Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

How much Mu in the Far East

What attracts Chinese investors in agriculture, which is considered unprofitable in Russia

Recently, officials responsible for attracting investment in the Russian Far East announced that they had found a global Chinese partner for the development of the river port infrastructure of three constituent entities of the Russian Federation: the Amur Region, the Jewish Autonomous Region and the Khabarovsk Territory. The investor should be the Chinese Dongjin Group, who promised to start building a grain port in Khabarovsk on 400 thousand tons - to export future products grown in the Far East to China. Having studied the Chinese media and analytical reports on Chinese investments in the agrarian Far East, EastRussia is compelled to state that all this can be viewed from a completely different angle.

How much Mu in the Far East
Photo: "Russian Planet", "New News", "View"

HISTORY ON HUNDREDS OF MILLIONS

In 2017, China Daily proudly for their country reportedthat China is becoming the main investor in the Far East, since the Dongjin Group based in Harbin (Heilongjiang Province) recently leased 800 thousand tons of land for its agricultural projects under Khabarovsk 1 and then brought the rental space to 666 million mu. The traditional Chinese measure of the size of an agricultural plot, mu, is equal to 1 мет square meter, or 15 / 66,67 hectare. Thus, according to Chinese media reports, the Dongjin Group leased XNUMX thousand hectares of arable land from Russia for soybeans. So what is next?

China Daily announced the group’s plans to invest in the next three years about 700 million yuan ($ 104,7 million at the then exchange rate) in the development of a cross-border agribusiness cluster, which should include soybean growing sites in Russia, a plant for processing raw materials and a river port in China Fuyuan (the Heilongjiang district center nearest to Khabarovsk).

The head of the Dongjin Group, Zhang Dajun, admitted to the China Daily that farming in the Russian Far East is much cheaper than in Heilongjiang Province: “The rent for mu in the region is about 10 yuan per year (which gives 150 yuan per hectare, or, given that the rate fluctuated in 2017 between 8 and 9 rubles per yuan, no more than 1350 rubles per hectare - EastRussia), and in Harbin - no less than 500 yuan (7,5 thousand yuan per year per hectare. - EastRussia). In China, on average, a skilled agricultural worker needs to pay 10 thousand Yuan per month, in Russia - 3-4 thousand Yuan. The price of diesel fuel in Russia is just 60% of the price in China, ”the Chinese entrepreneur listed the advantages.

Production at the site in 200 thou. Mu (13,3 thou. Ha), already sown by Dongjin Group in the Far East in 2017, can be managed by the entire 20 person, said Zhang Dajun. And only two years later, it can be harvested in 150 thousand tons worth 1 billion yuan, the entrepreneur continued.

Based on the above calculations made by a representative of the Dongjin Group, EastRussia cannot fail to marvel at the profitability of the Chinese soybean business in Russia. After all, the cost of a two-year lease of a land plot in 200 thou mu under Khabarovsk, according to the China Daily, will amount to 4 million yuan, for the labor remuneration of its employees it will take 1,92 million yuan. Compared with the billion yuan, which will cost the manufactured products, all this - a mere penny from the ruble.

True, optimistic calculations of a representative of Chinese business do not include taxes (I would like to believe that they are paid in Russia), nor the cost of equipment, grain, fuel and logistics: for the agriculture of the Far East, the last factors are the key factors. And is it different for the Chinese working in Russia?

However, at least in the organization of logistics, the project had assistants. In the face, as usual, the Russian authorities, who care about the investment climate.

GIVE A PORT? BUILD YOURSELF

In August, Russian Deputy Prime Minister Yuri Trutnev, who oversees the Far East, traveled to DNXX to Dalian, where he met with the head of the Dongjin Group, Zhang Dajun, thereby. The press service of the Ministry of Development and Development reported that the investor intends to grow soybean in the south of the Khabarovsk Territory on 2018 thousand hectares, and is already using 75 thousand hectares, having invested RUB 35 billion in the purchase of equipment and other expenses. But he needs a site for the construction of a port in order to export products through the Amur to Northeast China.

Yury Trutnev instructed Khabarovsk Governor Vyacheslav Shport (not knowing, of course, that he would lose the election after only a month) “consider the possibility of two-stage project support: in the first stage, provide the Chinese company with port facilities so that the investor could find a platform for grain transportation. "

Meanwhile, while elections were taking place in the Khabarovsk Territory, the Dongjin Group managed to handle the transportation of the first products from the leased 30 thousand hectares near Khabarovsk to China, reported by Global Times. In mid-October, the first ship arrived in Fuyuan with 1 thousand tons of soybeans, until the end of the year the company was expecting a total of 80 thousand tons of products, the newspaper reported.

“The company began using the agricultural potential of the Russian Far East in April 2017 of the year, renting 120 thousand hectares of farms in Russia,” Global Times noted. The first pier for receiving only grain cargo from Russia in Fuyuan was built by the Chinese Heilongjiang Shipping Group Co. Ltd. “As a shipping company, if we want to develop our water transport, we must focus on Russia. The main prospect is in bulk cargo, the most valuable and realistic option is grain, ”said Sun Xuefi, head of the company.

RENTAL BOILS, SOYA - GOING

Thus, an interesting mosaic is formed from the reports of Russian officials and Chinese media. Starting from 2017, the Dongjin Group leased in the south of the Khabarovsk Territory, according to various reports, either 67 thousand hectares, or 120 thousand hectares of soybean, and at the end of 2018, the first crop was received, either from 13,3 thousand hectares, or whether with 30-35 thou. ha, safely transporting it to Fuyuan.

With the magnitude of the Russian harvest of the Dongjin Group (as, we note, and with the magnitude of the leased areas) there is no clarity. The company itself estimated the volume of upcoming soybean shipments to Fuyuan by the end of 2018 in 80 thousand tons. But from the entire Khabarovsk Territory, according to official data of the Far Eastern Customs Administration, 2018 thousand tons were exported under the item “Soy beans not for sowing” in January-September 5,7, in October - 4,4 thousand tons, in November - 10,8 thousand tons , and only for January-November - 20,9 thousand tons (statistics for December is not yet available).

How much this is little can be judged by statistics for 11 months 2018 of the year for the neighboring constituent entities of the Russian Federation - the Jewish Autonomous Region (128,3 thousand tons of soybeans for export), the Amur Region (391,2 thousand tons) and Primorsky Krai (203,6 thousand tons). And since the Dongjin Group is hardly a monopolist for the supply of Khabarovsk soybeans to China, and navigation around the Amur River closes in early November, there are no 80 thousand tons transported from Khabarovsk to Fuyuan in the Amur River (we can’t note that these shipments were officially accounted for as soybeans).

However, if you do not understand the true scale of the business, the fact is obvious: the Dongjin Group has been working at leased sites in the Khabarovsk Territory since at least the 2017 year, having already begun to receive from them the harvest in the form of soybeans exported to China. It is strange that the Khabarovsk authorities are modestly silent about it. However, we will return to this issue a little lower.

TRANSBOUNDARY CHAIN ​​UNTILS ONLY TO BENEFITS

Following the instructions of Yuri Trutnev, the top managers of the Far East Investment Promotion and Export Promotion Agency (IPA) met with their Chinese colleagues, the Ministry of Eastern and Eastern Development reported to 15 in January. API Director General Leonid Petukhov said that the Dongjing Group "intends to implement a project to build a modern agricultural cross-border production chain that combines agriculture, livestock, port logistics and storage facilities in the Far East of Russia." “We have already helped our partners find the site for the construction of a specialized agricultural port in the Khabarovsk Territory. Now they are preparing the necessary documents for obtaining the status of a resident of the territory of priority development, ”he said.



According to the IPA report, the Dongjing Group is going to build a “specialized river port in the city of Khabarovsk for transshipment of agro-industrial goods” (read, a grain river port) for 400 thousand tons per year with warehouses for 100 thousand tons for one-time storage. The partner will be China Harbor Engineering Company, ready to build a port infrastructure between the cities of several border regions at once “with access along the Amur River to the seaport of Nikolaevsk-on-Amur”. "This will allow to connect the river infrastructure with the sea, will open the export of agricultural products for the countries of the Asia-Pacific Region and the Far East," - said in a statement.

Of course, with every 200 thous. Mu of soybean fields in the Russian Far East for 1 billion yuan (or 90 billion rubles) of revenue, subject to obtaining tax benefits as a resident of the priority development territory, the Dongjing Group could make such large-scale investments in the economy Russia. But why?

CONFLICTING EXPERIENCE: THE SHINE OF KHABAROVSKAYA STARS

In 2016, many media reported including EastRussia, the Khabarovsk Territory has business contacts with the Chinese agricultural scientific and technical company "Sanyu" (Heilongjiang Province). Sanyu and the Russian company Zvezda worked out plans to create a joint agricultural enterprise in the Lazo District, in the south of the Khabarovsk Territory, with an investment of about 3 billion rubles.

In September, 2017, during a visit to Khabarovsk of the delegation of the Heilongjiang Province, an agreement was signed between Zvezda LLC and Fu Yuan Jin Liang Modern Agriculture LLC (Fuyuan). The press service of the regional government reported that the companies agreed to build a cattle-breeding complex on 5 thousand cows, a dairy plant on 35 tons per day, to grow soybeans and fodder crops, introducing into the turnover of 66 thousand hectares of fallow land (no-use reserve lands). The Chinese side has pledged $ 53 million investment.


В list of ongoing investment projects the district administration’s website explains that Zvezda LLC will build a vegetable storage facility at the municipality for 2026 by 15 ths. tons per year, spending 1,65 billion rubles. (88% of these companies will take “Sanju” from China), and by the 2019, 121,9 will produce thousands of tons of grain and 15,4 thousand tons of vegetables. In the register of investment projects as of December 2018, Star investments for 2026 are estimated at 7,63 billion rubles, the project is listed as being implemented, with planned jobs for 126 and more than 300 million rubles. tax revenues in the Russian budget.

But in local editions notes with eloquent headings are already appearing: "The Red Book Forest in the Khabarovsk Territory dies from Chinese chemicals." In the village of Mogilyovka, writes portal DVnovosti, “the company works with the patriotic name“ Zvezda ”. She has leased 21,9 thousands of hectares of land for 49 years. This year they planned to plow three thousand hectares to start growing products. Farmer Anton Zavarukhin said that the Chinese worked in neighboring greenhouses and harvested dozens of times more than local farmers. “It is impossible to collect so much without cultivating the land with chemicals, and the citizens of the People's Republic of China come here to earn money. And then they will begin to build here, have children, they have little land, they occupy foreign territories in this way, ”the farmer believes.”

"MODEL HUASIN", AND ANYTHING PERSONAL

Chinese businessmen mastered various forms of participation in agriculture in the Russian Far East as early as the 19 century, and at the beginning of the 90 years of the 20 century, they discovered it anew for themselves, as capitalist. The study of Chinese Agrarian Capitalism in the Russian Far East by American Chiayi Zhou, published by the Chiang Mai University of Thailand, contains many instructive examples of how cooperation between the two countries has developed in the field of agriculture.

The head of Dongning Huaxin Industry and Trade Group, or the Huacinh Corporation, began by purchasing the pig farm in Ussuriysk in 1999. In 2004, Huaxin has already received for rent a plot of 50 thousand hectares together with its Russian partner, Company Armada, and has since been engaged in growing soybeans, sunflower, barley, maize, fodder wheat, beef and dairy cattle, mixed feed production, processing soy.

In 2010, the company initiated the creation of an agricultural economic zone of Chinese-Russian cooperation in Heilongjiang Province, in 2012, the creation of the Heilongjiang Agricultural Industry Association in Russia, uniting more than a hundred Chinese companies. All of them are engaged in investing in agriculture in the south of the Far East: remember how much soybeans are only exported to China from four subjects of the south of the Far Eastern Federal District according to official data from Russian customs.

90% of soybean consumed in China - imported. Russia produces 4 million tons per year, and in the next five years, according to the Russian Ministry of Agriculture, it will be able to bring this level to 8 million. China imports 95 million tons of soybeans per year. In short, the Russian land in this sense is where to grow. Whether here only the Russian enterprises will be growth sources?

The success of Huaxin is recognized at the highest level: the company's website states that the zone of cooperation created by it was repeatedly noted among the best by both local authorities and various ministries of China, and is now included as a priority project in the concept of the New Silk Road "One Belt - One Road "(Belt and Road).

Huaxin, believes Jiay Zhou, has formed the whole “Model Huaxing”, the main content of which is cross-border trade, carried out jointly by “dragon enterprises”, the state Beidahuang Group, small enterprises and investor companies. The former are responsible for land leasing, public relations, market access, logistics and customs clearance. Beidahuang provides advanced technology, equipment and technology. Cooperatives of SMEs are responsible for central management, standardization of operations and organization, while investing companies provide loans, guarantees and other financial support measures.

Of course, the development of Russia in this model, none of its key elements is obliged to do. Using its natural potential - please.

Is it so bad, as it looks at first glance, a question that does not have a definite answer.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Почем му на Дальнем Востоке

Что влечет китайских инвесторов в сельхоз, считающийся убыточным в России

На днях чиновники, отвечающие за привлечение инвестиций на российский Дальний Восток, объявили о том, что нашли глобального китайского партнера для развития речной портовой инфраструктуры трех субъектов РФ: Амурской области, ЕАО и Хабаровского края. Инвестором должна выступить китайская Dongjin Group, пообещавшая для начала построить зерновой порт в Хабаровске на 400 тыс. тонн – для вывоза будущей продукции, выращенной на Дальнем Востоке, в Китай. EastRussia, изучив китайские СМИ и аналитические отчеты о китайских инвестициях в аграрный Дальний Восток, вынуждено констатировать, что на все это можно взглянуть и под совсем иным углом.

Почем му на Дальнем Востоке
Фото: "Русская планета", "Новые известия", "Взгляд"

ПРЕДЫСТОРИЯ НА СОТНИ МИЛЛИОНОВ

В 2017 году China Daily с гордостью за свою страну сообщило, что Китай становится главным инвестором в Дальний Восток, поскольку базирующаяся в Харбине (провинция Хэйлунцзян) Dongjin Group недавно получила в аренду под Хабаровском 800 тыс. му земли для своих сельскохозяйственных проектов, а затем довела арендные площади до 1 млн му. Традиционная китайская мера измерения площади сельскохозяйственного надела, му, равна 666⅔ квадратного метра, или 1/15 гектара. Таким образом, по сообщениям китайских СМИ, Dongjin Group арендовала у России 66,67 тыс. га пашни под сою. А дальше?

China Daily объявило о планах группы вложить в ближайшие три года около 700 млн юаней ($104,7 млн по тогдашнему курсу) в развитие трансграничного агропромышленного кластера, который должен включать в себя площадки по выращиванию сои в России, завод по переработке сырья и речной порт в китайском Фуюане (ближайший к Хабаровску уездный центр провинции Хэйлунцзян).

Глава Dongjin Group Чжан Дацзюнь признался China Daily, что вести на российском Дальнем Востоке сельское хозяйство гораздо дешевле, чем в провинции Хэйлунцзян: «Арендная плата за му в регионе – около 10 юаней в год (что дает 150 юаней за гектар, или, учитывая, что курс колебался в 2017 году между 8 и 9 рублями за юань, не более 1350 руб. за га. - EastRussia), а в Харбине – не менее 500 юаней (7,5 тыс. юаней в год за гектар. - EastRussia). В Китае квалифицированному работнику сельского хозяйства в среднем нужно платить 10 тыс. юаней в месяц, в России – 3-4 тыс. юаней. Цена на дизельное топливо в России – всего 60% от цены в Китае», - перечислил преимущества китайский предприниматель.

Производством на участке в 200 тыс. му (13,3 тыс. га), уже засеянном Dongjin Group соей на Дальнем Востоке в 2017 году, могут управлять всего 20 человек, рассказал Чжан Дацзюнь. И всего два года спустя с него можно собрать урожай в 150 тыс. тонн стоимостью 1 млрд юаней, продолжил предприниматель.

Опираясь на приведенные выше расчеты представителя Dongjin Group, EastRussia не может не поразиться выгодности китайского соевого бизнеса в России. Ведь затраты на двухгодичную аренду участка в 200 тыс. му под Хабаровском, если верить China Daily, составят 4 млн юаней, на оплату труда обслуживающих его работников потребуется 1,92 млн юаней. По сравнению с миллиардом юаней, который будет стоить произведенная продукция, все это – сущие копейки от рубля.

Правда, оптимистичные расчеты представителя китайского бизнеса не включают ни налоги (хочется же верить, что они платятся в России), ни затраты на технику, зерно, горючее и логистику: для сельского хозяйства Дальнего Востока последние факторы – ключевые. И разве для китайцев, работающих в России, все по-другому?

Впрочем, как минимум в вопросе организации логистики у проекта нашлись помощники. В лице, как это водится, российских властей, заботящихся об инвестиционном климате.

ДАЙТЕ ПОРТ? ПОСТРОИМ САМИ

В августе 2018 года российский вице-премьер Юрий Трутнев, курирующий Дальний Восток, съездил в Далянь, где встретился с главой Dongjin Group Чжаном Дацзюном, - тем самым. Пресс-служба Минвостокразвития сообщила, что инвестор намерен выращивать на юге Хабаровского края сою на 75 тыс. га, и уже использует 35 тыс. га, вложив в приобретение техники и прочие расходы порядка 2 млрд руб. Но ему нужна площадка под строительство порта, чтобы экспортировать продукцию через Амур на Северо-восток Китая.

Юрий Трутнев поручил хабаровскому губернатору Вячеславу Шпорту (не зная, конечно, что спустя всего месяц тот проиграет выборы) «рассмотреть возможность двухступенчатой поддержки проекта: на первом этапе предоставить китайской компании портовые мощности, чтобы в дальнейшем инвестор нашел площадку и строил специальный грузовой порт под зерновые перевозки».

Между тем, пока в Хабаровском крае шли выборы, Dongjin Group сумело справиться с транспортировкой первой продукции с арендованных 30 тыс. га под Хабаровском в Китай, сообщило Global Times. В середине октября в Фуюань прибыло первое судно с 1 тыс. тонн сои, до конца года компания ожидала суммарно 80 тыс. тонн продукции, сообщило издание.

«Компания начала использовать агропотенциал российского Дальнего Востока в апреле 2017 года, арендовав 120 тыс. га ферм в России», - отметило Global Times. Первый причал для приема только зерновых грузов из России в Фуюане построила китайская Heilongjiang Shipping Group Co. Ltd. «Как судоходное предприятие, если мы хотим развивать наш водный транспорт, мы должны сосредоточиться на России. Главная перспектива - в насыпных грузах, самый ценный и реалистичный вариант - это зерно», - отметил глава компании Сунь Сюэфей.

АРЕНДА КАПАЕТ, СОЯ - ИДЕТ

Таким образом, из сообщений российских чиновников и китайских СМИ складывается интересная мозаика. Начиная с 2017 года Dongjin Group арендовала на юге Хабаровского края, по разным сообщениям, то ли 67 тыс. га, то ли 120 тыс. га участков под сою, и в конце 2018 года получило первый урожай то ли с 13,3 тыс. га, то ли с 30-35 тыс. га, благополучно перевезя его в Фуюань.

С величиной российского урожая Dongjin Group (как, отметим, и с величиной арендованных площадей) ясности нет. Сама компания оценила объем предстоящих до конца 2018 года перевозок сои в Фуюань в 80 тыс. тонн. Но из всего Хабаровского края, по официальным данным Дальневосточного таможенного управления, по статье «Бобы соевые не для посева» в январе-сентябре 2018 года было вывезено 5,7 тыс. тонн, в октябре – 4,4 тыс. тонн, в ноябре – 10,8 тыс. тонн, а всего за январь-ноябрь – 20,9 тыс. тонн (статистика за декабрь еще не доступна).

Насколько это немного, можно судить по статистике за 11 месяцев 2018 года для соседних субъектов РФ - Еврейской автономной области (128,3 тыс. тонн сои на экспорт), Амурской области (391,2 тыс. тонн) и Приморского края (203,6 тыс. тонн). И поскольку Dongjin Group вряд ли является монополистом по поставкам хабаровской сои в Китай, а навигация по Амуру закрывается в начале ноября, ни о каких 80 тыс. тонн, перевезенных из Хабаровска в Фуюань по Амуру, речи идти не может (если, не можем не заметить, эти поставки учитывались официально таможней как соевые бобы).

Тем не менее, если не разбираться в истинных масштабах бизнеса, факт налицо: Dongjin Group как минимум с 2017 года работает на арендованных участках в Хабаровском крае, уже начав получать с них урожай в виде сои, вывозимой на экспорт в Китай. Странно, что хабаровские власти скромно молчат об этом. Впрочем, к этому вопросу мы еще вернемся чуть ниже.

ТРАНСГРАНИЧНАЯ ЦЕПОЧКА ПОКА ВЕДЕТ ЛИШЬ К ЛЬГОТАМ

По следам поручения Юрия Трутнева с китайским коллегами встретились топ-менеджеры «Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта» (АПИ), сообщила 15 января пресс-служба Минвостокразвития. Гендиректор АПИ Леонид Петухов заявил, что Dongjing Group «намерена реализовать проект строительства современной сельскохозяйственной трансграничной производственной цепочки, объединяющей сельское хозяйство, животноводство, портовую логистику и складские мощности на Дальнем Востоке России». «Мы уже помогли нашим партнерам подобрать площадку для строительства специализированного сельскохозяйственного порта на территории Хабаровского края. Теперь они готовят необходимые документы для получения статуса резидента территории опережающего развития», - сказал он.



Из сообщения АПИ следует, что Dongjing Group собирается строить «специализированный речной порт на территории города Хабаровск для перевалки агропромышленных товаров» (читай - зерновой речной порт) на 400 тыс. тонн в год со складами на 100 тыс. тонн единовременного хранения. Партнером выступит China Harbor Engineering Company, готовая строить портовую инфраструктуру между городами сразу нескольких приграничных субъектов «с выходом по реке Амур на морской порт Николаевск-на-Амуре». «Это позволит соединить речную инфраструктуру с морской, откроет экспорт сельхозпродукции для стран АТР и Дальнего Востока», - говорится в сообщении.

Безусловно, имея с каждых 200 тыс. му соевых полей на российском Дальнем Востоке по 1 млрд юаней (или 90 млрд руб.) выручки, при условии получения налоговых льгот в качестве резидента территории опережающего развития, Dongjing Group могла бы осуществить столь масштабные инвестиции в экономику России. Вот только – зачем?

ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ ОПЫТ: СИЯНИЕ ХАБАРОВСКОЙ «ЗВЕЗДЫ»

В 2016 году, как сообщали многие СМИ, в том числе EastRussia, у Хабаровского края появились бизнес-контакты с Китайской сельскохозяйственной научно-технической компанией «Санью» (провинция Хейлунцзян). «Санью» и российское ООО «Звезда» прорабатывали планы по созданию в районе имени Лазо, на юге Хабаровского края, совместного сельскохозяйственного предприятия с объемом инвестиций около 3 млрд руб.

В сентябре 2017 года во время визита в Хабаровск делегации провинции Хэйлунцзян было подписано соглашение между ООО «Звезда» и ООО «Фу Юань Цзинь Лян Современное сельское хозяйство» (Фуюань). Пресс-служба краевого правительства сообщила, что компании договорились строить животноводческий комплекс на 5 тыс. коров, молокозавод на 35 тонн в сутки, выращивать сою и кормовые культуры, введя в оборот 66 тыс. га залежных земель (никем не используемых земель запаса). Китайская сторона пообещала $53 млн инвестиций.


В списке реализуемых инвестиционных проектов на сайте администрации района объясняется, что ООО «Звезда» к 2026 году построит в муниципалитете овощехранилище на 15 тыс. тонн в год, потратив 1,65 млрд руб. (88% из них компании займет «Санью» из Китая), и произведет к 2019 году 121,9 тыс. тонн зерновых и 15,4 тыс. тонн овощей. В реестре инвестпроектов по состоянию на декабрь 2018 года вложения «Звезды» к 2026 году оцениваются уже в 7,63 млрд руб., проект значится как реализуемый, с планируемыми 126 рабочими местами и более чем 300 млн руб. налоговых поступлений в российский бюджет.

Но в местных изданиях уже появляются заметки с красноречивыми заголовками: «От китайских химикатов гибнет краснокнижный лес в Хабаровском крае». В селе Могилевка, пишет портал DVnovosti, «работает компания с патриотичным названием "Звезда". У нее в аренде 21,9 тысячи гектаров земли на 49 лет. В этом году они планировали распахать три тысячи га, чтобы начать выращивать продукцию. Фермер Антон Заварухин рассказал, что китайцы работали в соседних теплицах и собирали урожай в десятки раз больше, чем местные сельхозпроизводители. «Без обработки земли химикатами невозможно столько собирать, а граждане КНР сюда едут зарабатывать деньги. А потом они здесь начнут строиться, рожать детей, земли-то у них мало, вот таким способом занимают чужие территории», — считает фермер».

«МОДЕЛЬ ХУАСИНЬ», И НИЧЕГО ЛИЧНОГО

Китайские предприниматели освоили различные формы участия в сельском хозяйстве на российском Дальнем Востоке еще в 19-м веке, а в начале 90-х годов 20-го века открыли его для себя заново, - уже как капиталистическое. Исследование Chinese Agrarian Capitalism in the Russian Far East американки Цзяи Чжоу, опубликованное Чиангмайским университетом Таиланда, содержит множество поучительных примеров того, как развивалось сотрудничество двух стран в сфере сельского хозяйства.

Глава Dongning Huaxin Industry and Trade Group, или корпорации «Хуасинь», начинал с того, что выкупил свиноферму в Уссурийске в 1999 году. В 2004 Huaxin уже получила в аренду участок земли 50 тыс. га совместно с российским партнером – ООО «Компания Армада», и с тех пор занимается выращиванием сои, подсолнечника, ячменя, кукурузы, фуражной пшеницы, мясным и молочным животноводством, производством комбикормов, переработкой сои.

В 2010 году компания инициировала создание сельскохозяйственной экономической зоны китайско-российской кооперации в провинции Хэйлунцзян, в 2012-м – создание «Ассоциации сельскохозяйственной промышленности Хэйлунцзян в России», объединяющей уже более сотни китайских компаний. Все они занимаются инвестированием в сельское хозяйство юга Дальнего Востока: вспомните, сколько сои только по официальным данным российской таможни вывозится в Китай из четырех субъектов юга ДФО.

90% потребляемой в Китае сои – привозные. Россия производит в год 4 млн тонн, а в ближайшие пять лет, считают в российском Минсельхозе, сможет довести этот уровень до 8 млн. Китай ввозит 95 млн тонн сои в год. Словом, российской земле в этом смысле есть, куда расти. Вот только российские ли предприятия будут источниками прироста? 

Успех Huaxin признан на самом высоком уровне: на сайте компании говорится, что созданная ею зона кооперации неоднократно отмечалась в числе лучших как местными властями, так и различными министерствами КНР, а сейчас включена как приоритетный проект в концепцию Нового шелкового пути «Один пояс – один путь» (Belt and Road).

Huaxin, считает Цзяи Чжоу, сформировала целую «Модель Хуасинь», основное содержание которой – приграничная торговля, осуществляемая совместно «предприятиями-драконами», государственной Beidahuang Group, малыми предприятиями и компаниями-инвесторами. Первые отвечают за аренду земли, связи с общественностью, доступ к рынку, логистику и таможенное оформление. Beidahuang предоставляет передовые технологии, оборудование и технику. Кооперативы МСП несут ответственность за центральное управление, стандартизацию операций и организацию, в то время как компании-инвесторы предоставляют кредиты, гарантии и другие меры финансовой поддержки.

Развитием России в этой модели ни один ее ключевой элемент, разумеется, заниматься не обязан. Использованием ее природного потенциала – пожалуйста.

Так ли это плохо, как выглядит на первый взгляд, – вопрос, не имеющий однозначного ответа.