов на модернизацию основных средств, подготовку кадров, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5 для расчета подлежащей к уплате суммы налога на прибыль.

«Мое мнение, опыт сегодняшнего судостроения Китая и опыт строительства Америки по рыболовецким судам говорит о том, что без вмешательства государства эти вопросы (развития гражданского флота и судостроительных мощностей – прим. ред.) положительно не решаются», – считает Константин Яуров.