Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

The development of the Arctic: shipbuilding ahead of the curve

Will Russia be able to compete with the giants of shipbuilding in Asia at the expense of the Far East

At the end of July, Vladivostok hosted the first International Far East Marine Salon, in the fields of which key players and industry experts discussed the prospects for the development of Russian shipbuilding. The Arctic agenda was also touched upon - the development of this promising region requires the creation of a unique Arctic fleet. The head of the Far Eastern practice of KPMG and the moderator of one of the sessions of the salon, Olga Surikova, tells how the shipbuilding industry of a new type can ensure Russia's position in the Arctic.

The development of the Arctic: shipbuilding ahead of the curve

Olga Surikova

Head of Far Eastern Practice KPMG in Russia
Arctic shipbuilding is a narrow high-tech segment of the market, which has no analogues in the world. With the general world trends of the "deficit in surplus conditions", when the amount of the world commercial fleet by tonnage exceeds the transportation needs by 20%, and the situation in the oil and petroleum products market slows down the demand for tankers, which causes shipowners to write off the fleet and reduce freight rates for the main popular types Aframax, arctic shipbuilding remains one of the few unfilled niches with growing demand, and for the Russian shipbuilder there is a favorable market situation for increasing technological activity in this segment.

A key prerequisite for the development of the shipbuilding industry is the growth of maritime trade and the active development of Arctic shipping. In 2017, the main transport artery of the Arctic Sea of ​​the Northern Sea Route (SMP) showed record 10,7 million tons of cargo transportation, and for 8 months of the current year the cargo turnover has already amounted to 9,95 million tons, and there is every reason to predict that 2018 will also show a historical record. At the same time, taking into account the development of the existing Arctic projects that presuppose a maritime transportation scheme, the peak cargo traffic on the NSR is expected to reach 2023-2025, and in the long term there are economic prerequisites for increasing cargo turnover in 8-10 times to 2030-2035.

With regard to the structure of the cargo base and the forecast of the demand for the Arctic fleet, taking into account the world market situation and the growing demand for energy from the developing countries of Asia, it is expected that the volume of LNG will grow steadily in the structure of the Arctic freight turnover, and the volumes of oil and coal will stabilize to 2025- 2030 year. Taking into account the forecasted expectations of the cargo base of the Arctic basin, there is a steady demand for powerful new-generation icebreakers capable of providing year-round navigation and wide wiring of large-capacity Yamalmax vessels and increasing the speed of their passage, ice-class sea transport vessels - gas carriers, tankers, bulk carriers - bulk carriers and specialized vessels with increased ice patency, bunkering for refueling, research vessels of new purpose and offshore platforms, for working in difficult ice loviyah Arctic. With the growth of the freight base, the development of infrastructure and the availability of NSR, the demand may also appear on containerized ice-class containers for the transit transportation of goods along the ice track.

Today, Russian shipbuilding is taking on challenges - ambitious projects are being implemented aimed at ensuring the development of Arctic potential and navigation in the difficult conditions of the NSR.

First of all, in the focus of projects in the field of nuclear shipbuilding, since it is the nuclear icebreaker fleet that allows solving the problems of ensuring the presence in the Arctic. Key players in this segment are the shipyards of the United Shipbuilding Corporation (USC). Three universal high-powered nuclear icebreakers of the 22220 project are being built at the Baltic plant by order of Rosatom, two of which, the Arctic and Siberia, have already been launched - they have no analogues in the world. The OSK portfolio of orders also includes the creation of the floating power unit "Akademik Lomonosov" as an integral part of the future floating nuclear thermal power plant. This is a unique project from the technological point of view, which allows to provide energy for remote areas of the Russian Federation and the Far East.

At the same time, the competence center for shipbuilding of a new type to meet the growing needs of the Arctic is being formed in the Far East. So, within the framework of the salon it was announced that the flagship of the Arctic shipbuilding - a unique superpowerful icebreaker "Leader" - will be built by 2027 at the Far East shipyard Zvezda. The 120 MW icebreaker capable of moving at the speed of 10-12 units with an ice thickness of up to 4 m and a navigable corridor up to 50 m wide will provide year-round navigation in the high latitudes of the Arctic and meet increasing requirements for wide wiring with an increased speed of caravan passage in the NSR. The design characteristics of the "Leader" will significantly increase the efficiency and profitability of the increasing freight traffic in the NSR.

Also, an important area of ​​Arctic shipbuilding is projects on the development of technology for the development of shelf deposits. According to the Ministry of Industry and Trade, the need of domestic ship owners and extracting companies to replenish their fleet with ships and offshore equipment to develop offshore fields to 2035 is about 100-140 units of equipment. However, the forecast for engineering units is unstable due to market turbulence, high level of uncertainty and risks inherent in projects being implemented in the Arctic, inaccessibility of advanced foreign technologies for exploration and development of deposits in the Arctic due to sanctions imposed on Russia. Despite the limitations, the Arctic continental shelf is one of the priority areas for project development, many licenses have been issued for its development, including in the Eastern Arctic. The only platform to date, the leading production of hydrocarbons on the Arctic shelf in conditions of drifting ice fields, the Prirazlomnaya platform, was also built in Russia at the Sevmash shipyard.

We see that in the nuclear and offshore shipbuilding for the development of Arctic projects, Russia has undoubtedly occupied its niche, but as regards the construction of commercial commercial vessels of the Arctic class of the Russian Federation, it is still uncompetitive, and the absence of a stable order for mass production does not allow to increase this competence. As for the world shipbuilding market, currently three countries provide 90% of global production and export of cargo ships - these are South Korea, Japan and China. At the same time, Korea is consistently the main exporter specializing in the production of high-tech large-capacity vessels, including LNG tankers, in contrast to Chinese and Japanese shipbuilders, more focused on satisfying domestic demand. According to Russian industry players and key customers, depending on the specification of the vessel, the term of its construction in Russia is longer at 2-3, the cost is higher by 30-40% of the Korean counterpart, and lack of experience and necessary competencies does not guarantee high-quality operation. In order to compete with Asian leaders and meet domestic demand in large-capacity ice-class vessels, Russian shipbuilders will have to work ahead of schedule - if in South Korea the construction of commercial vessels has been developing since 70-ies of the last century, in China since 2000-ies, then domestic shipyards will have to master unique competencies in the next decade.



How to make such a leap and make Russian shipbuilding more competitive? To answer this question, first, it is necessary to understand what the industry needs. Today, shipbuilding has developed a trend towards directive, restrictive measures. A striking example is the bill of the Ministry of Trade and Trade, which proposes to close XMP for foreign-built vessels from 1 2019 on 2020 in order to provide a firm order at Russian shipyards. The business is skeptical and cautiously looks at this initiative, since it is difficult to wait for the implementation of the required volume in extremely short terms for 2022-60 years, and there are objective reasons for this. For the development of Russian construction of ships that will operate in the water area of ​​the Northern Sea Route, it is also necessary to correct the definition of the classification of the ship built at the Russian shipyard. According to the current version, for the recognition of the vessel in the RF, its hull and propulsion system should be built. At the same time, considering that domestic shipbuilding is an import-dependent industry, on average more than XNUMX% of components, including engines, are imported from abroad, it will not be possible to implement planned limitations in practice without reviewing the proposed criteria.

At the same time, it is unlikely to achieve ambitious goals in shipbuilding by imposing restrictions. Where more effective for the industry can be the transition from prohibitive measures to stimulating measures. Demonstrative practice in this part is the utilization grants from the Ministry of Industry and Trade, on the one hand, which save up to 10-15% of the cost of a new vessel when the old ship is disposed of, and on the other, the generation of a responsible full cycle production in this industry, which is no less important if we speak about consistent development. Another good example is the zeroing of the profit tax for coasters built at Russian shipyards.

Also very urgent is the question of financing the construction of the Arctic fleet, since the construction of tankers requires colossal investments. Ensure the inflow of capital investments into the industry is possible through the creation of favorable conditions for investors or the development and support of project financing mechanisms.

Clustering can also become an industry driver. In a broad sense, the shipbuilding industry, in addition to the direct construction of ships, includes such related industries as ship repair, ship instrument making, mechanical engineering, and electrical installation. One of the methods to ensure the effectiveness of interaction between various enterprises of the shipbuilding infrastructure in this case may be the creation and support of special economic zones (SEZs), technoparks, today there is the experience of TOSER "Bolshoy Kamen", the anchor investor of which was the shipbuilding complex "Zvezda". Participants of these regimes are granted tax privileges and other preferences. At the same time, the creation of such territories in the regions of concentrated location of enterprises in the shipbuilding industry through synergy can create an impetus for the accelerated development of the industry.

It should be noted that the industry requires constant development of the technological base - already now efficient shipbuilding is impossible without digital engineering, which allows creating digital counterparts, smart shipyards that allow automating and robotizing production, additive technologies for growing the required structure. For the development of digital marine technology and shipbuilding technological thought, it is necessary to adapt the existing legislation. Already today, this work is carried out within the framework of the "Marinet" segment of the National Technological Initiative in the near future, it is planned to give an interpretation and determine the legal status of a "bezekipazhnogo (autonomous) vessel" or an "external captain", to form a regulatory and legal basis for introducing the application of new technologies in marine engineering, to develop environmental standards.

Obviously, the Arctic is a challenge for the domestic shipbuilder and it is worth fighting for the primacy in this segment of the economy. If we approach the development of the Arctic shipbuilding systematically and systematically, the Russian shipbuilding industry will be able to meet the needs of rapidly developing projects in the Arctic zone of the Russian Federation.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Освоение Арктики: судостроение на опережение

Сможет ли Россия конкурировать с гигантами судостроения в Азии за счет Дальнего Востока

В конце июля во Владивостоке прошел первый Международный дальневосточный морской салон, на полях которого ключевые игроки и эксперты отрасли дискутировали о перспективах развития российского судостроения. Затронули и арктическую повестку – освоение этого перспективного региона требует создания уникального арктического флота. О том, сможет ли судостроение нового типа обеспечить укрепление позиций России в Арктике, рассказывает руководитель Дальневосточной практики КПМГ и модератор одной из сессий салона Ольга Сурикова.

Освоение Арктики: судостроение на опережение

Ольга Сурикова

Руководитель Дальневосточной практики КПМГ в России
Арктическое судостроение является узким высокотехнологичным сегментом рынка, не имеющим аналогов в мире. При общих мировых трендах «дефицита в условиях избытка», когда количество мирового коммерческого флота по тоннажу на 20% превышает потребности перевозки, а ситуация на рынке нефти и нефтепродуктов замедляет спрос на танкеры, что заставляет судовладельцев списывать флот и снижать ставки фрахта на основные популярные типы Aframax, арктическое судостроение остается одной из немногих незаполненных ниш с растущим спросом, и для российского судостроителя складывается благоприятная ситуация на рынке для наращивания технологической активности в этом сегменте.
 
Ключевой предпосылкой для развития судостроительной отрасли является рост морской торговли и активное развитие арктического судоходства. В 2017 году главная транспортная артерия Арктики Севморпуть (СМП) показала рекордные 10,7 млн тонн грузоперевозки, а за 8 месяцев текущего года грузооборот уже составил 9,95 млн тонн, и есть все основания прогнозировать, что 2018 г. также покажет исторический рекорд. При этом с учетом развития действующих арктических проектов, предполагающих морскую схему транспортировки, пик грузоперевозки по СМП ожидается уже к 2023–2025 годам, а в перспективе есть экономические предпосылки увеличения грузооборота в 8-10 раз к 2030-2035 годам.
 
Что касается структуры грузовой базы и прогноза потребности в арктическом флоте, с учетом мировой рыночной конъюнктуры и роста спроса на энергоносители со стороны развивающихся стран Азии, ожидается, что в структуре арктического грузооборота будут уверенно наращиваться объемы СПГ, а объемы нефти и угля стабилизируются к 2025-2030 году. С учетом прогнозных ожиданий грузовой базы Арктического бассейна наблюдается устойчивый спрос на мощные ледоколы нового поколения, способные обеспечить круглогодичные навигацию и широкую проводку крупнотоннажных судов типа Yamalmax и увеличить скорость их прохода, морские транспортные суда ледового класса – газовозы, танкеры, сухогрузы - балкеры и специализированные суда с повышенной ледовой проходимостью, бункеровщики для заправки топливом, исследовательские суда нового назначения и морские платформы, для работы в непростых ледовых условиях Арктики. С ростом грузовой базы, развитием инфраструктуры и доступностью СМП спрос может появиться и на контейнеровозы усиленного ледового класса для транзитной перевозки грузов по ледовому пути.
 
Сегодня российское судостроение принимает вызовы – реализуются амбициозные проекты, направленные на обеспечение развития арктического потенциала и судоходства в сложных условиях СМП.
 
В первую очередь, в фокусе проекты в сфере атомного судостроения, так как именно атомный ледокольный флот позволяет решать задачи обеспечения присутствия в Арктике. Ключевые игроки в данном сегменте – верфи "Объединенной судостроительной корпорации" (ОСК). На Балтийском заводе по заказу Росатома строятся три универсальных мощных атомных ледокола проекта 22220, два из которых, «Арктика» и «Сибирь», уже спущены на воду, - аналогов им нет в мире. В портфеле заказов ОСК также создание плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» как составной части будущей плавучей атомной теплоэлектростанции. Это уникальный c технологической точки зрения проект, позволяющий обеспечить энергией удаленные территории АЗ РФ и Дальнего Востока.
 
В то же время центр компетенций судостроения нового типа для обеспечения возрастающих потребностей Арктики формируется и на Дальнем Востоке. Так, в рамках салона было объявлено, что флагман арктического судостроения – уникальный по характеристикам сверхмощный ледокол «Лидер» - к 2027 году будет построен на дальневосточном судостроительном заводе «Звезда». Ледокол мощностью 120 МВт, способный двигаться на скорости 10-12 узлов с толщиной проходимого льда до 4 м и судоходным коридором шириной до 50 м сможет обеспечить круглогодичную навигацию в высоких широтах Арктики и удовлетворить возрастающие потребности в широкой проводке с увеличенной скоростью прохода караванов по СМП. Проектные характеристики «Лидера» позволят существенно увеличить эффективность и рентабельность возрастающих грузоперевозок по СМП.  
 
Также важное направление арктического судостроения – проекты по развитию техники для освоения шельфовых месторождений. По оценке Минпромторга, потребность отечественных судовладельцев и добывающих компаний в пополнении своего флота судами и морской техникой для освоения шельфовых месторождений до 2035 г. составляет порядка 100-140 единиц техники. Однако прогноз по единицам техники нестабилен в силу турбулентности рынка, высокого уровня неопределенности и рисков присущих проектам, реализуемых в Арктике, недоступность передовых иностранных технологий по разведке и разработке месторождений в Арктике из-за наложенных против России санкций. Несмотря на ограничения, арктический континентальный шельф – одна из приоритетных территорий проектного развития, много лицензий выдано на его разработку, в том числе в Восточной Арктике. Единственная платформа на сегодняшний день, ведущая добычу углеводородов на арктическом шельфе в условиях дрейфующих ледяных полей, платформа «Приразломная», построена также в России на верфи ПО «Севмаш».
 
Мы видим, что в атомном и шельфовом судостроении для развития арктических проектов Россия бесспорно заняла свою нишу, однако в части постройки грузовых коммерческих судов арктического класса РФ по-прежнему неконкурентоспособна, а отсутствие стабильного заказа на серийное производство не позволяет нарастить данную компетенцию. Что касается мирового судостроительного рынка, в настоящее время три страны обеспечивают 90% общемирового производства и экспорта грузовых судов – это Южная Корея, Япония и Китай. При этом Корея стабильно является основным экспортером, специализирующемся на производстве высокотехнологичных крупнотоннажных судов, в том числе танкеров СПГ, в отличие от китайских и японских судостроителей, в большей степени ориентированных на удовлетворение внутреннего спроса. По мнению российских игроков отрасли и основных заказчиков, в зависимости от спецификации судна срок его постройки в России дольше на 2-3 года, стоимость выше на 30-40% корейского аналога, а отсутствие опыта и необходимых компетенций не дает гарантий качественной эксплуатации. Для того, чтобы конкурировать с азиатскими лидерами и удовлетворить внутренний спрос в крупнотоннажных судах ледового класса, российским судостроителям придется работать на опережение – если в Южной Корее строительство коммерческих судов развивается с 70-х годов прошлого века, в Китае с 2000-х годов, то отечественные судоверфи должны будут овладеть уникальными компетенциями в ближайшее десятилетие.
 
Как совершить такой скачок и сделать российское судостроение более конкурентоспособным? Для ответа на этот вопрос, во-первых, необходимо разобраться, что необходимо отрасли. Сегодня в судостроении сложилась тенденция к директивным, ограничивающим мерам. Наглядный пример – законопроект Минтромторга, предлагающий с 1 января 2019 года закрыть СМП для судов иностранной постройки, чтобы обеспечить твердый заказ на российских верфях. Бизнес скептичен и осторожно смотрит на данную инициативу, так как в крайне сжатые сроки к 2020-2022 годам сложно ждать выполнения необходимого объема, и на это есть объективные причины. Для развития российской постройки судов, которые будут работать в акватории СМП, также необходимо скорректировать определение классификации судна, построенного на российской верфи. Согласно текущей редакции, для признания судна таковым в РФ должны быть построены его корпус и движительная система. При этом учитывая, что отечественное судостроение – импортозависимая отрасль, в среднем более 60% комплектующих, в том числе движителей, ввозятся из-за рубежа, реализовать планируемые ограничения на практике без пересмотра предлагаемых критериев не получится.
 
При этом достичь амбициозных целей в судостроении только путем введения ограничений вряд ли получится. Куда более эффективным для отрасли может стать переход от запретительных мер к стимулирующим. Показательная практика в этой части – утилизационные гранты от Минпромторга, с одной стороны, позволяющие сэкономить до 10-15% стоимости нового судна при утилизации старого, а с другой – зарождение в данной отрасли ответственного производства полного цикла, что не менее важно, если мы говорим о последовательном развитии. Другой удачный пример – обнуление налога на прибыль для каботажных судов, построенных на российских верфях. 
 
Также очень остро стоит вопрос финансирования строительства арктического флота, так как постройка танкеров требует колоссальных инвестиций. Обеспечить приток капиталовложений в отрасль возможно посредством создания благоприятных условий для инвесторов или развития и поддержки механизмов проектного финансирования.  
 
Драйвером отрасли может стать и кластеризация. В широком смысле судостроительная промышленность помимо непосредственной постройки судов включает в себя такие смежные отрасли как судоремонт, судовое приборостроение, машиностроение, электромонтаж. Одним из методов обеспечения эффективности взаимодействия различных предприятий судостроительной инфраструктуры в таком случае может стать создание и поддержка особых экономических зон (ОЭЗ), технопарков, уже сегодня есть опыт ТОСЭР «Большой Камень», якорным инвестором которой стал судостроительный комплекс «Звезда». Участникам этих режимов предоставляются налоговые льготы и иные преференции. Вместе с тем создание таких территорий в регионах концентрированного размещения предприятий судостроительной промышленности за счет синергии способно создать импульс ускоренного развития отрасли.
 
Стоит отметить, что отрасль требует постоянного развития технологической базы – уже сейчас эффективное судостроение невозможно без цифрового инжиринга, что позволяет создавать цифровых двойников, умных верфей, позволяющих автоматизировать и роботизировать производства, аддитивных технологий для выращивания требуемых конструкции. Для развитие цифровых морских технологий и судостроительной технологической мысли необходимо адаптировать и действующее законодательство. Уже сегодня по этому направлению ведется работа - в рамках сегмента «Маринет» Национальной технологической инициативы в ближайшее время планируется дать трактовку и определить правовой статус «безэкипажного (автономного) судна» или «внешнего капитана», сформировать нормативно-правовую базу для внедрения применения новых технологий в морской технике, разработать экологические стандарты.
 
Очевидно, Арктика – это вызов для отечественного судостроителя и за первенство в этом сегменте экономики стоит побороться. Если подойти к развитию арктического судостроения комплексно и системно, российская судостроительная отрасль сможет удовлетворить потребности стремительно развивающихся проектов в Арктической зоне РФ.
 
Дни Дальнего Востока в Москве – 2018
3–9 декабря, Тверская площадь. 13–15 декабря, Экспоцентр. Официальный сайт мероприятия ddv.moscow