Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

От мини-круизов к элитарным турам

Перспективы рынка круизных перевозок на юге Дальнего Востока оценивает эксперт ДВФУ

 От мини-круизов к элитарным турам
Фото: shutterstock.com

Людмила Деркачева

Доцент кафедры сервиса и туризма Школы экономики и менеджмента ДВФУ, кандидат географических наук
Разрешение в 2017 году лодкам и маломерным катерам перевозить туристов, несмотря на административные и правовые барьеры и отсутствие прибрежной инфраструктуры в местах высадки туристов на берег, уже летом этого года привело к заметному оживлению в работе туристских компаний, предлагающих экскурсионные мини-круизы в заливе Петра Великого.

В дальнейшем это может стать мощным стимулом для владельцев катеров и представителей турбизнеса расширить перечень и географию морских экскурсий, не ограничиваясь предложениями в бухтах Золотой Рог, Аякс, Новик и Амурском заливе, разрешенными для посещения участками акватории Дальневосточного морского заповедника. Расширение географии мини-круизов возможно за счет использования ресурсов морских участков Лазовского заповедника и самого северного в Приморском крае – Сихотэ-Алинского.

Как показал опыт работы туркомпаний, даже несмотря на дождливое и достаточно прохладное лето 2018 года были достаточно популярны однодневные экскурсионные морские мини-круизы по акватории залива Петра Великого с высадкой на о. Лисий, о. Путятин, острова архипелага императрицы Евгении, посещением бухт и о. Фуругельма на территории Морского заповедника. Сдерживающим фактором является и короткий сезон обслуживания туристов, который по-прежнему в крае связывают с возможностью пляжно-купального отдыха. Его продолжительность на самом юге Приморского края, ограниченная температурой воды не ниже 18 градусов по Цельсию, в отдельные годы может достигать 110 дней, но зачастую значительно сокращается частыми туманами и дождями.

Морские акватории и побережье Дальнего Востока интересны туристам, прежде всего, уникальной природой. Она сочетает разнообразие как субтропических видов растительного и животного мира побережья и морских акваторий, так и суровой природы заполярья и его обитателей, которых можно увидеть в их естественной среде обитания. Увидеть это великолепие природы можно, только используя возможности экспедиционного круизного туризма.

В мире такие экспедиционные круизы стали предлагаться, в отличие от морских круизов, недавно — чуть больше 20 лет назад. В России уже накоплен опыт организации уникальных круизов на севере европейской территории страны - вокруг островов Северного Ледовитого океана (Земли Франца Иосифа, Новой Земли), а также на Северный полюс из Мурманска.

Появился и первый опыт организации экскурсионных круизов на Дальнем Востоке – на побережье Чукотского автономного округа. Этот тур предусматривает посещение о. Врангеля, путешествие вдоль берегов Сахалина и Камчатки с посещением Командорских, Курильских островов. В июле-августе, когда прибрежная полоса моря свободна ото льда, туристам предлагается 15-дневное путешествие по маршруту, который начинается и заканчивается в порту Анадырь. Круизное судно огибает мыс Дежнева, производится высадка туристов на о. Врангеля, где можно увидеть белых сов, полярных крачек, чечеток, тюленей, моржей, сильных овцебыков и стада северных оленей, ну и если повезет – белого медведя, а затем — продолжить путешествие вдоль берегов северной Сибири. Высаживая туристов в местах проживания коренных народов Севера, гостям предлагается познакомиться с  бытом местных жителей, которые до сих пор, как их предки, охотятся на тюленей.

Реализация таких программ осуществляется на научно-исследовательском судне «Профессор Хромов», владельцем которого является "Гидрометфлот", оператор — "Дальневосточный региональный научно-исследовательский гидрометеорологический институт". Судно было полностью переоборудовано в 1998 году с расчетом на комфортабельное размещение до 50 пассажиров. Здесь есть ресторан, бар, салон для отдыха, библиотека, медицинский сервис и телефонная спутниковая связь для звонков и e-mail, а также лодки типа "Зодиак" и два вездехода на воздушной подушке. Это позволяет путешественникам жить и комфортно чувствовать себя на судне, знакомиться с уникальными природными объектами даже в особенно сложных для высадок местах дальневосточного побережья.

Опыт организации экспедиционных круизных путешествий в районы с более суровыми климатическими условиями (Арктика, Антарктика) есть у команды ледокола "Капитан Хлебников", приписанного к "Дальневосточному морскому пароходству". Переоборудованное с 1990 года для обслуживания круизных экскурсионных туров в Арктику и Антарктику судно имеет обустроенные каюты, кинозал, библиотеку, ресторан, тренажерный зал, бассейн и сауну. Оно позволяет доставить туристов в места с экстремальными условиями. В 2017 году туристы на его борту совершили путешествие из Анадыря вдоль северных берегов России в Мурманск, Норвегию, Гренландию, Арктику и Аляску.

Опыта организации морских экспедиционных круизов в современных условиях у представителей туристского бизнеса в Приморском крае нет, начинать все нужно фактически с нуля. Поэтому на первом этапе развития морского экспедиционного круизного туризма в Приморском крае целесообразнее задействовать уже имеющиеся в крае возможности – на судах с опытом морских экспедиционных круизов:- ледоколе "Капитан Хлебников" и теплоходе "Профессор Хромов". В настоящее время в департаменте туризма Приморского края уже обсуждается вопрос об организации круизных экспедиционных туров в Арктику на ледоколе "Капитан Хлебников" с отправлением из Владивостока.

Возможности судна "Профессор Хромов" и накопленного его командой во время путешествий в акваториях Охотского и Берегового морей опыта не только познакомит туристов с уникальной природой побережья Японского моря, но и расширит туристский сезон.

Круизный туризм - элитарный и достаточно дорогой вид туризма. На современном этапе важно предложить продукты, отвечающие потребностям туристов из азиатских стран, ориентируясь, прежде всего, на рынки Японии, Республики Корея, Китая, и, конечно же, туристов из регионов России. Организация круизной деятельности в Приморском крае требует профессиональной подготовки персонала, владеющего двумя-тремя языками и навыками обслуживания круизных туристов, гидов и экскурсоводов для работы с туристами по программам экспедиционных круизов.

Вопрос приобретения нового круизного судна с портом прописки Владивосток по-прежнему остается актуальным, но важно понимать, насколько сегодня такое предложение может быть коммерчески обосновано для края.