Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

The "shaggy paw" will be hit by a fine and prison

As a deputy in the State Duma from Kamchatka, Irina Yarovaya tries to force her not to renounce money and prison

The "shaggy paw" will be hit by a fine and prison

United Russia deputies Irina Yarovaya (represents the Kamchatka Territory in the State Duma) and Mikhail Starshinov (a member of the Central Headquarters of the All-Russian Popular Front) want to toughen the punishment for frauds with public procurement. The bill has already been submitted to the State Duma. EastRussia analyzes how this threatens Far Eastern officials and how effective such an initiative can be.

And suma, and prison

Irina Yarovaya, head of the Duma Committee for Security and Anti-Corruption, proposes to supplement the Criminal Code with Article 164.1 "Theft in the procurement of goods, works, services to meet state or municipal needs."

If such an article appears, those responsible for the theft (if, of course, they manage to catch them by the hand) will be punished with a ruble and prison. The amount of the fine and the term of imprisonment will depend on the amount of the appropriated budget funds. The minimum rate is a fine from 500 thousand to 1 million rubles or imprisonment up to six years and a fine of up to 500 thousand rubles. Further more. In case of budget losses of more than 250 thousand rubles - a fine of 1-3 million rubles or a prison term of 4 to 8 years with a fine of 500 thousand to 1 million rubles. For embezzlement of more than 1 million rubles, the prison will become a home for 5-12 years. For embezzlement of budgetary funds in the execution of a state contract on an especially large scale (it starts from 6 million rubles), freedom can be imprisoned for 20 years. For receiving a bribe by an official when placing or carrying out a state defense order, there will be imprisonment from 8 to 15 years or a fine from 80 to 100 times the amount of the bribe.

Far Eastern wisdom?

In the regions of the Far East, they did not show any interest in the initiative of deputy Yarovoi, they politely but firmly refused to comment on the bill at local offices of the Federal Antimonopoly Service and regional administrations. After the loud arrest of the governor of Sakhalin, apparently decided that it is better to remain silent.

The Prosecutor General's Office of the Russian Federation has repeatedly noted an increase in the number of offenses and detected crimes in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs in the Far East. So, the activists of the All-Russian Popular Front back in 2013 reported to Vladimir Putin about the waste of the Sakhalin government. Officials bought Mercedes and SUVs for up to 10 million rubles for budget money, the regional administration bought expensive 3D paintings, stained glass windows and curtains, furniture and even toilet bowls for 200 thousand rubles. The Sakhalin government spent more than 850 million rubles to renovate its building, and another 333 million went to the construction of a garage alone. The Governor of the Sakhalin Region, Alexander Khoroshavin, was arrested in early March in the case of taking a bribe in the amount of $ 5,6 million.

In general, experts from the All-Russian People's Front analyzed 10 million government purchases that were posted on the government website zakupki.gov.ru in the period from 2012 to 2014. The results are dismal: 20% of all government orders were carried out with violations of the law. Performance data for one in five purchases was missing or published late.

State Duma deputy, member of the Committee on Regional Policy and Problems of the North and the Far East, Ivan Abramov, is convinced that the fight against corruption should not be increased responsibility, but the inevitability of punishment. “We need to explain the rules of the game to everyone: that's it, the fight against corruption has begun. Five or six years in prison - there is no difference. Maybe this will stop someone, but the majority will think that it will blow over again. All local officials, in principle, are sane literate people. They must understand that they will have to answer for illegal actions. We need to work more on the institution of control, and not on toughening punishment, ”the deputy said.

Especially, according to him, this is relevant for the Far East, from which to Moscow - thousands of kilometers. “This is the specificity of the region: the leadership is not there often. Both the president and federal ministers come to the nearby regions from the capital more often, and it is easier for citizens in search of the truth to get to Moscow if it is 500 km away, and not 7 thousand. ", - explains Abramov. He hopes that the story of the Sakhalin governor will be for all lessons. The deputy is in solidarity with other experts and also believes that electronic trading could deal with corruption when placing a state order: an official should be protected as much as possible from decision-making, so that only an electronic program can do this.

The editorial staff of EastRussia could not get a comment from Yarovaya herself about the scale of corruption in the region: according to the deputy's press secretary, her job is to propose legislative measures to combat corruption, and not to assess the scale of the phenomenon.

Who is guilty…

Irina Rukina, Deputy Chairperson of the Interregional Public Organization "Committee for the Fight against Corruption", notes that the situation with government procurements and government orders is so serious that amendments alone cannot correct it. "Honor and praise to the deputies who are trying to do at least something within the framework that they are allowed, but this does not solve the issue," the expert emphasizes.

In her opinion, the most important thing is the transparency of financial and commodity flows. With all the good intentions of the deputies, amendments to the Criminal Code will not be able to turn muddy water into transparent, Rukina said. “No Accounts Chamber can ever detect a bribe. Because an affiliated company that has already reached an agreement with an official will definitely win, in any way, ”explains the deputy chairman of the Anti-Corruption Committee. - But in order for her to win, the money from the account, the very bribe or kickback is transferred in advance. And the company goes to the auction calmly, because no one will see or understand anything. Or, if we are talking about orders of a different level, for example, municipal, the contract exists in advance. It says how many percent will be issued in the form of a rollback. At the same time, any company that takes part in a government order understands perfectly well that it will have to complete the task with much less money than is needed for its high-quality implementation. "

Another significant problem, according to Rukina, is the cost estimate, which, as a rule, is overstated. And it is also very difficult to verify this. “Take any major project, for example, the Vostochny cosmodrome. Overestimating costs is the number one problem. Here, it seems to me, it is necessary to adopt a law on affiliated companies, it is in the State Duma. The punishment for officials who have such companies and help them should be harsh. After the incident with the Governor of Sakhalin Khoroshavin, in my opinion, this should be clear to everyone, ”the expert notes.

... and what to do

Irina Rukina suggests going the other way. In her opinion, the problems with public procurement could be solved by electronic trading. She cited Georgia as an example, where with the help of electronic trading in a year and a half, it was possible to eliminate the system of corruption in state orders. The small country of Montenegro is also switching to such auctions. According to Rukina, where the authorities understand that the budget is a sacred cow and will tear their heads off for irrational, ineffective spending of funds, they do everything to make financial flows transparent. Electronic procurement will not solve all problems, but it will certainly make the bidding transparent and open. Another effective measure is the confiscation of the property of corrupt officials. “It has not yet been fully introduced, no matter what the deputies say. When a corrupt official understands that the property will be confiscated and his family will be left without this property, he will probably think carefully. Here is the Sakhalin governor filed a declaration. Was it really so difficult to verify that his declaration did not correspond to his real expenses? The golden stream fell to Sakhalin - and where did it end up? Accounts in Hong Kong, in the governor's estate. How many more cases are needed for the authorities to wake up? All the excuses on this score, I just do not accept them. Everything can be tracked, checked, but this requires transparency, ”the expert categorically declares.

Head of the Center for Legal Support and Consulting of the Institute for Procurement and Sales Management. A.B. Solovyov Higher School of Economics, Roman Serazhetdinov believes that one amendment will not change anything significant in the public procurement system - systemic measures are needed here. At the same time, Serazhetdinov welcomes any tightening of responsibility for fraud with public procurement - they say, it will not get worse. “Strengthening our responsibility does not in any way affect the openness of procurement. The availability of information on the official website and accessibility affect the openness of procurement. The law on the contract system in this part has already made a big step forward. The only unified information system, which is provided by law, has not yet been developed and implemented, but this should be done by the end of this year. There are tracking mechanisms, but the number of tenders is huge and it is impossible to track all purchases, in any case, there will still be some abuse. It is impossible to put a separate controller for each purchase, who would monitor everything, ”says Serazhetdinov.

Yarovaya and Starshinov also propose to oblige contractors and performers to report all subcontractors almost at the stage of the application, regardless of the amount of the contract. Serazhetdinov does not support this amendment: “This measure does not seem entirely expedient to me. This will increase the costs of the participants themselves, in some cases it will be impossible to apply. It is rather difficult to foresee in advance what kind of work the subcontractors will be involved in. Especially when we are talking about large contracts, mainly construction contracts, it is problematic to describe the entire chain of co-executors here. They say that the co-executors drain money, which they then cash out. But then this will be done through co-executors of the second, third level. Increasing controllers will not solve the problem. The more actions, the more time it takes to control. "

Roman Serazhetdinov, like Irina Rukina, sees the introduction of electronic trading (the relevant law was passed by the State Duma in the first reading), as well as Irina Rukina, solving problems with the opacity of public procurement. According to him, document circulation will decrease, automated control over the customer’s actions and the content of documents will appear. Now, when the competition is held, only the commission of the customer sees the application. The control authorities intervene if there is any appeal.

“Deputy Yarovaya, with his amendments, apparently wants to block channels for theft, but each tightening will generate more and more shadow schemes and ridiculous situations,” Igor Melamed, Director General of the Regional Development Center, comments on the legislative initiative. He recalls the catastrophic flood that hit the Far East in the summer of 2013. Federal Law No. 44-FZ "On the contract system in the procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs" does not say anything about how to act in emergency situations. People caught in the disaster zone had to be urgently provided with food and everything they needed, and officials from the supervisory authorities said that this should be done through a competition. The competition takes a month and a half, and the victims needed help immediately. “Nobody wanted to take responsibility and did not understand how it is to feed people without a competition and not go to jail. As a result, the decision on this issue was made at the highest level. Each tightening requires a number of explanations, when and how to act, otherwise there will be violations of one or the other all the time, people will look around and write requests, demanding clarifications, ”the expert fears.

March 3: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

По «мохнатой лапе» ударят штрафом и тюрьмой

Как депутат в Госдуме от Камчатки Ирина Яровая пытается заставить не зарекаться от сумы и тюрьмы

По «мохнатой лапе» ударят штрафом и тюрьмой

Депутаты-единороссы Ирина Яровая (представляет в Госдуме Камчатский край) и Михаил Старшинов (член Центрального штаба Общероссийского народного фронта) хотят ужесточить наказание за махинации с госзакупками. Законопроект уже внесен в Госдуму. EastRussia анализирует, чем это грозит дальневосточным чиновникам и насколько эффективной может быть такая инициатива.

И сума, и тюрьма

Глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая предлагает дополнить Уголовный кодекс статьей 164.1 «Хищение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд».

В случае появления такой статьи ответственных за хищения (если, конечно, удастся поймать их за руку) ждет наказание рублем и тюрьмой. Размер штрафа и срок лишения свободы будет зависеть от суммы присвоенных бюджетных средств. Минимальная ставка – штраф от 500 тыс. до 1 млн рублей либо лишение свободы до шести лет и штраф до 500 тыс. рублей. Дальше – больше. При потерях бюджета более 250 тыс. рублей – штраф 1-3 млн рублей или тюремный срок от 4 до 8 лет со штрафом от 500 тыс. до 1 млн рублей. За хищения более 1 млн рублей тюрьма станет домом на 5-12 лет. За хищения бюджетных средств при исполнении госконтракта в особо крупном размере (он начинается от 6 млн рублей) свободы могут лишить на 20 лет. За получение взятки должностным лицом при размещении или выполнении гособоронзаказа будет грозить лишение свободы от 8 до 15 лет либо штраф от 80 до 100-кратной суммы взятки.

Дальневосточная мудрость?

В регионах Дальнего Востока интереса к инициативе депутата Яровой не проявили, на все просьбы прокомментировать законопроект в местных Управлениях Федеральной антимонопольной службы и региональных администрациях вежливо, но твердо ответили отказом. После громкого ареста губернатора Сахалина, видимо, решили, что лучше пока промолчать.

Генеральная прокуратура РФ не раз отмечала рост количества правонарушений и выявленных преступлений в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд на Дальнем Востоке. Так, активисты Общероссийского народного фронта еще в 2013 году докладывали Владимиру Путину о растратах правительства Сахалина. Чиновники приобретали за бюджетные деньги «Мерседесы» и внедорожники на суммы до 10 млн рублей, региональная администрация закупала дорогие 3D-картины, витражи и шторы, мебель и даже унитазы по 200 тыс. рублей. Правительство Сахалина потратило более 850 млн рублей на ремонт своего здания, еще 333 млн ушли на строительство одного только гаража. Губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин в начале марта был арестован по делу о получении взятки в размере $5,6 млн.

В целом эксперты «Общероссийского Народного Фронта» проанализировали 10 млн госзакупок, которые были размещены на правительственном сайте zakupki.gov.ru в период с 2012 по 2014 года. Результаты удручающие: 20% всех госзаказов было проведено с нарушениями законодательства. Данные об исполнении контракта в каждой пятой покупке отсутствовали или публиковались с опозданием.

Депутат Госдумы, член Комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Иван Абрамов уверен, что бороться с коррупцией нужно не усилением ответственности, а неотвратимостью наказания. «Нужно всем объяснить правила игры: все, началась борьба с коррупцией. Пять или шесть лет тюрьмы - разницы нет. Кого-то, может, это и остановит, а большинство будет думать, что в очередной раз пронесет. Все чиновники на местах, в принципе, вменяемые грамотные люди. Они должны понимать, что за противоправные действия им придется ответить. Нужно больше работать над институтом контроля, а не над ужесточением наказания», – считает депутат.

Особенно, по его словам, это актуально для Дальнего Востока, от которого до Москвы – тысячи километров. «В этом специфика региона: руководство там бывает нечасто. В близлежащие области от столицы и президент, и министры федеральные приезжают почаще, да и гражданам в поисках правды проще добраться до Москвы, если до нее 500 км, а не 7 тыс. На расстоянии тяжелее контролировать, поэтому и бардака с госзакупками на Дальнем Востоке больше», – поясняет Абрамов. Он надеется, что история с сахалинским губернатором станет для всех уроков. Депутат солидарен с другими экспертами и тоже считает, что разобраться с коррупцией при размещении госзаказа могли бы электронные торги: чиновника нужно максимально оградить от принятия решений, чтобы этим занималась только электронная программа.

Комментарий самой Яровой по поводу масштабов коррупции в регионе редакции EastRussia раздобыть не удалось: по словам пресс-секретаря депутата, ее работа – предлагать законодательные меры по борьбе с коррупцией, а не оценивать масштабы явления.

Кто виноват…

Заместитель председателя Межрегиональной общественной организации «Комитет по борьбе с коррупцией» Ирина Рукина отмечает, что ситуация с госзакупками и госзаказом настолько серьезная, что одними поправками ее не исправишь. «Честь и хвала депутатам, которые пытаются хоть что-то сделать в тех рамках, которые им позволены, но вопроса это не решает», – подчеркивает эксперт.

По ее мнению, самое главное – это прозрачность финансовых и товарных потоков. При всех благих намерениях депутатов поправки в Уголовный кодекс не смогут превратить мутную воду в прозрачную, считает Рукина. «Никакая Счетная палата никогда не сможет обнаружить взятку. Потому что аффилированная компания, которая уже договорилась с чиновником, обязательно выиграет, любым путем, - объясняет зампред Комитета по борьбе с коррупцией. - Но для того, чтобы она выиграла, деньги со счета, ту самую взятку или откат перечисляют заранее. И на торги компания идет спокойно, потому что никто ничего не увидит и не поймет. Либо, если речь идет о заказах другого уровня, например, муниципальных, договор существует заранее. В нем прописано, сколько процентов в виде отката будет выдано. При этом любая компания, которая идет на участие в госзаказе, прекрасно понимает, что ей придется выполнить задачу с гораздо меньшим количеством денег, чем нужно на ее качественную реализацию».

Еще одна существенная проблема, по мнению Рукиной, - смета расходов, которая, как правило, делается завышенной. И проверить это тоже очень сложно. «Возьмите любой крупный проект, например, космодром Восточный. Завышение сметы расходов - это проблема номер один. Здесь, мне кажется, нужно принять закон об аффилированных компаниях, он находится в Госдуме. Наказание для чиновников, которые имеют такие компании и помогают им, должно быть жесточайшим. После случая с губернатором Сахалина Хорошавиным, по-моему, это всем должно быть ясно», – отмечает эксперт.

…и что делать

Ирина Рукина предлагает идти другим путем. По ее мнению, проблемы с госзакупками могли бы решить электронные торги. Она привела в пример Грузию, где с помощью электронных торгов за год-полтора удалось ликвидировать систему коррупции при госзаказе. Небольшая страна Черногория тоже переходит на такие торги. По словам Рукиной, там, где власть понимает, что бюджет - это священная корова и за нерациональное, неэффективное расходование средств будут отрывать голову, она делают все, чтобы сделать финансовые потоки прозрачными. Электронные закупки не решат всех проблем, но наверняка сделают торги прозрачными и открытыми.Еще одна эффективная мера – конфискация имущества коррупционеров. «Полностью она до сих пор не введена, чтобы там ни говорили депутаты. Когда коррупционер будет понимать, что имущество конфискуют и его семья останется без этого имущества, наверное, он подумает хорошенько. Вот сахалинский губернатор подавал декларацию. Что, неужели так трудно было проверить, что его декларация не соответствует его реальным расходам? Упал золотой поток на Сахалин – и где он оказался? На счетах в Гонконге, в недвижимости губернатора. Сколько еще нужно случаев, чтобы власть проснулась? Все оправдания на этот счет, я их просто не принимаю. Все можно отследить, проверить, однако для этого нужна прозрачность», - категорично заявляет эксперт.

Руководитель Центра юридического сопровождения и консалтинга Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева Высшей школы экономики Роман Серажетдинов считает, что одна поправка ничего существенного в системе госзакупок не поменяет – здесь нужны системные меры. При этом Серажетдинов приветствует любое ужесточение ответственности за махинации с госзакупками – мол, хуже не будет. «Усиление ответственности у нас никак не влияет на открытость закупок. На открытость закупок влияет наличие информации на официальном сайте, доступность. Закон о контрактной системе в этой части и так сделал большой шаг вперед. Единственное, единая информационная система, которая предусмотрена законом, еще не разработана и не внедрена, но до конца этого года это должно быть сделано. Механизмы отслеживания есть, но количество торгов огромно и отследить все закупки нельзя, в любом случае какие-то злоупотребления все равно будут. Невозможно же для каждой закупки поставить отдельного контролера, который бы за всем следил», - рассуждает Серажетдинов.

Яровая и Старшинов также предлагают обязать подрядчиков и исполнителей сообщать обо всех субподрядчиках чуть ли не на этапе заявки, независимо от суммы контракта. Вот эту поправку Серажетдинов не поддерживает: «Мне эта мера кажется не совсем целесообразной. Это приведет к увеличению затрат самих участников, в некоторых случаях будет невозможно подать заявку. Заранее предусмотреть, на какие работы будут привлечены субподрядчики, достаточно сложно. Особенно, когда мы говорим о крупных контрактах, в основном строительных, описать всю цепочку соисполнителей здесь проблематично. Говорят, что соисполнители сливают деньги, которые потом обналичивают. Но тогда это будут делать через соисполнителей второго, третьего уровня. Увеличение контролирующих лиц проблему не решит. Чем больше действий, тем больше нужно времени для контроля».

Решение проблем с непрозрачностью госзакупок Роман Серажетдинов так же, как и Ирина Рукина, видит в введении электронных торгов (соответствующий закон принят Госдумой в первом чтении). По его словам, уменьшится документооборот, появится автоматизированный контроль за действиями заказчика, содержанием документов. Сейчас, когда проводится конкурс, заявки видит только комиссия заказчика. Контрольные органы вмешиваются, если идет какое-то обжалование.

«Депутат Яровая своими поправками, видимо, хочет перекрыть каналы для воровства, но каждое ужесточение будет порождать все больше теневых схем и нелепых ситуаций», – комментирует законодательную инициативу генеральный директор Центра развития регионов Игорь Меламед. Он вспоминает катастрофическое наводнение, которое накрыло Дальний Восток летом 2013 года. В Федеральном законе N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ничего не сказано о том, как действовать в условиях чрезвычайных ситуаций. Людей, попавших в зону стихийного бедствия, нужно было срочно обеспечить едой и всем необходимым, а чиновники из надзорных органов сказали, что делать это нужно по конкурсу. Проведение конкурса занимает полтора месяца, пострадавшим же помощь требовалась немедленно. «Никто не хотел брать на себя ответственность и не понимал, как это без конкурса накормить людей и не сесть в тюрьму. В итоге решение по этому вопросу принималось на самом высоком уровне. Каждое ужесточение требует целого ряда пояснений, когда и как можно действовать, иначе все время будут нарушения то одного, то другого, люди будут оглядываться и писать запросы, требуя разъяснений», – опасается эксперт.