Поделиться
Переваливать уголь, сохраняя окружающую среду
Поделиться

«Восточный Порт» доказал: рост производства может и должен сопровождаться современными природоохранными мероприятиями

«Восточный Порт»

«Восточный Порт» (наряду с АО «Ростерминалуголь», пос. Усть-Луга, Ленинградская область) – ключевой стивидор российской угольной отрасли, входит в структуру крупнейшего российского угольного портового холдинга ООО «Управляющая портовая компания». Общий годовой грузооборот угольных терминалов, которые контролирует холдинг, по итогам 2016-го составил 41,5 млн тонн – больше трети российского морского экспорта угля. Компания отгружает уголь в более чем в 30 стран во всех частях света. Ожидается, что к 2019 году годовые объемы перевалки этого портового гиганта увеличатся до 56,5 млн тонн.

Произойдет это в том числе и за счет ввода в эксплуатацию Третьей очереди специализированного угольного терминала «Восточного Порта» – полностью автоматизированного перегрузочного комплекса по закрытой перевалке, транспортирующего уголь с железнодорожного транспорта на морской с одновременным предоставлением услуг по хранению и обработке угля. Это уникальный, крупнейший на Дальнем Востоке инвестпроект резидента Свободного порта Владивосток.

Дальний Восток и его транспортно-логистическая инфраструктура – в фокусе особого внимания руководства страны. Расширение специализированного угольного терминала «Восточный Порт» начал в 2012 году, как раз после вступления в силу поручения президента РФ Владимира Путина о строительстве дополнительной экспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке. Сыграл свою роль и тот фактор, что при обнадеживающих прогнозах роста грузопотока угольные стивидоры Дальнего Востока практически достигли своих максимальных рубежей по объему перевалки.

За 10 лет, с 2006 по 2016 годы, «Восточный Порт» нарастил грузооборот почти на 50% – с 16 млн тонн до 23,5 млн тонн. Благодаря Третьей очереди терминала пропускная способность крупнейшего угольного стивидора России увеличится до 39 млн тонн к 2019 году. Вложения в проект, с учетом строительства двух железнодорожных парков, оцениваются в 31 млрд рублей. Финансирование строительства проводится за счет портового холдинга ООО «Управляющая портовая компания» и входящего в его состав АО «Восточный Порт» без привлечения средств государственного бюджета.

После того как Третья очередь заработает на полную мощность, ее пропускная способность составит 16,5 млн тонн груза в год; на предприятии будет дополнительно создано 619 рабочих мест.

Введение в строй Третьей очереди действующего специализированного терминала станет знаковым событием не только для «Управляющей портовой компании» и «Восточного Порта», но и для всей экономики России, поскольку позволит увеличить экспорт угольной продукции за пределы страны.

«По итогам 2016 года объем экспорта практически сравнялся с объемом потребления внутренним рынком (167 млн тонн – внутренний рынок, 165 млн тонн – экспорт). Если в 2010 году доля экспорта составляла 39% от общего объема поставок угля, то сейчас почти 50%. Начиная с 2010 года доля России на мировом рынке угля выросла незначительно и сохранилась на уровне 11-12%, при этом дальневосточное направление экспорта неуклонно росло, а в 2014 году превысило северо-западное. По итогам 2016 года в направлении Дальнего Востока было экспортировано на 21,3 млн тонн больше, чем в направлении Северо-Запада РФ. По сравнению с 2012 годом увеличение объемов перевозки угля в 2016 году в направлении портов ДВ составило 31,7 млн тонн на фоне общего сокращения объемов экспорта в направлении Северо-Запада на 1,9 млн тонн», – комментирует первый заместитель генерального директора ООО «Управляющая портовая компания» Ирина Ольховская.

Но стоит признать: всегда, когда речь заходит о столь масштабных промышленных проектах, возникает вопрос об их последствиях их для экологии. Нередко для крупных компаний производственные и финансовые показатели «затмевают» все иные соображения. А ведь угольная отрасль – особая: ее специфика такова, что угольные предприятия оказывают самое прямое, непосредственное воздействие на среду обитания человека.

В «Восточном Порту» рассказывают: финансирование природоохранных мер на предприятии растет от года к году. Так, если в 2008 году расходы на них составляли 13,5 млн рублей, в 2010-м – 15,2 млн, то в 2016 году они достигли уже 32,3 млн рублей. Всего же за последние 5 лет, с 2012 по 2016 годы, на природоохранные мероприятия компания направила около 1 млрд рублей – с учетом средств, которые пошли на модернизацию оборудования. В 2017 году на эти цели запланировано еще около 150 млн.

«В «Восточном Порту» внедряются самые современные технологии по снижению негативного воздействия на окружающую среду, которые применяются в мировой практике. Закрытый способ выгрузки вагонов, перемещение груза по закрытой конвейерной ленте, работа с учетом ветровых нагрузок, внутренний мониторинг окружающей среды, в том числе и с воздуха, и многое-многое другое. Кроме того, в этом году по поручению губернатора Приморского края и под контролем главы Находки мы разработали дополнительные меры, которые будут реализованы в ближайшие 4 года. Благодаря модернизации очистных сооружений порта в 2017 году показатели проб воды улучшились в 2,5 раза», – говорит начальник отдела экологии АО «Восточный Порт» Виктория Арсентьева.

На Третьей очереди порта используются наилучшие мировые и российские технологии, которые позволят максимально снизить негативное воздействие на окружающую среду. В том числе речь идет о тех мерах, которые уже внедрены в АО «Восточный Порт» и АО «Ростерминалуголь». Это и специализированное крытое оборудование (комплекс вагоноопрокидывателей, уникальные для России вагоноразмораживатели, ветрозащита по пути следования вагонов, крытые конвейерные ленты), и специализированная техника (реклаймеры, стакеры, судопогрузочные машины, трансбордеры). Все они по максимуму предотвращают выброс в воздух твердых веществ в окружающую среду.

Из дополнительных мер защиты окружающей среды в портах, входящих в холдинг «Управляющая портовая компания», применяются аспирационные системы, система «сухого тумана», водного орошения и водной очистки.

Как это работает на практике?

Груженые составы, отправленные в адрес «Восточного Порта», перед разгрузкой попадают в крытые ветрозащитные сооружения общей протяженностью 600 метров, которые летом защищают уголь от выдувания при сильном ветре, а зимой позволяют сохранить внутри полувагонов плюсовую температуру, чтобы предотвратить повторное смерзание угля (после его разморозки – и это еще один «плюс» предприятия). Разгрузка вагонов происходит в закрытом комплексе вагоноопрокидывателей, оборудованном мощной циклонной системой аспирации воздуха и системой пылеподавления «сухой туман». Затем уголь по подземным галереям и крытым конвейерным линиям поступает на склад, оттуда, после формирования судовой партии, — на судно. Для погрузки угля на суда используются судопогрузочные машины (СПМ) высотой с многоэтажный дом, уникальность таких машин в том, что она опускается непосредственно в трюмы сухогрузов, что исключает попадание угля и угольной пыли в акваторию бухты при погрузке. СПМ «Восточного Порта» дополнительно оборудованы системами водяной завесы для максимального пылеподавления в процессе погрузки.

Чтобы создать защитный слой на угольных складах, летом применяют систему орошения, состоящую из 144 промышленных пульверизаторов, зимой эту же функцию выполняют снегогенераторы. Пересыпные станции оборудованы специальными вытяжками, оттуда воздух попадает в аспирационные системы, где происходит его дальнейшая очистка.

Всего на действующих терминалах «Восточного Порта» круглосуточно работают 21 установка для очистки воздуха и 8 установок для очистки сточных вод. А этим летом в компании завершилась модернизация водоочистных сооружений. Они представляют собой каскад резервуаров, в каждом из которых вода от гидросмыва вагоноопрокидвывателей и сточные воды проходят поэтапную очистку, при этом из воды практически полностью выводятся примеси. Обезвоженный осадок из фильтров утилизируется и вывозится на специальный полигон.

Но есть вещи, для которых нужны не столько технологии, сколько нормальное человеческое отношение, понимание того, что природа существовала до нашего прихода в этот мир и останется после нас. За последние годы по заказу «Восточного Порта» были выращены и выпущены в воды Приморья десятки миллионов мальков рыб и другие морские обитатели, что обошлось компании более 105 млн. рублей только за последние три года.

По данным экологического мониторинга, который проводят и собственные аккредитованные лаборатории компании, и сторонние эксперты, бухта Врангеля, в которой расположен промышленный гигант, остается одной из самых чистых на Дальнем Востоке. Пробы воды и воздуха, взятые в этих местах, не только соответствуют нормативам, но и улучшаются. Например, среднемесячный показатель содержания пыли в воздухе в санитарно-защитной зоне компании с начала 2017 года держится существенно ниже нормы, а показатели проб воды приближены к нормативам рыбохозяйственных производств.

Показательно то, что из года в год работу угольного стивидора обеспечивают целые династии портовиков. Меняются технологии, внедряются передовые установки, но остаются неизменными добрые трудовые традиции и высочайший профессионализм людей. Сегодня в «Восточном Порту» работает 1700 человек, из которых чуть больше 1200 – жители поселка Врангель, находящегося в непосредственной близости от порту.

Кстати, «Восточный Порт» стал единственным стивидором на Дальнем Востоке, пригласившим представителей общественности побывать на угольных терминалах.

В конце 2016 года «Восточный Порт» и администрация Находкинского городского округа подписали соглашение о сотрудничестве в сфере экологической безопасности на 5 лет. Были разработаны и новые природоохранные мероприятия, которые компания будет проводить в ближайшие четыре года. Аналогичное соглашение было подписано летом 2017 года с депутатом Госдумы Викторией Николаевой. Руководство «Восточного Порта» отмечает, что в вопросах экологической безопасности необходима выработанная консолидированная позиция государства, общества и бизнеса, поэтому и были подписаны документы.

***

С момента основания «Восточного Порта» на его причалах было отгружено 390 млн тонн угля, обработано 6,6 млн вагонов, под погрузку принято 28 тыс. судов. За последние 10 лет АО «Восточный Порт» отгрузило более 200 млн. тонн угольной продукции. Это абсолютный лидер среди всех угольных портов России. 

Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов