Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Оценка целесообразности ВИЭ лежит на регионах

Оценка целесообразности ВИЭ лежит на регионах

Егор Гринкевич

заместитель директора департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики РФ

Егор Гринкевич, заместитель директора департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики РФ:

- Правительством Якутии разрабатывается программа повышения энергоэффективности в изолируемых энергорайонах, в том числе с учетом замещения части мощностей возобновляемыми источниками энергии. Понятно, что ВИЭ не может заместить дизельную генерацию, потому что в условиях сурового климата важно обеспечить надежность снабжения потребителей. Однако снизить потребление дорогого дизельного топлива, заместить его возобновляемыми источниками энергии – необходимая задача. Понятно, что ВИЭ - дорогое удовольствие, хотя сегодня они уже составляют конкуренцию дизельной генерации.

Министерство энергетики не участвует в просчете региональных проектов. Развитие региональной энергетики - основная функция региональных властей. Они утверждают схемы и программы, отвечают за ценовую ситуацию в регионе, особенно в изолированных районах, территориях с государственным регулированием тарифов.

На федеральном уровне поддержка возобновляемой электроэнергетики базируется на нормах действующего Федерального закона № ФЗ-35 «Об электроэнергетике». Закон предполагает три основных механизма поддержки возобновляемой электроэнергетики. В ценовых зонах оптового рынка, в европейской части страны и Сибири, действуют рыночные механизмы продажи мощности по договорам о предоставлении мощности квалифицированных генерирующих объектов ВИЭ. В территориях розничного рынка основным механизмом является норма закона об обязанности сетевых компаний покупать электроэнергию квалифицированных генерирующих объектов ВИЭ по регулируемым тарифам для целей компенсации потерь. Третий механизм - компенсация технологического присоединения к электрическим сетям квалифицированных генерирующих объектов ВИЭ из федерального бюджета.

Приказом Минэнерго России от 22.07.2013 № 380 Минэнерго России утвердило Правила предоставления из федерального бюджета субсидий в порядке компенсации стоимости технологического присоединения генерирующих объектов с установленной генерирующей мощностью не более 25 МВт. Субсидия предоставляется владельцу генерирующего объекта в размере, не превышающем 50 процентов стоимости технологического присоединения генерирующего объекта, но не более 30 миллионов рублей на один генерирующий объект. Стоимость технологического присоединения определяется на основании фактически произведенных расходов на технологическое присоединение генерирующего объекта в соответствии с размером платы за технологическое присоединение, установленным законодательством РФ в сфере электроэнергетики. Пока заявок не поступало, но еще есть время до 1 сентября это сделать.

Федеральные цели поддержки ВИЭ сформулированы как реализация и создание условий для локализации производства энергетического оборудования на территории РФ по трем технологиям. Это ВИЭ на основе солнца, ветра и воды (малые ГЭС). Соответствующая нормативно-правовая база реализуется через механизмы рынка мощности и через договоры о поставке рынка мощности, которые обеспечивают инвесторам возврат инвестиций, но при этом налагают определенные требования по локализации производства генерирующего оборудования. Распоряжением правительства указаны ценовые параметры договорных отношений. Данный механизм работает второй год. В прошлом году прошел отбор соответствующих проектов. Достаточно большие объемы были приняты по ветроэнергетике и солнечной энергетике. Недавно завершился отбор проектов на этот год. Мы видим большие объемы по солнечной энергетике, но, к сожалению, небольшие объемы по ветру и малым ГЭС. 51 МВт мощности отобран по ветроэнергетике, 21 МВт по гидроэнергетике. При этом значительные объемы отобраны по солнечной энергетике, где весьма конкурентная ситуация: по некоторым объектам стоимость снизилась на 18% от тех предельных уровней, которые заданы правительством РФ. Два года работы показывают, что по солнечной энергетике программа идет успешно, по ветроэнергетике и малым ГЭС есть вопросы и проблемы. В ближайшее время мы выйдем с корректировкой материально-правовой базы в рамках данного направления.

Если мы говорим не про изолированные районы, а о единой энергосистеме на Дальнем Востоке, то в настоящий момент в завершающей стадии находится разработка постановления правительства о мерах поддержки через установление специальных тарифов для поддержки ВИЭ. Оно уже находится на рассмотрении в Правительстве РФ. Но опять же, ответственность за принятие решений, оценка их целесообразности решений будет лежать на регионах. Цели развития ВИЭ должны приниматься на уровне субъектов РФ, исходя из экономической эффективности, экологических задач, задач развития производства, возможно, рекреационных, а также иных целей, какие видят регионы в развитии возобновляемых источников энергии.