Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
And about. Deputy Chairman of the Government - Minister of Economic Development of Transbaikalia Andrey Kefer - on support and development of small and medium-sized businesses in the region - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

From resources to value added

And about. Deputy Chairman of the Government - Minister of Economic Development of Transbaikalia Andrey Kefer - on the support and development of small and medium-sized businesses in the region

By order of the Russian government, the Trans-Baikal Territory additionally allocated 500 million rubles to support entrepreneurship. EastRussia also spoke about what other state support measures are provided in Transbaikalia for small and medium-sized businesses. about. deputy chairman of the regional government - Minister of Economic Development of Transbaikalia Andrey Kefer.

From resources to value added

- Andrei Iosifovich, in 2019 in the Trans-Baikal Territory, the implementation of the national project “Small and Medium-sized Enterprises and Support for Individual Entrepreneurship Initiatives” began. Tell us more about this.

- The amount of resources allocated to the Trans-Baikal Territory is 1,7 billion rubles. The implementation of this project involves a six-year period, designed for 2019-2024 years. The annual volume of provided resources varies from 250 to 280 million rubles. At the same time, the target indicator, which brought to the region the Ministry of Economic Development of the Russian Federation, is the need to create additional jobs for small and medium-sized enterprises. And he is very ambitious - 24 thousand additional jobs. You can argue for a long time whether direct support affects the creation of new jobs or not. Nevertheless, practice shows that the more money we spend on supporting a business, the correspondingly it feels better, the more jobs a small and medium business can create by converting this support into real projects.

Today, the Governor of the Trans-Baikal Territory, Alexander Osipov, poses very serious tasks. He himself initiated work with the federal center on attracting additional resources. We formed letters to the Chairman of the Government of the Russian Federation, to the Ministry of Economic Development of Russia. The result of our work was the decision to allocate an additional 500 million rubles to the region to support small and medium-sized enterprises. At the same time, we do not set an end in itself simply to saturate this project with money. You need to understand how to use them effectively.

- 500 million rubles is an almost tenfold increase in financial resources to the level of the previous year. And how did the region support entrepreneurs in previous years?

- Starting from 2016 of the year, the amount of support for small and medium-sized businesses has been very modest. In the 2016 year, it amounted to 82 million rubles, in the 2017 year - 37 million rubles, in the 2018 year - 82 million rubles. In the 2019 year, based on the fact that we began the implementation of the national project, the subject was allocated 230 million rubles from the federal budget. Together with co-financing from the budget of the subject, the amount amounted to 752 million rubles.

- What, in addition to additional financing, does the regional government plan to do to make the business of entrepreneurs more comfortable?

- The funds received will allow expanding the access of entrepreneurs to preferential financing of projects, additional support will be given to about 200-250 business ideas. I also note that currently there is a preferential lending rate at 3,5% for single-industry towns. We propose expanding these borders and introducing soft loans not only in single-industry towns, but also in border regions. We believe that there are very serious growth points and the greatest challenges, given the economic situation in these areas. Entities located in the border areas will have the opportunity to access the super-preferential rate - 3,5%.

Lending to five million rubles was organized for businesses with a validity period of more than one year, but there were some restrictions on the types of activities. They concerned wholesale and retail trade, and a number of other directions. We believe that this is wrong. Therefore, we change the conditions and offer to remove all restrictions. The same trade, for example, in hard-to-reach areas of the region is very difficult from the point of view of practical implementation. We offer to support our entrepreneurs and in this way.

Well, the third position, which has already found its solution, concerns the fact that when assessing the possibility of issuing a loan, small businesses were considered in the prism of five-year financing: the credit history of the entrepreneur was examined over five years, and if there were any irregularities, the businessman was deprived of the opportunity obtaining a loan. At the same time, we understand that the last five years have been very difficult for business. For some objective reasons, credit history could grow into “blots”. Therefore, we suggest reducing the consideration of credit history to one year. This will provide a very serious opportunity for our entrepreneurs to gain access to soft loans.

What do we expect at the exit? Additional financing, as I said above, will allow us to support more than 200 projects. The first stage of selection has already begun. These steps will make it possible to create more than 500 jobs and at least save about three thousand jobs, which, given the current natural dynamics in the region, may be lost. This is the main challenge.

- What are the pain points that affect the development of the region. Is it possible to cope with them at the regional level, or is a solution at the federal level necessary?

- Unfortunately, no matter how much we say that the investment climate and the business climate in Transbaikalia need to be maintained and intensified, the objective changes in federal legislation that have recently taken place have a very painful effect on the well-being of small and medium-sized businesses. I mean certification, and the use of cash registers, and new approaches to the use of CCPs, new requirements for passenger transportation.

It is clear that this is all aimed at improving the safety and comfort of consumers, but this affects the health of the business quite financially. Therefore, we continue to work on the creation of public councils. Out of ten bodies that have supervisory powers, public councils have been created in all of them on this day. Moreover, this was done not formally, but with the active participation of the entrepreneurial community. This gives us the opportunity to literally daily discuss many critical issues and quickly solve them.

Analyzing the latest changes in federal legislation, I want to say that there are positive changes as well. Changes to the Tax Code regarding changes in the terms of payment of transport tax have been passed. Previously, the due date was February 1, which was hard enough for entrepreneurs. Now it has been transferred to 31 in March, that is, the business has the whole first quarter to consolidate financial resources and pay the transport tax. Entrepreneurs have already welcomed this change.

Further, property tax organizations. The latest amendments to the Tax Code abolished the prerequisite for the submission of tax returns. That is, if earlier a business had to calculate property tax, provide a tax return and pay, now it pays without providing a tax return, making calculations on its site. This is a risk-based approach, a certain deviation from the rules - the business assumes an obligation to pay taxes in a responsible manner. Considering these and other issues at the site of public councils with the participation of the business community, we are confident that the investment climate and the well-being of business in the Trans-Baikal Territory will be changed for the better in the very near future.



- And what factors negatively affect the investment attractiveness of the region?

- Frankly, I have repeatedly met with entrepreneurs of Transbaikalia, including in order to rank the reasons that impede the development of business. The reasons are characteristic more for the country as a whole than for Transbaikalia specifically. As a reason, the number one business calls the high tax burden. Formulating our proposals for the accelerated development of the Far Eastern Federal District, we also formed part of the proposals regarding the preferential tax regime for the Far Eastern Federal District. In this part, we very seriously hope for the preferential regime that our residents receive when entering the TOP. You can discuss for a long time about the benefits of income tax, as new industries have a priori no profit. But the fact that payments to social funds are reduced by 30% gives a powerful impetus to business development. They also call tariffs for electricity and heat, but not so often.

More often one of the reasons is the lack of long, cheap products. We now provide loans for 36 months, which is actually really not enough. Minimum investment loans must be granted for seven to ten years. This is a comfortable period for business, which will not only allow you to start your own business, but also successfully develop it.

- In your opinion, what are the most difficult areas in terms of entrepreneurship development in the Trans-Baikal Territory?

- The processing, non-raw materials sector is the most difficult to develop, that is, it is real production. And here the governor guides us to create the most comfortable conditions. The commodity sector very often develops independently of us. Large companies come in and are engaged in ore mining. But the processing sector, production, for example, assembly or engineering is a serious challenge for us. In Transbaikalia today there are distressed assets associated precisely with this - Mashzavod, a mining equipment plant, and a number of other facilities. For each such case, we work individually, trying to attract investors to these projects. Find large companies that would integrate our local production into their business.

- Through which platforms can entrepreneurs take advantage of financial assistance?

- The main platform is the Small Business Support Fund. In this regard, I want to announce the creation of the My Business Center. My colleagues and I calculated that now in the territory of the Trans-Baikal Territory there are 19 infrastructure organizations providing business support, including consulting and microfinance assistance. In our opinion, this is good, but entrepreneurs often do not know where to turn to them. We are now creating a single office, which in “single window” mode will allow, figuratively speaking, to take the entrepreneur by the hand, to conduct him through all the structures that will be concentrated in this place so that he receives comprehensive support. I want to appeal to entrepreneurs, and ask to be as active as possible by contacting the Small Business Support Fund.

Our task is to provide full support, because giving birth to a child is half the battle, in fact, it needs to be educated and learned. This is the approach we are currently cultivating in working with entrepreneurs.

- How do you assess the investment climate in the Trans-Baikal Territory and how, in your opinion, can we attract potential investors?

- In my opinion, the evolutionary problems that we had, for example, underfunding of the social sectors, sectors of infrastructure development, of course, gave negative signals, including to the business, which saw that money was chronically short. There was a contraction, contraction. We hope that, taking into account the implementation of national projects, taking into account the position of the head of the region, business will receive completely opposite signals from us. For example, in the framework of projects - centers of economic growth - we have already begun designing facilities so that business understands on which sites we will build next year, which ones to repair, and accordingly adjust its infrastructure, financial capabilities for mandatory participation in tenders for construction, repair and other types of work.

Now work in all directions has intensified significantly. And the tax inspectorate created a good workable public council where all situations that arise are considered, with the prosecutor's office of the region, each situation is sorted out manually and together the council members are trying to find a legal solution to each issue. It is necessary not to wave away business, but to effectively help in solving the situation. We find opportunities for debt restructuring, for the conclusion of amicable agreements, which makes it possible for businesses to save the enterprise and jobs. There are, of course, problems, but a revival of attention is present at all stages.

- What are the promising areas of economic development in the regions.

- The areas are very heterogeneous, including in their socio-economic development. Most recently, we held an investment session in the Trans-Baikal region, there was a good visiting event. We looked at the possibilities of implementing the plan for the infrastructural development of the Trans-Baikal region, the development of its entrepreneurial, social sphere, roads, heat, water supply. In this plan, as a source of development, we tried to lay the possible development of investment projects. First of all, this is agricultural production, and all that is connected with the border territory is investment in tourism and trade. We are now trying not only to identify the problem, but also through investment projects to provide the regions with resources to solve these problems, including the repair of public sector facilities. We consider everything in a complex. I hope that we get a vital construct, which we intend to further type on to other regions of Transbaikalia.

- Today, the future of the economy of the Trans-Baikal Territory is being laid, determining the development of the region for the coming decades. Will Transbaikalia remain a raw material region, or are there directions not exclusively related to raw materials?

- Our task is to change the situation, but so far the development vector is absolutely raw. While our expectations are related to ASEZs, the Ministry of Investment Development of the Territory has now been created, which is daily engaged in "screening of ore and extraction of gold sand." I am sure that the work of our colleagues will lead us to the result and Transbaikalia from an absolutely resource region will receive value added from business.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

От ресурсов к добавленной стоимости

И. о. зампреда правительства — министра экономического развития Забайкалья Андрей Кефер – о поддержке и развитии малого и среднего бизнеса в регионе

Распоряжением правительства России Забайкальскому краю дополнительно выделено 500 млн рублей на поддержку предпринимательства. О том, какие еще меры государственной поддержки предусмотрены в Забайкалье для малого и среднего бизнеса, EastRussia рассказал и. о. зампреда регионального правительства — министра экономического развития Забайкалья Андрей Кефер.

От ресурсов к добавленной стоимости

- Андрей Иосифович, в 2019 году на территории Забайкальского края началась реализация национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Расскажите об этом подробнее.

- Объем ресурсов, который выделен Забайкальскому краю составляет 1,7 млрд рублей. Реализация этого проекта предполагает шестилетний период, рассчитанный на 2019-2024 годы. Ежегодный объем предоставляемых ресурсов варьируется от 250 до 280 млн рублей. При этом целевой показатель, который довел до региона Минэконоразвития РФ, заключается в необходимости создания дополнительных рабочих мест у субъектов малого и среднего предпринимательства. И он весьма амбициозный — 24 тыс. рабочих мест дополнительно. Можно долго рассуждать, влияет ли прямая поддержка на создание новых рабочих мест или нет. Тем не менее, практика показывает, что чем больше средств мы направляем на поддержку бизнеса, тем, соответственно, он себя лучше чувствуют, тем больше рабочих мест субъект малого и среднего бизнеса может создать, конвертировав эту поддержку в реальные проекты.

Сегодня губернатор Забайкальского края Александр Осипов ставит очень серьезные задачи. Он сам инициировал работу с федеральным центром по поводу привлечения дополнительных ресурсов. Мы сформировали письма в адрес председателя правительства РФ, в адрес Министерства экономического развития России. Итогом нашей работы явилось постановление о выделении краю дополнительно 500 млн рублей на поддержку малого и среднего предпринимательства. При этом мы не ставим самоцелью просто насытить этот проект деньгами. Нужно понимать, как эффективно их использовать.

- 500 млн рублей – это почти десятикратное увеличение финансовых ресурсов к уровню предыдущего года. А как поддерживал регион предпринимателей в предыдущие годы?

- Начиная с 2016 года, сумма поддержки малого и среднего бизнеса была весьма скромной. В 2016 году она составила 82 млн рублей, в 2017 году — 37 млн рублей, в 2018 году — 82 млн рублей. В 2019 году, исходя из того, что мы начали реализацию национального проекта, субъекту выделили 230 млн рублей из федерального бюджета. Совокупно с учетом софинансирования из бюджета субъекта сумма составила 752 млн рублей.

- Что, помимо дополнительного финансирования, планирует сделать правительство края, чтобы сделать ведение бизнеса предпринимателей более комфортным?

- Полученные средства позволят расширить доступ предпринимателей к льготному финансированию проектов, поддержку получат дополнительно около 200-250 бизнес-идей. Также отмечу, что в настоящее время действует льготная ставка кредитования под 3,5% для моногородов. Мы предлагаем расширить эти границы и внедрить льготное кредитование не только в моногородах, но и в приграничных районах. Мы считаем, что там есть очень серьезные точки роста и наибольшие вызовы, с учетом экономического положения этих районов. Субъекты, которые находятся в приграничных районах, получат возможность доступа к суперльготной ставке — 3,5%.

Кредитование до пяти млн рублей у нас было организовано для бизнеса со сроком действия более одного года, но при этом были отдельные ограничения по видам деятельности. Они касались оптовой и розничной торговли, и целого ряда других направлений. Мы полагаем, что это неправильно. Поэтому изменяем условий и предлагаем убрать все ограничения. Та же торговля, например, в труднодоступных районах края весьма сложна с точки зрения практической реализации. Мы предлагаем поддержать наших предпринимателей и таким образом.

Ну и третья позиция, которая уже нашла свое решение, касается того, при оценке возможности выдачи кредита, субъекты малого предпринимательства рассматривались в призме пятилетнего финансирования: кредитная история предпринимателя рассматривалась за пять лет, и если были какие-то нарушения, то бизнесмен был лишен возможности получения кредита. В то же время мы понимаем, что последние пять лет были для бизнеса весьма сложными. По каким-то объективным причинам кредитная история могла обрасти «помарками». Поэтому мы предлагаем сократить рассмотрение кредитной истории до одного года. Это даст очень серьезную возможность нашим предпринимателям получить доступ к льготному кредитованию.

Что мы ожидаем на выходе? Дополнительное финансирование, как я уже сказал выше, позволит нам поддержать более 200 проектов. Первый этап отбора уже начат. Эти шаги дадут возможность создать более 500 рабочих мест и как минимум сохранить около трех тыс. рабочих мест, которые с учетом существующей сегодня в регионе естественной динамики, могут быть потеряны. Это основной вызов.

- Назовите болевые точки, влияющие на развитие региона. Можно ли с ними справиться на уровне региона, или необходимо решение на уровне федерации?

- К сожалению, сколько бы мы не говорили, что инвестиционный климат, предпринимательский климат нужно в Забайкалье сохранять и активизировать, те объективные изменения в федеральном законодательстве, которые в последнее время происходили, очень болезненно влияют на самочувствие субъектов малого и среднего предпринимательства. Я имею в виду и сертификацию, и применение контрольно-кассовых машин, и новые подходы в применении ККТ, новые требования по пассажирским перевозкам. 

Понятно, что это все направлено на повышения безопасности и комфорта потребителей, но это сказывается довольно болезненно на самочувствии бизнеса с финансовой точки зрения. Поэтому мы продолжаем работу по созданию общественных советов. Из десяти органов, которые обладают контрольными полномочиями, на этот день общественные советы созданы во всех. Причем сделано это не формально, а с активным участием предпринимательского сообщества. Это дает нам возможность буквально в ежедневном режиме обсуждать многие острые моменты и оперативно решать их.

Анализируя последние изменения в федеральном законодательстве, хочу сказать, что есть и позитивные сдвиги. Прошли изменения в Налоговый кодекс, касающиеся изменения сроков уплаты транспортного налога. Раньше срок уплаты был первого февраля, что было достаточно тяжело для предпринимателей. Теперь он перенесен на 31 марта, то есть у бизнеса есть целый первый квартал, чтобы консолидировать финансовые средства и заплатить транспортный налог. Предприниматели уже позитивно встретили это изменение.

Далее, налог на имущество организаций. Последними изменениями в Налоговом кодексе отменено обязательное условие по предоставлению налоговых деклараций. То есть если раньше бизнес должен был рассчитать налог на имущество, предоставить налоговую декларацию и заплатить, то теперь он платит без предоставления налоговой декларации, делая расчеты на своей площадке. Это рискориентированный подход, некое отступление от правил — бизнес берет на себя обязательство по ответственному отношению к уплате налогов. Рассматривая эти и другие вопросы на площадке общественных советов с участием предпринимательского сообщества, мы уверены, что инвестиционный климат и самочувствие бизнеса на территории Забайкальского края будут изменены в лучшую сторону в самое ближайшее время.



- А какие факторы отрицательно сказываются на инвестиционной привлекательности региона?

- Откровенно скажу, что мы неоднократно встречались с предпринимателями Забайкалья, в том числе и для того, чтобы ранжировать те причины, которые мешают развиваться бизнесу. Причины характерны больше для страны в целом, чем только для Забайкалья конкретно. В качестве причины номер один бизнес называет высокую налоговую нагрузку. Формируя свои предложения по опережающему развитию субъектов ДФО, мы также сформировали часть предложений, касающихся льготного режима налогообложения для субъектов ДФО. В этой части мы весьма серьезно надеемся на преференциальный режим, который получают наши резиденты при вхождении в ТОР. Можно долго дискутировать по поводу льготы по налогу на прибыль, так как у новых производств прибыли априори нет. Но то, что на 30% снижаются платежи в социальные фонды, дает мощнейший толчок для развития бизнеса. Называют и тарифы на электро- и теплоэнергию, но не так часто.

Чаще одной из причин называется отсутствие длинных дешевых средств. Мы сейчас предоставляем кредиты на 36 месяцев, что на самом деле этого действительно недостаточно. Минимум инвестиционные кредиты должны предоставляться на семь-десять лет. Это комфортный срок для бизнеса, который позволит не только начать ведение собственного дела, но и успешно его развивать.

- На ваш взгляд, какие самые сложные в плане развития предпринимательства сферы в Забайкальском крае?

- Труднее всего развивается перерабатывающий, не сырьевой сектор, то есть это реальное производство. И здесь губернатор ориентирует нас на создание максимально комфортных условий. Сырьевой сектор очень часто развивается независимо от нас. Заходят крупные компании, занимаются добычей руды. А вот перерабатывающий сектор, производство, например, сборка или машиностроение – это серьезный вызов для нас. В Забайкалье сегодня есть проблемные активы, связанные именно с этим — Машзавод, завод горного оборудования и ряд других объектов. По каждому такому случаю, мы работаем индивидуально, пытаемся привлечь к этим проектам инвесторов. Найти крупные компании, которые встроили бы в свой бизнес наши местные производства.

- Через какие площадки предприниматели могут воспользоваться финансовой помощью?

- Основная площадка — это Фонд поддержки малого предпринимательства. В этой связи хочу анонсировать создание Центра «Мой бизнес». Мы с коллегами подсчитали, что сейчас на территории Забайкальского края работает 19 инфраструктурных организаций, оказывающих поддержку бизнесу, включая консультационную и микрофинансовую помощь. На наш взгляд, это хорошо, но предприниматели зачастую не знают, куда им обратиться. Мы сейчас создаем единый офис, который в режиме «одного окна» позволит, образно выражаясь взять предпринимателя за руку, провести его по всем структурам, которые будут в этом месте сосредоточены, чтобы он получил комплексную поддержку. Хочу обратиться к предпринимателям, и попросить проявлять максимальную активность, обращаясь в Фонд поддержки малого предпринимательства.

Наша задача, обеспечить полное сопровождение, ведь родить ребенка – это полдела, на самом деле его нужно воспитать и выучить. Именно такой подход мы сейчас культивируем в работе с предпринимателями.

- Как вы оцениваете инвестиционный климат в Забайкальском крае и чем, на ваш взгляд, мы можем привлечь потенциальных инвесторов?

- На мой взгляд, эволюционные проблемы, которые у нас были, например, недофинансирование отраслей социальной сферы, отраслей инфраструктурного развития, конечно же, давали отрицательные сигналы, в том числе и бизнесу, который видел, что денег хронически не хватает. Шло сжимание, сокращение. Мы надеемся, что с учетом реализации национальных проектов, с учетом позиции главы региона бизнес станет от нас получать абсолютно противоположные сигналы. Например, в рамках реализации проектов — центры экономического роста — мы уже сейчас начали проектирование объектов, чтобы бизнес понимал, на каких площадках мы будем строить в следующем году, какие ремонтировать и соответственно подстраивал свои инфраструктурные, финансовые возможности к обязательному участию в конкурсах на строительство, ремонт и другие виды работ.

Сейчас значительно активизировалась работа по всем направлениям. И налоговая инспекция создала хороший работоспособный общественный совет, где рассматриваются все возникающие ситуации, при прокуратуре края каждая ситуация разбирается вручную и совместно члены совета пытаются найти законное решение по каждому вопросу. Необходимо не отмахнуться от бизнеса, а действенно помочь в решении ситуации. Находим возможности по реструктуризации задолженности, по заключению мировых соглашений, что дает возможности бизнесу сохранить предприятие и рабочие места. Есть, конечно, и проблемы, но оживление внимания присутствует на всех этапах.

- Назовите перспективные направления развития экономики в районах края.

- Районы весьма неоднородные, в том числе и по своему социально-экономическому развитию. Совсем недавно мы проводили инвестиционную сессию в Забайкальском районе, было хорошее выездное мероприятие. Мы посмотрели возможности реализации плана по инфраструктурному развитию Забайкальского района, развитию его предпринимательской, социальной сферы, дорог, тепло-, водообеспечению. В этот план в качестве источника развития мы постарались заложить возможное развитие инвестиционных проектов. В первую очередь, это аграрное производство, и все, что связано с приграничной территорией — инвестиции в туризм, торговую сферу. Мы сейчас пытаемся не просто обозначить проблему, но и через инвестиционные проекты обеспечить районы ресурсами для решения этих проблем, в том числе и ремонта объектов бюджетного сектора. Рассматриваем все в комплексе. Надеюсь, получится жизненная конструкция, которую мы в дальнейшем намерены типизировать на другие районы Забайкалья.

- Сегодня закладывается будущее экономики Забайкальского края, определяя развитие региона на ближайшие десятилетия. Забайкалье так и останется сырьевым регионом или есть направления не связанные исключительно с сырьем?

- Наша задача ситуацию изменить, но пока вектор развития абсолютно сырьевой. Пока наши ожидания связаны с ТОРами, сейчас создано Министерство инвестиционного развития края, которое в ежедневном режиме занимается «просеиванием руды и извлечением золотого песка». Я уверен, что работа наших коллег приведет нас к результату и Забайкалье из абсолютно ресурсного региона будет получать от бизнеса и добавленную стоимость.