Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Отличный инженер погружается в профессию еще в школе»

Сергей Мун о том, как занятия техническим творчеством делают из детей профессионалов

Четыре года назад во Владивостоке открылся первый в регионе Центр развития робототехники для детей. Сейчас это крупнейший на Дальнем Востоке центр детского технического творчества, где обучаются около полторы тысячи школьников в возрасте от 5 до 18 лет. Лучшие ученики получают золотые и серебряные медали на Всемирной олимпиаде роботов. По уровню знаний и навыков некоторые воспитанники превосходят не только среднестатистических студентов университетов, но и взрослых инженеров. Об образовательных программах, педагогах и необходимости дополнительного профессионального образования директор Центра развития робототехники Сергей Мун рассказал EastRussia для проекта «Неуехавшие».

«Отличный инженер погружается в профессию еще в школе»
Фото: предоставлено Сергеем Муном
Сергей Мун – коренной приморец: родился и вырос в небольшом городе Партизанске. Учился в Дальневосточном государственном техническом университете (Сейчас ДВГТУ входит в состав Дальневосточного федерального университета. – EastRussia) на специальности «Информационные системы и технологии». С четвертого курса работал инженером в Институте проблем морских технологий ДВО РАН. Это ведущая организация на Дальнем Востоке в области подводной робототехники, где создают и используют различных подводных роботов.

– Но педагогика была близка мне всегда, – говорит Сергей. – Год я работал бизнес-тренером. Несколько лет был заведующим лабораторией необитаемых подводных аппаратов и их систем в университете. Я тренировал команды по подводной робототехнике, которые неоднократно выигрывали на международных соревнованиях. И в 2011 году я поступил в магистратуру по специальности «педагогическое образование».

В 2013 году у Сергея Мун совместно с генеральным директором DNS Дмитрием Алексеевым появилась идея – обучать детей робототехнике. Они начали с того, что организовали бесплатные кружки в школах, подготовили команды и провели первый региональный «Робофест». После этого поняли, что нужно открывать самостоятельный образовательный Центр развития робототехники.

– На тот момент в городе не было никаких занятий по робототехнике. Я разработал несколько программ обучения и проводил занятия сам. Уже за первый месяц мы набрали почти сто детей, – рассказывает Сергей. – На данный момент у нас шесть подразделений во Владивостоке, четыре – в крае: в Находке, Артеме, Уссурийске и в поселке Пограничный. В прошлом году мы открыли филиал в Хабаровске. У нас работают примерно восемьдесят преподавателей, которых мы обучаем сами. Чтобы эффективно работать получалось всегда, любую профессиональную деятельность нужно уметь дифференцировать. Мы разработали лист оценки преподавания, который включает шестнадцать наиболее важных, на наш взгляд, критериев. Один раз в семестр каждый преподаватель проходит супервизию. Мы просматриваем запись занятия, разбираем его, даем обратную связь преподавателю.

В Центре развития робототехники почти сорок образовательных программ, по которым обучаются около полутора тысяч учеников от 5 до 18 лет. Современные дети хотят быстро получать результат. Поэтому все программы включают максимум практической работы, а итог каждого занятия – какой-то завершенный продукт.

В полуигровой форме ученики от 5 до 12 лет осваивают общую робототехнику. В пятилетнем возрасте у детей уже достаточно развита мелкая моторика, и они способны быть дисциплинированными на занятии. Младшие ученики собирают модели из конструкторов, учатся разным языкам программирования, делают несложные алгоритмы и так далее. За одно занятие ребенок может собрать, например, робота-щенка, который поедет, если к нему поднести открытую ладонь. Ученики постарше изучают основы электроники, программирование микроконтроллеров, развивают алгоритмическое мышление и прочее. С 14 лет ученики занимаются проектной деятельностью. Несколько человек собираются в команды и делают уже более сложные вещи: например, подводные  и летательные аппараты, систему технического зрения для машинки и тому подобное.

– В СССР было много технических кружков для школьников. А сейчас в стране нет единой системы дополнительного технического образования. И это большая проблема, – говорит Сергей Мун. – Я часто привожу пример. Чтобы стать хорошим музыкантом, нужно учиться 15 лет: сначала в музыкальной школе, потом в профильном училище и, наконец, в высшем учебном заведении. А чтобы стать инженером, то есть строить мосты и сложную технику, в соответствии с нашей системой образования достаточно четырех лет. Здесь явно есть какая-то диспропорция. На самом деле детям, чтобы стать по-настоящему отличными инженерами, нужно погрузиться в профессию еще в школе. Вуз не дает базовых технических навыков: там не учат паять, работать напильником или на станке, мало работают с различными материалами вживую. По этой причине университеты чаще всего выпускают теоретиков, которые не могут профессионально работать.

Центр развития робототехники работает на частном финансировании. Занятия для детей стоят в среднем около двух тысяч рублей в месяц. Центр тесно сотрудничает с Дальневосточным федеральным университетом и Морским государственным университетом. На базе МГУ работает филиал, и с обоими вузами совместно проводят соревнования. Пять крупных соревнований проходят каждый год.
В январе этого года в ДВФУ прошел уже пятый региональный этап всероссийского конкурса «Робофест–2018». Ученики Центра развития робототехники – одни из самых сильных в России, а в некоторых категориях – сильнейшие. В прошлом году на всероссийском «Робофесте» они получили две золотые медали. На соревнованиях по подводной робототехнике MATEROV ежегодно входят в перечень лучших команд мира, а один раз даже стали вторыми. В прошлом году на Всемирной олимпиаде роботов WRO 2017 в Коста-Рике три из четырех команд из Владивостока взяли две золотых и одну серебряную медали.

– Некоторые наши 17-ти и 18-летние ученики по уровню знаний и навыков превосходят студентов университетов, которые учатся на программистов или электронщиков, – рассказывает Сергей. – Каждый год в форме хакатона проходит Robotics Tournament: за 24 часа из предоставленных деталей участники собирают робота. Второй год подряд выигрывают наши школьники. Они обходят студентов, выпускников вузов и даже взрослых инженеров.

Сегодня на Дальнем Востоке не так много предприятий, которым требуются робототехники. И Сергей Мун надеется, что его воспитанники в будущем сами создадут рабочие места: откроют собственный бизнес.

– Сейчас робототехника – это больше маркетинг, чем реальное производство. Нужно понять или создать потребность у людей, которая не очевидна, – говорит он. – Мой товарищ любит приводить следующий пример. Патент на робот-пылесос был получен больше пятидесяти лет назад, и тогда же этого робота представили на выставке. Но массово такие пылесосы мы начали использовать не так давно. Знания и навыки наших учеников позволят им придумать что-то новое или улучшить имеющиеся разработки. Но что это может быть, сейчас сказать невозможно.
Что на Дальнем Востоке произошло за неделю и кому это выгодно?
Эксклюзивная аналитика от EastRussia – каждый вторник в вашем почтовом ящике