Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

"По поводу Дальнего Востока я остаюсь оптимистом"

Председатель Дальневосточного банка Сбербанка Дмитрий Суховерхов о макрорегионе и совершенствовании команды

Год назад Дмитрий Суховерхов возглавил Дальневосточный банк Сбербанка, успев до этого поработать в банках нескольких регионов страны. EastRussia поинтересовалось у топ-менеджера, каким был этот год лично для него и для дальневосточного банковского рынка в целом, а также чего ждать дальневосточникам от ближайших лет в сферах цифровизации, поддержки бизнеса и ипотеки.

"МОИ ОЖИДАНИЯ ОТ КОМАНДЫ - ПОСТОЯННЫЙ РОСТ"
 
- Прошел год с момента вашего назначения на должность председателя Дальневосточного банка Сбербанка. Можете оценить - как команда, как ощущения?
 
- Для меня это не первый территориальный банк Сбербанка, да и не первый регион - мне удалось поработать почти по всей России. Могу сказать, что уровень Сбербанка в целом достаточно высокий, и различия между территориями носят "косметический" характер. У меня в принципе были достаточно высокие ожидания от команды Дальневосточного банка, поскольку он развивался динамично. И эти ожидания оправдались. А, кроме того, не может тебе не нравиться коллектив, которым ты руководишь - иначе ты плохой руководитель. Задача руководителя - подтянуть часть сотрудников до уровня, найти для кого-то лучшие позиции, больше соответствующие их компетенции, а может быть, с кем-то и расстаться. И это быстро настраиваемый процесс, так как у Сбербанка в целом очень хорошая база. 
 
- Иными словами, можно сказать, что вы свою команду выстроили?
 
- Однозначно так сказать нельзя, поскольку в современном мире постоянно меняются условия, а значит, и требования к команде. И мы должны становиться каждый день лучше. Есть хорошая формула, это подтверждающая: число 1,01 в 365 степени - это почти 38, а вот 0,99 в 365 степени - это практически ноль. Правда, в этой формуле я бы заменил 365-ю степень на 250-ю - по количеству рабочих дней в году, но при этом нужно совершенствоваться именно каждый рабочий день, а не рывками. Мои ожидания от команды в том, что она будет постоянно совершенствоваться. 
 
- Как вашим сотрудникам успевать совершенствоваться - коллектив большой, и работа у всех очень интенсивная?  
 
- Если ты стремишься к развитию и росту, если интересно добиваться результата, если ты приходишь на работу не для того, чтобы дождаться, когда закончится твой рабочий день, я считаю, Сбербанк - одно из лучших мест. Вы правильно отметили, у нас одна из самых больших команд на Дальнем Востоке. И это козырь в плане карьерного роста: для каждой должности у нас выстроены карьерные "лифты". И люди у нас достаточно быстро растут как профессионалы. Сбербанк - очень хорошее место для старта, потому что закладывает основы профессионального развития. У нас одна из лучших в мире систем обучения для сотрудников. 
 
- Однако для этого приходится работать очень напряженно, разве нет?
 
- Если хочешь, чтобы работать было легко - это, наверное, вообще не про 21-й век. Мы очень внимательно относимся к переработкам - да, они есть, но мы их контролируем, и ежегодно они уменьшаются. Но работодатель в нынешних условиях всегда хочет получить результат. Работа составляет половину нашей жизни, в которую ты не спишь, а жизнь одна - так что работу нужно выбирать только ту, что нравится. И очень хорошо сформулировал данную мысль Стив Джобс: "Работать нужно не 24 часа, а головой". Измерять работу нужно не в часах, минутах и рабочих днях, а в достигнутых результатах. А в менеджменте достижение результата - это не обязательно перегрызание гранита круглые сутки. Это больше формирование решений и новаций, которые не приходят в режиме физического и морального истощения. И я слежу, чтобы его не было и у моих сотрудников. Результат у нас всегда командный, и любой "халтурщик" тянет назад свой коллектив. 
 
- Как вы контролируете самочувствие персонала?
 
- Есть два основных показателя: текучесть персонала и вовлеченность. Текучесть - это количество увольнений в год. Если людям плохо, не нравится, они "голосуют ногами". На протяжении пяти последних лет текучесть персонала снижается, и это перестало быть проблемой. Раньше стоял вопрос укомплектованности, сейчас, чтобы попасть на любую позицию Сбербанка, нужно ждать. Второй важный показатель - это удовлетворенность сотрудников. Мы каждый год проводим соответствующие опросы, и делаем это крайне консервативно:  отбрасываем анкеты, которые заполнялись быстрее определенного времени, и "отсекаем" максимальные и предмаксимальные результаты. Это дает, как мы считаем, реальную оценку. 
 
- И какова эта оценка?
 
- В конце прошлого года в опросе приняли участие почти 6000 сотрудников Дальневосточного банка. 83% сотрудников гордятся тем, что работают в нашем банке, 85% - считают свою работу интересной. В целом индекс вовлеченности находится на достаточно высоком уровне и составляет 74%. Более 80% сотрудников хорошо знают, какие навыки и компетенции им нужно развивать, а более 70% считают, что имеют привлекательный пакет корпоративных льгот. 83% согласны с тем, что сотрудники Сбербанка ориентированы на оказание высококлассного сервиса внутреннему и внешнему клиенту.
 
- Это все про работу, а в организации досуга банк помогает?
 
- Занимаемся мы, конечно, не только работой. Каждый год проходят спортивные Сбербанкиады, один год зимняя, один - летняя, причем в каждой дисциплине есть градации для возрастов - это выстроенная культура физического развития. Кстати, любой сотрудник Сбербанка может ходить в наш тренажерный зал бесплатно, а по командным видам спорта мы арендуем спортзалы, где участники Сбербанкиад занимаются также бесплатно. Так мы формируем на Дальнем Востоке команду, которая отстаивает честь региона на общебанковской Сбербанкиаде. Ежегодно на нескольких площадках проходит "Зеленый марафон" - это важное для нас событие, праздник не только для сотрудников и клиентов, но и для жителей всего региона. Проводим много семейных мероприятий – квесты, весёлые старты, выезды на природу, тимбилдинги в необычном формате. Например, на Камчатке сотрудники устроили совместное восхождение на вулкан, сплавлялись по реке на рафтах вместе с коллективом одного из предприятий – нашего клиента.
 
- Это для тела. А для ума?
 
- Много внимания уделяется саморазвитию сотрудников, причем не только профессиональных навыков. К примеру, у нас есть программа «Сбербанк для детей и родителей», которая включает развитие родительских компетенций, профориентацию и финансовую грамотность для детей. А проект «Диалог с экспертом» даёт возможность каждому сотруднику выступить лектором и рассказать коллегам о своих талантах и уникальных компетенциях (таких как дизайн, работа на рынке ценных бумаг, позиционирование в социальных сетях, развитие писательских навыков и тд).

Топ-менеджмент банка формирует подборку лучших книг, из которых составляется "Библиотека Сбербанка" - думаю, вы о ней слышали. В серии появляется не только финансовая и управленческая литература, но и научно-популярная - для общего развития любого руководителя и сотрудника. 
 
- Вы много читаете?
 
- Лично я читаю минимум две книги в квартал, а если отпуск, то и больше, и гораздо более широкого круга, чем "Библиотека Сбербанка". Стараюсь всегда обмениваться мнениями о прочитанном с коллегами и клиентами. Я уверен, что невозможно достигать результата, если ты не развиваешься каждый день - настолько динамичен мир, и так быстро устаревают знания. А без постоянного развития в финансовой сфере стать успешным нельзя. 
 
- А на спорт времени хватает?
 
- Да. Я занимаюсь настольным и большим теннисом и считаю спорт неотъемлемой частью активной жизни.
 
"ЗА ПРОШЕДШИЙ ГОД МЫ ЗАЛОЖИЛИ ОСНОВУ ДЛЯ ЕЩЕ БОЛЕЕ УСПЕШНОГО  РАЗВИТИЯ"
 
- По вашей оценке, 2017 год был успешным для Дальневосточного банка?
 
- По результатам ежегодного смотра-конкурса в системе Сбербанка Дальневосточный банк занял второе место среди территориальных банков. Это очень почетно. И очень важно, что этот результат был достигнут нормальным, размеренным трудом всей команды – наша работа не предполагает каких-то героических подвигов, это просто ежедневное удовлетворение потребностей миллионов клиентов. Ключевыми рынками мы по-прежнему считаем для себя кредитование физических и юридических лиц, и по большому счету у нас в 2017 году все получилось. 

- Можно это выразить в цифрах?
 
- На 1 января 2018 года Дальневосточный банк занимал 36,3% от объема рынка кредитования юридических лиц, 45,9% - физлиц, на нас приходилось 32,3% пассивов компаний и 51,7% пассивов частных лиц. Розничный блок преодолел планку в 237 тысяч выданных кредитов на сумму более 94 млрд рублей, что более чем на 38% превысило показатели 2016 года. Кредитный портфель частных клиентов за год вырос на 25,9 млрд рублей и составил 209,2 млрд рублей. Кредитный портфель корпоративных клиентов вырос на 26,9 млрд рублей – это 10,4 % роста – и составил 285,6 млрд рублей. Доля долгосрочных, инвестиционных кредитов, направленных на финансирование многих важнейших проектов дальневосточного региона составила 17% в совокупном портфеле. Кредитный портфель малого предпринимательства составляет 21,3 млрд рублей. На обслуживании в Дальневосточном Сбербанке находится порядка 75 тысяч клиентов данного сегмента, более 6,5 тысяч клиентов мы кредитуем. Общий объем выдачи кредитных средств микро и малому бизнесу в 2017 году вырос на 81,1% и составил 18,6 млрд рублей. В общем, мы заложили основу для того, чтобы 2018-й год стал еще более успешным.
 
- Принята новая стратегия развития Сбербанка до 2020 года. Если вкратце, в чем ее смысл?
 
- Основная цель сейчас - это понять место наших команд в стратегии, правильно определить первоочередные задачи, донести их до своих сотрудников. В Стратегии-2020 заложены амбициозные цели. Первая цифры «20» означает увеличение на 20% показателя ROE (рентабельности собственного капитала компании). Следующая двойка: получение 1 трлн прибыли плюс 1 трлн выплаченных дивидендов. А последний ноль - это ноль шансов на неудачу, и я убежден, что для команды Дальневосточного банка это 100% на успех. 
 
Мы продолжим работу над созданием экосистемы, которая позволит покрыть все сферы жизни, соответствующие потребностям наших клиентов. Среди уже существующих направлений: сервис по подбору жилья «ДомКлик», платформа телемедицины DocDoc, совместный с Яндекс маркетплэйс «Беру!», онлайн-кассы «Эвотор», оператор сотовой связи «Поговорим» и прочие.

Самое важное в стратегии-2020 - это то, что она является продолжением предыдущей стратегии, а значит, ничего революционного не предполагает. Наш традиционный банковский финансовый бизнес останется приоритетным на ближайшие три года. Новая стратегия крайне амбициозна с точки зрения цифр, но многие инвесторы не верили в то, что в срок будет исполнена предыдущая стратегия - а нам это удалось, и причем досрочно. Это дает уверенность в том, что и нынешние цели будут достигнуты. Мы стремимся усовершенствовать клиентский опыт как в финансовой, так и в других сферах жизни людей. Для нас важно сохранять технологическое лидерство - безопасные и инновационные сервисы получат новое развитие. Но все эти планы воплотятся при условии, что мы станем людьми нового качества, разовьем в себе актуальные компетенции и научимся создавать в эффективных командах, оставив иерархию в прошлом. Сегодня важны такие компетенции, как системность мышления, управление результатом и собой, инновационность, digital-навыки, клиентоцентричность и умение работать в команде.
 
 
"РЫНОК ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ЦИФРОВИЗИРУЕТСЯ БЫСТРЕЕ СРЕДНЕРОССИЙСКОГО"
 
- Вы говорите об инновационных сервисах. Как вы можете оценить степень цифровизации банковского бизнеса на Дальнем Востоке? 
 
- Вообще Россия по темпам развития цифрового банкинга опережает и Европу, и США. Так сложилось: молодые банковские рынки в развитии новых продуктов пошли чуть-чуть быстрее, чем сложившиеся западные. Для нас банковский чек - это музейный экспонат, а там этот продукт занимает долю рынка. Мои коллеги из зарубежных банков удивляются полноте сервиса, который предоставляет наше онлайн-приложение, и количеству мобильных переводов внутри наших банков. Так что доля платежей в электронных сервисах в России выше, чем на традиционных банковских рынках. А у Дальнего Востока этот показатель выше среднероссийского. Именно благодаря тому, что есть препятствия для развития физического банкинга, у нас доля электронных расчетов выше. Но и эта причина уже не основная. Дело в том, что люди на Дальнем Востоке уже привыкли, что заплатить со смартфона - это самый простой и быстрый способ удовлетворить потребность в банковских услугах. Поэтому динамичное развитие "цифры" - это следование за потребностью клиентов.
 
- Насколько сейчас велика доля безналичных платежей в регионе?
 
- Безналичный оборот по дебетовым картам Сбербанка в Дальневосточном банке превысил 60%. При том, что в 2012 году 70% оборота денежных средств, первоначально поступивших на банковские карты, обналичивались и всего 8% составляла доля безналичных расчетов.

Цифры по эмиссии банковских карт тоже показательны – за пять лет портфель банковских карт вырос на 67% и составил более 5,3 млн карт, и можно сказать, что практически каждый экономически активный дальневосточник имеет банковскую карту Сбербанка. 
 
- А насколько распространена на Дальнем Востоке бесконтактная оплата? 
 
- Прошедший год в целом можно назвать знаковым для технологии бесконтактных платежей - клиенты Сбербанка получили возможность добавить свои кредитные и дебетовые карты в сервисы Android Pay, Apple Pay, Samsung Pay. В 2017-м же году Сбербанк приступил к реализации транспортного проекта на Дальнем Востоке. Так, терминалы Сбербанка для безналичной оплаты проезда в общественном транспорте появились в Амурской области, Камчатском и Хабаровском краях. Причем в Петропавловске-Камчатском реализован первый на Дальнем Востоке России проект, где на всем общественном транспорте одновременно внедряются все самые современные способы безналичной оплаты проезда: с помощью бесконтактных банковских карт международных платежных систем, смартфонов и иных мобильных устройств с поддержкой сервисов мобильных платежей, а также электронных транспортных карт. Пассажиры могут оплачивать проезд с помощью бесконтактных банковских карт любого банка-эмитента, а также с помощью сервисов Сбербанка пополнять баланс транспортных карт. Сейчас мы внедряем транспортный эквайринг на Сахалине.
 
- Используемый гражданами Китая Union Pay поддерживается?
 
- Да, в 2017 году Сбербанк приступил к обслуживанию карт UnionPay в своей эквайринговой сети и устройствах самообслуживания. На сегодняшний день основной объем операций по картам UnionPay в России формируют туристы, приезжающие из КНР и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Возможность обслуживания карт UnionPay на терминальном оборудовании Сбербанка является ключевым фактором укрепления торговых отношений России и Китая. На Дальнем Востоке готовность сети эквайринговых устройств Сбербанка к приему карт этой платежной системы составляет 100%. За 2017-й год через терминалы Дальневосточного Сбербанка проведено более 60 тысяч операций на сумму около 260 млн рублей. Наиболее активно операции совершают в Приморском крае, в Амурской области и в Хабаровском крае (преимущественно картами UnionPay расплачиваются в гостинично-туристической индустрии, в магазинах, торгующих продуктами, товарами роскоши, драгоценными украшениями и одеждой, а также в магазинах бытовой электроники).
 
- Цифровизация имеет еще одну важную сторону - платежи должны быть безопасными. Как должно выстраиваться взаимодействие в цепочке банк-клиент, чтобы обходилось, скажем так, без потерь?
 
- Мы являемся флагманом страны в развитии цифровых технологий банкинга в силу эффекта масштаба: многие продукты первыми появляются в Сбербанке, у нас самая серьезная клиентская база. Конечно, поэтому мы притягательная мишень для хакеров, которые все время пытаются подобраться к нашим системам. Но если пользователь сам соблюдает основные, элементарные правила безопасности - не передает третьим лицам данные о своих логинах и паролях, PIN-кодах, - осуществить взлом банка практически невозможно. Все известные мне случаи банковского мошенничества со средствами физлиц и юрлиц в Сбербанке - это всегда истории про нарушение правил безопасности пользования цифровыми устройствами. Конечно, случаи мошенничества в отношении клиентов банка бывают, хотя их и стало меньше: повысилась финансовая и цифровая грамотность населения. Сбербанк очень тщательно изучает каждый случай потери клиентом своих денег, и во многих случаях принимает решение о компенсации, даже если клиент нарушил какие-то правила - понимая свою ответственность. 
 
 
"ЭКОСИСТЕМЫ ДЛЯ КЛИЕНТОВ И ПАРТНЕРОВ ОСТАЮТСЯ НАШИМ ПРИОРИТЕТОМ"
 
- Продолжение развития "экосистем" для клиентов - это тоже приоритет стратегии?
 
- Конечно. Сбербанк будет продолжать развитие "экосистемы" недвижимости, в рамках которой клиентам и партнерам предлагается не просто ипотека для покупки квартиры, а комплекс связанных услуг. Мы запустили проект "ДомКлик": через этот сайт и мобильное приложение любой клиент может подать заявку и получить решение по заявке на ипотечный кредит с помощью смартфона в любое время в любом месте. Кроме того, приложение позволяет отслеживать этапы сделки, обмениваться документами и общаться со своим ипотечным менеджером. В 2017 году на сайте "ДомКлик" было представлено 9786 объектов недвижимости Дальнего Востока. С помощью "ДомКлика" недвижимость продавали около 75% агентств недвижимости дальневосточного региона, с помощью сервиса было реализовано около 20% сделок клиентов Сбербанка на Дальнем Востоке. 

Также все большую популярность набирает совместный сервис Сбербанка и Росреестра "Электронная регистрация", который позволяет покупателям жилья зарегистрировать договор с продавцом в режиме онлайн – особенно это удобно для клиентов при оформлении межрегиональных сделок (им не нужно выезжать для этого в другой город). Процесс подачи документов на регистрацию в момент подписания занимает 10-15 минут. Банк готовит необходимый пакет документов и направляет его на регистрацию в Росреестр. Более 50% сделок клиенты Дальневосточного банка в 2017-м году совершили с использованием сервиса электронной регистрации недвижимости, и 75% - с помощью сервиса  безопасных расчетов. Более того, этот сервис доступен не только клиентам банка с ипотекой, но и всем, кто собирается покупать квартиру за наличные деньги.

Кроме того, мы запустили сервис «Электронная оценка», с помощью которого дистанционно можно заказать оценку объекта недвижимости, приобретаемого в ипотеку Сбербанка,
 
- А в целом объемы ипотечных сделок растут?
 
- В августе 2017-го Сбербанк объявил о самом масштабном за всю историю банка снижении ставок по жилищным кредитам на покупку квартир в новостройках и на вторичном рынке, снизил до 15% от суммы кредита размер первоначального взноса. В начале года мы запустили "Ипотеку с господдержкой для семей с детьми" с льготной ставкой 6% годовых - ставка действует три года для россиян, у которых родился второй ребенок в период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года, и пять лет в случае рождения третьего ребенка в тот же период. На этом фоне спрос на ипотеку вышел на новый уровень и превышает докризисный. За 2017 год зафиксированы рекордные выдачи по сравнению с периодами прошлых лет: выдано около 41,5 млрд рублей, это на 64 % больше, чем годом ранее. Возросший спрос обусловлен тем, что соотношение ставок и цен на недвижимость - максимально выгодные за всю историю ипотеки в России.

В 2018-м году Сбербанк продолжает работу над повышением доступности жилья для россиян и снизил ставки по ипотеке на первичное жилье. Минимальная ставка на ипотеку от застройщика теперь составляет 6,7% годовых – это новая рекордно низкая ставка, доступная широкому кругу клиентов.
 
- В прошлом году появилась "экосистема" для людей старшего поколения "Активный возраст", объединяющая банковские и небанковские услуги. Что еще нового ждет клиентов?
 
- В 2017 году Сбербанк запустил "Бизнес класс" - это бесплатная программа для развития микро- и малого предпринимательства. На сегодняшний день в проекте приняли участие более 10 000 жителей Дальнего Востока. В основе курса - практические занятия с опытными экспертами и наставниками, которые помогают предпринимателям вывести существующее дело на новый уровень или открыть компанию с нуля. Проект совмещает онлайн-обучение и очные воркшопы. Сбербанк приобрел контрольный пакет акций в компании DocDoc.ru, одного из лидеров российского рынка цифровой медицины. И это важный шаг по построению цифровых экосистем: DocDoc.ru уже является лидером на рынке онлайн-записи к врачу, а по мере дальнейшего развития законодательного регулирования в сфере цифровых медицинских сервисов компания планирует стать полноценной e-health-платформой, которая будет объединять в себе такие сервисы, как телемедицина, медицинская карта, второе мнение, доставка лекарств. 
  
"НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ НАЧАЛОСЬ СОЗРЕВАНИЕ БОЛЕЕ РАННИХ "БИЗНЕС-ИДЕЙ""
 
- Какова сейчас роль банка в поддержке развития Дальнего Востока?
 
- Значительная составляющая наших инвестиций идет на поддержку экономики макрорегиона. Мы поддерживаем проект инфраструктурного развития территории порта Владивосток, развитие рыбной промышленности, жилищное строительство. На территории ДФО Сбербанк с АО "Корпорация МСП" реализует программу 6,5, в которой максимальный предел по ставкам составляет не более 10,6% годовых, сумма финансирования - от 5 млн руб. В 2017 году клиенты Сбербанка выбирали программу 6,5 для финансирования инвестиционных проектов. В 2018 году изменилась минимальная сумма финансирования, теперь она составляет 3 млн руб. - данный шаг позволит расширить клиентскую базу. Также мы реализуем программу льготного кредитования на приобретение техники производства Республики Беларусь, которая позволяет снизить ставку кредитов на покупку техники до 5%, и льготную программу совместно с Минэкономразвития с конечной ставкой для заемщика 6,5% для всех сегментов малого и среднего бизнеса.

В целом, мы можем говорить о том, что механизмы поддержки организаций МСП показали свою эффективность и ситуация на рынке кредитования бизнеса улучшилась. Анализ динамики показывает, что клиенты заинтересованы в привлечении более дешевого финансирования. В 2017-м году банком было выдано 55,2 млрд рублей по программам льготного финансирования МСП, в том числе программе "Доступный кредит для МСП", реализуемой банком совместно с Фондом развития Дальнего Востока и Байкальского региона и Программе 6,5.
 
- Прогнозы относительно активности бизнеса сделаете?
 
- 2018 год будет отличаться от предыдущего тем, что в стадию реализации вступает механизм инвестиционных квот в рыбной отрасли - это проекты на десятки миллиардов рублей. Наш банк принимает в данном процессе активное участие. В связи с такими событиями можно прогнозировать значительный приток инвестиций в виде банковских кредитов на финансирование строительства судов, рыбоперерабатывающих заводов  в прибрежной зоне и создание необходимой инфраструктуры. В целом, конец прошлого года и начало текущего можно назвать периодом "созревания" тех бизнес-идей, которые зарождались на Дальнем Востоке еще в 2013-2014 годах. В стадии реализации находятся проекты по добыче угля, металлов и создания отдельных производств, направленных на экспорт в страны АТР.     
 
- Вы сохраняете оптимистичный взгляд на будущее Дальнего Востока?
 
- Продолжаю оставаться оптимистом. Год назад я говорил, что вижу отличные горизонты, и это фактически реализовалось: темпы развития Дальнего Востока опережают средние по стране. Думаю, это продолжится, и мы и дальше будет расти чуть-чуть быстрее, чем страна - спасибо государству за дополнительные инструменты развития. И это дает нам, сотрудникам Дальневосточного банка Сбербанка, повод надеяться, что и наш территориальный банк будет расти чуть-чуть быстрее, чем банки в системе Сбербанка на других территориях.