Филиппинская социальная среда и олигархические кланы
Филиппины – страна намного меньше огромной Индонезии, в ней проживает 94 млн человек. Это тоже страна полиэтническая, в ней - больше ста народностей. Еще одна важная особенность заключается в том, что Филиппины до недавнего времени являлись единственной христианской страной в Юго-Восточной Азии. Теперь к ним присоединился еще и Восточный Тимор, но он очень маленький, поэтому учитывать его необязательно.
86% населения страны – католики, 6-7% исповедуют протестантизм. Филиппины – страна с тяжелой историей, жертва раннего колониализма. С конца XVI века и до конца XIX она была под властью Испании, очень отсталой европейской метрополии, которая была ориентирована на Латинскую Америку. Для понимания коррупции необходим культурно-исторический бэкграунд. Испания славилась бюрократической системой, которую она внедряла в местные богатые социальные слои, которым передавала чиновнические полномочия. Поэтому можно сказать, что вариант коррупции среди высших эшелонов власти на Филиппинах исторически обусловлен. Вторая волна колонизации (Соединенными Штатами), по распространенному среди занимающихся Филиппинами ученых мнению, привела к тому, что «из испанского монастыря» страна очутилась в Голливуде». Американцы фактически аннексировали Филиппины. Это произошло в 1901 году после победоносной революции, избавившей страну от испанского владычества. До 1946 страна оставалась американской колонией.
Сейчас мы можем говорить о системной коррупции. Многие социологи и политологи страны, к слову и социология, и политология на Филиппинах очень развиты, называют коррупцию «эндемичной». Корни уходят ее очень глубоко - еще в доколониальный период. И действительно, какие-то обычаи сохранились и находятся на низовых социальных ярусах. Это взаимозависимость и взаимные благодарности, и на низшем уровне тяжело провести границу – даете вы взятку или просто благодарите, но это все равно коррумпированное поведение. Один из случаев – когда прихожане приносят что-либо в дар священнику. Этот вид коррупции является всепроникающим. И мое впечатление, что перспективы в этом отношении для Филиппин очень пессимистичны.
Первому президенту Филиппин и его семье предъявили обвинения в казнокрадстве, но дело не дошло до суда. Его жена недавно стала членом нижней палаты конгресса, а сын – сенатором. Получается какая-то трясина, из которой невозможно выбраться, и все это идет сверху. Поэтому говорить в отношении Филиппин о политической воле – не совсем верно. Сравнивать с Сингапуром не стоит даже пытаться.
Нынешний президент объявил против коррупции фактически крестовый поход. Сделаны уже какие-то большие шаги, по словам прессы, но на самом деле их не так много. Под следствием находится предшественница главы государства. Ее обвиняют в махинациях, связанных с выборами, – очевидно, без коррупционной составляющей тут не обошлось. Впрочем, чем закончится расследование, предсказать невозможно.
Стоит подчеркнуть, что, в отличие от Индонезии, на Филиппинах армия и, соответственно, военная элита, никогда не играла существенной роли и начала политизироваться только в период авторитаризма (1965-1986 гг.), но сейчас верхушка офицерского корпуса и генералитет – все поголовно коррупционеры. Идет откровенная торговля оружием на юге страны, где 5 млн филиппинцев на границе с Индонезией и Малайзией исповедуют ислам. Много десятилетий там наблюдается кровавый межконфессиональный конфликт, и переговоры между сторонами зачастую срываются, во многом – потому что снабжение оружием мусульман идет со стороны генералов и офицеров-католиков.
Материал подготовлен на основе отчета с круглого стола НИУ ВШЭ «Культурное восприятие коррупции в Индонезии и Филиппинах».
Читайте материал о коррупции в Индонезии: http://www.eastrussia.ru/opinion/581/582/