Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Первый среди равных

Был "Свободный", стал "Восточный"

Амурская область как центр российской космонавтики — пожалуй, лет 10 назад эта фраза вызвала бы лишь недоумение: как региону с населением меньше миллиона человек и тремя вузами (и одним готовящим технических специалистов) стать флагманом сложнейшей отрасли? И тем не менее первый в истории России гражданский космодром будет иметь амурскую прописку.

Первый среди равных
О том, что крупнейшей мировой державе нужен собственный космодром гражданского назначения, специалисты космической отрасли заговорили сразу же после распада СССР, но вот возможности реализовать этот проект тогда не было. Смогли лишь спустя почти полтора десятка лет, когда указом президента страны от 6 ноября 2007 годана месте ликвидированного 2-го испытательного космодрома Минобороны с романтичным названием "Свободный" создавался другой, с именем не менее звучным и приятным —"Восточный".

Причин для появления столько крупного и важного объекта практически на «краю географии» несколько:

— во-первых, «Восточный» находится на одной широте с «Байконуром»: пуск ракеты из Приамурья позволит вывести ее на орбиту Земли в максимально короткие сроки и сэкономить на топливе;
— во-вторых, с учетом малой плотности населения на Дальнем Востоке, ступени ракет будут падать на безлюдные территории;
— в-третьих, создание такого объекта позволит привлечь многомиллиардные инвестиции в дальневосточную экономику в общем, и промышленность страны в частности.

Площадь новой «космической гавани» будет включать в себя сразу несколько стартовых «столов»: под ракету-носитель «СОЮЗ» (строится как раз в данный момент) и под сверхтяжелые ракеты типа «Ангара» (два сооружения, начало работ запланировано на 2016 год).Общая оценочная стоимость мега-проекта превысила 400 млрд рублей, почти треть из них уже осваивается. Так, только на подготовку 11 объектов так называемого пускового минимума потребуется 110,7 млрд рублей.

По оценке научных работников космической отрасли России, вложенные затраты окупятся с лихвой, ведь сейчас наша страна платит немалую аренду Казахстану за пользование «Байконуром» — 115 млн долларов в год — и еще 100 млн долларов вкладывает в эксплуатацию его объектов. Согласно ныне действующему договору, аренда продлится до 2050 года, но при этом уже к 2030-му 90 % пусков Россия намерена проводить с собственных космодромов («Плесецк» и «Восточный»).

Первые строительные работы в амурской тайге начались зимой 2012 года: к лету 2015-го строителям надлежало возвести 400 сооружений (120 из которых — объекты технического и стартового комплексов);построить аэродром со взлетно-посадочной полосой в 4,5 км; проложить 88 км инженерных коммуникаций;возвести более 170 км авто— и железнодорожных путей, не менее 30 объектов социально-культурного и бытового назначения и еще 42 жилых дома.

Но уже в 2013 году на стройке начались трудности: сначала руководство рапортовало о месячных отставаниях, а позже первые лица государства заявили о едва ли не срывах всех космических планов: из-за неразберихи с проектной документацией и хищений на некоторых объектах расхождения с первоначальными графиками исчислялись сотнями суток. После подготовки объектов Олимпиады в Сочи вице-премьер Дмитрий Рогозин объявил космодром «главной стройкой страны», а после визита в 2014-м на «Восточный» Владимира Путина стройку взяли на особый контроль и определили объекты, относящиеся к "пусковому минимуму«:стартовый, технический и измерительный комплексы, дороги, жилье для специалистов.

За эти полтора года ситуацию, похоже, удалось выправить: уже весной 2015-го с объектами «Восточного» было налажено железнодорожное сообщение, а по состоянию на 7 августа готовность объектов "Дальспецстроя" (один из основных субподрядчиков) составила 95%.

Весной стало известно и об изменении других сроков — первого пилотируемого пуска. Он состоится не в 2018-м, как изначально планировалось, а только после 2020 года и будет осуществлен при помощи ракеты-носителя «Ангара-А5В». Причина — в пересмотре приоритетов. По мнению руководства космической отрасли, с учетом перспектив российской космонавтики необходимо создать инфраструктуру для новейших кораблей, которые в последующем отправятся на Луну и Марс.

Среди эффектов, которые уже дала стройка, есть и положительные. Благодаря проекту порядка 200 оборонных предприятий по всей стране наконец-то получили долгожданные заказы. Существенно обновилась «кровь» отечественной космонавтики: в рамках реализации федеральной космической программы до 2020 года началось обучение молодежи на аэрокосмических специальностях в нескольких российских вузах. Куже действующим западным МАИ, ЮРГУ и СГАУ добавился дальневосточный АмГУ, первые выпускники которого в этом году приехали на «Восточный» в качестве инженеров. По-новому заработали студенческие стройотряды — «Восточный» стал еще и одной из главных молодежных строек страны. Если в 2012-м здесь работали всего 50 человек, в 2013-м их стало 200, годом позже — 500, а в 2015-м численность студентов, занятых на «главной стройке», выросла до 1200 человек. И наконец, близ ЗАТО Углегорск началось строительство целого города на 30 тыс. жителей, носящего имя академика и создателя космонавтики Константина Циолковского, где специалистам планируют предоставлять служебное жилье.

По предварительной информации, пуск ракеты «Союз-2-1А» с блоком выведения «Волга» и российскими спутниками «Ломоносов» и «Аист-2Д» с «Восточного» должен состояться 25 декабря. В правительстве страны считают, что никаких разговоров о переносе графика строительства космодрома быть не должно.