Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Остров Русский как еще один конвейер

Дальнему Востоку предписано опережающее образование — для начала на острове Русском

Сразу после утверждения правительством России концепции развития острова Русский (Приморский край) отвечавшее за подготовку документа Минвостокразвития собрало представителей науки, бизнеса и власти для анализа предложений о том, как реформировать систему образования. Конечная цель проста: обеспечить потребностей Дальнего Востока в кадрах. EastRussia изучило концепцию, по которой собираются развивать остров Русский.

Остров Русский как еще один конвейер
Фото: saiko3p / Shutterstock.com
НУЖЕН ЕЩЕ ОДИН КОНВЕЙЕР
Открывая в минувший вторник заседание общественного совета при Минвостокразвития в Хабаровске, министр Александр Галушка объяснил, что мероприятие проводится с вполне конкретной целью. Собравшимся предложили обсудить меры по реформированию системы образования в России, которые способствовали бы реализации пока что как минимум одной, но зато вполне конкретной дальневосточной истории: созданию «экосистемы, которая позволяла бы выстроить конвейер стартапов на острове Русский».

«Это, конечно, частности,— уточнил глава ведомства.— Если говорить о более серьезных вещах, мы констатируем слабые связи системы образования с потребностями экономического развития. Дальний Восток сейчас выступает полигоном отработки новых методов государственного управления, некоторые принятые законы меняют систему кардинально, и это работает. И жизнь нас подталкивает и к системе образования, этим нужно заниматься».

30 мая правительство РФ своим распоряжением №1134-р утвердило концепцию развития острова Русского, которую Минвостокразвития по поручению президента Владимира Путина готовило с осени прошлого года. Цель развития уникальной территории обозначена четко: остров должен превратиться в «международный научно-образовательный и технологический кластер». Владимир Путин сформулировал ее так: «Мы намерены сформировать здесь систему поддержки стартапов, включая венчурное финансирование. Организовать сеть лабораторий для современных научных исследований, создавать современную бизнес-инфраструктуру, включая деловые и выставочные центры».

Несколько фраз президента, сказанные на втором Восточном экономическом форуме, за эти месяцы превратились в 23-страничный документ. Авторы концепции считают, что меры по развитию острова Русского должны быть реализованы поэтапно: горизонт планирования первого этапа простирается до 2022 года, второго — еще на пять лет.


СНАЧАЛА, КАК ОБЫЧНО, ИНФРАСТРУКТУРА
Государство для начала готово вложиться в инфраструктуру острова Русский. В этом оно не отступает от логики, применяющейся в последние годы для территорий опережающего развития: инвестору, прежде чем зайти в любой проект, нужны как минимум дороги и сети.

Пока попасть на остров Русский из Владивостока можно двумя способами: по 4-полосному автомобильному мосту через пролив Босфор Восточный, связывающему район Улисс материковой части и полуостров Саперный, и по морю. Поездка по мосту из центра города при отсутствии пробок занимает несколько десятков минут, рейсовыми плавсредствами в летнее время по спокойной воде — до 1,5 часов.

При этом хорошие дороги заканчиваются на острове за пределами Университетского проспекта, пролегающего вдоль кампуса Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) — на данный момент крупнейшего объекта на Русском. Здесь также расположены два вертодрома, которые имеют воздушную связь с аэропортом Кневичи и городом Владивосток, но простым смертным такой способ передвижения пока, увы, недоступен.

С привлечением бюджетных средств, следует из концепции освоения Русского острова, необходимо построить инфраструктуру Владивостокской кольцевой автомобильной дороги: мост Владивосток—остров Елены, мост остров Елены—полуостров Саперный, а также магистральную дорогу регулируемого движения. Кроме того, власти готовы построить автомобильный мост через бухту Новик и магистраль, «обеспечивающую доступ к объектам инфраструктуры, расположенным на основной части острова Русский, без необходимости совершать объезд по территории полуострова Саперный».

О новой Владивостокской кольцевой автодороге (ВКАД), отметим, говорят как минимум пять лет. Проект призван не просто разгрузить столицу Приморья от пробок в час пик, но и обеспечить работу проектируемого международного транспортного коридора «Приморье-3» — на Хуньчунь. ВКАД была презентована потенциальным инвесторам еще на первом ВЭФ в 2015 году, с тех пор неоднократно появлялись сообщения об интересе к проекту со стороны азиатских компаний. Впрочем, до стадии подписания инвестиционного соглашения еще не дошло.

Поэтому, похоже, строить ВКАД пока некому, кроме государства. В похожий проект под Хабаровском, проектируемый сейчас «Восточный обход 13-42 км», в свое время также пытались привлечь иностранных партнеров. Но концессию в итоге выиграл российский консорциум: очевидно, приемлемого для частного иностранного инвестора механизма возврата вложений Россия предложить не смогла. ВКАД по предварительному проекту — почти 23-километровая дорога. В случае с обходом Хабаровска один километр трассы — это примерно 1 млрд руб. средств.

С сетевой инфраструктурой на острове проще, чем с дорогами. «Объем инфраструктурных мощностей на текущей стадии развития территории используется не полностью, существуют резервы, которые могут быть использованы в целях дальнейшего развития острова», говорится в концепции. Электричество и тепло на объекты кампуса ДВФУ и Приморского океанариума подают мини-ТЭЦ «Северная» (3,6 МВт), «Центральная» (33 МВт) и «Океанариум» (13,2 МВт). Работают локальные автономные системы водоснабжения с использованием опреснительных установок, шесть канализационных насосных станций, очистные мощностью до 10 тыс. куб. метров в сутки. Газ на остров подается через газопровод, проходящий через пролив Босфор Восточный. Когда начнется строительство в рамках второго этапа освоения острова Русского, новые объекты инфраструктуры, разумеется, понадобятся. Но для этого нужно еще дожить до 2022 года.


ВОСЕМЬ ПРОЕКТОВ НА ПЯТЬДЕСЯТ МИЛЛИАРДОВ
Параллельно со строительством новых дорог, полагают разработчики концепции развития Русского острова, будут возводиться и сами объекты первой очереди. Это, во-первых, Центр международного сотрудничества, который будет включать в себя конгрессно-выставочные площади, гостиничную инфраструктуру, офисные площади и, если найдутся инвесторы, инфраструктуру морских пассажирских перевозок.

Во-вторых, алмазный центр, который должны совместно создать ДВФУ и АЛРОСА, и центр ядерной медицины площадью не менее 6,5 тыс. кв. м. Инфраструктура алмазного центра на первом этапе должна разместиться на 16 тыс. кв. м: это будут производственные и лабораторные помещения для огранки, тестирования и изготовления ювелирных изделий, офисы, зона хранения, таможенная зона и выставочно-торговая площадка.

В-третьих, на острове должны появиться «территориальный кластер интеллектуальной сети» и «единый центр ответственности за качество предоставляемых услуг по передаче и распределению электрической энергии на острове Русский», а также «проектный офис по организации поставок электроэнергии в страны Азиатско-Тихоокеанского региона». В концепции объясняется, что первое предполагает строительство системы солнечной генерации с размещением фотоэлектрических модулей, интеллектуальной системы уличного освещения с питанием от фотоэлектрических модулей и аккумуляторной батареи для освещения подъездной дороги и входов в здание. Сюда же войдут системы хранения электроэнергии на базе аккумуляторных батарей большой мощности, зарядные станции для электрических автомобилей и «умные дома». Проектный офис по организации поставок электроэнергии в АТР будет изучать возможности создания новых энергомостов и искать инвесторов в этой сфере.

В-четвертых, на Русском появятся новые объекты рекреации, в том числе парк «Патриот», многофункциональный семейный центр с аквапарком и туристический комплекс «Владивостокская крепость», торгово-развлекательные площади, инновационно-культурный центр.

Возможно, в рамках реализации первого этапа концепции начнут строить и жилье— как для ДВФУ, так и для простых граждан,— и вторую очередь кампуса. Вторая очередь ДВФУ будет состоять из множества учебных корпусов, жилых помещений, спортивных сооружений, многоуровневой парковки на 5 тыс. машиномест и гостиницы для студентов. Общая площадь инфраструктуры — порядка 483 тыс. кв. метров. Ее частью должен стать технико-внедренческий парк площадью более 80 тыс. кв. метров, включающий бизнес-инкубатор, технопарк и дата-центр. Должны появиться детский технопарк, а также специальные кампусы для студентов из Китая, Японии, Республики Корея и других стран АТР.

Планы по использованию Русского под жилье также широки. Мало того, что АИЖК пообещало застроить многоэтажками на острове не менее 700 тыс. кв. м (сейчас, для сравнения, учебно-административные корпуса ДВФУ занимают площадь в 316 тыс. кв. м, его гостиницы и общежития — в 325 тыс. кв. м), рядом должно появиться еще и не менее 40 тыс. кв. м малоэтажки для научно-педагогического состава Дальневосточного федерального университета и Дальневосточного отделения Российской академии наук, а также граждан, имеющих 3 и более детей, и коттеджные поселки площадью от 44 тыс. кв. м с жильем повышенной комфортности. Концепция также предусматривает строительство «качественных торгово-развлекательных площадей объемом не менее 55 тыс. кв. метров, ориентированных на обслуживание как постоянного населения, так и туристического потока на остров Русский».

Все прочие проекты отнесены ко второму этапу реализации концепции развития острова. В их числе — спорткомплекс и техниковнедренческий парк ДВФУ, центр морской робототехники, международный медицинский центр и морской биотехнопарк, инженерный центр АО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС).

Международный медцентр, отмечается в концепции, может включать в себя диагностический и реабилитационный центры общей площадью от 8 тыс. кв. метров и пропускной способностью примерно 1500 пациентов в год. Морской биотехнопарк предусматривает разведение и переработку трепангов, морских гребешков, морских ежей, мидий, устриц и других морепродуктов. Совершенно потрясающие перспективы рисуются в связи со строительством инженерного центра ДЦСС. Это будет, если верить концепции, не просто 80 тыс. кв. м научно-исследовательских комплексов, но и, возможно, управленческий центр ПАО «Нефтяная компания "Роснефть"» — с сопутствующей инфраструктурой. А в последний, помимо административных, офисных, учебных и гостиничных зданий, могут войти «жилые комплексы различных классов и категорий (мало- и среднеэтажные)», «яхт-клубы классов А и B на 500 мест» и «рекреационные зоны, включая пляжные зоны».

Все это, разумеется, должно вылиться в какие-то осязаемые результаты, которые можно выразить в цифрах. Чиновники полагают, что перспективы развития Русского вполне могут охарактеризовать туристический поток не менее 1,2 млн посещений в год, проведение ежегодно не менее 20 конгрессов и выставок международного значения и создание не менее 7000 рабочих мест без учета сотрудников Дальневосточного федерального университета. Разумеется, остров также станет ТОР, центром сотрудничества с АТР, местом с благоприятной средой проживания и современной инфраструктурой.


ОДНАКО О РИСКАХ
Первый и главный вопрос, который напрашивается после прочтения концепции: «А где же деньги». Финансово-экономического обоснования затрат на реализацию концепции в самом документе нет — там лишь сказано, что финансировать мероприятия будут различные источники, а бюджет сможет затратить на инфраструктуру не более 30% от заявленных частными инвесторами вложений в объекты. Учитывая, что перед инвесторами стоит цель вложить не менее 55 млрд руб., на инфраструктуру может быть потрачено еще не более 16,5 млрд руб. В ближайшие два года из бюджета России будет выделено 3,8 млрд рублей на инфраструктурное развитие острова, уже сообщили в Минвостокразвития.

Развитие Русского острова также имеет существенные ограничения, признают авторы концепции. Прежде всего, они связаны с тем, что остров находится в запретной зоне военного объекта  — Владивостокского лесничества Минобороны. У Русского долгая военная история, и действующие объекты военного ведомства разбросаны по нему до сих пор. Часть острова площадью 1206 га относится к охранным зонам памятников природы краевого значения, на территории которых запрещается ведение хозяйственной деятельности. Активно используется около 30% площади острова Русский, преимущественно полуостров Саперный.

Власти Приморья надеются, что принятие концепции поможет решить вопросы с Минобороны. Вице-губернатор Эдуард Портнова уже заявлял, что «решение земельного вопроса позволит воплотить в жизнь самые смелые идеи» по развитию острова. Между тем, само по себе подписанное Дмитрием Медведевым распоряжение правительства об утверждении концепции руководством к действию для Минобороны не является — скорее, это лишь дополнительный аргумент для начала работы с военными по переоформлению земель.

Осознают разработчики концепции и другие риски. С рисками недофинансирования и возможного наступления кризиса в экономике чиновники предлагают бороться широким применением инструментов государственно-частного партнерства, работой с государственными банками и институтами развития для обеспечения льготных ставок кредитования и использованием контрактов с фиксированной стоимостью в национальной валюте либо хеджированием валютных рисков. Насколько это надежные и конкретизируемые меры, покажет ближайшее время.

Кроме того, вторгаться в уникальную природу острова планируется крайне бережно. С другой стороны, налицо «недостаток и стоимость существующих трудовых ресурсов, необходимых для реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов и дальнейшего развития проектов инвесторов». «Сложившаяся ситуация не только ухудшает привлекательность острова Русский для потенциальных инвесторов, но и ставит под угрозу планы создания и эксплуатации базовых объектов»,— признают авторы концепции, предлагая заняться подбором специалистов АНО «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке» и самому ДВФУ.


МЕНЯЕТ ОБРАЗОВАНИЕ ИЛИ МЕНЯТЬ ОБРАЗОВАНИЕ
Пока принятая концепция освоения Русского острова дала как минимум один позитивный эффект — спровоцировала дискуссию о том, каким должно быть образование 21-го века на Дальнем Востоке. Именно эту тему горячо обсудили на заседании общественного совета Минвостокразвития в Хабаровске.

Проректор Дальневосточного федерального университета по развитию Дмитрий Земцов заявил, что образование в макрорегионе должно быть «опережающим». «Мне лично термин «опережающее образование» очень нравится. Он глубоко правильный. Когда университет набирает бакалавров на четыре года или даже магистров на два года, горизонт планирования всегда длиннее, чем у кадровой службы любой компании. Потому что HR работает на один-три года в лучшем случае, мы же берем на себя ответственность за то, куда устроится студент после того, как выйдет от нас через четыре-пять лет. Это значит, что университет должен работать на опережение. Как это сделать? Похоже, ответ лежит в слове «компетенции». С потенциальным работодателем нужно договариваться, какие именно компетенции будущего будут востребованы на создающихся сейчас на Дальнем Востоке предприятиях»,— сказал представитель ДВФУ.

По мнению Дмитрия Земцова, любой университет «должен менять мир». «В этом смысле для нас концепция развития острова Русский и роль в ней университета — это по сути возможность найти площадку, где ДВФУ реализует потенциал по изменению мира. Мы считаем, что определенная часть наших выпускников, возможно, даже треть, должна выходить не к работодателю, а в формат самозанятости, проектной команды, которая создает свой бизнес, желательно — технологический. Именно технологического бизнеса не хватает здесь, на Дальнем Востоке»,— пояснил он.

«Если смотреть мировую практику, университет должен стать центром технопарка, центром пространства по созданию инноваций. Для нас цель нашей деятельности — создание на острове Русский легендарного, с мировым именем технопарка. Университет направлял бы туда студентов, а все институты развития предпринимательства и инноваций в России, в том числе создаваемый Дальневосточный фонд развития и внедрения высоких технологий, должны иметь в нем свои представительства, и любой проект может на определенном этапе получить их поддержку. Давайте поставим институтам поддержки предпринимательства и развития Дальнего Востока задачу синхронизироваться с университетами»,— предложил Дмитрий Земцов.

Но одними трансформациями в системе высшего образования молодежь в регионе не удержать, считает ректор Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета (КнАГТУ) Эдуард Дмитриев. КнАГТУ на протяжении трех последних лет пытается реализовать кластерную модель образования: «Мы вовлекаем школьников в работу университета, развивая разные уровни образования — есть и лицей, и среднее специальное образование. Вовлекая школьников на ранней стадии в центры и кружки при университете мы пытаемся нарисовать им возможную траекторию обучения без отъезда в другие регионы, показать возможность стать успешными здесь. За первые три года у нас появились свои абитуриенты, «заточенные» именно под наш университет»,— сказал господин Дмитриев.

Аналогичная модель реализуется КнАГТУ на базе филиала в Ванино: там создаются профильные классы с помощью одного из инвесторов в школах, ведутся различные кружки и работают центры робототехники. «Но здесь мы столкнулись с тем, что такие кластерные модели невозможно решать без поддержки базового индустриального партнера. Но в Ванино большинство резидентов пока не ведут активную деятельность и инвестировать в образование пока не готовы»,— подчеркнул он.

Но генеральный директор SuperJob Алексей Захаров считает, что для повышения конкурентоспособности российского образования вообще и дальневосточного в частности необходимы гораздо более радикальные меры. «Мне кажется, что для всех образовательных учреждений, будь они государственные или частные, необходимо полное освобождение от налогов на ближайшие 100 лет. Минимум на 50 лет нужно полное освобождение от всех корпоративных налогов для тех, кто работает в околообразовательной сфере — кто производит образовательные игры, оборудование, образовательное программное обеспечение и так далее. Те люди, которые контролируют сейчас образовательный процесс, — это, извините, 30-40-летние старцы, — которые ничего не понимают в современных технологиях. Технологии развиваются настолько быстро, что даже люди на переднем крае одних образовательных технологий, не понимают, что делают люди на переднем крае других образовательных технологий. И при этом те и другие работают очень эффективно», — заявил он.

«Поэтому весь процесс контроля и планирования нужно уничтожить. Регламент контроля к моменту его написания устаревает, планировать до 2030 года — это бред полный, от которого нужно избавляться. Сейчас это так не работает. Эти концепции устаревают. Контролировать можно только результат, и контроль безопасности должен быть жестким. Абсолютным приоритетом должно стать дошкольное и младшее школьное образование. Почему? То, что испортил воспитатель в детском саду, никогда никто ни в каком университете не исправит»,— сказал Алексей Захаров.