Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Парковка с подогревом

Проект теплой парковки победил в номинации «Лучшее рационализаторское решение» в рамках конкурса «Sakha Innovation–2014»

Парковка с подогревом

Суровые якутские морозы застают врасплох не только людей, но и технику. Зимой автовладельцы просто не глушат двигатели – а ведь это ведет не только к их износу, но и к увеличению расходов. Добавьте к этому постоянные выхлопы: в холод к туману прибавляется смог, ухудшается видимость на дорогах и, главное, качество воздуха. Привычное положение дел решился изменить предприниматель Артем Чемпосов.

Компания «Сахатепломеханика», созданная Артемом Чемпосовым, в этом году стала резидентом ГАУ «Технопарк Якутия» и получила статус «Инновационно-активное предприятие».

– Артем, как абстрактная идея о теплых парковках превратилась в конкретный прототип?

– Над проблемой я задумался еще четыре года назад, когда вынужден был в течение всей зимы снимать гараж для своего автомобиля. Тот, кто снимал или снимает гараж, знает, какие суммы уходят на оплату аренды. А еще и накладные расходы: надо доехать до гаража, который находится совсем не в центре города, потом оттуда уехать... Хорошо, если друзья подбросят до дома, а так приходилось пользоваться услугами такси. В один из этих дней мне и пришла в голову идея: а что если бы можно было как-то подогревать моторный отсек? Если он будет в тепле, то автомобиль может стоять так всю ночь, прямо у подъезда твоего дома. Здорово же? Идея не давала мне покоя. Разумеется, первым делом я поделился задумкой с друзьями. Вот тут и понеслось! Сформировалась команда, которая работала одновременно над четырьмя идеями. Первым, кто нас заметил, был Институт физико-технических проблем Севера СО РАН, он принял активное участие в проводимых нами испытаниях, помогал организовывать выставки. В первое время территорию для испытаний воздушного отопления предоставлял нам Иван Данилов, директор эксплуатационно-технической службы Управления административно-хозяйственного обеспечения деятельности Президента и Правительства Якутии. Поддерживала и инициативная группа из «Якутскэнерго».

– Мало иметь идею и посвящать ей все свои мысли. Что было дальше?

– Свои мысли я перенес на бумагу, оформил проект и уже через год выступил с дипломной работой на научной конференции в родном университете. Диплом носил солидное название: «Разработка мобильной системы обогрева автотранспорта газовым теплогенератором в городе Якутске». Уже через год я стал резидентом «Технопарка Якутия».

Каков принцип работы парковки с электроподогревом? Под асфальт укладывается нагревательный кабель?

Нет, все как на обычной парковке, разве что к каждому месту подведена розетка со специальной металлической защитной коробкой, которая не гнется, и автоматы, которые отключают подачу тока при увеличении мощности и при коротком замыкании. Но есть нюанс: подключиться может не каждый. Для этого нужно установить дополнительное оборудование – специальный подогреватель охлаждающей жидкости. Дело в том, что в двигателе установлены так называемые охлаждающие контуры. В них циркулирует специальная жидкость. Контуры предохраняют двигатель от перегрева. Зима у нас длится до восьми месяцев, а с помощью нагревателя можно использовать охлаждающий контур, наоборот, для подогрева двигателя. Желательно, чтобы система была без подвижных частей, которые уменьшают коэффициент надежности.

Но эта технология уже применяется, есть и жидкостные обогреватели.

Жидкостные обогреватели – дорогое удовольствие. Кроме того, они тоже работают на горючем, поэтому их нельзя применять в невентилируемых гаражах: в салоне могут скопиться продукты горения. Также они используют заряд аккумулятора для работы насоса и вентиляторов. Если он оказался недостаточно заряжен, то утром вы не заведете машину. С существующими системами электрического подогрева ситуация следующая: на рынке, как всегда, преобладает китайская продукция. Это так называемые помпы – они перекачивают охлаждающую жидкость принудительно. Их установка кажется простой, но это не так. Если неопытный человек сам устанавливает систему, то он может просто загубить мотор.

В чем особенность вашей технологии?

Мы опытным путем подобрали оптимальное оборудование и, главное, разработали систему настройки обогрева для каждой марки автомобилей. Мы настраиваем термореле и блок управления для каждого автомобиля таким образом, чтобы не нарушать естественную циркуляцию в охлаждающем контуре. Это позволяет обеспечить сохранность двигателя. 

Кроме того, совместно с нашим товарищем Алексеем Прошутинским мы разработали оригинальную биллинговую систему подключения электроэнергии к розеткам: в зависимости от того, где вы находитесь, вы выбираете нужную вам розетку и подключаете ее. Расплачиваться за пользование такой автопарковкой можно будет с помощью мобильного телефона. 

Если таких парковок будет много, то люди смогут увеличить срок эксплуатации двигателей, экономить топливо, деньги и время, а еще сберечь здоровье – ведь автомобилисты предпочитают одеваться легко, а простыть в холодной машине дело нехитрое.

А зимние чехлы для машин? Чем они привлекут покупателей? 

– Подобной продукции на нашем республиканском рынке нет. Каждый водитель утепляет свою машину как может. Есть те, кто сам шьет чехол для своей машины, но таких немного. Мы делаем чехлы из современных теплоотражающих материалов. Они многослойные, слои скреплены по специальной бесшовной технологии. Все это позволяет сберегать тепло в машине на протяжении восьми часов при температуре до –55 C. При этом чехол легкий и в собранном виде занимает мало места. Если его использовать в качестве дополнения на парковке с обогревом, то можно сэкономить электричество.

– Как это работает?

– Машины накрываются чехлами, к ним подводятся воздуховоды. По ним начинает периодически циркулировать горячий воздух. Его подает мобильный самоходный теплогенератор или комплекс «Теплый двор». Воздух подается обсушенный, поэтому под чехлами не образуется конденсат, что обеспечивает сохранность техники. Такая технология может использоваться там, где нет возможности подключиться к электрическим сетям. Наш мобильный самоходный теплогенератор также может применяться для обслуживания бульдозеров, экскаваторов и прочей техники на промышленных участках предприятий, добывающих уголь, нефть, золото, алмазы и другие полезные ископаемые. 

Представьте: в тундре сломался бульдозер, на починку нужно время. Техника стынет, водитель бульдозера тоже. На холоде долго не поработаешь с гаечным ключом. Выходит, технику надо буксировать до мастерской. Это требует времени и отвлечения техники. В общем, трудоемкий процесс. 

А наша самоходная установка может приехать вместе с ремонтной бригадой. Бульдозер можно будет накрыть куполом и начать подавать под него горячий воздух – можно делать ремонт в полевых условиях. Установку можно использовать и. для обогрева строительных конструкций и площадок. Строительный сезон у нас короткий, некоторые виды работ нельзя проводить при отрицательной температуре. Наш мобильный теплогенератор позволит создать необходимый температурный режим при монтаже конструкции или проведении иных строительных работ в зимнее время. Применима конструкция и для обогрева помещений в аварийных ситуациях. Если вдруг посреди зимы в жилом доме или административном здании из-за аварии произойдет отключение отопления, то наша передвижная установка сможет обогреть дом на необходимый период ремонтных работ.

Но ведь есть переносные теплопушки, калориферы…

– Они – как электрические, так и жидкостные – уступают нашей установке по мощности. К тому же электрические будут перегружать сеть, а жидкостные во время работы выделяют продукты горения, в помещении начинает накапливаться угарный газ. Долго работать в таких условиях и тем более жить нельзя. А наша установка выхлоп от сгорания в обогреве не задействует. Подается только горячий обсушенный воздух.

– Применяют ли похожие технологии в России или за рубежом?

– Нет, разве что на Аляске используются схожие парковки с электроподогревом. Мы создавали свои разработки с учетом особенностей нашей республики, но полагаем, что в других северных регионах России и, возможно, за рубежом они тоже будут востребованы.


Сколько в цифрах?

 Потребление за один час

Потребление за 12 часов
Потребление горюче-смазочных материалов на улице

  Известно, что малолитражный автомобиль съедает примерно 1,5 л в час на холостом ходу Стоимость 1 л бензина в Якутии – около 40 руб. За час автовладелец тратит 60 рублей. За 12 часов работы машины на улице – 720 руб.
Потребление электроэнергии с электроподогревом

  Установлено, что в самые лютые морозы (–60 °C) один автомобиль потребляет в среднем 2 кВт в час Стоимость 1 кВт в Якутске – около 6 руб. За 12 часов потребляется 16 кВт в час, что стоит 100 руб.
Арендуемая посуточная автостоянка (теплая)

 Часовая тарификация отсутствует Стоимость аренды на одну ночь – 500 руб.

Опубликовано в журнале "Технопарк Якутия".  Журнал "Технопарк Якутия" - информационный партнер EastRussia