Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

"Mail Bank": "We will not share customers"

As "Mail Bank" - a bank with state participation - for several months opened 300 points of service and became the main partner bank of the program "Far Eastern hectare"

"Mail Bank": "We will not share customers"
Photo: Tass / VEF Photobank
Georgy Gorshkov, First Deputy President and Chairman of the Board of Post Bank, told the EastRussia analytical agency about the rapid expansion to the Far East, about loans to users of hectares and about the planned platform for medium and small businesses on the VEF fields.

BANKING FOR DIFFICULT NORTHERNS
- Georgy Vyacheslavovich, "Post Bank" literally broke into the Far East, opening hundreds of outlets in a matter of months. How deep have you been?
- Let's go from the general figures. As of today, nearly 11 thousand service outlets have been opened at the "Post Bank", of which about one third are our branches with bank employees and two thirds are service points where the employees of Post of Russia provide basic financial services. This development is in full accordance with the strategy approved by the supervisory board. Moreover, approximately in the same ratio, we plan to move to 2023 year.

In the Far East, we really came only in 2017 year. It also fully corresponds to our plan, but so far the network for us, for our scale, in the macroregion is small. Although we are moving very quickly: in three months 300 points of service in the Far East were opened, and that's not all. New points will be opened in September and in October. We plan that by the end of 2017 we will have 500 service points here. Now 100 ATMs have already been installed, and we are expanding the network of POS-terminals that allow you to work with plastic cards. These POS-terminals are installed in the post offices, with their help, customers can withdraw and deposit cash, find out the balance, replenish their deposit, etc.

I note that until the end of 2017 in the Far East, we will create more than 500 new jobs. This is important for the economy of the region. At the same time, in each subject where we start our work, we mainly take graduates from local universities. This is another argument in favor of young people remaining to work in the Far East.

- It is obvious that the client base in the macroregion itself is rather small. How are you going to share the client with the current players?
- In the whole country, we are among the top ten banks in retail lending, that is, we are already visible. By means of clients, on deposits and balances on current accounts, “Mail Bank” is in the top twenty, and we are rising quickly in the ratings. In the Far East, as I said, we have just begun work. That is to say that in the Far East we are competing with the first banks of the country too early.

How will we divide the customers? To be honest, we do not share customers. Our task, determined by both shareholders and the government, is to ensure the maximum availability of basic financial services in the most remote corners of the country, not only in large cities, but also in rural settlements.

We consider the basic financial services as an opportunity to open a current account for an individual in order to receive salaries, pensions and social payments, to make remittances to his relatives without some kind of surplus commission, even if they reside in other regions; be able to pay for goods by cards or via the Internet. Of course, deposits are added to this, and credits are those products with which "Mail Bank" also works quite successfully.

- An essential problem for the Far East is the availability of financial services in remote settlements. Both state and private banks repeatedly opened branches in such places, and then closed - because of unprofitableness. There were cases when the closure led to social tension - the whole population with cards, and there is nobody to serve. Tell me, are you ready to incur losses from working in remote places, or for you it's not even losses, given that the services are provided on the basis of the "Post of Russia"?
- Our task is to provide customers, Russian citizens, including those residing in rural settlements, with a convenient, competitive, attractive service and at the same time to rely on the most modern technologies and service formats. From this point of view, we often say that we are building a bank that will be the leading "digital" bank of the country (a digital bank, as they say right now) with the maximum physical presence. This is not just an online bank, which only exists on the web page. On the one hand, these are the most modern digital technologies that allow you to do everything remotely. But on the other hand, if there is a need to talk with a person, with a bank employee, this can be done in every second post office. This is our goal setting.

Now about the loss or profitability. "Mail Bank" became profitable from the first year of its work. These are not miracles, but the result of the team's work to implement our strategy. Why are many banks closed? Because, as you correctly say, branches are unprofitable. A typical banking branch is 200 square meters of area in rent or in property, such as ATMs, employees, cash.

The operational model "Bank Post" is built on the principle of low costs. In everything we do, we try to minimize costs as much as possible. For example, we do not build cash. All work with cash is organized through ATMs or through the cashier's post office, where the customer can contact the card, insert it into the POS-terminal, and the postal cashier will issue a thousand rubles or five thousand rubles from his cash desk. The traditional bank cashier - with armored glasses - is a very expensive element of construction. We do not use them.

- So you do not bear any losses from working in the Far North?
- We are trying not to receive losses, and our shareholders, beneficiary of which is including the government, to earn profits and pay dividends. Therefore, we rationally maximize the cost savings.

I told you that about two-thirds of our service points are provided by non-bank employees, and postal staff who are trained to provide basic advice on financial services. This also lowers our spending base. Due to this, we can provide our clients loans at rates significantly lower than many banks, and for savings accounts and deposits - pay slightly more than some banks with state participation. Therefore, in fact, the final beneficiaries of this model, based on low costs, are customers in large cities and rural settlements.

SERVICE ON HECTARES
- In accordance with the strategy, for this year you had to capitalize on 6,7 billion rubles, right?
- Yes everything is correct. 6,7 billion rubles is the additional capitalization carried out by the bank’s shareholders, and the main purpose of the additional capital is to ensure the growth of our loan portfolio, the fulfillment of Bank of Russia standards. 3 billion has already been received by the bank, another 3,7 billion will be received by the end of the year.

- And from them 3 billion, which are allocated for concessional lending to the owners of hectares?
- No, capitalization has nothing to do with the implementation of the Far Eastern Hectare program. In order to implement the program of concessional lending under the law on "Far Eastern hectare," we do not need additional capital. But in order to have additional liquidity for this program, "Mail Bank" received a loan from the Development Fund of the Far East in the amount of 3 billion rubles. So these 3 billion is a separate transaction of the bank with the Fund for the Development of the Far East, and the money is refundable.



- I see. How is the issuance of these loans going now, in numbers can be characterized? What is the demand, how many loans are issued, are you satisfied with the progress of this program?
- Let's from the general to the particular. The "Far Eastern hectare" program has been in operation for more than a year, over this period more than 100 thousand applications have been collected, about 30 thousand hectares were issued on their basis. Due to the fact that the program took effect in stages, the main part of the population land became available only from February this year. Therefore, the active growth in the number of applications and signed contracts fell on the summer of 2017.

"Mail Bank" became a partner of the "Far Eastern hectare" program in May 2017. Now, together with the Fund for the Development of the Far East, with Minvostokrazvitiya of Russia, with the Agency for Human Capital Development, there is a "pilot" for concessional lending to the Far Eastern hectare recipients within the framework of government-approved support measures for users of these land plots. Such lending is not necessary for everyone, but at the same time, far from everyone knows about the existence of a loan program.

Having connected to 2017 in May, we negotiated approximately with 700 partners - companies that can provide services to recipients of a hectare on credit. Of these, 230 has already been connected to the program. What is this service? Firstly, the supply of goods: motor-drills, woodworking machines, tractors for agricultural production, boat motors for fishermen, special communications, overalls, and much more. Secondly, in the last month we have connected several service providers who drill water wells or gasify individual houses. Next, we plan to connect companies that supply ready-made housing sets, that is, panel board prefabricated houses.

These goods and services were in demand: over the past two months, we have already approved more than 100 credit lines to the recipients of hectares, and now this number will grow.

- How much credit conditions are really preferential? What rate?
- The rate ranges from 8,5 to 10,5% per annum in rubles, which is low enough for the market. Amount - up to 600 thousand rubles. The average loan amount taken by recipients per hectare is 300 thousand rubles. At the same time, we are reviewing and discussing with the Ministry of Eastern Development and the Foundation for the Development of the Far East some measures to increase the availability of this loan.

- And what are the requirements, documents?
- The requirements for the recipients of the Far Eastern hectare are as loyal to us as possible: you only need two documents in order to receive such a loan - this is a passport and SNILS. We do not require other documents, although we need the recipient of a hectare to have a source of permanent income. The process of processing an application takes less than a minute. Today this is the most affordable loan for the development of an agricultural site, which is in the country.

- Have you given a lot of failures?
- I must say that in this case we approve more than half of the applications for loans. The refusal is mainly due to the bad credit history of those who apply. But we also need to remember, and we see this in real work, that loan funds are far from the main ones in the development of a hectare by users. Credit funds are just an addition to the own resource of hectares recipients.

WORKING CONDITIONS - MARKET
- Tell me, do you plan to expand the service line? Mortgage, for example, you do not give, but do you plan?
- "Mail Bank" is a member of VTB Group, which is one of the key players in the mortgage market. VTB Group has mortgage programs with all the leading developers, and we do not need to supplement this program, since we are still experts in servicing pensioners, investors, in servicing clients who need loans for amounts up to one million rubles.

- At the St. Petersburg Economic Forum, the bank's initiative was voiced to create a powerful platform for working with small businesses. Is there news on this part? When do you plan to start?
- Our working group, which formed the concept for the development of small and micro business, has completed its work. The head of this direction is appointed, and we start practical activities. I think that by the end of 2017, we will already launch the first pilot projects, within which we will test our product ideas and technological capabilities.


- What other competitive advantages does it give that you are developing on the basis of the "Post of Russia"? This is largely exclusive, not available to other market participants: the federal network, premises, staff.
- During the past 20 years, various banks actively cooperated with the "Russian Post". And the mail itself had about 10-15 attempts to create its own bank. At the same time, none of the banks achieved the result that we achieved within the VTB Group. After all, the question is not whether the bank employee appeared on the territory of the "Post of Russia", it was before. The question is that only the operating model, which we invented and rolled, proved to be a winning one. We did not receive any commercial privileges, any concessional financing or any preferential terms for finding in the post offices. On the contrary, we pay for working in post offices.

- How exactly?
- For the placement of each employee of the bank, we pay a monthly payment to the "Post of Russia". For the fact that employees of the post office perform agency functions and advise clients of "Post Bank", we also pay "Post of Russia". This calculation takes place quarterly for each month of our stay at the post offices.

- How does the cost of these services correlate with the market?
- I must say that in most small towns, the infrastructure payment that we pay to the post office is quite comparable with the rent. If we as "Mail Bank" came to this city and wanted to rent 3, or 5, or 10 square meters, then they would pay about the same money.

- According to the feelings of the present moment, how do you assess the overall situation on the market? Is there a crisis in the banking system? Those news that come from the market are new opportunities, as the chairman of the Central Bank says, or is it just clearing from unscrupulous market participants?
- We have no crisis in the banking system. With the change in macro and microeconomic conditions, most of the really working banks have adapted to the new environment, to new working conditions. Of course, banks, like other companies, directly depend on their customers, on how comfortable the customers feel, how they positively see their future. Clients, whether companies or individuals, experienced certain difficulties at the junction of 2014-2015. Now we can say that customers - individuals - look at the future positively, demand for banking products - both in terms of loans and deposits - is growing and has reached those indicators that we observed before the recession.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Почта Банк»: «Мы не будем делить клиентов»

Как «Почта Банк» – банк с государственным участием – за несколько месяцев открыл 300 точек обслуживания и стал основным банком-партнером программы «Дальневосточный гектар»

«Почта Банк»: «Мы не будем делить клиентов»
Фото: ТАСС / Фотобанк ВЭФ
Георгий Горшков, первый заместитель президента-председателя правления «Почта Банка», на полях ВЭФ рассказал аналитическому агентству EastRussia о стремительной экспансии на Дальний Восток, о кредитах пользователям гектаров и о планируемой платформе для среднего и малого предпринимательства.

БАНКИНГ ДЛЯ ТРУДНОДОСТУПНЫХ СЕВЕРОВ
– Георгий Вячеславович, «Почта Банк» буквально ворвался на Дальний Восток, открыв сотни точек обслуживания за считаные месяцы. Как глубоко вы продвинулись?
– Давайте пойдем от общих цифр. На сегодняшний день у «Почта Банка» по стране открыто почти 11 тысяч точек обслуживания, из них примерно треть – это наши отделения с сотрудниками банка и две трети – это точки обслуживания, где сотрудники «Почты России» предоставляют базовые финансовые сервисы. Это развитие идет в полном соответствии с той стратегией, которая утверждена наблюдательным советом. Более того, примерно в таком же соотношении мы планируем двигаться до 2023 года.

На Дальний Восток мы действительно пришли только в 2017 году. Это также полностью соответствует нашему плану, однако пока сеть для нас, для наших масштабов, в макрорегионе небольшая. Хотя мы двигаемся очень быстро: за три месяца открылось 300 точек обслуживания на Дальнем Востоке, и это еще не всё. Новые точки будут открываться и в сентябре, и в октябре. Планируем, что до конца 2017 года у нас здесь будет работать 500 точек обслуживания. Сейчас уже установлено 100 банкоматов, и мы расширяем сеть POS-терминалов, которые позволяют работать с пластиковыми картами. Эти POS-терминалы устанавливаются в отделениях почтовой связи, с их помощью клиенты могут снимать и вносить наличные, узнавать баланс, пополнять свой депозит и пр.

Отмечу, что до конца 2017 года на Дальнем Востоке мы создадим более 500 новых рабочих мест. Это важно для экономики региона. При этом в каждом субъекте, где начинаем свою работу, мы в основном берем выпускников местных вузов. Это еще один аргумент в пользу того, чтобы молодежь оставалась работать на Дальнем Востоке.

– При этом очевидно, что сама по себе клиентская база в макрорегионе достаточно небольшая. Как вы собираетесь делить клиента с действующими игроками?
– В целом по стране мы входим в десятку банков по розничному кредитованию, то есть мы уже заметны. По средствам клиентов, по депозитам и остаткам на текущих счетах «Почта Банк» входит в двадцатку, и достаточно быстро поднимаемся в рейтингах. На Дальнем Востоке, как я говорил, мы только начали работу. То есть говорить о том, что мы на Дальнем Востоке конкурируем с первыми банками страны пока рано.

Как мы будем делить клиентов? Если честно, мы вообще клиентов не делим. Наша задача, определенная и акционерами, и правительством, заключается в том, чтобы обеспечить максимальную доступность базовых финансовых услуг в самых удаленных уголках страны, не только в крупных городах, но и в сельских населенных пунктах.

К базовым финансовым услугам мы относим возможность открыть текущий счет для физического лица, чтобы получать на него зарплату, пенсию и социальные выплаты, совершать денежные переводы своим родственникам без какой-то излишней комиссии, даже если они проживают в других регионах; иметь возможность оплачивать товары карточками или через интернет. Конечно, к этому добавляются и депозиты, и кредиты – это те продукты, с которыми «Почта Банк» также работает достаточно успешно.

– Существенная проблема для Дальнего Востока – доступность финансовых услуг в удаленных населенных пунктах. И государственные, и частные банки неоднократно открывали отделения в таких местах, а потом закрывали – из-за убыточности. Были случаи, когда закрытие приводило к социальной напряженности – всё население с карточками, а обслуживать некому. Скажите, а вы готовы нести убытки от работы в удаленных местах, или для вас это даже не убытки, учитывая, что сервисы предоставляются на базе «Почты России»?
– Наша задача – предоставить клиентам, гражданам России, в том числе проживающим в сельских населенных пунктах, удобную, конкурентоспособную, привлекательную услугу и при этом максимально опираться на самые современные технологии и форматы обслуживания. С этой точки зрения мы часто говорим, что строим банк, который будет ведущим «цифровым» банком страны (digital-банком, как сейчас говорят) с максимальным физическим присутствием. Это не просто интернет-банк, который только на веб-страничке существует. С одной стороны, это самые современные цифровые технологии, которые позволяют все делать дистанционно. Но с другой стороны, если есть необходимость поговорить с человеком, с банковским служащим, это можно сделать в каждом втором отделении почтовой связи. Вот такое у нас целеполагание.

Теперь про убыточность или прибыльность. «Почта Банк» стал прибыльным с первого года своей работы. Это не чудеса, а результат работы команды по реализации нашей стратегии. Почему закрываются многие банки? Потому что, как вы правильно говорите, отделения оказываются убыточными. Типичное банковское отделение представляет из себя 200 квадратных метров площади в аренде или в собственности, это банкоматы, сотрудники, касса.

Операционная модель «Почта Банка» построена по принципу низких расходов. Во всем, что мы делаем, стараемся минимизировать расходы, насколько это возможно. Например, мы не строим кассы. Вся работа с наличными у нас организована через банкоматы или через кассу почты, куда клиент может обратиться  с карточкой, вставить ее в POS-терминал, и почтовый кассир выдаст тысячу рублей или пять тысяч рублей из своей кассы. Традиционная банковская касса – с бронированными стеклами – это очень дорогой элемент строительства. Мы такие не используем.

– То есть убытков от работы на Крайнем Севере не несете?
– Мы стараемся не получать убытки, и нашим акционерам, бенефициаром которых является в том числе и правительство, зарабатывать прибыль и выплачивать дивиденды. Поэтому рационально максимально экономим на расходах.

Я вам рассказывал, что примерно в двух третях наших точек обслуживания услуги предоставляют не сотрудники банка, а сотрудники почты, которые обучены предоставлять базовые консультации по финансовым услугам. Это тоже снижает нашу расходную базу. За счет этого мы можем нашим клиентам предоставлять кредиты по ставкам заметно ниже, чем многие банки, а по сберегательным счетам и депозитам – платить чуть больше, чем некоторые банки с государственным участием. Поэтому, по сути, конечными бенефициарами вот этой модели, основанной на низких расходах, являются клиенты в крупных городах и в сельских населенных пунктах.

СПЕЦОБСЛУЖИВАНИЕ НА ГЕКТАРАХ
– В соответствии со стратегией, за этот год вы должны были докапитализироваться на 6,7 млрд рублей, верно?
– Да, все правильно. 6,7 млрд рублей – это докапитализация, которую осуществляют акционеры банка, и основное назначение дополнительного капитала – это обеспечение роста нашего кредитного портфеля, исполнение нормативов Банка России. 3 млрд уже поступили в банк, еще 3,7 млрд поступят до конца года.

– И из них 3 млрд, которые отводятся на льготное кредитование владельцев гектаров?
– Нет, докапитализация никак не связана с реализацией программы «Дальневосточный гектар». Для того чтобы реализовывать программу льготного кредитования по закону о «Дальневосточном гектаре», нам дополнительный капитал не нужен. Но для того чтобы иметь дополнительную ликвидность под эту программу, «Почта Банк» получил заем от Фонда развития Дальнего Востока в размере 3 млрд рублей. Так что эти 3 млрд – это отдельная сделка банка с Фондом развития Дальнего Востока, причем деньги возвратные.

– Ясно. Как продвигается сейчас выдача этих кредитов, в цифрах можете охарактеризовать? Какой спрос, сколько кредитов выдано, удовлетворены ли вы ходом этой программы?
– Давайте от общего к частному. Программе «Дальневосточный гектар» уже больше года, за этот период собрано более 100 тыс. заявок, оформлено на их основе около 30 тыс. гектаров. В силу того, что программа вступала в действие поэтапно, основной части населения земля стала доступна только с февраля текущего года. Поэтому активный рост количества заявок и подписанных договоров пришелся на лето 2017 года.

«Почта Банк» стал партнером программы «Дальневосточный гектар» в мае 2017 года. Сейчас у нас совместно с Фондом развития Дальнего Востока, с Минвостокразвития России, с Агентством по развитию человеческого капитала идет «пилот» по льготному кредитованию получателей «Дальневосточного гектара» в рамках утвержденных правительством мер поддержки для пользователей этих земельных участков. Такое кредитование необходимо далеко не всем, но в то же время еще далеко не все знают о существовании программы кредитования.

Подключившись в мае 2017 года, мы провели переговоры примерно с 700 партнерами – компаниями, которые могут предоставлять услуги получателям гектара в кредит. Из них 230 уже подключили к программе. Что это за услуги? Во-первых, поставка товаров: мотобуры, станки для деревообработки, трактора для сельхозпроизводства, лодочные моторы для рыбаков, спецсвязь, спецодежда и многое другое. Во-вторых, в последний месяц мы подключили несколько поставщиков услуг, которые бурят скважины на воду или проводят газификацию индивидуальных домов. Далее мы планируем подключить компании, которые поставляют готовые домокомплекты, то есть щитовые сборные дома.

Эти товары и услуги оказались востребованными: за прошедшие два месяца мы уже одобрили более 100 кредитных линий получателям гектаров, и сейчас это количество будет расти.

– Насколько условия кредита действительно льготные? Какая ставка?
– Ставка составляет от 8,5 до 10,5% годовых в рублях, это достаточно низко для рынка. Сумма – до 600 тыс. рублей. Средняя сумма кредита, которую берут получатели гектара, – это 300 тыс. рублей. Вместе с тем, мы рассматриваем и обсуждаем с Минвостокразвития России и Фондом развития Дальнего Востока некоторые мероприятия по повышению доступности этого кредита.

– А какие требования, документы?
– Требования к получателям «Дальневосточного гектара» у нас максимально лояльные: нужно всего лишь два документа для того, чтобы получить такой кредит, – это паспорт и СНИЛС. Других документов не требуем, хотя нам необходимо, чтобы у получателя гектара был источник постоянного дохода. Сам процесс рассмотрения заявки занимает меньше минуты. Сегодня это самый доступный кредит на освоение сельскохозяйственного участка, который есть в стране.

– Много отказов вы дали?
– Я должен сказать, что в данном случае мы одобряем больше половины заявок на кредиты. Отказ в основном происходит из-за плохой кредитной истории тех, кто подает заявку. Но также надо помнить, и мы это видим в реальной работе, что кредитные средства являются далеко не основными в освоении гектара пользователями. Кредитные средства – это всего лишь дополнение к собственному ресурсу получателей гектаров.

УСЛОВИЯ РАБОТЫ – РЫНОЧНЫЕ
– Скажите, а линейку услуг вы планируете расширять? Ипотеку, например, вы не даете, а планируете?
– «Почта Банк» входит в группу ВТБ, которая является одним из ключевых игроков на ипотечном рынке. У группы ВТБ есть ипотечные программы со всеми ведущими застройщиками, и нам нет смысла дополнять эту программу, поскольку мы все-таки являемся специалистами в обслуживании пенсионеров, вкладчиков, в обслуживании клиентов, которым нужны кредиты на суммы до миллиона рублей.

– На Петербургском экономическом форуме была озвучена инициатива банка о создании мощной платформы для работы с малым бизнесом. Есть новости по этой части? Когда планируете запустить?
– Наша рабочая группа, которая формировала концепцию по развитию направления малого и микробизнеса, завершила свою работу. Назначен руководитель этого направления, и мы приступаем к практической деятельности. Я думаю, что до конца 2017 года мы уже запустим первые пилотные проекты, в рамках которых протестируем наши продуктовые идеи и технологические возможности.


– Какие еще конкурентные преимущества дает то, что вы развиваетесь на базе «Почты России»? Это же во многом эксклюзив, не доступный другим участникам рынка: федеральная сеть, помещения, персонал.
– За прошедшие 20 лет с «Почтой России» активно сотрудничали разные банки. И у самой почты было порядка 10-15 попыток создать собственный банк. При этом ни один из банков не достиг того результата, которого добились мы в составе группы ВТБ. Ведь вопрос не в том, что банковский сотрудник появился на территории «Почты России», это было и раньше. Вопрос в том, что только та операционная модель, которую мы придумали и обкатали, оказалась выигрышной. Мы ведь не получили никакой коммерческой льготы, какого-то льготного финансирования или каких-то льготных условий по нахождению в отделениях почты. Наоборот, мы платим за то, что работаем в отделениях почтовой связи.

– Как именно?
– За размещение каждого сотрудника банка мы платим «Почте России» ежемесячный платеж. За то, что сотрудники почты исполняют агентские функции и консультируют клиентов «Почта Банка», мы также платим «Почте России». Этот расчет происходит ежеквартально за каждый месяц нашего пребывания в отделениях почты.

– Как стоимость этих услуг коррелируется с рынком?
– Я должен сказать, что в большинстве небольших городов тот инфраструктурный платеж, который мы выплачиваем почте, вполне сопоставим с арендной платой. Если бы мы как «Почта Банк» пришли в этот город и захотели арендовать 3, или 5, или 10 квадратных метров, то платили бы примерно такие же деньги.

– По ощущениям нынешнего момента, как вы оцениваете общую ситуацию на рынке? Есть ли какой-то кризис в банковской системе? Те новости, которые приходят с рынка, – это новые возможности, как говорит председатель ЦБ, или это просто расчистка от недобросовестных участников рынка?
– У нас никакого кризиса в банковской системе нет. С изменением макро- и микроэкономических условий большинство реально работающих банков адаптировались к новой среде, к новым условиям работы. Конечно же, банки, как и другие компании, напрямую зависят от своих клиентов, от того, насколько комфортно себя ощущают клиенты, насколько они позитивно видят свое будущее. Клиенты, будь то компании или физические лица, испытывали определенные трудности на стыке 2014-2015 годов. Сейчас можно говорить о том, что клиенты – физические лица достаточно позитивно смотрят на будущее, спрос на банковские продукты – как в части кредитов, так и в части депозитов – растет и достиг тех показателей, которые мы наблюдали перед спадом.