Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Inflated the investment muscle

Khabarovsk businessmen talked with the director general of the Far East Development Fund

Last week, the management of the Far East and Baikal Region Development Fund JSC made a multi-day trip to the east of the country, holding investment sessions in Kamchatka, Khabarovsk and Yakutia. Most of the promising projects and interesting questions were raised in the capital of the Far Eastern Federal District - the region of the first two territories of advanced development.

Inflated the investment muscle
The general director of the fund, Alexei Chekunkov, tried to explain, using examples of specific projects, what exactly, in what volumes and why the company is ready to support him, as well as why it is important for businesses to try to get such funding: fighting for the funds of the fund, an entrepreneur "pumps up a very useful muscle."

Alexey Chekunkov, General Director of the Fund for the Development of the Far East and the Baikal Region, opening the fund's investment session in the Khabarovsk Territory, recalled that the mechanism for allocating funds for projects was determined by the Russian government quite recently - in July of this year, after which the fund was "quite brisk" took up the selection of projects for the portfolio. “In four months, the board of directors has selected seven projects for 11 billion rubles. Three projects have passed all the "locks", approved by the government, and their funding is already underway. Four more will be accepted and put on track for execution until the New Year, "he said.

Further, the fund intends to invest about 10-15 billion rubles a year, which means that it cannot be scattered over small projects. “The golden mean for ourselves, - explained Alexey Chekunkov, - we see projects with a range of costs 1-2 billion rubles (the government has set a criterion of at least 250 million rubles). That is, we are focused on a strong medium-sized business. " In addition, "the industry restrictions on investment have finally been lifted, although the fund was initially presented as an infrastructure fund," the general director of the fund said. According to him, starting in 2016, the fund "can, in principle, be engaged in any industry project, except, let's say," harmful "- related, for example, to alcohol or gambling." "But we would like to concentrate on projects in the field of industry, agriculture and tourism. I believe that the Far East can make a lot of money if we focus on feeding and, sorry for being frank, entertaining our southern neighbors," he outlined circle of interests of the fund Alexey Chekunkov.

Financing, he said, can be provided for up to 10 years and at 10,5% per annum - "this is a very attractive capital." At the same time, the fund is "a very conservative investor seeking to minimize risks through collateral and sureties", and due to the need for expert examinations and passing several instances to approve projects, the entire procedure from the investor's appeal to the receipt of funds on the account takes 4-6 months. The fund proceeds from the principle of maximizing private investment, that is, it seeks to enter projects where the fund's share will be no more than 50%, and the rest will be attracted by co-investors, Mr. Chekunkov admitted. “Our most optimal share is 20-30%,” he noted.

The Khabarovsk authorities gathered about 150 people for the investment session, including more than 70 representatives of companies initiating investment projects in various industries. Having looked around the hall, Alexey Chekunkov, addressing the entrepreneurs, said: “Judging by the number of those present, it will never work to work with absolutely everyone. This is a sport, and the Khabarovsk Territory is very strong in sports. We all understand that it is useful and necessary to go in for sports, and not only for those who eventually climb onto the pedestal. 90% of the investment process is generally the same for any investor, be it a fund or a commercial bank. Therefore, I urge you - let's work, initiate projects, enter into dialogue and go to victory. If someone in the competition turns out to be worthy, but not the first, you will, in any case, I am sure, pump up a very useful muscle. And your chances of raising capital elsewhere will increase. ”

After that, Alexey Chekunkov and his colleagues were presented with several specific projects selected by the regional authorities. The scale of funds required from the fund for Khabarovsk projects, as the discussion showed, varies by orders of magnitude - from millions to billions of dollars. The representatives of the foundation did not refuse to study them further on any of them, although they spoke out on all of them rather cautiously. But the most revealing was the comparison of two projects in the mining sector - we were talking about the prospects for the development of the Noni and Malmyzh deposits.

Alexander Golovanov, General Director of Noni LLC, spoke about plans to develop a deposit of the same name with about 10 tons of gold reserves. The company has been exploring the deposit since 2006 and wants to build a mining and processing plant there for 800 kg of gold and about 3 tons of silver per year. Tomas Bowens, General Director of Amur Minerals LLC, speaking next, spoke about the development prospects of the Malmyzh porphyry copper deposit, one of the largest in the world. Its already explored reserves are about 9 million tons of copper and 450 tons of gold. The first needs $ 35 million in investments, up to 20% of which shareholders are ready to invest, and the investments will pay off in two years, the second - $ 1,5 billion, and production will begin no earlier than 2024.

“I have been involved in gold mining projects for some time, and using these two examples I want to show the fund's investment philosophy. Maybe some things will seem harsh, but this is very important for contrast," Aleksey Chekunkov perked up. Be he a private investor himself, Mr. Chekunkov would choose Noni: "The payback is two years, the project is ready, you can start production in six months. Obviously, I like to invest in this - and in two years get two for a million." But the fund, he continued, analyzing the projects from the point of view of the state, evaluates them according to three components: “the effects that each ruble of budgetary funds gives for the economy of the Far East”, “risks and limitations” and “the aspect of implementation - to what extent the project is ready”.

“Proceeding from this, it happens that the best is the enemy of the good. We have one gold mining project among the ones being implemented. It is much more complicated than Noni. But that is why the state decided to support it. Hundreds of millions of dollars have been invested there, and the GRP has been seriously tightened on this project. And for a project where there is a strong private investor with sufficient resources, our cheap long-term money, roughly speaking, will only increase the private investor's profit. The government does not look at such projects, let's say, in the first place. There will always be such cases that are without administrative support and state funds are not being realized, "said Aleksey Chekunkov.

"Malmyzh - I believe, a project from a completely different pole, a huge project with low ore content. And it is at the beginning of its journey. It is a world-class facility, and the government supports foreign investors willing to work in Russia. In this sense, you need to work with us. it is imperative to interact, regardless of whether we can invest in the project. And secondly, of course, such a project should be funded by risk capital, "stressed Alexey Chekunkov.
In the open part of the discussion, Mr. Chekunkov was asked a lot more. About, for example, whether the fund has preferences in working with banks ("There is no discrimination against banks, we work with everyone," he assured) and why it is focused on projects worth closer to 1 billion rubles, but not less than 500 million rubles , although the government decree sets a threshold of 250 million rubles ("In exceptional cases, if the project is replicable and breakthrough, we are ready to work with a project of any size," Mr. Chekunkov answered).

"You are attracting money for investment projects, but are you supposed to have vacations?" Another businessman asked. “This is a very good question. For all projects related to capital construction, including through loans, it is usually envisaged that payments to the fund for the period of construction plus or minus two years are not made. True, if we see that the operating company can pay a coupon, we propose to do it ", - explained Alexey Chekunkov.

However, the general director of the fund was asked even more questions at bilateral meetings that took place immediately after the investment session. He himself admitted that he was satisfied with what he heard - some of the projects could be included in the fund's promising portfolio for 2016. The regional authorities also did not leave disappointed: receiving co-financing for at least one project for them in the face of tight budget constraints is already a victory. "The investment session, in my opinion, was quite meaningful: we not only heard the fund's capabilities, but also through examples of projects we were able to see its proven practice, even if it is still small. I think that business representatives who would like to work with the fund received enough information, and we are ready to continue to cooperate with everyone who applies for the funds of the fund ", - said the first deputy chairman of the Khabarovsk Krai government for economic issues Vasily Shikhalev.
January 26: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Подкачали инвестиционную мышцу

Хабаровские бизнесмены пообщались с гендиректором Фонда развития Дальнего Востока

На минувшей неделе руководство АО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» совершило многодневную поездку по востоку страны, проведя инвестиционные сессии на Камчатке, в Хабаровске и Якутии. Больше всего перспективных проектов и интересных вопросов прозвучало в столице Дальневосточного федерального округа — регионе первых двух территорий опережающего развития.

Подкачали инвестиционную мышцу
Гендиректор фонда Алексей Чекунков постарался на примерах конкретных проектов объяснить, что именно, в каких объемах и почему готова поддержать его компания, а также то, почему бизнесу важно пытаться такое финансирование получить: борясь за средства фонда, предприниматель «накачивает очень полезную мышцу».

Генеральный директор АО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» Алексей Чекунков, открывая инвестиционную сессию фонда в Хабаровском крае, напомнил, что механизм выделения средств на проекты был определен правительством России совсем недавно — в июле этого года, после чего фонд «достаточно резво» взялся за отбор проектов в портфель. «За четыре месяца совет директоров отобрал семь проектов на 11 млрд рублей. Три проекта прошли все «шлюзы», одобрены правительством, и их финансирование уже ведется. Еще четыре будут приняты и положены на рельсы исполнения до Нового года«,— сообщил он.

Далее фонд намерен инвестировать около 10-15 млрд рублей в год, а значит, не может распыляться на мелкие проекты. «Золотой серединой для себя,— объяснил Алексей Чекунков,— мы видим проекты с диапазоном стоимости 1-2 млрд рублей (правительством закреплен критерий не менее 250 млн рублей). То есть мы сориентированы на крепкий средний бизнес». Кроме того, «наконец-то сняты отраслевые ограничения для инвестирования, хотя изначально фонд презентовался как инфраструктурный», сообщил гендиректор фонда. По его словам, начиная с 2016 года фонд «может заниматься в принципе любым отраслевым проектом, кроме, скажем так, „вредных“ — связанных, например, с алкоголем или игорной деятельностью». "Но нам хотелось бы концентрироваться на проектах в сфере промышленности, сельского хозяйства и туризма. Я считаю, что Дальний Восток может заработать много денег, если мы сосредоточимся на том, чтобы кормить и, извините за прямоту, развлекать наших южных соседей«,— обрисовал круг интересов фонда Алексей Чекунков.

Финансирование, рассказал он, может предоставляться на срок до 10 лет и под 10,5% годовых — «это очень привлекательный капитал». В то же время, фонд является «очень консервативным инвестором, стремящимся минимизировать риски через обеспечение и поручительства», а из-за необходимости экспертиз и прохождения нескольких инстанций для утверждения проектов вся процедура от обращения инвестора до поступления средств на счет занимает 4-6 месяцев. Фонд исходит из принципа максимизации частных инвестиций, то есть стремится входить в проекты, где доля фонда составит не более 50%, а остальное привлекут соинвесторы, признал господин Чекунков. "Наиболее оптимальная наша доля — 20-30%«,— отметил он.

Хабаровские власти собрали на инвестиционную сессию около 150 человек, в том числе более 70 представителей компаний, инициирующих инвестпроекты в различных отраслях. Оглядев зал, Алексей Чекунков, обращаясь к предпринимателям, сказал: «Судя по количеству присутствующих, никак не получится поработать абсолютно со всеми. Это спорт, и Хабаровский край очень силен в спорте. Мы все понимаем, что спортом заниматься полезно и нужно, и не только тем, кто заберется в конечном итоге на пьедестал. 90% инвестиционного процесса в общем-то одинаковы для любых инвесторов, будь то фонд или коммерческий банк. Поэтому я призываю вас — давайте работать, инициировать проекты, вступать в диалог и идти на победу. Если кто-то в соревновании окажется достойным, но не первым, вы в любом случае, я уверен, накачаете очень полезную мышцу. И ваши шансы привлечь капитал в другом месте возрастут».

После этого Алексею Чекункову и его коллегам презентовали несколько конкретных проектов, отобранных региональными властями. Масштаб требуемых от фонда хабаровским проектам средств, как показала дискуссия, варьируется на порядки — от миллионов до миллиардов долларов. Ни по одному из них представители фонда не отказались от их дальнейшего изучения, хотя по всем высказывались довольно осторожно. Но наиболее показательным вышло сравнение двух проектов в горнорудной сфере — речь зашла о перспективах освоения месторождений Нони и Малмыж.

Гендиректор ООО «Нони» Александр Голованов рассказал о планах по разработке одноименного месторождения с запасами золота около 10 тонн. Компания ведет изучение месторождения с 2006 года и хочет построить там ГОК на 800 кг золота и около 3 т серебра в год. Гендиректор ООО «Амур минералс» Томас Боуэнс, выступая следом, рассказал о перспективах разработки медно-порфирового месторождения Малмыж — одного из крупнейших в мире. Его уже разведанные запасы — порядка 9 млн тонн меди и 450 тонн золота. Первому нужно $35 млн инвестиций, до 20% из которых готовы вложить акционеры, и вложения окупятся за два года, второму — $1,5 млрд, и добыча начнется не ранее 2024 года.

"Я какое-то время занимался золоторудными проектами, и на примере этих двух хочу показать философию инвестирования фонда. Может быть, какие-то вещи покажутся резкими, но это очень важно для контраста«,— оживился Алексей Чекунков. Будь он сам частным инвестором, господин Чекунков выбрал бы Нони: «Окупаемость — два года, проект готов, начинать добычу можно через полгода. В это, очевидно, нравится вложить — и через два года на миллион получить два». Но фонд, продолжил он, анализируя проекты с точки зрения государства, оценивает их по трем составляющим: это «эффекты, которые дает каждый рубль бюджетных средств для экономики Дальнего Востока», «риски и ограничения» и «аспект реализации — насколько проект готов».

"Исходя из этого, бывает, что лучшее враг хорошего. У нас один золоторудный проект попал в число реализуемых. Он значительно сложнее, чем Нони. Но именно поэтому государство решило его поддержать. Там вложены сотни миллионов долларов, на этот проект серьезно закручен ВРП. А для проекта, где есть сильный частный инвестор с достаточными ресурсами, наши дешевые длинные деньги, грубо говоря, лишь увеличат прибыль частного инвестора. Такие проекты, правительство смотрит, скажем так, не в первую очередь. Всегда найдутся такие дела, которые без административной поддержки и средств государства не реализуются",— сказал Алексей Чекунков.

"Малмыж — я считаю, проект с совсем другого полюса, громадный проект с низким содержанием в руде. И он находится в начале пути. Это объект мирового класса, и правительство поддерживает иностранных инвесторов, готовых работать в России. В этом смысле вам с нами нужно обязательно взаимодействовать, независимо от того, сможем ли мы вложить деньги в проект. И второе — конечно, такой проект должен фондироваться рисковым капиталом",— подчеркнул Алексей Чекунков.
В открытой части дискуссии господина Чекункова еще много о чем спрашивали. О том, к примеру, есть ли у фонда предпочтения по работе с банками ("Никакой дискриминации банков нет, работаем со всеми",— заверил он) и почему он ориентирован на проекты стоимостью ближе к 1 млрд рублей, но не менее 500 млн рублей, хотя в постановлении правительства закреплен порог в 250 млн рублей ("В исключительных случаях, если проект тиражируемый и прорывной, мы готовы работать с проектом любого размера«,— ответил господин Чекунков).

«Вы деньги привлекаете под инвестпроекты, а каникулы предполагаются?» — спросил еще один предприниматель. "Очень хороший вопрос. По всем проектам, связанным с капитальным строительством, в том числе через займы, как правило, предусматривается, что выплат в пользу фонда на срок строительства плюс-минус два года не осуществляется. Правда, если мы видим, что действующая компания может платить купон, мы предлагаем это делать",— объяснил Алексей Чекунков.

Впрочем, еще больше вопросов гендиректору фонда задали на двусторонних встречах, которые прошли сразу после инвестиционной сессии. Сам он признался, что остался услышанным доволен — часть проектов может войти в перспективный портфель фонда на 2016 год. Власти региона также не ушли разочарованными: получение софинансирования хотя бы на один проект для них в условиях жестких бюджетных ограничений — уже победа. "Инвестиционная сессия, на мой взгляд, прошла достаточно содержательно: мы не просто услышали возможности фонда, но и на примерах проектов смогли увидеть его наработанную практику, пусть она пока и небольшая. Думаю, представители бизнеса, которые хотели бы работать с фондом, получили достаточно информации, и мы готовы и дальше сотрудничать со всеми, кто претендует на средства фонда",— отметил первый заместитель председателя правительства Хабаровского края по экономическим вопросам Василий Шихалев.