Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Primeval epoch figures

Why does a bacteriologist from Khabarovsk create Neolithic tools

While Ilona's missile Mask is exploring space expanses, and cybersecons are being prepared for criminal cases, some are awakening an ancient person-and they acquire Zen in it. An employee of the Khabarovsk anti-plague station Nikolai Tsoy, in his spare time against the deadly bacteria and viruses, is mastering the analogues of the ancient guns. The objects of hunting and life he creates without the help of modern tools. What kind of movement is flint-pinping, how it conquers the world, but why it has little historical truth - in a new material by East Russia.


Primeval epoch figures
Photo: Andrey Slesarenko

Six evenings. The Khabarovsk Museum of Archeology muffled the light, the gate to the castle. On a steep spiral staircase, they lead me to the third floor. Here, in the department of experimental archeology, two young people conspiratorially smile. On the table there is a raw fish. Nikolay Tsoi, 29-year-old bacteriologist, just came here from work, as he often does in the evenings and weekends. Here he takes from his backpack a dozen "prehistoric" knives, spreads the oilcloth and proceeds to cutting a half-meter-long flax.

The spectacle, suitable for kitchens, looks wonderful in the museum, where each of us reflexively tries to "not make noise" and "do not touch with hands". "And how would the leadership of the institution treat the fish cutting?" - I ask Anastasia Sobolevu, a young archaeologist, however, already seasoned with expeditions. Nastya watches the process a little further. Waving his hand, they say, nothing special. The experimenters were already brewing animal hooves and bones in the room (and they will continue one day), sifting catfish and making fish "skin". They swear more when horns are sawed - it's noisy and the smell is like in a dentist's office.

20180322_182917.jpg

20180322_181136.jpg

The experimental sector opened in the Khabarovsk museum of archeology more than 10 years ago is an islet of antiquity in the center of the modern city. The only one in the Far East. 6 employees, plus volunteers and recruited specialists. Nikolai Tsoy is not employed in the museum, it is a kind of barter: he is allowed to work in the workshop, and he helps with the filling of expedition halls. Classes with visitors are built on communication with the world of antiquity, but the same stone ax from the fixed assets, where everything is registered, and stored under special conditions, will not be given to the guest. The way out is man-made analogues.

Scientists and volunteers recreate ancient industries and crafts. Studies not only talk about the techniques of processing materials, but also allow you to approach the way of thinking of an ancient person. For example, the production of tools of the Neolithic age requires more than one hour of time, a concentration more inherent in Shaolin monks than a man of the "figures" epoch, with his rabid rhythm of life.

"The ancient people were different on both the mental and the physiological level," says Anastasia Soboleva, a researcher at the Khabarovsk Museum of Archeology. - We hear and smell differently, our sense of touch has weakened in urban conditions. They formed a man of cognitively a completely different level than the primitive, living in the bosom of nature, which was not difficult for 6 hours to sit and work the stone. Try yourself for something to pozalat for several hours.

Today in Africa, a resident of a tribe, going out on the path, can tell exactly who passed here half an hour ago, from what people, who it was - an old man, a child or a woman. Because the receptors work hundreds of times better, because other conditions. We do not need this today. Nature forms us for thousands of years, grinds, and gives us the opportunity not only to use some kind of upgrades, but also to roll back to the previous version. Even we archaeologists leave in the wilderness, and we are asked: "How can you for 2 a month without communication, without the Internet?" Yes, with pleasure! I remember my first expedition, when for 50 days I never used mp3 player, which I took with me. We were at the excavations every day, and really communicated, exchanged stories, for me it was a discovery! But there is a minus when you return to the city, it deafens you. "

Nizhnetambovsko 2005. Fixing material..jpg

Photo: Archaeological excavations in the village of Nijnetambovskoye

"What the teachers are actively fighting now, calling this defocusing of attention, was formerly the absolute norm," Nicholas echoed to her. "Because either look at the narrow window, or see the world through the open door." Master says, he was lucky: perseverance was instilled by the pope even in the preschool years. Much later, in 2012, a graduate of the Khabarovsk Medical University got to the "primitive farmstead", a site at the museum of archeology.

"I grew up in the countryside, and as I began to walk, I got a knife and a piece of wood from my father. Because the experience of processing was already, plus for school my father and I made steel knives! Historical illustrations in books have always been admired. Here, in the museum, I was shown the principles of working with stone and bone. For a long time my hands got used to it, "Nikolai says, spinning in his hands a hefty stone ax that he made for ... 2 days.

"Now I work with wood, stone, bone, vegetable and animal fiber, I master clay and dressing skins. To create a stone blade, you need a large rock of the desired rock, fairly hard, tough and isotropic. In our region, - Nastya, do not let me lie - this is hornfels, aleurolite, carnelian, chalcedony and jasper. And somewhere else I met the mudstone, but of very poor quality. In general, it takes a large piece, there is a line under 90 degrees plus or minus, and the chips are chipped. Different cultures had different types of knives, not all of them are found in the Far East. There is, for example, an insert knife, a compound product. Retouched or not retouched stone plates are inserted into the wooden or bone holder, and a blade is put out of several. "

20180322_183701.jpg

20180322_183753.jpg

The ethnographic remarks of the master Nikolai seem to have been removed from the museum shelves. Brutal grinded knives and small female knives-fish, wooden spectacles with narrow slits, protecting the Eskimos from the blinding snow, a harpoon of bone - all "peeped" in the Neolithic. This era is international. In the ornamentation drawings of anasazi and hococcus, a pre-Columbian tribe from Central America were used. Hence the birthplace of the fertility god, Kokopeli. Rhinoceros - from the Madeleine culture (France), the finale of the glacial period. A jar of coconut is "taken" from Polynesia. Ornament Nicholas applies a silicon flake. Local motifs, for example, Sikachi-Alansky, are few here. Amur petroglyphs master does not reproduce, because because of the great detail and width of lines in miniature, they lose much in aesthetics.

Across the road is a large regional museum named after Grodekov, whose subdivision is archaeological. Master bacteriologist there - a frequent visitor, studying, absorbs. Subsequently, it is easy for a layman to confuse his novodels with artifacts found on excavations.

20180322_193209.jpg

"This layer does not apply to antiquity, and even through 300-500 years, archaeologists are hardly confused," Anastasia Soboleva explains. "But it looks authentic, even perfect!" How diligently and with what perfectionism these things are performed are not subject to discussion. Although, if we analyze the layer of ancient artifacts, perfectionism we find among the ancient masters. Archeology is not a profession, it is a state of mind, and Nikolai is no less archaeologist than us. He is a broad-minded person and does not fixate himself on a topic, he uses the motives of peoples of different eras. "

"Working in different areas of archeology, one has to deal with reconstructions, with restorations, something to do by oneself. It is impossible for us to judge the antiquity and occupation of the primitive man, if we try to approach this only in theory. After all, in 17-19 centuries, some learned stone tools were considered to be a petrified metal! That is why the direction of experimental archeology arose, to debunk many myths, to gain knowledge backed up by practical experience, studying stone processing, pottery, "Anastasia explains.

"There was such a time when theorists on the same ceramics assumed the firing temperature at 400 degrees. After a series of experiments, we were convinced that with the composition of clay dough, which was present in a certain culture, it is generally unrealistic. There is not less than 800, and this is another level of roasting, not just a fire, they were stoves, "continues Nastya.

iM_DVHKCM6E.jpg

E4hmz-UpkQI.jpg



Photo: master class in the Khabarovsk museum of archeology.

"We now have classes in modeling clay vessels," the workshop of the ancient potter ", making musical instruments, jewelry, Neolithic and Paleolithic" Venus ", different master classes for visitors. Stone processing is an occupation for a true connoisseur. We inform children that the ancient people are not some gross, primitive, unwashed! They were very organized, and the Neolithic age is such a field for research, when you learn that they did not differ from us in any way! The same desire for development, not without reason the age of the new-century century, scientists call revolutionary. Grinded tools, amazing work, techniques that, despite their unassuming appearance, are very effective. Our employee tried to chop the trees with a stone ax, it was an adze that cuts vertically, splitting the wood. He said, as far as I'm not a weak fellow, I did not even suspect that my muscles exist! "

In the context of empirical archeology, it is often recalled about flint-nipping (from English flint - flint, knap - to chip, to crush stone). The adherents of this Western movement, basically, technologically model the processes of antiquity, but - modern tools. Flintneppers conduct regular congresses in national parks, where there are deposits of flint.

флинтнппинг.jpg

Screen: photo gallery for "flint knapping" on Google

"After a certain number of knives made, you come to a certain form, and you understand: what Western flintneppers show is very beautiful, but not always functional," argues Nicholas Tsoi. - There are questions as to how the historical canons are observed. It was said that it is very difficult to grind jade. Not true! This knife is made of a piece of stone in two hours. Fans of flippingpeping sit in Instagram, on Youtube there are wonderful channels, where there are a lot of people. There are often questions: "Oh, what a cool knife! And what can they do? ". Not all people realize why they need it. But these are utilitarian things that are necessary for cutting fish, game, meat, they can be cut by mushrooms.

The difference between experimental archaeologists and flintneppers is about the same as between re-enactors and role-players, you understand. Flintneppers find pebbles, they cut them out, to the point that they repeat the shape of the tip, make it lenticular, then the shoulder or elbow squeezer (the device for processing the stone - East Russia) flakes take pictures, and it becomes beautiful, each flake one to one, but it's not like it was done by our ancestors!

I've already made fifty knives, they are in my kitchen. And this is not souvenirs. The sharpness of the stone holds better than steel, because the hardness is higher. During the processing, the microcracking takes place, and it self-sharpens. For the handle, a scraper is needed to scrape off the bark, the top layer of the tree, then the jasper pebble to smooth out, erase the burnt layer, then separately granite pebbles for rough processing to get biface. And then already an elk horn for a soft hibernation and wringing. On the sawtooth edge is visible retouch, I already made it a conical horn - a wisecrack. I make grooves, then I rub them with paint and apply a fixing compound on top, the same wax. For each tool of labor there is also a lot of marriage, 2 / 3 stone goes into the flow, functional products are obtained provided that there are no cracks and foreign impurities in the raw material. To do something worthwhile from the same carnelian without a stone cutting machine, it should be the size of a liter jar. Did any of you see such a stone on the same Cupid, at least with a fist? This is problem".

Fans of primitive people are not alien to the progress achieved. Nikolay Tsoy translates his work in Instagram. Clearly knows its target audience. He says it's not housewives, fishermen and hunters take knives, as well as collectors who are interested in history.

VvONLWy6bg8.jpg

How does the "prehistoric" hobby get along on the everyday life of a bacteriologist, do skills from one area to another help?

"My hobby and work on the Khabarovsk anti-plague station - the processes are slightly mutually exclusive, simply because we have to deal with dangerous infections, only think about them. These are I-II groups: plague, tularemia, cholera, anthrax! A workshop is leisure. Knowledge of medicine, biochemistry, physiology, anthropology is very helpful in recreating the way of life and thinking of an ancient person "- lists Nicholas.

on the station.jpg

Photo: Nikolay Tsoy at work at the Khabarovsk antiplague station

"And then we go to the most important", - the word again takes the archaeologist Anastasia. "Many even our grown-up guests, seeing the ancient grinded tools, do not believe, they say, it's alien technology! And I have a question: people, why do not you love yourself like that ?! Their ancestors, who could do it all, and those masters who can now do without tools. In fact, people were the same, only they thought differently. In some ways our development goes exponentially, then, how we can rebuild, operate with different streams of information, breed these flows. Today man is multitasking enough. This question is debatable, and many experts, physiologists, neurophysiologists will argue among themselves how much people have changed. I believe that every time - his own man.

Now most scientists are inclined to believe that we live in an anthropocene age, this is when a person changes everything around, "continues Anastasia. Did you know about this? "If we take globally - Pleistocene, Holocene, anthropocene. To this concept generally began to lean back in the 80, until the last geologists resisted, but they, according to their research, recognized that even at a geological level a person changes everything. If memory serves me well, research in Chernobyl has become the key. The same oil spill in the Gulf of Mexico affected many levels. In the causes of the same flood 2013 year on the Amur is anthropogenic factor. Flood conditions have contributed to perennial fires and deforestation. Not all the consequences have been studied, but the gradation of animals has changed.

And in general, now the age of the digital age of technology, when almost everything goes into virtual space. And it helps science! We were shown our Amur Nefertiti, several more artifacts, the 3D model was made by photometry (photo of the object from different angles - East Russia). Thanks to photometry, we discovered new petroglyphs on the Amur. So you look at the stone - you will not see anything, and the shooting allows you to see an ornament that is practically leveled, smoothed out. Then the squares are taken from the squares, sometimes only a glance from the top allows you to see what it is, "admires Anastasia Soboleva.

Nikolai Tsoi finds material for his products in the forest and along the banks of rivers. In the city, though, the stone is lying on the road, but it does not work for work: because of the piling of piles and the work of heavy equipment, the base soil is cracking, and with it a stone. Outside the city, the handyman conducts "work with witnesses" -shows samples, and ask the local if the same is in their area. The tree for the knife arms is forestry, but it is also suitable for the city. "As for the tree - I like working with burnt products. Carbonation increases the service life, the surface turns into coal, I clean it, can be pieces of sandstone or a broken ceramic mug, after firing irregularities leave, the wood becomes harder. In general, I do everything my hands reach. It is possible that in one of the expeditions scheduled for the summer, you can try to make drawings on tuff blocks. " "The main thing is to find them not in a historical place!" Anastasia interjects. "Yes, I do not argue," continues Nikolay. "If people come and draw on these stones with keys, it's about something, yes it says! Tuff is a soft, porous material. Plus large grains, it's like drawing on sandstone.

I always want more, it's like a drug! I made a stone ax, now I want to do something with a stone ax. I made a knife, I want to make something with a stone knife. That is, I made tools, went out into the woods, and make myself a tool for this life. No matter how much I go to the taiga, I never want to go back. It is quite a real prospect that I will one day leave, and will not return. "

QeyVbyTgsiU.jpg

Photo: Archer on the hill Two brothers. Alexey Timirgaleev, Anton Shevchenko, Nikolay Tsoi.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Первобыт эпохи цифры

Зачем врач-бактериолог из Хабаровска создает неолитические орудия

Пока ракета Илона Маска бороздит космические просторы, а киберсудей готовят к рассмотрению уголовных дел, некоторые будят в себе древнего человека – и обретают в этом дзен. Работник хабаровской противочумной станции Николай Цой в свободное от борьбы со смертельными бактериями и вирусами время мастерит аналоги древних орудий. Предметы охоты и быта он создает без помощи современных инструментов. Что за движение флинтнеппинг, как оно завоевывает мир, но почему в нём мало исторической правды, - в новом материале East Russia.


Первобыт эпохи цифры
Фото: Андрей Слесаренко

Шесть вечера. В Хабаровском музее археологии приглушен свет, ворота на замке. По крутой винтовой лестнице меня ведут на третий этаж. Здесь, в отделе экспериментальной археологии двое молодых людей заговорщицки улыбаются. На столе – сырая рыба. Николай Цой, 29-летний врач-бактериолог, только что примчался сюда с работы, как частенько делает по вечерам и выходным. Вот он достает из рюкзака с десяток «доисторических» ножей, расстилает клеёнку и приступает к разделке полуметрового ленка.   

 Зрелище, годное для кухонь, чудно смотрится в музее, где каждый из нас рефлекторно старается «не шуметь» и «руками не трогать». «А как к разделке рыбы отнеслось бы руководство учреждения?» – спрашиваю Анастасию Соболеву, молодого археолога, впрочем, уже закаленного годами экспедиций. Настя наблюдает за процессом чуть поодаль. Машет рукой, мол, ничего особенного. Экспериментаторы уже варили в кабинете звериные копыта и кости (и на днях продолжат), ошкуривали сомов и выделывали рыбью «кожу». На них больше ругаются, когда пилят рога - это шумно и запах стоит, как в кабинете стоматолога.

20180322_182917.jpg

20180322_181136.jpg

Экспериментальный сектор, открытый в хабаровском музее археологии более 10 лет назад - островок древности в центре современного города. Единственный на Дальнем Востоке. 6 сотрудников, плюс волонтеры и привлеченные специалисты. Николай Цой в музее не трудоустроен, это своеобразный бартер: ему разрешают трудиться в мастерской, а он помогает с наполнением экспедиционных залов. Занятия с посетителями построены на общении с миром древности, но тот же каменный топор из основных фондов, где всё на учёте, и хранится в специальных условиях, в руки гостю не дашь. Выход из положения – рукотворные аналоги. 

Ученые и добровольцы воссоздают здесь древние производства и промыслы. Исследования не только рассказывают о техниках обработки материалов, но и позволяют приблизиться к образу мыслей древнего человека. Например, на изготовление орудия труда эпохи неолита требуется не один час времени, концентрация, больше присущая шаолиньским монахам, чем человеку эпохи «цифры», с его бешеным ритмом жизни.

«Древние люди были иными и на психическом, и на физиологическом уровне, - говорит Анастасия Соболева, научный сотрудник хабаровского музея археологии. - Мы слышим и чувствуем запахи по-другому, наше осязание ослабло в городских условиях. Они сформировали человека когнитивно совершенно другого уровня, чем первобытный, живший на лоне природы, которому было не сложно по 6 часов сидеть и обрабатывать камень. Попробуйте сами на чем-то позалипать по нескольку часов. 

Сегодня в Африке житель какого-либо племени, выйдя на тропу, может точно сказать, кто здесь проходил полчаса назад, из какого народа, кто это был – старик, ребенок или женщина. Потому что в сотни раз лучше работают рецепторы, потому что другие условия. Нам сегодня это не нужно. Природа нас формирует на протяжении тысячелетий, шлифует, и дает возможность не только пользоваться какими-то апгрейдами, но и откатываться к предыдущей версии. Даже мы, археологи, уезжаем в глушь, и нас спрашивают: «Как вы можете по 2 месяца без связи, без интернета?» Да с удовольствием! Я помню свою первую экспедицию, когда я за 50 дней ни разу не воспользовалась mp3 плейером, который взяла с собой. Мы каждый день были на раскопках, и реально общались, обменивались историями, для меня это было открытие! Но есть минус, когда ты возвращаешься в город, он тебя оглушает».

Нижнетамбовско 2005. Фиксация материала..jpg

Фото: На археологических раскопках в с.Нижнетамбовское

«То, с чем сейчас активно борются преподаватели, называя это расфокусировкой внимания, раньше было абсолютной нормой, - вторит ей Николай. – Потому что или в узкое окошко смотреть, или видеть мир через открытую дверь». Мастер говорит, ему повезло: усидчивость привил папа еще в дошкольные годы. Много позже, в 2012 году выпускник хабаровского медуниверситета попал на «первобытное подворье», площадку при музее археологии.

«Я рос в деревне, и как ходить стал, получил от отца в руки нож и деревяшку. Потому опыт обработки уже был, плюс по школе мы с отцом делали стальные ножи! Исторические иллюстрации в книгах всегда вызывали восхищение. Здесь, в музее мне показали принципы работы с камнем и костью. Долго у меня руки привыкали», - Николай рассказывает, вертя в руках здоровенный каменный топор, который смастерил за… 2 дня.

«Сейчас работаю с деревом, камнем, костью, растительным и животным волокном, осваиваю глину и выделку шкур. Для создания каменного лезвия необходим большой камень нужной породы, достаточно твердый, вязкий и изотропный. У нас в регионе, - Настя, не дай соврать, - это роговик, алевролит, сердолик, халцедоны и яшма. И где-то еще я встречал аргиллит, но очень плохого качества. В общем, берется большой кусок, находится грань под 90 градусов плюс-минус, и делаются сколы камнем. У разных культур были разные типы ножей, не все из них встречаются на Дальнем Востоке. Есть, допустим, вкладышевый нож, составное изделие. В деревянную или костяную обойму вставляются ретушированные или не ретушированные каменные пластинки, и из нескольких выкладывается лезвие».

20180322_183701.jpg

20180322_183753.jpg

Этнографические реплики мастера Николая будто сняты с музейных полок. Брутальные шлифованные ножи и маленькие женские ножи-рыбки, деревянные очки с узкими прорезями, защищавшие эскимосов от слепящего снега, гарпун из кости - всё «подсмотрено» в неолите. Эта эпоха здесь интернациональна. В орнаментации использованы рисунки анасази и хококкам, доколумбового племени из центральной Америки. Отсюда родом и бог плодородия – Кокопели. Носорог – из мадленской культуры (Франция), финал ледникового периода. Фляга из кокоса «взята» у Полинезии. Орнамент Николай наносит кремниевым отщепом. Местных мотивов, например, сикачи-алянских, здесь мало. Амурские петроглифы мастер не воспроизводит, так как из-за большой детализации и ширины линий в миниатюре они сильно теряют в эстетизме.      

Через дорогу – большой краеведческий музей им.Гродекова, чьим подразделением и является археологический. Мастер-бактериолог там - частый гость, изучает, впитывает. Впоследствии неспециалисту легко спутать его новоделы с артефактами, найденными на раскопках.  

20180322_193209.jpg

«Этот слой уже к древности не относится, и даже через 300-500 лет вряд ли археологи спутают, - разъясняет Анастасия Соболева. - Но выглядит аутентично, даже идеально! То, насколько старательно и с каким перфекционизмом исполнены эти вещи, обсуждению не подлежит. Хотя, если проанализировать пласт древних артефактов, перфекционизм мы находим и среди древних мастеров. Археология - это не профессия, это состояние души, и Николай в этом плане не меньший археолог, чем мы. Он человек широкого кругозора и не зацикливается на какой-то теме, использует мотивы народов разных эпох».

«Работая в разных областях археологии, приходится иметь дело с реконструкциями, с реставрациями, что-то делать своими руками. Невозможно нам судить о древности и занятиях первобытного человека, если мы пробуем приблизиться к этому только в теории. Ведь ещё в 17-19 веках некоторые учёные каменные орудия труда считали окаменевшим металлом! Поэтому и возникло направление экспериментальной археологии, - развенчать многие мифы, получить знания, подкрепленные практическим опытом, изучение камнеобработки, гончарного ремесла», - объясняет Анастасия.

«Был такой момент, когда теоретики по той же керамике предполагали температуру обжига в 400 градусов. Проведя ряд опытов, мы убедились, что при том составе глиняного теста, который присутствовал в определенной культуре, это вообще нереально. Там не меньше 800, а это уже другой уровень обжига, не просто в костер кинул, это были печи», - продолжает Настя.

iM_DVHKCM6E.jpg

E4hmz-UpkQI.jpg

Фото: мастер-класс в хабаровском музее археологии. 

«У нас сейчас есть занятия по лепке сосудов из глины, «мастерская древнего гончара», изготовление музыкальных инструментов, украшений, неолитических и палеолитических «Венер», разные мастер-классы для посетителей. Обработка камня - занятие для истинного ценителя. Мы доносим до детей, что древние люди – это не какие-то грубые, примитивные, немытые! Они были очень организованы, и эпоха неолита - это такое поле для исследований, когда ты узнаешь, что они ничем от нас не отличались! Те же стремления к развитию, недаром эпоху новокаменного века ученые называют революционной. Шлифованные орудия труда, изумительные работы, техники, которые, несмотря на свой непритязательный внешний вид, являются очень эффективными. Наш сотрудник попробовал каменным топором деревья порубить, это было тесло, которое рубит по вертикали, расщепляя древесину. Он сказал, уж насколько я вроде не слабенький мужик, я даже не подозревал, что у меня эти мышцы существуют!»

В контексте эмпирической археологии часто вспоминают о флинтнеппинге (от англ. flint - кремень, knap - откалывать, дробить камень). Адепты этого западного движения, в основном, технологически моделируют процессы древности, но - современными инструментами. Флинтнепперы проводят регулярные съезды в национальных парках, где есть залежи кремня.

флинтнеппинг.jpg

Скрин: фотогалерея по запросу "flint knapping" в Google 

«Через какое-то количество сделанных ножей приходишь к определенной форме, и понимаешь: то, что показывают западные флинтнепперы, это очень красиво, но далеко не всегда функционально, - рассуждает Николай Цой. - Встают вопросы, насколько соблюдены исторические каноны. Говорили, что очень тяжело шлифовать нефрит. Неправда! Вот этот нож делается из куска камня за два часа. Фанаты флинпеппинга сидят в Instagram, на Youtube есть замечательные каналы, где очень много народу. Там нередки вопросы: «О, какой классный нож! А что им можно делать?». Не все люди осознают, зачем им это нужно. А ведь это вполне утилитарные вещи, которые нужны для разделки рыбы, дичи, мяса, грибы ими можно подрезать.

Разница между археологами-экспериментаторами и флинтнепперами примерно та же, что между реконструкторами и ролевиками, вы понимаете. Флинтнепперы находят камешки, они вырезают их, вплоть до того, что повторяют форму наконечника, делают его линзовидным, затем плечевым или локтевым отжимником (приспособление для обработки камня – East Russia) чешуйки поснимают, и он становится красивым, каждая чешуйка одна к одной, но это не так, как делалось нашими предками!

Я сделал уже полсотни разделочных ножей, они есть и на моей кухне. И это – не сувениры. Остроту камень держит лучше, чем сталь, потому что твердость выше. Во время обработки происходит микроскалывание, и он самозатачивается. Для рукоятки нужен скребок, чтобы счистить кору, верхний слой дерева, потом яшмовая галька для сглаживания, стирания обожженного слоя, потом отдельно гранитная галька для грубой обработки, чтобы получить бифас. И потом уже лосиный рог для мягкого отбоя и отжима. По пилообразному краю видна ретушь, её я уже делал косульим рогом - остряком. Я делаю углубления, потом затираю их краской и сверху наношу фиксирующий состав, тот же воск. За каждым орудием труда стоит еще и немало брака, 2/3 камня уходит в расход, функциональные изделия получаются при условии, что в сырье не будет трещин и инородных вкраплений. Чтобы сделать что-то стоящее из того же сердолика без камнерезного станка, он должен быть размером с литровую банку. Кто-то из вас видел такой камень на том же Амуре хотя бы с кулак? Это проблема».

Фанаты первобыта не чужды достижениям прогресса. Фото своих работ Николай Цой транслирует в Instagram. Четко знает свою целевую аудиторию. Говорит, это не домохозяйки, ножи берут рыбаки и охотники, а также коллекционеры, которые интересуются историей.

VvONLWy6bg8.jpg

Как «доисторическое» хобби уживается в буднях врача-бактериолога, помогают ли навыки из одной области в другой?

«Мои увлечение и работа на хабаровской противочумной станции – процессы немного взаимоисключающие, просто потому что приходится иметь дело с опасными инфекциями, думать только о них. Это I-II группы: чума, туляремия, холера, сибирская язва! А мастерская - это досуг. Знания по медицине, биохимии, физиологии, антропологии очень помогают в воссоздании быта и мышления древнего человека» - перечисляет Николай.

на станции.jpg

Фото: Николай Цой за работой на хабаровской противочумной станции

«И тут мы переходим к самому главному», - слово снова берёт археолог Анастасия. «Многие даже взрослые наши гости, увидев древние шлифованные орудия труда, не верят, говорят, это инопланетные технологии! И у меня вопрос: люди, что же вы так себя не любите?! Своих предков, которые всё это могли, и тех мастеров, кто без инструментов умеют сейчас. На самом деле, люди были те же, только по-другому мыслили. В чем-то наше развитие идёт по экспоненте, то, как мы умеем перестраиваться, оперировать разными потоками информации, разводить эти потоки. Человек сегодня достаточно многозадачный. Это вопрос дискуссионный, и много специалистов, физиологов, нейрофизиологов будут спорить между собой, насколько люди изменились. Я считаю, что каждому времени - свой человек.

Сейчас большинство ученых склоняется к тому, что мы живем в век антропоцена, это когда человек меняет всё вокруг», - продолжает удивлять Анастасия. А вы знали об этом? «Если брать глобально – плейстоцен, голоцен, антропоцен. К этому понятию вообще стали склоняться еще в 80-е, до последнего геологи сопротивлялись, но и они по результатам своих исследований признали, что даже на геологическом уровне человек меняет всё. Если мне не изменяет память, ключевыми стали исследования в Чернобыле. Тот же разлив нефти в Мексиканском заливе повлиял на многие уровни. В причинах того же наводнения 2013 года на Амуре есть антропогенный фактор. Паводковой ситуации поспособствовали многолетние пожары и вырубки лесов. Не все последствия еще изучены, а ведь у нас изменилась градация животных. 

А вообще сейчас век цифровой, век технологий, когда практически всё переходит в виртуальное пространство. И это помогает науке! Нам предъявили нашу амурскую Нефертити, еще несколько артефактов, 3D-модель сделана путем фотометрии (фото объекта с разных ракурсов – East Russia). Благодаря фотометрии у нас были обнаружены новые петроглифы на Амуре. Так на камень посмотришь – ничего не увидишь, а съёмка позволяет увидеть орнамент, который практически снивелировался, сгладился. Потом с квадракоптеров съемку ведут, иногда только взгляд с высоты позволяет увидеть, что это», - восхищается Анастасия Соболева.

Материал для своих изделий Николай Цой находит в лесу и по берегам рек. В городе камень хоть и на дороге валяется, но для работы не годится: из-за заколачивания свай и работы тяжелой техники трескается базовый грунт, а вместе с ним и камень. За городом хэндмейдер проводит «работу со свидетелями» - показывает образцы, и спрашивают местных, если ли подобное в их районе. Дерево для рукояток ножей – лесное, но подойдет и городское. «Насчет дерева - мне нравится работать с обожженными изделиями. Карбонификация увеличивает срок службы, поверхность превращается в уголь, я ее счищаю, можно кусками песчаника или разбитой керамической кружкой, после обжига уходят неровности, дерево становится тверже. Вообще, я делаю всё, до чего руки доходят. Вполне возможно, что в одной из экспедиций, намеченных на лето, можно попробовать поделать рисунки на туфовых глыбах». «Главное, найти их не в историческом месте!» – вставляет Анастасия. «Да, не спорю», - продолжает Николай. «Если люди приходят и рисуют на этих камнях ключами, это уже о чем-то, да говорит! Туф - материал мягкий, пористый. Плюс крупные зерна, это как рисовать по песчанику.

Мне всё время хочется большего, это как наркотик! Я сделал каменный топор, теперь я хочу сделать что-то каменным топором. Я сделал нож, я хочу сделать что-то каменным ножом. То есть я наделал инструментов, вышел в лес, и делаю себе быт этим инструментом. Сколько бы я не уходил в тайгу, мне никогда не хочется назад. Вполне реальная перспектива, что однажды уйду, и не вернусь».

QeyVbyTgsiU.jpg

Фото: Лучник на сопке Двух братьев. Алексей Тимиргалеев, Антон Шевченко, Николай Цой.