Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Switch from West to East - EastRussia | News Amur Region

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Switch from West to East

The Far East: Prospects and Impulses of Development

Switch from West to East

Vladimir Gutenyov, First Deputy Chairman of the State Duma Committee on Industry and First Vice-President of the Engineering Union of Russia, in an interview with EastRussia.ru on how long and inexpensive money, a favorable business climate and state support will help the development of the Far East.

- Vladimir Vladimirovich, against the background of deteriorating relations with the West, it is obvious that it is necessary to develop more intensively in the direction of the APR. How fast do you think you can switch from the West to the East?

- To test illusions about the painless change of trading partners, in my opinion, should not be. The fact is that the Chinese, and indeed representatives of Southeast Asia, are very, very pragmatic. They will first of all seek to take advantage of the preferences that will arise when we are forced to shift our capabilities and energy resources towards them. In this I do not see the negative, but this must be borne in mind. And then we must not forget that for China priority is the grandiose sales market of the United States. Therefore, he, building trade and economic relations with us, of course, will require very serious discounts.

At the same time, these markets are very promising. They allow us to use all our capabilities, reserves and competencies. Take, for example, the Russian defense industry, which, fortunately, is now being successfully modernized. So, the vectors of its current development open for us significant niche opportunities primarily in the southeast markets. In the past seven to eight years, we see an annual significant increase in the export potential of the Russian defense industry. With $ 3-4 billion exports grew to $ 13-14 billion per year. The portfolio of Rosoboronexport contracts is about $ 40 billion. In this we see the potential for development for the high-tech industry.

- What perspectives on this background open before our Far East?

"Now it is important for us to re-industrialize, that is, to re-industrialize the country, to restore domestic machine-tool construction, power machine building, aircraft construction, to import-substitute production, to restore its component base. And the prospects for the Far East, in my opinion, are also closely related to the development of a high-tech industry. And such development, when transport logistics becomes insignificant in pricing.

- In the Far East, the population density is about 1 person per square kilometer, while the distances are huge, frightening. Who will work at the enterprises you are talking about?

- High-tech industry forms a request for personnel. And we need skilled personnel. The federal target program on securing staff is becoming urgent. We need to develop social infrastructure ...

Here I can not but express doubts about the idea of ​​building a "Greater Moscow". What is "Greater Moscow"? A construction megaproject, initiated by capital developers? We, what, want to skimp Russia to the Moscow principality? By staying away from the Far East, Siberia, the Urals? Young people go from small towns to regional centers, because there is more choice of work, higher wages, leisure is more interesting, from regional centers go to the capital, they often leave Moscow ...

Exit here is one. It is necessary to reverse the demographic situation in the Far East. As, however, and in general in Russia, because there is a clear disproportion between the scale of the country and human potential. Living in the Far East should be economically profitable and attractive in life. Due to the development of industry, targeted training of personnel, subsidies to the local population, social, economic and tax preferences, much can be achieved. Especially if you stop seducing the people with Moscow.

- Recently you have become an active opponent of the draft law on permission to accept foreign citizens as commanders of civil aviation vessels. Does this fit into your concept of protecting domestic skilled personnel?

- The matter is that the Ministry of Transport has not ordered budget places in universities. Our airlines register in offshore areas in Bermuda, they do not pay taxes, and now they also intend to save on pilots. They do not want to invest in training, when the commander of a ship is raised from second pilots. And now they tell the state - we have a deficit, give us the opportunity to take foreign pilots. A pilot will come not from Britain, not from Japan or from Germany, a pilot from Kazakhstan, Uzbekistan and Belarus will come. Thus, we bring down the labor market of our pilots.

I say: well, but let's do it for a fee. We took a foreign pilot, pay two thousand dollars a month to the budget, 25 thousand a year for a pilot, and for you it will be an incentive to prepare your own ... But as a result, the question was hacked by a airborne (The draft law on the admission of foreign pilots to Russian civil aviation was adopted on 4 on April 2014 - ed.). And exactly so we lose those high-tech jobs, the creation of which the president said.

- Continuing the aviation theme, which is closely related to the topic of simplifying internal migration, one can not fail to mention the necessary reduction in the price of air transportations inside the country necessary for its implementation ...

- You know, this is more - Yaroslavna's cry of our airlines about the fact that they have meager profits, and therefore the ticket prices are so high. However, their aircraft are not registered in the Russian jurisdiction, they do not pay taxes, including local ones.

- Where are they registered?

"Basically it's Bermuda, we have an interstate agreement, under which we recognize their airworthiness certificates." Bermuda is responsible for our safety during the flights ...

- Is it possible that Aeroflot, Transaero, and other major airlines are registered not in Russia?

- 96% of Russian air travel is performed by airplanes that are outside of Russian jurisdiction. These planes are bought through leasing companies, they are registered, they do not pay taxes, moreover, they take from the budget VAT refunds on foreign flights. And therefore, having offshore zones where they can regulate profits, they here show the minimum profit. No matter how much you pay for the tickets, they will show the profitability of 2-3, maximum 4%, not more. Therefore, if we compare, and I checked these statistics, the cost of air travel back and forth at the same distance by the corresponding class in different countries, we will see that we fly approximately 43% more expensive than in the States, and about 20% more expensive than in Europe.

In my opinion, air carriers, like rail transport, should not be subsidized, but removed from the shadows. Form preferences for loukosterov (low cost airlines or airlines that sell cheap flights by saving on costs. -ed.).

- But back to the Far East. What do you think should be export-oriented products of the Far East? Do you think it should be high-tech products?

- First of all, but not only. In the world, there is a discriminatory to a certain extent division of North-South. It is unprofitable for us. In order to change it, it is important to develop transit logistics, which will bring not only great financial results, but also form the country's regional braces.



The alignment and maintenance of the East-West transport logistics corridor for the relationship of the same Western Europe with the countries of South-East Asia is a huge reserve. Suffice it to recall Singapore and Hong Kong to appreciate this component of the development of the Far East.

Only limited people can talk about the raw curse of Russia, that the oil needle is bad. On the contrary, the development of our complex of energy resources is a great benefit, since serious technologies are involved there, this is the formation of a financial base for the implementation of both social and investment projects. And most importantly, the fuel and energy complex can, at the expense of domestic demand, attract the most modern equipment of service companies, such as, for example, "Schlumberger" (the largest oilfield services company - ed.), Thereby contributing to the development of high technology.

Of course, partial diversification of energy flows is needed now. There is a need in the construction of new terminals, plants for the liquefaction of natural gas, including in the Far East.

The Far Eastern shipbuilding should develop. But not ordinary ships - it is impossible to compete with the same South Korea in efficiency by the criterion of "money-quality". We need to focus on special shipbuilding - it's gas carriers, icebreaking fleet, mining platforms, which is very important for the development of the Arctic and the continental shelf. In general, shipbuilding and ship repair clusters are a big reserve for the creation of Far Eastern high-tech products.

There is a wonderful project of the group "Sollers" (OJSC Sollers - Russian Automobile Company - Ed.) with the "Mazda" for the production of cars. It is only necessary to carefully look at the dynamics of localization. At this stage, it is still insufficient, but as soon as the component base is increasingly being created on our territory, this will also be a very big contribution to the development of automotive technology. If we add to this a sufficiently developed Far Eastern aviation complex, then we can say that export-oriented high-tech engineering has good development prospects in the region.

In addition, I believe that large producers of agricultural, road-building and municipal equipment must necessarily have their branches with a fairly large localization of production in the Far East. This will provide domestic equipment - tractors, bulldozers, scrapers, graders, etc. - the needs of the Far Eastern regions.

- Is the required percentage of localization of companies known now?

- It is not the percentage that is important here, but what technologies are localized. It is one thing, if it is plastic molding, it is environmentally harmful and not very profitable. And if it is powder metallurgy, the production of engines, complex electronics, electronic component base, then there is much more interest here. Therefore, you need to look not at absolute percentages, but at technologies that can be attracted.

This problem is relevant for the Far Eastern aircraft industry. Take KnAAPO ("Komsomolsk-on-Amur Aircraft Production Association named after Yu. A. Gagarin" - Ed.), an aviation enterprise that produces a Sukhoi Superjet 100 airplane in the civil aircraft industry. This aircraft has an excess of foreign components, about 80%, which is very much. And the original logic that such a great unification with Western producers will make it easier to certify, enter the Western markets, did not work. Moreover, the hot contour (internal contour of aviation engine - ed.) in the engine SaM 146 (PowerJet SaM146 - Mixed Flow Turbofan Engine - Ed.) the French are still doing it, so any sanctions can simply paralyze production.

In the combat aviation unit, the situation is much better, and those potential orders for PAKFA ("Perspective aviation complex front-line aviation" - military fighter "Dry T-50" - Ed.) will form forward-looking requirements for staff and production development.

- Yes, but in an interview with Vedomosti, the head of the Council for the Development of Japanese-Russian Relations of the Komatsu Plant (Manufacturer of large construction equipment - Ed.) Masahiro Sakane reported: “If we talk about our business in Russia, then the biggest problem we encountered during the construction of the plant was the enormous amount of time and effort that we spent on all paperwork. Later we calculated: the documents for the construction of the plant, which we submitted to various Russian departments, were 4 meters high. ” With this how to be?

- I had to deal with the bureaucracy of both European and Chinese. I assure you, there the level of bureaucracy is much higher. Therefore, I think that the words of the Japanese colleague are more “from the evil one” than the truth. They are designed rather for certain preferences.

I believe that first of all preferences should be presented to the domestic manufacturer. Western producers should only be given them if they do not create a screwdriver assembly on the territory of Russia, but a full transfer of technologies with close to 100% localization.

- What exactly is planned to develop in the Far East in the field of mechanical engineering and machine-tool construction?

- Now the holding company, RT-Stankoinstrument, which is headed by Sergei Makarov, has been formed within the framework of the Rostekh GC. The holding is created on the basis of Rostekh enterprises with the participation of foreign partners and forms a large program of construction of factories for the production of modern machine tools.

“Rostec” is generally the leader in forming effective growth points throughout the country, it includes about 700 enterprises. For example, the same KnAAPO is largely provided by Rostekh components - avionics, instruments, engines.

It seems to me that those enterprises that could be built, including in the aviation cluster of the Far East, should not be spread over a thin layer throughout the country. So, we assume that on MC-21 (short-mid-range passenger aircraft - Ed.), Which is expected to be produced in Irkutsk, a black wing will be serially installed (Wing of the aircraft, entirely made of composite materials - Ed.). Therefore, along with the Ulyanovsk cluster, where the plant for the production of the black wing has already been built, it is worthwhile to form part of the component base in the Far East, taking into account the large needs of both Komsomolsk-on-Amur and Irkutsk.

We pin very high hopes on development with Arsenyev “Progress” (Arsenyev Aviation Company Progress named after N. I. Sazykin - ed.) - the plant that produces Ka-52 (Ka-52 "Alligator" attack reconnaissance helicopter - Ed.). We very much hope that the helicopter plant will have more manufacturers of its components from the Far Eastern region.

The main emphasis, I think, will be directed to the formation of the shipbuilding cluster, because the volumes of demand in courts of various purposes, both military and civil, are very large.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Переключиться с Запада на Восток

Дальний Восток: перспективы и импульсы развития

Переключиться с Запада на Восток

Первый зампред Комитета ГД по промышленности и первый вице-президент Союза Машиностроителей России Владимир Гутенёв в интервью EastRussia.ru – о том, как длинные и недорогие деньги, благоприятный бизнес-климат и поддержка государства помогут развитию Дальнего Востока.

– Владимир Владимирович, на фоне ухудшения отношений с Западом очевидно, что надо более интенсивно развиваться в направлении АТР. Насколько быстро, по-вашему, можно переключиться с Запада на Восток?

– Испытывать иллюзии по поводу безболезненной смены торговых партнеров, на мой взгляд, не следует. Дело в том, что китайцы, да и вообще представители Юго-Восточной Азии, весьма и весьма прагматичны. Они прежде всего будут стремиться воспользоваться теми преференциями, которые возникнут, когда мы будем вынуждены перебрасывать наши возможности и энергоресурсы в их сторону. В этом я не вижу негатива, но это надо иметь в виду. И потом нельзя забывать, что для Китая приоритетным является грандиозный рынок сбыта США. Поэтому он, выстраивая с нами торгово-экономические отношения, конечно же, потребует очень серьезных скидок.

Вместе с тем эти рынки очень перспективны. Они позволяют задействовать все наши возможности, резервы и компетенции. Возьмем, к примеру, российский ОПК, который, к счастью, сейчас успешно модернизируется. Так вот, вектора его сегодняшнего развития открывают для нас существенные нишевые возможности в первую очередь на юго-восточных рынках. В последние семь-восемь лет мы видим ежегодное значительное увеличение экспортного потенциала российской оборонки. С $3-4 млрд экспорт вырос до $13-14 млрд в год. Портфель контрактов «Рособоронэкспорта» составляет около $40 млрд. В этом мы видим потенциальные возможности развития для высокотехнологичной промышленности.

– Какие перспективы на этом фоне открываются перед нашим Дальним Востоком?

- Нам сейчас важно провести ре-индустриализацию, то есть повторную индустриализацию страны, восстановить отечественное станкостроение, энергомашиностроение, авиастроительный комплекс, провести импортозамещение продукции, восстановить свою компонентную базу. И перспективы Дальнего Востока, на мой взгляд, также тесно связаны с развитием высокотехнологичной промышленности. Причем таким развитием, когда транспортная логистика становится несущественной в ценообразовании.

– На Дальнем Востоке плотность населения составляет около 1 человека на квадратный километр, при этом расстояния – огромные, пугающие. Кто будет работать на тех предприятиях, о которых вы говорите?

– Высокотехнологичная промышленность формирует запрос на кадры. А нужны квалифицированные кадры. Становится актуальной федеральная целевая программа по закреплению кадров. Надо развивать социальную инфраструктуру…

Здесь не могу не выразить сомнения по поводу идеи строительства «Большой Москвы». Что такое «Большая Москва»? Строительный мегапроект, инициированный столичными девелоперами? Мы, что, хотим Россию скукожить до Московского княжества? Оголяя при этом Дальний Восток, Сибирь, Урал? Молодежь едет из небольших городов в областные центры, потому что там больше выбор работы, выше зарплаты, досуг интереснее, из областных центров едут в столицу, из Москвы очень часто уезжают за рубеж…

Выход здесь один. Необходимо переломить демографическую ситуацию на Дальнем Востоке. Как, впрочем, и в целом по России, потому что очевидна диспропорция между масштабами страны и человеческим потенциалом. Жить на Дальнем Востоке должно стать экономически выгодно и по-житейски привлекательно. За счет развития промышленности, целевой подготовки кадров, дотаций местному населению, социальных, экономических и налоговых преференций можно многого добиться. Тем более если перестать соблазнять народ Москвой.

– Недавно вы выступили активным противником законопроекта о разрешении принимать в качестве командиров судов гражданской авиации иностранных граждан. Это укладывается в вашу концепцию по защите отечественных квалифицированных кадров?

Дело в том, что Минтранс не заказал бюджетные места в вузах. Наши авиакомпании регистрируют в оффшорных зонах на Бермудских островах, они не платят налоги, а теперь они намерены еще и экономить на пилотах. Не хотят вкладываться в подготовку, когда из вторых пилотов растят командира корабля. И теперь говорят государству – у нас дефицит, дайте нам возможность брать зарубежных пилотов. Приедет же пилот не из Британии, не из Японии и не из Германии, приедет пилот из Казахстана, Узбекистана и Беларуси. Таким образом, мы обрушиваем рынок труда наших пилотов.

Я говорю: хорошо, но давайте будем это делать возмездно. Взяли зарубежного пилота, оплачивайте в бюджет две тысячи долларов в месяц, 25 тыс. в год за пилота, и для вас это будет стимул готовить своих… Но в результате этот вопрос авиалобби «зарубило» (законопроект о допуске иностранных пилотов в российскую гражданскую авиацию был принят 4 апреля 2014 г. – ред.). И ровно так мы теряем те высокотехнологичные рабочие места, о создании которых говорил президент.

– Продолжая авиационную тему, которая плотно связана с темой упрощения внутренней миграции, нельзя не упомянуть необходимое для ее реализации снижение цен на авиаперевозки внутри страны…

– Знаете, это в большей мере – плач Ярославны наших авиакомпаний по поводу того, что у них мизерная прибыль, и поэтому цены на билеты такие высокие. При этом их воздушные суда не стоят на учете в российской юрисдикции, они не платят налоги, в том числе и местные.

– А где они стоят на учете?

– В основном это Бермудские острова, у нас есть межгосударственное соглашение, по которому мы признаем их сертификаты летной годности. То есть за нашу безопасность при перелетах отвечают Бермудские острова…

– Неужели и «Аэрофлот», и «Трансаэро», и другие крупные авиакомпании стоят на учете не в России?

– 96% российских авиаперевозок выполняются самолетами, которые находятся вне российской юрисдикции. Эти самолеты покупают через лизинговые компании, ставят на учет, там не платят налоги, более того – из бюджета берут возмещение НДС при зарубежных авиаперелетах. И поэтому, имея оффшорные зоны, где они могут регулировать прибыль, они здесь показывают минимальную прибыль. Сколько за билеты ни заплати, они будут показывать рентабельность 2-3, максимум 4%, не больше. Поэтому если мы сравним, а я эту статистику проверял, стоимость авиаперелета туда-обратно на одинаковое расстояние соответствующим классом в разных странах, то увидим, что мы летаем примерно на 43% дороже, чем в Штатах, и примерно на 20% дороже, чем в Европе.

На мой взгляд, авиаперевозчиков, как и железнодорожный транспорт, надо не дотировать, а выводить из тени. Формировать преференции для лоукостеров (бюджетные авиалинии или авиакомпании, которые за счет экономии на издержках продают дешевые авиабилеты.-ред.).

– Но вернемся к Дальнему Востоку. Какой, по-вашему, должна быть экспортноориентированная продукция Дальнего Востока? Вы считаете, что это должна быть высокотехнологичная продукция?

– Прежде всего, но не только. В мире существует дискриминационное в известной мере разделение «Север-Юг». Оно невыгодно для нас. Чтобы его изменить, важно развивать транзитную логистику, которая будет приносить не просто большие финансовые результаты, но и сформирует региональные скрепы страны.

Выстраивание и обслуживание транспортного логистического коридора «Восток-Запад» для взаимоотношений той же Западной Европы со странами Юго-Восточной Азии – это колоссальный резерв. Достаточно вспомнить Сингапур и Гонконг, чтобы оценить эту составляющую развития Дальнего Востока.

Только ограниченные люди могут говорить о сырьевом проклятии России, о том, что нефтеигла – это плохо. Наоборот, развитие нашего комплекса энергоресурсов – это большое благо, поскольку там задействованы серьезные технологии, это формирование финансовой базы для реализации и социальных и инвестиционных проектов. И что самое главное, ТЭК может за счет внутреннего спроса привлекать самое современное оборудование сервисных компаний, таких, допустим, как «Шлюмберже» (крупнейшая нефтесервисная компания – ред.), способствуя тем самым развитию высоких технологий.

Конечно, сейчас нужна частичная диверсификация энергопотоков. Возникает необходимость и в строительстве новых терминалов, заводов сжижения природного газа, в том числе и на Дальнем Востоке.

Должно развиваться дальневосточное судостроение. Но не обычных судов – ведь невозможно с той же Южной Кореей соревноваться в эффективности по критерию «деньги-качество». Мы должны ориентироваться на специальное судостроение – это газовозы, ледокольный флот, добывающие платформы, что очень важно для освоения Арктики и материкового шельфа. В целом же, судостроительный и судоремонтный кластеры – это большой резерв создания дальневосточной высокотехнологичной продукции.

Есть замечательный проект группы «Соллерс» (ОАО «Соллерс» – российская автомобилестроительная компания – ред.) с «Маздой» по производству автомобилей. Надо только очень внимательно смотреть на динамику локализации. На данном этапе она пока недостаточна, но как только компонентная база будет все в больших масштабах создаваться на нашей территории, это станет тоже очень большим вкладом в развитие автомобилестроительных технологий. Если добавить к этому достаточно развитый дальневосточный авиационный комплекс, то можно сказать, что экспортоориентированное высокотехнологичное машиностроение имеет в регионе хорошие перспективы развития.

Кроме того, считаю, что крупные производители сельскохозяйственной, дорожно-строительной и коммунальной техники, обязательно должны иметь свои филиалы с достаточно большой локализацией производства на Дальнем Востоке. Это позволит обеспечивать отечественной техникой – тракторами, бульдозерами, скреперами, грейдерами и т.п. – потребности Дальневосточных регионов.

– Известен ли сейчас необходимый процент локализации компаний?

– Здесь важен не процент, а то, какие технологии локализируются. Одно дело, если это литье пластмассы, она экологически вредна и не очень рентабельна. А если это порошковая металлургия, производство двигателей, сложной электроники, электронной компонентной базы, то здесь интерес гораздо больший. Поэтому нужно смотреть не на абсолютные проценты, а на технологии, которые удается привлекать.

Эта проблема актуальна для дальневосточного авиастроения. Возьмем КнААПО («Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю. А. Гагарина» – ред.), авиационное предприятие, которое выпускает в рамках гражданского авиастроения самолет Сухого Superjet 100. Этот самолет имеет избыточное количество зарубежных комплектующих, около 80%, что очень много. И изначальная логика, что такая большая унификация с западными производителями позволит упростить сертификацию, выйти на западные рынки, не сработала. Более того, горячий контур (внутренний контур авиационного двигателя – ред.) в двигателе SaM 146 (PowerJet SaM146 – турбовентиляторный двигатель со смешением потоков – ред.) до сих пор делают французы, поэтому любые санкции могут просто парализовать производство.

В блоке боевой авиации ситуация намного лучше, и те потенциальные заказы на ПАКФА («Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» – военный истребитель «Сухой Т-50» – ред.) будут формировать опережающие требования и к персоналу и к развитию производства.

– Да, но в интервью «Ведомостям» руководитель Совета по развитию японо-российских отношений завода Komatsu (производитель крупной строительной техники – ред.) Масахиро Саканэ сообщал: «Если говорить о нашем ведении бизнеса в России, то самая большая проблема, с которой мы столкнулись при строительстве завода – огромное количество времени и сил, которое мы потратили на оформление всех бумаг. Позже мы подсчитали: документы на строительство завода, которые мы подали в различные российские ведомства, составили в высоту 4 метра». С этим как быть?

– Мне приходилось сталкиваться с бюрократией и европейской, и китайской. Уверяю вас, там уровень бюрократизации гораздо выше. Поэтому думаю, что в словах японского коллеги больше «от лукавого», чем правды. Они рассчитаны скорее на определенные преференции.

Я считаю, что в первую очередь преференции должны быть представлены отечественному производителю. Западным производителям их следует давать только в том случае, если они на территории России будут создавать не отверточную сборку, а полноценный трансфер технологий с близкой к 100% локализацией.

– Что конкретно планируется развивать на Дальнем Востоке в области машиностроения и станкостроения?

– Сейчас в рамках ГК «Ростех» сформирован холдинг, «РТ– Станкоинструмент», который возглавляет Сергей Макаров. Холдинг создан на базе предприятий «Ростеха» с участием зарубежных партнеров и формирует большую программу строительства заводов по производству современных станков.

«Ростех» вообще является лидером по формированию эффективных точек роста по всей территории страны, в него входит порядка 700 предприятий. Например, то же КнААПО в значительной мере обеспечивается ростеховскими комплектующими – авионикой, приборами, двигателями.

Мне кажется, что те предприятия, которые могли бы строиться, в том числе и в авиационном кластере Дальнего Востока, не должны размазываться тонким слоем по территории страны. Так, мы предполагаем, что на МС-21 (ближне-среднемагистральный пассажирский самолет – ред.), который предполагается производить в Иркутске, будет серийно устанавливаться черное крыло (крыло самолета, полностью изготовленное из композитных материалов – ред.). Поэтому стоило бы, наряду с Ульяновским кластером, где уже построен завод по производству черного крыла, часть компонентной базы приоритетно формировать на Дальнем Востоке, с учетом больших потребностей и Комсомольска-на-Амуре и Иркутска.

Очень большие надежды по развитию мы связываем с арсеньевским «Прогрессом» (Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина – ред.) - заводом, который выпускает Ка-52 (ударно-разведывательный вертолет Ка-52 «Аллигатор» – ред.). Мы очень надеемся на то, что у вертолетного завода появится больше производителей своих комплектующих именно из дальневосточного региона.

Основной упор, я думаю, будет направлен на формирование судостроительного кластера, потому что объемы потребности в судах различного назначения, как военного, так и гражданского, очень большие.