Как депутат в Госдуме от Камчатки Ирина Яровая пытается заставить не зарекаться от сумы и тюрьмы
И сума, и тюрьма
Глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая предлагает дополнить Уголовный кодекс статьей 164.1 «Хищение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд».
Дальневосточная мудрость?
В регионах Дальнего Востока интереса к инициативе депутата Яровой не проявили, на все просьбы прокомментировать законопроект в местных Управлениях Федеральной антимонопольной службы и региональных администрациях вежливо, но твердо ответили отказом. После громкого ареста губернатора Сахалина, видимо, решили, что лучше пока промолчать.
Генеральная прокуратура РФ не раз отмечала рост количества правонарушений и выявленных преступлений в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд на Дальнем Востоке. Так, активисты Общероссийского народного фронта еще в 2013 году докладывали Владимиру Путину о растратах правительства Сахалина. Чиновники приобретали за бюджетные деньги «Мерседесы» и внедорожники на суммы до 10 млн рублей, региональная администрация закупала дорогие 3D-картины, витражи и шторы, мебель и даже унитазы по 200 тыс. рублей. Правительство Сахалина потратило более 850 млн рублей на ремонт своего здания, еще 333 млн ушли на строительство одного только гаража. Губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин в начале марта был арестован по делу о получении взятки в размере $5,6 млн.
В целом эксперты «Общероссийского Народного Фронта» проанализировали 10 млн госзакупок, которые были размещены на правительственном сайте zakupki.gov.ru в период с 2012 по 2014 года. Результаты удручающие: 20% всех госзаказов было проведено с нарушениями законодательства. Данные об исполнении контракта в каждой пятой покупке отсутствовали или публиковались с опозданием.
Особенно, по его словам, это актуально для Дальнего Востока, от которого до Москвы – тысячи километров. «В этом специфика региона: руководство там бывает нечасто. В близлежащие области от столицы и президент, и министры федеральные приезжают почаще, да и гражданам в поисках правды проще добраться до Москвы, если до нее 500 км, а не 7 тыс. На расстоянии тяжелее контролировать, поэтому и бардака с госзакупками на Дальнем Востоке больше», – поясняет Абрамов. Он надеется, что история с сахалинским губернатором станет для всех уроков. Депутат солидарен с другими экспертами и тоже считает, что разобраться с коррупцией при размещении госзаказа могли бы электронные торги: чиновника нужно максимально оградить от принятия решений, чтобы этим занималась только электронная программа.
Комментарий самой Яровой по поводу масштабов коррупции в регионе редакции EastRussia раздобыть не удалось: по словам пресс-секретаря депутата, ее работа – предлагать законодательные меры по борьбе с коррупцией, а не оценивать масштабы явления.
Кто виноват…
Заместитель председателя Межрегиональной общественной организации «Комитет по борьбе с коррупцией» Ирина Рукина отмечает, что ситуация с госзакупками и госзаказом настолько серьезная, что одними поправками ее не исправишь. «Честь и хвала депутатам, которые пытаются хоть что-то сделать в тех рамках, которые им позволены, но вопроса это не решает», – подчеркивает эксперт.
Еще одна существенная проблема, по мнению Рукиной, - смета расходов, которая, как правило, делается завышенной. И проверить это тоже очень сложно. «Возьмите любой крупный проект, например, космодром Восточный. Завышение сметы расходов - это проблема номер один. Здесь, мне кажется, нужно принять закон об аффилированных компаниях, он находится в Госдуме. Наказание для чиновников, которые имеют такие компании и помогают им, должно быть жесточайшим. После случая с губернатором Сахалина Хорошавиным, по-моему, это всем должно быть ясно», – отмечает эксперт.
…и что делать
Ирина Рукина предлагает идти другим путем. По ее мнению, проблемы с госзакупками могли бы решить электронные торги. Она привела в пример Грузию, где с помощью электронных торгов за год-полтора удалось ликвидировать систему коррупции при госзаказе. Небольшая страна Черногория тоже переходит на такие торги. По словам Рукиной, там, где власть понимает, что бюджет - это священная корова и за нерациональное, неэффективное расходование средств будут отрывать голову, она делают все, чтобы сделать финансовые потоки прозрачными. Электронные закупки не решат всех проблем, но наверняка сделают торги прозрачными и открытыми.Еще одна эффективная мера – конфискация имущества коррупционеров. «Полностью она до сих пор не введена, чтобы там ни говорили депутаты. Когда коррупционер будет понимать, что имущество конфискуют и его семья останется без этого имущества, наверное, он подумает хорошенько. Вот сахалинский губернатор подавал декларацию. Что, неужели так трудно было проверить, что его декларация не соответствует его реальным расходам? Упал золотой поток на Сахалин – и где он оказался? На счетах в Гонконге, в недвижимости губернатора. Сколько еще нужно случаев, чтобы власть проснулась? Все оправдания на этот счет, я их просто не принимаю. Все можно отследить, проверить, однако для этого нужна прозрачность», - категорично заявляет эксперт.
Яровая и Старшинов также предлагают обязать подрядчиков и исполнителей сообщать обо всех субподрядчиках чуть ли не на этапе заявки, независимо от суммы контракта. Вот эту поправку Серажетдинов не поддерживает: «Мне эта мера кажется не совсем целесообразной. Это приведет к увеличению затрат самих участников, в некоторых случаях будет невозможно подать заявку. Заранее предусмотреть, на какие работы будут привлечены субподрядчики, достаточно сложно. Особенно, когда мы говорим о крупных контрактах, в основном строительных, описать всю цепочку соисполнителей здесь проблематично. Говорят, что соисполнители сливают деньги, которые потом обналичивают. Но тогда это будут делать через соисполнителей второго, третьего уровня. Увеличение контролирующих лиц проблему не решит. Чем больше действий, тем больше нужно времени для контроля».
«Депутат Яровая своими поправками, видимо, хочет перекрыть каналы для воровства, но каждое ужесточение будет порождать все больше теневых схем и нелепых ситуаций», – комментирует законодательную инициативу генеральный директор Центра развития регионов Игорь Меламед. Он вспоминает катастрофическое наводнение, которое накрыло Дальний Восток летом 2013 года. В Федеральном законе N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ничего не сказано о том, как действовать в условиях чрезвычайных ситуаций. Людей, попавших в зону стихийного бедствия, нужно было срочно обеспечить едой и всем необходимым, а чиновники из надзорных органов сказали, что делать это нужно по конкурсу. Проведение конкурса занимает полтора месяца, пострадавшим же помощь требовалась немедленно. «Никто не хотел брать на себя ответственность и не понимал, как это без конкурса накормить людей и не сесть в тюрьму. В итоге решение по этому вопросу принималось на самом высоком уровне. Каждое ужесточение требует целого ряда пояснений, когда и как можно действовать, иначе все время будут нарушения то одного, то другого, люди будут оглядываться и писать запросы, требуя разъяснений», – опасается эксперт.
Текст: Юлия Усачёва