Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

The peak of the Yakut "Sterkh"

Loss of license of the largest insurance company in the Far East led OSAGO and expansion in the regions

The Bank of Russia, by an order of October 27 on October 2019, revoked its insurance license from the Sterkh Insurance Company joint-stock company, whose headquarters are in Yakutsk. According to the Central Bank, the company violated the procedure for investing funds of insurance reserves, violated by more than 20% the minimum acceptable value of the normative ratio of own funds and assumed obligations, and also repeatedly violated the requirements of insurance legislation. The authorities of Yakutia and experts believe that such a state of affairs of the largest insurer in the Far East led to problems with management, highly risky operations in the OSAGO market and the wrong work strategy.

The peak of the Yakut "Sterkh"
Photo: patriot.drom.ru

Burnt out on compulsory motor liability insurance

The regional insurance company established in 2005, which went beyond the borders of the republic, was an example to follow and financial stability. Since its inception, Sterkh has become a universal insurance company with branches in all areas of the region. The head office of the company is located in Yakutsk, branches - in Khabarovsk, Moscow, Vladivostok, Kazan and Krasnodar.

The company was completely controlled by the government of Yakutia, which owns almost 98% of the shares through the Ministry of Property and Land Relations (65,33%), as well as companies controlled by the regional authorities - Republican Investment Company (17,34%) and JSC RIK Plus (14,83%).

In the early years, Sterkh quickly conquered the market. For half a year of work, the company received licenses for 20 types of voluntary insurance and reinsurance. A plus for her was insurance of socially significant objects at the expense of the republican budget. So, since 2006, the company insured the state property of the region and the northern delivery of goods, and in 2007, it began insurance of agricultural producers.

In 2011, Sterkh signed an agency agreement with the Military Insurance Company on cooperation in the implementation of compulsory motor third party liability insurance (CTP). Own license for CTP “Sterkh” was given in 2012. At first, this brought good profit; in 2013, OSAGO attracted 45,3 million rubles - 8% of the total number of insurance premiums. However, already in the 2018 year, OSAGO profitability reached a minus mark - 22%. As the first vice-premier of the region Alexey Struchkov explained to reporters, the negative OSAGO results are related to the activities of car fraudsters.

“Three years ago, the company was forced to conclude part of contracts in toxic regions. This means that insurance compensation amounted to more than 100% of those insurance premiums that were received in this region, ”said Alexey Struchkov.

With the fact that OSAGO became the cause of the imbalance, the candidate of economic sciences, associate professor of the Financial and Economic Institute of the North-Eastern Federal University Afanasy Fedorov also agrees. In his opinion, sooner or later this would still lead to the revocation of the license.

“There was an insufficiently prepared expansion of CTP services outside the region, where there are no own structures to protect their interests in the legal plan and financial capabilities. Work in other regions requires investment. Perhaps working with individual legal entities and large companies was profitable. The company could not save anything, there were managerial mistakes. There were no profits in the foreseeable past, ”the expert believes.


Saved as they could

Law enforcement officers have already connected to the situation with Sterkh. As the chairman of the republic’s government Vladimir Solodov told reporters, they will soon assess the situation with the insurance company.

“There are signs of years of abuse activity. We tried to save the Sterkh with all our might. If there was an opportunity to bring it into an attractive investment situation, then of course we would do it. But, unfortunately, that volume of problems - more than four billion rubles - turned out to be unbearable. Therefore, they were forced to enter into this bankruptcy procedure by agreement, ”said Vladimir Solodov.



It was the government of Yakutia that initiated the revocation of the license. The authorities of the republic admit that the decision was not easy. The number of contracts concluded in the territory of Yakutia during the 2018-2019 period is more than 270 thousand, of which more than 213 thousand are compulsory motor liability insurance contracts. According to preliminary calculations, the amount of funds for the formation of reserves amounted to about 1,5 billion rubles. But the government of the republic and IC Ugoria, which showed interest in the financial recovery of Sterkh, conducted an independent examination, the results of which were disappointing - the amount increased to 4,1 billion rubles.

Consequences of leaving

Now the company has a temporary administration. According to EastRussia, the manager of the National Bank branch of the Republic of Sakha (Yakutia) of the Far Eastern State Bank of Russia Anton Konoplev, a significant part of the Sterkh Insurance portfolio consists of compulsory motor third party liability insurance (CTP) contracts.

“There is a special procedure for compulsory motor liability insurance policies - they continue to operate even if the company has its license revoked. Payments are made from the guarantee fund of the Russian Union of Auto Insurers (RSA). If the accident occurred through the fault of the owner of the CTP insurance policy “Sterha”, then the victim in an accident should apply for compensation to the RSA, ”Anton Konoplev advised.

After the license was revoked, a threat also loomed over the Sterha subsidiary, the Sakhamedstrakh company, in which 85% of the republic’s population is insured by compulsory health insurance (MHI) programs. However, experts assure that the enterprise is financially stable and meets the requirements of the Central Bank of Russia to the size of the authorized capital, the structure of assets and the formed insurance reserves.

“SMK Sakhamedstrakh” provides a different type of insurance than Sterkh (it has separate licenses for medical insurance). The company fully fulfills its obligations to insured persons and medical organizations, ”Sahamedstrakh reported.

State Duma deputy from Yakutia Fedot Tumusov believes that poor management became the main reason for revoking the license.

“The main lesson is that professionals are needed everywhere. I hope that for ordinary citizens it will be possible to avoid negative consequences. The main thing now to take out from under the blow of Sahamedstrakh. This company is in good condition, ”the parliamentarian said.

According to expert Afanasy Fedorov, other players can come to replace the Siberian Crane.

“Our insurance volume is not large enough. One or more companies may renegotiate contracts or carry out restructuring. I think a company will come that will work with new methods, including the use of digitalization, optimization. This is exactly what they should have done at Sterkh, ”the expert believes.

The insurance company, at the request of the Central Bank, must make payments for insured events, notify policyholders about the revocation of the license, the fact and date of early termination of contracts. The interim administration at Sterkh will operate for six months.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Пике якутского «Стерха»

К лишению лицензии крупнейшей страховой компании Дальнего Востока привели ОСАГО и экспансия в регионы

Банк России приказом от 27 октября 2019 года отозвал лицензию на осуществление страхования у акционерного общества «Страховая компания "Стерх"», штаб-квартира которого находится в Якутске. По версии ЦБ, компания нарушала порядок инвестирования средств страховых резервов, нарушала более чем на 20% минимально допустимое значение нормативного соотношения собственных средств и принятых обязательств, а также неоднократно нарушала требования страхового законодательства. ВластиЯкутии и эксперты считают, что к такому положению дел крупнейшего на Дальнем Востоке страховщика привели проблемы с менеджментом, высокорискованные операции на рынке ОСАГО и неправильная стратегия работы.

Пике якутского «Стерха»
Фото: patriot.drom.ru

Прогорели на ОСАГО

Созданная в 2005 году региональная страховая компания, вышедшая за пределы республики, была примером для подражания и финансовой стабильности. С момента создания «Стерх» стал универсальной страховой компанией с филиалами во всех районах региона. Головной офис компании располагается в Якутске, филиалы – в Хабаровске, Москве, Владивостоке, Казани и Краснодаре.

Компанию полностью контролировало правительство Якутии, которое владеет почти 98% акций через министерство имущественных и земельных отношений (65,33%), а также подконтрольные региональные властям компании – «Республиканская инвестиционная компания» (17,34%) и АО «РИК Плюс» (14,83%).

В первые годы работы «Стерх» стремительно завоевывал рынок. За полгода работы компания получила лицензии на 20 видов добровольного страхования и на осуществление перестрахования. Плюсом для нее было страхование социально значимых объектов за счет республиканского бюджета. Так, с 2006 года компания страховала государственное имущество региона и северный завоз грузов, а в 2007 году приступила к страхованию сельхозтоваропроизводителей.

В 2011 году «Стерх» подписал агентское соглашение с «Военной страховой компанией» о сотрудничестве в области реализации обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Собственную лицензию на ОСАГО «Стерху» дали в 2012 году. Сначала это приносило неплохую прибыль, в 2013 году ОСАГО привлекло 45,3 млн рублей – 8% от общего числа страховых сборов. Однако уже в 2018 году рентабельность по ОСАГО достигла минусовой отметки – 22%. Как объяснил журналистам первый вице-премьер региона Алексей Стручков, отрицательные результаты по ОСАГО связаны с деятельностью автомошенников.

«Три года назад компания была вынуждена заключить часть договоров в токсичных регионах. Это означает, что страховое возмещение составляло более 100% от тех страховых премий, которые получали в этом регионе», – рассказал Алексей Стручков.

С тем, что причиной дисбаланса стало ОСАГО, согласен и кандидат экономических наук, доцент Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета Афанасий Федоров. По его мнению, рано или поздно это все равно бы привело к отзыву лицензии.

«Произошло недостаточно подготовленное расширение услуг по ОСАГО вне региона, там, где нет собственных структур по защите своих интересов в юридическом плане и финансовых возможностей. Работа в других регионах требует инвестиций. Возможно, работа с отдельными юридическими лицами, крупными компаниями была выгодной. Компанию уже ничего не могло спасти, были управленческие ошибки. Прибыли в обозримом прошлом не было», – считает эксперт.


Спасали, как могли

К ситуации со «Стерхом» уже подключились правоохранители. Как сообщил журналистам председатель правительства республики Владимир Солодов, они в скором времени дадут оценку ситуации со страховой компанией.

«Есть признаки многолетней деятельности, связанной со злоупотреблениями. Мы пытались спасти "Стерх" всеми силами. Если бы была возможность привести его в инвестиционно-привлекательное состояние, то мы, конечно, сделали бы это. Но, к сожалению, тот объем проблем — более четырех млрд рублей — оказался неподъемным. Поэтому вынуждены были по согласованию в эту процедуру банкротства вступить», — заявил Владимир Солодов.



Именно правительство Якутии инициировало отзыв лицензии. Власти республики признают, что решение было непростое. Количество договоров, заключенных на территории Якутии в период 2018-2019 годов, составляет более 270 тыс., из них более 213 тыс. – договоры ОСАГО. По предварительным расчетам, объем средств для формирования резервов составлял порядка 1,5 млрд рублей. Но правительство республики и СК «Югория», проявившая интерес к вопросам финансового оздоровления компании «Стерх», провели независимую экспертизу, итоги которой оказались неутешительны – сумма увеличилась до 4,1 млрд рублей.

 

Последствия ухода

Сейчас в компании работает временная администрация. Как сообщил EastRussia управляющий отделением-национальным банком по Республике Саха (Якутия) Дальневосточного ГУ Банка России Антон Коноплев, значительная часть портфеля «Страховой компании "Стерх"» состоит из договоров обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО).

«Для полисов ОСАГО предусмотрен особый порядок – они продолжают действовать, даже если у компании отозвали лицензию. Выплаты осуществляются из гарантийного фонда Российского союза автостраховщиков (РСА). Если авария произошла по вине владельца полиса ОСАГО "Стерха", то пострадавшему в ДТП следует обратиться за компенсацией в РСА», – посоветовал Антон Коноплев.

После отзыва лицензии угроза нависла и над «дочкой» «Стерха» – компании «Сахамедстрах», в которой программами обязательного медицинского страхования (ОМС) застраховано 85% населения республики. Однако эксперты уверяют, что предприятие финансово устойчиво и соответствует требованиям Центробанка России к размеру уставного капитала, структуре активов и сформированных страховых резервов.

«СМК "Сахамедстрах" осуществляет иной вид страхования, чем "Стерх" (имеет отдельные лицензии на медицинское страхование). Компания в полной мере исполняет свои обязательства перед застрахованными лицами и медицинскими организациями», – сообщили в «Сахамедстрахе».

Депутат Госдумы от Якутии Федот Тумусов полагает, что основной причиной отзыва лицензии стал плохой менеджмент.

«Главный урок – везде нужны профессионалы. Надеюсь, для рядовых граждан удастся избежать негативных последствий. Главное сейчас вывезти из- под удара "Сахамедстрах". Эта компания – в нормальном состоянии», – считает парламентарий.

Как полагает эксперт Афанасий Федоров, на смену «Стерху» в регион могут прийти другие игроки.

«У нас объем страхования недостаточно большой. Одна или несколько компаний могут перезаключить договора, провести реструктуризацию. Думаю, придет фирма, которая будет работать новыми методами, в том числе применять цифровизацию, оптимизацию. Это как раз то, что должны были сделать в "Стерхе", – считает эксперт.

Страховая компания по требованию Центробанка должна произвести выплаты по наступившим страховым случаям, уведомить страхователей об отзыве лицензии, о факте и дате досрочного прекращения договоров. Временная администрация в «Стерхе» будет действовать в течение шести месяцев.