Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

"An excellent engineer is immersed in the profession at school"

Sergei Moon on how to engage in technical creativity from the children of professionals

Four years ago in Vladivostok the first in the region Center for the development of robotics for children was opened. Now it is the largest in the Far East center of children's technical creativity, where about 1,500 schoolchildren from the age of 5 to 18 are studying. The best students receive gold and silver medals at the World Olympiad of robots. According to the level of knowledge and skills, some students outperform not only the average students of universities, but also adult engineers. About the educational programs, teachers and the need for additional professional education director of the Center for Robotics Development Sergey Moon told EastRussia for the project "Unsuccessful".

"An excellent engineer is immersed in the profession at school"
Photo: courtesy of Sergey Mun
Sergey Moon is a native of Primorye: he was born and raised in the small town of Partizansk. He studied at the Far Eastern State Technical University (now FENU is a part of the Far Eastern Federal University - EastRussia) with a degree in Information Systems and Technologies. From the fourth year he worked as an engineer at the Institute of Marine Technology Problems, FEB RAS. It is the leading organization in the Far East in the field of underwater robotics, where they create and use various underwater robots.

"But pedagogy was always close to me," says Sergei. - I worked as a business coach for a year. For several years he was the head of the laboratory of uninhabited underwater vehicles and their systems at the university. I coached teams on underwater robotics, who repeatedly won in international competitions. And in 2011 I entered the magistracy with a degree in "pedagogical education".

In 2013, Sergei Moon, along with DNS general director Dmitry Alekseyev, had an idea - to teach children robotics. They started with the fact that they organized free circles in schools, prepared teams and held the first regional "Robofest". After that, we realized that we need to open an independent educational development center for robotics.

- At that time in the city there was no training in robotics. I developed several training programs and conducted classes myself. Already in the first month, we recruited almost one hundred children, - says Sergey. - At the moment we have six divisions in Vladivostok, four in the province: in Nakhodka, Artem, Ussuriysk and in the village of Pogranichny. Last year we opened a branch in Khabarovsk. We employ about eighty teachers, which we teach ourselves. To work effectively it turned out always, any professional activity must be able to differentiate. We have developed a teaching assessment sheet, which includes sixteen most important, in our opinion, criteria. Once a semester, each teacher is supervised. We review the record of the lesson, analyze it, give feedback to the teacher.

In the Center for the Development of Robotics, there are almost forty educational programs, for which about 1,500 pupils are trained from 5 to 18 years. Modern children want to get results quickly. Therefore, all programs include a maximum of practical work, and the result of each lesson is a complete product.

In the semi-game form, students from 5 to 12 years master the general robotics. At the age of five children have developed a small motor skills, and they are able to be disciplined in class. Younger students collect models from constructors, learn different programming languages, make simple algorithms and so on. For one lesson a child can collect, for example, a robotic puppy, who will go if an open palm is brought to him. Older students learn the basics of electronics, programming microcontrollers, develop algorithmic thinking and so on. Since 14 years, students are engaged in project activities. Several people gather in teams and do already more complicated things: for example, underwater and aircraft, a vision system for a typewriter and the like.



- In the USSR there were many technical circles for schoolchildren. And now there is no single system of additional technical education in the country. And this is a big problem, - says Sergey Moon. - I often give an example. To become a good musician, you need to learn 15 years: first in a music school, then in a profile school and, finally, in a higher education institution. And to become an engineer, that is, to build bridges and sophisticated equipment, in accordance with our education system is enough for four years. There is clearly some disproportion here. In fact, children, in order to become truly excellent engineers, you need to immerse yourself in the profession at school. The university does not give basic technical skills: they do not learn how to solder, work with files or on a machine, do not work with various materials live. For this reason, universities most often produce theorists who can not work professionally.

The Robotics Development Center works on private financing. Classes for children cost an average of about two thousand rubles a month. The Center closely cooperates with the Far Eastern Federal University and the Maritime State University. On the basis of the Moscow State University there is a branch, and jointly hold competitions with both universities. Five major competitions are held every year.
In January of this year, FEFU hosted the fifth regional stage of the all-Russian competition "RoboFest-2018". Students of the Robotics Development Center are some of the strongest in Russia, and in some categories - the strongest. Last year at the All-Russian "Robofest" they received two gold medals. At the competitions on underwater robotics MATEROV are annually included in the list of the best teams in the world, and once even became the second. Last year at the World Olympiad of robots WRO 2017 in Costa Rica, three of the four teams from Vladivostok took two gold and one silver medal.

- Some of our 17-tees and 18-year-old students in terms of knowledge and skills excel university students who study for programmers or electronic engineers, - says Sergey. - Every year in the form of hackathon passes Robotics Tournament: for 24 hours from the given details the participants gather a robot. The second year in a row our schoolchildren win. They bypass students, university graduates and even adult engineers.

Today in the Far East there are not so many enterprises that require robotics. And Sergey Moon hopes that his students will create jobs in the future: they will open their own business.

- Now robotics is more marketing than real production. It is necessary to understand or create a need in people that is not obvious, - he says. "My friend likes to give the following example." The patent for the robot vacuum cleaner was received more than fifty years ago, and then this robot was presented at the exhibition. But we started using such vacuum cleaners not so long ago. Knowledge and skills of our students will allow them to come up with something new or improve existing developments. But what is it can be, now it is impossible to say.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Отличный инженер погружается в профессию еще в школе»

Сергей Мун о том, как занятия техническим творчеством делают из детей профессионалов

Четыре года назад во Владивостоке открылся первый в регионе Центр развития робототехники для детей. Сейчас это крупнейший на Дальнем Востоке центр детского технического творчества, где обучаются около полторы тысячи школьников в возрасте от 5 до 18 лет. Лучшие ученики получают золотые и серебряные медали на Всемирной олимпиаде роботов. По уровню знаний и навыков некоторые воспитанники превосходят не только среднестатистических студентов университетов, но и взрослых инженеров. Об образовательных программах, педагогах и необходимости дополнительного профессионального образования директор Центра развития робототехники Сергей Мун рассказал EastRussia для проекта «Неуехавшие».

«Отличный инженер погружается в профессию еще в школе»
Фото: предоставлено Сергеем Муном
Сергей Мун – коренной приморец: родился и вырос в небольшом городе Партизанске. Учился в Дальневосточном государственном техническом университете (Сейчас ДВГТУ входит в состав Дальневосточного федерального университета. – EastRussia) на специальности «Информационные системы и технологии». С четвертого курса работал инженером в Институте проблем морских технологий ДВО РАН. Это ведущая организация на Дальнем Востоке в области подводной робототехники, где создают и используют различных подводных роботов.

– Но педагогика была близка мне всегда, – говорит Сергей. – Год я работал бизнес-тренером. Несколько лет был заведующим лабораторией необитаемых подводных аппаратов и их систем в университете. Я тренировал команды по подводной робототехнике, которые неоднократно выигрывали на международных соревнованиях. И в 2011 году я поступил в магистратуру по специальности «педагогическое образование».

В 2013 году у Сергея Мун совместно с генеральным директором DNS Дмитрием Алексеевым появилась идея – обучать детей робототехнике. Они начали с того, что организовали бесплатные кружки в школах, подготовили команды и провели первый региональный «Робофест». После этого поняли, что нужно открывать самостоятельный образовательный Центр развития робототехники.

– На тот момент в городе не было никаких занятий по робототехнике. Я разработал несколько программ обучения и проводил занятия сам. Уже за первый месяц мы набрали почти сто детей, – рассказывает Сергей. – На данный момент у нас шесть подразделений во Владивостоке, четыре – в крае: в Находке, Артеме, Уссурийске и в поселке Пограничный. В прошлом году мы открыли филиал в Хабаровске. У нас работают примерно восемьдесят преподавателей, которых мы обучаем сами. Чтобы эффективно работать получалось всегда, любую профессиональную деятельность нужно уметь дифференцировать. Мы разработали лист оценки преподавания, который включает шестнадцать наиболее важных, на наш взгляд, критериев. Один раз в семестр каждый преподаватель проходит супервизию. Мы просматриваем запись занятия, разбираем его, даем обратную связь преподавателю.

В Центре развития робототехники почти сорок образовательных программ, по которым обучаются около полутора тысяч учеников от 5 до 18 лет. Современные дети хотят быстро получать результат. Поэтому все программы включают максимум практической работы, а итог каждого занятия – какой-то завершенный продукт.

В полуигровой форме ученики от 5 до 12 лет осваивают общую робототехнику. В пятилетнем возрасте у детей уже достаточно развита мелкая моторика, и они способны быть дисциплинированными на занятии. Младшие ученики собирают модели из конструкторов, учатся разным языкам программирования, делают несложные алгоритмы и так далее. За одно занятие ребенок может собрать, например, робота-щенка, который поедет, если к нему поднести открытую ладонь. Ученики постарше изучают основы электроники, программирование микроконтроллеров, развивают алгоритмическое мышление и прочее. С 14 лет ученики занимаются проектной деятельностью. Несколько человек собираются в команды и делают уже более сложные вещи: например, подводные  и летательные аппараты, систему технического зрения для машинки и тому подобное.

– В СССР было много технических кружков для школьников. А сейчас в стране нет единой системы дополнительного технического образования. И это большая проблема, – говорит Сергей Мун. – Я часто привожу пример. Чтобы стать хорошим музыкантом, нужно учиться 15 лет: сначала в музыкальной школе, потом в профильном училище и, наконец, в высшем учебном заведении. А чтобы стать инженером, то есть строить мосты и сложную технику, в соответствии с нашей системой образования достаточно четырех лет. Здесь явно есть какая-то диспропорция. На самом деле детям, чтобы стать по-настоящему отличными инженерами, нужно погрузиться в профессию еще в школе. Вуз не дает базовых технических навыков: там не учат паять, работать напильником или на станке, мало работают с различными материалами вживую. По этой причине университеты чаще всего выпускают теоретиков, которые не могут профессионально работать.

Центр развития робототехники работает на частном финансировании. Занятия для детей стоят в среднем около двух тысяч рублей в месяц. Центр тесно сотрудничает с Дальневосточным федеральным университетом и Морским государственным университетом. На базе МГУ работает филиал, и с обоими вузами совместно проводят соревнования. Пять крупных соревнований проходят каждый год.
В январе этого года в ДВФУ прошел уже пятый региональный этап всероссийского конкурса «Робофест–2018». Ученики Центра развития робототехники – одни из самых сильных в России, а в некоторых категориях – сильнейшие. В прошлом году на всероссийском «Робофесте» они получили две золотые медали. На соревнованиях по подводной робототехнике MATEROV ежегодно входят в перечень лучших команд мира, а один раз даже стали вторыми. В прошлом году на Всемирной олимпиаде роботов WRO 2017 в Коста-Рике три из четырех команд из Владивостока взяли две золотых и одну серебряную медали.

– Некоторые наши 17-ти и 18-летние ученики по уровню знаний и навыков превосходят студентов университетов, которые учатся на программистов или электронщиков, – рассказывает Сергей. – Каждый год в форме хакатона проходит Robotics Tournament: за 24 часа из предоставленных деталей участники собирают робота. Второй год подряд выигрывают наши школьники. Они обходят студентов, выпускников вузов и даже взрослых инженеров.

Сегодня на Дальнем Востоке не так много предприятий, которым требуются робототехники. И Сергей Мун надеется, что его воспитанники в будущем сами создадут рабочие места: откроют собственный бизнес.

– Сейчас робототехника – это больше маркетинг, чем реальное производство. Нужно понять или создать потребность у людей, которая не очевидна, – говорит он. – Мой товарищ любит приводить следующий пример. Патент на робот-пылесос был получен больше пятидесяти лет назад, и тогда же этого робота представили на выставке. Но массово такие пылесосы мы начали использовать не так давно. Знания и навыки наших учеников позволят им придумать что-то новое или улучшить имеющиеся разработки. Но что это может быть, сейчас сказать невозможно.
Что на Дальнем Востоке произошло за неделю и кому это выгодно?
Эксклюзивная аналитика от EastRussia – каждый вторник в вашем почтовом ящике