Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Those who don’t go to EastRussia: Why does the writer and artist Laura Beloiván think that everyone should have their own sea - EastRussia | Interview

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

"Feed the eyes of beauty"

Why the writer and artist Lora Beloivan believes that everyone should have their own sea

Her book "Suitcase romance", nominated for the Dovlatov Prize, Alexander Genis called the only one that would like Dovlatov himself. Her pictures - or "pikchi", as the author calls them, are willingly bought in private collections around the world. Lora Beloyivan could prosper in any country. And about ten years ago she almost succumbed to the suitcase mood. I almost gathered to move from Vladivostok to Moscow. But one day, she and her husband went for a walk along the embankment - and saw a small dying seal. Picked up, settled in his own bathroom. They called Chuvyrloi. We tried to cure, but could not save. And after that they decided to move. But not to the capital, but to the village. We bought a house and opened in it a rehabilitation center for marine mammals. So Laura Beloivan became a resident of the village of Tavrichanka, familiar to her readers called South Russian Ovcharovo. Details - in the interview for the project "Unsuccessful".

"Feed the eyes of beauty"
Photo: Courtesy of Laura Beloivan
- I, even when we lived in Vladivostok, did not really want to leave. It was just not clear what to do next. And when I stopped to perceive work as a fact of employment somewhere, the question of departure was removed. And it is not worth for me for many years. Although I can not call myself a zealous patriot of Russia. If the Far East belonged to some other jurisdiction, I would love it anyway. Everything is good here. Everything is fine. Just the spirit freezes.

- And from what is this "everything is fine"?
- When you try to explain the components of buzz, you can never find the right words, wording. It's like love. You can not say for what. You can - in spite of. The White Sea is also very cool. Dynamics, atmosphere. The classy Kola peninsula is from Murmansk and further north. Such a domestic Arctic - like the Arctic, and then the Gulf Stream, which softens everything. If in the empire - then in the province by the sea. Any place near the sea. The Far North is also wonderful, but there everything is more extreme.
And at us from the most extreme - remoteness of territory. To walk around Lisbon, we need to take into account the cost of tickets not from Moscow to Portugal, but from Vladivostok to Moscow and back. And only a quarter of the total cost of the trip will cost the way from Moscow to Lisbon. In my opinion, our capitals have only advantages: proximity to places where you can fly for the weekend. At us so it is impossible. And I need to go somewhere twice a year somewhere - a blood update happens.

"But from the Far East to the countries of Southeast Asia it's easy to give ..."
- Try to get to the same Japan. Visa costs more than Schengen. And the tickets are expensive. At least 200 dollars in one direction will cost a flight to South Korea. And to Japan - two times more expensive. In Southeast Asia it's cheaper to fly from Moscow than from the Far East. And why? Charters fly from capitals, and from us - regular flights. And they are always more expensive.
But I visited all of Southeast Asia, when I worked in the shipping company. Also has understood: these sweets not of my favorite assortment. My holiday option is Europe. I really want to visit many places in Russia. In Irkutsk, for example, I want to fly the third year. And I can not - it's too expensive. The issue of airfare very separates the country ... But I'm ready to fly ten hours only to the hub, from which I can then fly to Europe, so here it is most of the time and come back here. Now we went to the store, drove along the coast - it took us an hour. And simply fed the eyes of beauty.
Vladivostok - he's all that. This city is my love. You go - and suddenly the sea jumps into your eyes. Almost in every neighborhood there is a view from the windows to the water. But it's not only that. As it seems to me, the sea in general should be its own. He did not just come, took a walk and left, and the remaining months of the year then live the land life. This is only an excuse for anguish: a date - and then a long separation, quite nightmarish. The sea must be its own. And the Sea of ​​Japan is the best. You can not even swim, do not swim, but just know that at any time you can do it. Just breathe this air. At any moment, come and sing on the waves.
For me, there is no question of leaving the Far East. The question is whether to leave the country altogether. If, God forbid, it is necessary to leave, it will be a great personal catastrophe. For me it will be the loss of this here this place where I live. And I'll sit here till the last.

- Is the rehabilitation center for seals opened by you - the main anchor?
"A sealer is a matter of life." And we have absolutely no one to pass it on. If we leave, this banner from the weakened hands no one will pick up. The animals will perish. Yes, and I would not want to transfer - it still needs to grow. Any business needs to become an adult. As parents can not leave a child in 10 years - he can not live on his own and serve himself - and any business requires a certain number of years.

- Does the sealer work the whole year or only a few months in a year?
- The first animals come to us in late February - early March. Release is usually in July. This year we bought a new large plot, on the part of which we will live, and in the second half there will be a seal center. Already this year we will begin to build. I was lucky to find a plot of the right size. By the way, they bought it from one of the aunts who decided to leave the Far East. She is a pensioner, like most of those who move to Krasnodar.

- And on the Kuban, mostly retired people leave?
- I do not know people who would have gone to Krasnodar at the working age. There they leave either before the pension, or already on pension. A lot of former warriors, for example. And people of working age choose nevertheless mainly Moscow, Peter.
The auntie from whom we bought the plot is 70 years old. Goes to Krasnodar, because it is its historical homeland. There are generally a lot of Kuban in the second generation. In the first, too, they came once with their parents. There are some roots in the Kuban. In the Far East, there are no indigenous people at all. In Stolypin's times, it was settled by Ukrainians, who came from the southern Russian steppes. From Tavria the same. No wonder that our village is called Tavrichanka. And there are a lot of such names by which it is easy to read who is from the Crimea, who is from the Kuban. Therefore, leaving. Yes, they earned something for life here, sold it - and back. In a climate where grapes grow larger than ours.
It is understandable. The climate is still so to us. The most gracious time is literally two months a year, September and October. When the air is clear, ringing ... And in summer it's very hot, stuffy, wet. Especially this year. And very cold winters. In winter, the graceful current of Curacio turns away from us, and the minus 30 is the norm. And with cold, very strong winds, it's just a freezing atmosphere. And most of all in Vladivostok it is felt, since the Golden Horn does not freeze, and from it it blows so cold ...



- It turns out that many left from the Far East, as from the rest of Russia, are climatic emigrants?
- Perhaps, I will agree. Here is my husband - if I had tights Manu, - I could consider myself a climatic emigrant. He would probably be happy in some kind of Australia. Where the weather does not change year round. And our climate is a circumstance with which it is difficult to reconcile. Always - then fighting with typhoons, then something else. In winter, too, snow covers up so that it is impossible to fly away.
But it's simple - talk about potential departure. And it is worth thinking about specifics, as it turns out that there is no place to go. I have some friends left for Spain, others for Portugal. Neither there nor ideal. It seems to be nothing in Ireland. But the Irish normal you will never become. Although they say that we are like ...

- And the monetary side of the issue is limited by choice?
- To get permanent residence, money is needed everywhere. But it's not about them. If we are talking about global things - leaving the country or not, then there is another important point. We live here and have a bitter, but very valuable right - to laugh at all the nonsense that is happening around us. Leaving the country, people still, from my point of view, this moral right is losing. Why are we always irritated by emigrants who speak evil of Russia? They are malicious, being already there, long ago or recently. It seems to me that as soon as they cross the border, they immediately lose this right. And I would not want to lose it.

- I believe that many potential emigrants are stopped by the loss of the language environment ...
- I do not agree. The language problem was relevant until the nineties. Especially for the humanities, for whom language is a shovel, a means of production. English can be learned arbitrarily well, but you will never become a bilingual in adulthood. Therefore, it was necessary to continue to be friends with my tongue somehow. And in the two thousandth already everything has changed, and now thanks to the Internet and social networks there is a language diffusion. And all this forum communication is the same spoken language, so the risk of root loss, in general, no. Of course, if a person is not the last dunduk, which is outside of technology.

"Since we're talking about technology." What would you advise the representatives of the generation who grew up with them? Leave or stay?
- Nothing. Everyone must decide for himself. If you stay, then lay all the eggs in different baskets. Do not concentrate your intellectual property in any one specialization, but gain skills and knowledge in several industries. So at least one, it is not known what, will shoot in a few years, and you will be able to upgrade what you have put.
It is always very difficult to advise. Here to my godson now 25 years. For thirty years we have been friends with his parents, we live in the same village. He is an IT person, he was educated in Russia, now moved to Canada. And it's better for him. This is unacceptable for me, but for others this option is quite welcome.

- Why didn't your godson go from the Far East to Moscow?
- I don’t understand where the question itself came from: “Why don’t you leave the Far East for Moscow?” This is strange. There are very few countries in the world where such a question is in some provinces. In Texas, for example, you can ask: “Why do not you leave Texas?” Because the mentality of the Texan and the New Yorker are very different. And there you can ask a question - why are you not leaving for New York? But not to everyone in Texas, but to some boy with musical inclinations. You can ask him. I wanted to give one more example - and I can't. The question of moving to the capital is relevant only for Russia, because traditionally everything — brains, money, and driving equipment — was concentrated there. At two points.

"It's hard to deny that the rest is a province."
- And Vladivostok is absolutely not provincial. He was not originally a province. Because the province is also a tradition. A province does not become overnight and does not stop overnight. It is still some old stories. Where does Vladivostok be a province from, if naval sailors came here and established a fort here. Then came the merchants and engineers and brought their wives. And merchants came Dutch, Portuguese, German - whatever you like. They founded trading houses here and began to hold balls. Do you understand? There simply was no provinciality that could be inherited. And if you compare the distance from Moscow to Beijing or Tokyo, and the same distance from Vladivostok ...

- Yes, we have already said that we have all of Asia at our side ...
- And these are capitals, world ones. Therefore, there is no provincial spirit here. By the way, there is another interesting point. When our Vladivostok people leave for Moscow to further upgrade their careers, they very quickly become heads. And this is not one, not two, not ten cases. Permanent story. And in Peter, so they just immediately move to other positions.

- What do you think, why?
- There is a lot of driving in Vladivostok, and people, in the main, are very energetic. And with Moscow in recent times, too, not all is well. Many people who know how to do something, go abroad. The place for new people is being vacated. And ours occupy it.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Покормить глаза красотой»

Почему писатель и художник Лора Белоиван считает, что море у каждого должно быть свое

Ее книгу «Чемоданный роман», номинированную на Довлатовскую премию, Александр Генис назвал единственной, которая понравилась бы самому Довлатову. Ее картины – или «пикчи», как прозаично именует их автор, – охотно раскупают в частные коллекции по всему миру. Лора Белоиван могла бы преуспевать в любой стране. И лет десять назад она едва не поддалась чемоданному настроению. Почти собралась перебраться из Владивостока в Москву. Но однажды они с мужем пошли прогуляться по набережной – и увидели маленького погибающего тюлененка. Подобрали, поселили в собственной ванной. Назвали Чувырлой. Пытались вылечить, но спасти не смогли. И после этого все же решили переехать. Но не в столицу, а в деревню. Купили дом и открыли в нем реабилитационный центр для морских млекопитающих. Так Лора Белоиван стала жительницей деревни Тавричанки, знакомой ее читателям под названием Южнорусское Овчарово. Подробности – в интервью для проекта «Неуехавшие».

«Покормить глаза красотой»
Фото: Предоставлены Лорой Белоиван
– Я и тогда, когда мы во Владивостоке жили, не очень хотела уезжать. Просто было непонятно, что делать дальше. А когда я перестала воспринимать работу как факт трудоустройства где-нибудь, вопрос об отъезде снялся. И не стоит для меня уже очень много лет. Хотя я не могу назвать себя рьяным патриотом России. Если бы Дальний Восток относился к какой-то другой юрисдикции, я бы все равно его любила. Здесь все хорошо. Все прекрасно. Просто дух замирает.
 
– А из чего складывается это «все прекрасно»?
– Когда пытаешься объяснить составляющие кайфа, никогда не можешь найти нужные слова, формулировки. Это как про любовь. Ты не можешь сказать, за что. Можешь – вопреки. На Белом море тоже очень классно. Динамика, атмосфера. Классный Кольский полуостров – от Мурманска и дальше на север. Такая домашняя Арктика – вроде бы и Арктика, и тут же Гольфстрим, который все смягчает. Если уж в империи – то в провинции у моря. Любое место возле моря. Крайний Север тоже замечательный, но там все поэкстремальнее.
А у нас из самого экстремального – отдаленность территории. Чтобы погулять по Лиссабону, нам нужно учитывать стоимость билетов не из Москвы до Португалии, а из Владивостока до Москвы и обратно. И лишь в четверть общей стоимости поездки обойдется путь от Москвы до Лиссабона. На мой взгляд, у наших столиц единственные преимущества – близость к прогулочным местам, куда можно слетать на выходные. У нас так не получается. А мне нужно два раза в год обязательно куда-то ездить – обновление крови так происходит.
 
– Зато от Дальнего Востока до стран Юго-Восточной Азии рукой подать…
– Попробуйте попасть в ту же Японию. Виза стоит дороже шенгенской. И билеты дорогие. Как минимум 200 долларов в одну сторону обойдется перелет в Южную Корею. А в Японию – еще в два раза дороже. В Юго-Восточную Азию из Москвы дешевле слетать, чем с Дальнего Востока. А все почему? Из столиц летают чартеры, а от нас – регулярные рейсы. А они всегда дороже.
Но я побывала во всей Юго-Восточной Азии, когда работала в пароходстве. И поняла: это конфеты не моего любимого ассортимента. Мой вариант отпуска – Европа. Очень хочу побывать и во многих местах России. В Иркутск, например, третий год хочу слетать. И не могу – слишком дорого получается. Вопрос стоимости авиабилетов очень разъединяет страну… Но я готова лететь десять часов только до хаба, из которого смогу потом вылететь в Европу, чтобы вот здесь находиться большую часть времени и сюда возвращаться. Сейчас поехали в магазин, проехали по части побережья – это у нас заняло час. И просто покормили глаза красотой.
Владивосток – он весь такой. Этот город – моя любовь. Ты идешь – и вдруг тебе море запрыгивает в глаза. Почти в каждом микрорайоне есть вид из окон на воду. Но дело не только в этом. Как мне кажется, море вообще должно быть свое. Не просто приехал, погулял и уехал, а оставшиеся месяцы в году потом жить сухопутную жизнь. Это только повод для тоски: свидание – а потом длинная разлука, совершенно кошмарная. Море должно быть свое. А Японское море – лучшее. Можно даже не купаться, не плавать, а просто знать, что в любой момент ты можешь это сделать. Просто дышать этим воздухом. В любой момент придти и попялиться на волны.
Для меня не стоит вопрос, уезжать ли с Дальнего Востока. Вопрос – уезжать ли вообще из страны. Если, не дай бог, придется уехать, это будет большой личной катастрофой. Для меня это будет потерей вот этого вот места, где я живу. И я буду до последнего здесь высиживать.
 
– Открытый вами центр реабилитации для тюленей – главный якорь?
– Тюленятник – дело жизни. И нам абсолютно некому его передать. Если мы уедем, это знамя из ослабевших рук никто не подхватит. Звери будут гибнуть. Да и не хотелось бы передавать – его еще подрастить нужно. Любому делу нужно стать совершеннолетним. Как родители не могут оставить ребенка в 10 лет – он не сможет жить самостоятельно и сам себя обслуживать, – так и любое дело требует определенного количества лет.
 
– Тюленятник работает весь год или только несколько месяцев в году?
– Первые звери попадают к нам в конце февраля – начале марта. Выпуск обычно в июле. В этом году мы купили новый большой участок, на части которого будем жить мы, а на второй половине будет тюлений центр. Уже в этом году будем начинать строиться. Повезло, что удалось найти участок нужного размера. Кстати, купили его у одной из тетушек, решившей уехать с Дальнего Востока. Она пенсионерка, как и большинство из тех, кто перебирается в Краснодар.
 
– А на Кубань уезжают, в основном, пенсионеры?
– Я не знаю людей, которые уехали бы в Краснодар в трудоспособном возрасте. Туда уезжают либо перед пенсией, либо уже на пенсии. Очень много бывших вояк, например. А люди работоспособного возраста выбирают все-таки в основном Москву, Питер.
Тетушка, у которой мы купили участок, – ей лет 70. Едет в Краснодар, потому что это ее историческая родина. Здесь вообще много кубанцев во втором поколении. В первом тоже – они приехали когда-то с родителями. На Кубани остались какие-то корни. На Дальнем Востоке же вообще нет коренного населения. В столыпинские времена он заселялся украинцами, выходцами из южнорусских степей. Из Таврии той же самой. Не зря же наше село называется Тавричанка. И таких названий, по которым легко считывается, кто из Крыма, кто с Кубани, здесь много. Поэтому и уезжают. Да, заработали что-то за жизнь здесь, продали – и назад. В климат, где растет виноград крупнее, чем у нас.
Оно и понятно. Климат у нас все-таки – так себе. Самое благодатное время – это буквально два месяца в году, сентябрь и октябрь. Когда воздух прозрачный, звенящий… А летом очень жарко, душно, влажно. Особенно в этом году. И очень холодные зимы. Зимой от нас отворачивает благодатное течение Курасио, и минус 30 – это норма. А при холодных, очень сильных ветрах просто вымораживающая атмосфера. И больше всего во Владивостоке это чувствуется, поскольку Золотой Рог не замерзает, и с него веет таким холодом…
 
– Получается, что многие уехавшие с Дальнего Востока, как из остальной России, – климатические эмигранты?
– Пожалуй, соглашусь. Вот мой муж, – если бы понесли колготки Маню, – мог бы причислить себя к климатическим эмигрантам. Он был бы, наверное, счастлив, в какой-нибудь Австралии. Где круглый год погода не меняется. А наш климат – это такое обстоятельство, с которым трудно примириться. Всегда – то борьба с тайфунами, то еще что-нибудь. Зимой еще и снегом заваливает так, что улететь невозможно.
Но это просто – рассуждать о потенциальном отъезде. А стоит подумать о конкретике, как выясняется, что и уезжать-то особо некуда. Вот у меня одни друзья уехали в Испанию, другие – в Португалию. Ни там, ни там не идеал. Вроде бы, в Ирландии ничего. Но ирландцем нормальным ты никогда не станешь. Хоть и говорят, что мы похожи…
 
– Еще и денежная сторона вопроса выбор ограничивает?
– Чтобы получить ПМЖ, деньги нужны везде. Но дело не в них. Если мы говорим о глобальных вещах – уезжать из страны или нет, то есть другой важный момент. Мы живем здесь и обладаем горьким, но очень ценным правом – ржать над всей той ерундой, которая вокруг нас происходит. Уезжая из страны, люди все-таки, с моей точки зрения, это моральное право теряют. Почему нас всегда раздражают эмигранты, которые злословят о России? Злословят, находясь уже там, давно или недавно. Мне кажется, как только они пересекают границу – они это право тут же утрачивают. А я бы не хотела бы его терять.
 
– Полагаю, что многих потенциальных эмигрантов останавливает скорее потеря языковой среды…
– Я не соглашусь. Языковая проблема была актуальна до девяностых годов. Особенно для гуманитариев, для которых язык – это лопата, средство производства. Английский можно выучить сколь угодно хорошо, но ты никогда не станешь билингвом в зрелом возрасте. Поэтому нужно было как-то со своим языком продолжать дальше дружить. А в двухтысячные уже все поменялось, и сейчас благодаря интернету и социальным сетям происходит языковая диффузия. Причем все это форумное общение – это же разговорный язык, поэтому риска утраты корней, в общем-то, нет. Конечно, если человек – не дундук последний, который вне технологий.
 
– Раз уж мы заговорили о технологиях. Что бы вы посоветовали представителям поколения, которое вместе с ними выросло? Уезжать или оставаться?
– Ничего. Каждый должен решать сам. Если оставаться, то раскладывать все яйца в разные корзины. Не концентрировать в какой-то одной специализации свою интеллектуальную собственность, а получать навыки и знания в нескольких отраслях. Так хотя бы одно, неизвестно какое, выстрелит через несколько лет, и ты сможешь апгрейдить то, на что поставил.
Советовать всегда очень сложно. Вот моему крестнику сейчас 25 лет. Тридцать лет дружим с его родителями, живем в одной деревне. Он айтишник, получил образование в России, сейчас перебрался в Канаду. И для него так лучше. Это неприемлемо для меня, но для других такой вариант я вполне приветствую.
 
– А почему ваш крестник не уехал с Дальнего Востока в Москву?
– Я не понимаю, откуда вообще взялся сам вопрос: «Почему вы не уезжаете с Дальнего Востока в Москву?» Это странно. В мире очень немного стран, где в каких-то провинциях такой вопрос стоит. В Техасе, к примеру, можно спросить: «Почему вы не уезжаете из Техаса?» Потому что менталитет техасца и нью-йоркца очень сильно отличаются. И там можно задать вопрос – почему вы не уезжаете в Нью-Йорк? Но не всем подряд жителям Техаса, а какому-нибудь мальчику с музыкальными наклонностями. Его можно спросить. Я хотела еще один пример привести – и не могу. Вопрос переезда в столицы – актуален только для России, потому что традиционно всё – мозги, деньги и движуха, – сконцентрировалось там. В двух точках.
 
– Сложно отрицать, что остальное – провинция. 
– А Владивосток абсолютно не провинциален. Он изначально не был провинцией. Потому что провинция – это тоже традиция. Провинцией не становятся в одночасье и не прекращают в одночасье быть. Это все равно какие-то давние истории. А откуда Владивостоку быть провинцией, если сюда пришли военные моряки и основали здесь форт. Потом приехали купцы и инженеры и привезли своих жен. А купцы приехали голландские, португальские, немецкие – какие угодно. Основали здесь торговые дома и начал проводить балы. Понимаете? Здесь просто не было провинциальности, которую можно было бы унаследовать. А если еще сравнить расстояние от Москвы до Пекина или до Токио, и то же расстояние от Владивостока…
 
– Да, мы уже говорили, что у нас вся Азия под боком…
– А это столицы, мировые причем. Поэтому здесь духа провинциального нет. Кстати, есть еще один интересный момент. Когда наши владивостокцы уезжают в Москву, чтобы дальше апгрейдить свою карьеру, они очень быстро становятся начальниками. Причем это не один, не два, не десять случаев. Постоянная история. А в Питер так они просто сразу переезжают на другие должности.
 
– Как думаете, почему?
– Во Владивостоке очень много драйва, и люди, в основном, крайне энергичные. А с Москвой в последнее время тоже не все ладно. Многие люди, которые умеют что-то делать, уезжают за границу. Освобождается место для новых людей. И наши его занимают.