Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

От ресурсов к добавленной стоимости

И. о. зампреда правительства — министра экономического развития Забайкалья Андрей Кефер – о поддержке и развитии малого и среднего бизнеса в регионе

Распоряжением правительства России Забайкальскому краю дополнительно выделено 500 млн рублей на поддержку предпринимательства. О том, какие еще меры государственной поддержки предусмотрены в Забайкалье для малого и среднего бизнеса, EastRussia рассказал и. о. зампреда регионального правительства — министра экономического развития Забайкалья Андрей Кефер.

От ресурсов к добавленной стоимости

- Андрей Иосифович, в 2019 году на территории Забайкальского края началась реализация национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Расскажите об этом подробнее.

- Объем ресурсов, который выделен Забайкальскому краю составляет 1,7 млрд рублей. Реализация этого проекта предполагает шестилетний период, рассчитанный на 2019-2024 годы. Ежегодный объем предоставляемых ресурсов варьируется от 250 до 280 млн рублей. При этом целевой показатель, который довел до региона Минэконоразвития РФ, заключается в необходимости создания дополнительных рабочих мест у субъектов малого и среднего предпринимательства. И он весьма амбициозный — 24 тыс. рабочих мест дополнительно. Можно долго рассуждать, влияет ли прямая поддержка на создание новых рабочих мест или нет. Тем не менее, практика показывает, что чем больше средств мы направляем на поддержку бизнеса, тем, соответственно, он себя лучше чувствуют, тем больше рабочих мест субъект малого и среднего бизнеса может создать, конвертировав эту поддержку в реальные проекты.

Сегодня губернатор Забайкальского края Александр Осипов ставит очень серьезные задачи. Он сам инициировал работу с федеральным центром по поводу привлечения дополнительных ресурсов. Мы сформировали письма в адрес председателя правительства РФ, в адрес Министерства экономического развития России. Итогом нашей работы явилось постановление о выделении краю дополнительно 500 млн рублей на поддержку малого и среднего предпринимательства. При этом мы не ставим самоцелью просто насытить этот проект деньгами. Нужно понимать, как эффективно их использовать.

- 500 млн рублей – это почти десятикратное увеличение финансовых ресурсов к уровню предыдущего года. А как поддерживал регион предпринимателей в предыдущие годы?

- Начиная с 2016 года, сумма поддержки малого и среднего бизнеса была весьма скромной. В 2016 году она составила 82 млн рублей, в 2017 году — 37 млн рублей, в 2018 году — 82 млн рублей. В 2019 году, исходя из того, что мы начали реализацию национального проекта, субъекту выделили 230 млн рублей из федерального бюджета. Совокупно с учетом софинансирования из бюджета субъекта сумма составила 752 млн рублей.

- Что, помимо дополнительного финансирования, планирует сделать правительство края, чтобы сделать ведение бизнеса предпринимателей более комфортным?

- Полученные средства позволят расширить доступ предпринимателей к льготному финансированию проектов, поддержку получат дополнительно около 200-250 бизнес-идей. Также отмечу, что в настоящее время действует льготная ставка кредитования под 3,5% для моногородов. Мы предлагаем расширить эти границы и внедрить льготное кредитование не только в моногородах, но и в приграничных районах. Мы считаем, что там есть очень серьезные точки роста и наибольшие вызовы, с учетом экономического положения этих районов. Субъекты, которые находятся в приграничных районах, получат возможность доступа к суперльготной ставке — 3,5%.

Кредитование до пяти млн рублей у нас было организовано для бизнеса со сроком действия более одного года, но при этом были отдельные ограничения по видам деятельности. Они касались оптовой и розничной торговли, и целого ряда других направлений. Мы полагаем, что это неправильно. Поэтому изменяем условий и предлагаем убрать все ограничения. Та же торговля, например, в труднодоступных районах края весьма сложна с точки зрения практической реализации. Мы предлагаем поддержать наших предпринимателей и таким образом.

Ну и третья позиция, которая уже нашла свое решение, касается того, при оценке возможности выдачи кредита, субъекты малого предпринимательства рассматривались в призме пятилетнего финансирования: кредитная история предпринимателя рассматривалась за пять лет, и если были какие-то нарушения, то бизнесмен был лишен возможности получения кредита. В то же время мы понимаем, что последние пять лет были для бизнеса весьма сложными. По каким-то объективным причинам кредитная история могла обрасти «помарками». Поэтому мы предлагаем сократить рассмотрение кредитной истории до одного года. Это даст очень серьезную возможность нашим предпринимателям получить доступ к льготному кредитованию.

Что мы ожидаем на выходе? Дополнительное финансирование, как я уже сказал выше, позволит нам поддержать более 200 проектов. Первый этап отбора уже начат. Эти шаги дадут возможность создать более 500 рабочих мест и как минимум сохранить около трех тыс. рабочих мест, которые с учетом существующей сегодня в регионе естественной динамики, могут быть потеряны. Это основной вызов.

- Назовите болевые точки, влияющие на развитие региона. Можно ли с ними справиться на уровне региона, или необходимо решение на уровне федерации?

- К сожалению, сколько бы мы не говорили, что инвестиционный климат, предпринимательский климат нужно в Забайкалье сохранять и активизировать, те объективные изменения в федеральном законодательстве, которые в последнее время происходили, очень болезненно влияют на самочувствие субъектов малого и среднего предпринимательства. Я имею в виду и сертификацию, и применение контрольно-кассовых машин, и новые подходы в применении ККТ, новые требования по пассажирским перевозкам. 

Понятно, что это все направлено на повышения безопасности и комфорта потребителей, но это сказывается довольно болезненно на самочувствии бизнеса с финансовой точки зрения. Поэтому мы продолжаем работу по созданию общественных советов. Из десяти органов, которые обладают контрольными полномочиями, на этот день общественные советы созданы во всех. Причем сделано это не формально, а с активным участием предпринимательского сообщества. Это дает нам возможность буквально в ежедневном режиме обсуждать многие острые моменты и оперативно решать их.

Анализируя последние изменения в федеральном законодательстве, хочу сказать, что есть и позитивные сдвиги. Прошли изменения в Налоговый кодекс, касающиеся изменения сроков уплаты транспортного налога. Раньше срок уплаты был первого февраля, что было достаточно тяжело для предпринимателей. Теперь он перенесен на 31 марта, то есть у бизнеса есть целый первый квартал, чтобы консолидировать финансовые средства и заплатить транспортный налог. Предприниматели уже позитивно встретили это изменение.

Далее, налог на имущество организаций. Последними изменениями в Налоговом кодексе отменено обязательное условие по предоставлению налоговых деклараций. То есть если раньше бизнес должен был рассчитать налог на имущество, предоставить налоговую декларацию и заплатить, то теперь он платит без предоставления налоговой декларации, делая расчеты на своей площадке. Это рискориентированный подход, некое отступление от правил — бизнес берет на себя обязательство по ответственному отношению к уплате налогов. Рассматривая эти и другие вопросы на площадке общественных советов с участием предпринимательского сообщества, мы уверены, что инвестиционный климат и самочувствие бизнеса на территории Забайкальского края будут изменены в лучшую сторону в самое ближайшее время.



- А какие факторы отрицательно сказываются на инвестиционной привлекательности региона?

- Откровенно скажу, что мы неоднократно встречались с предпринимателями Забайкалья, в том числе и для того, чтобы ранжировать те причины, которые мешают развиваться бизнесу. Причины характерны больше для страны в целом, чем только для Забайкалья конкретно. В качестве причины номер один бизнес называет высокую налоговую нагрузку. Формируя свои предложения по опережающему развитию субъектов ДФО, мы также сформировали часть предложений, касающихся льготного режима налогообложения для субъектов ДФО. В этой части мы весьма серьезно надеемся на преференциальный режим, который получают наши резиденты при вхождении в ТОР. Можно долго дискутировать по поводу льготы по налогу на прибыль, так как у новых производств прибыли априори нет. Но то, что на 30% снижаются платежи в социальные фонды, дает мощнейший толчок для развития бизнеса. Называют и тарифы на электро- и теплоэнергию, но не так часто.

Чаще одной из причин называется отсутствие длинных дешевых средств. Мы сейчас предоставляем кредиты на 36 месяцев, что на самом деле этого действительно недостаточно. Минимум инвестиционные кредиты должны предоставляться на семь-десять лет. Это комфортный срок для бизнеса, который позволит не только начать ведение собственного дела, но и успешно его развивать.

- На ваш взгляд, какие самые сложные в плане развития предпринимательства сферы в Забайкальском крае?

- Труднее всего развивается перерабатывающий, не сырьевой сектор, то есть это реальное производство. И здесь губернатор ориентирует нас на создание максимально комфортных условий. Сырьевой сектор очень часто развивается независимо от нас. Заходят крупные компании, занимаются добычей руды. А вот перерабатывающий сектор, производство, например, сборка или машиностроение – это серьезный вызов для нас. В Забайкалье сегодня есть проблемные активы, связанные именно с этим — Машзавод, завод горного оборудования и ряд других объектов. По каждому такому случаю, мы работаем индивидуально, пытаемся привлечь к этим проектам инвесторов. Найти крупные компании, которые встроили бы в свой бизнес наши местные производства.

- Через какие площадки предприниматели могут воспользоваться финансовой помощью?

- Основная площадка — это Фонд поддержки малого предпринимательства. В этой связи хочу анонсировать создание Центра «Мой бизнес». Мы с коллегами подсчитали, что сейчас на территории Забайкальского края работает 19 инфраструктурных организаций, оказывающих поддержку бизнесу, включая консультационную и микрофинансовую помощь. На наш взгляд, это хорошо, но предприниматели зачастую не знают, куда им обратиться. Мы сейчас создаем единый офис, который в режиме «одного окна» позволит, образно выражаясь взять предпринимателя за руку, провести его по всем структурам, которые будут в этом месте сосредоточены, чтобы он получил комплексную поддержку. Хочу обратиться к предпринимателям, и попросить проявлять максимальную активность, обращаясь в Фонд поддержки малого предпринимательства.

Наша задача, обеспечить полное сопровождение, ведь родить ребенка – это полдела, на самом деле его нужно воспитать и выучить. Именно такой подход мы сейчас культивируем в работе с предпринимателями.

- Как вы оцениваете инвестиционный климат в Забайкальском крае и чем, на ваш взгляд, мы можем привлечь потенциальных инвесторов?

- На мой взгляд, эволюционные проблемы, которые у нас были, например, недофинансирование отраслей социальной сферы, отраслей инфраструктурного развития, конечно же, давали отрицательные сигналы, в том числе и бизнесу, который видел, что денег хронически не хватает. Шло сжимание, сокращение. Мы надеемся, что с учетом реализации национальных проектов, с учетом позиции главы региона бизнес станет от нас получать абсолютно противоположные сигналы. Например, в рамках реализации проектов — центры экономического роста — мы уже сейчас начали проектирование объектов, чтобы бизнес понимал, на каких площадках мы будем строить в следующем году, какие ремонтировать и соответственно подстраивал свои инфраструктурные, финансовые возможности к обязательному участию в конкурсах на строительство, ремонт и другие виды работ.

Сейчас значительно активизировалась работа по всем направлениям. И налоговая инспекция создала хороший работоспособный общественный совет, где рассматриваются все возникающие ситуации, при прокуратуре края каждая ситуация разбирается вручную и совместно члены совета пытаются найти законное решение по каждому вопросу. Необходимо не отмахнуться от бизнеса, а действенно помочь в решении ситуации. Находим возможности по реструктуризации задолженности, по заключению мировых соглашений, что дает возможности бизнесу сохранить предприятие и рабочие места. Есть, конечно, и проблемы, но оживление внимания присутствует на всех этапах.

- Назовите перспективные направления развития экономики в районах края.

- Районы весьма неоднородные, в том числе и по своему социально-экономическому развитию. Совсем недавно мы проводили инвестиционную сессию в Забайкальском районе, было хорошее выездное мероприятие. Мы посмотрели возможности реализации плана по инфраструктурному развитию Забайкальского района, развитию его предпринимательской, социальной сферы, дорог, тепло-, водообеспечению. В этот план в качестве источника развития мы постарались заложить возможное развитие инвестиционных проектов. В первую очередь, это аграрное производство, и все, что связано с приграничной территорией — инвестиции в туризм, торговую сферу. Мы сейчас пытаемся не просто обозначить проблему, но и через инвестиционные проекты обеспечить районы ресурсами для решения этих проблем, в том числе и ремонта объектов бюджетного сектора. Рассматриваем все в комплексе. Надеюсь, получится жизненная конструкция, которую мы в дальнейшем намерены типизировать на другие районы Забайкалья.

- Сегодня закладывается будущее экономики Забайкальского края, определяя развитие региона на ближайшие десятилетия. Забайкалье так и останется сырьевым регионом или есть направления не связанные исключительно с сырьем?

- Наша задача ситуацию изменить, но пока вектор развития абсолютно сырьевой. Пока наши ожидания связаны с ТОРами, сейчас создано Министерство инвестиционного развития края, которое в ежедневном режиме занимается «просеиванием руды и извлечением золотого песка». Я уверен, что работа наших коллег приведет нас к результату и Забайкалье из абсолютно ресурсного региона будет получать от бизнеса и добавленную стоимость.