Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Paleodiet for the ancient man - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Paleodieta for the Ancient Man

Far Eastern Federal University (FEFU) and Harvard University have signed an agreement to work together on the remains of ancient people found in Primorye

Paleodieta for the Ancient Man

Director of the Educational and Scientific Museum of the Far Eastern Federal University, Candidate of Historical Sciences Alexander Popov told EastRussia.ru About what the Russian find attracted the American scientists that they excavated on the Russian Island before the APEC summit and than the seaside archaeologists are beckoned with monuments of the ancient times of Ecuador.

- Recently your scientific group began to cooperate with scientists from Harvard University. Tell us, what is the essence of the joint work and who initiated it?

- Studies of ancient genetic chains are now, as they say, on the edge of science, it is popular and in demand. But the problem for genetic scientists is the lack of material. If the material is - there is that decipher. We, scientists, work, publish, communicate with colleagues, plus the university has the material that can be claimed for the decoding of ancient genomes.

Who was the initiator of cooperation? There are several components here. We studied, for example, antiquities, but now it is necessary to investigate them more deeply, and for this purpose - to apply new methods of DNA analysis. Our American colleagues had the opportunity to analyze the DNA of ancient human populations from the Pacific coast in East Asia. Accordingly, they began searching for decent material, read our articles, turned to their Russian geneticists, and we are friends and work together with a sufficiently large circle of scientists around the country. American experts have learned that we have suitable archaeological material, it is published and quite famous - there were many reports on this topic both in the USA and South Korea, and in Japan, and on the basis of these materials there are joint projects with the Japanese. And so, initially assessing the material, the American colleagues turned to us with a very profitable for us from a scientific point of view proposal to conduct a comprehensive analfrom the bones that are in our funds.

Initially, they appealed about a single monument, quite famous - Boisman-2 from Khasansky district of Primorye. A neolithic burial ground was excavated there - an ancient cemetery - 5,5-6 was thousands of years old. Two bones from there are exhibited in the FEFU Museum. These materials today are the most ancient of human remains, preserved more or less well, on a fairly extensive territory - on the entire Pacific coast of the country. These are unique things that are rarely found. There are, of course, materials of similar age, for example, on the Japanese islands, in South Korea, but another population lived there. Therefore, from Tumangan to Anadyr are the most ancient bone remains.

Since we possess this material, the American scientists turned to us with a proposal for joint work. As a result, an agreement was signed between FEFU, Harvard Medical School and Howard Hughes Medical Institute on scientific cooperation. We provided our materials so that they could be processed at the Genetics Laboratory of the Harvard Medical School under the guidance of Professor David Reich, one of the best and most recognized genetic laboratories in the world.

Dr. Alexander Kim, a Harvard researcher, came to us, and before that we sampled — small fragments of certain parts of ancient skeletons. According to our proposal, material was selected from several burial grounds of different time sections. The first is the 5-6 age of thousands of years (Neolithic), the second cut is the early Iron Age, when a person living on the shores of the Pacific Ocean, already begins to domesticate animals and engage in agriculture - about 2,5 thousands of years ago. The third time section is the early Middle Ages (5 - 10 centuries AD, e), when the Mohesian tribes, which were the main population of the Bohai state, inhabited the territory of the south of the Russian Far East. These materials were found in Primorye, one burial ground - south of Lake Khanka, the other - in 400 km to the north.

Harvard scientists, we handed over materials from the burial of the Iron Age (2,5 thousands of years ago), which was investigated on Russky Island during the rescue excavations before the construction of APEC facilities.

It is very interesting for us to know how closely related the tribes lived in these different periods in Primorye. Now we can only assume this, based on archaeological finds, on the ornaments of dishes, on how the material culture changes. Determine whether this is a family or the development of genetically related people, is now quite difficult. It is believed that at different periods of time the material culture and various ethnic groups inside the Mongoloid race changed quite sharply. And if we carry out such an analysis in different time sections, we can establish how tribal were related, from what group they are, to whom it is closer from the living nationalities.

For such an analysis, genetics use a variety of methods, including the method for determining paleo-diets, which allows to establish what a person ate in antiquity. Plus, radiocarbon dating is the absolute age definition. Genetic analysis of bone remains in the east of the country has not yet been conducted, so in this sense we will be among the first to do it. Our genetics have worked on modern nations, they have a large database of genetic data, so there will be something to compare. I think that the final result of this work will be very interesting, plus the prospects for interesting publications will open.

- What is the interest of Harvard scientists in this work? Do you plan joint publications on research results?

- Of course, the result of the work will be joint publications. It is one thing to offer genetic interpretation, another thing is to impose it on the archaeological context, on the ethnic context according to published sources, or for the Middle Ages - by the annals. According to Chinese sources, we know how the studied tribes were called, how they belonged to language groups. Thus, it makes sense to work together, because a simple analysis of the genetic code is not entirely interesting.

In addition, since we work at a federal university, we must think globally and have just such partners, working with them involves comprehensive interests and important scientific problems. We are interested in all areas of science that occur at least in the Pacific basin. Therefore, we are holding an exhibition in Korea, and excavations in Ecuador. Today, not only economy and trade is globalizing, but also science. The future is for international scientific groups, because it is no coincidence that Nobel laureates are scientists from different countries.

- Coda is expected the first results of the study of archaeological material provided by the Harvard scientist?

- Our American colleagues are very interested in this work, because while the study of the genome of ancient populations is a white spot in genetics, and scientists have just started to study it. They have a project on East Asia, and our northern colleagues are very interested in the northern sector of the Pacific. Samples have already been processed, and either in late December or early next year, we hope there will be results.

When you associate with archeology, you must get lucky. After all, there may not be enough genetic material in those samples that we gave to the study, perhaps the conditions did not allow some materials to be preserved, or some factors influenced the sample itself. But while the work is underway, we are waiting for its results.

- Do you plan to cooperate with Harvard scientists in the future?

- Of course, we are planning. And everything will depend on what kind of things we will find, and also on what other possibilities genetic science will disclose. Perhaps the materials will continue to be in demand for deeper analysis, because if 10 years ago, genetics could decipher the short chains of ancient genomes, now there are much more opportunities, and in a few years, perhaps, there will be a global breakthrough that will allow us to return to the well-known materials and to study them more deeply. Therefore, the fundamental collections of the FEFU museum are not just unique findings, they are the past, the present and the future of science. If we discover new objects, we will discuss with our American colleagues joint projects, so that the findings are in demand and thoroughly studied.



- You mentioned a monument found on Russian Island in Vladivostok. What excavations were carried out on the island before the construction of the APEC summit facilities?

- From 2008 to 2012 years on the Russian Island, we found more than 20 new archaeological sites during the survey of various territories. So, on the site of the current waterfall on the embankment of the FEFU campus, we found an archaeological monument of the early Iron Age with the age of 2,5 thousand years. In some places we find conch piles, ceramic objects, stone and bone products, bone remains of animals that people used to eat.

On one monument on Pospelov cape we found an ancient burial, two more monuments we found in the village of Canal. In the bay of Ajax we found a Neolithic dwelling - a foundation pit of about 5 thousand years. Finding a home on the island does not happen often, since most of the people on the island who came here for seasonal hunting, found places convenient for food, where the most amount of food resources could be obtained with the least cost, sea ​​mollusks, but there were also terrestrial animals. Most of the parking lots were located in the coastal part of the island. In total, we dug out five monuments and plotted about 20 on the map.

-Tell about the archaeological season of this year. Where were the excavations carried out, were unique materials found?

- Any archaeological site for any archaeologist is an unique object. No matter how many materials we find, there will always be something new. Of course, not every year we find the "helmet of Alexander the Great" or an object that is of general interest, such as human remains from the Boyman-2 burial ground. Sometimes archaeologists search for a lifetime and do not find.

This season we worked in Dalnerechensky district of Primorye over a two-layered monument: one layer of 5 thousand years old, the second - 2 thousand years. It was a rescue dig during the construction of the communication line. Also in July we conducted two expeditions. One of them is a rescue, we were digging at the site of the construction of a future plant for liquefying natural gas on the Lomonosov peninsula. In general, there are 13 archaeological sites, two of them we dug out, the rest either does not affect the construction, or their excavations are postponed for a later time.

The second monument is a scientific excavation. Shell pile in the southern part of the island of Russian age over 5 thousands of years. These excavations were funded by the FEFU Science Foundation, with undergraduates from the Polytechnic Institute for the Study of Coastal Areas from Ecuador.

In September we conducted excavations in Ecuador. In our group there were 9 people: employees of FEFU; Our colleagues from the Institute of Archeology and Ethnography of the SB RAS (Professor AV Tabarev), the Pacific Oceanological Institute FEB RAS - experts in various fields: archeologists, geophysicists, zoologists, paleographers. Together with our Ecuadorian scientific partner Professor H.G. Marcos, Ecuadorian colleagues and undergraduates who worked with us in Russian, within two weeks we conducted excavations on the monument of Real Alto in order to obtain primary results and determine further plans.

- What was this expedition devoted to and how did the collaboration with the Ecuadorian scientists begin?

- In South America, there have never been any full-fledged Russian archaeological expeditions initiated by our scientists. The last time a Russian archaeologist was there and participated in expeditions in the 1984-1985 years. But we have an interest in other civilizations, in peoples who lived in other territories, and we are interested in the South American continent because it is a different vector of human development. Up until the Europeans discovered this continent, the local population had its own path of development.

Communication with foreign colleagues led to joint work. We proposed a concept, Ecuadorian scientists responded with joy to this proposal. Our partner, an Ecuadorian professor, is 82 a year, but despite his age, he participates in excavations, he plans to work on bachelor's and master's programs at his university. In Ecuador, Europeans often work, also there are own archaeologists, but there have not been any training programs since the eighties. The opportunity to go to excavations in Ecuador appeared when the Scientific Foundation for the implementation of various projects began to work at the FEFU. We submitted our idea to the competition and received an international grant for three years.

In Ecuador, we dug up a monument, which is located near the most western point of the South American continent. It is multi-layered, its age is from 7 to 2,5 thousands of years. We determined how promising and interesting the monument is, in which direction to develop our work in order to catch the time that interests us - the period between 6,5-5,5 thousands of years ago.

There we studied the general processes that occurred on the shores of the ocean in human groups at different times. Global climate change had a definite impact on ancient people. They pushed people to change material culture — objects of hunting or gathering — or the creation of technological innovations, the domestication of animals, the domestication of wild plants, and so on.

We are interested in just this period of time, called the Neolithic revolution or neolitization. This is the time when a person begins to engage in farming and animal husbandry. This process did not occur everywhere in the same way, since natural resources were different everywhere. By this time, the beginning of social stratification, the deepening of the specialization of hunting, the beginning of trade and exchange. “Rich and poor” burials appear, religion develops, during this period sexual differentiation is pronounced due to participation in the life of this or that community. This period predetermined further progress in the development of mankind.

And in connection with this, we have such an idea: complex groups of hunters and gatherers exploited natural resources to survive, but at the same time they also begin to outline social differences. In one place at this time a person actively begins to engage in farming, and in another - continues to hunt and collect, but there and there are social inequalities. This is still a time of some kind of equality between these groups. In the future, if a person lives safely, more children are born, which means more pressure on nature, which causes a crisis in the community of hunters and gatherers. And farmers survive, because they no longer depend on natural resources, they adapt nature to themselves, and from the point of view of further development they are more progressive.

During this period, people have new technological types, for example, ceramics. Traditionally, in Europe, it was associated with the emergence of agriculture and animal husbandry. And in the east, pottery appears very early, a few thousand years earlier than in other territories, and it is used by hunters and gatherers, while they are not developed agriculture. This technological innovation is not evidence of a transition to a productive economy, but of progressive development. We see the same thing in Ecuador. Regardless of the development of civilization in Eurasia, parts of the tribes in the Americas continue to engage in hunting and gathering, and the neighboring tribes begin to engage in farming.

There are different groups, there are obvious differences in development, this all needs to be compared and analyzed. With the help of zoologists, botanists, geophysicists, geneticists, anthropologists, historians and other scientists, we do this. Sometimes you do not even know where the way to a deeper and more objective study of these issues. Step by step, we are gathering a mosaic of small details, we come to a comprehension of hypotheses and concepts in assessing the events that occurred in the whole world: the Pacific Ocean - the west and east coast, in Eurasia - the coast of the Pacific and the Atlantic.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Палеодиета для древнего человека

Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) и Гарвардский университет заключили соглашение о совместной работе над останками древних людей, найденных в Приморье

Палеодиета для древнего человека

Директор Учебно-научного музея ДВФУ, кандидат исторических наук Александр Попов рассказал EastRussia.ru о том, чем российская находка привлекла американских ученых, что раскопали на острове Русском перед саммитом АТЭС и чем приморских археологов манят памятники древности Эквадора.

- Недавно ваша научная группа начала сотрудничать с учеными Гарвардского университета. Расскажите, в чем суть совместной работы и кто был ее инициатором?

- Исследования древних генетических цепочек сейчас находятся, как говорится, на острие науки, это популярно и востребовано. Но проблема для ученых-генетиков состоит в нехватке материала. Если материал есть - есть, что расшифровывать. Мы, ученые, работаем, публикуемся, общаемся с коллегами, плюс университет обладает тем материалом, который может быть востребован для расшифровки древних геномов.

Кто оказался инициатором сотрудничества? Здесь есть несколько составляющих. Мы изучили, например, древности, но теперь необходимо исследовать их глубже, а для этого - применить новые методики анализа ДНК. У наших американских коллег появилась возможность провести анализ ДНК древних человеческих популяций с побережья Тихого океана в Восточной Азии. Соответственно они занялись поиском достойного материала, прочли наши статьи, обратились к своим российским коллегам-генетикам, а дружим и вместе работаем мы с достаточно большим кругом ученых по стране. Американские специалисты узнали, что у нас есть подходящий археологический материал, он опубликован и достаточно известен - и в США, и Южной Корее, и в Японии было много докладов на эту тему, также на основании этих материалов есть совместные проекты с японцами. И вот, первоначально оценив материал, американские коллеги обратились к нам с очень выгодным для нас научной точки зрения предложением о том, чтобы провести комплексный анализ костных останков, которые есть в наших фондах.

Первоначально они обратились по поводу одного памятника, достаточно известного - Бойсмана-2 из Хасанского района Приморья. Там был раскопан неолитический могильник – древнее кладбище – возрастом 5,5-6 тысяч лет. Два костяка оттуда выставлены в музее ДВФУ. Эти материалы на сегодняшний день – самые древние из человеческих останков, сохранившиеся более-менее хорошо, на достаточно обширной территории - на всем Тихоокеанском побережье страны. Это уникальные вещи, их редко обнаруживают. Есть, конечно, подобного возраста материалы, к примеру, на Японских островах, в Южной Корее, но там жило другое население. Поэтому от Тумангана до Анадыря - самые древние костные остатки.

Так как мы обладаем этим материалом, то американские ученые обратились к нам с предложением о совместной работе. В результате было подписано соглашение между ДВФУ, Медицинской школой Гарвардского университета и Медицинским институтом Ховарда Хьюза о научном сотрудничестве. Мы предоставили наши материалы, чтобы они были обработаны в лаборатории генетики Медицинской школы Гарварда под руководством профессора Дэвида Рейча - одной из лучших и наиболее признанных генетических лабораторий в мире.

К нам приехал доктор Александр Ким - исследователь из Гарварда, а перед этим мы произвели отбор образцов – небольшие фрагменты определенных частей древних скелетов. По нашему предложению был отобран материал из нескольких могильников разных временных срезов. Первый - возраста 5-6 тысяч лет (неолит), второй срез – это ранний железный век, когда человек, живущий на берегах Тихого океана, уже начинает одомашнивать животных и заниматься земледелием - примерно 2,5 тысячи лет назад. Третий временной срез – это раннее средневековье (5 – 10 в.в. н,э), когда на территория юга Дальнего Востока России была заселена мохэсскими племенами, которые являлись основным населением бохайского государства. Эти материалы были найдены в Приморье, один могильник - южнее озера Ханка, другой – в 400 км к северу.

Ученым Гарварда мы передали материалы из погребения железного века (2,5 тысячи лет назад), которое было исследовано на острове Русском во время спасательных раскопок перед стройкой объектов АТЭС.

Нам очень интересно узнать, насколько родственные по крови племена жили в эти разные периоды на территории Приморья. Сейчас мы можем только предполагать это, основываясь на археологических находках, на орнаментах посуды, на том, как изменяется материальная культура. Определить, родственники это или развитие генетически родственных людей, сейчас достаточно сложно. Считается, что у нас в разные периоды времени достаточно резко менялись материальная культура и разные этнические группы внутри монголоидной расы. А если мы проведем такой анализ по разным временным срезам, мы можем установить, насколько племена были родственные, из какой они группы, к кому ближе из ныне живущих народностей.

Для подобного анализа генетики используют множество методов, в том числе метод для определения палеодиеты, позволяющий установить, чем человек питался в древности. Плюс радиоуглеродное датирование – определение абсолютного возраста. Генетический анализ костных останков на востоке страны еще не проводился, поэтому мы в этом смысле станем одними из первых, кто это сделает. Наши генетики работали над современными народностями, у них есть большая база генетических данных, поэтому будет с чем сравнить. Думаю, что конечный результат этой работы будет очень интересен, плюс откроются перспективы для интересных публикаций.

- В чем интерес к данной работе у ученых Гарварда? Планируете ли вы совместные публикации по результатам исследований?

- Конечно, итогом работы станут совместные публикации. Одно дело – это предложение генетической расшифровки, другое дело – накладывание ее на археологический контекст, на этнический контекст по опубликованным источникам, или для средневековья – по летописям. По китайским источникам нам известно, как назывались исследуемые племена, каким они принадлежали языковым группам. Таким образом, здесь есть смысл в совместной работе, потому что простой анализ генетического кода не совсем интересен.

Кроме того, раз уж мы работаем в федеральном университете, то должны мыслить глобально и иметь именно таких партнеров, совместная работа с которыми затрагивает всеобъемлющие интересы и важные научные проблемы. Нас интересуют все направления науки, которые происходят как минимум в бассейне Тихого океана. Поэтому мы и выставку в Корее проводим, и раскопки в Эквадоре. Сегодня глобализуется не только экономика и торговля, но и наука. Будущее – за интернациональными научными группами, ведь не случайно нобелевские лауреаты – это ученые из разных стран.

- Кода ожидаются первые результаты исследования археологического материала, предоставленного ученым Гарварда?

- Наши американские коллеги очень заинтересованы в данной работе, потому что пока исследование генома древних популяций - это белое пятно в генетике, и ученые только приступили к его изучению. У них есть проект по Восточной Азии, и нашим зарубежным коллегам очень интересен северный сектор Тихого океана. Обработка образцов уже начата, и либо в конце декабря, либо в начале следующего года, мы надеемся, будут результаты.

Когда связываешься с археологией, должно повезти. Ведь может не быть достаточного количества генетического материала в тех образцах, которые мы отдали на исследование, возможно, условия не позволили сохраниться некоторым материалам, или какие-то факторы повлияли на сам образец. Но пока работа идет, и мы ждем ее результатов.

-Планируете ли вы в будущем сотрудничать с учеными Гарварда?

- Конечно, планируем. И все будет зависеть от того, какие вещи мы будем находить, а также от того, какие еще возможности раскроет генетическая наука. Возможно, материалы будут и дальше востребованы для более глубокого анализа, ведь если 10 лет назад генетика могла расшифровывать недлинные цепочки древних геномов, то сейчас имеются гораздо большие возможности, а через несколько лет, возможно, случится глобальный прорыв, который позволит вернуться к известным материалам и изучить их более глубоко. Поэтому фундаментальные коллекции музея ДВФУ – это не просто уникальные находки, это - прошлое, настоящее и будущее науки. Если будем обнаруживать новые объекты, то будем обсуждать с американскими коллегами совместные проекты, чтобы находки были востребованы и глубоко изучены.

-Вы упомянули найденный на острове Русском во Владивостоке памятник. Какие раскопки проводились на острове перед стройкой объектов саммита АТЭС?

- С 2008 по 2012 годы на острове Русском при обследовании самых разных территорий мы обнаружили более 20 новых археологических памятников. Так, на месте нынешнего водопада на набережной кампуса ДВФУ мы нашли археологический памятник раннего железного века возрастом 2,5 тысячи лет. Кое-где мы находим раковинные кучи, керамические предметы, каменные и костяные изделия, костные останки животных, которых человек употреблял в пищу.

На одном памятнике на мысе Поспелова мы нашли древнее погребение, еще два памятника мы обнаружили в поселке Канал. В бухте Аякс мы нашли неолитическое жилище – котлован возрастом около 5 тысяч лет. Найти жилище на острове случается не часто, так как все-таки в большинстве своем на острове жили люди, которые приходили сюда на сезонную охоту, находили места, удобные для добычи пищи, где с наименьшими затратами можно было получить наибольшее количество пищевых ресурсов, в основном морских – моллюсков, но были и наземные животные. В основном стоянки людей располагались в приморской части острова. Всего мы выкопали пять памятников и нанесли на карту около 20.

-Расскажите об археологическом сезоне этого года. Где проводились раскопки, были ли найдены уникальные материалы?

- Любой археологический памятник для любого археолога – объект уникальный. Сколько бы мы ни находили материалов, там всегда будет что-то новое. Конечно, не каждый год мы находим «шлем Александра Македонского» или объект, который вызывает всеобщий интерес, как, например, человеческие останки из могильника Бойсмана-2. Иногда археологи ищут всю жизнь и не находят.

В этом сезоне мы работали в Дальнереченском районе Приморья над двухслойным памятником: один слой возрастом 5 тысяч лет, второй – 2 тысячи лет. Это были спасательные раскопки при строительстве трассы линии связи. Также в июле мы провели две экспедиции. Одна из них – спасательная, копали мы на месте строительства будущего завода по сжижению природного газа на полуострове Ломоносова. Вообще там есть 13 археологических памятников, два из них мы выкапывали, остальные либо стройка не затрагивает, либо их раскопки отложены на более позднее время.

Второй памятник – это уже научные раскопки. Раковинная куча в южной части острова Русский возрастом более 5 тысяч лет. Эти раскопки финансировались научным фондом ДВФУ, в ней принимали участие магистранты из Политехнического института по изучению прибрежных территорий из Эквадора.

В сентябре мы проводили раскопки уже в Эквадоре. В нашей группе было 9 человек: сотрудники ДВФУ; наши коллеги из Института археологии и этнографии СО РАН (профессор А.В. Табарев), Тихоокеанского океанологического института ДВО РАН - специалисты разных направлении: археологи, геофизики, зоологи, палеографы. Вместе с нашим эквадорским научным партнером профессором Х.Г. Маркосом, эквадорскими коллегами и магистрантами, которые работали с нами на Русском, в течение двух недель мы провели раскопки на памятнике Реаль Альто с целью получения первичных результатов и определния дальнейших планов.

- Чему была посвящена эта экспедиция и как началось сотрудничество с эквадорскими ученым?

- В Южной Америке полноценных российских археологических экспедиций по инициативе наших ученых вообще никогда не было. В последний раз российский археолог там был и участвовал в экспедициях в 1984-1985 годах. Но у нас есть интерес к другим цивилизациям, к народам, которые жили на других территориях, а южно-американский континент нас интересует потому, что это – другой вектор развития человека. Вплоть до того, как европейцы открыли это континент, у местного населения был свой путь развития.

Общение с зарубежными коллегами привело к совместной работе. Мы предложили концепт, эквадорские ученые с радостью откликнулись на это предложение. Нашему партнеру – эквадорскому профессору - 82 года, но, несмотря на возраст, он участвует в раскопах, у него в планах – работать над бакалаврской и магистерской программах в своем университете. В Эквадоре часто работают европейцы, также там есть собственные археологи, но своих обучающих программ не было с восьмидесятых годов. Возможность поехать на раскопки в Эквадор появилась, когда в ДВФУ начал работать Научный фонд для реализации разных проектов. Мы подали свою идею на конкурс и получили международный грант на три года.

В Эквадоре мы раскапывали памятник, который находится возле самой западной точки южно-американского континента. Он многослойный, его возраст - от 7 до 2,5 тысяч лет. Мы определили, насколько памятник перспективный и интересный, в каком направлении развивать нашу работу, чтобы уловить то время, которое нас интересует, – период между 6,5-5,5 тысячи лет назад.

Там мы изучали общие процессы, которые происходили на берегах океана в человеческих группах в разное время. Глобальные изменения климата оказывали определенное влияние на древних людей. Они толкали человека на изменение материальной культуры - объектов охоты или собирательства - или создания технологических новаций, приручения животных, одомашнивания диких растений и так далее.

Нас интересует как раз этот период времени, называемый неолитической революцией либо неолитизацией. Это время, когда человек начинает заниматься земледелием и скотоводством. Этот процесс происходил не везде одинаково, так как природные ресурсы везде были разными. К этому времени относится начало социального расслоения, на углубление специализации охотничьего промысла, начало торговли и обмена. Появляются «богатые и бедные» погребения, развивается религия, в этот период ярко выражена половая дифференциация по участию в жизни того или иного сообщества. Этот период предопределил дальнейший прогресс в развитии человечества.

И в связи с этим у нас есть такая идея: комплексные группы охотников и собирателей эксплуатировали природные ресурсы, чтобы выживать, но при этом у них тоже начинают намечаться социальные различия. В одном месте в это время человек активно начинает заниматься земледелием, а в другом – продолжает охотиться и собирать, но и там, и там проявляются социальные неравенства. Это пока время некого равенства между данными группами. В дальнейшем, если человек живет благополучно, рождается больше детей, а значит - больше давления на природу, что вызывает кризис сообщества охотников и собирателей. А земледельцы выживают, ведь они уже не так зависят от природных богатств, они приспосабливают природу под себя, и с точки зрения дальнейшего развития они более прогрессивны.

В этот период у людей появляются новые технологические виды, например, керамика. Традиционно в Европе ее связывали с появлением земледелия и скотоводства. А на востоке керамика появляется очень рано, на несколько тысяч лет раньше, чем на других территориях, и ее используют охотники и собиратели, при этом у них не развито земледелие. Эта технологическая новация свидетельствует не о переходе к производящему хозяйству, а о прогрессивном развитии. То же самое мы наблюдаем и в Эквадоре. Независимо от развития цивилизации в Евразии, части племен на американском континенте продолжает заниматься охотой и собирательством, а соседние племена начинаю заниматься земледелием.

Здесь есть разные группы, очевидны различия в развитии, это все нужно сравнивать и анализировать. С помощью зоологов, ботаников, геофизиков, генетиков, антропологов, историков и других ученых мы это делаем. Иногда даже не знаешь, где путь более глубокого и объективного изучения этих вопросов. Шаг за шагом, мы, собирая некую мозаику из мелких деталей, приходим к осмыслению гипотез и концепций в оценке тех событий, которые происходили в целом в мире: на Тихом океане - западное и восточное побережье, в Евразии – побережье Тихого океана и Атлантики.