Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

The fall of the Chinese economy: myth or reality?

On the state of macroeconomic indicators of the Chinese economy and its stock market, the expert François Godman (France)

The current fluctuations in the Chinese and global stock markets are riveting the attention of any geoeconomist. The Shanghai Stock Exchange is notorious for its volatility: two years ago, when there was an economic boom in China, it experienced a sharp drop in quotations, and over the past year, they have been uncontrollably flying up, despite the slowdown in the growth of the PRC's economy. In addition, the exchange is famous for its dominance of insider trading and has little or no connection with international markets (the bridge to the Hong Kong Stock Exchange has only recently appeared).

The fall of the Chinese economy: myth or reality?

Francois Godman

Expert of the European Council on Foreign Relations
All experienced observers know that the main thing in the Chinese stock market is to get there before others, which often requires connections, and to leave before others - the main skill for the world's hedge funds. This market is a myth that enriches only short-term speculators, not solid investors. Trading volumes there are prohibitively large, although the current aggregate capitalization of the Chinese stock market (60% of GDP) has not yet reached the stunning 160% of GDP seen in early 2008.

In other words, the Shanghai Stock Exchange lives in constant expectation of disaster. Moreover, its first fall on June 15 was most likely caused by a purely external factor: the conviction of Chinese investors and speculators that the impending Greek default would provoke a serious crisis in Europe, followed by a drop in demand for Chinese exports. In addition, Chinese investors feared a slowdown in US growth due to the expected increase in the Fed's interest rate. Commentators often do not take into account how much Chinese buyers of securities are influenced by their perceptions of the prospects for the world economy and the very pessimistic forecasts that the domestic media often feed them with.

Subsequent events have demonstrated both the power of the Chinese authorities and the growing inconsistency of their economic policies. The visible hand of the state took the market by the collar and set it on its feet - this happened when the prime minister Li Keqiang was on a visit abroad. In principle, this is not surprising: Chinese macroeconomic policy has been hesitating for many years, alternating the brake and gas pedals in an attempt to deflate speculative bubbles in time and then prevent the resulting slowdown in economic growth. In the past, however, the authorities did not have much control over the stock market, despite the many dubious transactions that took place there every day. At the same time, the government essentially guaranteed the stability of the yuan's exchange rate. In recent months, pegging the yuan to the dollar has begun to cost a lot for the country's foreign exchange reserves.

Everything changed in June and July. On the one hand, by actively and massively intervening in the situation on the stock market, the Chinese authorities stopped its fall, but achieved this at the cost of actually freezing the market. By doing so, they, unwittingly, convinced market players that there are serious problems in the economy. From that moment on, private investors basically left the market at the mercy of the state. But with regard to the national currency, the Central Bank issued a statement in early July that was essentially tantamount to a change in the regulatory regime: from certainty pegged to the dollar to uncertainty about a certain market rate. The fact that this measure was initiated and promulgated by the "reformist" Central Bank, which does not always enjoy the full support of the government, was of considerable importance: after all, trust is the alpha and omega of the markets. Most investors regarded this move as a hidden devaluation in order to increase the competitiveness of Chinese goods - and decided to play to strengthen this step.

Subsequent events can only be called a catastrophe of misunderstanding caused by the indistinct policy of the authorities, who have lost their general sense of direction. The central bank had to actually take back its words, buying up yuan every day before the close of trading in order to stabilize the exchange rate the next day. State funds became the main player on the stock market, while private investors withdrew themselves - or waited for the opportunity to sell their securities.

And all this happened at a time when there were already enough shocks in China. In part, they are of a political nature: an increasingly active campaign against corruption is sweeping away from their posts more and more high-ranking officials and their entourage in the army, security services, in various provinces - from Shanxi to Guizhou and Hebei. There are no more untouchables - except perhaps the closest circle of Chairman Xi; even relatives of past leaders who have taken high positions, such as the children of Jiang Zemin and Li Peng, are under attack. The recent catastrophe in Tianjin, which has become a symbol of pervasive corruption in the Chinese industrial complex, only adds to the uncertainty another aspect: if the city leaders are brought to justice, then in all of China no one in the local government will feel safe - after all, they all act approximately same.

If all this happened during the times of Deng Xiaoping, Zhao Ziyang and even Zhu Rongji, it would be possible to get out of the impasse by political methods: to come up with a new reform initiative and on this skate to get out of the crisis. But so far, Xi Jinping has positioned himself as a supporter of technocratic, depoliticized reforms and avoided any rhetoric related to a market economy, economic liberalization, and even more so free and independent institutions. His indisputable personal power was achieved at the cost of emphasizing the greatness of China at the expense of reform.

Obviously, in the highest echelons of power, they hesitate and argue. After an attempt to liberalize the foreign exchange market, the Central Bank returned to supporting the yuan, and then reassured everyone that there would still be a transition to a flexible exchange rate, but in practice this has not happened yet. Instead, the authorities, in fact, stopped interfering in the activities of the Shanghai Stock Exchange - that is, they did not prevent it from returning to free fall. But the move was shrouded in uncertainty: in late August, the Chinese official news agency announced that another government agency would receive permission to buy shares on the stock market. This was seen by everyone as a sign of new intervention, but no intervention took place. On August 23, the main news was the state's refusal to interfere in the affairs of the stock market - that is, the transition to the market policy that it intended to pursue in relation to the exchange rate regime.

All of this - along with several speeches in the official media, criticizing past leaders and tigers for over-meddling and suggesting strong group opposition to reform - is evidence of a power struggle. Given Xi Jinping's impressive record over the past two years, he is likely to emerge victorious. As with other developments over the past two years - the dynamic development of the services and private sectors, online retailing and online banking - he, perhaps more than anticipated, is betting on economic reformers, among whom the most prominent figure is remains Premier of the State Council Li Keqiang. Fighting rivals in the highest echelons of power and corrupt factions could push Xi even further in this direction.

However, Xi Jinping's communication style runs counter to the reform agenda. He is unable to revive the messianic hope for a transition to a market economy, characteristic of the past. Moreover, many Chinese investors are no longer the innocent market players they were. They have acquired serious personal interests, usually not conducive to economic development, primarily bloated real estate assets. As for the fight against corruption, it reinforces a sense of insecurity, which is already fueled by a slowdown in the economy, bad news from abroad, and now by uncertainty over the exchange rate. Those who are affected by all this are trying to hide or are looking for ways to escape: paradoxically, the link between the Shanghai and Hong Kong exchanges has recently become such a way out.

In this situation, rational analysis gives way to the laws of psychology. The economic boom in China continues, as evidenced by a 10,4% increase in consumer consumption compared to the same period a year ago (or this simple fact: in the first six months of 2015, the number of Chinese tourists visiting France increased by 48%).

The surplus of China's foreign trade balance is greater than ever, since now energy resources and raw materials cost it much cheaper, and foreign suppliers, for example, Gazprom, suffer from this. China's stock market crashes are frequent, so there is nothing extraordinary about it. And the change in the exchange rate regime should please those who are convinced that the yuan will soon become one of the world's reserve currencies. In general, growing pains are an inevitable consequence of structural changes in the economy. And it is precisely to such structural changes - the transition from excessive investment to consumption, from an infrastructure economy to a high-tech one, to the abandonment of a model that siphons raw materials from the whole world - that all reformer economists had previously unanimously called for.

Nevertheless, no one, with the exception of some opponents of the market economy, perceives the situation in this way. Believing in the myth of the painlessness of change, market economists and market players now seem to be mesmerized by a pessimistic scenario. And this, in turn, amplifies the negative impact of shocks caused by the general slowdown in the growth of the Chinese economy. The crashes in stock markets that have little to do with China indicate a broader trend: the global economy has been moving on thin ice for quite some time, supported only by zero interest rates and quantitative easing.

A typical example in this sense is the French stock market, a country in which China's export share is only 3,5%. China was a positive myth, as was the export of capital-intensive goods and luxury goods to the oil-rich countries. In theory, a sharp drop in prices for energy and raw materials should have the most positive effect on the mature consumer markets of those countries that are deprived of such natural resources. In fact, this does not happen: high excise taxes on energy resources, in fact, nullify the effect of falling prices (oil fell in price from $ 150 to $ 40 per barrel, and gasoline at gas stations - by only 10%).

The huge government debt makes imported deflation a negative factor as it increases the relative weight of that debt. Moreover, gigantic government spending prevents Keynesian policy of stimulating the economy by increasing budget spending, and quantitative easing, in fact, allows governments to preserve social subsidies, which played the role of shock absorbers in a downturn, but failed to ensure growth.

The pessimism that has reigned in world markets is not related to the real state of the Chinese economy. It was born of the end of the positive myth of China, which served as a model for all emerging market economies and as a counterbalance to the pessimism inherent in aging developed societies. Over the past year, we have witnessed the flow of large volumes of capital from developing and oil economies (by the way, from China - to a much lesser extent) to developed countries, where as a result bubbles in the stock market and in the real estate sector again inflated.

But now this influx is running out. China may turn out to be more resourceful and ambitious than developed countries other than the United States in moving towards a high-tech, service-dominated economy. But he needs to be clearer than before to indicate his intentions in terms of such a transition. Europe is being haunted by its own demons: on the one hand, the current level of public and social spending is becoming unbearable for many EU countries, and on the other, the Old World demonstrates a complete inability to transform a significant surplus of the foreign trade balance (now, when prices for raw materials are falling, and mining countries are vying with each other to dump fighting to maintain its market share) in measures to stimulate growth within Europe. All this has nothing to do with China: it just served as the embodiment of a positive myth for some time, and now it seems to us a symbol of our own inability to develop coherent policies that ensure economic growth.

The original was published in English on the website of the European Council on Foreign Relations
May 15: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Падение китайской экономики: миф или реальность?

О состоянии макропоказателей китайской экономики и ее фондового рынка рассуждает эксперт Франсуа Годман (Франция)

Нынешние колебания китайского и мирового фондового рынка приковывают внимание любого специалиста по геоэкономике. Шанхайская биржа печально известна своей волатильностью: два года назад, когда в Китае был экономический бум, она пережила сильное падение котировок, а за последний год они неудержимо летели вверх, несмотря на замедление темпов роста экономики КНР. Кроме того, эта биржа славится засильем инсайдерской торговли и почти — а то и совсем — не связана с международными рынками (мостик к Гонконгской фондовой бирже появился лишь недавно).

Падение китайской экономики: миф или реальность?

Франсуа Годман

Эксперт Европейского совета по международным отношениям
Все опытные наблюдатели знают: главное на китайском фондовом рынке — попасть на него прежде других, для чего часто необходимы связи, и раньше других уйти — главный навык для мировых хеджевых фондов. Это рынок — миф, обогащающий лишь краткосрочных спекулянтов, а не основательных инвесторов. Объемы торгов там непомерно велики, хотя нынешняя совокупная капитализация китайского фондового рынка (60% от ВВП) еще не достигла потрясающего уровня в 160% ВВП, который наблюдался в начале 2008 года.

Иными словами, Шанхайская фондовая биржа живет постоянным ожиданием катастрофы. Более того, ее первое падение 15 июня, скорее всего, было вызвано чисто внешним фактором: убежденностью китайских инвесторов и спекулянтов, что надвигающийся дефолт Греции спровоцирует в Европе серьезный кризис, а следом — падение спроса на китайский экспорт. Кроме того, китайские инвесторы опасались снижения темпов роста США из-за ожидавшегося повышения учетной ставки ФРС. Комментаторы зачастую не учитывают, насколько на китайских покупателей ценных бумаг влияют их представления о перспективах мировой экономики и весьма пессимистические прогнозы, которыми их часто кормят отечественные СМИ.

Последующие события продемонстрировали как могущество китайских властей, так и растущую непоследовательность их экономической политики. Вполне видимая рука государства взяла рынок за шиворот и поставила его на ноги — это произошло, когда премьер-рыночник Ли Кэцян был с визитом за рубежом. В принципе, в этом нет ничего неожиданного: китайская макроэкономическая политика уже много лет колеблется, чередуя педали тормоза и газа в попытках вовремя сдувать спекулятивные пузыри, а затем предотвращать возникающее из-за этого замедление роста экономики. В прошлом, однако, власти не особенно контролировали фондовый рынок, несмотря на множество сомнительных операций, осуществлявшихся там каждый день. В то же время правительство, по сути, гарантировало стабильность обменного курса юаня. В последние месяцы привязка юаня к доллару начала обходиться весьма дорого для валютных резервов страны.

Все изменилось в июне и июле. С одной стороны, активно и массированно вмешавшись в ситуацию на фондовом рынке, китайские власти остановили его падение, но достигли этого ценой фактической заморозки рынка. Тем самым они, сами того не желая, убедили рыночных игроков в наличии в экономике серьезных проблем. С этого момента частные инвесторы в основном отдали рынок на откуп государству. Но в отношении национальной валюты Центральный банк в начале июля сделал заявление, по сути равносильное смене режима регулирования: от определенности с привязкой к доллару к неопределенности некоего рыночного курса. Тот факт, что эта мера была инициирована и обнародована «реформаторским» Центробанком, не всегда пользующимся полной поддержкой правительства, имел немалое значение: ведь доверие — это альфа и омега рынков. Большинство инвесторов расценили этот шаг как скрытую девальвацию в целях повышения конкурентоспособности китайских товаров — и решили сыграть на усиление этого шага.

Последующие события не назовешь иначе как катастрофой непонимания, вызванной невнятной политикой властей, утративших общее чувство направления. Центробанку пришлось фактически взять свои слова назад, каждый день скупая юани перед закрытием торгов, чтобы стабилизировать валютный курс на следующий день. На фондовом рынке главным игроком стали государственные фонды, а частные инвесторы самоустранились — либо ждали возможности продать свои бумаги.

Причем все это произошло в тот момент, когда в Китае и так хватало потрясений. Отчасти они носят политический характер: все более активная кампания по борьбе с коррупцией сметает со своих постов все новых высокопоставленных чиновников и их приближенных в армии, службах безопасности, в самых разных провинциях — от Шаньси до Гуйчжоу и Хэбэя. Неприкасаемых больше нет — за исключением разве что ближайшего окружения председателя Си; под удар попадают даже родственники прошлых лидеров, занявшие высокие посты, например дети Цзян Цзэминя и Ли Пэна. Недавняя катастрофа в Тяньцзине, ставшая символом всепроникающей коррупции в китайском промышленном комплексе, лишь добавляет к неопределенности еще один аспект: если к ответственности привлекут городское руководство, то во всем Китае никто в местных органах власти не сможет чувствовать себя в безопасности — ведь все они действуют примерно так же.

Если бы все это происходило во времена Дэн Сяопина, Чжао Цзыяна и даже Чжу Жунцзи, из тупика можно было бы выбраться политическими методами: выступить с новой реформаторской инициативой и на этом коньке вырваться из кризиса. Но до сих пор Си Цзиньпин позиционировал себя как сторонника технократических, деполитизированных реформ и избегал любой риторики, связанной с рыночной экономикой, экономической либерализацией и уже тем более свободными и независимыми институтами. Его непререкаемая личная власть была достигнута ценой акцента на величии Китая в ущерб реформаторству.

Очевидно, в высших эшелонах власти колеблются и спорят. После попытки либерализации валютного рынка Центробанк вернулся к поддержке юаня, а затем вновь заверил всех, что переход к гибкому курсу все-таки будет, но на практике этого до сих пор не случилось. Вместо этого власти, по сути, прекратили вмешательство в деятельность Шанхайской биржи — то есть не мешали ей вновь перейти к свободному падению. Но и этот шаг был окутан неопределенностью: в конце августа китайское официальное информационное агентство заявило, что еще одна государственная организация получит разрешение покупать акции на фондовом рынке. Это было расценено всеми как признак новой интервенции, но никакой интервенции не произошло. 23 августа главной новостью стал отказ государства от вмешательства в дела фондового рынка — то есть переход к той рыночной политике, которую оно намеревалось проводить в отношении валютного режима.

Все это — наряду с несколькими выступлениями в официальных СМИ, где прошлые лидеры и «тигры» критикуются за слишком активное вмешательство и говорится о том, что реформы встречают сильное сопротивление со стороны групповых интересов, — свидетельствует о борьбе за власть. Учитывая впечатляющие успехи Си Цзиньпина за последние два года, он, скорее всего, выйдет из нее победителем. Как и в случае с другими процессами последних двух лет — динамичным развитием сектора услуг и частного сектора, розничной торговли в интернете и интернет-банкинга, — он, возможно в большей степени, чем предполагалось, делает ставку на экономических реформаторов, среди которых наиболее видной фигурой остается премьер Госсовета Ли Кэцян. Борьба против соперников в высших эшелонах власти и коррумпированных группировок может подтолкнуть Си еще дальше в этом направлении.

Однако коммуникационный стиль Си Цзиньпина идет вразрез с задачами реформ. Он не в состоянии возродить мессианскую надежду на переход к рыночной экономике, характерную для прошлых времен. Более того, многие китайские инвесторы — уже не те невинные рыночные игроки, что прежде. Они обзавелись серьезными личными интересами, как правило не способствующими экономическому развитию, — прежде всего раздутыми активами в сфере недвижимости. Что же касается борьбы с коррупцией, то она усиливает чувство незащищенности, которое и без того подпитывается замедлением в экономике, плохими новостями из-за рубежа, а теперь и неопределенностью с валютным курсом. Те, кого все это затрагивает, стараются затаиться или ищут пути для бегства: как это ни парадоксально, в такой выход в последнее время превратилась связка Шанхайской биржи с Гонконгской.

В этой ситуации рациональный анализ уступает место законам психологии. Экономический бум в Китае продолжается — об этом свидетельствует рост потребления граждан на 10,4% по сравнению с аналогичным периодом год назад (или такой простой факт: за первые шесть месяцев 2015 года количество китайских туристов, посетивших Францию, увеличилось на 48%).

Профицит внешнеторгового баланса Китая велик как никогда, поскольку сейчас энергоносители и сырье обходятся ему намного дешевле, а страдают от этого зарубежные поставщики, например «Газпром». Обвалы на китайском фондовом рынке случаются часто, так что ничего экстраординарного в этом нет. А изменение валютного режима должно порадовать тех, кто убежден, что юань скоро станет одной из мировых резервных валют. В целом болезни роста — неизбежное следствие структурных изменений в экономике. И именно к таким структурным изменениям — переходу от чрезмерных инвестиций к потреблению, от инфраструктурной экономики к высокотехнологичной, к отказу от модели, выкачивающей сырье из всего мира, — ранее в один голос призывали все экономисты-реформаторы.

Тем не менее никто, за исключением некоторых противников рыночной экономики, не воспринимает ситуацию таким образом. Уверовав в миф о безболезненности перемен, экономисты-рыночники и рыночные игроки теперь словно заворожены пессимистическим сценарием. А это, в свою очередь, усиливает негативное воздействие шоков, вызванных общим замедлением роста китайской экономики. Обвалы на фондовых рынках, практически не связанных с Китаем, свидетельствуют о более масштабной тенденции: мировая экономика уже довольно давно движется по тонкому льду, поддерживаемая лишь нулевыми процентными ставками и количественным смягчением.

Характерный пример в этом смысле — фондовый рынок Франции, страны, в чьем экспорте доля Китая составляет всего 3,5%. Китай был позитивным мифом, таким же, как экспорт капиталоемких товаров и предметов роскоши в богатые нефтедобывающие страны. По идее, резкое падение цен на энергоносители и сырье должно самым позитивным образом отразиться на зрелых потребительских рынках тех стран, что лишены подобных природных богатств. На деле же этого не происходит: высокие акцизы на энергоносители, по сути, сводят к нулю эффект от падения цен (нефть подешевела со $150 до $40 за баррель, а бензин на заправках — всего на 10%).

Из-за гигантской государственной задолженности импортированная дефляция превращается в негативный фактор, поскольку она увеличивает относительный вес этой задолженности. Более того, гигантские государственные расходы не позволяют проводить кейнсианскую политику стимулирования экономики за счет увеличения бюджетных трат, а количественное смягчение, по сути, позволяет правительствам сохранять социальные субсидии, игравшие роль амортизаторов в условиях спада, но неспособные обеспечить рост.

Воцарившийся на мировых рынках пессимизм связан не с реальным состоянием китайской экономики. Его породил конец позитивного мифа о Китае, который служил образцом для всех стран с развивающейся рыночной экономикой и противовесом пессимизму, свойственному стареющим обществам развитых стран. За последний год мы стали свидетелями перетекания больших объемов капитала из развивающихся и нефтяных экономик (кстати, из Китая — в куда меньшей степени) в развитые страны, где в результате снова надулись пузыри на фондовом рынке и в секторе недвижимости.

Но сейчас этот приток иссякает. Может оказаться, что Китай проявит большую изобретательность и целеустремленность, чем развитые страны, за исключением США, в деле продвижения к высокотехнологичной экономике с преобладанием сектора услуг. Но ему необходимо четче, чем раньше, обозначать свои намерения в плане такого перехода. Европу преследуют собственные демоны: с одной стороны, нынешний уровень государственных и социальных расходов становится непосильным для многих стран ЕС, а с другой — Старый Свет демонстрирует полную неспособность преобразовать значительный профицит внешнеторгового баланса (теперь, когда цены на сырье падают, а добывающие страны наперебой демпингуют, борясь за удержание своей доли рынка) в меры по стимулированию роста внутри Европы. Все это не имеет никакого отношения к Китаю: просто какое-то время он служил воплощением позитивного мифа, а теперь кажется нам символом нашей собственной неспособности выработать внятную политику, обеспечивающую экономический рост.

Оригинал был опубликован на английском языке на сайте European Council on Foreign Relations