Поделиться
Пограничное состояние
Поделиться

Федеральные структуры предлагают закрыть два из восьми действующих пограничных перехода в Хабаровском крае.

Пограничное управление ФСБ РФ по Хабаровскому краю и ЕАО и Дальневосточная транспортная прокуратура направили в правительство Хабаровского края запросы о дальнейшем функционировании морских пунктов пропуска в Охотске и Николаевске-на-Амуре. У ведомств есть претензии и к оснащению переходов и к их загрузке. Власти региона намерены противостоять инициативе федералов.

ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива»

Пересечь границу в Хабаровском крае можно в восьми пунктах пропуска – среди них есть и односторонние, и работающие в двух направлениях, есть чисто грузовые, есть и грузопассажирские. И вот сразу два – то есть четверть от общего числа - правительству региона предлагают закрыть. Инициативу взяли на себя пограничники – еще в прошлом году они направили краевым властям запрос «О рассмотрении возможности дальнейшего функционирования пунктов пропуска в Охотске и Николаевске-на-Амуре». В августе 2021-го  позицию пограничников поддержала Дальневосточная транспортная прокуратура. В информации направленной на имя врио губернатора Хабаровского края говорится: «Сезонные пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации в г. Николаевске-на-Амуре и поселке Охотск Хабаровского края не соответствуют «Типовым требованиям к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля», утвержденных приказом Росграницы от 27.10.2010, так как не имеют зданий либо сооружений для размещения таможенных, пограничных, иных контролирующих органов и необходимого оборудования».

С одной стороны, признает Александр Железовский, заведующий сектором по взаимодействию с пограничными органами отдела по взаимодействию с военными структурами аппарата губернатора и правительства Хабаровского края, ни один из действующих пунктов пропуска в крае не соответствует предъявляемым требованиям. Хотя бы потому, что они были построены до того, как появились эти самые требования. В регионе есть одно лишь исключение – один из участков пункта пропуска в порту Ванино – там переход разделен на пять участков – но не весь переход. С другой стороны – практически по всем пунктам пропуска ведется работа по доведению их до соответствия предъявляемым требованиям. Однако погранпереходы в Охотске и Николаевске-на-Амуре выделяются своей низкой загрузкой, и крайне скудным оснащением.

«Николаевский-на-Амуре морской пункт пропуска осуществляет государственный пограничный контроль у причалов и на рейде. Основной груз – лес, экспортируемый в Японию, Китай, Южную Корею, - поясняет Александр Железовский, - по окончанию навигации инфраструктура перехода закрывается, хотя можно сказать, что как таковой инфраструктуры в пунктах пропуска что Николаевска-на-Амуре, что Охотска нет. В Охотске государственный контроль осуществляется на двух рейдовых стоянках. И в принципе этого достаточно. Судам не нужно далеко заходить, тем более в Охотске глубины не позволяют вставать судам у причалов – в морском порту Охотск. Причалы есть, но глубины не позволяют вставать судам у причалов, чтобы можно было осуществлять государственный пограничный контроль».

С инфраструктурой вопрос решить все же можно – в Охотске сделать это за свой счет предлагают местные рыбопромышленники. «Мы – рыбаки и промышленники – готовы финансово поучаствовать в обустройстве пункта пропуска, - говорит Ольга Булкова, председатель союза рыболовецких кооперативов-колхозов Хабаровского края «Крайрыбакколхосоюз» - вплоть до того, что поставить модульные сооружения, соответствующие требованиям законодательства. Но это не решит существующую проблему – по глубинам далеко не все суда могут подойти и загружаться, разгружаться в порту Охотск. Проходная осадка судов 3 метра 20 сантиметров, а продукция, которая оформляется на экспорт, загружается на крупнотоннажные суда с осадкой более пяти метров. Поэтому суда загружаются на рейде и проходят все таможенные и пограничные процедуры прямо на рейде. То есть даже если мы обустроим пункт пропуска, суда не смогут подойти к причалам».

В Николаевске-на-Амуре обустройство погранперехода также проблема не из разряда неразрешимых. «Я общался на днях с руководством морского порта, - рассказывает Олег Коржов, заместитель главы администрации Николаевского муниципального района по экономике и инвестиционной политике, - они доложили, что исправили все замечания, которые были сделаны пограничной службой. Проблема скорее в том, что судов нет. Вот в чем проблема!».

Низкая загруженность основной повод для закрытия пунктов пропуска. В справке, предоставленной Дальневосточной транспортной прокуратурой говорится, что «​Объем экспорта и импорта перемещаемых товаров через указанные пункты пропуска уменьшается, начиная с 2011 года. Если в 2019 году в пункте Николаевск-на-Амуре он составил 20,2 тыс. тонн груза, то в 2020 снизился до 3 тыс. тонн (принято 2 судна). В пункте пропуска Охотск в 2018 году обработано 73,9 тыс тонн грузов, а в 2020 - 2,6 тыс тонн (принято 3 судна)».

Свои коррективы в и без того невысокую загруженность портов внесла пандемия коронавирусной инфекции и низкие выловы лосося в Амуре, на которые надеялись экспортеры-инвесторы в Николаевском районе. Однако ситуация рано или поздно выправится, считают и власти региона, и чиновники на местах, и представители бизнеса.

«Правительство Хабаровского края категорически против закрытия и крайне заинтересовано в функционировании морских пунктов пропуска Николаевск-на-Амуре и Охотск, - утверждает заведующий сектором по взаимодействию с пограничными органами отдела по взаимодействию с военными структурами аппарата губернатора и правительства Хабаровского края Александр Железовский, - они создают предпосылки для социально-экономического развития Николаевского и Охотского муниципальных районов. В планах инфраструктурного и социально-экономического развития Николаевского муниципального района отмечается, что пункт пропуска относится к значимым действующим объектам транспортной инфраструктуры, который может быть использован для функционирования ТОР «Николаевск». Более того – стоит обратить внимание на то, что министерством транспорта РФ заложена дорожная карта по объединению малодеятельных портов в единые порты на территории и Хабаровского края – это у нас Ванино и Советская Гавань, Николаевск-на-Амуре и Охотск, Де-Кастри и мыс Лазарева. Вот только после объединения портов Николаевска-на-Амуре и Охотска можно будет детально еще раз обсудить этот вопрос».

«Есть некоторая нелогичность в ситуации, - подтверждает Виктор Калашников, министр экономического развития Хабаровского края – с одной стороны мы привлекаем инвесторов, им надо реализовывать, вывозить продукцию, в том числе и на экспорт, а с другой – это предложение закрыть пункты пропуска. Согласиться с этим правительство края не может».

​Закрытие пункта пропуска ухудшит экономическую ситуацию в Охотском районе. Здесь сосредоточены рыбодобывающие и перерабатывающие производства, нацеленные на экспорт продукции в Японию и другие страны АТР. Ольга Булкова подчеркнула в беседе с корреспондентом EastRussia, что если пункт пропуска все же закроют, суда, перевозящие экспортный груз, будут вынуждены оформлять его в других портах, а это означает усложнение логистики, повышение себестоимости, увеличение сроков, что в итоге может сделать Охотск непривлекательным для инвесторов-рыбопромышленников. К тому же, когда объемы перевалки грузов вырастут после снятия пандемийных ограничений, открытие пункта пропуска потребует значительных усилий, сэкономить которые можно, просто не закрывая его. «Если вопрос стоит об экономической нецелесообразности содержания пункта пропуска Охотск в течение года, - говорит Ольга Булкова, - то можно сделать его сезонным. Законодательство это позволяет. Тогда пограничники могли бы приезжать, как это уже сейчас делают таможенные органы, в командировки и прямо с самолета выезжать суда, которым необходимо пройти все необходимые процедуры, чтобы отправиться заграницу».

Судьба пунктов пропуска пока не определена. 22 сентября в Охотский район приезжает комиссия Межведомственного координационного совета при Правительстве Хабаровского края по вопросам реализации государственной пограничной политики Российской Федерации. Ее участники лично обследуют состояние порта, и условий, в которых проходит пограничное оформление. От их решения во многом будет зависеть, в какую сторону развернется ситуация.

Алексей Збарский Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов