Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Sail as a way of life

In the Far East, there must be a yacht cluster

Sail as a way of life

Aleksandr Kotenkov, Advisor to the General Director of the Rostec State Corporation - multiple champion of Russia in sailing (1971, 1973, 2000, 2001), until 1997, President of the Rostov Regional Sailing Federation; from 1997 to 2000 - Vice-President of the All-Russian Sailing Federation, in charge of the development of sailing in the southern regions of Russia; from 2000 to 2008 - President of the All-Russian Sailing Federation; Honorary President of VFPS - on the development of sailing in the Far East.

- Alexander Alekseevich, why in Russia they practically don't talk about sailing? We don't even know our outstanding athletes. For example, Viktor Yazykov, who was recognized as the athlete of the year in the United States. He - the winner of the singles race around the world - was greeted as a hero, all the world media wrote about this, except for the Russian ... Why is this happening?

- There is no yachting culture in Russia. I would say more: in Russia there is not only a culture of yachting, but also yachting itself. It has been absent since the 1917 revolution. Before that, in the 18th and 19th centuries the sailing fleet was developing magnificently. Peter I founded the Imperial Yacht Club on the Neva River, which, by the way, was almost a year ahead of the Royal Cork Yacht Club in Crosshaven in Ireland, which appeared in 1720, and which the whole world considers the oldest yacht- Club of the world. In fact, this is not so. The oldest yacht club as a parking place for amusing sailing ships was established by Peter I. Since Peter, the Russian sailing fleet has developed no worse than in Europe and in later years in America.

Directly sailing in the world arose in the second half of the XIX century, when amusing sailing ships began to race. After the revolution, sailing, along with tennis, golf and some other sports, was recognized as bourgeois. In the post-war years, when in the USSR began to pay attention to sports in general, sailing developed, but not as massive as football. For example, we needed to participate in the Olympic Games, we created several clubs - CSKA Navy, Burevestnik, Dynamo, Spartak, Labor Reserves ... At the same time, sailing was more massive than now. In 1990-s, sailing in Russia has experienced very difficult times: yacht clubs closed, the land was taken away. At the end of the 1990-ies, we made many efforts to restore it somehow-not to develop, but to revive. We tried to breathe life into what was left. In the Far East, President of the Primorye Sailing Federation Mikhail Ermakov managed to create a yacht club with a children's school. Honestly, until I can not name a yacht club in our country better than the Vladivostok yacht club "Seven Feet", but by foreign standards it's a tiny parking lot for yachts.

- Though you were the president of the Rostov regional federation of sailing, the topic of the Far East is close to you (you served in the Far East Federal District). How do you assess the state of sailing in the regions of the Far East Federal District?

- In general, better than in the European part of Russia. Thanks to Mikhail Yermakov, his friends, the regional administration, the Maritime University, they manage to move this business. Developed cruising fleet, children's sports. By the way, the presence of Far Easterners in the youth team of the country is increasing. But I would like the development to go faster. A good project for the construction of the International Center for Water Sports in Fedorov Bay, where the Seven Feet Club is located, has long been prepared. It assumes an increase in the water area of ​​the club ten times: according to the plan, virtually the entire water area of ​​Fedorov Bay should be closed from cape to cape (the project includes a yacht marina for 700 seats, a water rowing stadium with three Olympic distances 200, 500 and 1000 m - youth schools on sail and rowing, embankment and stands for viewing rowing and sailing competitions - approx. red.). They promised investments ... While the project is stalling.

- That is, in 2014 year, as it was said, the construction of the center will not begin?

- I can not say whether it will begin, but since it has not yet begun, hardly anyone will begin to build something in the winter. While I can say that in general, the level of yachting in Russia is falling. Yes, now there is a growing interest in yachting, but first of all to cruising, and this is a completely different slice. What is sailing? These are children's schools where boys girls are taught the basics of sailing ship management. They chase the Optimist, Cadet classes for children, etc. When the guys reach a certain age 16-17 years (sometimes earlier), they transfer to the Olympic classes of courts, and there are fewer and fewer in our country. Previously, the state provided the Olympic boats, although to a limited extent. Now no one is engaged in the supply of racing boats in yacht clubs. The state provides procurement of Olympic classes exclusively for the national team.

- Does the Taganrog Shipyard produce nothing at the Olympic level?

- Taganrog shipyard produces yachts of class “420” - this is a transitional class to one of the Olympic “470”. She is half a meter shorter than 470. On it, the guys get serious skills. But what does it mean to produce? It produces when there are orders. No orders. There are private orders, but they are unprofitable. Need to do a series. And when the order for 1-2-3 of some boats, it is at a loss. But they do, of course ... For example, for all these years, NP "40 feet" (since December 2002) produced about sixty "420" -k: some of them in Ukraine, some Poles ordered (they themselves produce, but our "420" turned out to be better). Maybe at the moment 50-60 "twenty" in the whole country. And this is a drop in the sea.

No one builds boats of the Olympic classes in the country. We asked for a license to build the same "Laser". In the Soviet era, produced "Ray" - a prototype of "Laser", built by the method of economic espionage. Naturally, this boat was not allowed to any international competitions, but it was possible to train. You can produce "Rays", but there is no demand.

Children-youthful yachts such as "Cadet", "Optimist" are made in Togliatti and in St. Petersburg. Now techno-plastic technologies are widespread. Parents often buy boats abroad - they are absolutely not comparable in quality. If we talk about foreign manufacturers, it is mainly Poland.

- Is the situation in the Far East the same or does the proximity of the APR countries tell?

- It affects Chinese production there. Previously, Korean boats were popular. Now in the field of yachting, both in sport and in production, China is advancing. Even the majority of sails in Europe under the smartest brands are produced in China. Chinese tailoring is no worse. Sew on the same equipment - just the production is transferred to China.

- In the Far East, sailing is most acutely underfunded compared to other regions. Many regattas are held in the central part of Russia, and children have to be exported. There is not enough money, so you have to look for benefactors. Do you think it will be possible to increase funding for sailing in the region and how?

- I think, in the near future there will be no increase in funding. I once represented the president with the concept of yachting development in Russia. It was built on the fact that the whole world is on the way to the development of powerful, independent marina yachting centers. Any marina due to parking and maintenance pays off when it is at least 250 yachts. And it does not matter - a sailing yacht or a motor yacht - it requires staffing staff. In the event of a breakdown of a motor yacht, a graduate of a technical college, for example a mechanic, will be able to deal with the engine. And it is impossible to prepare a professional skipper for a sailing yacht. This can only be done through sailing. Since sailing does not develop in the country, it is really possible to raise a specialist only through major clubs that earn money themselves. Therefore, in order to create large marinas, the state should provide an opportunity to obtain land, and better - land, provide certain benefits for use - exemption from taxes, and possibly provide some finance, or at least attract investors. Further, the club begins to grow - it needs frames. Willy-nilly, this club is interested in creating a children's section, a children's school (that's how everyone does it abroad). The guys who grow to the sail, stay for a long time. Those who have moved to the Olympic classes, continue to play sports, and who has become attached to the sea, can not leave: they either remain in the yacht club in rough jobs and are gradually trained on yachts, or go to training, because there is nowhere else to take the cadres. The situation in the Olympic classes is as follows: the national team is the tip of the iceberg, on which only a few people can fit. The athlete reaches a certain age - say, 30 years - and he realizes that he will not advance further in the sport. The guys go to cruising yachts. Many, who have no other specialty, are professional skippers, captains' assistants, etc. Due to this, a certain professional layer grows, without which no marina will survive. In Mikhail Ermakov's club "Seven Feet" such a tendency is visible. By the way, in Primorsky Territory federation very strict system - qualification selection. They have a normal state commission for the qualification of yachting captains, it is stricter than what is prescribed by the regulation of the Ministry of Transport. And try in Vladivostok with the false rights to come ?! Or do not have any rights at all-say, let me run here ... There can not be such a thing.

- Do you agree that Vladivostok can become the capital of sailing?

- No, I do not agree. I would like it with all my heart, but the fact is that the main yachting, unfortunately, is concentrated in the European part. And not so much in Russia, as abroad — primarily in the Mediterranean. Even on the Black Sea, we have almost nothing left. In the Far East, there should be a yacht cluster tied to the Asia-Pacific region. Competitions are held mainly in Europe, and the money is allocated about the same for all regions, but one thing from Moscow is to go to Sevastopol, the other is from Vladivostok.

- Yachting is perceived primarily as entertainment for wealthy people. This is partly the case. Boat indicator image and the prestige of the person. But at the same time, a yacht is a sign of the strong character of its owner. You have had such serious social and political work for many years. How do you manage to leave time for sports?

- Yachting is just shaping this character. And it is possible. I set a goal for myself and every minute of me - this or that participation in yachting. The sail for me is not a sport - I live, I work to ensure that when there is an opportunity to break free into the sea.

Meanwhile, my appearance at the state corporation Rostek led to the immediate interest in yachting for a number of large state corporations - Russian Railways, Rostech, RUSNANO, Gazprom, Rosatom, VTB, VEB, Sberbank. In the country there is the Foundation for Support and Development of Physical Culture and Sports of the Russian Federation, which holds 2 times a year, winter and summer corporate games in 43 sports. And there was no sailing there. So, we have already included sailing into the program and held the first corporate regatta. In September we will hold the second corporate regatta more extended. In October, based on the results of the season, we plan to send the winners to Marmaris for big races so that they can see what to aim for. Already registered JSC "National Corporate Yacht Club", which was established as a managing organization, under its aegis is expected to combine three yacht clubs - in Moscow, in Kronstadt, in the Crimea. I hope that these clubs will become centers of yachting development. In the Far East, there are also a lot of enterprises - our main corporations, I think, we will reach them. It's only a matter of time.

- For the yachtsman, the most important thing is to "find your wind, go forward, hoping for your strength, not falling into someone else's shadow" (movie "Wind"). What do you think?

- I have a simple motto since childhood - “Either Caesar, or none” (Aut Caesar, aut nihil). Do not take these words literally, but I always strive only forward. And like, looking back, something turns out. And our favorite toast, the words of which are attributed to Admiral Nelson: "For the sailing fleet, Queen of the Seas, for the highest nobility of the ocean." This is true: there is no one above the yachtsman at sea - we conquer the element not with the power of diesel engines or with the steel of powerful ocean liner bodies, but with strength of mind, muscle strength and crew cohesion. 

September 22: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Парус как образ жизни

На Дальнем Востоке должен быть свой яхтенный кластер

Парус как образ жизни

Советник генерального директора госкорпорации «Ростех» Александр Котенков - неоднократный чемпион России по парусному спорту (1971, 1973, 2000, 2001), до 1997 года президент Ростовской областной федерации парусного спорта; с 1997 по 2000 гг. - вице-президент Всероссийской федерации парусного спорта, отвечающий в президиуме за развитие парусного спорта в южных регионах России; с 2000 по 2008 гг. – президент Всероссийской федерации парусного спорта; почетный президент ВФПС – о развитии парусного спорта на Дальнем Востоке.

- Александр Алексеевич, почему в России практически не говорят о парусном спорте? Мы даже не знаем своих выдающихся спортсменов. Например, Виктора Языкова, которого признали спортсменом года в США. Его – победителя кругосветной гонки одиночек – встречали как героя, об этом писали все мировые СМИ, кроме российских… Отчего так происходит?

- В России отсутствует культура яхтинга. Я бы сказал больше: в России нет не только культуры яхтинга, но и самого яхтинга. Он отсутствует со времен революции 1917 года. До этого в XVIII-XIX веках парусный флот развивался великолепно. Петр I учредил Императорский яхт-клуб на Неве, который, кстати, опередил почти на год Королевский яхт-клуб Корк в Кросшэвене (the Royal Cork Yacht Club in Crosshaven) в Ирландии, появившийся в 1720 году, и который весь мир считает старейшим яхт-клубом мира. На самом деле это не так. Старейший яхт-клуб как место стоянки потешных парусных судов был учрежден Петром I. Начиная с Петра, российский парусный флот развивался не хуже, чем в Европе и в более поздние годы в Америке.

Непосредственно парусный спорт в мире возник во второй половине XIX века, когда на потешных парусных судах стали проводиться гонки. После революции парусный спорт, наряду с теннисом, гольфом и некоторыми другими видами спорта, был признан буржуазным. В послевоенные годы, когда в СССР стали уделять внимание спорту вообще, парусный спорт развивался, но не столь массового, как футбол. Например, нам нужно было участвовать в Олимпийских играх, мы создали несколько клубов - ЦСКА ВМФ, «Буревестник», «Динамо», «Спартак», «Трудовые резервы»… В то же время парусный спорт был более массовым, чем сейчас. В 1990-е гг парусный спорт в России пережил очень тяжелые времена: яхт-клубы закрывали, земли отнимали. В конце 1990-х годов мы много сил приложили к тому, чтобы как-то его возрождать – не развивать, а именно возрождать. Мы старались вдохнуть жизнь в то, что осталось. На Дальнем Востоке президент Приморской федерации парусного спорта Михаил Ермаков сумел создать яхт-клуб с детской школой. Честно скажу, пока я не могу назвать в нашей стране яхт-клуба лучше, чем владивостокский яхт-клуб «Семь футов», однако по зарубежным меркам – это крохотная стоянка для яхт.

- Хотя вы являлись президентом Ростовской областной федерации парусного спорта, тема Дальнего Востока вам близка (вы служили в ДВФО). Как вы оцениваете состояние парусного спорта в регионах ДВФО?

- В целом лучше, чем в европейской части России. Благодаря Михаилу Ермакову, его друзьям, администрации края, морскому университету, удается это дело двигать. Развивается крейсерский флот, детский спорт. Кстати, увеличивается присутствие дальневосточников в молодежной сборной страны. Но хотелось бы, чтобы развитие шло быстрее. Уже давно был подготовлен хороший проект строительства Международного центра водных видов спорта в бухте Федорова, где и находится клуб «Семь футов». Он предполагает увеличение акватории клуба в десятки раз: согласно плану, фактически вся акватория бухты Федорова должна быть перекрыта от мыса до мыса (проект включает в себя яхтенную марину на 700 мест, водный гребной стадион с тремя олимпийскими дистанциями 200, 500 и 1000 м, детско-юношеские школы по парусу и гребле, набережную и трибуны для просмотра гребных и парусных соревнований – прим. ред.). Обещали инвестиции… Пока проект пробуксовывает.

- То есть в 2014 году, как говорилось, строительство центра уже не начнется?

- Я не могу сказать, начнется ли оно, но поскольку еще не началось, то в зиму вряд ли кто-нибудь начнет что-то строить. Пока могу заявить, что в целом уровень яхтинга в России падает. Да, сейчас растет интерес к яхтингу, но прежде всего к крейсерскому, а это уже совсем другой срез. Что такое парусный спорт? Это детские школы, где девчонок-мальчишек обучают азам управления парусным судном. Они гоняют на детских классах «Оптимист», «Кадет» и пр. Когда ребята достигают определенного возраста 16-17 лет (иногда раньше), то пересаживаются на олимпийские классы судов, а их тоже в нашей стране все меньше и меньше. Раньше государство обеспечивало олимпийскими лодками, хотя и в ограниченных пределах. Сейчас никто не занимается поставкой гоночных лодок в яхт-клубы. Государство обеспечивает закупки олимпийских классов исключительно для сборной команды.

- А Таганрогская верфь разве ничего не производит олимпийского уровня?

- Таганрогская верфь производит яхты класса «420» – это переходный класс к одному из олимпийских «470». Она на полметра короче, чем «470». На ней ребята получают серьезные навыки. Но что значит – производить? Она производит, когда есть заказы. Заказов нет. Идут частные заказы, но они невыгодны. Надо делать серию. А когда заказ на 1-2-3 каких-то лодок, это себе в убыток. Но делают, конечно… К примеру, за все эти годы НП «40 футов» (с декабря 2002) выпустило порядка шестидесяти «420»-к: часть из них на Украине, часть поляки заказывали (они сами производят, но наша «420» оказалась лучше). Может, на данный момент 50-60 «двадцаток» на всю страну. А это капля в море.

Лодки олимпийских классов в стране не строит никто. Мы просили лицензию на строительство того же «Лазера». В советское время выпускали «Луч» – прототип «Лазера», построенный методом экономического шпионажа. Естественно, ни на какие международные соревнования эта лодка не допускалась, зато была возможность тренироваться. Производить «Лучи» можно, но нет востребованности.

Детско-юношеские яхты типа «Кадет», «Оптимист» делают в Тольятти и в Санкт-Петербурге. Сейчас технопластиковые технологии широко распространены. Родители зачастую закупают лодки за рубежом – они совершенно не сопоставимы по качеству. Если говорить о зарубежных производителях, то это преимущественно Польша.

- На Дальнем Востоке такая же ситуация или сказывает близость стран АТР?

- Сказывается, там китайское производство. Раньше пользовались популярностью корейские лодки. Сейчас в области яхтинга, как в спорте, так и в производстве, выдвигается Китай. Даже большинство парусов в Европе под самыми шикарными брендами выпускаются в Китае. Китайский пошив ничуть не хуже. Шьют же на фирменном оборудовании – просто производство переведено в Китай.

- На Дальнем Востоке в парусном спорте наиболее остро по сравнению с другими регионами ощущается недофинансирование. Многие регаты проводятся в центральной части России, и детей приходится вывозить. Денег не хватает, поэтому приходится искать благотворителей. Как вы считаете, удастся ли увеличить финансирование парусного спорта в регионе и каким образом?

- Я думаю, в ближайшее время увеличения финансирования не будет. Я представлял когда-то президенту концепцию развития яхтинга в России. Она строилась на том, что весь мир идет по пути развития мощных, самостоятельных яхтенных центров – марин. Любая марина за счет стоянок и обслуживания окупается тогда, когда на ней стоит не менее 250 яхт. И не важно – парусная яхта или моторная - она требует штатного персонала. В случае поломки моторной яхты выпускник технического колледжа, например моторист, сможет разобраться с двигателем. А подготовить профессионального шкипера для парусной яхты – невозможно. Это можно сделать только через парусный спорт. Поскольку парусный спорт в стране государство не развивает, вырастить специалиста реально только через крупные клубы, которые сами зарабатывают деньги. Следовательно, чтобы создать крупные марины, государство должно предоставить возможность получения земли, а лучше - землю, предоставить определенные льготы на пользование – освобождение от налогов, и, возможно, предоставить какие-то финансы или, по крайне мере, привлечь инвесторов. Дальше клуб начинает расти – ему нужны кадры. Волей-неволей этот клуб заинтересован в том, чтобы создать у себя детскую секцию, детскую школу (именно так все делают за рубежом). Ребята, которые прирастают к парусу, остаются надолго. Те, кто перешел в олимпийские классы, продолжают заниматься спортом, а кто прикипел к морю, не могут уйти: они либо остаются в яхт-клубе на черновых работах и постепенно стажируются на яхтах, либо идут на обучение, потому что кадры иначе взять негде. Ситуация в олимпийских классах следующая: сборная команды – это вершина айсберга, на которой могут уместиться всего несколько человек. Достигает спортсмен определенного возраста – скажем, 30 лет - и он понимает, что дальше в спорте он не продвинется. Ребята уходят на крейсерские яхты. Многие, у кого нет другой специальности, идут профессиональными шкиперами, помощниками капитанов и т.п. За счет этого вырастает определенный профессиональный слой, без которого ни одна марина не выживет. У Михаила Ермакова в клубе «Семь футов» такая тенденция просматривается. Кстати, в Приморской краевой федерации очень строгая система – квалификационный отбор. У них нормальная государственная комиссия по квалификации яхтенных капитанов, она строже, чем то, что предписано положением Минтранса. А попробуй во Владивостоке с фальшивыми правами прийти?! Или вообще без прав – дескать, дайте мне тут погоняться… Там такого быть не может.

- Согласны ли вы с тем, что Владивосток может стать столицей парусного спорта?

- Нет, не согласен. Я бы хотел всей душой, но дело в том, что основной яхтинг, к сожалению, сосредоточен в европейской части. И не столько в России, сколько за рубежом – в первую очередь в Средиземноморье. Даже на Черном море у нас ничего практически не осталось. На Дальнем Востоке должен быть свой яхтенный кластер, привязанный к Азиатско-Тихоокеанскому региону. Соревнования проводятся в основном в Европе, а деньги выделяются примерно одинаково на все регионы, но одно дело из Москвы поехать в Севастополь, другое – из Владивостока.

- Яхтинг воспринимается прежде всего как развлечение для состоятельных людей. Отчасти это так. Яхта показатель имиджа и престижа человека. Но в то же время яхта – признак сильного характера ее владельца. У вас долгие годы такая серьезная общественно-политическая работа. Как вам удается оставлять время для спорта?

- Яхтинг как раз формирует этот характер. Так и удается. Я ставлю перед собой цель и у меня каждая минута – то или иное участие в яхтинге. Парус для меня не спорт – я живу, работаю ради того, чтобы, когда появляется возможность, вырваться на морские просторы.

Между тем, мое появление в госкорпорации «Ростех» привело к тому, что сразу возник интерес к яхтингу у ряда крупных госкорпораций - РЖД, Ростех, РОСНАНО, Газпром, Росатом, ВТБ, ВЭБ, Сбербанк. В стране существует Фонд поддержки и развития физической культуры и спорта РФ, который проводит 2 раза в год зимние и летние корпоративные игры по 43 видам спорта. А парусного спорта там не было. Так, мы уже включили парусный спорт в программу и провели первую корпоративную регату. В сентябре проведем вторую корпоративную регату более расширенную. В октябре по итогам сезона планируем отправить победителей в Мармарис на большие гонки, чтобы они увидели, к чему стремиться. Уже зарегистрировано АО «Национальный корпоративный яхт-клуб», который создан как управляющая организация, под ее эгидой предполагается объединить три яхт-клуба – в Москве, в Кронштадте, в Крыму. Надеюсь, что эти клубы станут центрами развития яхтинга. На Дальнем Востоке также существует немало предприятий – наших основных корпораций, я думаю, мы до них дотянемся. Это лишь дело времени.

- Для яхтсмена самое главное – «найти свой ветер, идти вперед, надеясь на свою силу, не попадая в чужую тень» (к/ф «Ветер»). А вы как считаете?

- У меня девиз простой с детства – «Или Цезарь, или никто» (Aut Caesar, aut nihil). Не надо воспринимать эти слова буквально, но я всегда стремлюсь только вперед. И вроде, оглядываясь назад, что-то получается. А любимый наш тост, слова которого приписывают адмиралу Нельсону: «За парусный флот, Царицу морей, за высшую знать океана». Это действительно так: выше яхтсмена в море никого нет – стихию мы побеждаем не мощью дизельных двигателей и не сталью мощных корпусов океанских лайнеров, а силой духа, крепостью мышц и сплоченностью экипажа.