Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

The stolen Japanese became hostages of the nuclear issue

Tokyo and Pyongyang link North Korean nuclear missile problem with stolen Japanese

Along with the territorial problem in relations with Russia (Tokyo claims the four islands of the southern Kuriles), the most significant foreign policy priority for any Japanese Prime Minister over the last decades is the solution of the problem of the Japanese kidnapped by the North Korean special services 70-80-s of the last century with the purpose of training North Korean spies Japanese language.

The stolen Japanese became hostages of the nuclear issue
Photo: Japanese Prime Minister Junichiro Koizumi’s trip to Pyongyang / freezzaa.com

Valery Kistanov

Head of the Center for Japanese Studies of the Institute of Far Eastern Studies
For a long time, this problem was massively covered in the Japanese media and was accompanied by the demands of the public to return the unfortunates to their homeland or at least to clarify their fate. As a result, her decision became a national idea, and the name of the politician, who could do it without exaggeration, will be written in gold letters on the tablets of Japanese history. Realizing this, at the beginning of the zero years of this century, the then charismatic Prime Minister of Japan Junichiro Koizumi ventured even twice to go to Pyongyang.

On September 17, 2002, for the first time in the history of Koizumi, he met in Pyongyang with the then leader of North Korea, Kim Jong Il. He visited the DPRK for the second time in May 2004. The five kidnapping victims returned to Japan in October 2002, just a month after Koizumi's first visit, and their family members came to Japan in 2004 after his second trip. Since then, however, none of the kidnapped Japanese citizens have been allowed to return to their homeland. In total, the Japanese list of compatriots abducted by the North Korean special services includes 17 people. 

During Koizumi’s visit, North Korea admitted that the five abductees were alive, but stated that eight others, including Japanese Megumi Yokota, had died. At a meeting with Koizumi, Kim apologized for the abductions of the Japanese, which occurred in 1970 and 1980's.

At the moment, Japanese analysts fear that the problem of the kidnapped may be put aside for a long time due to the aggravation of the situation on the Korean Peninsula due to nuclear tests and the launch of ballistic missiles by Pyongyang. However, Secretary General of the Cabinet of Ministers Yoshihide Suga recently announced at a press conference that the government will make every effort to ensure the prompt return of all the remaining kidnapped Japanese citizens. According to a senior Japanese Foreign Ministry official, Japan maintains a position aimed at solving the problem of the kidnapped, as well as the nuclear and missile problems of North Korea.

In 2002, in the capital of the DPRK, Koizumi and Kim signed the Pyongyang Declaration. In accordance with the document, Japan pledged to provide economic assistance to North Korea after the normalization of bilateral diplomatic relations, which provided for a preliminary solution to the problem of the abducted. This assistance was seen as a kind of material compensation to North Korea for the colonial rule of Japan on the Korean peninsula in the first half of the 12th century. Then the DPRK, for its part, agreed to extend the moratorium on missile tests.

In August 2003, the so-called Six-Party Talks were launched to discuss nuclear weapons programs of North Korea. In September 2005, this multilateral negotiating structure, which, in addition to the DPRK, also included China, Japan, Russia, South Korea and the United States, adopted a statement according to which North Korea agreed to abandon the nuclear program in exchange for economic assistance from the countries included in the " six "negotiators, especially Japan, South Korea and the United States. It should be noted that Tokyo tried to bring to the agenda of the talks a purely bilateral problem of the abducted Japanese, which even his ally Washington could not understand.

However, in response to financial sanctions imposed on the DPRK by the United States a month later, Pyongyang launched a ballistic missile in July 2006. Three months later, North Korea conducted its first nuclear test.

Japan and the DPRK resumed their talks only in March 2014. Under informal arrangements, the parents of the kidnapped Megumi Yokota visited Mongolia and met there with the granddaughter born by their daughter and her Korean husband in the DPRK.

In accordance with the agreement reached in Stockholm in May 2014, the DPRK promised to resume the investigation into the fate of the remaining abductees and set up a special commission for this. However, in January of the year 2016, the country experienced a nuclear explosive device for the fourth time. For this, Japan once again imposed economic sanctions on the DPRK. Pyongyang, for its part, in retaliation for this step, stopped the aforementioned investigation and dismissed the relevant commission.

Under the leadership of Kim Jong-un, who inherited power from his father Kim Jong Il, North Korea accelerated its missile and nuclear programs. Thus, as it is obvious, Pyongyang has actually sentenced the decades-long problem of the kidnapped, poisoning during this whole period the relations between Japan and the DPRK.

In August this year, the new Foreign Minister of Japan, Taro Kono, had a conversation with his North Korean counterpart Lee Yong-ho in Manila and called for a comprehensive solution to the problem of kidnapped and nuclear and missile problems of the DPRK in accordance with the Pyongyang Declaration. And 12 September, official representatives of the governments of Japan and North Korea met in Switzerland at an international conference on Northeast Asia. The Japanese representative said in part: "We are continuing negotiations (with North Korea) on many channels in an effort to solve the problem of the abducted."

However, as the authors of the article, published in the Japan Times newspaper on September 18, complained, without showing signs of North Korea's refraining from continuing missile launches and nuclear tests, there is still no way to solve the problem of the kidnapped.

On the other hand, it can be confidently stated that while Tokyo does not give up the strongest military and economic pressure on the DPRK to eliminate its nuclear missile potential, Pyongyang will continue to use for its own purposes the leverage that is so sensitive to Tokyo, as the problem of abducted Japanese.

And the fact that in the foreseeable future the Japanese pressure of the Kim Jong-un regime will only grow is evidenced by an article by Japanese Prime Minister Shinzo Abe published in the New York Times on September 18. The headline of an article that appeared on the eve of the next UN General Assembly, where one of the "hot" topics will be Pyongyang's nuclear missile programs, speaks for itself: "Solidarity against the North Korean threat."

In general, to all appearances, we will not be witnessing more than one year of tug-of-war between Japan and the DPRK, to one end of which the problem of Pyongyang’s nuclear missile potential is tied, and to the other - the problem of the abducted Japanese. Against this background, Abe, unlike Koizumi, is unlikely to decide to go to Pyongyang in the foreseeable future.
September 20: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Похищенные японцы стали заложниками ядерной проблемы

Токио и Пхеньян увязывают северокорейскую ракетно-ядерную проблему с похищенными японцами

Наряду с территориальной проблемой в отношениях с Россией (Токио претендует на четыре острова южных Курил) наиболее значимым внешнеполитическим приоритетом для любого премьер-министра Японии последние десятилетия является решение проблемы японцев, похищенных спецслужбами КНДР 70-80-е годы прошлого столетия с целью обучения северокорейских шпионов японскому языку.

Похищенные японцы стали заложниками ядерной проблемы
Фото: Поездка японского премьер-министра Дзюнъитиро Коидзуми в Пхеньян / freezzaa.com

Валерий Кистанов

руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН
В течение длительного периода эта проблема массировано освещалась в японских СМИ и сопровождалась требованиями общественности вернуть несчастных на родину или хотя бы прояснить их судьбу. В результате ее решение приобрела характер общенациональной идеи, а имя политика, смогшего это сделать, без преувеличения, золотыми буквами будет написано на скрижалях японской истории. Понимая это, в начале нулевых годов текущего века тогдашний харизматичный премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми отважился даже дважды съездить в Пхеньян.

17 сентября 2002 года впервые за всю историю Коидзуми встречался в Пхеньяне с тогдашним лидером Северной Кореи Ким Чен Иром. Вторично он посетил КНДР в мае 2004 года. Пять жертв похищения вернулись в Японию в октябре 2002 года, всего месяц спустя после первого визита Коидзуми, а члены их семей приехали в Японию в 2004 году после его второй поездки. Однако с тех пор ни одному из похищенных граждан Японии не было разрешено вернуться на родную землю. Всего в японском списке похищенных северокорейскими спецслужбами соотечественников значатся 17 человек. 

Во время визита Коидзуми Северная Корея признала, что пять похищенных были живы, но заявила, что восемь других, включая японку Мэгуми Ёкота, умерли. На встрече с Коидзуми Ким принес извинения за похищения японцев, которые произошли в 1970 и 1980-е годы.

В настоящий момент японские аналитики опасаются, что проблема похищенных может быть надолго отставлена в сторону в связи с обострением ситуации на Корейском полуострове из-за ядерных испытаний и запусков баллистических ракет Пхеньяном. Тем не менее, Генеральный секретарь кабинета министров Ёсихидэ Суга на днях заявил на пресс-конференции, что правительство приложит все усилия, чтобы добиться быстрейшего возвращения всех оставшихся похищенных граждан Японии. Как сказал высокопоставленный представитель японского МИДа, Япония сохраняет позицию, нацеленную на решение проблемы похищенных, а также ядерных и ракетных проблем Северной Кореи.

В 2002 году в столице КНДР Коидзуми и Ким подписали Пхеньянскую декларацию. В соответствии с документом Япония обязалась предоставить экономическую помощь Северной Корее после нормализации двусторонних дипломатических отношений, которая предусматривала предварительное решение проблемы похищенных. Эта помощь рассматривалась как своего рода материальная компенсация Северной Корее за колониальное правление Японии на Корейском полуострове в первой половине 20-го века. Тогда КНДР, со своей стороны, согласилась продлить мораторий на ракетные испытания.

В августе 2003 года были запущены так называемые шестисторонние переговоры с целью обсуждения программ ядерного вооружения Северной Кореи. В сентябре 2005 года эта многосторонняя переговорная структура, которая, помимо КНДР, включала также Китай, Японию, Россию, Южную Корею и США, приняла заявление, по которому Северная Корея согласилась отказаться от ядерной программы взамен на экономическую помощь со стороны стран, входящих в «шестерку» переговорщиков, прежде всего, Японии, Южной Кореи и США. Следует отметить, что Токио попытался внести в повестку переговоров чисто двустороннюю проблему похищенных японцев, что не нашло понимания даже у его союзника – Вашингтона.

Однако в ответ на финансовые санкции, наложенные на КНДР Соединенными Штатами месяцем позже, Пхеньян в июле 2006 года запустил баллистическую ракету. А спустя три месяца, Северная Корея провела свое первое ядерное испытание.



Япония и КНДР возобновили их переговоры лишь в марте 2014 года. По неофициальным договоренностям, родители похищенной Мэгуми Ёкоты посетили Монголию и встретились там с внучкой, рожденной их дочерью и ее корейским мужем в КНДР.

В соответствии с соглашением, достигнутым в Стокгольме в мае 2014 года, КНДР обещала возобновить расследование относительно судеб оставшихся похищенных и создала для этого специальную комиссию. Однако в январе 2016 года страна в четвертый раз испытала ядерное взрывное устройство. За это Япония в очередной раз наложила экономические санкции на КНДР. Пхеньян, со своей стороны, в отместку за этот шаг прекратил упомянутое расследование и распустил соответствующую комиссию.

Под руководством Ким Чен Ына, который унаследовал власть от своего отца Ким Чен Ира, Северная Корея ускорила ее ракетную и ядерную программы. Тем самым, как очевидно, Пхеньян фактически отправил в долгий ящик насчитывающую несколько десятилетий проблему похищенных, отравляющую в течение всего этого периода отношения между Японией и КНДР.

В августе этого года новый министр иностранных дел Японии Таро Коно имел беседу со своим северокорейским визави Ли Ён Хо в Маниле и призвал к комплексному решению проблемы похищенных, а также ядерной и ракетной проблем КНДР в соответствии с Пхеньянской декларацией. А 12 сентября официальные представители правительств Японии и Северной Кореи встречались в Швейцарии на международной конференции, посвященной Северо-Восточной Азии. На ней японский представитель, в частности, сказал: «Мы продолжаем переговоры (с Северной Кореей) по многим каналам в стремлении решить проблему похищенных».

Однако, как сетуют авторы статьи, помещенной в газете Japan Times 18 сентября с.г., без демонстрации признаков воздержания Северной Кореей от продолжающихся запусков ракет и ядерных испытаний пока еще не виден путь к решению проблемы похищенных.

С другой стороны, можно уверенно констатировать, что пока Токио не откажется от сильнейшего военного и экономического давления на КНДР с целью ликвидации ее ракетно-ядерного потенциала, Пхеньян по-прежнему будет в своих целях использовать против Японии имеющийся у него такой чувствительный для Токио рычаг, как проблема похищенных японцев.

А то, что в просматриваемой перспективе японский прессинг режима Ким Чен Ына будет лишь нарастать, свидетельствует опубликованная 18 сентября в газете New-York Times статья премьер-министра Японии Синдзо Абэ. Заголовок статьи, появившейся накануне очередной Генассамблеи ООН, где одной из «горячих» тем станут ракетно-ядерные программы Пхеньяна, говорит сам за себя: «Солидарность против северокорейской угрозы».

В общем, судя по всему, мы еще не один год будем свидетелями перетягивания каната между Японией и КНДР, к одному концу которого привязана проблема ракетно-ядерного потенциала Пхеньяна, а к другому – проблема похищенных японцев. На этом фоне Абэ в отличие от Коидзуми в обозримом будущем вряд ли решиться поехать в Пхеньян.