Путешествия на Дальний Восток и на русский Север превращаются в модный и популярный тренд, но потенциал этих направлений использован лишь на малую часть.
Компания КПМГ при поддержке МВРиА провела опрос среди путешественников, чтобы оценить локации Дальнего Востока и Арктики с точки зрения туристической привлекательности. О результатах опроса EastRussia рассказала Ольга Сурикова.
За последние 5 лет путешествия на Дальний Восток и на русский Север превратились в модный и популярный тренд. И хотя в прошлом году доля туристического потока Дальнего Востока и Арктики составила 11,8% от всего турпотока России, для многих жителей нашей страны дальние регионы до сих пор остаются неосвоенными территориями. Первая реакция, с которой ассоциируются такие путешествия: нужно быть очень состоятельным человеком, чтобы позволить себе такое путешествие. И это, пожалуй, самый главный фактор, который сдерживает туриста при выборе этого направления.
До пандемии туристический поток на Дальнем Востоке и в Арктике стабильно прирастал на 5-7% в год. Уверенный оптимизм в части развития туризма и индустрии гостеприимства на этих территориях показывал прирост туроператоров в регионах в среднем на 15% в год и увеличение количества КСР.
На фоне влияния пандемии COVID-19 на туристическую индустрию и сокращения общего потока внутренних туристов в России по итогам 2020 года на 35%, Дальний Восток в целом потерял 76% туристов, часть потока из которых традиционно составляли иностранцы и деловые туристы, в то время как сокращение турпотока в Арктику выглядит менее драматичным – 29% по отношению к 2019 г.
При этом мы заметили, что сокращение турпотока в макрорегионе произошло неоднородно и при общем сокращении некоторым регионам наоборот удалось нарастить турпоток и привлечь новых туристов за время туристического сезона. Так, 34% наших респондентов среди игроков отрасли, работающих преимущественно в Камчатском крае, Сахалинской области и Республике Бурятия, отметили рост турпотока, который обеспечивался за счет перетока туристов из других традиционных туристических направлений и расширения целевой аудитории, в том числе благодаря путешественникам, выбирающим более дорогие туры. В итоге выиграли регионы со сложившимся известным брендом территории.
При этом нехватка и неразвитость инфраструктуры не позволили полностью реализовать туристский потенциал других регионов, что привело к существенному сокращению туристического потока в сезон возможностей, а недостаточная информированность о внутренних направлениях для путешествий по направлению Дальнего Востока и Арктики препятствовала расширению потенциальной целевой аудитории (более 33% респондентов отметили недостаток информирования о внутренних направлениях для путешествий).
Главный фактор туристической привлекательности регионов Дальнего Востока и Арктики – невероятно красивая природа. Также туристы отмечают уникальные возможности для фототура по известным локациям, интересные культурные достопримечательности, возможность активного и экстремального отдыха - северное сияние, серые киты, стойбище оленеводов, заповедные места Ленских столбов и бескрайних просторов плато Путорана, тайга и петроглифы, джип-туры на действующие вулканы, хели-ски, горнолыжные курорты, трофейная рыбалка, горячие источники, гастро туры и многое другое – это все про Дальний Восток и неповторимую Арктику.
При этом в тренде запрос на событийность в регионе. Респонденты показали интерес к самобытным этническим праздникам. Однако, опрошенные отметили, что отсутствие событийности регионального и международного масштаба не создает веских причин рассмотреть территорию как интересную альтернативу традиционным направлениям.
Также наблюдается высокий спрос на круизный туризм. Круизы рассматриваются туристами как удобный, комфортный и при этом нестандартный формат путешествия, позволяющий получить необычные впечатления и успеть посетить и вдохновиться историей и самобытной культурой и природой нескольких локаций.
Что касается самого тура, то большинство респондентов отвечали, что предпочитают выбирать стандартный пакет на Дальний восток и Арктику, так как неразвитость транспортной инфраструктуры и придорожного сервиса, отсутствие понятной навигации и связи, удаленность и труднодоступность достопримечательностей, затрудняют самостоятельную организацию поездки.
Для большинства туристов чек за поездку на Дальний Восток и в Арктику лежит в диапазоне от 21 до 100 тысяч рублей на одного человека. При этом Дальний Восток является более дорогим направлением: 22% респондентов потратили на путешествие на Дальний Восток более 100 тысяч рублей, а расходы 33% опрошенных, посетивших Арктику, наоборот, составили около 20 тысяч рублей.
В целом, чтобы изменить рынок туристических услуг Дальнего Востока и Арктики и сохранить интерес российских туристов к данным направлениям, когда откроются границы, необходимо обратить внимание на следующие направления, требующие развития:
1. Доступность путешествий, в том числе за счет субсидируемых билетов и туристического кэшбека;
2. Туристический сервис и туристская инфраструктура, в том числе в сегменте экологического и высококачественного предложения;
3. Транспортные узлы и сеть дорожной инфраструктуры;
4. Малая авиация для доступности точек показа;
5. Круизная сетка на комфортабельных судах;
6. Турпродукты в сфере событийного туризма, в том числе за счет популяризации этнических праздников и организации крупномасштабных международных мероприятий;
7. Туристический имидж регионов Дальнего Востока и Арктики и коммуникационные каналы.