Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Heated parking area

The warm parking project won in the nomination "The Best Rationalization Solution" in the framework of the "Sakha Innovation-2014" competition

Heated parking area

Severe Yakut frosts take not only people by surprise, but also technology. In winter, car owners simply do not turn off their engines - and this leads not only to wear and tear, but also to increased costs. Add to this constant emissions: in cold weather, smog is added to the fog, visibility on the roads deteriorates and, most importantly, air quality. The entrepreneur Artem Chemposov decided to change the usual state of affairs.

The company "Sakhateplomekhanika", created by Artem Chemposov, this year became a resident of the State Autonomous Institution "Technopark Yakutia" and received the status of "Innovatively active enterprise".

- Artem, how the abstract idea of ​​warm parking has become a concrete prototype?

- I thought about the problem four years ago, when I had to rent a garage for my car throughout the whole winter. Anyone who rented or rented a garage knows what amounts are spent on rent. And also overhead: you have to get to the garage, which is not at all in the center of the city, then leave ... It's good, if friends are thrown to the house, and so it was necessary to use the services of a taxi. One of these days, I came up with an idea: what if I could somehow warm up the engine compartment? If it is warm, then the car can stand up all night, right at the entrance of your house. It's great, is it? The idea did not bother me. Of course, first of all I shared an idea with my friends. Here and raced! A team was formed that worked simultaneously on four ideas. The first to notice us was the Institute of Physical and Technical Problems of the North of the SB RAS, he took an active part in the tests we conducted, helped organize exhibitions. At first, Ivan Danilov, the director of the operational and technical service of the Administrative and Economic Support Department of the President and the Government of Yakutia, provided us with the territory for testing air heating. The initiative group from Yakutskenergo also supported the project.

- It’s not enough to have an idea and devote all your thoughts to it. What happened next?

- I put my thoughts on paper, designed the project and a year later I delivered my thesis at a scientific conference at my home university. The diploma carried a solid name: “Development of a mobile heating system for motor vehicles by a gas heat generator in the city of Yakutsk”. One year later I became a resident of Technopark Yakutia.

- What is the principle of parking with electric heating? Under the asphalt is the heating cable laid?

- No, everything is like in ordinary parking, except that each outlet is connected to a socket with a special metal protective box that does not bend, and machines that disconnect the power supply when the power is increased and in case of a short circuit. But there is a nuance: not everyone can connect. To do this, you need to install additional equipment - a special coolant heater. The fact is that the engine has so-called cooling circuits. A special liquid circulates in them. Contours protect the engine from overheating. Winter lasts up to eight months, and with the help of a heater it is possible to use a cooling circuit, on the contrary, for heating the engine. It is desirable that the system be without moving parts, which reduce the reliability factor.

- But this technology is already being applied, there are liquid heaters..

- Liquid heaters - expensive. In addition, they also work on fuel, so they cannot be used in non-ventilated garages: combustion products can accumulate in the cabin. They also use battery power to operate the pump and fans. If it is not sufficiently charged, in the morning you will not start the car. With the existing electric heating systems, the situation is as follows: Chinese products dominate the market, as always. This is the so-called pump - they pump the coolant forcibly. Their installation seems simple, but it is not. If an inexperienced person installs the system himself, then he can simply ruin the engine.

- What is the peculiarity of your technology?

- We empirically selected the optimal equipment and, most importantly, developed a system for adjusting the heating for each car brand. We configure the thermostat and the control unit for each vehicle so as not to disturb the natural circulation in the cooling circuit. This ensures the safety of the engine. 

In addition, together with our friend Aleksey Proshutinsky, we developed an original billing system for connecting electricity to outlets: depending on where you are, you choose the outlet you need and connect it. You will be able to pay for the use of such car parking using a mobile phone. 

If there are a lot of such parking lots, people will be able to increase the life of engines, save fuel, money and time, and save health - motorists prefer to dress easily, and to cool in a cold car is simple.

- And winter covers for cars? How will they attract buyers? 

- There is no such product in our republican market. Each driver heats his car as he can. There are those who sew a cover for their car, but there are not many. We make covers of modern heat-reflecting materials. They are multi-layered, the layers are fastened together by special seamless technology. All this allows you to save heat in the car for eight hours at a temperature of -55 C. At the same time, the cover is light and takes up little space when assembled. If you use it as a supplement in a parking lot with heating, you can save electricity.

- How it works?

- Machines are covered with covers, air ducts are brought to them. Hot air begins to circulate through them periodically. It is supplied by a mobile self-propelled heat generator or the Warm Yard complex. The air is dried, so there is no condensation under the covers, which ensures the safety of equipment. Such technology can be used where there is no possibility to connect to electrical networks. Our mobile self-propelled heat generator can also be used for servicing bulldozers, excavators and other equipment at industrial sites of enterprises producing coal, oil, gold, diamonds and other minerals. 

Imagine: a bulldozer broke in the tundra, it takes time to repair. The technique gets cold, the driver of the bulldozer, too. In the cold for a long time you will not work with a wrench. It turns out that the equipment must be towed to the workshop. It takes time and distraction technology. In general, a laborious process. 

And our self-propelled unit can come along with the repair team. The bulldozer can be covered with a dome and begin to serve hot air under it - you can make repairs in the field. The installation can be used and. For heating building structures and sites. The construction season is short, some types of work can not be carried out at a negative temperature. Our mobile heat generator will create the necessary temperature regime when installing the structure or performing other construction work in the winter. Applicable design and for heating the premises in emergency situations. If suddenly in the middle of winter in an apartment building or an administrative building due to an accident, heating will turn off, then our mobile installation will be able to heat the house for the necessary period of repair work.

- But there are portable heat guns, air heaters ...

- They - both electrical and liquid - are inferior to our power plant. In addition, the electric will overload the network, while the liquid will discharge the combustion products during operation, carbon monoxide begins to accumulate in the room. A long time to work in such conditions and even more so you can not live. And our installation does not use exhaust from combustion in heating. Only hot, dried air is served.

- Do similar technologies apply in Russia or abroad?

- No, except that similar electric parking lots are used in Alaska. We created our developments taking into account the peculiarities of our republic, but we believe that they will also be in demand in other northern regions of Russia and, possibly, abroad.


How many in numbers?

 Consumption per hour

Consumption per 12 hours
Consumption of fuels and lubricants in the street

  It is known that a small car eats about 1,5 l per hour at idle The cost of 1 l gasoline in Yakutia - about 40 rub. For an hour the car owner spends 60 rubles. For 12 hours of running a car on the street - 720 rub.
Electricity consumption with electric heating

  It has been established that in the most severe frosts (–60 ° C) one car consumes an average of 2 kW per hour The cost of 1 kW in Yakutsk is about 6 rubles. For 12 hours, 16 kW per hour is consumed, which costs 100 rubles.
Rented daily car park (warm)

 Hourly tariffing is absent Rent for one night - 500 руб.

Published in the journal "Technopark Yakutia". Technopark Yakutia magazine - information partner of EastRussia

May 15: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Парковка с подогревом

Проект теплой парковки победил в номинации «Лучшее рационализаторское решение» в рамках конкурса «Sakha Innovation–2014»

Парковка с подогревом

Суровые якутские морозы застают врасплох не только людей, но и технику. Зимой автовладельцы просто не глушат двигатели – а ведь это ведет не только к их износу, но и к увеличению расходов. Добавьте к этому постоянные выхлопы: в холод к туману прибавляется смог, ухудшается видимость на дорогах и, главное, качество воздуха. Привычное положение дел решился изменить предприниматель Артем Чемпосов.

Компания «Сахатепломеханика», созданная Артемом Чемпосовым, в этом году стала резидентом ГАУ «Технопарк Якутия» и получила статус «Инновационно-активное предприятие».

– Артем, как абстрактная идея о теплых парковках превратилась в конкретный прототип?

– Над проблемой я задумался еще четыре года назад, когда вынужден был в течение всей зимы снимать гараж для своего автомобиля. Тот, кто снимал или снимает гараж, знает, какие суммы уходят на оплату аренды. А еще и накладные расходы: надо доехать до гаража, который находится совсем не в центре города, потом оттуда уехать... Хорошо, если друзья подбросят до дома, а так приходилось пользоваться услугами такси. В один из этих дней мне и пришла в голову идея: а что если бы можно было как-то подогревать моторный отсек? Если он будет в тепле, то автомобиль может стоять так всю ночь, прямо у подъезда твоего дома. Здорово же? Идея не давала мне покоя. Разумеется, первым делом я поделился задумкой с друзьями. Вот тут и понеслось! Сформировалась команда, которая работала одновременно над четырьмя идеями. Первым, кто нас заметил, был Институт физико-технических проблем Севера СО РАН, он принял активное участие в проводимых нами испытаниях, помогал организовывать выставки. В первое время территорию для испытаний воздушного отопления предоставлял нам Иван Данилов, директор эксплуатационно-технической службы Управления административно-хозяйственного обеспечения деятельности Президента и Правительства Якутии. Поддерживала и инициативная группа из «Якутскэнерго».

– Мало иметь идею и посвящать ей все свои мысли. Что было дальше?

– Свои мысли я перенес на бумагу, оформил проект и уже через год выступил с дипломной работой на научной конференции в родном университете. Диплом носил солидное название: «Разработка мобильной системы обогрева автотранспорта газовым теплогенератором в городе Якутске». Уже через год я стал резидентом «Технопарка Якутия».

Каков принцип работы парковки с электроподогревом? Под асфальт укладывается нагревательный кабель?

Нет, все как на обычной парковке, разве что к каждому месту подведена розетка со специальной металлической защитной коробкой, которая не гнется, и автоматы, которые отключают подачу тока при увеличении мощности и при коротком замыкании. Но есть нюанс: подключиться может не каждый. Для этого нужно установить дополнительное оборудование – специальный подогреватель охлаждающей жидкости. Дело в том, что в двигателе установлены так называемые охлаждающие контуры. В них циркулирует специальная жидкость. Контуры предохраняют двигатель от перегрева. Зима у нас длится до восьми месяцев, а с помощью нагревателя можно использовать охлаждающий контур, наоборот, для подогрева двигателя. Желательно, чтобы система была без подвижных частей, которые уменьшают коэффициент надежности.

Но эта технология уже применяется, есть и жидкостные обогреватели.

Жидкостные обогреватели – дорогое удовольствие. Кроме того, они тоже работают на горючем, поэтому их нельзя применять в невентилируемых гаражах: в салоне могут скопиться продукты горения. Также они используют заряд аккумулятора для работы насоса и вентиляторов. Если он оказался недостаточно заряжен, то утром вы не заведете машину. С существующими системами электрического подогрева ситуация следующая: на рынке, как всегда, преобладает китайская продукция. Это так называемые помпы – они перекачивают охлаждающую жидкость принудительно. Их установка кажется простой, но это не так. Если неопытный человек сам устанавливает систему, то он может просто загубить мотор.

В чем особенность вашей технологии?

Мы опытным путем подобрали оптимальное оборудование и, главное, разработали систему настройки обогрева для каждой марки автомобилей. Мы настраиваем термореле и блок управления для каждого автомобиля таким образом, чтобы не нарушать естественную циркуляцию в охлаждающем контуре. Это позволяет обеспечить сохранность двигателя. 

Кроме того, совместно с нашим товарищем Алексеем Прошутинским мы разработали оригинальную биллинговую систему подключения электроэнергии к розеткам: в зависимости от того, где вы находитесь, вы выбираете нужную вам розетку и подключаете ее. Расплачиваться за пользование такой автопарковкой можно будет с помощью мобильного телефона. 

Если таких парковок будет много, то люди смогут увеличить срок эксплуатации двигателей, экономить топливо, деньги и время, а еще сберечь здоровье – ведь автомобилисты предпочитают одеваться легко, а простыть в холодной машине дело нехитрое.

А зимние чехлы для машин? Чем они привлекут покупателей? 

– Подобной продукции на нашем республиканском рынке нет. Каждый водитель утепляет свою машину как может. Есть те, кто сам шьет чехол для своей машины, но таких немного. Мы делаем чехлы из современных теплоотражающих материалов. Они многослойные, слои скреплены по специальной бесшовной технологии. Все это позволяет сберегать тепло в машине на протяжении восьми часов при температуре до –55 C. При этом чехол легкий и в собранном виде занимает мало места. Если его использовать в качестве дополнения на парковке с обогревом, то можно сэкономить электричество.

– Как это работает?

– Машины накрываются чехлами, к ним подводятся воздуховоды. По ним начинает периодически циркулировать горячий воздух. Его подает мобильный самоходный теплогенератор или комплекс «Теплый двор». Воздух подается обсушенный, поэтому под чехлами не образуется конденсат, что обеспечивает сохранность техники. Такая технология может использоваться там, где нет возможности подключиться к электрическим сетям. Наш мобильный самоходный теплогенератор также может применяться для обслуживания бульдозеров, экскаваторов и прочей техники на промышленных участках предприятий, добывающих уголь, нефть, золото, алмазы и другие полезные ископаемые. 

Представьте: в тундре сломался бульдозер, на починку нужно время. Техника стынет, водитель бульдозера тоже. На холоде долго не поработаешь с гаечным ключом. Выходит, технику надо буксировать до мастерской. Это требует времени и отвлечения техники. В общем, трудоемкий процесс. 

А наша самоходная установка может приехать вместе с ремонтной бригадой. Бульдозер можно будет накрыть куполом и начать подавать под него горячий воздух – можно делать ремонт в полевых условиях. Установку можно использовать и. для обогрева строительных конструкций и площадок. Строительный сезон у нас короткий, некоторые виды работ нельзя проводить при отрицательной температуре. Наш мобильный теплогенератор позволит создать необходимый температурный режим при монтаже конструкции или проведении иных строительных работ в зимнее время. Применима конструкция и для обогрева помещений в аварийных ситуациях. Если вдруг посреди зимы в жилом доме или административном здании из-за аварии произойдет отключение отопления, то наша передвижная установка сможет обогреть дом на необходимый период ремонтных работ.

Но ведь есть переносные теплопушки, калориферы…

– Они – как электрические, так и жидкостные – уступают нашей установке по мощности. К тому же электрические будут перегружать сеть, а жидкостные во время работы выделяют продукты горения, в помещении начинает накапливаться угарный газ. Долго работать в таких условиях и тем более жить нельзя. А наша установка выхлоп от сгорания в обогреве не задействует. Подается только горячий обсушенный воздух.

– Применяют ли похожие технологии в России или за рубежом?

– Нет, разве что на Аляске используются схожие парковки с электроподогревом. Мы создавали свои разработки с учетом особенностей нашей республики, но полагаем, что в других северных регионах России и, возможно, за рубежом они тоже будут востребованы.


Сколько в цифрах?

 Потребление за один час

Потребление за 12 часов
Потребление горюче-смазочных материалов на улице

  Известно, что малолитражный автомобиль съедает примерно 1,5 л в час на холостом ходу Стоимость 1 л бензина в Якутии – около 40 руб. За час автовладелец тратит 60 рублей. За 12 часов работы машины на улице – 720 руб.
Потребление электроэнергии с электроподогревом

  Установлено, что в самые лютые морозы (–60 °C) один автомобиль потребляет в среднем 2 кВт в час Стоимость 1 кВт в Якутске – около 6 руб. За 12 часов потребляется 16 кВт в час, что стоит 100 руб.
Арендуемая посуточная автостоянка (теплая)

 Часовая тарификация отсутствует Стоимость аренды на одну ночь – 500 руб.

Опубликовано в журнале "Технопарк Якутия".  Журнал "Технопарк Якутия" - информационный партнер EastRussia