Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Development of renewable energy in the Far East - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

From barriers to opportunities

How the Far East became the leader in the development of renewable energy in Russia

The largest Russian solar power plant is installed in the Crimea, and this is not surprising. However, according to the pace of construction of new solar stations, Yakutia beats all records: over the past three years, 13 power facilities have already been put into operation in the republic, and in the near future - more than a dozen. As the coldest Russian region became the center for the development of modern technologies - discussed at the Fourth International Conference on the Development of Renewable Energy, held in Yakutsk 9-11 June. The event organized by the company "RAO ES of the East" gathered more than 380 participants from 14 countries. Manufacturers of equipment, integrators, officials and experts in the field of RES within two days presented more than 40 reports on the problems and prospects of alternative energy in the region.

From barriers to opportunities
The path to the sun
Life in the Far North and permafrost conditions, and almost all of Yakutia's territory belongs to it, it is not easy: the annual amplitude of temperatures exceeds 110 degrees, approaching the record levels in minus 71˚ C in winter, the heat up to + 40 ˚ C. In the summer, heat up to + XNUMX ˚ С. The points located in different regions of Yakutia are separated by huge distances and the actual absence of paved roads.

Hence the main problem of the Yakut power industry - isolated power systems. Numerous settlements, scattered on a territory the size of India, are provided with own generating capacities and require annual delivery of fuel. In the conditions of permafrost and in the actual absence of paved roads, measures for the delivery of diesel to remote areas involve high costs. Sometimes the cargo goes to the destination point two years, which requires additional costs for transshipment and storage. As a result, the transport component in the cost of electricity becomes the main, and the cost of a kilowatt "goes off scale" and in some localities exceeds 680 rubles, and this is not the limit.

Now, due to cross-subsidization, tariffs are kept at approximately the same level. Only in 2015, according to Igor Nikiforov, Deputy Chairman of the Government of the Republic of Sakha (Yakutia), the cost of cross-subsidization in the region amounted to a record 6,8 billion rubles. However, after the integration of the energy system of Yakutia with the unified energy system of the East planned for 2017 year, the cost of electricity in isolated settlements will increase many times, and the system will need to be changed.

The search for possible options for the development of the regional energy system lasted long enough, a variety of options were worked out. As Igor Nikiforov notes, "the most profitable replacement of diesel generation is the conversion to gas, but all the necessary infrastructure in the local energy zone is missing." Another effective measure - the construction of high-voltage power lines - is not economically justified due to the huge distances and permafrost conditions. Only 3,5% power transmission towers in the republic are made of metal, the rest are wooden.
The innovative solution, as the specialists of the company Yakutskenergo joke, was indicated by the sun itself. By the level of insolation (the number of sunny days per year), Yakutia can compete with the Krasnodar region: on clear weather, 260 days a year. The introduction of solar generation began three years ago following a series of experiments conducted by specialists from Yakutskenergo.

Installation of solar panels and wind generators does not allow to abandon diesel stations, but it provides significant fuel economy and extends the life of energy facilities. The construction of such stations requires minimal capital investment, but tangible savings already in the first months of work. The company spends the saved funds for the modernization and construction of new facilities. In the future, this will significantly reduce the cost of electricity for consumers.

Life in isolation
All isolated villages are somewhat similar to each other. People here are used to living apart and not relying on others: to provide themselves with essential food, to use local building materials. The only source of electricity for such villages, as a rule, is a small diesel station, the fuel for which is delivered for the season ahead. And there are thousands of such settlements in Yakutia. They are scattered throughout the republic up to the Far North. To get to most of them is possible only by boat or boat, but for many the only possible way is to use aviation.



The nearest isolated Yakutsk settlement is Batamai village of Kobyay ulus, in isolation from civilization there live almost 300 people. On the way here can not be reached: the message is only possible on the water - on a boat or a meteor - or on the ice, when the river gets up. As a result, a small by Russian standards distance - about two hundred kilometers - takes at least 4 hours of travel.

Until recently, a small diesel power plant was the only source of electricity in the village. Everything changed in 2011, when an experimental solar panel appeared in the village. Its power was only 10 kW, but Batamai overnight became the most advanced Yakut settlement. The first year of using the solar panel showed that the experiment could be continued: the equipment coped with the severe northern climate and even allowed to save a little fuel. Soon the power of the station was brought to 60 kW, which allows in summer to replace diesel generation by 70%.

Great prospects for a small village
It is no exaggeration to say that heat in the North is the source of life. A working boiler room provides heating to social facilities, brings electricity to the houses, allows us to develop production facilities, gives hope for a warm future. In Yakutia, local energy is also one of the important areas of employment for the population, providing additional jobs in rural areas.

The development of renewable energy is a good way to modernize obsolete diesel stations and give impetus to the development of the region. The positive effect of the new stations has already been felt by residents of several northern settlements. In Batamai village, for example, in 2015 a new kindergarten school for 40 pupils and 20 preschool children opened. Director of the educational institution Stanislav Nikitin is sure, now the village will heal in a new way. "The opening of a new kindergarten school is a very important event for us," said Stanislav, the father of eight children, "a modern school with a large sports hall, dining room and equipped territory is the key to development." People will not leave their homes, they will have more children. - Look at yourself, from 300 residents we have 60 - children of school and preschool age. They must stay here. " In the coming years, the account of solar and wind power stations in Yakutia will go to tens, and thousands of residents of remote areas will gain confidence in the future.

Alternative energy in Yakutia has a great future, says Patrick Willems, head of the IFC Program for the Development of Renewable Energy Sources in Russia. "There are good examples of renewable energy development in isolated areas in the world, for example, in Alaska, in the city of Kodiak, where up to 99% of energy is received from alternative sources." It is just necessary to learn how to consider obstacles as opportunities, "the expert said addressing the conference in Yakutsk. And it seems that the Far Eastern power engineers do it well.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

От барьеров к возможностям

Как Дальний Восток стал лидером по развитию возобновляемой энергетики в России

Самая большая российская солнечная электростанция установлена в Крыму, и это неудивительно. Однако по темпам строительства новых гелиостанций все рекорды бьет Якутия: за последние три года в республике в эксплуатацию введено уже 13 энергообъектов, а в ближайших планах - еще более десятка. Как самый холодный российский регион стал центром развития современных технологий – обсуждали на четвертой Международной конференции по развитию возобновляемой энергетики, проходившей в Якутске 9-11 июня. Мероприятие, организованное компанией "РАО ЭС Востока", собрало более 380 участников из 14 стран. Производители оборудования, интеграторы, чиновники и эксперты в сфере ВИЭ в течение двух дней представили более 40 докладов о проблемах и перспективах альтернативной энергетики в регионе.

От барьеров к возможностям
Путь к солнцу
Жизнь в условиях Крайнего Севера и вечной мерзлоты, а к ним относится почти вся территория Якутии, складывается непросто: годовая амплитуда температур превышает 110 градусов, приближаясь зимой к рекордным отметкам в минус 71˚ С, летом - жара до + 40 ˚ С. Разрозненные населенные пункты, расположенные в разных районах Якутии, разделены огромными расстояниями и фактическим отсутствием дорог с твердым покрытием.

Отсюда и главная проблема якутской энергетики - изолированные энергосистемы. Многочисленные поселения, разбросанные на территории размером с Индию, обеспечиваются собственными генерирующими мощностями и требуют ежегодного завоза топлива. В условиях вечной мерзлоты и при фактическом отсутствии дорог с твердым покрытием, мероприятия по доставке дизеля в удаленные районы сопряжены с большими издержками. Иногда груз идет до точки назначения два года, что требует дополнительных расходов на перевалку и хранение. Как итог, транспортная составляющая в стоимости электроэнергии становится основной, а себестоимость киловатта "зашкаливает" и в некоторых населенных пунктах превышает 680 рублей, и это - не предел.

Сейчас за счет перекрестного субсидирования тарифы удерживаются на примерно одном уровне. Только в 2015 году, по словам Игоря Никифорова, заместителя председателя Правительства Республики Саха (Якутия), затраты на перекрестное субсидирование в регионе составили рекордные 6,8 млрд рублей. Однако после интеграции энергосистемы Якутии с объединенной энергосистемой Востока, запланированной на 2017 год, стоимость электричества в изолированных поселках возрастет многократно, и систему необходимо будет менять.

Поиски возможных вариантов развития региональной энергосистемы длились достаточно долго, прорабатывались самые разные варианты. Как отмечает Игорь Никифоров, "наиболее выгодным замещением дизельной генерации является перевод на газ, но вся необходимая инфраструктура в зоне локальной энергетики отсутствует". Другая действенная мера - строительство высоковольтных линий электропередач - экономически не оправдана ввиду огромных расстояний и условий вечной мерзлоты. Только 3,5% опор ЛЭП в республике сделаны из металла, остальные - деревянные.
Инновационное решение, как шутят специалисты компании "Якутскэнерго", указало само солнце. По уровню инсоляции (количеству солнечных дней в году) Якутия может конкурировать с Краснодарским краем: на ясную погоду приходится 260 дней в году. Внедрение солнечной генерации началось три года назад по итогам серии экспериментов, проведенных специалистами "Якутскэнерго".

Установка солнечных панелей и ветрогенераторов не позволяет отказаться от дизельных станций, но дает существенную экономию топлива и продлевает ресурс энергообъектов. Строительство таких станций требует минимальных капитальных вложений, но ощутимую экономию дает уже в первые месяцы работы. Сэкономленные средства компания направляет на модернизацию и строительство новых мощностей. В будущем это позволит существенно снизить стоимость электроэнергии для потребителей.

Жизнь в отрыве
Все изолированные поселки чем-то похожи друг на друга. Люди здесь привыкли жить обособленно и не надеяться на других: обеспечивать себя необходимыми продуктами питания, использовать местные строительные материалы. Единственным источником электроэнергии для таких сел, как правило, является небольшая дизельная станция, топливо для которой завозят на сезон вперед. И таких поселений в Якутии - тысячи. Они разбросаны по всей территории республики вплоть до Крайнего Севера. Добраться до большинства из них можно только на теплоходе или катере, но для многих единственный возможный способ - использование авиации.

Ближайший к Якутску изолированный населенный пункт - село Батамай Кобяйского улуса, в отрыве от цивилизации живут почти 300 человек. По дороге сюда не добраться: сообщение возможно только по воде - на катере или метеоре - или по льду, когда река встанет. В итоге небольшое по российским меркам расстояние - около двухсот километров - отнимает не менее 4 часов пути.

До недавнего времени небольшая дизельная электростанция была в селе единственным источником электроэнергии. Все изменилось в 2011 году, когда в поселке появилась экспериментальная солнечная панель. Ее мощность составляла всего 10 кВт, но Батамай в одночасье стал самым продвинутым якутским поселением. Первый же год использования солнечной панели показал, что эксперимент может быть продолжен: оборудование справилось с суровым северным климатом и даже позволило сэкономить немного топлива. В скором времени мощность станции была доведена до 60 кВт, что позволяет в летнее время практически на 70% замещать дизельную генерацию.

Большие перспективы маленького села
Не будет преувеличением сказать, что тепло на Севере - источник жизни. Работающая котельная обеспечивает теплоснабжение социальных объектов, приносит электричество в дома, позволяет развивать производственные мощности, дает надежду на теплое будущее. В Якутии локальная энергетика - еще и одна из важных сфер занятости населения, обеспечивающая дополнительные рабочие места в сельской местности.

Развитие возобновляемой энергетики - хороший способ модернизировать устаревшие дизельные станции и дать импульс для развития региона. Положительный эффект от новых станций уже ощутили на себе жители нескольких северных поселений. В селе Батамай, например, в 2015 году открылась новая школа-детсад на 40 учеников и 20 дошколят. Директор образовательного учреждения Станислав Никитин уверен, теперь село заживет по-новому. "Открытие новой школы-детсада - очень важное событие для нас. Современная школа с большим спортивным залом, столовой и оборудованной территорией - залог развития. Люди не будут уезжать из родных мест, будут заводить больше детей, - делится мыслями Станислав, отец восьмерых детей. - Сами посмотрите, из 300 жителей у нас 60 - дети школьного и дошкольного возраста. Они должны остаться здесь жить". В ближайшие годы счет солнечных и ветроэлектростанций в Якутии пойдет на десятки, и тысячи жителей отдаленных районов получат уверенность в завтрашнем дне.

У альтернативной энергетики Якутии большое будущее – уверен Патрик Виллемс, руководитель Программы IFC по развитию возобновляемых источников энергии в России. "В мире есть хорошие примеры развития ВИЭ в изолированных районах. Например, на Аляске, в городе Кадьяк, где до 99% энергии получают от альтернативных источников. Нужно просто научиться считать препятствия возможностями", - подчеркнул эксперт, выступая перед участниками конференции в Якутске. И похоже, что дальневосточным энергетикам это неплохо удается.