Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Why Shinzo Abe stopped visiting Yasukuni temple

This year, the Prime Minister of Japan and the whole government refrained from pilgrimage to the odious sanctuary

Why Shinzo Abe stopped visiting Yasukuni temple
Photo: World of Japan - LiveJournal

Valery Kistanov

Head of the Center for Japanese Studies of the Institute of Far Eastern Studies
On August 15, Tokyo hosted the annual ceremony to mark the end of World War II. In 1945, on this very day, the Emperor of Japan Hirohito read out on the radio a rescript about the surrender of the country. The ceremony was attended by the imperial couple and 6200 people, including relatives of those who died in the war. In total, there are 3,1 million people in Japan who have lost their lives on the battlefield.

Japanese Prime Minister Shinzo Abe made a speech at the ceremony. In his speech, the prime minister vowed that Japan would never unleash war again. Abe stressed that he will humbly face history, while at the same time working towards a bright, hopeful future. While he did not address Japan's responsibility for the military atrocities committed against its Asian neighbors, the Japanese prime minister expressed an ardent desire to strengthen forward-looking relations with China and South Korea. It should be noted that this was Shinzo Abe's fifth speech during his re-tenure as prime minister since December 2012, but in his speeches he never once touched upon the responsibility of the Japanese state for its military actions.

In previous years, on August 15, cabinet ministers headed by the prime minister, parliamentarians, members of the ruling Liberal Democratic Party, public figures and other notable persons routinely visited the Yasukuni Shrine. In this Shinto shrine, along with ordinary Japanese people who died in the war, the souls of Class A war criminals executed by the Tokyo Tribunal are worshiped. Visits to the military sanctuary by Japanese government ministers began in 1980 during the administration of then Prime Minister Zenko Suzuki. This year, the visits came after Prime Minister Shinzo Abe reformed the government on August 3, removing ministers from the government who held his own conservative ideology.

In neighboring countries, Yasukuni Shrine is considered a symbol of Japanese militarism and is a source of diplomatic friction between Japan and them, since along with the Japanese killed in the war, executed war criminals, including General Hideki Tojo, who was Japanese Prime Minister during the war, are worshiped there.

After Abe returned to power in 2012, a number of his ministers regularly visited the temple, and he himself visited it in December 2013. However, the prime minister's visit caused strong opposition from the international community, primarily from Beijing and Seoul. Then even the administration of US President Barack Obama issued a condemning statement, making it clear that she was "disappointed" by the act of the head of the Japanese state. And this despite the close military and political ties between the United States and Japan. Since then, the Japanese leader has never visited the temple to mark the anniversary of the end of World War II for five consecutive years. 

However, this year, as before, Abe made a ritual offering to the Yasukuni Shrine out of his own pocket as chairman of the ruling Liberal Democratic Party. At the same time, according to Japanese newspapers, he told his special adviser Masahiko Shibuyama, who was sent on his behalf to the temple, that he regretted that he could not personally go there.

In August this year, not only Japanese Prime Minister Shinzo Abe, but also members of his government in full force refrained from visiting the odious temple on the occasion of the 72nd anniversary of Japan's surrender to the war. Japanese media outlets point out that this year, for the first time since 2011, when Naoto Kan, leader of the then opposition Democratic Party, was prime minister, all cabinet ministers, without exception, decided not to attend the temple. Even Interior Minister Seiko Noda and Health Minister Katsunobu Kato, who had previously visited the temple as acting ministers, did not go.

At the same time, two groups of Japanese lawmakers honored with their visit to Yasukuni. One group consisted of young conservative members of the LDP. It was led by Defense Minister Tomomi Inada, who had just been dismissed. Another group included representatives from different parties, led by Senior Deputy Foreign Minister Masahisa Sato. On August 15, 63 Japanese parliamentarians visited Yasukuni.

The main reason for the disregard of the Yasukuni Shrine by prominent members of the Japanese establishment this year was the growing tension on the Korean Peninsula. The nuclear missile potential of the DPRK is today considered in Tokyo the most serious threat to the country's security. To neutralize it, Japan wants to work more closely with the United States and South Korea. In order to achieve an end to Pyongyang's missile and nuclear tests, the three countries are now exerting strong military and economic pressure on North Korea.

At the same time, the Japanese capital believes that the North Korean nuclear-missile puzzle cannot be solved without China, which is the main supplier of oil to the North of the Korean Peninsula and has significant economic influence in the DPRK. In addition, Abe is committed to improving bilateral relations with China as this year marks the 45th anniversary of the normalization of diplomatic relations between Tokyo and Beijing. Finally, the Japanese prime minister intends to hold a trilateral summit in Tokyo with the leaders of China and South Korea later this year. This will be the first such meeting since November 2015.

Due to these circumstances, Tokyo decided not to annoy Beijing and Seoul once again. It is noteworthy that Abe's decision not to attend the temple came at a time when tensions between the United States and North Korea are growing in connection with the threat of Pyongyang to launch ballistic missiles towards the American island of Guam through Japan. However, Japanese commentators fear that by yielding too much to neighboring countries regarding Yasukuni Shrine, Abe risks undermining his conservative support base in the country and hitting his already dwindling rating.

In addition, the influential Japanese newspaper Asahi Shimbun notes in its commentary that for the third time in a row, Abe uses similar expressions at the August end of the war to emphasize his determination to renounce war. But at the same time, for the fifth year in a row, he did not mention Japan's responsibility for its aggression in Asia. Since former Prime Minister Morihiro Hosokawa first used the word “condolence” in 1993, subsequent prime ministers have always referred to Japanese aggression in Asia by using the phrase “deep remorse” or expressing “condolences” to Asian countries.

At the same time, attention is drawn to the fact that at this year's ceremony, after the announcement at noon of a minute of silence in memory of those killed in the war, Emperor Akihito (Hirohito's son) expressed "deep remorse" in his speech, as he did at similar ceremonies within the previous two years. The Emperor, in particular, said: "I sincerely hope that the horrors of war will never be repeated." His statement, as in the two previous ceremonies, is discordant with Abe's phraseology at these ceremonies.

The right-wing conservative newspaper Sankey Shimbun, for its part, criticizes Abe for refusing to personally visit the Yasukuni temple. According to the newspaper, Prime Minister Shinzo Abe made an offering to the temple as chairman of the LDP, but it is regrettable that he himself did not make pilgrimages. On this day in the temple, the publication laments, not a single minister visited, which is very sad.

The Sankei Shimbun indicates that in previous years, the Prime Minister always made a pilgrimage at the head of a delegation of government members. However, China began to interfere with the ritual with its protests after then Prime Minister Yasuhiro Nakasone made an official visit to Yasukuni in August 1985. Long-term Prime Minister Junichiro Koizumi also attended the temple every year from 2001 to 2006. He did this demonstratively, despite strong protests from Beijing. Koizumi's actions led to anti-Japanese pogroms in China in 2005 and brought Sino-Japanese relations to an extremely low point.

Judging by everything, it is unlikely that the August Yusukuni obstruction by the Japanese government will become a permanent phenomenon, and visits by Japanese officials and politicians of the military temple will remain a "thorn" for Japan's relations with its Asian neighbors, primarily with China and South Korea.
December 1: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Почему Синдзо Абэ перестал посещать храм Ясукуни

В этом году премьер-министр Японии и все правительство воздержались от паломничества в одиозное святилище

Почему Синдзо Абэ перестал посещать храм Ясукуни
Фото: Мир Японии - LiveJournal

Валерий Кистанов

руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН
15 августа в Токио состоялась ежегодная церемония по случаю окончания Второй мировой войны. В 1945 году именно в этот день император Японии Хирохито зачитал по радио рескрипт о капитуляции страны. В церемонии приняли участие императорская чета и 6200 человек, включая родственников тех, кто погиб на войне. В общей сложности в Японии насчитывается 3,1 млн человек, лишившихся жизни на полях сражений.

На церемонии с речью выступил премьер-министр Японии Синдзо Абэ. В своем выступлении премьер-министр поклялся, что Япония никогда больше не развяжет  на войну. Абэ подчеркнул, что он смиренно будет смотреть в лицо истории, и в то же время работать  в направлении светлого, полного надежд будущего. Хотя он не коснулся ответственности Японии за военные жестокости, совершенные против ее азиатских соседей, японский премьер  выразил горячее желание укрепить обращенные в будущее отношения с Китаем и Южной Кореей. Следует отметить, что это было пятое по счету выступление Синдзо Абэ за время его повторного пребывания в кресле премьер-министра с декабря 2012 года, однако в своих речах он ни разу не затронул ответственности японского государства  за его  военные деяния.

В прежние годы 15 августа члены кабинета министров во главе с премьер-министром, депутаты парламента, члены правящей Либерально-демократической  партии, общественные деятели  и другие заметные персоны обычно посещали храм Ясукуни. В этом синтоистском храме наряду с   погибшими на войне обычными японцами поклоняются душам военных преступников класса А, казненных по решению Токийского трибунала. Посещения военного святилища министрами японского правительства начались в 1980 году в период администрации тогдашнего премьер-министра Дзэнко Судзуки. В этом году посещения состоялись после того, как премьер Синдзо Абэ реформировал правительство 3 августа, удалив из него министров, которые   придерживались такой же, как и он, консервативной идеологии.

В соседних странах храм Ясукуни считается символом японского милитаризма и является источником дипломатических трений Японии с ними, поскольку наряду с погибшими на войне японцами  в нем поклоняются казненным  военным преступникам, включая генерала Хидэки Тодзё, который был премьер-министром Японии во время войны.

После того, как Абэ вернулся к власти в 2012 году, ряд его министров регулярно посещали  храм, а сам он побывал в нем в декабре 2013 года. Однако визит премьера  вызвал сильное неприятие международного сообщества, прежде всего со стороны Пекина и Сеула. Тогда даже  администрация президента США Барака Обамы выступила с осуждающим   заявлением, дающее понять, что она была «разочарована» поступком главы японского государства. И это, несмотря на тесные военные  и политические связи между США  и Японией. С тех пор японский лидер в течении пяти лет подряд  ни разу не посетил храм по случаю годовщины окончания Второй мировой войны. 

Однако в этом году,  как и ранее,  Абэ сделал  ритуальное подношение  храму Ясукуни, оплатив его  из своего собственного кармана, в качестве председателя правящей  Либерально-демократической партии. При этом, как сообщают японские газеты, он сказал своему специальному советнику Масахико Сибуяме, который был послан от его имени в храм, что он сожалеет о том, что не смог лично туда пойти.

В августе текущего года не только премьер-министр Японии Синдзо Абэ, но и члены его правительства в полном составе воздержались от посещения одиозного храма по случаю 72-й годовщины  капитуляции Японии в войне. Японские СМИ обращают внимание на то, что в этом году впервые с 2011 года, когда премьер-министром был Наото Кан, лидер тогдашней оппозиционной Демократической партии, все без исключения члены кабинета министров решили не посещать храм. Не пошли  даже министр внутренних дел Сэйко Нода   и министр здравоохранения Кацунобу Като, которые в качестве действующих министров посещали храм ранее.

В то же время две группы японских законодателей почтили своим посещением Ясукуни. Одна группа состояла из молодых консервативных членов ЛДП. Ее возглавляла  только что отправленная в отставку министр обороны Томоми Инада. Другая группа включала представителей разных партий во главе со старшим заместителем министра иностранных дел Масахиса Сато. Всего 15 августа в Ясукуни побывали 63 японских парламентария.

Главной причиной игнорирования видными представителями японского истеблишмента храма Ясукуни в этом году явилась возрастающая напряженность на Корейском полуострове. Ракетно-ядерный потенциал КНДР на сегодняшний день считается в Токио наиболее серьезной угрозой безопасности страны. Для ее нейтрализации Япония хочет более тесно сотрудничать с США и Южной Кореей.  Чтобы добиться прекращения Пхеньяном ракетных и ядерных испытаний три страны оказывают сейчас сильнейшее военное и экономическое давление на Северную Корею.

В то же время в японской столице полагают, что северокорейскую ракетно-ядерную головоломку невозможно решить без Китая, который является главным поставщиком нефти  на Север Корейского полуострова и обладает значительным  экономическим влиянием на КНДР.  Кроме того, Абэ стремится улучшить двусторонние отношения с Китаем, поскольку в этом году будет отмечаться 45-я годовщина  нормализации дипломатических отношений между Токио и Пекином. Наконец, японский премьер-министр  намерен провести в Токио трехсторонний саммит с лидерами Китая и Южной Кореи в конце этого года. Это будет первая такая встреча с ноября 2015 года.

В силу этих обстоятельств  Токио решил лишний раз не раздражать Пекин и Сеул. Примечательно, что решение Абэ не посещать храм пришлось на время, когда растет напряжение между США и Северной Кореей в связи с угрозой Пхеньяна запустить баллистические ракеты  в направлении американского острова Гуам через территорию Японии. Вместе с тем, японские комментаторы опасаются, что, уступая соседним странам слишком много в отношении  храма Ясукуни, Абэ рискует подорвать его консервативную базу поддержки в стране и нанести сильный удар по своему и без того падающему рейтингу.

Наряду с этим, влиятельная японская газета «Асахи симбун в своем комментарии отмечает, что третий раз подряд Абэ использует  на августовских мероприятиях по случаю окончания войны  сходные выражения, чтобы подчеркнуть свою решимость отказа от войны. Но при этом он так же  пятый год  подряд  не упомянул ответственности Японии за ее агрессию в Азии. После того, как бывший премьер-министр Морихиро Хосокава в 1993 году впервые употребил слово «соболезнование», последующие премьер-министры всегда касались японской агрессии в Азии путем использования словосочетания «глубокое раскаяние» или выражая «соболезнования» азиатским странам.

Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что на церемонии в этом году после объявления в полдень минуты молчания в память о погибших на войне император Акихито (сын Хирохито) в своей речи выразил «глубокое раскаяние», как это он делал на аналогичных церемониях в течение предшествующих двух лет. Император, в частности, сказал: «Я искренне надеюсь, что ужасы войны никогда не повторятся». Его высказывание, как и на двух предшествующих церемониях,  диссонирует с фразеологией Абэ на этих церемониях.

Правоконсервативная газета «Санкэй симбун», со своей стороны, критикует Абэ за отказ лично посетить храм Ясукуни. Как пишет газета, премьер–министр Синдзо Абэ сделал подношение храму в качестве председателя ЛДП, но вызывает сожаление, что он сам не совершил паломничества. В этот день в храме, сокрушается издание, не побывал ни один министр, что очень грустно.

«Санкэй симбун» указывает на то, что в прежние годы премьер-министр во главе делегации членов правительства обязательно совершал паломничество. Однако Китай своими протестами стал осуществлять вмешательство в этот ритуал после того, как тогдашний премьер-министр Ясухиро Накасонэ совершил официальный визит в Ясукуни в августе 1985 года.  Долго находившийся у власти премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми с 2001 по 2006 год также ежегодно ходил в храм. Он делал это демонстративно, несмотря на резкие протесты со стороны  Пекина. Действия Коидзуми привели к антияпонским погромам в Китае в 2005 году и обрушили японо-китайские отношения до крайне низкой точки.

Судя по всему, вряд ли августовская обструкция Ясукуни японским правительством станет постоянным явлением, а посещения японскими официальными лицами и политическими деятелями военного храма еще долго будет оставаться «шипом» в отношениях Японии со своими азиатскими соседями, прежде всего с Китаем и Южной Кореей.