Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Donate to the "gazelle"

Donate to the "gazelle"


Alexander Bazhenov, Director General of the Federal Center for Project Finance (Vnesheconombank Group), in an interview with East Russia News Agency (EastRussia.ru) expressed confidence that the economic opportunities of the Far East can be realized through the mechanisms of TIF (Tax Increment Financing), and explained why the involvement of the average And small businesses in CRT projects is a big problem.

- Alexander Vladislavovich, public-private partnership is a mechanism that is actively used in different countries of the world, but in Russia it is not very popular yet. How do you assess the perspectives of PPP development in our country?

- On the contrary, PPP is very popular with us, but as with any fashionable thing, the meaning is forgotten for the designation. Public-private partnership is an economic concept that assumes that the state attracts private business on terms of risk sharing for more efficient, high-quality and timely execution of its duties. It turns out that where there are duties in the government, PPP may arise. If business has some interest to get state support, it is not PPP anymore - these are ways of subsidizing, subsidizing, etc. Unfortunately, we often confuse such things. Therefore, a lot of pilot projects arise that are not being implemented, a lot of initiatives that are not being implemented. According to press monitoring, which we did several years in a row annually, we had about 1000 initiatives planned to be implemented on PPP terms, and directly the degree of implementation is much less - from the strength of 5%.

- It is expected that in spring the State Duma will finally adopt a law on the fundamentals of PPP, which will allow more active involvement of private investors in the construction of infrastructure facilities. Why is the law so long and difficult for parliamentarians to accept?

- Objectively, the legal interpretation of PPP has a complex nature at the junction of legislation on the budget, land, public procurement, concessions, privatization and competition. In the absence of a common economic ideology, the regulators and the deputies representing their interests have limited opportunities for a common denominator. The fundamental difficulty is the use by separate departments of a parliamentary procedure to change the coordinated position of the government that was submitted to the Duma.

At the same time, it is necessary to understand that the absence of this law is a less tragedy for using this economic concept than a bad law.

- In the message of the President to the Federal Assembly of the Russian Federation, Vladimir Putin mentioned that "if the region invests its funds in the creation of industrial and technology parks, business incubators, additional federal taxes that will flow from the enterprises located there within three years must return to the constituent entity of the Federation In the form of intergovernmental transfers ... ". That is, the head of state actually gave the green light to PPP?

- I would see here a green light using the so-called. Mechanism TIF - when an additional increase in taxes can be sent to the calculations for public infrastructure built from extrabudgetary sources. This can be both within the framework of PPP, and within the framework of one of the forms of PPP - concession with payment for availability, and in the form of a life-cycle contract within the framework of the Federal Law-44. But this is such a very small traffic light - how to turn on the light and how long and for whom, we do not yet know. For example, for the theme of the development of industrial parks in the Far East within the so-called territories for outpacing socio-economic growth (TOSER), the Ministry of Regional Development is requesting budgetary money for infrastructure and reducing taxes for residents. That is, on the contrary, we continue to divide the melting budget pie!

What this leads to, one can see on the example of the project of integrated development of South Yakutia. From the investment fund of the Russian Federation and at the expense of private investors, more than 20 billion rubles was spent to develop project documentation for infrastructure and industrial facilities, and the preparation of this project. 100 billion rubles are needed for public infrastructure, 300 billion rubles - for the development of industrial projects. The project documentation was developed three years ago. From the investment fund of the Russian Federation they stopped financing the construction of infrastructure. The project is worth it. The conjuncture is changing. The government does not know where to find 100 billion rubles - it's not the only project, and in three years, so much new things have arisen, how to divide? And we see that due to additional budget revenues, which this complex project could earn from new production facilities, all extra-budgetary (that is, for money) infrastructure costs would pay off for 15 years. If TIF works, this project can be implemented if the budgetary approach is working and tax exemption for everyone and everything is unlikely.

In the Far East, 50% of the population of the Russian Federation lives on 5% of the territory of our country and 5% of the economy is concentrated, but at the same time 80% of long-term economic opportunities. How much can you redistribute the budget for development - well, even if it is one and a half to two times more than the real political and economic weight of the Macroregion. With a budget approach to development - 80% of growth opportunities - this is a dream that we strive for as quickly as we can from the budget. With the TIF-80 approach,% growth opportunities are a lever for the implementation of all economically sound projects.

- How should the state coordinate the complex development of projects? How to provide guarantees in terms of demand?

- The state has a political vertical, it needs to be used, another question is that it is not as a cudgel, putting all the instruments into one department.

In fact, one dimension is the strengthening of administrative capacity to coordinate the investment programs of natural monopolies, the use of the budget for federal, regional and municipal construction projects, the allocation of land and its advanced provision with infrastructure for promising investors. This path was consistently proposed by V.I. Ishayev. This path was followed by Yu.P. Trutnev. Just the composition of the projects for centralized development is proposed to be prioritized on the so-called. TOSER.

There is another dimension that was developed by the Ministry of Economic Development within the framework of the Investment Fund of the Russian Federation during the stay of G.O. Gref, - the formation and implementation of a so-called PPP project in the framework of a particular model. Integrated development of territories. Literally before leaving the ministry, another minister - A.R. Belousov issued a draft resolution on amending the Rules for Planning and Using Budgetary Appropriations of the Investment Fund of the Russian Federation, which were developed just under the TIF mechanism. Within the framework of the MCT approach, the basis for coordination is the investment agreement of the Russian Federation, the subject of the Russian Federation, municipalities, private investors in industrial facilities on the formation of the MCT project and the conditions for its implementation. The proposed changes are aimed at ensuring that the state's obligations to develop infrastructure for the MCT project are realized through concession arrangements by private investors, and pay off in the form of access fees planned in the context of additional budget revenues.

Such projects of CMT objectively to the east of Baikal are more than 60, including 20 are moving, of which 6 can move quickly on a historical scale. Given the implementation of the Eastern Gas Program, when the budgetary return from the industrial project can be very large, the prospects for MCT projects can be further improved.

For this approach to work, you need to spend money on the justification and structuring of such projects. The main problem, in my opinion, is the limited ability of local authorities to attract investments in fulfilling their responsibilities for infrastructure development. This exists for subjective reasons (lack of qualifications and political attitudes, lack of experience of such projects), and on objective - the development of infrastructure is torn between natural monopolies, regional and municipal authorities, it is difficult to coordinate. It is difficult, but when the simpler mechanism of the RF Investment Fund in its current form worked, for three years the subjects of the Russian Federation coped with the launch of such activities and the projects were launched. There are proposals to improve the effectiveness of this form of development by, for example, defining the Far East Development Fund as the only concessionaire that would assume the entire burden of developing and linking the development of infrastructure with industrial investors and budget planning issues and would leave the project after the financial closure - attraction of a strategic infrastructure investor and project financing.

The question of guarantees - who guarantees? It is the role of the state to coordinate and organize economic development. But within the framework of the proposed model, it is not invested in the development of industrial projects, but private investors - they should assess their risks of selling products and developing projects. The state's risk in creating infrastructure for future economic growth can be managed only by the compaction and complexity of the industry, which develops on the basis of this infrastructure - accordingly - territorial planning, economic preferences for trade development, attracting new categories of investors. The state has a vertical, here it should be able to manage these risks. In addition, with 80% of the opportunities for economic growth in the Far East, the risks of this development are supported by the entire economy. The reserve fund, in fact, is also just for such risks of falling budget revenues.

A significant reduction in these risks occurs when medium and small businesses are involved in development, in economic growth. For the Far East this is a big problem. It seems to me that the entrepreneurial potential in the Far East in comparison with those opportunities for global development in the APR markets is strongly undercapitalized and limited in terms of qualifications. It is necessary to solve the issue with money, and with sources of managerial, technological and commercial experience. Local markets of the Macro-region are small in size, simple in the structure of demand. This is the primary reason for the project hunger for investors in the Far East - either megaprojects or ideas. Entrepreneurs do not generate quality demand for money. The idea of ​​Minskostokrazvitie is to build a new economy on top of what is - in five or seven ten zones create the conditions for placing foreign direct investment and attract staff.

There is such a term - “gazelles” - small and medium-sized businesses that are effectively developing. They have their own innovative competence: managerial, marketing, technological, and other competitive advantages that they develop, thereby promoting a new enterprise and its products or services. In addition to this convolution of the Macro-region into five points, at a minimum, we need to enable these “ghazals”, both from the local and from the European part of qualified entrepreneurs, to capitalize on the development of their production in the Far East, based on the fact that they will export to Asia Pacific markets. Nobody canceled the Bukharin “enrich themselves” - “gazelles” should be able to capitalize cheaply with a hard link for enrichment by growing their business in the Far East and in the Asia-Pacific Region.

September 24: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Поддержать «газели»

Поддержать «газели»


Генеральный директор Федерального центра проектного финансирования (Группа Внешэкономбанка) Александр Баженов в интервью ИА «Восток России» (EastRussia.ru) выразил уверенность, что реализовать экономические возможности Дальнего Востока можно с помощью механизмов TIF (Tax Increment Financing), и пояснил, почему вовлечение среднего и малого бизнеса в проекты КРТ - большая проблема.

– Александр Владиславович, государственно-частное партнерство – механизм, который активно применяется в разных странах мира, но в России пока не очень популярен. Как вы оцениваете перспективы развития ГЧП в нашей стране?

– Как раз наоборот, ГЧП у нас очень популярен, но, как со всякой модной вещью, за обозначением забыт смысл. Государственно-частное партнерство – это экономическая концепция, предполагающая, что для более эффективного, качественного и своевременного исполнения своих обязанностей государство привлекает частный бизнес на условиях разделения рисков. Получается, там, где у власти есть обязанности, может возникать ГЧП. Если же у бизнеса есть какой-то интерес, чтобы получить господдержку, это уже не ГЧП – это способы субсидирования, льготирования и т.п. К сожалению, у нас очень часто подобные вещи путают. Поэтому и возникает масса пилотных проектов, которые не претворяются в жизнь, масса инициатив, которые не реализуются. По данным мониторинга прессы, который мы делали несколько лет подряд ежегодно, у нас насчитывалось порядка 1000 инициатив, планируемых реализоваться на условиях ГЧП, а непосредственно степень реализации гораздо меньше – от силы 5%.

– Ожидается, что весной Госдума окончательно примет закон об основах ГЧП, который позволит активнее привлекать частных инвесторов в строительство инфраструктурных объектов. Почему закон так долго и сложно принимается парламентариями?

– Объективно юридическая трактовка ГЧП имеет сложную природу на стыке законодательства о бюджете, земле, госзакупках, концессиях, приватизации и конкуренции. В отсутствие общей экономической идеологии у регуляторов и представляющих их интересы депутатов ограниченные возможности для общего знаменателя. Принципиальной сложностью является использование отдельными ведомствами парламентской процедуры для изменения согласованной позиции правительства, внесенной в Думу.

В то же время необходимо понять, что отсутствие этого закона меньшая трагедия для использования этой экономической концепции, чем плохой закон.

– В послании Президента к Федеральному собранию РФ Владимир Путин упомянул, что «если регион вкладывает свои средства в создание индустриальных и технопарков, бизнес-инкубаторов, то дополнительные федеральные налоги, которые в течение трех лет поступят от размещенных там предприятий, должны возвращаться в субъект Федерации в форме межбюджетных трансфертов…». То есть глава государства фактически дал «зеленый свет» ГЧП?

– Я бы видел здесь зеленый свет использованию т.н. механизма TIF – когда дополнительный рост налогов может направляться на расчеты за общественную инфраструктуру, построенную за счет внебюджетных источников. Это может быть как в рамках ГЧП, так и в рамках одной из форм ГЧП – концессии с платой за доступность, так и в форме контракта жизненного цикла в рамках ФЗ-44. Но это такой еще очень маленький светофор – как включается свет и как надолго и для кого, мы пока не знаем. Например, для темы развития индустриальных парков на Дальнем Востоке в рамках так называемых территорий опережающего социально-экономического роста (ТОСЭР) Минвостокразвития просит бюджетные деньги на инфраструктуру и снижение налогов для резидентов. То есть все наоборот – по-прежнему делим тающий бюджетный пирог!

К чему это приводит, можно видеть на примере проекта комплексного развития Южной Якутии. Из инвестиционного фонда РФ и за счет средств частных инвесторов было потрачено более 20 млрд рублей на разработку проектной документации инфраструктуры и промышленных объектов, подготовку этого проекта. 100 млрд рублей необходимо на общественную инфраструктуру, 300 млрд рублей - для развития промышленных проектов. Проектная документация была разработана три года назад. Из инвестиционного фонда РФ перестали финансировать стройку инфраструктуры. Проект стоит. Конъюнктура меняется. Правительство не знает, где найти 100 млрд рублей – это же не единственный проект, и за три года еще столько нового возникло, как поделить? А мы видим, что за счет дополнительных доходов бюджета, которые этот комплексный проект мог бы зарабатывать за счет новых производств, все внебюджетные (то есть за деньги) затраты на инфраструктуру окупались бы за 15 лет. Если работает TIF, этот проект может быть реализован, если работает бюджетный подход и освобождение от налогов всех и вся – вряд ли.

На Дальнем Востоке у нас на 50% территории живет 5% населения РФ и сконцентрировано 5% экономики, но при этом здесь же – 80% долгосрочных экономических возможностей. Сколько можно перераспределить бюджета на развитие – ну пусть в полтора-два раза больше реального политического и экономического веса Макрорегиона. При бюджетном подходе к развитию – 80% возможностей роста – это мечта, к которой мы стремимся так быстро, сколько схватим из бюджета. При подходе TIF – 80% возможностей роста – это рычаг на реализацию всех экономически обоснованных проектов.

– Каким образом государство должно координировать сложное развитие проектов? Как обеспечить гарантии с точки зрения спроса?

– У государства есть политическая вертикаль, ей и надо пользоваться, другой вопрос – что не как дубиной, складывая все инструменты в одно ведомство.

На самом деле, одно измерение – это усиление административных возможностей координировать инвестиционные программы естественных монополий, использование бюджета на федеральные, региональные и муниципальные стройки, выделение земли и ее опережающее обеспечение инфраструктурой для многообещающих инвесторов. Этот путь последовательно предлагался В.И. Ишаевым. Этим путем пошел и Ю.П. Трутнев. Просто состав проектов для централизованного развития предлагается приоритизировать на т.н. ТОСЭР.

Есть и другое измерение, которое развивалось Минэкономразвития в рамках Инвестиционного фонда РФ в бытность Г.О. Грефа, – формирование и реализация в рамках той или иной модели ГЧП проектов т.н. комплексного развития территорий. Буквально перед уходом из министерства другой министр – А.Р. Белоусов выпустил проект постановления об изменении Правил планирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ, которые были разработаны как раз под механизм TIF. В рамках подхода КРТ основой координации является инвестиционное соглашение Российской Федерации, субъекта РФ, муниципалитетов, частных инвесторов в промышленные объекты о формировании проекта КРТ и условиях его реализации. Предложенные изменения направлены на то, чтобы принимаемые государством обязательства по развитию инфраструктуры для проекта КРТ реализовывались через концессионные механизмы частными инвесторами, а окупались бы в виде платы за доступность, планируемой в рамках дополнительных доходов бюджета.

Таких проектов КРТ объективно к востоку от Байкала более 60, в том числе 20 шевелятся, из них 6 могут двигаться быстро в историческом масштабе. С учетом реализации Восточной газовой программы, когда бюджетная отдача от промышленного проекта может быть очень большой, перспективы проектов КРТ могут быть еще более улучшены.

Чтобы это подход работал, надо тратить деньги на обоснование и структурирование таких проектов. Основная проблема, на мой взгляд, в ограниченной способности местных властей привлекать инвестиции в выполнение своих обязанностей по развитию инфраструктуры. Это существует и по субъективным причинам (недостаток квалификации и политических установок, отсутствие опыта таких проектов), и по объективным – развитие инфраструктуры разодрано между естественными монополиями, региональными и муниципальными властями, трудно координируется. Это сложно, но когда работал пусть и более простой механизм Инвестиционного фонда РФ в его нынешней форме, в течение трех лет субъекты РФ справились с запуском такой деятельности и пошли проекты. Существуют предложения и по повышению эффективности такой формы развития путем, например, определения Фонда развития Дальнего Востока в качестве единственного концессионера, который брал бы на себя всю тяжесть разработки и увязки развития инфраструктуры с промышленными инвесторами и вопросами бюджетного планирования и выходил бы из проекта после финансового закрытия – привлечения стратегического инфраструктурного инвестора и проектного финансирования.

Вопрос о гарантиях – гарантиях кому? Это роль государства координировать и организовывать экономическое развитие. Но в рамках предложенной модели не оно вкладывается в развитие промышленных проектов, а частные инвесторы – они и должны оценивать свои риски сбыта продукции и развития проектов. Риск государства в создании инфраструктуры под будущий экономический рост может управляться только уплотнением и усложнением промышленности, которая развивается на базе этой инфраструктуры – соответственно – территориальное планирование, экономические преференции для развития торговли, привлечение новых категорий инвесторов. У государства есть вертикаль, вот оно и должно быть способно управлять этими рисками. Кроме этого, при 80% возможностей экономического роста на Дальнем Востоке риски этого развития поддерживаются всей экономикой. Резервный фонд ведь тоже есть и как раз для таких рисков выпадающих бюджетных доходов.

Существенное снижение этих рисков происходит при вовлечении среднего и малого бизнеса в развитие, в экономический рост. Для Дальнего Востока это большая проблема. Мне кажется, что предпринимательский потенциал на Дальнем Востоке по сравнению с теми возможностями глобального развития на рынках АТР сильно недокапитализирован и ограничен по квалификациям. Надо решать вопрос и с деньгами, и с источниками управленческого, технологического и торгового опыта. Локальные рынки Макрорегиона малы по размеру, просты по структуре спроса. Это и является первопричиной проектного голода для инвесторов на Дальнем Востоке – либо мегапроекты, либо идеи. Предприниматели не генерируют качественный спрос на деньги. Идея Минвостокразвития заключается в строительстве новой экономики поверх того, что есть – в пяти-семи десяти зонах создать условия для размещения прямых иностранных инвестиций и привлечь кадры.

Есть такой термин – «газели» – предприятия малого и среднего бизнеса, которые эффективно развиваются. У них существует своя инновационная компетенция: управленческие, сбытовые, технологические, прочие конкурентные преимущества, которые они развивают, за счет чего и продвигают новое предприятие и его продукцию или услуги. Помимо этой свертки Макрорегиона в пять точек, как минимум, нам надо дать возможность вот этим «газелям», как из числа местных, так и из находящихся в европейской части квалифицированных предпринимателей, заработать на развитии своего производства на Дальнем Востоке, исходя из того что они будут экспортировать на азиатско-тихоокеанские рынки. Бухаринское «обогащайтесь» никто не отменил – «газели» должны получить возможность дешево капитализироваться с жесткой увязкой для обогащения путем роста своего бизнеса на Дальнем Востоке и в АТР.