Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

From gathering to growing

Experts evaluated the trend of the revival of marine gardens in the Far East

The potential success of aquaculture in Russia is almost guaranteed by nature itself, and its deplorable state can only be explained by the fact that business has always found easier ways to generate income. Today, finally, these prospects can be translated into reality - the industry has emerged from many years of stagnation and quickly went into growth: this is facilitated by the legislative framework and state support for development, moreover, Chinese businessmen are ready to seriously invest in it. Thus, two of the three components (according to Marx) of surplus value - land and capital - are already there, it remains to find work somewhere.

From gathering to growing
Photo: TASS, Photobank VEF
SLOW ACCELERATION
Mariculture (and, more broadly, aquaculture) in Russia is an industry with a difficult fate: in terms of way of life, it is more likely related to agriculture than fishing, but is part of the responsibility of the Federal Fisheries Agency, it has always remained on the sidelines, as in the allocation water area and in the regulatory framework. The law on aquaculture, which was officially adopted in 2013, practically didn’t work until recently, there were no areas for mariculture, as farmers themselves say, because of the lobbying of fishermen who need the same places for fishing. The root cause of the disagreement is considered to be a confused coastal zone management mode, in which 10 types of use coexist, usually in conflict relations with each other. The legal base has also constantly changed: if after the adoption of the law, the plots were allocated for projects, then they were later distributed by competition, then for investments and by auction results.

In Europe, Asia and the USA, aquaculture is a huge business with billions in turnover and tens of million tons of marketable production. Everything that can be eaten is cultivated - fish, mollusks, algae, crustaceans. In the USSR, the first decision on the development of mariculture was made in 1961 year, and the first farms appeared in 1972. The coast of the southern part of the Far East, mainly of the Primorsky Territory, has very good climatic characteristics for cultivating delicacies of sea cucumbers and scallops than they used in Soviet times: in the 1980, the scalloped plantation near the village of Glazkovka in Lazovsky was the most famous marine industry in Primorye. area. In addition to marine gardens, there were freshwater ones, for example, growing fish in paddy checks in the area of ​​Lake Khanka. In 1990-s, the majority of farms closed, and until recently, few people were engaged in aquaculture, both because of difficulties with the plots, and because of the need for long investments: the average ridge plantation in the first four years requires investments of approximately 20 million rubles annually and only in the fifth or sixth year does the harvest appear.

SHARP START
In the current year, according to market participants, the case finally got off the ground, and several dozen sites have already been put up for auction. The Federal Agency for Fishery announced tenders for 260 plots in 28 thousand hectares, another 570 on 41 thousand hectares, preparatory work is underway to organize auctions. Nevertheless, seafarers have a lot of problems, a special section “Aquaculture: the first steps of the new industry” was devoted to discussing them at the WEF. Section moderator Eduard Klimov (media holding Fishnews) stated quite good growth rates of farm production - 220 thousand tons in 2017, by 7% more than last year. The highest growth rates are observed in Primorsky Krai.

The head of the Russian Fishery Agency, Ilya Shestakov, identified aquaculture as the most important strategic direction, which has a great future in the Far East, and reported on the distribution of aquaculture in Russian 500 waters to thousands of hectares of water area, of which around 60 thousand hectares are in Primorsky Krai. In addition to plantations, in the region (on Sakhalin and Kamchatka), so-called grazing aquaculture is the artificial cultivation of fish fry followed by release into natural habitat. In this part, the Federal Fishery Agency intends to complete the adoption of a law on the formation of sites for existing plants. In 2030 g, in the aquaculture development strategy, it is planned to receive 100 thousand tons of products in marine farms, mainly Far Eastern, and 600 thousand tons from farms operating on inland waters. The state expects the industry 36 billion rubles in annual revenues in GRP and the creation of 12 thousand jobs. To achieve such indicators, it is necessary to increase the productivity of plantations (today it averages 60 kg / ha with the standard 1 t / ha). The development of the industry is hampered by a number of serious problems, including the lack of technology and trained personnel, sources of planting material. All of the above must be imported.

DRAW WATER
Poaching is one of the main problems: the locals switched from harvesting wild trepang and scallop, knocked out on the coast in 90, to plantation robbery, raiding them in cages reaches commercial size. This illegal activity, strictly speaking, is not poaching, since the withdrawal of resources (that is, theft) does not come from specially protected areas, but from private farms.

Valentin Boguslavsky ("Nereid") said that the police, which the users of the sites call for help, are often powerless. Even detaining thieves red-handed, she cannot confiscate boats and fishing gear, as the intruders go to work on other people's boats, and because of the undervalued bio-resources, damage is estimated at a minimal cost, as a result of which law enforcement agencies have no reason to initiate proceedings on stealing. The coastal zone, said Mr. Boguslavsky, despite many users and regulators, does not have a special responsible controller (such as the coast guard), therefore neither the police, nor the FSB, nor the maritime inspection fully consider coastal waters as their zone of responsibility.

Alexander Efremov (“Dobroflot”) described poaching as a social problem generated by the lack of other sources of income for the local population, and suggested solving it by “displacing” more civilized forms of economic activity - developing the aquaculture business and attracting the coastal residents as hired workers: when in farms a critical mass of the population will be involved, poaching will decline.

The head of the Federal Agency for Fishery also noted the discrepancy between the interests of mariculture and environmental legislation - this is manifested in the calculation of the damage caused, this issue is being discussed with the Ministry of Natural Resources. Roman Vityazev (Far Eastern Union of Mariculture Enterprises) noted the problem of entering a part of the water area suitable for mariculture within the protected areas, about 80 thousand hectares are now excluded from economic circulation, while they were used during Soviet times. We are talking about the coastal water area of ​​the Marine Reserve in Posyet Bay, where economic activity is prohibited, including the breeding of aquatic organisms. In the 1974 year, according to Mr. Vityazev, these waters were removed from the control of the navy in order to reproduce biological resources. Today, businessmen are negotiating with the authorities and the Academy of Sciences on obtaining permission to use the water area for plantations, for which they agree to accept restrictions on the types of cultivated aquatic organisms.

WHERE TO TAKE THE LANDMARKS
Another important problem is personnel: today in Primorye 77 aquaculture enterprises, due to the availability of plots, their number is growing rapidly and may soon reach several hundred. But there are not enough specialists for breeding hydrobionts - only Dalrybvtuz from local universities is trained; not all employers are satisfied with the quality of this training. Plantations need technologists, managers, accountants, lawyers; need refresher courses for seafarers. During the post-Soviet period, almost all the competences in this area have been lost, so in the absence of their own specialists, they have to hire Chinese, who have both experience and technology. But, as Mr. Shestakov rightly noted, Russian aquaculture should have its own specialists and own experience in the development and application of technologies.



To some extent, the situation created for the better should be created on about. Popova mariculture center TINRO, where technologies of cultivation of sea cucumbers and kelp will be developed. The issue of training requires a decision at the regional level - for example, several years ago the presidential envoy to the Far Eastern Federal District Yury Trutnev, as chairman of the supervisory board of FEFU, instructed to organize a center of competence for mariculture at the university. Nothing like this has yet appeared in the structure of FEFU, although such a center, created on the basis of the School of Natural Sciences in conjunction with the IBM Far-Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences, including the scientific and educational component — in the form of specialized programs for applicants and refresher courses for farm workers — would look here quite organically.

DIGITAL MARICULTURE: DRAWING IN WATER
Digitalization is rapidly entering the everyday economic practice, aquaculture has not stood aside - the section discussed several aspects of the use of electronic services. Veterinary certification of products is carried out through the Mercury system of the Rosselkhoznadzor - however, as Valentin Boguslavsky stated, if last year veterinary expertise cost 3,5 thousand rubles and took three days, then after the introduction of Mercury, for some reason it cost 30 thousand and 6 was held days or more, which creates great difficulties for companies selling live products. Roman Vityazev noted the usefulness of user participation in the first steps of digitization of the industry, since it allows adjusting the system to their needs. In particular, he proposed to add “Mercury” with a special section on accounting for planting material, growing and withdrawing marketable products, as well as combining it in the “one window” mode with the portals of the Federal Tax Service and the Federal Agency for Fishery: this will allow the user to enter data from the computer, fill out acts of release , receive veterinary certificates that will automatically enter the Federal Agency for Fishery. This, according to Mr. Vityazev, will facilitate the work and relieve both parties, users and the regulator, from a pile of papers and overloaded reports.

Alexander Tashintsev (Fund for the Development of the Far East) presented to the participants a new interactive Internet service for submitting applications for sites and conducting auctions in electronic form. Using this service, the investor himself can determine the desired area, select a plot by coordinates, adjust its area (from 100 to 5000 ha) and send an application for a plot to the Russian Fishery Agency, where there are rules for processing such statements. Simultaneously with the formation of the boundaries of the site is putting it on an electronic auction. The signing of the use of documents and the contract is also made in electronic form. The service also sends information about the formation of the site to the Ministry of Transport and the Ministry of Defense, notifying them of the need to make changes to the navigation regime.

Until the end of September, 40 plots with an area of ​​9 thousand hectares will be raffled. This service, according to Mr. Tashintsev, reduces the risks of the “human factor” - in other words, the likelihood of corruption in the distribution of sites. Alexander Efremov, in turn, noted the problem that the electronic service has aggravated: if you do not limit the choice of the size of the site, then the interests of adjacent sites may suffer. Size matters, since it is not economically feasible to engage in mariculture in areas below a certain minimum. Roman Vityazev stated the need to bind the coordinates of the plots to the coastline and to allot the user a land plot together with the hatchery, since it is impossible to engage in mariculture without the coast. Mr. Vityazev suggested that the fund, together with the administration of the Primorsky Territory, contribute to the service data on free land plots - which will allow the investor to make a decision on choosing the water area, taking into account the availability of free land on the bank.

It seems that following the site selection / reporting procedure to the regulators, the plantations themselves will be subjected to digitization. So far, the use of modern technologies on them, with temperature sensors and automation, is hampered by the lack of telecommunications infrastructure on the coast. The CEO of Tele2, Sergey Emdin, declared his company's readiness to act as a technological partner in aquaculture digitalization, and for a start suggested to create a pilot zone with a good communication coverage on a certain stretch of coast that allows seafarers to automate and optimize the production process.

MEMBERSHIP ASSISTANCE
The representative of Chinese aquaculture, President of Wenlian Aquaculture, Qiu Gonan, spoke at the end of the section: in his opinion, Russia has great advantages in aquaculture - clean water and a free coast. Questions of poaching, digitalization, distribution channels, etc., according to the guest, are secondary, but the primary increase in production capacity. Mr. Gonan urged the Russian state to provide the industry with serious support - for example, to reduce import taxes (obviously, from the PRC) of juvenile aquatic animals and aquaculture equipment, and expressed the desire of Chinese investors to shift their attention from Chinese and North American farms to the development of aquaculture in Russia where they are willing to invest about 4 billion yuan (40 billion rubles).

But according to their Chinese counterpart, Far Eastern fish farmers need to act quickly - otherwise the market will be occupied by competitors. Sergey Maslennikov (Institute of Marine Biology, Far East Branch, Russian Academy of Sciences) explained the reasons for such generosity: not so long ago, China found a serious depletion of natural ecosystems due to their over-exploitation by numerous aquaculture farms, after which it was decided to reduce seafood production by 2020 mln tons by 5. The Chinese are going to compensate for the shortage of products with investments abroad, including in the Far East.

We dare to disagree with the Chinese expert in terms of priorities: as Russian practice shows, logistics and sales are the most important conditions for the success of a baker, because the main profit is usually at the end of the chain. The proposed model, which implies the import of everything except water, is more similar to leasing the water area, it logically continues the 90-s practice of buying Chinese wild trepang from poachers, but should not suit the Russian side. Due to limited time, other issues were also ignored by the section participants, such as the production of equipment for farms — a quite suitable market (agriculture engineering) for engineering startups. In any case, a lot will change in a year, and industry representatives will have something to discuss at WEF-2019.
July 7: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

От собирательства – к выращиванию

Эксперты оценили тенденцию возрождения морских огородов на Дальнем Востоке

Потенциальная успешность аквакультуры в России практически гарантирована самой природой, и её плачевное состояние можно объяснить только тем, что бизнес всегда находил более простые способы получения дохода. Сегодня, наконец, эти перспективы могут воплотиться в реальность - отрасль вышла из многолетней стагнации и быстро пошла в рост: этому способствует законодательная база и господдержка развития, более того – в неё готовы серьёзно инвестировать китайские бизнесмены. Таким образом, две из трёх составляющих (по Марксу) прибавочной стоимости – земля и капитал – уже есть, осталось где-то найти труд.

От собирательства – к выращиванию
Фото: ТАСС, Фотобанк ВЭФ
МЕДЛЕННЫЙ РАЗГОН
Марикультура (и, шире, аквакультура) в России – отрасль с трудной судьбой: по укладу относящаяся скорее к сельскому хозяйству, чем к рыбалке, но входящая в сферу ответственности Росрыболовства, она всегда оставалась по отношению к промыслу на вторых ролях, как в части выделения акватории, так и в нормативно-правовом регулировании. Закон об аквакультуре, официально принятый еще в 2013 году, до последнего времени практически не работал, участки под марикультуру не выделялись, как говорят сами фермеры – из-за лоббирования рыбаков, которым те же места нужны под промысел. Первопричиной разногласий считается запутанный режим управления прибрежной зоной, на которой сосуществуют порядка 10 видов пользования, как правило, находящихся друг с другом в конфликтных отношениях. Постоянно изменялась и правовая база: если после принятия закона участки выделялись под проекты, то позже их стали распределять по конкурсу, потом под инвестиции и по результатам аукционов.

В Европе, Азии и в США аквакультура – огромный бизнес с миллиардными оборотами и десятками млн тонн производства товарной продукции. Культивируется всё, что можно съесть – рыба, моллюски, водоросли, ракообразные. В СССР первое решение о развитии марикультуры было принято ещё в 1961 году, а первые фермы появились в 1972-м. Побережье южной части Дальнего Востока, главным образом, Приморского края, имеет очень неплохие природно-климатические характеристики для культивирования деликатесных трепанга и гребешка, чем в советское время пользовались: в 1980-е годы наиболее известным морским хозяйством Приморья была гребешковая плантация около села Глазковка в Лазовском районе. Кроме морских огородов, были и пресноводные – например, выращивание рыбы в рисовых чеках в районе озера Ханка. В 1990-е годы большинство хозяйств закрылось, и до последнего времени аквакультурой мало кто занимался, как из-за трудностей с участками, так и из-за необходимости длинных инвестиций: средняя гребешковая плантация в первые четыре года требует вложений примерно по 20 млн рублей ежегодно, и только на пятый-шестой год появляется урожай.

РЕЗКИЙ СТАРТ
В текущем году, по отзывам участников рынка, дело наконец сдвинулось с мертвой точки, и несколько десятков участков уже выставлены на аукционы. Росрыболовство объявило торги на 260 участков в 28 тыс. га, еще 570 на 41 тыс. га ведутся подготовительные работы для организации аукционов. Тем не менее, проблем у мореводов много, их обсуждению на ВЭФ была посвящена специальная секция «Аквакультура: первые шаги новой индустрии». Модератор секции Эдуард Климов (медиахолдинг «Fishnews») констатировал неплохие темпы роста объема производства хозяйств - 220 тыс. т в 2017 году, на 7% больше прошлого года. Наиболее высокие темпы роста отмечены в Приморском крае.

Глава Росрыболовства Илья Шестаков обозначил аквакультуру как важнейшее стратегическое направление, у которого на Дальнем Востоке большое будущее, и отчитался о распределении под аквакультуру в российских водах 500 тыс. га акватории, из них около 60 тыс. га - в Приморском крае. Помимо плантаций, в регионе (на Сахалине и Камчатке) актуальна т.н. пастбищная аквакультура - искусственное выращивание мальков рыбы с последующим выпуском в естественную среду обитания. В этой части Росрыболовство намерено завершить принятие закона по формированию участков для уже существующих заводов. К 2030 г в стратегии развития аквакультуры запланировано получить 100 тыс. т продукции в морских хозяйствах, в основном, дальневосточных, и 600 тыс. т - от хозяйств, работающих на внутренних водоемах. Государство ожидает от отрасли 36 млрд рублей ежегодных поступлений в ВРП и создания 12 тыс. рабочих мест. Для достижения таких показателей необходимо повысить продуктивность плантаций (сегодня она составляет в среднем 60 кг/га при нормативе 1 т/га). Развитию отрасли мешает целый ряд серьезных проблем, среди которых – отсутствие технологий и подготовленного персонала, источников посадочного материала. Всё перечисленное приходится импортировать.

НИЧЬЯ ВОДА
Одна из основных проблем – браконьерство: местные жители переключились с добычи дикого трепанга и гребешка, выбитого на побережье в 90-е годы, на ограбление плантаций, совершая на них набеги, как только молодь в садках достигает товарного размера. Браконьерством эта противоправная деятельность, строго говоря, не является, поскольку изъятие ресурсов (то есть, воровство) происходит не с особо охраняемых территорий, а с частных ферм.

Валентин Богуславский («Нереида») рассказал о том, что полиция, которую пользователи участков зовут на помощь, часто бессильна. Даже задержав воров с поличным, она не может конфисковать плавсредства и орудия лова, так как злоумышленники идут на дело на чужих лодках, а из-за недооцененности биоресурсов оценка ущерба производится по минимальной стоимости, вследствие чего у правоохранительных органов не появляется оснований для возбуждения дела о краже. У прибрежной зоны, отметил г-н Богуславский, несмотря на множество пользователей и регуляторов, нет специального ответственного контролера (типа береговой охраны), поэтому ни полиция, ни ФСБ, ни морская инспекция не считают в полной мере прибрежные воды своей зоной ответственности.

Александр Ефремов («Доброфлот») охарактеризовал браконьерство как социальную проблему, порожденную отсутствием у местного населения других источников дохода, и предложил решать её «вытеснением» более цивилизованными формами хозяйственной деятельности – развивать аквакультурный бизнес и привлекать жителей прибрежки в качестве наёмных работников: когда в хозяйствах будет задействована критическая масса населения, браконьерство пойдет на спад.

Руководитель Росрыболовства отметил также несовпадение интересов марикультуры и природоохранного законодательства – это проявляется при расчетах наносимого ущерба, этот вопрос обсуждается с Министерством природных ресурсов. Роман Витязев (Дальневосточный союз предприятий марикультуры) отметил проблему вхождения части акватории, пригодной для марикультуры, в границы ООПТ, около 80 тыс. га сейчас исключены из хозяйственного оборота, тогда как во времена СССР они использовались. Речь идёт о прибрежной акватории Морского заповедника в заливе Посьет, где запрещена экономическая деятельность, в том числе, и по разведению гидробионтов. В 1974 году, по утверждению г-на Витязева, эти воды были выведены из-под контроля военно-морского флота в целях воспроизводства биоресурсов. Сегодня бизнесмены ведут переговоры с органами власти и академией наук о получении разрешения на использование акватории для плантаций, для чего согласны принять ограничения по видам культивируемых гидробионтов.

ГДЕ ВЗЯТЬ ОГОРОДНИКОВ
Ещё одна важная проблема - кадры: сегодня в Приморье 77 предприятий аквакультуры, в связи с доступностью участков их число быстро растёт и вскоре может достигнуть нескольких сотен. Но специалистов по разведению гидробионтов не хватает – из местных вузов их готовят только Дальрыбвтуз, качество этой подготовки устраивает далеко не всех работодателей. Плантациям нужны технологи, управленцы, бухгалтера, юристы; нужны курсы повышения квалификации для мореводов. За постсоветское время почти все компетенции в этой области были утрачены, поэтому в отсутствие своих специалистов приходится нанимать китайских, у которых есть и опыт, и технологии. Но, как справедливо заметил г-н Шестаков, в российской аквакультуре должны быть свои специалисты и собственный опыт в разработке и применении технологий.

В какой-то мере изменить положение дел к лучшему должен создаваемый на о. Попова центр марикультуры ТИНРО, где будут отрабатываться технологии разведения трепанга и ламинарии. Вопрос подготовки кадров требует решения на уровне края – например, несколько лет назад полпред президента в ДФО Юрий Трутнев, в качестве председателя наблюдательного совета ДВФУ дал указание организовать в университете центр компетенций по марикультуре. Ничего подобного в структуре ДВФУ пока не появилось, хотя такой центр, созданный на базе Школы естественных наук совместно с ИБМ ДВО РАН, включающий и научную, и учебную составляющую - в виде специализированных программ для абитуриентов и курсов повышения квалификации для работников хозяйств - выглядел бы здесь вполне органично.

ЦИФРОВАЯ МАРИКУЛЬТУРА: РИСУЕМ ПО ВОДЕ
Цифровизация стремительно входит в повседневную хозяйственную практику, аквакультура не осталась в стороне - на секции обсуждались несколько аспектов применения электронных сервисов. Ветеринарная сертификация продукции осуществляется при через систему «Меркурий» Россельхознадзора – правда, как заявил Валентин Богуславский, если в прошлом году ветэкспертиза стоила 3,5 тыс. рублей и занимала три дня, то после введения «Меркурия» почему-то стала стоить 30 тысяч и проводиться 6 дней и более, что создаёт большие трудности для компаний, торгующих живой продукцией. Роман Витязев отметил полезность участия пользователей в первых шагах цифровизации отрасли, поскольку это позволяет корректировать систему под их запросы. В частности, он предложил дополнить «Меркурий» специальным разделом по учету посадочного материала, выращивания и изъятия товарной продукции, а также совместить её в режиме «одного окна» с  порталами ФНС и Росрыболовства: это позволит пользователю вносить с компьютера данные, заполнять акты выпуска молоди, получать ветсертификаты, которые будут автоматически поступать в Росрыболовство. Это, по мнению г-на Витязева, облегчит работу и избавит обе стороны, пользователей и регулятора, от кипы бумаг и перегруженной отчетности.

Александр Ташинцев (Фонд развития Дальнего Востока) представил участникам новый интерактивный интернет-сервис по подаче заявок на участки и проведению аукционов в электронном виде. При помощи этого сервиса инвестор сам может определить нужный район, выделить по координатам участок, откорректировать его площадь (от 100 до 5000 га) и направить заявление на получение участка в Росрыболовство, где есть регламент обработки таких заявлений. Одновременно с формированием границ участка происходит выставление его на электронный аукцион. Подписание документов пользования и договора также производится в электронной форме. Сервис также отправляет информацию о формировании участка в Министерство транспорта и Минобороны, уведомляя их о необходимости внесения изменений в режим мореплавания.

До конца сентября будет разыграно 40 участков площадью 9 тыс. га. Данный сервис, по мнению г-на Ташинцева, снижает риски «человеческого фактора» – иными словами, вероятность коррупции при распределении участков. Александр Ефремов, в свою очередь, отметил проблему, которую обострил электронный сервис: если не ограничить возможности выбора размеров участка, то могут пострадать интересы смежных участков. Размер имеет значение, поскольку на участках площадью ниже определенного минимума марикультурой заниматься экономически нецелесообразно. Роман Витязев заявил о необходимости привязки координат участков к береговой черте и о наделении пользователя земельным участком вместе с рыбоводным - поскольку без берега заниматься марикультурой невозможно. Г-н Витязев предложил фонду совместно с администрацией Приморского края внести в сервис данные о свободных земельных участках - что позволит инвестору принимать решение о выборе акватории, учитывая и наличие свободной земли на берегу.

Похоже, что вслед за процедурой выбора участка/отчетности перед регуляторами оцифровке будут подвергнуты и сами плантации. Пока применение на них современных технологий, с датчиками температуры и автоматикой, сдерживается отсутствием на побережье телекоммуникационной инфраструктуры. Генеральный директор Tele2 Сергей Эмдин заявил о готовности своей компании выступить в качестве технологического партнера по цифровизации аквакультуры, и для начала предложил создать на определённом участке побережья пилотную зону с хорошим покрытием связи, которая позволит мореводам автоматизировать и оптимизировать процесс производства.

ВОЗМЕЗДНАЯ ПОМОЩЬ
В завершение секции выступил представитель китайской аквакультуры, президент компании Wenlian Aquaculture Цю Гонань: по его мнению, у России есть большие преимущества в аквакультуре - чистая вода и свободное побережье. Вопросы браконьерства, цифровизации, каналов сбыта и т.п., по мнению гостя, вторичны, первично же наращивание производственных мощностей. Г-н Гонань призвал российское государство оказать отрасли серьезную поддержку – например, снизить налоги на импорт (очевидно, из КНР) молоди гидробионтов и оборудования для аквакультуры, и заявил о желании китайских инвесторов переключить внимание с хозяйств Китая и Северной Америки на развитие аквакультуры в России, куда они готовы инвестировать порядка 4 млрд юаней (40 млрд рублей).

Но действовать дальневосточным рыбоводам, по словам их китайского коллеги, нужно быстро – иначе рынок будет занят конкурентами. Сергей Масленников (Институт биологии моря ДВО РАН) пояснил, чем вызвана такая щедрость: не так давно в КНР было установлено серьёзное истощение природных экосистем вследствие их чрезмерной эксплуатации многочисленными хозяйствами аквакультуры, после чего было принято решение к 2020 году сократить производство морепродуктов на 5 млн т. Образовавшийся дефицит продукции китайцы намерены компенсировать вложениями за границей, в т.ч., на Дальнем Востоке.

Рискнем не согласиться с китайским экспертом в части приоритетов: как показывает российская практика, логистика и сбыт – важнейшие условия успеха пищёвки, ибо основная прибыль обычно находится в конце цепочки. Предлагаемая модель, подразумевающая импорт всего, кроме воды, больше похожа на сдачу акватории в аренду, она логично продолжает практику 90-х годов по скупке китайцами дикого трепанга у браконьеров, но не должна устраивать российскую сторону. Из-за ограниченного времени без внимания участников секции остались и другие вопросы, как, например, производство оборудования для ферм – вполне подходящий рынок (agriculture engineering) для инженерных стартапов. В любом случае, за год многое изменится, и представителям отрасли будет что обсудить на ВЭФ-2019.
Что на Дальнем Востоке произошло за неделю и кому это выгодно?
Эксклюзивная аналитика от EastRussia – каждый вторник в вашем почтовом ящике