Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Negotiation is like a war

“Squeeze out”, “push through”, “win”, “duel”, “fight”, “battle”, “we made them” are common expressions from the practice of Russian negotiations - more precisely, from behind-the-scenes discussions of Russian negotiators.

The most common emotion of negotiators before a negotiation is anxiety and fear. Important: they are afraid not so much of the lack of a result of the negotiations as of the opponent's aggression and dishonesty (often quite justifiably). BUT SHOULD IT BE THIS?

Negotiation is like a war
Photo: pixabay.com

Olga Zbarskaya

business coach, social psychologist

I'll make a reservation right away: I don't know how things are going "with them" - in the West, in the States ... But I often deal with those who here, in the Far East, on behalf of their companies, negotiate with the outside world: clients, partners , suppliers, officials ... Most often they are employees of sales and customer service, procurement and managers.

During negotiations, the most common emotion is anger. Overstated negotiation requirements, unfounded claims, manipulation and behavior of the opponent on the brink. And also - to your powerlessness to change something in the behavior of your opponent.

After negotiations - in different ways. If “we made them,” then euphoria. If "they pushed us through" - disappointment, annoyance, shame, guilt.

The most frequent mood of the participants in the negotiation process is hostility. For some reason, the person with whom they sit down at the negotiating table is perceived as an adversary who, at best, needs to be "blabbed", more often - "crushed with arguments" (frequent request for training in negotiations), ideally - "squeeze" to a profitable transactions. The negotiations themselves are perceived as a battle, as a war.

- Olga, this is creepy, but in our reality many are still negotiating as in the 90s, - complained to me one representative of a large local trading company, where I once conducted training.


Alas, this is so. In our business reality, for all its outward polish, negotiators seem to be forced to sit in the bushes with a submachine gun all the time, to be constantly on the alert and, if something happens, to be able to quickly deploy "military actions." This is understandable. You know, a thought that I once read in Boris Akunin's novel "Altyn-Tolobas" strongly resonates with me. The author put it in the words of the security adviser of the British Embassy, ​​with whom the protagonist communicates, Nicholas Fandorin, who was for the first time in Russia and was stunned by the number of dubious adventures in which he had to plunge:

- Is it a great merit to be decent if you are guaranteed a hamburger, a roof over your head and protection of personal rights from childhood? It is much more difficult to be a civilized person in Russia - this is real civilization, honestly earned, and not inherited ...

The thought came up here why: at one time in my coaching arsenal there was a training on tough negotiations, and crowds of people came to it. The most paradoxical thing is that those who were good at building a partner position and negotiating in a constructive manner wanted to learn how to turn on the "tough guy". But these people got lost when the opponent crossed the line in the negotiations and turned on aggression, behaved condescendingly, was rude and manipulated. They wanted to learn how to do this themselves, because in practice they saw real strength and effectiveness in such behavior.

Aggression, whatever one may say, is the key to survival. And it is really important to be able to use it. Just do not put it at the forefront, making it the main strategy of negotiations.


If you recall the definition of negotiation, then this is the communication of two or more parties who need to reach an agreement on an important issue for them. That is, the reason why the parties find themselves at the negotiating table is a certain common interest. And this, it would seem, should make the opponents allies, make them play on one side, during the discussion not to pull the blanket over each one, but jointly seek a solution that suits both sides. This is all the more important because our Far Eastern market is quite cramped - and with this partner you will probably cross more than once in the process of work, so why spoil the relationship?

But for now, the negotiators have to work out possible military actions at the preparatory stage:

  • To work out a bunch of different "killer" (another aggressive word) arguments, sad that the phrase "and what?" can easily cross out any carefully constructed argument.

  • Weigh your position in these negotiations, identifying what is its strength and what its weakness - figuring out how to use strength 100% and how to neutralize weakness. And also - how to bypass the strength of the "enemy" and how to use his weakness to the fullest.

  • Predict possible objections and uncomfortable questions of the opponent - and work out the correct answers to them.

  • Develop "plan B" - what will you do if you still cannot agree in the negotiations.

  • Make sure to minimize the impact of the emotional component in negotiations. After all, experienced manipulators play on our emotions and always know exactly where to prick. Before my eyes, even carefully trained negotiators were rapidly losing their positions when the opponent was able to bring them out of emotional balance, "tugging" the sensitive chords of the psyche ...
I will now commit a professional crime and tell you a little secret. In the arsenal of many business coaches there is a game called "Miracle Fruit" or, in other words, "Sunny Oranges". This is a negotiation game, the main collision of which is based on the fact that one opponent needs the skins of these rare oranges for his production needs, and the second needs the pulp. But they enter into negotiations with each other, not knowing this and considering the other as a competitor for a batch of the miracle fruit. The goal of the game is precisely to find a way to negotiate and form a partner position of opponents in negotiations.

But before seeing the opponent as a partner and agreeing, the players (always people from real business: salespeople, buyers, managers of various ranks - as well as civil servants who, due to their work, have to carry out a lot of communications with the outside world) circle around and around for a long time, try to do more to find out from the opponent and at the same time to tell less ourselves, they perceive all the questions of the opponent with suspicion and with hostility - all the arguments in favor of the fact that the party of oranges should go to him.

    

To the credit of the participants in my trainings, I will say that more than half of the groups in game negotiations nevertheless find that one needs skins, the other needs pulp (a few years ago the balance was different - more losing). At the moment of revealing this point of contact of interests, a small miracle occurs - the participants in the "negotiations" noticeably relax, a joyful and welcoming smile appears on their faces ... Just now the opponents were breaking their spears and it seemed to them in their tone that they would never agree, how they immediately rise up to meet each other, laughing joyfully and shaking hands tightly.

All this is fun and courageous as long as you consider it a game. But this game is about how we behave in real negotiations. Any game is a small reflection of our life.

In analyzing the game with the negotiators in this place, we always draw many conclusions about the importance of different things: careful preparatory work with information, the ability to listen well, openness and transparency as the most beneficial strategy in many ways, the ability to ask key questions about the goals and interests of the opponent ... would be very constructive conclusions, which are aimed at changing the perception of the opponent as an enemy.

But! Surprisingly, the story often doesn't end there. The negotiators have already turned on euphoria, because they “made” a coach who prepared a “set up” for them, and in this euphoria they forget that they still have to negotiate and negotiate in order to achieve a result: who will go to negotiations with the supplier of miraculous fruits? At what price do we want to buy? Shall we divide the party equally, or what? On the basis of whose production will we separate the pulp from the skins? Etc.

And opponents who have just shaken hands often make 2 mutually exclusive mistakes here. Some again turn into enemies and pull the blanket over themselves. Others, succumbing to euphoria, agree to everything, forgetting to work out these issues from the standpoint of expediency, because for them the negotiations are already over in their minds - they are afraid of renewed confrontation, agreement with the opponent has just been given to them, oh, how difficult it is.

 

Negotiations are always not an easy process. But it is we, the negotiators ourselves, who make it very stressful in terms of interaction.

What if we recall that same general interest (the keyword is “general”)?

What if we sit not on opposite sides of the negotiating table, but next to each other?

What if we began to perceive the purpose of negotiations not as exclusively our own, but as our common one?

What if we remember that we are working in the same market - and we will still interact and interact in the future?

What if we keep in mind the basic tenet of partnership negotiations: firmly about business, softly with people?

What if we at least tried to eliminate all military words in our vocabulary regarding negotiations?

 

 

 

 

 

 

 

 

September 21: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Переговоры как война

«Отжать», «продавить», «победить», «поединок», «бой», «баттл», «мы их сделали» - обычные выражения из практики российских переговоров – а точнее, из кулуарных обсуждений российских переговорщиков.

Самая частая эмоция переговорщиков перед переговорами – тревога и страх. Важно: боятся не столько отсутствия результата переговоров, сколько агрессии и недобросовестности оппонента (часто – вполне обоснованно). НО ДОЛЖНО ЛИ ТАК БЫТЬ?

Переговоры как война
Фото: pixabay.com

Сразу оговорюсь: я не знаю, как там дела обстоят «у них» - на Западе, в Штатах... Зато часто имею дело с теми, кто здесь, на Дальнем Востоке от лица своих компаний ведет переговоры с внешним миром: клиентами, партнерами, поставщиками, чиновниками… Чаще всего это сотрудники отделов продаж и клиентского сервиса, закупок и руководители.

Во время переговоров самая частая эмоция – злость. На завышенные переговорные требования, необоснованные претензии, манипулирование и поведение оппонента на грани. А еще – на свое бессилие что-то изменить в поведении оппонента.

После переговоров – по-разному. Если «мы их сделали» - то эйфория. Если «они нас продавили» - разочарование, досада, стыд, вина.

Самый частый настрой участников переговорного процесса – враждебность. Отчего-то тот человек, с которым садятся за стол переговоров, воспринимается как противник, которого в лучшем случае надо «приболтать», чаще всего – «задавить аргументами» (частый запрос на тренинг по переговорам), в идеале – «дожать» до выгодной сделки. Сами переговоры воспринимаются как битва, как война.

- Ольга, это жутко, но в нашей реальности еще многие ведут переговоры как в 90-е, - пожаловался мне один представитель крупной местной торговой компании, где я как-то проводила обучение.


Увы, это так. В нашей бизнес-действительности, при всей ее внешней лощености, переговорщики как будто все время вынуждены сидеть в кустах с автоматом, быть постоянно начеку и в случае чего суметь быстро развернуть «военные действия». Оно и понятно. Знаете, мне сильно откликается мысль, которую я однажды вычитала в романе Бориса Акунина «Алтын-Толобас». Автор изложил ее словами советника по безопасности британского посольства, с которым общается главный герой – Николас Фандорин, оказавшийся впервые в России и обалдевший от количества сомнительных приключений, в которые ему пришлось вляпаться:

- Велика ли заслуга быть порядочным, если тебе с детства гарантированы гамбургер, крыша над головой и защита прав личности? Быть цивилизованным человеком в России куда как трудней – это уже цивилизованность настоящая, честно заработанная, а не доставшаяся по наследству…

Откликнулась мысль вот почему: одно время в моем тренерском арсенале был тренинг по жестким переговорам, и на него приходили толпы людей. Самое парадоксальное, что научиться включать «жесткач» хотели те, у кого отлично получалось выстраивать партнерскую позицию и вести переговоры в конструктивном русле. Но эти люди терялись, когда оппонент в переговорах переходил грань и включал агрессию, вел себя свысока, хамил и манипулировал. Они хотели научиться сами так делать, ибо на практике видели именно в таком поведении реальную силу и результативность.

Агрессия, как ни крути – залог выживаемости. И ею действительно важно уметь пользоваться. Вот только не ставить ее во главу угла, делая основной стратегией переговоров.


Если вспомнить определение переговоров, то это – коммуникация двух или более сторон, которым необходимо достичь соглашения по важному для них вопросу. То есть причиной, по которой стороны оказываются за столом переговоров – это некий общий интерес. И это, казалось бы, должно сделать оппонентов союзниками, заставить их играть на одной стороне, в процессе обсуждения не тянуть одеяло каждый на себя, а совместно искать решение, устраивающее обе стороны. Это тем более важно потому, что наш дальневосточный рынок довольно тесненький – и с этим партнером ты в процессе работы наверняка пересечешься еще не раз, так зачем отношения портить?

Но пока что переговорщикам приходится на этапе подготовки прорабатывать возможные военные действия:

  • Прорабатывать горку самых разных «убойных» (еще одно агрессивное словечко) аргументов, грустя о том, что фраза «и че?» запросто может перечеркнуть любой тщательно выстроенный аргумент.

  • Взвешивать свою позицию в этих переговорах, выявляя, в чем ее сила и в чем слабость – прикидывая, как на 100% использовать силу и как нивелировать слабость. А еще – как обойти силу «противника» и как на полную катушку использовать его слабость.

  • Спрогнозировать возможные возражения и неудобные вопросы оппонента – и проработать правильные ответы на них.

  • Разработать «план Б» - что будешь делать, если в переговорах все-таки не договоришься.

  • Позаботиться о том, чтобы в переговорах минимизировать воздействие эмоционального компонента. Ведь опытные манипуляторы играют именно на наших эмоциях и всегда точно знают, куда уколоть. На моих глазах даже тщательно подготовленные переговорщики стремительно теряли свои позиции, когда оппоненту удавалось вывести их из эмоционального равновесия, «подергав» за чувствительные струнки психики…
Я сейчас совершу профессиональное преступление и раскрою вам маленькую тайну. В арсенале многих бизнес-тренеров есть игра под названием «Чудо-фрукт» или, по-другому, «Солнечные апельсины». Это переговорная игра, основная коллизия которой строится на том, что одному оппоненту для его производственных нужд нужны шкурки этих редких апельсинов, а второму – мякоть. Но входят в переговоры друг с другом они, не зная этого и считая другого конкурентом за партию чудо-фрукта. Целью игры как раз и является поиск пути договориться и формирование партнерской позиции оппонентов в переговорах.

Но прежде чем увидеть в оппоненте партнера и договориться, игроки (всегда люди из реального бизнеса: продажники, закупщики, руководители разного ранга – а также госслужащие, которым по долгу работы приходится много коммуникаций вести с внешним миром) долго кружат вокруг да около, стараются побольше выведать у оппонента и при этом поменьше рассказать самим, с подозрительностью воспринимают все вопросы оппонента и с враждебностью – все аргументы в пользу того, что партия апельсинов должна достаться именно ему.

    

К чести участников моих тренингов скажу – больше половины групп в игровых переговорах все-таки обнаруживают, что одному нужны шкурки, другому – мякоть (еще лет несколько назад баланс был другим – более проигрышным). В момент выявления этой точки соприкосновения интересов совершается маленькое чудо – участники «переговоров» заметно расслабляются, на их лицах появляется радостная и приветливая улыбка… Вот только что оппоненты ломали копья и по их тону казалось - им никогда не договориться, как тут же они привстают навстречу друг другу, радостно смеются и крепко жмут друг другу руки.

Все это весело и куражно до тех пор, пока считаешь это игрой. Но эта игра – про то, как мы ведем себя в реальных переговорах. Любая игра – это маленькое отражение нашей жизни.

В анализе игры с переговорщиками на этом месте мы всегда делаем много выводов о важности разных вещей: тщательной подготовительной работы с информацией, умения качественно слушать, открытости и прозрачности как наиболее выгодной во многих смыслах стратегии, умении задавать ключевые вопросы о целях и интересах оппонента… Казалось бы, очень конструктивные выводы, которые имеют целью переломить восприятие оппонента как врага.

Но! Удивительно, но часто на этом история не заканчивается. У переговорщиков уже включилась эйфория, ведь они «сделали» тренера, приготовившего им «подставу», и на этой эйфории забывают, что им еще договариваться и договариваться, чтобы добиться результата: кто пойдет на переговоры к поставщику чудо-фруктов? По какой цене все-таки хотим купить? Сразу поровну делим партию или как? На базе чьего производства будем отделять мякоть от шкурок? И так далее.

И оппоненты, только что пожавшие друг другу руки, часто делают здесь 2 взаимоисключающие ошибки. Одни снова превращаются во врагов и тянут одеяло на себя. Другие – поддавшись эйфории, соглашаются на все, забывая проработать эти вопросы с позиции целесообразности, ведь для них в уме переговоры уже закончились – они боятся возобновления конфронтации, согласие с оппонентом только что далось им ох как сложно.

 

Переговоры – всегда процесс непростой. Но именно мы, сами переговорщики, делаем его еще и очень стрессовым с точки зрения взаимодействия.

Что если мы вспомним про тот самый общий интерес (ключевое слово – «общий»)?

Что если мы сядем не по разные стороны переговорного стола, а рядом друг с другом?

Что если мы станем воспринимать цель переговоров не как исключительно свою собственную – а как нашу общую?

Что если мы будем помнить о том, что работаем на одном рынке – и нам в дальнейшем еще взаимодействовать и взаимодействовать?

Что если мы будем держать в голове основной постулат партнерских переговоров: твердо о деле, мягко с людьми?

Что если мы хотя бы попытаемся исключить из своего лексикона все военные слова в отношении переговоров?

 

 

 

 

 

 

 

 

5 августа: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика