Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Exploration and exploration

Khabarovsk Territory will have to replenish its precious metal reserves

Exploration and exploration

Enterprises operating in the province are poorly provided with mineral reserves, and fluctuations in foreign exchange and commodity markets have led to a decrease in profitability and tax revenues. Experts note that even at the best of times the economic effect of mining went beyond the region, since processing of metallurgical raw materials is not developed.

"We do not eat gold"

According to the Minister of Natural Resources of the Khabarovsk Territory Vasily Shikhalev, the share of mining is 6,9% in the volume of goods shipped and 5,4% in the amount of tax payments to the regional budget. The main specialization of the Khabarovsk miners is the extraction of precious and rare metals. Over the past three years, 21,9 billion rubles have been invested in the development of the mining industry in the Khabarovsk Territory. This made it possible to create and modernize additional production facilities, as well as to lay the foundation for the further growth of mining operations. Among the successes of previous years, the commissioning of a mining and processing plant at the Belaya Gora deposit in the Nikolaevsky municipal district, the completion of the construction of a hydrometallurgical plant in Amursk (AMMC) are all 2013 events of the year.

A year earlier Albazinsky GOK in the area of ​​Polina Osipenko came to the design capacity for ore processing, pilot-industrial exploitation of the gold mine Avlayakan in the Ayano-May district began. As a result, gold production in the province increased in comparison with 2011 year in 1,4 times to 20,6 tons. Impressive successes achieved the edge in the extraction of tin. Today the region is the only tin-mining region of Russia. Attraction of investments into modernization of production at the Pravourmiyskoye field (Verkhnebureinsky district) allowed to increase productivity in comparison with 2011 year in 1,6 times. In 2014, gold mining in the province is expected in the volume of 20,4 tons, platinum - 2,4 tons, tin - 300 tons, which is 82% more than the level of 2013 year. Tax revenues from the mining industry in the regional budget will be about 3,4 billion rubles.

These data could serve as an excuse for optimism, but at the end of November, at an extended meeting of the Khabarovsk Krai Government, the sides discussed the challenges ahead. Profitability of mining enterprises is decreasing, Vasily Shikhalev warned participants of the meeting. At ZAO Mnogovershinnoe, the average gold grade in ore declined by 33% to 3,2 g / t in three years. At the same time, the ore processing volumes increased by 22%, the cost of production increased by 39%, the profitability level fell by 26%. Tax revenue decreased by 13%.

At the Khakanja field (developed by the Okhotsk Mining and Geological Company, Polymetal's structure), the average gold content fell by 55%, silver by 30%. In the current year 41% gold gain on OGRK was obtained from the Avlayakyan field. But its reserves will ensure the work of the Khakanja concentrator only for three years. The overall profitability of the enterprise decreased by 14%, the volume of profit - by 32%, at 50% - the level of tax revenue. The Taas-Yuryakh mine of the company "Amur Gold" is provided with metal for one year. Due to complex logistics, the cost of production increased by 20% over the past three years.

Difficult situation with platinum. At the Konder mine (Amur’s prospector’s artel), the depth of the sands increased from 2011 to 20 m, and the annual processing volumes of rock mass doubled from 11,5 million cubic meters to 23 million cubic meters per year. The platinum content in the sand fell by a factor of 2,2, from 1,5 g to 0,69 g per cubic meter. As a result, following the results of 2013, the company suffered losses in the amount of 700 million rubles. In general, the industry average gold content in ore deposits fell by 16%, silver by 33% over three years.

“If in the 2011 year, to extract a ton of gold, it was necessary to process 200 thousand tons of ore, then in 2013 year - 240 thousand tons. The level of profitability decreased by 53%, the profit fell by 40%, the taxes in 2013 amounted to 3,4 billion rubles, ”the minister concluded.

The ministry noted the region’s low availability of placer gold reserves - they will last for an average of six years. On ore - reserves for 11 years. For example, the average for DFO gold reserves are estimated at 28 years. And in regions such as the Magadan region, Yakutia, are 57 years and 46 years, respectively. Moreover, the most acute situation with reserves at those enterprises that today give 50% of all production in the region is MNV, OGRK and Amur Zoloto.

Operational results of work of miners for 10 months already allow to draw a conclusion about the difficult times that have come for the industry. According to the Ministry of Natural Resources, for ten months of the year gold production amounted to 17 tons, or 97% of the task. But the major manufacturers are lagging behind the plan: ZAO Mnogovershinnoye - for 540 kg, Amur Gold - for 80 kg, OOO Belaya Gora - for 397 kilogram. "Artel of prospectors" Amur "" extracted 2,4 tons of platinum, which is 1,16 tons below the plan. Against this backdrop, only ZAO Pravourmiyskoye is profitable, which extracted 250 tons of tin or 140% for the annual target.

Miners for 10 months paid 2,4 billion rubles. Taxes, to 222 million rubles. Below the plan. The decline was made by the Okhotsk Mining and Geological Company (the structure of Polymetal) - by 199 million rubles, Artel Amur by 239 million rubles, Mnogovershinnoye by 113 million rubles.

The first deputy chairman of the regional government for economy Alexander Levintal believes this trend is very dangerous for the regional budget. "I calculated that the industrial production index grew by 15% in three years. And the level of tax revenues is only 5%. We do not need tons of gold, we do not eat it, we eat at the expense of taxes! The tendency to decrease the efficiency of our production is fixed, we are increasing it more and the result is less, "he worries.

“Price volatility makes cost price more stringent”

Director of the Khabarovsk branch of Polymetal Management, Valentin Martynenko, claims that the company has carried out significant work to increase production efficiency. More than 16 billion rubles invested in the development of the mine Albazino and the Amur Mining and Metallurgical Combine. “But price volatility makes stricter requirements for the cost of gold production, and this affects economic performance and, as a result, entails a reduction in the tax base,” he explained. Despite this, the production plans in 2013 were fully implemented. At 2014, the forecast for mining at OGRK is 3 tons of gold and 56 tons of silver, while Albazino Resources has 6,8 tons of gold. Moreover, according to the results of 2014, tax deductions of “Albazino Resources” will increase by 18 million rubles. - up to 515 million rubles.

Prospects for 2015-2017 years in Polymetal are evaluated positively. Albazino will keep the figures at the same level due to underground mining. But the OGRK is waiting for a decrease - up to 2,3 tons of gold to 2017 year. But by that time, the development of the Svetloye field will begin in the Okhotsk region. The GOK launch is scheduled for the second half of the year 2017. In addition, up to 2017, a stable amount of tax revenue is planned. Also, Polymetal intends to invest up to 2018 billion rubles in the development of its enterprise in the region before the year 7.

As a form of support for new capital-intensive projects, Valentin Martynenko proposes the regional government to include the development of the Svetloye deposit in the register of regional investment projects and give a severance tax allowance. “At the beginning of 2015, we will turn with the calculations to the Ministry of Economic Development and the Ministry of Finance,” he explained.

About the help asks the managing director of ZAO Mnogovershinnoe Yevgeny Shchetinin.

He explained that 10 tons of 3,259 tons were produced in 1 months, 4,168 tons of gold on the "White Mountain". By the end of the year, these indicators should be respectively 1,244 t and 5,412 t, total 2015 tons. At 2,939 year, a decrease in production at Mnogovershinnom is proposed - up to 2,465 t, and growth to 5,465 t on the White Mountain - in the amount of 2015 tons. The head of the company promised in 692 to pay XNUMX million rubles. Taxes.

But according to the managing director, because of the tariff policy of state monopolies, the efficiency of business is decreasing. The rise in price of tariffs has already brought 35 million rubles. Loss from the beginning of the year.

The head of OJSC “Artel of miners Amur”, Kazbek Bazhayev, claims that in three years 18,85 billion rubles have been allocated for the development of Konder. investment. But in 2013, the company suffered a loss, so 85% from the 2012 level of the year was paid to the regional budget. “The sharp rise in the dollar exchange rate, the revaluation of foreign exchange liabilities and the failure to meet the production targets in 2014 will change our plans. In 2014, the tax forecast is 60% from last year. Due to the deterioration of mining conditions, it is planned to mine 3 tons of platinum next year, which is less than planned for 0,3 tons, ”he said.

Yevgeny Kolesov, general director of OAO Rusolovo, assures the general director that currently working in the Khabarovsky Krai, Pravoormyskoe and Tin Ore Company are the only mining enterprises in Russia, "the mines are in Yakutia". The project for development of the Pravoormiyskoye field provides for expansion of the existing production after 2017 to 5 thousand tons of tin concentrate per year. The associated extraction of tungsten and copper is planned. In 2014, it is planned to extract 320 tons of tin in concentrate, next - 658 tons of tin and 4 tons of tungsten. For three years, the company at 73% reduced the cost of production of tin, says Yevgeny Kolesov.

Taxes in 2015 could be 66 million rubles, in 2016 year - 116 million rubles, and in 2017 year, after the launch of the new GOK - 260 million rubles.

With Minvostokrazvitiya and the government of the region, the issue of building a highway and power lines for the Pravoormiyskoye deposit is being worked out at the expense of the federal budget. This is necessary for the construction of a new combine at 1 million tons of ore. In addition, the GOK construction project is planned to be included in the list of priority investment projects in Khabarovsk Krai with the subsequent conclusion of an investment agreement. This agreement will allow you to receive benefits on income tax.

An application was submitted for an investment loan of 2,5 billion in VEB and the EBRD for the construction of a mining and processing enterprise.

The "Tin Ore Company", which is part of Rusolovo, is re-equipping the Solar GOK with the prospect of starting production in 2015. In the future, the factory will provide an annual production of up to 1 tons of copper and 400 tons of tungsten concentrate. In 2015, tax revenues will amount to 71,5 million rubles, in 2016 year - 170 million rubles. And in 2017 year - 240 million rubles. In April 2014, the Sberbank credit committee approved a loan for the modernization of the factory in the amount of 400 million rubles, and in May, phased financing began.

"There is practically no raw" airbag "

The head of "Dalnedra" Alexander Boyko believes that there will be no jerks in gold mining in the future. "We have reached a critical point. The raw material base was developed in the Soviet years, and it is approaching exhaustion. A possible way to solve the problem is the growth of geological prospecting, as well as the extraction of new minerals, "he asserts.

At the same time, in comparison with other regions, the share of the Khabarovsk Territory itself in the financing of intelligence “is quite high, although the importance of the mining industry is less than, for example, in the Magadan Region”. Moreover, the region is a pilot region, where search licenses are issued for seven years, not five. Since summer, the declarative principle of granting licenses has begun to operate, which should also simplify bureaucratic procedures. “Preparation of deposits for development is still a problem of companies. But our common task is to create in the region the most aggravated conditions for investment, ”the head of“ Dalnedr ”believes.

Natalia Lomakina, the head of the sector of the Institute of Economic Research of the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences, in her assessments of the mining situation, refers to the large-scale work that a group of scientists of the Institute presented in May at the Economic Council under the governor of the region. "We were tasked to capture the impulse from the resource sector branches to other economic activities of the Khabarovsk Territory, quantify the" power "of such impulses and generally determine the degree of integration of the resource sector into the regional economy, its stimulating (or destimulating) impact," - Explained Natalia Lomakina.

She notes that the Khabarovsk Territory does not belong to those Far Eastern territories, where extraction of minerals is a branch of specialization. Nevertheless, this complex is important not only for the regional economy, but also for certain types of resources - for the national economy. "The dynamics of mining in recent years is mostly positive, having, of course, its own characteristics in the sub-sectors. The structure of the cost of production of the mining complex of the Khabarovsk Territory is ensured by more than 95-97% extraction of precious and non-ferrous metals, and approximately by 3-5% - extraction of common mineral resources and mineral waters, "she notes.

But an important characteristic for the mining complex is not only the supply of operating enterprises with raw materials, but also the state of the undistributed fund. As for highly liquid minerals that form the basis of the Khabarovsk Krai mining complex, there is practically no "resource cushion" for them, the expert notes. So, according to experts from the Ministry of Natural Resources, as of 1 January 2013, in the unallocated fund of Khabarovsk Krai, only 9,6% of total gold reserves remained, including only 3% ore. Platinum - 0%; Of silver 14%. Much better situation with tin - 37% and almost "not selected" hard coal - the share of its reserves in the undistributed fund is 79%.

At the same time, the resource sector has been attractive for investment for many years. In 2011-2013 years in Khabarovsk territory a number of large objects on extraction and processing of precious metals has been entered. In the next few years, new facilities are expected to be commissioned and production growth is forecasted for many key types of minerals in the Khabarovsk Territory. "Our assessment of investment projects of the entire resource complex of the region showed that the maximum effects are expected from projects for the extraction of minerals that provide 80% of the total GRP growth from the project package and 70% of the total increase in budget revenues at all levels. The result is due to the expected scale of investment - 63% of the total investment in a package of resource projects, "notes Natalia Lomakina.

The specialists of the Institute of Evaluation of Dynamics and Prospects of Development of the Resources Sector of the Khabarovsk Territory have revealed, however, a curious pattern. It turned out that the mining complex, generating a significant momentum - and the growth of the output in the category of "Mining" at 1000 rub. Produces an increase in gross output in the region by 1646,4 rub. And earnings for 1280 rub. - does not form the structure of branched connections with the rest of the economy of the region. So, for example, the mining complex generates sufficiently significant inter-branch effects in metallurgy, which is not in the structure of the economy of the region today. "The absence of such production in the territory of the region, firstly, means that this effect" goes "beyond its limits, and secondly, - once again proves the usefulness and the need to move away from the monostructure of the complex. It is necessary to diversify it and create processing industries in the territory of the region, "the expert concludes.

Information:

In the nine months of 2014, the mining of precious and non-ferrous metals in the Khabarovsk Territory was:

· Gold - 15 t, 97% to plan and 95,3% to the same period of 2013 year;

· Platinum - 2,25 t, 66,8% to the plan and 70,8% to the same period of the 2013 year;

· Silver - 62,52 t, 103,5% to the plan and 94,8% to the same period of the 2013 year;

· Tin in concentrate - 214,8 t, 161,5% to plan and 146,8% to the same period of 2013 year.

In the territory of the region, ore and placer gold are mined. The bulk of precious metals is extracted by gold mining companies: Mnogovershinnoye CJSC, Okhotsk Mining and Geological Company, Amur Gold, Resources Albazino, Belaya Gora. The extraction of metal in these enterprises amounted to 11,5 tons or 76,4% to the total volume of gold mined in nine months.

September 26: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Поисково-разведочные заботы

Хабаровскому краю придется пополнить запасы драгметалла

Поисково-разведочные заботы

Работающие в крае предприятия слабо обеспечены минеральными запасами, а колебания на валютных и сырьевых рынках привели к снижению рентабельности и налоговых поступлений. Эксперты отмечают, что даже в лучшие времена экономический эффект от горнодобычи уходил за пределы региона, поскольку не развита переработка металлургического сырья.

«Мы золото не едим»

По оценкам министра природных ресурсов Хабаровского края Василия Шихалева, доля горнодобычи составляет 6,9% в объеме отгруженных товаров и 5,4% в сумме налоговых платежей в бюджет края. Главной специализацией хабаровских горняков является добыча драгоценных и редких металлов. За минувшие три года в развитие горнодобывающей отрасли хабаровского края было инвестировано 21,9 млрд рублей. Это позволило создать и модернизировать дополнительные производственные мощности, а также заложить базу для дальнейшего роста добычи полезных ископаемых. Среди успехов предыдущих лет можно отметить ввод в эксплуатацию горно-обогатительного комбината на месторождении Белая Гора в Николаевском муниципальном районе, завершение строительства гидрометаллургического комбината в Амурске (АГМК) — все это события 2013 года.

Годом ранее на проектную мощность по переработке руды вышел Албазинский ГОК в районе имени Полины Осипенко, началась опытно-промышленная эксплуатация золоторудного месторождения Авлаякан в Аяно-Майском районе. В результате объемы добычи золота в крае увеличились по сравнению с 2011 годом в 1,4 раза до 20,6 тонн. Внушительных успехов добился край в добыче олова. Сегодня регион является единственным оловодобывающим регионом России. Привлечение инвестиций в модернизацию производства на Правоурмийском месторождении (Верхнебуреинский район) позволило увеличить производительность по сравнению с 2011 годом в 1,6 раза. В 2014 году добыча золота в крае ожидается в объеме 20,4 тонн, платины — 2,4 тонны, олова — 300 тонн, что на 82% больше уровня 2013 года. Налоговые поступления от горнодобывающей отрасли в бюджет края составят около 3,4 млрд рублей.

Эти данные могли бы служить поводом для оптимизма, но в конце ноября на расширенном заседании правительства Хабаровского края речь шла о предстоящих трудностях. Рентабельность добывающих предприятий снижается, предостерег участников совещания Василий Шихалев. На ЗАО «Многовершинное» средние содержания золота в руде за три года уменьшились на 33% до 3,2 г/т. При этом объемы переработки руды увеличились на 22%, себестоимость производства выросла на 39%, уровень рентабельности упал на 26%. Налоговые поступления уменьшились на 13%.

На Хаканджинском месторождении (разрабатывает «Охотская горно-геологическая компания», структура «Полиметалла») средние содержания золота упали на 55%, серебра на 30%. В текущем году 41% прирост золота на ОГРК получен за счет месторождения Авлаякян. Но его запасы обеспечат работу Хаканджинской обогатительной фабрики только на три года. Общая рентабельность предприятия снизилась на 14%, объем прибыли — на 32%, на 50% - уровень поступления налогов. Прииск Таас-Юрях компании «Амур Золото» обеспечен металлом на один год. Из-за сложной логистики себестоимость производства выросла на 20% за последние три года.

Непростая ситуация и с платиной. На прииске Кондер («Артель старателей «Амур») глубина залегания песков с 2011 года увеличилась до 20 м, а ежегодные объемы переработки горной массы выросли в два раза — с 11,5 млн кубометров до 23 млн кубометров в год. Содержание платины в песках упало в 2,2 раза, с 1,5 г до 0,69 г на кубометр. В результате по итогам 2013 года предприятие понесло убытки в размере 700 млн рублей. В целом по отрасли среднее содержание золота по рудным месторождениям упали на 16%, серебра на 33% за три года.

«Если в 2011 году, чтобы добыть тонну золота нужно было переработать 200 тыс. тонн руды, то в 2013 году — 240 тыс. тонн. На 53% снизился уровень рентабельности, на 40% упала прибыль, налоги в 2013 году составили 3,4 млрд руб.», — подытожил министр.

В министерстве отмечают и низкую обеспеченность региона запасами россыпного золота — их хватит в среднем на шесть лет. По рудному — запасов на 11 лет. К примеру, в среднем по ДФО запасы золота оцениваются на 28 лет. А в таких регионах, как Магаданская область, Якутия, — соответственно 57 лет и 46 лет. Причем наиболее острая ситуация с запасами на тех предприятиях, которые сегодня дают 50% всей добычи в крае, — «Многовершинное», ОГРК и «Амур Золото».

Оперативные результаты работы горняков за 10 месяцев уже позволяют сделать вывод о непростых временах, наступивших для отрасли. По данным минприроды, за десять месяцев года добыча золота составила 17 тонн, или 97% задания. Но отстают от плана крупнейшие производители: ЗАО «Многовершинное» — на 540 кг, «Амур Золото» — на 80 кг, ООО «Белая Гора» — на 397 килограмм. «Артель старателей «Амур»» добыла 2,4 тонн платины, что на 1,16 тонн ниже плана. На этом фоне выгодно смотрится лишь ЗАО «Правоурмийское», которое добыло 250 тонн олова или 140% к годовому заданию.

Горняками за 10 месяцев уплачено 2,4 млрд руб. налогов, на 222 млн руб. ниже плана. Снижение допустила «Охотская горно-геологическая компания» (структура «Полиметалла») — на 199 млн руб., артель «Амур» — на 239 млн руб., «Многовершинное» — на 113 млн рублей.

Первый зампред правительства края по экономике Александр Левинталь считает эту тенденцию весьма опасной для краевого бюджета. «Я подсчитал, индекс промышленного производства у нас за три года вырос на 15%. А уровень налоговых поступлений всего на 5%. Нам не тонны золота нужны, мы ведь его не едим, мы едим за счет налогов! Закрепляется тенденция снижения эффективности нашего производства, мы его все больше наращиваем, а результата все меньше», — беспокоится он.

«Неустойчивость цен делает более жесткими требования к себестоимости»

Директор хабаровского филиала «Полиметалл УК» Валентин Мартыненко утверждает, что компанией проведена значительная работа по повышению эффективности производства. Инвестировано более 16 млрд руб. в развитие рудника Албазино и Амурского горно-металлургического комбината. «Но неустойчивость цен делает более жесткими требования к себестоимости золотодобычи, а это влияет на экономические показатели и - как следствие - влечет за собой снижение налогооблагаемой базы», — объяснил он. Несмотря на это, производственные планы в 2013 году выполнены в полном объеме. На 2014 год прогноз по добыче на ОГРК составляет 3 тонны золота и 56 тонн серебра, на «Ресурсах Албазино» — 6,8 тонн золота. Более того, по итогам 2014 года налоговые отчисления «Ресурсов Албазино» увеличатся на 18 млн руб. — до 515 млн рублей.

Перспективы на 2015-2017 годы в «Полиметалле» оценивают позитивно. Албазино сохранит показатели на прежнем уровне за счет подземной добычи. А вот ОГРК ждет снижение — до 2,3 тонн золота к 2017 году. Но к тому времени в Охотском районе начнется освоение месторождения Светлое. Запуск ГОКа там намечен на второе полугодие 2017 года. Кроме того, до 2017 года планируется стабильный объем налоговых поступлений. Также «Полиметалл» намерен до 2018 года вложить в развитие своих предприятие в крае более 7 млрд рублей.

В качестве формы поддержки новых капиталоемких проектов Валентин Мартыненко предлагает правительству края включить освоение месторождения Светлое в реестр региональных инвестпроектов и дать льготу на НДПИ. «В начале 2015 года мы обратимся с расчетами в Минэкономразвития и Минфин», — пояснил он.

О помощи просит и управляющий директор ЗАО «Многовершинное» Евгений Щетинин.

Он объяснил, что за 10 месяцев на «Многовершинном» добыто 3,259 т, на «Белой горе» — 1 тонн золота. К концу года эти показатели должны соответственно составить 4,168 т и 1,244 т, всего 5,412 тонн. На 2015 годпредполагается снижеение добычи на «Многовершинном» — до 2,939 т, и рост до 2,465 т на «Белой горе» — в сумме 5,465 тонн. Глава предприятия пообещал в 2015 году заплатить 692 млн руб. налогов.

Но по словам управляющего директора, из-за тарифной политики госмонополий эффективность бизнеса снижается. Удорожание тарифов уже принесло 35 млн руб. убытка с начала года.

Глава ОАО «Артель старателей «Амур» Казбек Бажаев утверждает, что за три года на развитие Кондера направлено 18,85 млрд руб. инвестиций. Но в 2013 году предприятие получило убыток, поэтому в бюджет края уплачено 85% от уровня 2012 года. «Резкий рост курса доллара, переоценка валютных обязательств и невыполнение производственного задания в 2014 году поменяет наши планы. В 2014 году прогноз по налогам — 60% от прошлогоднего. Из-за ухудшения горнотехнических условий в следующем году планируется добыть 3 тонн платины, что на 0,3 тонн менее запланированного», — сообщил он.

Как уверяет гендиректор генеральный директор ОАО «Русолово» Евгений Колесов, на сегодняшний день работающие в Хабаровском крае ООО «Правоурмийское» и ОАО «Оловянная рудная компания» — единственные оловодобывающие предприятия в России, «в Якутии рудники стоят». Проект развития Правоурмийского месторождения предусматривает расширение действующего производства после 2017 года до 5 тыс. т оловянного концентрата в год. Планируется попутная добыча вольфрама и меди. В 2014 году планируется добыть 320 тонн олова в концентрате, в следующем — 658 тонн олова и 4 тонны вольфрама. За три года предприятие на 73% снизило себестоимость производства олова, уверяет Евгений Колесов.

Налоги в 2015 году могут составить 66 млн руб., в 2016 году — 116 млн руб., и в 2017 году, после запуска нового ГОКа — 260 млн рублей.

С Минвостокразвития и правительством края прорабатывается вопрос о строительстве автодороги и ЛЭП на Правоурмийское месторождение за счет средств федерального бюджета. Это необходимо для строительства нового комбината на 1 млн т руды. Кроме того, проект строительства ГОКа планируется включить в список приоритетных инвестпроектов Хабаровского края с последующим заключением инвестиционного соглашения. Данное соглашение позволит получить льготы по налогу на прибыль.

Подана заявка на инвестиционный кредит в размере 2,5 млрд в ВЭБа и ЕБРР на строительство ГОКа.

Входящая в «Русолово» «Оловянная рудная компания» ведет переоснащение Солнечного ГОКа с перспективой начала производства в 2015 году. В перспективе фабрика позволит обеспечить годовое производство до 1 тонны меди и 400 тонн вольфрамового концентрата. В 2015 году налоговые поступления составят 71,5 млн руб., в 2016 году — 170 млн руб. и в 2017 году — 240 млн рублей. В апреле 2014 года кредитный комитет Сбербанка одобрил выделение кредита на модернизацию фабрики в размере 400 млн руб., и в мае началось поэтапное финансирование.

«Практически отсутствует сырьевая «подушка безопасности»

Глава «Дальнедр» Александр Бойко считает, что рывков по добыче золота в будущем не предвидится. «Мы достигли критической точки. Сырьевая база наработана еще в советские годы, и она подходит к истощению. Возможный способ решения проблемы — рост геологоразведки, а также добыча новых полезных ископаемых», — утверждает он.

При этом в сравнении с другими регионами доля собственно Хабаровского края в финансировании разведки «достаточно высока, хотя значение горнодобывающей промышленности меньше, чем, например, в Магаданской области». Более того, край является пилотным регионом, где поисковые лицензии выдаются на семь лет, а не на пять. С лета начал действовать заявительный принцип предоставления лицензий, что также должно упростить бюрократические процедуры. «Подготовка месторождений к разработке — это все-таки проблема компаний. Но наша общая задача — создать в крае максимально агоприятные условия для инвестиций», — полагает глава «Дальнедр».

Доктор экономических наук, заведующая сектором Института экономических исследований ДВО РАН Наталья Ломакина в своих оценках ситуации в горнодобыче ссылается на масштабную работу, которую группа ученых института представила в мае на Экономическом совете при губернаторе края. «Нами была поставлена задача уловить импульс, исходящий от отраслей ресурсного сектора к другим видам экономической деятельности Хабаровского края, количественно измерить «мощность» таких импульсов и в целом определить степень интегрированности ресурсного сектора в региональную экономику, его стимулирующее (или дестимулирующее) воздействие», — пояснила Наталья Ломакина.

Она отмечает, что Хабаровский край не относится к тем дальневосточным территориям, где добыча полезных ископаемых является отраслью специализации. Тем не менее, этот комплекс важен не только для региональной экономики, но и по отдельным видам ресурсов — для национальной. «Динамика добычи полезных ископаемых в последние годы преимущественно позитивна, имея, конечно, свои особенности по подотраслям. Структура стоимости продукции горнодобывающего комплекса Хабаровского края обеспечена более чем на 95-97% добычей драгоценных и цветных металлов, и примерно на 3-5% — добычей общераспространенных полезных ископаемых и минеральных вод», — отмечает она.

Но важной характеристикой для горнодобывающего комплекса является не только обеспеченность действующих предприятий сырьем, но и состояние нераспределенного фонда. Что касается высоколиквидных видов полезных ископаемых, формирующих основу горнодобывающего комплекса Хабаровского края, то «подушка ресурсной безопасности» для них практически отсутствует, отмечает эксперт. Так, по оценке специалистов Минприроды, по состоянию на 1 января 2013 года в нераспределенном фонде Хабаровского края осталось лишь 9,6% от общего объема запасов золота, в том числе рудного только 3%. Платины — 0%; серебра 14%. Гораздо лучше ситуация с оловом — 37% и практически «не выбран» каменный уголь — доля его запасов, находящихся в нераспределенном фонде, составляет 79%.

При этом ресурсный сектор на протяжении уже многих лет является привлекательным для инвестирования объектом. В 2011-2013 годах в Хабаровском крае был введен ряд крупных объектов по добыче и переработке драгоценных металлов. В ближайшие несколько лет ожидается ввод новых объектов и прогнозируется рост добычи по многим ключевым видам полезных ископаемых в Хабаровском крае. «Проведенная нами оценка инвестиционных проектов всего ресурсного комплекса края показала, что максимальные эффекты ожидаются от проектов по добыче полезных ископаемых, обеспечивающих более 80% суммарного прироста ВРП от пакета проектов и 70% суммарного прироста доходов бюджетов всех уровней. Результат обусловлен ожидаемым масштабом инвестиций — 63% от суммарных инвестиций по пакету ресурсных проектов», — отмечает Наталья Ломакина.

Проведенные специалистами Института оценки динамики и перспектив развития ресурсного сектора Хабаровского края выявили, впрочем, любопытную закономерность. Оказалось, что горнодобывающий комплекс, генерируя значимый по величине импульс — а рост выпуска по категории «Добыча полезных ископаемых» на 1000 руб. продуцирует увеличение валового выпуска в регионе на 1646,4 руб. и доходов на 1280 руб. — не формирует структуры разветвленных связей с остальной экономикой края. Так, например, достаточно значимые межотраслевые эффекты горнодобывающий комплекс формирует в металлургии, которой сегодня в структуре экономики края нет. «Отсутствие таких производств на территории края, во-первых, означает, что этот эффект «уходит» за его пределы, а во-вторых, — еще раз доказывает полезность и необходимость отойти от моноструктуры комплекса. Необходима его диверсификация и создание перерабатывающих производств на территории края», — заключает эксперт.

Справка:

За девять месяцев 2014 года добыча драгоценных и цветных металлов в Хабаровском крае составила:

· Золото — 15 т, 97% к плану и 95,3% к аналогичному периоду 2013 года;

· Платина — 2,25 т, 66,8% к плану и 70,8% к аналогичному периоду 2013 года;

· Серебро — 62,52 т, 103,5% к плану и 94,8% к аналогичному периоду 2013 года;

· Олово в концентрате — 214,8 т, 161,5% к плану и 146,8% к аналогичному периоду 2013 года.

На территории края ведется добыча рудного и россыпного золота. Основной объем драгоценных металлов добыт предприятиями, ведущими добычу рудного золота: ЗАО «Многовершинное», ОАО «Охотская горно-геологическая компания», ООО «Амур Золото», ООО «Ресурсы Албазино», ООО «Белая Гора». Добыча металла по этим предприятиям составила 11,5 тонн или 76,4% к общему объему добытого за девять месяцев золота.