Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Планировали дефицит, имеем профицит

Председатель контрольно-счетной палаты Приморского края Дмитрий Виноградов – в интервью EastRussia

Планировали дефицит, имеем профицит
Фото: shutterstock.com
Недавнее аудиторское заключение проекта бюджета Приморья на 2017–2019 годы, которое было озвучено председателем контрольно-счетной палаты региона Дмитрием Виноградовым, вызвало в регионе противоречивые отклики.  Тем не менее, публикация объективных цифр и показателей, вероятно, побудит чиновников и депутатов рассмотреть утвержденный формально в первом чтении главный финансовый документ региона более пристрастно и вдумчиво. Тем более что неплохая динамика доходной части бюджета позволяет достаточно вариативно строить бюджетную политику Приморского края. 

– Дмитрий Александрович, каковы итоги года по исполнению бюджета? Какова динамика по сравнению с предыдущим периодом?
– 2016-й год еще не завершен. В настоящее время Контрольно-счетной палатой проведен анализ исполнения краевого бюджета за 9 месяцев. Динамика следующая: доходы по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года выросли; расходы, наоборот, исполнены ниже.

В числовом выражении, за январь-сентябрь доходы выросли на 1,9 млрд рублей и составили 61,7 млрд рублей, тем самым обеспечив выполнение годового плана на 75%. Более 80% (51 млрд рублей) из числа поступлений составляют налоговые и неналоговые доходы, по ним наблюдается рост на 6,7 млрд рублей. На этом фоне объем поступивших федеральных средств, наоборот, сократился на 4,9 млрд рублей, и составил 10,7 млрд рублей.

Что касается расходной части, за 9 месяцев бюджет исполнен на 61,4%, в сумме 56 млрд рублей. Сравнивая соответствующее исполнение предыдущего года бюджетные ассигнования исполнены ниже на 2,4%. В итоге в регионе сложился профицит в размере 5,7 млрд рублей. В аналогичный период 2015 года мы также наблюдали профицит, но меньший – на уровне 3 млрд рублей.

– Отчего возник такой профицит? И чем он чреват?
– Расходная часть бюджета вызывает тревогу: в IV квартале необходимо освоить 38,6% бюджетных ассигнований. Неравномерное распределение денег – во многом результат низкой исполнительской дисциплины по реализации части программных мероприятий в области развития образования, здравоохранения,  культуры, транспортного комплекса, дорожного хозяйства.

Так, были запланированы, но не осуществлялись расходы на капремонт центральной городской больницы в Дальнереченске (план на 2016 год - 33 млн рублей); на строительство амбулатория в городском поселении Светлое Тернейского района (план – 10 млн рублей). В течение 9 месяцев не направлялись субсидии из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края на приобретение школьных автобусов (план – 20 млн рублей, 11 муниципалитетов); на капремонт зданий муниципальных общеобразовательных учреждений (план – 29 млн рублей, 9 муниципалитетов).

Низкое исполнение отмечено по расходам на реконструкцию краевого онкологического диспансера – 15,6 млн рублей при плане 233 млн рублей (6,8%); на капремонт краевой детской клинической больницы №1 во Владивостоке – 1,6 млн рублей при плане 20 млн рублей (8,1%).

– Как Приморье смотрится по сравнению с другими регионами Дальнего Востока? У Вас есть соответствующие цифры?
– На момент подготовки заключения Контрольно-счетная палата не располагала информацией по исполнению бюджетов и проектов бюджетов других субъектов ДФО. Однако при подготовке заключения на отчет об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Приморского края за 2015 год через нас проходили интересные данные, которые позволили сделать выводы о достаточно неплохой динамике в этой сфере. Так, за 2015 год в Приморье произошло снижение смертности от болезней системы кровообращения, материнской смертности (в 2,4 раза), младенческой смертности. Однако, несмотря на это, показатель все равно остается выше среднего значения по Российской Федерации и по Дальневосточному округу. Кроме того, наблюдается рост смертности от новообразований (в том числе злокачественных) и от туберкулеза.

– Были ли выявлены следы «коррупционной составляющей» в тех или иных тратах госсредств в этом году?
– Нет, подобных вещей Контрольно-счетной палатой выявлено не было. Однако в трех проверках были обнаружены факты нецелевого использования бюджетных средств.

Одно такое нарушение допущено администрацией Приморской краевой филармонии. Организация приобрела звуковое оборудование на сумму, превышающую объем предоставленных субсидий, а также приобрела рекламную «бегущую строку» для улицы, которую не имела права приобретать в соответствии с правилами предоставления субсидий. В результате объем нецелевых расходов, выявленный контрольно-счетной палатой, составляет 216,84 тыс. рублей.  

Нецелевое использование бюджетных средств было также выявлено в рамках деятельности Краевого государственного автономного учреждения «Центр спортивной подготовки – школа высшего спортивного мастерства» (на сумму 781,86 тыс. рублей). Более существенный объем нарушений зафиксирован в рамках расходования средств, выделенных на подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Приморском крае на 2013-2020 годы» государственной программы Приморского края «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края». Здесь установлены факты нецелевого использования средств Фонда и краевого бюджета на общую сумму 6146,34 тыс. рублей по Дальнегорскому, Дальнереченскому ГО, Надеждинскому сельскому поселению Приморского края.

– Как КСП Приморского края оценивает экономический рост региона? Находят ли уже отражение в Ваших сводках новые экономические механизмы, которые появились в регионе – территории опережающего развития, Свободный порт? 
– В целом ситуация в экономике края в 2014-2016 годах характеризуется низкими темпами экономического роста. Анализ показателей прогноза социально-экономического развития Приморского края свидетельствует об имеющихся отклонениях между прогнозируемыми и фактически достигнутыми значениями макроэкономических показателей. К сожалению, это показывает низкую степень надежности имеющегося прогноза. 

Что касается территорий опережающего развития в Приморском крае, то пока что контрольно-счетная палата наблюдает только затраты на их создание. К примеру, на 2015 и 2016 годы в бюджете Приморского края предусмотрены средства на создание водопроводно-канализационного хозяйства в ТОР "Надеждинская" и ТОР “Михайловский”. В прошедшем году КГУП "Приморский водоканал” получил субсидию на проектно-изыскательские работы (38 млн на оба ТОР). В текущем году исполнение запланированного бюджета существенно запаздывает: за 9 месяцев по ТОР "Надеждинская” исполнены бюджетные назначения в объеме 8 млн рублей, что составляет лишь 5,4% от планируемого объема (150 млн рублей). А по ТОР “Михайловский” краевое финансирование в текущем году на водопровод и канализацию даже не открывалось (при имеющемся плане в размере 33 млн рублей).

Помимо водопровода, краевой бюджет ответственен также за разработку планировки линейных объектов инженерной инфраструктуры ТОРов, и за проекты планировки территории для размещения линейных объектов инфраструктуры ТОРов. По этим двум позициям также не удалось добиться четкого и своевременного исполнения. В одном из случаев, по сведениям департамента градостроительства Приморского края, подвел подрядчик ООО "Джи Динамика", который некачественно выполнил проект планировки линейных объектов, в результате чего проект два раза возвращался на доработку.

– Контрольно-счетная палата выступила против предоставления в 2017 году бюджетных средств на достройку гостиниц во Владивостоке. 
– Верно, контрольно-счетная палата Приморского края считает нецелесообразным дальнейшие капитальные вложения за счет средств краевого бюджета в уставный капитал АО «Наш дом – Приморье». Строительство этих объектов ведется с  нарушением Градостроительного кодекса Российской Федерации: не разработаны сводные сметные расчеты и объектные сметы по многофункциональным гостиничным комплексам, отсюда установить реальную потребность в финансовом обеспечении работ, связанных с проектированием и строительством данных объектов не представляется возможным.

– Бюджет края на 2017–2019 годы принят в пером чтении. Насколько он  жизнеспособен?
– Считаем проект бюджета жизнеспособным по следующим причинам: Во-первых, он составлен с учетом замедления экономических процессов. Тем не менее, основная доля расходов предусмотрена на уровне 2016 года. Во-вторых, по сравнению с уровнем 2016 года, по собственным доходам (налоговым и неналоговым доходам) на 2017 год представлено увеличение на 1,0 млрд рублей. При этом необходимо понимать, что краевой бюджет планируется с дефицитом на 2017 год в сумме 7,2 млрд рублей, а это означает, что не все расходы будут исполнены в полном объеме.