Знаковые соглашения о создании водородного кластера на Сахалине и Пенжинской электростанции на Камчатке подписаны в рамках VI Восточного экономического форума. Водородная энергетика стала одной из главных тем ВЭФ-2021.
Почему водород – это «новая нефть», что тормозит «зеленую революцию», и как энергетическая реальность меняется уже сегодня – в обзоре EastRussia.
Трамплин в новую реальность
Будущее водородной энергетики обсудили на сессии «Здоровые амбиции: презентация прорывных проектов Дальнего Востока». В дискуссии участвовали представители институтов развития, органов исполнительной власти и научного сообщества.
«Зеленая повестка» строилась вокруг двух стратегических проектов - создания приливной электростанции на Камчатке и развития водородного кластера на Сахалине. Ожидается, что в совокупности эти проекты к 2050 году помогут обеспечить экспорт из России экологически чистых видов водорода на $100 млрд в год и станут «трамплином в новую энергетическую реальность».
Модератор сессии, руководитель практики по работе с компаниями сектора энергетики и коммунального хозяйства КПМГ в России и СНГ Василий Савин отметил, что многие страны сегодня стремятся к низкоуглеродному развитию экономики, принимают водородные стратегии и «лихорадочно движутся к снижению CO₂ в атмосфере». Особенно явной эта тенденция стала в условиях ковидной реальности. Появилась надежда, что цели Парижского соглашения по климату, Киотского протокола могут быть реализованы.
Проект по созданию водородного кластера на Сахалине представил губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко. Он отметил близость региона к странам АТР, где сегодня задекларированы основные потребители водорода. Например, власти Японии заявили, что свою водородную программу будут реализовывать с привлечением импортного сырья.
«Для нас водород - не только энергетический переход, но еще и диверсификация экономики. Как и газ, нефть, это перспективный товар на рынках АТР. Поэтому мы приняли принципиальное решение – выделить 200 млн кубометров газа, чтобы произвести в 2024 году 30 тысяч тонн водорода. Обратите внимание, приняли решение – значит, не свернули в сторону, не прошли мимо энергоперехода. Считаем, для нас это исторический момент», - сообщил Валерий Лимаренко.
Локация, ресурсы и высокая технологическая готовность – очевидные преимущества Сахалина на пути к чистой энергетике.
По словам Лимаренко, технологии производства сжиженного газа (СПГ) и водорода схожи между собой. В свое время «Сахалин-2» стал первым в России заводом по производству СПГ. А значит, заложена база и для производства водорода.
Исторический момент
Докладчик напомнил, что в начале 2021 года между министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики, правительством Сахалинской области и «Росатомом» подписано соглашение о сотрудничестве в развитии водородной энергетики на Сахалине. Стороны договорились о предварительном технико-экономическом исследовании проекта.
Испытания завершились успешно. И на VI Восточном экономическом форуме "Газпром", "Росатом" и власти Сахалина заключили новое знаковое соглашение – о взаимодействии при строительстве завода по производству водорода из природного газа.
Основной технологией выбран метод паровой конверсии метана. На первом этапе предприятие будет выпускать порядка 30 тысяч тонн водорода в год, а к 2030 году увеличит объемы до 100 тысяч тонн.
Лимаренко подчеркнул, что такое производство – «это целая наука». Водородная энергетика сопряжена с рядом проблем и вопросов, на которые мировое сообщество пока не получило четких ответов. Иначе «зеленая революция» уже бы свершилась.
«Главный вопрос - как этот водород доставить покупателю. Существует идея о том, чтобы смешивать его с азотом и передавать в виде аммиака, потому что это сделать легче. Какой способ мы выберем – покажет технико-экономическое исследование, которое будет проведено до конца года», - рассказал Валерий Лимаренко.
Среди ключевых вопросов также – строительство терминала (если способом транспортировки будет отгрузка аммиака), выбор места отгрузки, отвод земельного участка под водородный кластер, инженерное обустройство.
Что касается сырья, то на полях ВЭФ подписано соглашение с госкорпорацией «Газпром» о поставках газа для будущего производства. Также в 2021 совместно с «Газпромом» правительство Сахалинской области запускает программу подготовки энергетиков, которые будут специализироваться в области водорода.
Водородные долины
Вице-президент по маркетингу и развитию бизнеса, АО «Русатом Оверсиз» Антон Москвин акцентировал, что речь идет о «мегапроекте».
«Мы планируем, что кластер объединит все основные элементы технологической цепочки и цепочки кооперации, свойственной для полноценного водородного кластера – в некоторых странах их называют водородными долинами. Фактически это модель такой изолированный экономики, где участники рынка из разных отраслей взаимодействуют друг с другом», - пояснил он.
Планируется, что «мегапредприятие» отправит первую продукцию на экспорт к 2025 году. Переговоры с потенциальными японскими и корейскими заказчиками уже ведутся. Более того, с японской стороной подписано соглашение о поставках российского водорода. Проработано технико-экономическое обоснование организации цепочки поставок из России в Японию.
«Транспортировать водород в больших объемах - действительно сложная задача. Сегодня просто нет таких технологий, поэтому мы планируем поставлять его в виде аммиака. Но наука не стоит на месте, уже появились проекты специализированных кораблей для перевозки сжиженного водорода, так что в дальнейшем возможны корректировки», - рассказал Антон Москвин.
Валерий Лимаренко, говоря об образе будущего кластера, сообщил, что «и поезда, и автомобили там будут ездить на водороде». Причем эта реальность ближе, чем кажется.
Водородные поезда въезжают в историю
На ВЭФ-2021 ОАО «РЖД», правительство Сахалинской области, госкорпорация «Росатом» и АО «Трансмашхолдинг» подписали протокол «о признании проекта организации железнодорожного сообщения с применением поездов на водородных топливных элементах на Сахалине целесообразным и технически осуществимым». Примеры таких проектов есть в Великобритании, Австрии, Италии и других странах. Теперь водородный транспорт предстоит внедрить в российских реалиях.
Еще одно соглашение подписано с Volvo Group Россия. Компания включится в работу над развитием транспорта на водородных топливных элементах и топливно-заправочной инфраструктуры для него. Директор Volvo Group Россия Сергей Яворский отмечает, что «чистая энергетика» поможет сократить расходы на эксплуатацию тяжелой коммерческой техники.
«Комбинация таких важных элементов кластера, как производственный комплекс, проекты с компанией РЖД, инфраструктурные решения, создание заправочных комплексов и хранилищ водорода, по нашим оценкам, позволит реализовать идею водородной экономики в рамках Сахалина. Этот регион должен стать пилотом для появления и отработки технологий, которые могут применяться в других регионах России», - обозначил Антон Москвин.
Энергия вращения земли
Второй масштабный проект в области водородной экономики, представленный на VI Восточном экономическом форуме, - создание приливной электростанции на Камчатке.
Соглашение между министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Камчатским краем и ООО «Н2 Чистая Энергетика» подписано в рамках ВЭФ-2021. Документ закрепляет намерения о старте совместной проработки и предварительного изучения проекта строительства Пенжинской приливной электростанции.
Эти планы прокомментировал член правления, первый заместитель генерального директора, ПАО «РусГидро» Роман Бердников.
По его словам, начиная с 19 века человечество пыталось осваивать особый вид гидроэлектростанций, которые используют кинетическую энергию вращения земли. Но проекты дорогостоящие, труднореализуемые, а потому сегодня в мире работают только 8 таких станций.
Пенжинская губа – одно из самых изолированных мест на Дальнем Востоке, в 900 км от Петропавловска-Камчатского. Удаленность от рынков потребления – серьезный минус, однако и плюсы существенные. Здесь, в северо-восточной части залива Охотского моря, перемещается объем воды, сопоставимый со стоком реки Волги за два года – более 500 кубических километров. Высота приливов достигает 13,4 метров. Вода убывает на 5-8 километров, обнажая морское дно и возвращаясь обратно.
Речь идет об уникальном источнике возобновляемой энергии, который не требует дополнительного топлива. На Пенжинской губе можно построить приливную электростанцию (ПЭС) мощностью свыше 100 гвт или 260 млрд квт в час.
Такие планы рассматривались в Советском Союзе, и Россия вернулась к ним с принятием водородной повестки. При максимальном задействовании всех мощностей Пенжинская станция будет способна производить до 5 млн тонн водорода в год.
«Мы хотели бы использовать этот огромный потенциал. Тем более, среди преимуществ приливных станций - длительный срок службы, возможность прогнозирования полученной энергии, биологическая проницаемость, то есть нет препятствий к прохождению рыбы. Плюс не требуется отчуждения земель», - рассказал генеральный директор АО "Корпорация развития Камчатки" Константин Коротов.
Короткое плечо Севморпути
Проект по созданию ПЭС будет состоять из трех основных частей. Это генерация электроэнергии, ее передача для производства водорода и организация доставки потребителям.
Местом генерации выбрали залив Корфа - незамерзающий порт на пересечении Северного морского пути, который планируется задействовать в транспортировке. Короткое плечо перевозок и отсутствие проблемных зон на маршруте говорят в пользу этой локации.
«Современные транспортные коридоры еще только рассматривают вопрос пропуска водорода через свои мощности - Суэцкий канал и проливы Турции, потому что процесс новый и требует соблюдения больших мир безопасности. Но мы считаем, пока весь мир приходит к каким-то стандартам перевозки водорода, Северный морской путь уже будет способен такие вопросы решать», - прокомментировал Константин Коротов.
До конца текущего года предстоит определить технические решения, провести необходимые гидрогеологические изыскания и расчеты для строительства приливной электростанции. К 2030 году власти Камчатки планируют выйти на производство и отгрузку первых партий продукции Пенжинской ПЭС.
А пока необходимо искать ответы на ряд технологических вызовов, связанных со строительством портовой инфраструктуры в сложных условиях, хранением и доставкой водорода.
Роль государства
Первый заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов прокомментировал планы по созданию водородных кластеров с точки зрения органов государственной власти.
По его словам, масштабные проекты способны поднять ВРП субъектов, создать новые рабочие места и привлечь инвестиции на Дальний Восток.
«Понятно, это новая отрасль, и сегодня вопросов у нас больше, чем ответов. Но эта та повестка, которую мы должны реализовать для будущих поколений. Роль государства здесь невозможно переоценить. Его задача – стать связующим звеном технологических цепочек, сопровождать процесс на каждом этапе, от генерации электрической энергии до получения «зеленого водорода», создавать и нарабатывать компетенции в области водородной энергетики», - сказал Гаджимагомед Гусейнов.
В свою очередь, генеральный директор ВЭБ.ДВ Артем Довлатов подчеркнул роль институтов развития в «зеленой» повестке. Он отметил, что инвестиции в развитие – одна из главных задач ВЭБ.РФ, для этого есть немало инструментов, а скоро будут запущены новые.
Что касается участия инвесторов в создании «новой энергетической реальности», председатель совета директоров, «H2 Чистая энергия» Павел Грачев с осторожностью высказался о коммерческом будущем представленных проектов.
Интерес российских и зарубежных инвесторов к водородным кластерам большой, но о заходе большого количества игроков на этот рынок пока говорить рано.
На полях ВЭФ президент Российской Федерации Владимир Путин заявил, что проекты по созданию водородных кластеров на Дальнем Востоке лежат в плоскости глобальных климатических задач.
Раскрытие национального потенциала в области производства, применения и экспорта водорода, а также вхождение России в число стран – лидеров этой отрасли – цели, зафиксированные в Концепции развития водородной энергетики, утвержденной председателем правительства Михаилом Мишустиным в августе 2021 года. Документ определяет создание минимум трех водородных кластеров: Северо-Западного, Восточного и Арктического.
Юлия Пивненко
Сахалинская область намерена перевести на газ жилые дома, предприятия и транспорт. Также перед регионом стоит задача по развитию альтернативной энергетики и снижению выбросов углекислого газа в атмосферу. По этим показателям регион намерен стать первым в России. Об этих и других целях на ближайшие годы в интервью EastRussia рассказал губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко.
- На недавно прошедшей конференции «Нефть и газ Сахалина» обсуждался вопрос перехода к «зеленой» экономике. Как Сахалин сможет изменить климатическое поведение и как это повлияет на жизнь в регионе?
- В следующем году в России вступает в силу Парижское соглашение о климате. Оно направлено на снижение углекислого газа в атмосфере. В этом мы хотим стать первыми в России. Уже готовится проект федерального закона, который закрепит за Сахалином статус пилотного региона.
Мы ставим амбициозные задачи по развитию альтернативной, в том числе водородной энергетики. В этом смысле наш регион обладает большим потенциалом, что создает основу для перехода на чистую энергетику в разных секторах экономики.
Проекты по уменьшению углеродного следа уже реализуют крупные нефтегазовые компании, работающие в рамках проектов «Сахалин-1, 2, 3». Сегодня стоит задача – создать единую систему контроля за парниковыми газами для всего островного региона.
Помочь этой работе призван Сахалинский климатический центр. Соглашение о его создании на Дальневосточном энергетическом форуме подписали представители Сахалинского госуниверситета и Института глобального климата и экологии имени академика Израэля.
- Обсуждался и вопрос оздоровления экономики за счет перехода на газ. Как регион намерен реализовывать это? Какую роль сыграет создание нефтегазового индустриального парка?
- Во всех отраслях, где есть значительная топливная составляющая, использование газа дает серьезный экономический эффект, поэтому мы поставили задачу газифицировать регион, перевести на этот вид топлива генерирующие мощности и транспорт.
Эту работу мы ведем вместе с компанией «Газпром». В рамках конференции «Нефть и газ Сахалина» мы подписали совместную пятилетнюю программу. В общей сложности планируется построить около 1 200 км газопроводов, газифицировать свыше 26 тыс. домов и 157 предприятий и котельных. Для удаленных районов предусмотрена автономная газификация за счет сжиженного природного газа.
Предусмотрено также строительство малотоннажного СПГ-завода «Газпрома». Это будет установка производительностью до 42 тыс. тонн в год. Построят на Сахалине и на Курильских островах и объекты потребления СПГ. Меморандум о строительстве завода также был подписан на конференции.
На прошлой неделе обсудили с главой «Газпрома» Алексеем Миллером первоочередные задачи для реализации программы развития газоснабжения и газификации региона на период 2021-2025 годов. Предстоит построить более одной тыс. км газопроводов, восемь газораспределительных станций, перевести на это топливо 157 котельных и 26 тыс. домовладений. Общий объем инвестиций в газификацию Сахалинской области превысит 33 млрд рублей. При этом компания планирует построить социально значимые объекты в Южно-Сахалинске. Будем помогать ей в этом.
Мы активно работаем над тем, чтобы замотивировать автомобилистов переходить с бензина на газ. Правительство области уже полностью компенсирует затраты жителей при переводе автомобилей на этот вид топлива. На эти цели выдали около одной тысячи сертификатов. Продолжаем открывать газовые заправки. Пока их не так много — мы в начале пути. Но вопрос решаем. В перспективе сеть охватит все крупные населенные пункты.
Стимулируем и создание нового рынка для бизнеса, который занимается переводом автомобилей на экологически чистое топливо, развитием газомоторной инфраструктуры. Нам необходима сеть газовых заправок, станции технического обслуживания, которые будут осуществлять перевод на газовое оборудование. В местах, где небольшое количество потребителей, необходимо обеспечить работу передвижных заправщиков.
Если говорить о роли нефтегазового индустриального парка, то на его территории рассматриваем возможность размещения станций техобслуживания, а также предприятий по сервису СПГ-оборудования.
В целом, создание нефтегазового индустриального парка направлено на то, чтобы увеличить локализацию сервисов для нефтегазовых компаний до 25%. Это приведет к снижению зависимости отрасли от поставок оборудования и комплектующих из-за рубежа, увеличению поступлений в областной бюджет, появлению новых высокопроизводительных рабочих мест для сахалинцев и курильчан.
Также планируем использовать газ для производства еще одного экологически чистого вида топлива — водорода. Под эти цели будет создан отдельный индустриальный парк, где разместятся производители водорода и сервисные компании.
- Сахалин намерен развивать экологический туризм, проекты региона вошли в нацпрограмму. Почему решили уделять внимание этому направлению? Каким проектам уделите особое внимание?
- В Сахалинской области огромное количество уникальных природных мест, и вполне логично использовать этот потенциал для развития туризма. Но при этом важно сохранить экологическое биоразнообразие. Реализация проектов экологического туризма как раз и позволит решить эти вопросы.
В числе крупных проектов — развитие туристско-рекреационного кластера «Лагуна Буссе». Эта инициатива вошла в ТОП-10 всероссийского конкурса Агентства стратегических инициатив, итоги которого подвели на прошлой неделе.
Проект охватывает около десяти мест, таких как озеро Буссе, мысы Великан и Евстафия, Бирюзовые озера и другие уникальные природные объекты. Они притягивают туристов и сейчас. А благодаря победе в конкурсе мы сможем сделать их посещение более комфортным: создать визит-центры, зоны глэмпинга, пешие тропы, беседки для отдыха и многое другое. Также это позволит нам обеспечить уход за территориями.
Если говорить о других туристических проектах, которым уделим внимание, то это «Архипелаг Онекотан» на Северных Курилах, «Итуруп Резорт» на средних Курилах, а также туристско-рекреационный кластер «Южные Курилы». Готовимся к реализации этих проектов, ищем инвесторов.
- Сахалинская область на четыре года раньше срока, первой в России, завершит программу переселения из аварийного жилья. Как этого удалось достичь?
- В Сахалинской области большой объем аварийного жилья, люди годами и десятилетиями ждут переселения, поэтому я поставил задачу активизировать эту работу. Мы увеличили объем средств на эти цели из областного бюджета, смогли вовлечь и средства фонда реформирования ЖКХ.
На федеральном уровне нашу работу оценили, и теперь Сахалинской области планируется выделить дополнительные федеральные средства через Фонд ЖКХ на расселение аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2017 года, в том числе и на Охинскую программу.
- Будут ли задействованы земли, которые передало Минобороны региону, в жилищной застройке?
- Да, конечно. В Южно-Сахалинске переданный земельный участок будет использован для строительства нового микрорайона «Гарант». Общая проектируемая площадь жилья составит 110 тыс. кв. метров. Там смогут проживать 3 500 человек. Предполагается также строительство общеобразовательной школы на 550 мест и двух детских садов на 240 мест.
Хочу отметить, что из-за отсутствия технических условий для подключения к сетям водоснабжения рассматривается вопрос передачи Министерством обороны России дополнительных смежных земельных участков в целях строительства нового водозабора и для возможности расширения границ строящегося микрорайона.
Также министерство передало земельный участок площадью 29,4 гектара под строительство нового микрорайона «Северная долина», расположенного в планировочном районе Ново-Александровск Южно-Сахалинска (поселок Северный городок). В комплекс входит строительство детского сада на 400 мест, общеобразовательная школа на 500 мест и многоэтажная застройка на 3 050 квартир.
Под жилищное строительство передали земельный участок площадью 14 гектар по улице Украинской в Южно-Сахалинске. На сегодняшний день вносятся изменения в градостроительную документацию для предоставления земельного участка под застройку.
- В прошлом году вы решили ввести в регионе KPI — показатель эффективности работы чиновников. Удалось ли реализовать идею, и какие плоды она принесла?
- Как раз на прошлой неделе мы провели двухдневную сессию KPI, где члены сахалинского правительства отчитались за девять месяцев работы. Так, в здравоохранении добились снижения смертности от болезней системы кровообращения и новообразований. Существенно сократили дефицит кадров, 28 из 36 островных поликлиник получили звание доступных.
Задача в сфере образования – приблизить подготовку кадров к потребностям работодателей. Уже разработано 11 программ опережающей профессиональной подготовки для ведущих сахалинских предприятий угольной и строительной отраслей. Что касается работы министерства строительства, то с начала года свои жилищные условия улучшили 8,5 тыс. семей — почти на 2,5 тысяч больше запланированных показателей.
И такие ключевые показатели эффективности определены для каждого министерства и ведомства. Все они призваны повысить качество жизни в островном регионе. Но самое главное – это доверие жителей, их оценка эффективности работы властей. Мы регулярно проводим социальные опросы, собираем обратную связь через обращения жителей в социальных сетях. Сделать эту работу еще более эффективной призван Центр управления регионом, который открылся в Сахалинской области в сентябре.
- Уже известно, что дальневосточную авиакомпанию назовут «Тайга». Какую роль в ней сыграет Сахалин, авиакомпания «Аврора»?
- В составе единой дальневосточной авиакомпании планируется объединить всех авиаперевозчиков, работающих в Дальневосточном федеральном округе. «Аврора» среди них — одна из наиболее крупных и динамично развивающихся. И мы считаем, что ее роль в новом объединении должна быть одной из ведущих.
- Продолжая тему авиаперевозок. Субсидии на перелеты в ДФО быстро заканчиваются, власти Сахалина обычно договариваются с перевозчиками, сами выделяют деньги на льготные перелеты. Как обстоят дела с этим сейчас, есть ли нехватка билетов и будете ли вы возвращаться к практике субсидирования из регионального бюджета?
- Субсидирование авиаперевозок за пределами региона относится к полномочиям государства. В то же время, чтобы повысить транспортную доступность региона, мы участвовали в программе софинансирования перевозок из Южно-Сахалинска в Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре и Петропавловск-Камчатский, а также из Хабаровска в Оху и Ноглики.
В связи с пандемией коронавирусной инфекции часть полетов приостановлена. Сейчас при поддержке Сахалинской области осуществляется субсидирование авиаперевозок льготных категорий граждан на рейсах Москва — Южно-Сахалинск авиакомпании «Аэрофлот».
Всего за полгода с момента создания особого преференциального режима на острова Курильской гряды зашли 9 инвесторов. Большинство из них запустили проекты в сфере туризма. По мнению директора Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Николая Запрягаева, на сегодня - это лучший налоговый режим для реализации новых проектов. Синергия бизнеса и государства, комплекс различных государственных инструментов, в том числе ФЦП «Курилы» и механизмы концессионных соглашений, позволят «расшить» наиболее сложные ограничения и барьеры, в числе которых сложная логистика и острая потребность в новой причальной инфраструктуре.
фото: пресс-служба правительства Сахалинской области
«Мы ставим перед собой довольно серьезные цели: 15 новых проектов должно до конца года там реализовываться, 35 - до конца 2023 года. Это обязательства, которые перед нами стоят. Работы много, нам предстоит найти тех «авантюристов», которые будут вкладывать туда силы и деньги. За полгода существования нового налогового режима на Курилах, у нас уже есть 9 инвесторов, которые туда пришли. В основном, это проекты в сфере туризма, - отметил Николай Запрягаев на специальной секции «Уникальные Курилы: инвестиционные возможности», прошедшей на полях Восточного экономического форума - 2022. - Но просто создать преференциальный режим недостаточно, вторая важнейшая задача - это информационная политика. Нужно, чтобы все узнали об этих уникальных местах и условиях».
В числе тех, кого пригласили к беседе о Курилах оказались не только чиновники, госинституты развития и инвесторы. Акцент в сессии сделали на блоггерах, уникальных видеопроектах и даже серфинге. Инициатор создания первой серф-школы на Северных Курилах Ирина Рудыка говорит, что несмотря на относительно прохладную воду и недавний старт проекта, этим видом активности там уже увлеклись более 30 жителей, а число тех, кто желает приехать серфить в качестве туриста растет в геометрической прогрессии.
Неподдельный интерес россиян к Курилам подтверждают и инвесторы. В числе первых резидентов особого преференциального режима там зарегистрировался Александр Тертычный, директор компании «Грин Флоу», которая ранее уже построила гостиницу в Красной поляне, завершает строительство на Байкале в Бурятии, заходит на проекты на Камчатке и в Южно-Сахалинске. Бизнесмен говорит, что побывал на островах в мае и влюбился с первого взгляда: уникальные природные достопримечательности - вулканы, горячие источники, океанический пляж с черным песком здесь расположены очень компактно. В ближайшие годы инвестор рассчитывает создать целую сеть отелей в уникальных местах России и один из них - на острове Итуруп.
фото: администрация Курильска
«Я считаю, это очень перспективный регион, - говорит Александр Тертычный. - Мы сейчас рассматриваем отель на 120 номеров, площадью 5 тыс. кв.м. с геотермальным комплексом на 1,2 тыс. кв.м., которым смогут пользоваться, как гости живущие в отеле, так и все туристы, которые будут приезжать на Курилы».
Одна из главных задач освоения остров Курильской гряды и других уникальных российских территорий - это разумный баланс интересов экономики и бизнеса и сохранения окружающей среды.
«Курилы - это уникальная экокультурная среда, уникальный микроклимат, который хочется сохранять, - отмечает замглавы Ростуризма Елена Лысенкова. - Мы должны развивать здесь устойчивый туризм, устойчивый со всех сторон: со стороны бережного отношения к окружающей среде, сбалансированного экономического управления развития территорией с учетом разумного ограничения пропускной способности, снижения антропогенной нагрузки».
фото: администрация Курильска
Она напомнила, что справится с этой задачей позволит в том числе мастер-планирование территорий. Разработку мастер-плана развития туризма на Дальнем Востоке Ростуризм совместно с ВЭБ.РФ рассчитывают завершить до конца 2022 года. Документ, помимо прочего, предусматривает моделирование будущих турпотоков с учетом возможной антропогенной нагрузки, а также развитие обеспечивающей инфраструктуры. По мнению Ростуризма, одна из важных задач для дальневосточных территорий - развитие круизного судоходства, строительство и покупка флота и развитие береговой причальной инфраструктуры.
Именно круизный туризм лежит в основе проектов «Архипелаг Онекотан» и «Итуруп Резорт» известного российского бизнесмена Сергея Бачина. Власти Сахалинской области считают, что сейчас это направление нуждается в особом внимании.
«После пандемии в мире сложилась такая обстановка: идет значительное высвобождение пассажирских, круизных и грузопассажирских судов, - говорит министр инвестиционной политики Сахалинской области Василий Грудев. - Существующие преференциальные режимы: режим свободного порта, особый преференциальный режим на Курилах, ТОР - позволяют использовать технику, упрощая порядок ее ввоза, позволяют использовать, кстати сказать, иностранную рабочую силу».
Главный кратер вулкана Тятя
фото: заповедник «Курильский»
Сейчас Правительство Сахалинской области вместе с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики прорабатывают возможность проведения серии зарубежных роуд-шоу в Индии, Индонезии, Арабских эмиратах, там представят ключевые инвестиционные проекты региона.
Напомним, с инициативой ввести особый налоговый режим для Курил Владимир Путин выступил на ВЭФ-2021. Новый преференциальный налоговый режим на островах заработал с 9 марта 2022 года. Он освобождает резидента от уплаты налога на прибыль и имущество на 20 лет, транспортный и земельный налоги обнулены, а страховые взносы установлены на уровне 7,6%. При этом, получать специальный статус инвесторам не нужно – достаточно просто направить в налоговый орган соответствующее уведомление. В числе мер поддержки - свободная таможенная зона, которая освобождает резидентов от уплаты таможенных пошлин и НДС за ввозимые товары, а также упрощенное предоставление земельных участков.
В условиях санкционного давления на Россию ключевые логистические маршруты – вслед за переориентацией российского рынка на страны АТР – переместились на Дальний Восток. Это, с одной стороны, открывает новые возможности для бизнеса и государственных организаций, действующих в дальневосточных регионах. С другой – создает вызовы, которым нужно соответствовать. Один из них – внедрение новейших информационных технологий в логистическую сферу на Дальнем Востоке.
Стереотипное представление о том, что Федеральная таможенная служба – главный тормоз в процессе доставки грузов, ничего общего с реальностью не имеет, уверен замруководителя ФТС Владимир Ивин. С его слов, таможня – один из российских лидеров в сфере цифровизации и внедрения электронного документооборота: например, Владивостокская таможня до 97% документов оформляет в электронном виде.
– Цифровизация – единственный способ справиться с теми объемами документов, с которыми мы работаем: за последние 5 лет грузооборот Владивостокской таможни вырос в 4 раза, а за первые шесть месяцев 2022 года рост составил 100% по сравнению с 2021-м, – отметил Владимир Ивин. – Логистические потоки, сократившиеся на западе страны, пошли на восток, и Дальневосточное управление впервые в истории вышло на первое место в стране по объемам оформляемых товаров и взимаемых платежей. Крайне важно, чтобы таможенники ни в коем случае не стали препятствием для этих потоков.
Как рассказал Владимир Ивин, штат Дальневосточного управления был увеличен за счет создания виртуальных рабочих мест в Балтийской таможне, Уральском таможенном управлении: сотрудники находятся там, но в самую горячую пору дистанционно работают вместе с коллегами из Центра электронного декларирования ДФО. Но даже с учетом этого нагрузка велика: каждый специалист ежедневно оформляет в среднем 20 деклараций. Для сравнения: в прежние годы на одного сотрудника приходилось 14 деклараций в день. Тем не менее Владивостокской таможне удается оформлять 94% деклараций в тот же, в который они были поданы. Конечно же, благодаря «цифре»!
Однако есть серьезная проблема: другие звенья единой логистической цепочки не всегда успевают за таможенниками.
– Декларации делаются быстро: только за август мы обработали около 40 тыс. контейнеров, прошедших через Владивостокский порт. Но после оформления суда могут простоять в порту неделю. Портовые мощности перегружены, работают на пределе. Расширять их до бесконечности нельзя – город не позволяет расти порту экстенсивно. Значит, нужны эффективные решения, которые позволят справиться с этой проблемой, ускорить оборачиваемость товара в порту, – подчеркнул Владимир Ивин.
О необходимости внедрения передовых технологий в логистику на сессии говорили и главы компаний. Так, Еркожа Акылбек, председатель совета директоров ООО «Удоканская медь», отметил: дефицит логистических мощностей, по данным Минэкономразвития, сейчас составляет порядка 70 млн тонн, а в ближайшее время может вырасти кратно. Цифровизация должна стать одним из главных способов решить проблему: «В частности, китайский опыт показывает: при внедрении цифровых технологий процесс обработки груза сократился с 12 часов до получаса».
Алексей Шило, заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги», отметил: Дальний Восток сегодня действительно в лидерах по оформлению электронных документов – это касается, в том числе, и дальневосточных железнодорожников. Около 90% экспортных документов в РЖД оформляются в цифровом виде: в этом году в таком формате было оформлено около 270 тыс. товарных партий.
«Быть первым в определенном смысле всегда легче», – отметил Алексей Шило. И в то же время подтвердил сказанное Владимиром Ивиным: востребованность дальневосточных логистических площадок, в том числе так называемых «сухих портов» – то есть логистических хабов, связанных с разными видами транспорта, – стремительно растет, и важно, чтобы они «успевали» за современной ситуацией.
– Предприниматели прекрасно понимают: чтобы их проекты были реализованы, все процессы изначально должны быть технологичными, ни одна составляющая не может «сбоить», – отметил Алексей Шило. – Сейчас в тренде контейнерные перевозки, а развитие контейнерного бизнеса проходит в целом те же стадии, что и в свое время перевозки полувагонами, и здесь важно, чтобы одна компания-оператор подставляла плечо другой, чтобы не было простоев. Следующий момент – балансировка: в августе мы действительно получили всплеск объемов импортных грузов, и теперь в течение сентября-октября нам предстоит научиться методично и планомерно работать с этой ситуацией.
Согласившись с тем, что дефицит провозных мощностей существует, Алексей Шило, отмети тем не менее, что железнодорожная инфраструктура в ДФО планомерно развивается, в том числе и благодаря частным инвестициям, в итоге РЖД ежегодно наращивает грузоперевозки на 12-16 млн тонн. При этом строительство новых путей, станций и других объектов должно сопровождаться внедрением передовых логистических технологий, и не только виртуальных.
– В РЖД действует программа «Дальневосточная железная дорога – полигон опережающего развития»; связана она не только с «цифрой», но и с технологией организации движения поездов, например, когда мы с помощью специальных технических решений искусственно сокращаем интервал движения составов на особо загруженных участках, – рассказал Алексей Шило. – А вообще, говоря о бесшовных логистических технологиях, в первую очередь нужно понимать, где проходят те самые «швы», и на этих участках работать. В частности, активизировать цифровое взаимодействие всех без исключения участникам процесса – будь то ведомства, отдельные организации или страны-партнеры. И, безусловно, для работы по смарт-контрактам с использованием автоматизированных расчетов нужно одинаково быстрое получение информации всеми сторонами, взаимное доверие и безукоризненное выполнение обязательств.
Не так давно Международная транспортная компания FESCO наладила поставки грузов по смарт-контрактам во Вьетнам. Такой подход сразу же доказал свою эффективность. Как рассказал Ле Чыонг Шон, президент Ассоциации вьетнамских бизнесменов, на возможность сотрудничества с Россией откликнулись многие вьетнамские предприниматели. При этом многих привлекли новые возможности не только по доставке, но и по хранению грузов.
Аркадий Коростелев, президент, председатель правления FESCO, отметил, что для компании перевод контрактов «в цифру» – итог планомерной работы.
– Более 70% всех отправок компании идет через личный кабинет FESCO, запущены различные приложения – «Порт в кармане», «Цифровой двойник порта» и другие. А благодаря использованию нашими партнерами – РЖД, ФТС – электронного документооборота, многие процессы, на которые прежде уходило несколько дней, выполняются за несколько часов, все процессы при этом прозрачны. Это повышает транспортный потенциал нашей компании, Владивостокского порта, а в итоге и макрорегиона, и всей страны, – рассказал Аркадий Коростелев.
Участники сессии были единодушны: какими бы внушительными ни были нынешние показатели работы, в идеале документооборот, связанный с транспортом и логистикой, должен стать электронным на все 100%. Это один из главных приоритетов развития на ближайшее время.
Восточный экономический форум (ВЭФ) с 2015 г. стал знаковым событием не только для региона, но и для Российской Федерации, а также многих государств-частников. По словам Премьер-министра Индии Нарендры Моди: «Форум стал ведущей мировой площадкой в сфере развития Дальнего Востока России». Каждый раз встречи во Владивостоке на уровне капитанов бизнеса, представителей государственной власти и руководителей стран представляет из себя нечто новое. Причём, в текущем, 2022 году, специфика проведения самого мероприятия диктовалась не только и не столько замыслом организаторов, сколько ложившейся международной обстановкой и экономической конъюнктурой.
Присутствие Индии на полях ВЭФ-2022 в какой-то степени выглядит рутиной: Нью-Дели достаточно активный участник международных встреч во Владивостоке с года проведения первого мероприятия. Конечно, в этом году на о. Русский не было столь представительной индийской делегации, как это было во время визита премьер-министра Индии Нарендры Моди в 2019 году. Да и в рамках российско-индийских отношений «Диалог Россия-Индия» можно считать рутиной, но рутиной со знаком «плюс». Почему же?
Прежде всего, потому, что речь идёт об обыденной, поступательной работе, как в политической плоскости, так и в сфере экономического сотрудничества. И, соответственно, отсутствие неких «блистательных» событий и «звёздных» участников становится поводом для адекватной оценки и достижений, и недоработок. Хотя, например, участие чрезвычайного и полномочного Посла Индии в России, авторитетного дипломата Павана Капура и замминистра торговли и промышленности Анурага Джейна говорит о достаточно высоком уровне интереса к Форуму. Выступление же отца-основателя компании «Фармсинтез», Викрама Пуния, начинавшего в Иркутске и создавшего фармоператора национального уровня в России, сопоставимо с присутствием селебритиз. Всё-таки индийский бизнесмен стал определённой легендой в деловых кругах.
И даже возвращаясь к обыденности уместно вспомнить, что товарооборот двух стран в прошлом году составил 13,5 млрд долларов США, а за истекшие семь месяцев 2022 г. он уже приблизился к показателям 2021 г., о чём неоднократно вспоминали участники встречи. Конечно, это хорошая новость. Однако и указанная цифра, и иные результаты – это достижения большой политики, которая традиционно доминирует в российско-индийских отношениях. Зам. министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков как раз и указал на то, что в Восточной России из 2700 инвестиционных проектов Индия участвует только в трёх. Как выразился председатель общественной организации «Деловая Россия» Алексей Репик: «Политика рулит большими контрактами».
Анатолий Бобраков, зам. министра по развитию Дальнего Востока и Арктики
фото: Сергей Михайличенко Росконгресс
К большой политике стоит отнести и «большую нефть». Средний показатель ежедневной доставки российской нефти в Индию за I полугодие 2022 г. составил 583 тыс. баррелей, что превышает аналогичную позицию по прошлому году в 15 (пятнадцать!) раз. И насколько большим бизнесом является участие индийских компаний в проектах по добыче углеводородов на Дальнем Востоке России, настолько же здесь можно увидеть и политическую подоплёку и даже персональные отношения Президента РФ Владимира Путина и Премьер-министра Индии Нарендры Моди. Естественно, что подобное утверждение касается и военно-технического сотрудничества. Но достаточно ли этого для достижения товарооборота в 30 млрд долларов США?
Ответ очевиден: подобные условия необходимы, но недостаточны. С учётом разрыва многих направлений экономического сотрудничества после распада СССР в 1990-х гг., сфера двусторонней торговли восстанавливалась крайне медленно. И фактически речь идёт о том, что экспортные и импортные операции, а также инвестиционные потоки между Россией и Индией находятся на полпути к цели. Поэтому замминистра Анураг Джейн подчёркивал важность объединения дальнейших усилий в развитии экономического сотрудничества и его продолжении. Его тезис поддержал и глава индийской дипломатии в РФ, П. Капур: «Хотя пока мы и не достигаем поставленных задач, но мы продолжаем напряжённый труд в этом направлении».
Паван Капур, чрезвычайный и полномочный Посол Индии в России
фото: Сергей Бобылев, фотохост-агентство ТАСС
И когда руководитель Федерации торгово-промышленных палат Индии, Санджив Мехта, говорил о «качественной революции» в российско-индийской торговле, с одной стороны это можно отнести скорее к благим пожеланиям, а с другой – видением ближайшего будущего, для достижения которого, опять же, необходимы совместные усилия. Поэтому слова индийского предпринимателя можно считать обозначением нового вектора отношений Москвы и Нью-Дели.
В «революционном» контексте и следует воспринимать выступления большинства участников «Диалога Россия-Индия». Это и предложения чиновников (Анатолий Бобраков) о развитии транспортной артерии Северного морского пути (СМП). С ним же перекликается оптимистичный доклад Андрея Великородного, совладельца Crystal Alliance Shipping о восстановлении постоянных сообщений между портами Индии и Тихоокеанской России. Фактически речь идёт о потенциале, который предстоит развивать в течение нескольких лет. С индийской стороны Посол Индии в России Паван Капур также подчеркнул важность создания судоходных линий, которые соединяют индийские порты с российским Дальним Востоком и портами СМП, предложив включить в эту схему и порт Мумбая.
Другая сторона – это существующие направления, обладающие потенциалом развития гораздо большим, нежели текущие возможности. Об этом говорил Викрам Пуния («Фармсинтез»), обозначив готовность повысить производство лекарственных средств в России за счёт увеличения объёма фармсубстанции (базовых веществ в фармацевтической промышленности). Вообще «фарма», несмотря на успешные примеры сотрудничества, – одна из недооцененных высокотехнологичные сфер в российско-индийском сотрудничестве, причём и в производстве дженериков, и оригинальных препаратов и разработке новых молекул.
О схожей ситуации, как ни странно, можно говорить и в области добычи и переработки ископаемых углеводородов. По словам заместителя председателя Правительства Сахалинской области, Антона Зайцева локализация нефтесервиса – сфера, имеющая значительный потенциал развития на российском Дальнем Востоке. Особенно это стало актуальным при введении режима санкций в отношении нашей страны.
В свою очередь большинство участников упомянутой встречи, как с индийской, так и с российской стороны отмечали и главную проблему для дальнейшего расширения торговых связей и инвестиционной составляющей. Несогласованность трансграничных расчётов, проблема конвертации рубля и рупии во внешнеэкономической деятельности становится тем «бутылочным горлышком», которое определяет текущее положение дел. Именно в этом направлении наблюдается «определённый консерватизм», как дипломатично заметил Посол Индии в России Паван Капур.
Так или иначе «Диалог Россия-Индия» постоянно возвращался к теме увеличения торгового оборота до 30 млрд долларов США к 2025 г. По этому поводу в различном оформлении звучала очевидная мысль: наполнить целеполагание большой политики реальным и земным содержанием. «Мы не должны думать только о крупных предприятиях при развитии торговли России и Индии. Есть огромное количество средних и малых предприятий, которые могут развивать сотрудничество», – вполне ясно и конкретно об этом сказал уважаемый Паван Капур.
Следует отметить, что индийские диаспоры во многих странах мира дают значимую прибавку к ВВП государства проживания. Как правило, индийцы за рубежом – это наиболее образованная, инициативная и трудолюбивая часть экспатов. Именно они развивают местный средний и малый бизнес как на уровне заурядного фастфуда, так и на уровне высокотехнологичных производств. Достаточно вспомнить того же Викрама Пуния, который из умирающего предприятия в Иркутске смог создать бизнес федерального масштаба. Как раз о возможности индийцев работать в Тихоокеанской России говорил на пленарной сессии Премьер-министр Индии Нарендра Моди: «Талант и профессионализм индийцев могут привести к стремительному развитию Дальнего Востока РФ».
Онлайн выступление премьер-министра Индии Нарендры Моди на пленарной сессии VII Восточного экономического форума
фото: Станислав Красильников фотохост-агентство ТАСС
И здесь необходимо вспомнить о большой политике и геостратегических ориентирах. По завершении Восточного экономического форума-2022 г. Президент России Владимир Путин достаточно подробно и внятно говорил о глобальных переменах, о трансформации вектора развития, который сегодня имеет очевидную азиатскую направленность. Причём речь идёт о глобальном цивилизационном повороте, когда так называемый Коллективный Запад год за годом утрачивает превосходство не только в экономической сфере, но и в технологиях и науке, идеологии и культурном доминировании.
И, одновременно, мир обретает очертания нового порядка, который может быть более справедливым, в том числе и к тем, кого ещё недавно называли «странами третьего мира». Поэтому, в обращении Нарендры Моди прозвучала фраза: «Весь мир – одна большая семья». В свою очередь для индийской стороны российский Дальний Восток – часть этого мира, где вполне можно работать, а Тихоокеанская Россия и Арктика фундамент, на котором строится привилегированное стратегическое партнёрство в ближайшем будущем.
«Дом коренных народов» стал одной из самых громких новинок ВЭФ-2022. Отдельная площадка, посвященная культуре коренных малочисленных народов Севера, оказалась центром притяжения участников и гостей форума со всей России и из-за рубежа: тема малых народов сейчас особенно актуальна.
Мультимедийная экспозиция павильона была очень насыщенной: организаторы представили огромный объем фото и видеоматериалов, посвященных культуре и быту малых народов. В основу контента вошли материалы проекта «Дети Арктики», инициированного в прошлом году при поддержке Минвостокразвития и АНО «Центр «Арктические инициативы».
Участники ВЭФ познакомились с мультфильмом «Дети Арктики», смогли отправиться в путешествие по арктическим далям в жанре тревел-блога, но «гвоздем программы» стало караоке на языках народов Севера. Исполнить песню на долганском, коми или хантыйском языке смогли все желающие, причем владеть языком для этого, как выяснилось, совершенно необязательно.
Отдельное внимание организаторы уделили проблеме сохранения языкового многообразия российской Арктики. Гости форума получили возможность увидеть всю палитру языков народов Севера и даже выучить несколько фраз на редких языках. На специальном экране были представлены видеокурсы на 15 разных языках народов Арктики, в том числе на таких редких, как юкагирский, энецкий и эскимосский.
Украшением павильона стала оцифрованная версия фотовыставки, впервые представленной в Музее Норильска в прошлом году. Фотографии были сделаны в ходе работы над проектом «Дети Арктики» в разных регионах Арктики: жизнь коренных народов, удивительная природа Севера, работа съемочной группы проекта.
«Мы очень рады, что проект «Дети Арктики» благодаря ВЭФ получил такую широкую аудиторию. Тема малых народов, как мы видим, актуальна не только для России, но и для многих государств мира. У нашей многонациональной страны большой позитивный опыт в вопросах сохранения культурного многообразия, которым обязательно нужно делиться», – отметил Рустам Романенков, заместитель генерального директора – статс-секретарь АНО «Центр «Арктические инициативы»
Деловая программа в «Доме коренных народов» тоже была очень насыщенной. Устойчивое развитие народов Арктики, развитие северных городов, креативные индустрии в Арктике, туризм и гастрономия – тем для обсуждения было более чем достаточно.
Позитивный опыт уже решено транслировать на будущий год. По словам заместителя руководителя администрации президента России Магомедсалама Магомедова, «Дом коренных народов» станет одной из постоянных экспозиций Восточного экономического форума, наравне с павильонами регионов. «Со многими вчера встретился в «Доме коренных малочисленных народов», очень интересная идея. Разговаривали с организаторами форума и министерством развития Дальнего Востока: идея в том, чтобы сделать это не только в этом году, но и стационарно, чтобы этот дом всегда здесь стоял. Я считаю, очень продуктивно, поддерживаем», – приводит цитату РИА Новости.
Дальнейшее развитие судоходства по Северному морскому пути требует координации между грузоотправителями, перевозчиками и государством. Еще одна заинтересованная сторона, без которой не смогут осуществиться планы перевозок – судостроители и поставщики комплектующих для верфей. Минпромторг РФ намерен закрыть вопрос о том, сколько понадобится флота для вывоза продукции, которую дадут будущие производства в Арктике.
Как ожидается, в 2022 году по трассам Северного морского пути будет перевезено 36 млн т различных грузов. Согласно прогнозу «Росатома», в 2024-м перевозки могут достигнуть 90 млн т (как известно, целевой показатель государства – 80 млн т), а в 2030-м – 216 млн т. Это почти сравняется с экспортным грузопотоком по БАМу и Транссибу в адрес Дальнего Востока.
«Наша миссия – обеспечить круглогодичную навигацию, начиная с декабря 2024 года», - назвал непременное условие для увеличения перевозок спецпредставитель госкорпорации по вопросам развития Арктики Владимир Панов.
Главные драйверы развития Севморпути – экспортоориентированные производства по добыче углеводородов. Сейчас в Арктике обслуживаются такие нефтегазовые проекты, как Варандей, Приразломное, Новый порт, Ямал СПГ. В 2024 году, согласно одному из сценариев, перевозки сжиженного природного газа по СМП возрастут до 35,5 млн т, нефти – до 36,7 млн т. Кроме того, будет отправлено 3,5 млн угля и 1,7 млн т металла, перевезено 4 млн т различных грузов в каботажном и транзитном сообщении.
фото: Росатом
Грузовая база вдоль арктических трасс должна расширяться за счет проектов в Сибири и на Дальнем Востоке. К примеру, запуск в Якутии Кючусского месторождения золота, Тирехтяхского и Депутатского месторождения олова, развитие перспективных кластеров в Ямало-Ненецком автономном округе, Красноярском крае, Чукотке могут дополнительно привлечь грузовую базу в объеме 10 млн т ежегодно.
Успех Севморпути как нового транспортного коридора зависит от синхронизации различных усилий в части повышения возможностей инфраструктуры, строительства флота, обеспечения системы безопасности и совершенствования технологий судоходства. Напомним, 1 августа правительством РФ принят интегрированный план развития СМП до 2035 года. В основу долгосрочной стратегии закладываются обязательства как грузоотправителей, которые гарантируют объемы перевозок, так государства о создании необходимой инфраструктуры. К октябрю должны быть документально зафиксированы намерения сторон. «Мы сейчас на финишной прямой. Можно сказать, что 80% соглашений уже подписано», - уточнил Владимир Панов.
Финансирование мероприятий комплексного плана (их насчитывается 152) сегодня оценивается почти в 1,8 трлн руб. Весомая доля средств, свыше 800 млрд руб., при этом должна пойти на развитие транспортной инфраструктуры Севморпути. Это модернизация действующих либо строительство новых портов, отдельные проекты по железнодорожной инфраструктуре, которые могут обеспечить дополнительную базу к терминалам в зоне СМП, создание баз бункеровки и технического обслуживания судов.
Отдельное финансирование затронет повышение системы безопасности судоходства по Севморпути. На эти цели запланировано 416 млрд руб. Так, рост перевозок требует особых подходов к аварийно-спасательному обеспечению арктических маршрутов. Сегодня в российских регионах Арктики группировка МЧС насчитывает 35 тыс. спасателей и более 5 тыс. единиц техники, но это, главным образом, пожарно-спасательные подразделения, которые дислоцированы в населенных пунктах или на объектах производства и не имеют напрямую отношения к прикрытию Севморпути.
Безопасность судоходства будут обеспечивать новые комплексные формирования спасателей. Вдоль СМП планируется организовать семь авиационно-спасательных звеньев (в Архангельске, Мурманске, Сабетте, Диксоне, Тикси, Анадыре, Певеке), оснащенных вертолетами Ми-8 и Ми-38 в арктическом исполнении. При помощи ледокольного флота (на современных ледоколах предусмотрена площадка для приема вертолетной техники) такие аварийные формирования позволят в случае возникновения чрезвычайной ситуации наращивать группировку спасателей или производить при необходимости оперативную эвакуацию.
фото: Валерий Балдин, Росатом
В план развития СМП вошли вопросы спутникового обеспечения, системы метеорологического прогнозирования. Санкции затруднили работу по ряду направлений хозяйственной деятельности в Арктике. В частности, зарубежные компании, у которых морские перевозчики заказывали съемку со спутников по ледовым условиям, прекратили сотрудничество с Россией, рассказал зампред правления ПАО «Новатэк» Евгений Амбросов.
По его словам, для выполнения графика перевозок в арктических морях критически важным является выбор оптимального маршрута, учитывающего текущую и прогнозную обстановку со льдами. Соединение соответствующей информации, в том числе получаемой при помощи космических аппаратов, позволяет качественно прогнозировать ледовые условия.
фото: Валерий Балдин, Росатом
«В настоящее время в радиолокационном диапазоне доступны исключительно иностранные снимки из открытых источников. Таких снимков мало, они крайне редко затрагивают наиболее сложные и необходимые нам участки акватории СМП. Требуется группировка российских космических аппаратов дистанционного зондирования Земли, работающих в оптическом инфракрасном и радиолокационном диапазонах, обеспечивающих необходимое разрешение снимков», - пояснил Евгений Амбросов.
Как рассказал заместитель руководителя Росгидромета Дмитрий Зайцев, для мониторинга Севморпути в 2021 году был запущен гидрометеорологический спутник «Арктика-М» №1. До конца 2023-го планируется запустить спутники типа «Кондор», «Обзор», «Арктика-М №2». Помимо высокого качества получаемых данных, запуск этих аппаратов снизит зависимость от иностранных провайдеров. Еще дополнительные семь спутников послужат стабильному функционированию группировки до 2035 года.
Безусловно, план развития СМП не мог обойтись без такой статьи, как постройка грузового и ледокольного флота. В настоящее время в распоряжении ФГУП «Атомфлот» шесть атомных ледоколов, из них «Арктика» и «Сибирь» построены в 2020-2021 годах. Планируется спустить на воду еще шесть атомоходов, по трем из которых («Уралу», «Якутии», «Чукотке») сейчас ведутся работы, причем «Урал» сдадут до конца текущего года.
Всего же для выхода перевозок на предполагаемый размер судоходства нужно 132 судна различного назначения. Из них 45 находятся в эксплуатации, 32 строятся (25 – на заводе «Звезда» и 7 – в Южной Корее) плюс 55 необходимо заложить на верфях, сообщил Владимир Панов. В этой связи «Росатом» и ОСК выступили с инициативой создания в России нового судостроительного центра на острове Котлин (Кронштадт).
Судя по всему, объем будущего заказа для СМП не окончательный. Как проинформировал статс-секретарь – замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов, перспективная потребность – 71 судно. «Нам, как кураторам отрасли, а также судостроителям, прежде всего Объединенной судостроительной корпорации, нужно понимать, сколько точно будет строиться судов, этапов строительства для того, чтобы обеспечить стапельный план верфей. Если, например, Балтийский завод знает, когда строит ледоколы, а также плавучие атомные электростанции, они понимают, какая у них загрузка, как они будут это делать в срок, вовремя получать авансирование и последующие оплаты. Либо же все неожиданно возникнет в один-два года, заказ будет избыточным, который своевременно невозможно выполнить, и возникнет проблема», - предупреждает чиновник.
Минпромторг запросил у потенциальных заказчиков подтверждение информации по количеству судов, их водоизмещению, комплектации, чтобы четко понимать, как и на каких верфях строить новый флот.
При этом, добавил Виктор Евтухов, кропотливая работа предстоит по импортозамещению судового оборудования: «У нас есть критический импорт, это надо признать. Иностранные компании отказались от поставок начиная от пропульсивных комплексов и заканчивая навигационным оборудованием. Нам придется в краткосрочной перспективе найти те компании, и мы их определяем вместе с нашими организациями, которые готовы предоставить отечественное локализованное оборудование либо завозить из дружественных стран или недружественных путем измененной логистики или еще как-то».
В целом, подчеркивает замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов, воплощение в жизнь плана развития перевозок по СМП является большим вызовом для российского судостроения. Здесь краеугольный вопрос, как будет государство финансировать ход работ, убежден замглавы «Росатома» - руководитель дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша. Причем госкорпорация готова строить ледоколы также за счет оборотных и заемных средств.