Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
How do blacklists of banks change business rules in the Far East - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Under the fear of blackness

How do blacklists of banks change the rules for business in the Far East?

Although the 2018 year was largely marked by the rehabilitation of business rights through the efforts of the mega-regulator, banks continue to blacklist businessmen on the basis of the law granted by Federal Law No. 115-FZ "On Countering the Legalization (Laundering) of Proceeds from Crime and Financing of Terrorism" . However, the criteria for entering into the list of unreliable clients continue to remain unclear until the end for the companies themselves, and some banks in the Far East exit the internal “black lists” by purchasing an additional service package from 100 thousand to 1 million rubles, depending on the size of the business. EastRussia figured out how not to get into the “black lists” and how to get out of them.

Under the fear of blackness
Photo: depositphotos.com
WITH THE INCLUSION IN "BLACK LISTS"

Federal Law No. 115-FZ “On Counteracting Legalization (Laundering) of Proceeds from Crime and Financing of Terrorism”, which is used as an argument for entering a client into the “black lists” of the Central Bank and Rosfinmonitoring, does not contain exhaustive explanations of refusals to entrepreneurs when opening accounts issuing a loan or carrying out a payment order. The 30 March 2018 of the Methodological Guidelines for the rehabilitation of bona fide clients and the Central Bank от s 15.06.2017 information letter No. IN-014-12 / 29 that came into force from the point of view of businessmen did not bring any tangible effect.

In the Far East, the blocking of accounts particularly affected businessmen engaged in intermediary services, including under the cession agreement, real estate, large and small wholesale companies, the tourism business, construction, shipping, etc. According to entrepreneurs, credit organizations in Primorye during the 2017-2018 years. could block any such operations for any amounts. In fact, this later became the basis for inclusion in the internal black list, which a particular bank could willingly share with its market partners. This is followed by a chain reaction.

The reasons for which may suspend payment, and then block the account, not count. So, the head of one of the Vladivostok companies complains that the bank put a "stop" on the payment in 300 thousand rubles, then later agreed to transfer the amount to the same counterparty in the amount of 50 thousand rubles. In the future, the employees of the bank, included in the top ten of the system-forming ones, hinted that a large number of transfers for small amounts could also be the reason for the suspension of account operations.

Permanent payments for large sums are also suspicious, as is the “arrival-withdrawal” of money from one account to the next day. Banks often make remarks when they see that a company carries out several types of activity, although companies officially have several codes according to the classifier OKVED (contains a list of economic activities), which is recorded in the Unified State Register of Legal Entities.

One of the coastal companies, a commercial bank with foreign participation in accordance with the Bank of Russia Regulation No. 20.06.2017-P from 550, entered the so-called “black list” for a payment order for the transfer of wages to its employees before the New Year. As it turned out, the insistent demands of the firm’s management to execute the payment only aggravated the bankers ’confidence in the right“ against money laundering ”.

LUGGABLE FAILURES

“For the time being, the next trend is clearly visible: we, that is, business, are obliged to comply with the law, but banks are not. They interpret even the instructions of the Central Bank at their discretion and do not respond to our requests in time or at all. According to the amendments to the Federal Law No. 470-ФЗ of December 29 2017 of the year, which entered into force March 30 of the year 2018, banks are obliged to disclose to their customers the reasons for refusal to open an account or not to perform one or another transaction. But I, as a lawyer, can responsibly declare that banks still continue to refer to 115-FZ without explaining specific reasons, without analyzing all the documentation received from the client, ”complains the head of Vesta, a company engaged in accounting and legal services. and individuals.

“In fact, the refusal is made on a personal level. The gap in analysts whose staff is reduced is clearly visible. And now the federal banks, having the so-called "hubs" for processing payments in Novosibirsk or Yekaterinburg, do not have time to evaluate and process a monetary transaction in a day. In this case, send a waiver, which, as a rule, is followed by an account lock. And to go into the shadow of a respectable wholesale business is the same as putting an end to yourself. Cash turnover is strictly limited to the amount of 100 thousand rubles per day, and then - for retail companies, ”says the expert.

In accordance with the new rules, banks must report to Rosfinmonitoring about any refusals to their customers to conduct operations. But Rosfinmonitoring specialists do not go into the nuances of business in the Far East. One of the Primorye entrepreneurs, who legally has been operating for more than 15 years, was simply shocked by a question from the staff of this service during a videoconference from Novosibirsk, why he, transporting fuel oil in tanker tanks from Petropavlovsk-Kamchatsky, cannot refuel using his own power, but makes a stop in Korsakov?

RIGHT TO REHABILITATION

Challenging blocking in court takes, according to businessmen's calculations, at least six months - plus several months on appeal. In addition, regional or federal banks may declare another city of jurisdiction, for example, Moscow, where the head office of the bank is registered.
In the Far Eastern State Bank of Russia, EastRussia was informed that in November 2017, the Central Bank, together with Rosfinmonitoring, developed guidelines for the rehabilitation of bona fide clients, information about which could be included in the information array due to technical errors or reasons not related to the risk of laundering (clause 13.4-13.6, Article 7 of the Federal Law 115-ФЗ and Directive of the Bank of Russia on March 30 (2018г. N 4760-У). When eliminating the grounds for refusal, the bank must submit information to Rosfinmonitoring, which in turn communicates this information to all financial organizations, during the day. And the Bank of Russia sends rehabilitation information to all banks almost in real time.

“To date, in Russia as a whole, more than 7,7 thousands of failures have been canceled due to the submission of necessary documents by clients, more than 4,5 thousands of clients have been rehabilitated. It can be said that there is a “domino” effect - when the rehabilitation of a client by one bank entails the “rehabilitation” of the same client by a number of other banks. In general, in January-May 2018, the number of failures, compared with the same period last year, decreased by 33%. At the same time, the number of individuals included in the list of so-called otkazniks has more than doubled, ”the press service of the Far Eastern State Bank of Russia notes. Statistics at the regional level, unfortunately, is not yet available, as well as complete statistics for the 2018 year.

In the interregional office of Rosfinmonitoring in the Far Eastern Federal District, it was reported that information about how many companies and individual entrepreneurs entered so-called “blacklists” under federal law No. 115-FZ cannot be provided to the media by the agency. Information can be provided by Rosfinmonitoring only to law enforcement and tax authorities in accordance with their competence. In other cases, there is a business, banking, tax, trade secret or communication secret.



BANKS TALK

Unofficially, credit institutions say that cash withdrawals from the settlement account of an LLC and individual entrepreneur are under special control: “Many entrepreneurs started their business in the 90s. XX century, so there remain to this day, believing that, for example, individual entrepreneurs' money is their personal property: "as much as I want, I rent so much." But today, the policy of the Central Bank is such that banks limit their transaction risks and suspend such operations, block accounts or corporate cards after the fact. ”

“Transit operations are also in the“ danger zone ”. For example, money came in on account of payment for goods or services to an LLC, and its head scatters them in parts on their own IP, thereby avoiding taxes. We also block them. Clients, of course, indirectly understand the reason, this is recognized to us in the course of informal communication. After blocking, we send a request to the client for a questionable, from our point of view, operation, if he did not respond in due time, we send the data to Rosfinmonitoring. In some cases, we ask customers to close the account delicately and open it in another bank, or transfer money to an individual, ”say the bankers.

In principle, any client of the bank may be suspected of underpaying taxes, and the tax itself has no claims to the business. “Often entrepreneurs resent: that you are stuck with my tax burden? Tax does not expose such requirements. But we have our own calculations, according to which the tax burden on the enterprise should be 13-18%, and we demand only from 1 to 3%, ”explains the employees of the banks.

The business of this approach is surprising. For example, sometimes banks demand to pay first the personal income tax, and then pay the employees. “The bank often calculates the expected load on the company, counting all the money in circulation. Therefore, sometimes, we specifically send a larger amount to the tax bill than is provided for by the tax regime. And then there are problems with the tax inspectorate, which during a desk audit asks, why do you indicate in the declaration, according to the calculations in the Tax Code, one amount, and pay another? ”Say entrepreneurs.

WITH THE COST OF NERVES

Getting into the internal "black lists" of banks that did not reach Rosfinmonitoring, at first glance, seems to be a "slight fright." But even with the introduction of a loan or overdraft in them, it becomes a nerve-intensive arrangement.

The founders of Novy Mir LLC say that for them everything started with the fact that when they applied for a loan in one of the partner banks, they were told that they were ready to take the company out of the list of problem customers where another bank had brought them. “As a result, in order to protect our honest name, we prepared a whole stack of documents. Since the bank is federal, and the staff of analysts has long been reduced, go to the place and check whether our business is indeed legal, and we are at the address, local specialists did not have the opportunity, ”the entrepreneurs say.

In another federal bank, mortgaged property has become a stumbling block: its value should be three times the amount of the loan. “We did not consider it possible to pledge the only housing. By the way, we were hinted that the easiest way is to arrange a loan for an individual up to 3 million rubles and not to worry about a business loan of 1 million rubles, ”say businessmen.

“One of the largest coastal banks so tediously and for a long time examined our documents that we ourselves gave up and refused his services. Another small regional bank approved a loan, the bank’s security service provided a positive opinion, and the Guarantee Fund of the Primorsky Territory confirmed the collateral. But the bank did not open an account for us just because of the existence of an internal “black list”, “they continue in the New World”.

Entrepreneurs say that each bank set its own requirements when considering an application for a loan - some watched the turnover, others pledged, and so on. As a result, the company managed to open an overdraft in one of the small federal banks, "though not on the most favorable terms, but quickly and without unnecessary red tape."

TO OPEN THE SYSTEM

Oleg Gerasimov, the ombudsman for the protection of the rights of entrepreneurs in the Khabarovsk Territory, notes that the main difficulty for businesses when they are blacklisted is that “no one explains to entrepreneurs what exactly caused the bank’s suspicion.” “Last year we had several such appeals. Together with the applicants we talked with banks. As a rule, they refer to the notorious 115-FZ and the Central Bank’s standards, without explaining anything else. The Central Bank does not give any explanations. As a rule, they are represented by branches, then all further questions are simply addressed to the management of a bank in another city, ”says the business ombudsman.

And if in large Far Eastern cities, Oleg Gerasimov continues, an entrepreneur can simply switch to service at another bank, in small settlements where one or two credit institutions are represented, getting into the “black lists” puts the business in a hopeless situation. “Now we have just one such appeal from Okhotsk, where there are only two banks. For entrepreneurs in small villages, getting under a bank block is a huge problem, in fact, closing all settlement transactions,” he says.

All cases of hitting the business in blacklists known to him ended in switching to a service in another bank: he does not know of a positive experience in challenging the blocking, although his order is determined, he does not know, Khabarovsk business ombudsman admits. According to him, the ombudsmen for the protection of the rights of entrepreneurs asked the Central Bank to publish "intelligible criteria for identifying transactions as suspicious and undesirable, according to which any businessman could carry out a self-assessment - is he at risk?" disclosed. "

“In any case, the problem is gradually becoming more and more resonant, it is being discussed at the federal level. After all, essentially all cases of unreasonable blacklisting or blocking of operations are exaggerations: they are trying to fight one, and at the same time sweep away another. that banking institutions will come to what entrepreneurs will begin to explain: what they are wrong with and how to fix it. Perhaps there should be some kind of special service or “one window” in each bank, where anyone caught under blocking will be able to receive specific information rmatsiyu about what to do, to stay the bank's customers need openness and transparency in this matter, "-. said Oleg Gerasimov.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Под страхом черноты

Как «черные списки» банков меняют правила работы бизнеса на Дальнем Востоке

Хотя 2018 год во многом ознаменовался реабилитацией прав бизнеса благодаря усилиям мегарегулятора, банки продолжают заносить предпринимателей в «черные списки» на основании права, предоставленного Федеральным законом № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Однако критерии занесения в список неблагонадежных клиентов продолжают оставаться не ясными до конца для самих компаний, а выход из внутренних «черных списков» некоторые банки на Дальнем Востоке обуславливают покупкой дополнительного пакета услуг от 100 тыс. до 1 млн рублей в зависимости от размера бизнеса. EastRussia разбиралось, как не попасть в «черные списки» и как из них выйти.

Под страхом черноты
Фото: depositphotos.com
С ВНЕСЕНИЕМ В «ЧЕРНЫЕ СПИСКИ»

Федеральный закон № 115- ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», который используют в качестве аргумента внесения клиента в «черные списки» Центробанк и Росфинмониторинг, не содержит исчерпывающих объяснений отказов предпринимателям при открытие счета, выдаче кредита или проведении платежного поручения. Вступившие в силу 30 марта 2018 года Методические рекомендации по реабилитации добросовестных клиентов и информационное письмо ЦБ от 15.06.2017 № ИН-014-12/29, с точки зрения бизнесменов, ощутимого эффекта не принесли.

На Дальнем Востоке блокировка счетов особенно затронула бизнесменов, занимающихся посредническими услугами, в том числе по договору цессии, недвижимости, крупные и мелкие оптовые компании, туристический бизнес, строительство, грузоперевозки и т.д. По словам предпринимателей, кредитные организации в Приморье в течение 2017-2018 гг. могли блокировать любые подобные операции на любые суммы. Фактически впоследствии это становилось основанием для внесения во внутренний "черный список", которым конкретный банк может охотно делиться со своими партнерами по рынку. Далее следует цепная реакция.

Причин, по которым могут приостановить платеж, а затем заблокировать счет, не перечесть. Так, руководитель одной из владивостокских компаний сетует, что банк поставил "стоп" на платеж в 300 тыс. рублей, тогда как потом согласился перевести сумму в адрес этого же контрагента в размере 50 тыс. рублей. В дальнейшем сотрудники банка, входящего в первую десятку системообразующих, намекнули, что большое количество переводов на небольшие суммы также может стать поводом к приостановлению операций по счету.

Постоянные платежи на крупные суммы также вызывают подозрения, как и "приход-уход" денег со счета на счет день в день. Банки часто делают замечания, когда видят, что компания осуществляет несколько видов деятельности, хотя компании официально имеют несколько кодов по классификатору ОКВЭД (содержит перечень видов экономической деятельности), что зафиксировано в Едином государственном реестре юридических лиц.

Одну из приморских компаний коммерческий банк с иностранным участием в соответствии с Положением Банка России от 20.06.2017 №550-П внес в так называемый "черный список" за платежное поручение по перечислению заработной платы своим сотрудникам перед Новым годом. Как оказалось, настоятельные требования руководства фирмы исполнить платеж только усугубили уверенность банкиров в своей правоте "в борьбе с отмыванием денег".

ТРУДНООБЪЯСНИМЫЕ ОТКАЗЫ

«Пока отчетливо прослеживается следующая тенденция - мы, то есть бизнес, обязаны соблюдать закон, а банки - нет. Даже указания ЦБ они трактуют по своему усмотрению и несвоевременно или вообще не отвечают на наши запросы. Согласно поправкам в Федеральный закон № 470-ФЗ от 29 декабря 2017 года, вступившим в силу 30 марта 2018 года, банки обязаны раскрывать своим клиентам причины отказа в открытии счета или не выполнения той или иной операций. Но я, как юрист, могу ответственно заявить - банки по прежнему продолжают ссылаться на 115-ФЗ без объяснения конкретных причин, не проводя анализ всей поступившей к ним от клиента документации», - сетует  руководитель компании "Веста", занимающаяся бухгалтерским и юридическим обслуживание организаций и частных лиц.

«Фактически отказ оформляют на личностном уровне. Отчетливо виден пробел в аналитиках, штат которых сокращен. И теперь федеральные банки, имея так называемые "хабы" по обработке платежей в Новосибирске или Екатеринбурге, не успевают за сутки оценить и обработать денежную операцию. В таком случае присылают отказ, за которым, как правило, следует блокировка счета. А уйти в тень респектабельному оптовому бизнесу - это все равно, что поставить на себе крест. Наличный оборот строго ограничен суммой 100 тыс. рублей в день, и то - для розничных компаний», - говорит эксперт.

В соответствии с новыми правилами банки должны сообщать в Росфинмониторинг о любых отказах своим клиентам в проведении операций. Но в нюансы бизнеса на Дальнем Востоке специалисты Росфинмониторинга не вдаются. Один из приморских предпринимателей, который легально ведет деятельность более 15 лет, был просто шокирован вопросом от сотрудников этой службы в ходе видеоконференции из Новосибирска, почему он, перевозя мазут в танкерных баках из Петропавловска-Камчатского, не может сделать дозаправку, используя собственные мощности, а делает остановку в Корсакове?

ПРАВО НА РЕАБИЛИТАЦИЮ

Оспаривание блокировки в суде занимает, по подсчетам предпринимателей, минимум полгода – плюс несколько месяцев на апелляции. Кроме того, инорегиональные или федеральные банки могут заявить другой город подсудности, например, Москву, где зарегистрирован головной офис банка.
В Дальневосточном ГУ Банка России сообщили EastRussia, что в ноябре 2017 года Центробанк совместно с Росфинмониторингом разработал методические рекомендации по реабилитации добросовестных клиентов, сведения о которых могли попасть в информационный массив из-за технических ошибок или по основаниям, не связанным с риском отмывания (п.13.4-13.6 ст. 7 Федерального закона 115-ФЗ и Указании Банка России от 30 марта 2018г. N 4760-У). При устранении оснований для отказа банк должен в течение дня представить сведения в Росфинмониторинг, который в свою очередь доводит данную информацию до всех финансовых организаций. А Банк России направляет информацию о реабилитации в адрес всех банков практически в режиме реального времени.

«На сегодняшний день в целом по России аннулировано более 7,7 тысяч отказов в связи с представлением клиентами необходимых документов, более 4,5 тысяч клиентов было реабилитировано. Можно сказать, что наблюдается эффект «домино» – когда реабилитация клиента одним банком влечет за собой «реабилитацию» этого же клиента рядом других банков. В целом, за январь-май 2018 года число отказов, по сравнению с тем же периодом прошлого года, сократилось на 33%. При этом количество физических лиц, включенных в перечень так называемых отказников, снизилось более чем в два раза», - замечают в пресс-службе Дальневосточного ГУ Банка России. Статистика на региональном уровне, к сожалению пока отсутствует, также как и полная статистика за 2018 год.

В межрегиональном управлении Росфинмониторинга по Дальневосточному федеральному округу сообщили, что информацию о том, сколько компаний и ИП внесены так называемые "черные списки" по федеральному закону № 115-ФЗ, предоставить СМИ ведомство не может. Сведения могут быть предоставлены Росфинмониторингом только в правоохранительные и налоговые органы в соответствии с их компетенцией. В остальных же случаях действует служебная, банковская, налоговая, коммерческая тайна или тайна связи.

БАНКИ ГОВОРЯТ

Неофициально в кредитных организациях говорят, что на особом контроле обналичивание средств с расчетного счета ООО и ИП: «Многие предприниматели начинали свой бизнес в 90-х гг. XX века, так там и пребывают по сей день, считая, что, например, деньги ИП - их личная собственность: "сколько хочу, столько и снимаю". Но сегодня политика ЦБ такова, что банки ограничивают свои транзакционные риски и приостанавливают подобные операции, блокируют счета или корпоративные карты постфактум».

«Транзитные операции также - в "опасной зоне". Например, пришли деньги в счет оплаты товаров или услуг на ООО, а его руководитель раскидывает их по частям на свои ИП, тем самым уходя от налогов. Мы их также блокируем. Клиенты, конечно , опосредованно понимают причину, об этом признаются нам в ходе неформального общения. После блокировки направляем клиенту запрос по сомнительной, с нашей точки зрения, операции, если же он не ответил в положенный срок, направляем данные в Росфинмониторинг. В ряде случаев просим клиентов деликатно закрыть счет и открыть его в другом банке, или перевести деньги на физическое лицо», - говорят банкиры.

В принципе любой клиент банка может попасть под подозрение в недоплате налогов, причем сама налоговая претензий к бизнесу не имеет. «Часто предприниматели возмущаются: что вы пристали к моей налоговой нагрузке? Налоговая не выставляет подобных требований. Но у нас есть собственные расчеты, по которым налоговая нагрузка на предприятие должна составлять 13-18%, а мы требуем лишь от 1 до 3%», - объясняются сотрудники банков.

Бизнес такой подход удивляет. Например, порой банки требуют выплатить сначала НДФЛ, а затем  - зарплату сотрудникам. «Банк часто рассчитывают предполагаемую нагрузку на компанию, считая все деньги в обороте. Поэтому, порой, специально направляем в счет налогов большую сумму, чем это предусмотрено налоговым режимом. А потом начинаются проблемы с налоговой инспекцией, которая в ходе камеральной проверки спрашивает, а почему вы в декларации, согласно расчетам по Налоговому кодексу указываете одну сумму, а оплачиваете другую?» - говорят предприниматели.

С ЗАТРАТОЙ НЕРВОВ

Попадание во внутренние «черные списки» банков, которые не дошли до Росфинмониторинга, на первый взгляд представляются «легким испугом». Но и при внесении в них получение кредита или овердрафта становится нервозатратным мероприятием.

Учредители ООО «Новый мир» рассказывают, что для них все началось с того, что при подаче заявления на кредит в одном из банков-партнеров им заявили, что готовы вывести компанию из списка проблемных клиентов, куда их занес другой банк. «В итоге для того, чтобы защитить свое честное имя, мы подготовили целую стопку документов. Поскольку банк является федеральным, а штат аналитиков давно сокращен, выехать на место и проверить, действительно ли наш бизнес легален, и мы находимся по адресу, возможности у местных специалистов не оказалось», - говорят предприниматели.

В другом федеральном банке камнем преткновения стало залоговое имущество: его стоимость должна в три раза превышать объем кредита. «Закладывать единственное жилье мы не посчитали возможным. Нам, кстати, намекали, что легче всего оформить кредит на физическое лицо до 3 млн рублей и не мучиться с кредитом для бизнеса в 1 млн. рублей», - рассказывают бизнесмены.

«Один из крупнейших приморских банков так нудно и долго рассматривал наши документы, что мы сами махнули рукой и отказались от его услуг. Другой небольшой региональный банк одобрил выдачу кредита, служба безопасности банка предоставила положительное заключение, а Гарантийный фонд Приморского края подтвердил залоговое обеспечение. Но банк нам не открыл счет как раз из-за существования внутреннего "черного" списка», - продолжают в «Новом мире».

Предприниматели говорят, что каждый банк выставлял собственные требования при рассмотрении заявки на кредит - одни смотрели оборот, другие – залог, и так далее. В итоге компании удалось открыть овердрафт в одном из небольших федеральных банков, «пусть и не на самых выгодных условиях, но оперативно и без лишней волокиты».

ПРИОТКРЫТЬ СИСТЕМУ

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае Олег Герасимов отмечает, что главная сложность для бизнеса при попадании в "черные списки" состоит в том, что "предпринимателям никто не объясняет, что же именно вызвало подозрение банка". "У нас в прошлом году было несколько таких обращений. Мы вместе с заявителями разговаривали с банками. Как правило, ссылаются на пресловутый 115-ФЗ и нормативы Центробанка, больше ничего не объясняя. ЦБ разъяснений не дает. А так как большинство банков у нас, как правило, представлены филиалами, то все дальнейшие вопросы просто адресуют руководству банка в другом городе", - говорит бизнес-омбудсмен.

И если в крупных дальневосточных городах, продолжает Олег Герасимов, предприниматель может просто перейти на обслуживание в другом банке, то в небольших населенных пунктах, где представлены одно-два кредитных учреждения, попадание в "черные списки" ставит бизнес в безвыходную ситуацию. "Сейчас у нас на контроле как раз одно такое обращение из Охотска, где работает всего два банка. Для предпринимателей в небольших поселках попадание под банковскую блокировку - это колоссальная проблема, фактически закрытие всех расчетных операций", - говорит он.

Все известные ему случаи попадания бизнеса в "черные списки" заканчивались переходом на обслуживание в другой банк: положительного опыта оспаривания блокировки, хотя его порядок и определен, ему не известно, признает хабаровский бизнес-омбудсмен. Уполномоченные по защите прав предпринимателей, по его словам, просили у ЦБ опубликовать "внятные критерии отнесения операций к подозрительным и нежелательным, по которым любой бизнесмен мог бы проводить самооценку - не попадает ли он в зону риска": "Но такие критерии до сих пор не раскрыты".

"В любом случае, проблема постепенно становится все более резонансной, ее обсуждают на федеральном уровне. Ведь по существу все случаи необоснованного внесения в "черные списки" или блокировки операций - это перегибы: пытаются бороться с одним, а заодно сметают и другое. Мы считаем, что банковские структуры придут к тому, что начнут объяснять предпринимателям: в чем они не правы и как это исправить. Возможно, должна быть какая-то специальная служба или "одно окно" в каждом банке, где любой попавший под блокировку сможет получить конкретную информацию о том, что делать, чтобы остаться клиентом банка. Нужна открытость и прозрачность в этом вопросе", - считает Олег Герасимов.