Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

От остального мира Россию не изолировать

EastRussia подводит итоги саммитов БРИКС и ШОС

Проведение саммитов БРИКС и ШОС в Уфе стало кульминацией российского председательства в этих двух авторитетных структурах, заявил Владимир Путин по итогам саммитов БРИКС и ШОС.

От остального мира Россию не изолировать

На эти два саммита собрались главы 15 государств, представляющих несколько континентов: Евразию, Африку и Южную Америку. "У каждой из этих стран свой путь развития, свои модели экономического роста, богатая история и культура. Именно в таком многообразии, в соединении традиций, безусловно, и кроется сила, огромный потенциал и БРИКС, и ШОС", - обобщил Владимир Путин на пресс-конференции по итогам саммитов БРИКС и ШОС. По сути, здесь присутствовали три организации - если считать еще и Евразийский экономический союз. Президент России провел 11 бесед с лидерами других государств и переговоры с участием лидера КНР и президента Монголии.

Одобренные по итогам саммита БРИКС документы - Уфимская декларация, План действий и Стратегия экономического партнерства - содержат конкретные договоренности по развитию объединения, укреплению его международного статуса. Положено начало практической работе финансовых институтов - Нового банка и Пула условных валютных резервов с совокупным капиталом в 200 млрд долларов. До конца года будет подготовлена специальная "дорожная карта" с перечнем совместных крупных проектов в области инфраструктуры, промышленности и сельского хозяйства. Договорились о подключении к работе представителей гражданского общества. Все будет открыто и понятно, т.к. появится специальный интернет-сайт - виртуальный секретариат БРИКС.

На завершившемся саммите ШОС (Шанхайской организации сотрудничества), в которую ранее входило шесть стран: Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан, было объявлено о начале приема в полноправные члены организации Пакистана и Индии — первом расширении организации за 15 лет существования. Это решение, по словам Путина, знаменует новый этап развития ШОС.

Кроме того, изменился статус Белоруссии: из страны-партнера по диалогу она перешла в категорию наблюдателей и теперь будет присутствовать на саммитах в таком статусе вместе с Ираном, Афганистаном и Монголией.

Статус партнера по диалогу получили: Азербайджан, Армения, Непал и Камбоджа. До этого партнеров по диалогу было всего двое - Турция и Шри-Ланка.

Желание в будущем присоединиться в разных статусах (наблюдателей и партнеров по диалогу) к ШОС выразили еще 11 государств: от Южной и Юго-Восточной Азии до Ближнего Востока.

Расширение не угроза

В преддверии саммита все представители стран-членов вполне определенно говорили о том, что на самом саммите будет дан старт процессу присоединения Пакистана и Индии к ШОС. Однако в день саммита президент Узбекистана Ислам Каримов на встрече с Владимиром Путиным попросил уточнить: «Как будет проходить процесс вступления этих двух государств [Индии и Пакистана], если считать, что эти государства не рядовые, а обладают ядерным оружием? Если смотреть через эту призму, то завтра их вступление в состав ШОС не просто изменит политическую карту, но, я думаю, может изменить и расстановку сил». «Ислам Абдуганиевич, а как будет смотреться: президент Узбекистана Каримов привел в ШОС Индию и Пакистан и создал новую политическую мировую реальность?» — ответил Путин (имея в виду, что к Узбекистану по окончании саммита в Уфе переходит председательство в ШОС).

Это обсуждение состоялось утром до начала совещаний в ШОС. К середине дня, когда лидеры собрались на расширенное заседание, сомнения Каримова были развеяны.

Вхождение Пакистана и Индии Ислам Каримов назвал вполне закономерным процессом, хотя напомнил, что в ШОС действуют правила приема новых членов: «Мы прекрасно понимаем, какой рубеж проходят они, если этот вопрос будет в ближайшее время решен положительно».

Таким образом, ШОС стала площадкой, на которой получили возможность общаться самые непримиримые соперники. Так, Индия и Пакистан с момента обретения независимости в 1949 году три раза вели полномасштабные войны и десятки раз сталкивались в конфликтах различного масштаба. Именно противостояние друг с другом подтолкнуло две страны к обретению статуса ядерных держав.

Все остальные участники ШОС отзывались о приеме Индии и Пакистана с большим оптимизмом. С их вступлением население стран ШОС составит 42% от мирового. Потенциал этих стран — подспорье для развития ШОС, считает президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев назвал решение «историческим». Лидеры присоединившихся стран отвечали более скромными словами. Премьер Индии Нарендра Моди и премьер Пакистана Наваз Шариф по отдельности поблагодарили за прием.

Напряженные отношения двух стран заставили журналистов перед саммитом интересоваться у главы МИД России Сергея Лаврова, не блокирует ли их прием работу организации и как это сможет повлиять на их двусторонние отношения. «Исходим из того, что чем больше форматов для общения и взаимодействия, тем больше возможности помочь преодолевать сохраняющиеся разногласия», — сказал накануне саммита Лавров. В ШОС и в нынешнем составе есть страны, между которыми существуют проблемы — и с водохозяйственными делами, и с энергетикой, отметил он.

Владимир Путин на итоговой пресс-конференции согласился с тем, что «чем больше членов организации, тем сложнее приходить к консенсусу». У соседей, по его словам, объективно много вопросов друг к другу, и историческая подоплека не всегда простая, но если общие решения имеют место, то они имеют значение.

Прежде чем стать полноправными членами ШОС, Индия и Пакистан должны будут ратифицировать 28 документов, в том числе договор о долгосрочном добрососедстве, пятая статья которого говорит, что стороны должны уважать принцип нерушимости границ, активно прилагать усилия «к укреплению доверия в военной области в приграничных районах, исходя из решимости превратить границы друг с другом в границы вечного мира и дружбы».

Однако на границах Киргизии, Узбекистана и Таджикистана до сих пор периодически происходят перестрелки с человеческими жертвами. Комментируя эти продолжающиеся конфликты, генсек ШОС Дмитрий Мезенцев уверил на брифинге, что институты организации, не вмешиваясь в двусторонние отношения, содействуют взаимодействию этих стран.

Российская сторона, которая, в отличие от других участников, считает ШОС не только экономическим, но и политическим союзом, очень рассчитывала, что наряду с Индией и Пакистаном его ряды в ближайшем будущем сможет пополнить и Иран. "Мы за то, чтобы саммит высказался за одобрение его заявки", - накануне говорил Сергей Лавров.

Очевидно, именно этот торжественный момент был одной из целей визита иранского лидера Хасана Рухани, но пробуксовка переговоров по ИЯП (Иранской ядерной программе) в Вене не позволила осуществиться этим планам. Делегация Тегерана спешно покинула Уфу еще вечером 9 июля, не дождавшись даже начала саммита. "Ситуация требует, чтобы президент и министр иностранных дел вплотную занялись переговорным процессом в Вене", - заявил оставшийся в Уфе представитель. А Дмитрий Песков заверил журналистов, что отъезд не был внезапным: "Нас предупредили".

ШОС ЗА Шелковый путь

До саммита самым обсуждаемым вопросом была перспектива активизации экономического взаимодействия внутри организации за счет сотрудничества стран Евразийского экономического союза и ШОС по реализации проектов, предлагаемых Китаем в рамках создания экономического пояса Шелкового пути. «Общее мнение России и Китая в том, что ШОС является весьма удобной и комфортной для всех площадкой для обсуждения конкретных аспектов такой инициативы», — рассказал накануне саммита Лавров. Речь идет не только о российско-китайском проекте, (он предложен лидерами двух стран), но должен иметь многостороннее измерение, заметил Лавров.

В последние годы страны обсуждали проект создания Банка развития организации. Однако подходы Китая и России были различны. Окончательно от идеи не отказались. Путин заявил о продолжении работы по созданию Банка развития и спецсчета ШОС, а также учреждении на базе Межбанковского объединения международного центра проектного финансирования. Он призвал активнее использовать и возможности уже действующих в регионе финансовых структур: Евразийского банка развития, Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и создаваемого Нового банка развития БРИКС.

Вместе с тем, в условиях появления такого количества финансовых институтов работа внутри ШОС пока активно не идет, надо сначала проанализировать, как можно использовать имеющийся потенциал, сказал один из членов российской делегации.

Несмотря на появление Нового банка БРИКС и других, Китай не отказывается от намерения создать и специальные финансовые инструменты ШОС. Председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что его страна поддерживает идею организации Банка развития ШОС и в целом готова удовлетворять инвестиционные потребности стран ШОС. Эту инициативу продолжает поддерживать и Таджикистан, о чем заявил президент Эмомали Рахмон.

По сообщению министра коммерции КНР Гао Хучэн, которое приводит ИА «Синьхуа», председатель КПК Си Цзиньпин на саммите выдвинул инициативу торгово-экономического сотрудничества из четырех пунктов, которая получила положительную реакцию со всех сторон.

Во-первых, расширение транспортно-коммуникационных возможностей в регионе. Китайская сторона намерена активизировать взаимодействие со всеми сторонами, в приоритетном порядке осуществить транспортно-коммуникационные проекты, по которым уже достигнуты договоренности, предоставить финансовое обеспечение для технико-экономического обоснования и планирования проектов, участвовать в сотрудничестве по финансированию и инвестированию в сфере проектирования и строительства. В ближайшие несколько лет следует направить усилия на строительство 4 тыс. км железных дорог, 10 тыс. км автодорог, чтобы в основном сформировать внутрирегиональную транспортно-коммуникационную структуру.

Во-вторых, укрепление сотрудничества по производственным мощностям. Китайская сторона намерена продвинуть создание в каждой из стран-членов парков сотрудничества, постоянно углублять сотрудничество по производственным мощностям в области нефтехимической промышленности, металлургии, производства оборудования, транспорта и логистики, сельскохозяйственного освоения и в других сферах, чтобы содействовать повышению уровня экономического развития всех стран.

В-третьих, предоставление финансовой и инвестиционной поддержки важным региональным проектам. Китайская сторона готова с помощью таких финансовых платформ, как Фонд Шелкового пути, Фонд экономического сотрудничества Китай-Евразия и других, удовлетворить нужды стран-членов ШОС в инвестициях, в приоритетном порядке наладить инвестиционное сотрудничество в сфере инфраструктуры, освоения ресурсов, промышленности и финансов.

В-четвертых, укрепление сотрудничества в создании потенциала. Китайская сторона активно реализует трехлетнюю программу подготовки 2 тыс. кадров для стран-членов ШОС /2015-2017/, одновременно намерена предоставить технологическую помощь в сфере промышленного планирования, технико-экономического обоснования крупных инфраструктурных проектов и др.

Ранее запустить сотрудничество на экономическом направлении, где у КНР на руках были сильные козыри, не получилось — Россия до последнего блокировала попытки создать Банк развития ШОС, опасаясь китайского доминирования, указывает руководитель программы «Россия в АТР» Московского центра Карнеги Александр Габуев. Эксперт настаивает на том, что до сих пор ШОС была слабо функционирующей структурой. Да и сейчас, как считает он: «Если после вступления Дели и Исламабада ШОС окончательно превратится в организацию, блестяще решающую крошечные задачи, но неспособную договориться по реально крупным проблемам, в Пекине не очень расстроятся. В конце концов, иметь крупную региональную организацию с 42% мирового населения, свыше 25% глобального ВВП, штаб-квартирой в Пекине и с другим китайским городом в названии – уже неплохой сувенир». Согласны с такой оценкой далеко не все, есть и другие экспертные мнения.

Появление инициативы в виде создания экономического пояса Шелкового пути было ответом на неэффективность экономического трека в ШОС, считает Александр Лукин, директор Центра Восточной Азии и ШОС МГИМО. С принятием Индии и Пакистана ШОС будет включать ведущие незападные государства Евразии, о ней можно будет говорить как о важнейшей структуре возникающего многополярного мира, своеобразной платформе, объединяющей евразийскую альтернативу Западной Европе, пишет Лукин в обзоре для дискуссионного клуба «Валдай».

«Если БРИКС превращается в представляющую интересы незападного мира альтернативу Западу в системе глобального управления (более узко — альтернативу «семерке» и «двадцатке»), то ШОС станет вторым незападным полюсом Евразии, но для соответствия своей новой роли ШОС, она должна серьезно измениться — превратиться из организации, занимающейся российско-китайским взаимодействием в Центральной Азии, в гораздо более серьезный интеграционный институт», - указывает Лукин

Пока организация не очень эффективна, больше похожа на клуб для обсуждения, но принятые по итогам саммита в Уфе документы, и заявления показывают, что она становится более динамичной, освобождаясь от громких деклараций, и может стать более адаптированной к решению экономических проблем и вопросов безопасности, полагает директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров.

Государства-члены ШОС отдельно поддержали в декларации инициативу Китая по созданию экономического пояса "Шелковый путь". Этот масштабный инфраструктурный проект, который должен связать китайский рынок с рынками Азии и Европы, вызывает опасения у некоторых экспертов, которые считают, что после его реализации влияние Китая в странах его прохождения, в том числе в Центральной Азии, будет доминирующим. Однако ШОС этих опасений не разделяет.

Как сказано в декларации, лидеры ШОС считают важным наладить консультации и информационный обмен между соответствующими ведомствами государств-членов ШОС по поводу развития "Шелкового пути".

Терроризм - угроза, но ИГ в итоговых документах не упоминается

Еще до начала саммита было известно, что лидеры намерены обсуждать угрозу, исходящую от террористической группировки "Исламское государство". Ее боевики, воюющие под знаменами радикального ислама, контролируют значительную территорию Ирака и Сирии. Угроза от ИГ особенно актуальна для ШОС, поскольку значительное число ее членов являются мусульманскими странами, а среди бойцов группировки - множество граждан из этих стран.

Однако в итоговых документах ИГ нигде не упомянуто. В декларации говорится, что страны ШОС будут наращивать усилия по противодействию "традиционным и нетрадиционным вызовам и угрозам безопасности", а также по обеспечению комплексной безопасности, прежде всего, борьбе с терроризмом. Кроме того, страны договорились совместно бороться с распространением радикальных идей через Интернет - главный источник влияния ИГ и других экстремистских организаций по всему миру.

"Государства-члены выразили серьезную озабоченность в связи с возрастанием масштабов международного терроризма и экстремизма, объединением усилий различных террористических группировок и выступают за наращивание совместной борьбы мирового сообщества с террористическими организациями в соответствии с резолюциями Совета безопасности ООН", - говорится в декларации.

Стратегия развития ШОС до 2025 года, также принятая на саммите, содержит больше конкретных предложений о борьбе с этими явлениями.

"Особое внимание будет уделяться сотрудничеству по вопросам противодействия деятельности международных террористических организаций (МТО), направленной на вовлечение граждан государств-членов в террористические, сепаратистские и экстремистские группы, налаживанию взаимодействия с соответствующими международными организациями и региональными объединениями по выявлению и перекрытию каналов перемещения лиц, прошедших террористическую подготовку для участия в вооруженных конфликтах на территории третьего государства на стороне МТО, а также выявлению таких лиц, возвращающихся на территорию государств-членов ШОС после прохождения подготовки или участия в вооруженных конфликтах на стороне МТО", - говорится в стратегии.

Кроме того, государства-члены договорились разработать специальную конвенцию ШОС по борьбе с экстремизмом.

При этом ШОС высказалась против любого вмешательство иностранных государств в конфликты на Ближнем Востоке и в Северной Африке. "Урегулирование политических кризисов в регионе Ближнего Востока и Северной Африки должно достигаться на основе взаимного уважения интересов, верховенства норм и принципов международного права без внешнего вмешательства", - говорится в декларации.

ШОС выступает за необходимость реформирования ООН и против расширения ПРО

ШОС так же, как и накануне БРИКС, выступила за необходимость реформирования ООН, которую критикуют за то, что она уже не представляет интересы всех стран, не может быстро реагировать на конфликты и слишком подвержена влиянию США и ее союзников.

"Государства-члены выступают за сохранение ключевого места Совета безопасности ООН в системе поддержания международного мира и безопасности, предусмотренной Уставом ООН. Они считают, что реформирование Совета безопасности ООН должно сделать его более представительным и действенным путем проведения максимально широких консультаций в рамках поиска пакетного решения интересов обеспечения сплоченности стран-членов ООН, без установления искусственных временных рамок в форсировании вариантов, не получивших широкой поддержки стран-членов ООН", - говорится в тексте уфимской декларации ШОС.

Кроме того, ШОС выступила за неукоснительное соблюдение положений договора о нераспространении ядерного оружия, развитие процесса ядерного разоружения в условиях равной и неделимой безопасности для всех, а также на содействие равноправному взаимовыгодному международному сотрудничеству в области использования ядерной энергии в мирных целях.

Отдельно ШОС высказалась по поводу развития систем противоракетной обороны, что является прямым отсылом к планам США выстроить вокруг России противоракетный щит, базирующийся в странах-членах НАТО. "Государства-члены убеждены, что одностороннее и неограниченное наращивание отдельными государствами или группами государств систем противоракетной обороны нанесет ущерб международной безопасности и дестабилизирует обстановку в мире. Они исходят из того, что вопросы, связанные с обеспечением всеобщей безопасности, необходимо решать при участии всех заинтересованных государств с использованием политико-дипломатических методов", - говорится в декларации.

Кроме того, ШОС высказалась за скорейшее восстановление мира на Украине, где на юго-востоке продолжаются столкновения между провозглашенными ДНР и ЛНР и официальным Киевом, на основе "полного и безусловного выполнения всеми сторонами минских договоренностей".

Российско-китайское партнерство – движущая сила ШОС

Вспомним, что ШОС была основана, как организация в 2001 году в качестве форума для урегулирования расхождений интересов России и Китая в Центральной Азии, но затем ее значение и степень влияния возросли. Являясь единственной крупной международной организацией, в состав которой не входит ни США, ни один из их союзников, ШОС часто использовалась Москвой или Пекином для противодействия распространению в регионе влияния США.

Нужно отметить, что учитывая то, что НАТО сворачивает свои операции в Афганистане, лидеры стран ШОС обдумывают возможность создания коалиции более мощных сил обеспечения безопасности для противодействия ожидаемому распространению в регионе исламистского экстремизма. А при том, что в этом году в состав организации войдут Индия и Пакистан, ШОС, вероятнее всего, сосредоточит свои усилия на дальнейшем расширении границ своего влияния в Евразии. В современной ситуации все более возрастающих угроз на территории Евразии – это очень важный момент, поскольку без поддержки ситуации безопасности и политической стабильности в регионе никаким планам экономического взаимодействия не суждено будет сбыться.

Однако, по оценкам специалистов, движущей силой в основе обеих организаций является развивающееся российско-китайское партнерство. Россия пытается создать на территории бывшего Советского Союза Евразийский экономический союз, а Китай расширяет проект «Экономический пояс Шелкового пути», предусматривающий инвестиции в этих регионах и развитие инфраструктуры. Россия и КНР договорились о сопряжении этих двух проектов и общем направлении их развития.

Утверждена Стратегия развития ШОС, в ней определены приоритеты деятельности до 2025 года по всем основным направлениям сотрудничества: от торгово-экономического взаимодействия до обеспечения региональной стабильности и своевременного реагирования на конфликты и кризисные ситуации.

Лидеры детально обсудили положение дел в Афганистане. Путин отметил активизацию боевиков "Исламского государства", "распространивших свои щупальца и на эту страну, что повышает угрозу безопасности на южных рубежах Шанхайской организации сотрудничества".

Было решено "не откладывая в долгий ящик" приступить к реализации Программы сотрудничества в борьбе с терроризмом и сепаратизмом на 2016-2018 годы, начать разработку конвенции ШОС по борьбе с экстремизмом. В специальном заявлении саммита отражены планы по противодействию наркоугрозе. На пресечение наркотрафика направлено и соглашение о сотрудничестве по пограничным вопросам.

Также лидеры договорились расширять экономическое направление в деятельности ШОС. Путин пригласил, представителей ШОС на Восточный экономический форум в сентябре во Владивостоке: «Пользуясь случаем, приглашаю представителей стран, ШОС прежде всего, конечно, представителей бизнес-сообщества, принять участие в Восточном экономическом форуме – он впервые состоится в сентябре этого года во Владивостоке», – отметил глава государства.

С 11 июля председательство в Организации переходит к Узбекистану, а следующий саммит ШОС пройдет в этой стране в сентябре 2016-го года.