Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

По принципу "одного окна"

Замдиректора инвестагентства Приморского края Елена Яскевич беседует с EastRussia

Как работает Инвестиционное агентство Приморского края, что нужно сделать инвестору, чтобы заручиться поддержкой этой структуры, и как Восточный экономический форум, Свободный порт Владивосток и ТОРы помогут в развитии Приморья, «East Russia» рассказала первый заместитель директора Инвестиционного агентства Приморского края Елена Яскевич.

По принципу
 Елена Викторовна какую роль играет Агентство в формировании инвестиционного климата в регионе, какую работу проводит для привлечения инвесторов?

— Еще на этапе создания Инвестиционного агентства главной целью его деятельности являлось предоставление услуг в сфере улучшения инвестиционного климата в Приморском крае. Для этого агентство участвует в разработке инвестпроектов, в реализации крупных программных проектов и мероприятий, направленных на продвижение инвестиционного имиджа региона в среде российских и зарубежных инвесторов.

Кроме того, агентство обеспечивает взаимодействие потенциальных инвесторов с органами государственной власти и с муниципальными образованиями края. Как правило, инвестор, особенно иностранный, не понимает, каким образом нужно выстраивать взаимоотношения с органами власти, и здесь нужен, если хотите, некий посредник, который будет говорить с ним на языке бизнеса, а не на языке чиновников.

Сейчас агентство — по сути дела сервисный центр, который ориентирован на сопровождение инвестиционных проектов по принципу «одного окна». Это значит, что инвестор может обратиться к нам с любым вопросом: от получения консультации в финансовой, юридической или маркетинговой сфере до разработки инвестиционного соглашения, решения административных проблем или поиска земельного участка для размещения производства. Единственное, что он должен сделать — прийти в агентство и заполнить заявку на сопровождение проекта. Менеджеры агентства проведут консультацию, рассмотрят проект, если необходимо, дадут советы по устранению недостатков в бизнес-плане. Кроме того, менеджеры разработают с инвестором план совместных действий, реализация которого позволит быстрее достичь результата, помогут в продвижении проекта. Например, мы можем включить его в свой каталог, представлять проект на конгрессах, на выставочных мероприятиях, в том числе международных. Как правило, на таких мероприятиях есть общий стенд края и многие наши партнеры участвуют в таком коллективном стенде, чтобы совместными усилиями показать инвестиционный потенциал, конкретные инвестпроекты, получить новые контакты и, возможно, новых инвесторов.

Также мы содействуем в поиске финансирования для инвестиционных проектов, которые реализуются в Приморье. Мы располагаем информацией о том, какие государственные программы реализуются в регионе, каковы условия вхождения в них. Можем дать профессиональную консультацию потенциальному инвестору в части того, в какую из программ он может войти со своим проектом, на каких условиях, как правильно оформить документы.

Помимо этого, для инвесторов предлагаются различные формы поддержки федерального и регионального уровня. Наши менеджеры могут рассказать об этих формах поддержки, помочь оформить необходимый пакет документов, дать разъяснения по процедурным вопросам.

Должна отдельно отметить, что у нас есть соглашения с рядом банковских учреждений, которые постоянно изменяют и пополняют свою линейку продуктов, в том числе — инвестиционной направленности. Мы отслеживаем эти изменения и можем посоветовать те или иные банковские продукты для своих партнеров.

Таким образом, мы с одной стороны аккумулируем большое количество различной информации, обрабатываем ее и делаем понятной для инвесторов. С другой стороны, мы выступаем посредником между властью, бизнесом, другими организациями и делаем их взаимодействие более комфортным.

— Какие меры принимаются, чтобы привлечь инвесторов в регион, чтобы повысить его привлекательность?

— Продвижение региона — это, конечно, очень важная задача Инвестиционного агентства, но это и задача всего края, всех органов исполнительной власти, бизнес- и экспертного сообщества. Результата мы сможем достичь только в том случае, если совместными усилиями будем двигаться к общей цели.Если мы говорим о конкретных мерах, их можно разделить по уровням: региональные и федеральные. Здесь используются самые разные методы: и финансовые, и административные, и маркетинговые.

Прежде всего, хотелось бы остановиться на проведении крупных конгрессов и выставочных, политических и экономических мероприятий в Приморье. Это одна из составных частей формирования имиджа. Сегодня действительно ключевыми событиями для региона можно считать саммит АТЭС, первый Восточный экономический форум.

Проведение мероприятий, в том числе таких крупных как ВЭФ — это важно, но они должны быть эффективными. Это подразумевает заключение различных соглашений и договоров. Для того, чтобы достичь таких соглашений, подписать договоры, нужно провести долгую, сложную предварительную работу, а залогом успеха в этой работе являются конкурентоспособные предложения, которые мы можем обеспечить.

Инвестор заходит в те регионы, где существует прозрачная и понятная нормативная среда, которая определяет правила игры. Поэтому в крае уделяется большое внимание совершенствованию нормативной базы. Это в том числе и законодательство в защиту прав инвесторов. Например, существенно изменен краевой закон о господдержке инвестиционной деятельности в Приморском крае, где определяются формы поддержки инвесторов и их права.

У нас в регионе приняты законодательные акты о предоставлении налоговых льгот для всех инвесторов, которые работают на любой территории Приморья. Если инвестор вкладывает не менее 50 миллионов рублей в течение 3 лет в реализацию проекта, он может получить региональные налоговые льготы по прибыли и имуществу. Налоговая ставка на прибыль в региональной части в этом случае в первые 5 лет равна нулю, а в последующие 5 лет 10 процентов, а налоговая ставка на имущество в первые 5 лет равна нулю, а в последующие 5 лет 0,5 процента. Это существенное сокращение по сравнению с условиями, существовавшими ранее.

Приморье отличается от других субъектов тем, что здесь работают особые экономические режимы. Их несколько.

Сегодня на слуху один из таких режимов — Свободный порт Владивосток. Он охватывает 15 муниципальных образований, практически весь юг края. В октябре закон о нем вступит в силу. Здесь предусмотрены существенные преференции для потенциальных резидентов. В совокупности реализация всех преференций на территории позволит обеспечить экономию для бизнеса порядка 40 процентов. Это, конечно, будет способствовать ускоренной реализации инвестпроектов в этой зоне за счет снижения затрат.

Здесь же нельзя не упомянуть территории опережающего социально-экономического развития, которые формируются в регионе. Важным их отличием является то, что инфраструктурные объекты создаются за счет бюджетных ресурсов. В рамках этих территорий так же существуют значительные льготы и преференции, как и в Свободном порте. Однако ТОРы имеют определенные границы, и только в их рамках мы можем говорить о тех возможностях, которые обеспечивает закон. В рамках Свободного порта эти границы гораздо шире.

Еще один важный для инвесторов вопрос — это трудовые ресурсы. Когда реализуется такое огромное количество различных проектов, безусловно, потребуется существенный приток квалифицированных кадров, способных реализовать все крупные проекты. В этом отношении в Приморье тоже делаются определенные шаги. Например, постановлением региональной администрации утверждена подпрограмма «Повышение мобильности трудовых ресурсов» на 2015-17 годы. Она предусматривает возможность софинансирования затрат инвесторов по привлечению в регион высококвалифицированных трудовых ресурсов. Уже в 2015 году в Приморье в соответствии с этой программой будет привлечено порядка 300 работников. В 2016 году планируется привлечь около 200 работников, в 2017 — более 350.

В 2015 году участниками такой программы являются завод «Звезда», который намерен трудоустроить более 70 человек, а также группа компаний «Доброфлот», которая планирует привлечь более 200 человек, чтобы развивать свои производства.

Еще одно, мне кажется, важное условие — это качество жизни населения. Во-первых, это жилье. Губернатор края определил задачу по увеличению объемов строительства жилья в крае до 1 миллиона квадратных метров общей площади в год, и это, на наш взгляд, позволит решить жилищный вопрос в Приморье и привлечь новые трудовые ресурсы. Сейчас у нас в агентстве на сопровождении есть несколько крупных проектов по строительству жилья, в том числе эконом-класса.

Во-вторых, в крае должны быть места, куда житель может поехать, где можно что-то посмотреть, провести досуг. С этой точки зрения у нас уникальная природа и море, которое нам дала сама природа, и географическое положение обязывает максимально использовать это конкурентное преимущество. Но этого недостаточно. Нужны культурные объекты, которые станут центром притяжения туристов и жителей края. Такие объекты сейчас создаются, например, театр оперы и балета. С 1 января 2016 года он станет одной из сцен Мариинского театра, и, на мой взгляд, это очень важное достижение. Тем, кто живет за Уралом, в Сибири, на Дальнем Востоке, и тем, кто живет в Азиатско-Тихоокеанском регионе, сейчас не нужно ехать в Санкт-Петербург, чтобы посмотреть балетные или оперные постановки, они могут делать это в нашем театре.

Стоит отметить и образовательную базу. Федеральный университет, который построен, это, конечно, один из самых современных университетских комплексов, аналогов которому нет на Дальнем Востоке. Показателем признания ДВФУ является то, что сюда едут учиться люди из Азиатско-Тихоокеанского региона и из центра страны. Есть студенты, которые приехали учиться в ДВФУ из Московской области, Екатеринбурга, других крупных городов.

 Были ли на ВЭФе подписаны какие-то конкретные крупные соглашения с инвесторами, какие именно?

— Агентство оказывало содействие в подготовке многих подписанных на ВЭФ соглашений. За три дня было подписано 22 соглашения на общую сумму около 100 миллиардов рублей.

Те сферы, в которых подписывались эти соглашения, совершенно разные: это сельское хозяйство, транспорт, туризм, производство и так далее.

Если говорить предметно о договоренностях, то хотелось бы отметить соглашение, которое было подписано индустриальным парком «Янковский». Этот проект находится на сопровождении в агентстве, стабильно развивается и очень важен для региона. Уже созданы огромные складские площади, чтобы край мог эффективно реализовывать свою специализацию в области транспортной логистики.

Кроме прочего, важным моментом на ВЭФ стало подписание соглашений с резидентами территорий опережающего социально-экономического развития «Надеждинская» и «Михайловская».
Еще очень интересным, на мой взгляд, направлением является то, что происходит в области реализации проектов на основе государственно-частного партнерства. В рамках ВЭФа было подписано соглашение по созданию Центра ядерной медицины и оптово-распределительного центра.

Поскольку проекты государственно-частного партнерства набирают силу и представляют интерес для края, для нас и для инвесторов, то в агентстве с мая текущего года расширена структура. Помимо маркетингового, юридического отделов и отдела инвестиционных проектов, у нас появился отдел проектов государственно-частного партнерства.

Он уже набрал определенную базу по таким проектам и приступил к содействию в реализации части из них.

— Как по-вашему, будет ли расти число упомянутых проектов в сфере государственно-частного партнерства в связи с законом о концессиях?

— 115 Федеральный закон «О концессионных соглашениях» в последней редакции вступил в силу 1 мая этого года. С первого января вступает в силу Федеральный закон номер 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Благодаря разработке нормативно-правовой базы условия реализации проектов становятся более понятными, прозрачными, эффективными для потенциальных участников данного проекта. Даже до того, как такие изменения были приняты, проектов было достаточно много, и интерес к этой форме был существенный. Сейчас у нас есть наработки по проектам, в частности, в области дорожного строительства, и решать их тоже можно через использование механизма государственно-частного партнерства, что, в общем, уже делается в России.

В какую отрасль сейчас наиболее охотно идут инвесторы? Можно ли назвать проекты, которые пользуются наибольшей популярностью?

— Инвесторы идут в разные отрасли. Это, например, строительство, производство, туризм, переработка твердых бытовых отходов. На сопровождении в Агентстве есть очень большое количество проектов, которые интересуют и российских, и зарубежных инвесторов. На сегодняшний день в крае уже работает около 560 предприятий с участием иностранного капитала, это в основном предприятия из Китая, Республики Корея и из Японии.

22 мая текущего года состоялось открытие угольного разреза месторождение Адамсовское в Надеждинском районе. Это событие дало старт началу работ по реализации первой очереди проекта, который реализуется совместно с компанией «Хуафэн» (КНР) и российской компанией «Рубикон». Мы сопровождаем этот проект. В течение первых пяти лет китайские партнеры инвестируют в проект около 90 миллионов долларов США, а общий объем инвестиций с обеих сторон может составить порядка 450 миллионов долларов США. Сейчас этот проект находится в стадии реализации, и в рамках ВЭФа руководство провинции Цзилинь в сопровождении Инвестиционного агентства выезжало на эту площадку. Стороны остались довольны текущей работой.

Еще один проект, который можно привести в пример, это строительство жилого микрорайона «Новый город», который реализуется во Владивостоке в районе Зеленого угла. Уже подписано соглашение о намерениях по реализации данного проекта, сторонами являются компании «Цзиньгу», «Новый город», Инвестиционное агентство, Строительный подкомитет Всекитайского комитета по содействию международной торговле. Теперь «Цзиньгу» планирует заключить соглашение о реализации данного инвестиционного проекта.

— Расскажите, как происходит отбор инвесторов, что нужно, чтобы инвестор мог поучаствовать в предложенных проектах?

— Здесь основной вопрос в том, чего хочет сам инвестор.

Во-первых, он может войти в какой-либо проект в качестве соинвестора. Имеются в виду как прямые инвестиции в проект, так и поставка технологий, оборудования, необходимого в рамках реализации данного проекта.

У нас есть перечень инвестиционных проектов, которые планируются к реализации в Приморье. Также мы формируем план создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры, ежегодно его обновляем, ежеквартально проводим его мониторинг и при необходимости корректируем (все могут ознакомиться с ним на инвестиционном портале Приморского края). В таких случаях инвестор перечисляет проекты или виды экономической деятельности, которые его интересуют, и мы предоставляем соответствующую информацию о тех проектах, которые у нас есть, включая общую экономику по ним. Например, стоимость, период окупаемости и так далее. Инвестор анализирует информацию и начинает взаимодействие с инициаторами тех проектов, которые оказались привлекательны и нуждаются в софинансировании.

Второй вариант — инвестор, заходя в регион, может иметь намерение осуществить свой проект самостоятельно на территории края, в том числе в особых зонах. В этой ситуации необходимо подготовить инвестиционную заявку по форме агентства и бизнес-план проекта. Когда инвестор представил эти документы, мы можем провести оценку. Также мы направляем проект на рассмотрение в органы исполнительной власти и муниципалитеты, которые, с учетом приоритетов развития тех или иных отраслей дают заключение о целесообразности его реализации на территории Приморского края. Как правило, это происходит достаточно быстро, об итогах рассмотрения того или иного проекта мы информируем инвестора. Он, в свою очередь, принимает решение о начале реализации проекта, а также определяет, какая помощь необходима для начала реализации проекта — земельный участок, административная поддержка, дополнительные источники финансирования, трудовые ресурсы или что-то еще.

Третий вариант — инвестор уже реализует проект на территории Приморского края и хочет получить какие-либо услуги агентства, например, содействие в получении государственной поддержки, предусмотренной различными актами. Тогда он тоже может зайти к нам в Инвестиционное агентство, подать инвестиционную заявку, а мы представим полный набор возможных вариантов поддержки, проведем консультации, поможем подготовить необходимые документы, разъясним процедурные вопросы. Ну, и после этого запускается работа с документами.

Бывает и так, что инвестор самостоятельно реализует проект, у него есть средства, и он заходит в агентство, чтобы ему была оказана информационная поддержка. Он хочет продвигать свой проект, принимать участие в конгрессно-выставочных мероприятиях, куда-то совместно с нами ездить, участвовать в работе коллективных выставочных стендов. В этом случае также заполняется инвестиционная заявка с приложением бизнес-плана проекта, и мы включаем проект в каталог инвестпроектов, размещаем его на сайте и информируем инвестора обо всех мероприятиях, которые могут представлять для него интерес с учетом специфики проекта.

— Есть ли проекты, которые, может, не очень доходны, но политически, социально, стратегически важны для региона?

— Конечно, такие проекты у нас есть. На мой взгляд, стратегически важными точками роста региона являются проекты территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток. Это именно те стержни, которые должны быть основой, столпом развития региона. Вокруг этих территорий будет формироваться соответствующая бизнес-среда. Будет развиваться и малый бизнес, и социальная сфера, и жилищно-коммунальное хозяйство, и все прочие сферы деятельности края.

Они, безусловно, экономически эффективны благодаря преференциям и усилиям, которые вкладываются в их создание, и при верной реализации обязательно принесут результат.

На мой взгляд, сегодня очень важны проекты, которые мы реализуем на условиях государственно-частного партнерства. Особенно в сфере жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, здравоохранения. Они затрагивают жизнь любого человека, любого гражданина на территории региона.

Например, возвращаясь к соглашениям, заключенным на ВЭФ, российско-израильское совместное предприятие «Биотехмаркет» планирует принять участие в создании оптово-распределительного центра. В данном случае Приморье станет частью межрегиональной сети оптово-распределительных центров для сельхозпродукции. Проект в рамках федеральной программы создает некие инструменты для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, и именно это позволяет сократить затраты и повысить эффективность в этой сфере в целом. Планируется, что этот центр станет неким производственным хабом, который обеспечит потребность региона и позволит создать инфраструктуру социального питания в Приморском крае.

Оптово-распределительный центр будет разделен на несколько зон: складская, производственная и торговая. Склады займут порядка 60 процентов всей площади центра. Это будут специально оборудованные помещения, предназначенные для хранения овощей, фруктов, мяса, рыбы и так далее. Зоны будут разделены в соответствии с возможным товарным соседством. В производственной зоне будет происходить первичная переработка и фасовка продукции. Торговая зона будет предназначена в основном для мелкооптовой торговли, где можно будет купить продукцию по оптовым ценам без розничной наценки и таким образом исключить лишние посреднические звенья, что тоже ведет к экономии для всех участников процесса. Приоритет оптово-распределительный центр, естественно, будет отдавать местным и отечественным производителям. По сути, для их поддержки такая структура и создается.

Там будут работать пункты санитарного, ветеринарного контроля, таможенные пункты, точки, где будут оказываться банковские, страховые услуги. Всего центр будет оказывать порядка 40 видов различных услуг. Таким образом, мы сможем снизить затраты до 15-25 процентов за счет эффективных схем организации.
Кроме прочего, оптово-распределительный центр позволит резко сократить потери продукции. Сейчас по оценкам специалистов они могут составлять до 20-30 процентов за счет просто непригодных условий хранения, и это большая цифра.

Еще один проект, о котором я говорила, но хотела бы остановиться подробнее — Центр ядерной медицины. Он также будет реализован на основе принципов ГЧП и тоже имеет большое социальное значение для региона. Не могу сказать, что с экономической точки зрения он не выгоден, но это также очень важный социальный проект. Он будет реализовываться на базе Дальневосточного федерального университета на острове Русский. Государственная корпорация по атомной энергетике «Росатом», «Роснано», администрация Приморского края и ДВФУ подписали соответствующий меморандум о технологическом сотрудничестве и предоставлении лечебно-диагностических услуг населению в рамках данного медицинского центра.

В этом центре будет использоваться высокотехнологичное медицинское отечественное оборудование. Стоимость, например, циклотрона, составляет около 2 миллиардов рублей, это огромная сумма, и какому-то лечебному учреждению приобрести такое оборудование нереально. Реализовав такой проект, мы сможем получить такое оборудование и обеспечить население высокотехнологичными лечебными услугами. Ежегодно медицинскую помощь в Центре ядерной медицины смогут получать около 12 тысяч человек. Это, в общем, немаленькая цифра. Высокотехнологичная медицинская помощь будет оказана внутри региона, не нужно будет нести дополнительные затраты, чтобы ездить в центральные области страны или за рубеж.
Медицинский центр будет заниматься не только лечебной практикой, но и осуществлять экспорт знаний и технологий, поскольку планируется, что специалисты, в том числе из-за рубежа смогут проходить обучение на отечественном оборудовании, установленном в центре.

— Увеличится ли число инвесторов с принятием законов о ТОРах и Свободном порте?

— Естественно. Восточный экономический форум показал, что все инвесторы интересуются этими экономическими зонами.

Сейчас наша задача помимо формирования управляющих компаний, пула резидентов, строительства инфраструктуры, — вести масштабную просветительскую работу, много рассказывать об этом, доступно доносить информацию об условиях. Это уникальные возможности, которые может предоставить не каждый регион.

— Есть ли в федеральном или региональном законодательстве какие-то моменты, которые нужно изменить, чтобы повысить инвестиционную привлекательность?

— Конечно, мы стараемся идти по пути позитивных изменений. Работа в этом направлении ведется достаточно интенсивно. Сейчас агентство изучает лучшие практики в различных областях, в том числе, и в законотворчестве. По итогам такого мониторинга мы периодически делаем предложения по внесению изменений в различные нормативно-правовые акты, которые существуют на территории края, с учетом тех лучших практик, которые применяются в других субъектах. Например, сейчас Инвестиционное агентство проанализировало законодательство в области государственно-частного партнерства и сформировало предложения в департамент экономики и развития предпринимательства Приморского края по изменениям в краевой закон о государственно-частном партнерстве. Это позволит сделать закон более понятным, прозрачным, действенным, содержательным и позволит привести региональный закон в соответствие с федеральным.

Кроме того, существует такой аспект, как недостаточность мер государственной поддержки промышленных предприятий на уровне края. В отличие от федерального уровня, в Приморье не утверждена, например, отдельная государственная программа развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности. В то же время предприятия выражают заинтересованность в предоставлении специальных налоговых льгот, мер имущественной поддержки, создания инфраструктурных объектов, необходимых для реализации промышленных проектов. В этом направлении мы сейчас работаем. В частности, подготовлен проект закона Приморского края о промышленной политике в регионе, сейчас он находится на рассмотрении в региональном Законодательном Собрании. Надеюсь, в ближайшее время он будет рассмотрен и принят, что позволит ликвидировать пробел.

Еще один пример — изменение порогового значения объема инвестиций для получения региональных налоговых льгот. Первоначально минимальная планка для того, чтобы получить льготу по налогу на прибыль и налогу на имущество была 150 миллионов рублей. Но, изучив лучшие практики, мы увидели, что на самом деле минимальная планка 150 миллионов рублей за 3 года — это многовато, и по итогам было предложено со 150 снизить ее до 50 миллионов рублей.

Наш юридический отдел постоянно ведет мониторинг изменений законодательства, в том числе инвестиционного. И те изменения, которые вносятся в федеральные законы, в краевые законы, касающиеся инвестиционной деятельности, сразу фиксируются, о них сообщается инвесторам и сотрудникам агентства.